Михраб в мечети что это
Михраб – важнейший элемент исламской религиозной архитектуры
Михраб как архитектурный элемент развивался на протяжении долгого периода времени, пишет Тугба Эрзинджан для İslam Ansiklopedisi.
В Мечети Пророка в Медине михраб не имелся, но было место, где стоял Посланник Аллаха (мир ему), проводя намаз. Когда при Умаре ибн Абдул-Азизе в 707-710 гг. Мечеть Пророка перестраивалась, то в этом месте был сооружен михраб в виде ниши, который и стали называть михрабом Посланника Аллаха. В других мечетях в ранний период исламской истории направление киблы обозначалось цветной линией, камнями или гипсовой плитой. Образцы таких плит, датируемых XIII веком, можно увидеть в Каире и Мосуле. Египетский историк аль-Макризи (1364-1442) сообщает, что первый михраб был построен Умаром ибн Абдул-Азизом. С другой стороны, он же пишет, что михраб в мечети Амра ибн аль-Аса в Каире сначала не имел форму углубления в стене, а такую форму ему придал наместник Египта Курра ибн Шарик в 711-712 гг. Самые ранние примеры нишевых полукруглых михрабов, которые позволяют образовывать еще один ряд в намазе, судя по всему, находились в этих двух упомянутых мечетях, а также в мечети Омейядов в Дамаске (705-714). До наших дней не дошел ни один из них. А самый ранний из сохранившихся располагается в пещере под мечетью Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме (Аль-Кудс) и датируется 691 г.
Самый ранний из сохранившихся располагается в пещере под мечетью Куббат ас-Сахра в Иерусалиме и датируется 691 г. / Источник: pinterest.com
Поскольку практики создания михрабов не существовало при жизни Посланника Аллаха (мир ему), то некоторые заявляли, что она является нововведением и не допустима. Но религиозные ученые в своем большинстве считают михрабы согласующимися с нормами шариата. Вместе с этим, в трудах по фикху рассматриваются вопросы о том, какую форму должен иметь михраб, может ли он приниматься в качестве определения направления на киблу, сколько времени должен стоять в нем имам.
Михраб мечети Насир оль-Мольк в Иране / Источник: commons.wikimedia.org
Со временем михраб стал иметь сложную структуру, обзавелся такими элементами, как колонны, бордюры, арки, углы, надписи и обильные украшения. Верхняя часть михраба может иметь вид полукруглой или стрельчатой арки, быть оформлена поперечными ребрами или мукарнасом. Ниша может быть полукруглой, прямоугольной, многоугольной или двухступенчатой. Вместе с этим существуют михрабы, не включающие ни один из этих элементов и имеющие самую разную планировку и форму. В одних случаях михраб выступает из наружных стен мечети, в других – остается внутри их. Иногда их строят слегка выше уровня пола в мечети, чтобы имам мог быть виден всем прихожанам.
Михраб Великой мечети Кайруана / Источник: en.wikipedia.org
Для михрабов используются самые разные материалы – натуральный камень, штукатурка, изразцы, кирпич и дерево. А их оформление можно разделить на три группы – рамки, геометрические и растительные композиции, надписи. Самыми распространенными аятами, которыми украшали михрабы, являются 144-й аят суры аль-Бакара и 37-й аят суры Али Имран. Кроме того, широко используются «Аят Трона» и «Слова свидетельства».
Михраб мечети Бейхеким в Конье / Источник: pinterest.com
В мечетях михраб обычно находится в середине стены, обращенной к кибле. В мусалла и намазгяхах он обозначается простой нишей или камнем. В больших мечетях может быть несколько михрабов – в разных частях здания и в примыкающих к мечети портиках, где совершают намаз опоздавшие. Например, мечеть Ибн Тулуна в Каире имеет 6 михрабов, построенных в разные периоды.
Михраб мечети ан-Насира Мухаммада в Каире / Источник: en.wikipedia.org
Так как учебные помещения в медресе одновременно использовались для совершения намаза, а гробницы, как и находящиеся в них могилы, были ориентированы на киблу, то михрабы сооружали и там.
Михраб
Михраб (араб. محراب) — место в мечети, в котором располагается предстоятель коллективной молитвы во время ее совершения.
Словом «михраб» также обозначается ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.
Во время жизни пророка Мухаммада, а также в период жизни четырех праведных халифов не было принято создавать нишу (то есть михраб) в мечети, указывающую направление к Каабе. Первым, кто стал это делать, был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, вошедший в историю с титулом «пятый праведный халиф».
Ученые-богословы высказали разные мнения относительно необходимости нахождения предстоятеля молитвы (имама) в михрабе во время совершения обязательной коллективной молитвы. Так, например, часть богословов-ханафитов высказалась о нежелательности (макрух) нахождения предстоятеля молитвы (имама) в другом месте при совершении коллективной молитвы, кроме как в михрабе, если в этом нет крайней необходимости. Богословы-маликиты и богословы-шафииты высказались в пользу того, что нахождение в михрабе предстоятеля молитвы при совершении коллективной молитвы относится к категории допустимых действий, а не к категории обязательных. Однако богословы-ханбалиты высказались совершенно иначе. По их мнению, подобное действие является нежелательным (макрух). Важно отметить, что мнения ученых-богословов на этот счет имеют определенную аргументацию и разумное объяснение. Что касается совершения дополнительных молитв, то, согласно мнению некоторых ученых-богословов, нахождение в михрабе относится к категории нежелательных действий (макрух). Аргументируют свое мнение они тем, что люди, явившиеся в мечеть с опозданием, могут предположить, что находящийся там совершает обязательную молитву, от чего ошибочно могут присоединиться к нему. Исключение составляют случаи, когда после окончания совершения коллективной молитвы предстоятель остается находиться в михрабе в сидячем положении, но обращаясь лицом к присутствующим. Известно, что так делал сам пророк Мухаммад, то есть оставался в том месте, где руководил намазом.
Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых-богословов, например, богословов-маликитов, нежелательно приукрашивать михраб золотом или какими-либо драгоценностями, а также надписями, в том числе аятами Священного Корана. Однако другие ученые-богословы высказались о допустимости подобного[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Михраб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 36. С. 193–199.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Михраб
Смотреть что такое «Михраб» в других словарях:
Михраб — (араб. святилище), полукруглая, многогранная, реже прямоугольная в плане молитвенная ниша в мечети, в стене, обращённой к Мекке (в ранних мечетях к Иерусалиму). Михраб завершается полукуполом, украшается орнамент, резьбой, инкрустацией,… … Художественная энциклопедия
МИХРАБ — (арабское святилище), молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке (в ранних мечетях к Иерусалиму). Михраб завершается полукуполом, украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью … Современная энциклопедия
МИХРАБ — (араб. святилище) молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке; украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью … Большой Энциклопедический словарь
михраб — сущ., кол во синонимов: 2 • ниша (14) • святилище (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Михраб — (مِحْراب) ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Он часто расположен в середине стены. В… … Википедия
михраб — (араб. святилище), молитвенная ниша в стене мечети, обращённая к Мекке; украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью. * * * МИХРАБ МИХРАБ (араб. святилище), молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке (см. МЕККА) ;… … Энциклопедический словарь
Михраб — (араб. святилище) молитвенная ниша; помещается в обращенной к Мекке стене мечети. Полукруглые, многогранные, реже прямоугольные в плане М. завершаются полукуполом; украшаются орнаментальной резьбой по стуку, мрамору, глине, дереву,… … Большая советская энциклопедия
Михраб — ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * Молитвенная ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
михраб — михр аб, а … Русский орфографический словарь
михраб — Мәчеттә мулла намаз укыр өчен билгеләнгән махсус урын, түр … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Михраб в мечети
Михрабом в мечетях называют стенную нишу, которую выкладывают и украшают аркой, а также иногда двумя колоннами. Обустройство такой ниши призвано указать направление на Киблу (Мекку), и чаще всего ее делают в центре стены. Лицом к этой нише обычно молится имам, стоящий во главе намаза и руководящий им, поскольку во время молитвы имам должен быть впереди всех остальных молящихся.
Михраб имеет то же название, что и вариант христианского алтаря или аспиды. Это сравнительно поздний элемент мусульманской религиозной архитектуры, так как такие ниши начали делать в мечетях только с начала восьмого века. Нет ни одного упоминания Пророка Мухаммада ﷺ о михрабе, но исламскими теологами он был единодушно признан полезным и красивым элементом общей атрибутики мечетей по всему миру наряду с такими элементами как купол, минареты и минбар. Переплетаясь с отличительными особенностями каждого конкретного мусульманского храма, которые зависят, прежде всего, от общественных и культурных факторов каждой конкретной страны, они участвуют в создании уникального архитектурного стиля, который и отличает исламские храмы и делают их особенными и уникальными.
Обязательным элементом при строительстве храма этот элемент не является, но он используется как часть храмовой мусульманской архитектуры, начиная с восьмого века, практически постоянно, и сейчас уже трудно себе представить место поклонения мусульман без этого элемента.
Первый михраб стал использоваться в мечети в качестве архитектурного элемента в конце первого века хиджры во время благочестивого халифа Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз. Первые из них имели форму ниши со сводами, один из них располагался в том месте, где когда-то за много лет до этого совершал намаз Пророк Всевышнего ﷺ – он украшен аятами из Корана и сохранился до наших дней. На сегодняшний день практически все мечети в мире имеют михраб: нет его только в храме Масджид-аль-Харам в Мекке.
Примечателен михраб, который был сооружен в кордовской Соборной мечети (на двух фотографиях слева): там ниша интересна тем, что является центральной частью, архитектурным ядром композиции Соборной мечети, организована и украшена в лучших традициях арабской архитектуры. Ее убранство по традиции того времени представляет собой удивительные живописные изображения многообразия окружающего мира, звезд и неба, растений и цветов, элементов подводного мира. Сам михраб Соборной мечети, а также пространство, примыкающее к нему, выделено с помощью сочетания фактур и материалов, а также с помощью освещения и сочетания разных орнаментов, в том числе геометрического, растительного и эпиграфического.
Как напоминание о расцвете Кордовского халифата в десятом веке сохранилось убранство пространства перед михрабом в кордовской Соборной мечети: здесь перед ним пространственные ячейки причудливо убраны куполами и арками, потолки сделаны из дерева и покрыты росписью, а также украшены мозаикой.
Сооружение михрабов в мечетях долгое время вызывало неоднозначную реакцию у ученых-богословов, однако в большинстве случаев все эти разногласия были связаны с тем, что само слово в арабском языке могло пониматься неоднозначно. Ученые говорили о том, что во времена Пророка ﷺ таких ниш в местах поклонения не существовало, но их начали сооружать уже в раннеисламский период после того, как была признана их несомненная польза: этот элемент указывает направление на Киблу, является отличительным элементом именно мечети.
Посланник Аллаха ﷺ именно это и имел в виду, когда говорил запретить жертвенники, поскольку считал неуместным подобное проявление показного восхищения кем или чем-либо.
Что же касается михрабов мечетей, то они представляют собой нечто иное: это углубление в здании, который конструктивно может иметь связь с доисламским элементом храмовой архитектуры, но функционально не имеет с ним ничего общего.
Вокруг общеарабского значения понятия велось в свое время достаточно много споров. Нуруддин аль-Хайтами в своей многотомной хадисоведческой работе называл михрабы «центрами собраний», а ибн аль-Асир в своем сборнике говорил о них как о почетных возвышенных местах и тоже называл их «центрами собраний». Он указывал на то, что именно в связи с этой функциональностью михраб в мечети получил такое же название, ведь они тоже являются самыми почетными местами.
Муса аль-Джухани в сборнике ибн Абу Шэйбы «аль-Мусаннаф» рассказывает, что Посланнику Аллаха ﷺ принадлежат такие слова: «Моя община будет пребывать в благе до тех пор, пока не начнут возводить … жертвенники, подобные жертвенникам христиан», и поясняет, что речь идет о запрете элемента именно подобного христианскому алтарю – такие сооружения называли тогда михрабами. Всем остальным сооружениям, о которых нельзя сказать, что они подобны христианским алтарям, нет никаких запретов.
Вопросы относительно того, каково отношение исламской богословской науки к факту сооружения михрабов в мусульманских храмах, периодически возникают. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин отвечал, что разногласия по этому вопросу между учеными действительно были: мубахом, мустахаббом или суннатом следует считать построение михрабов. Мнение самого шейха заключается в том, что построение таких элементов следует считать мубахом, то есть тем, что разрешено, и в ханбалистком мазхабе наиболее распространенное мнение именно такое. Допустимо считать их построение мустахаббом, поскольку в нем много пользы, в том числе и тот факт, что его расположение указывает несведущему человеку, в какой стороне находится Кибла. По поводу того, что Посланник Аллаха ﷺ запрещал “михрабы” как “жертвенники, подобные жертвенникам христиан”, он поясняет, что если они будут специфическими, а не подобными христианским, то таких запрет не касается. Относительно того, является ли он в этом случае бидаатом и его наличие в местах поклонения не уподобляет ли мусульман неверующим, шейх отвечает, что это мнение ошибочно, ведь следует учитывать функциональность: он обустраивается для того, чтобы обозначать направление на Киблу (на фотографии справа михраб в мечети Хазрет Султан в городе Астана).
Будучи заимствованным у других религий как элемент архитектуры, михраб наполнился в мусульманской практике новым смыслом и новой функциональностью и стал совершенно самостоятельным специфическим исключительно для ислама элементом архитектуры. Мусульманский михраб в храме – это место моления имама, которое сформировалось не в плане термина, а по самой своей сути, еще в эпоху Посланника Аллаха ﷺ. Абу Хурайра رضي الله عنه ) ) говорит об этом, приводя хадис: «После того как мы встали на молитву и стоя, прежде чем к нам выйдет Пророк, благословение Аллаха ему и мир, выровняли ряды, он появился перед нами и когда встал в своём месте для намаза, вспомнил, что он в состоянии “ритуальной не чистоты” …», после чего имам «встал в своей молельне», что является прямым упоминанием особого места для имама, коим на сегодняшний день и является михраб.
Другими словами, михраб сегодня – это и место для имама во время намаза, и ориентир, указывающий направление на Киблу (михраб в обычной молельной комнате на фотографии слева указывает молящимся направление молитвы), и элемент архитектуры, который является отличительной особенностью для мусульманских мечетей. Уже сейчас в арабском языке настолько распространено именно исламское толкование термина, что его воспринимают как ведущее значение термина, а все остальные употребления слова «михраб» в контексте остальных религиозных конфессий как раз нуждаются в уточнении.
Если рассматривать мечеть как архитектурную форму, обладающую рядом особенностей, то важно помнить, что это, прежде всего, именно место для молитвы, для поклонения Всевышнему, дом Всевышнего. Самая первая мечеть, которую основал Пророк Мухаммад ﷺ, представляла собой всего лишь огороженную камнями территорию для молитвы. Ислам положительно относится, чтобы мусульманин имел комфортный дом, но от мест поклонения требует лишь того, чтобы они были скромными и чистыми.
С периода средневековья в мечетях стали размещать и религиозные школы, в которых преподавались не только духовные дисциплины, но и общеобразовательные предметы. Чуть позже появилась практика проведения собраний жителей селений в здании храма. Странник или паломник мог рассчитывать на то, что здесь приютят его и предоставят ночлег.
По своей архитектуре мечеть представляет собой огороженный двор квадратной или прямоугольной формы, к которому примыкает молитвенный зал. Крыша обычно выполняется в виде куполов, которые отличаются от куполов церквей, к тому же у мечети есть отличительная особенность – наличие конических башен и минаретов, которые пристраивают к основному зданию, обычно в количестве, кратном 2. Более девяти минаретов в мечети быть не может, а в небольшом храме может быть и вовсе один минарет или совсем без минарета. Минареты служат для того, чтобы муэдзин с него призывал к намазу правоверных мусульман.
Мечети по всему миру отличаются архитектурным разнообразием: во многом оно обусловлено климатом или региональными особенностями того места, где построен храм.
Практически в каждом мусульманском храме обязательно присутствует михраб как архитектурный элемент, который имеет неисламское происхождение, но на сегодняшний день настолько прочно влился в качестве элемента мусульманских мест поклонения, что стал их отличительной особенностью точно так же, как минарет. Он бывает всегда в форме ниши или углубления в стене главной молельни, и обычно эту нишу выделяют с помощью используемых стройматериалов или цвета.
Ниша эта несет не только эстетическую функцию, но и направляющую: михраб указывает всем верующим, в какой стороне находится Кибла, поэтому во время намаза мусульмане должны стоять, повернувшись лицом к нему. По правую сторону от ниши обычно располагается место для имама, его трибуна в виде лестницы или минбар – именно с минбара имам ведет праздничные проповеди и пятничные молитвы.
Еще одна отличительная особенность мечетей наряду с михрабом – это обязательное наличие у входа источника воды – фонтана, раковины или какой-то емкости, которые обустраиваются для совершения ритуального омовения.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Михраб
Михра́б (مِحْراب) — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Он часто расположен в середине стены.
В истории исламского богослужения михраб является инновацией начала VIII века (конец первого века Хиджры). Хотя михраб никогда не упоминается пророком Мухаммедом, однако, исламские теологи единодушно признали его хорошей религиозной инновацией. Согласно одной из этимологий, это слово не исконно арабское, а персидское и означает первоначально нишу в храме митраистических божеств. [источник не указан 1296 дней]
Михраб каирской мечети
Михраб «Ворота рая», происходящий из мавзолея Али ибн Джафара в Куме,хранимый в Иранском национальном музее
Полезное
Смотреть что такое «Михраб» в других словарях:
Михраб — (араб. святилище), полукруглая, многогранная, реже прямоугольная в плане молитвенная ниша в мечети, в стене, обращённой к Мекке (в ранних мечетях к Иерусалиму). Михраб завершается полукуполом, украшается орнамент, резьбой, инкрустацией,… … Художественная энциклопедия
МИХРАБ — (арабское святилище), молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке (в ранних мечетях к Иерусалиму). Михраб завершается полукуполом, украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью … Современная энциклопедия
МИХРАБ — (араб. святилище) молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке; украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью … Большой Энциклопедический словарь
Михраб — ниша в стене мечети, обращенная в сторону Киблы. Во множественном числе «махариб». Это слово упоминается в аяте Корана 3: 37. Обычно михрабы украшаются красивыми узорами, орнаментами, резьбой по камню. Многие из них представляют ценность в… … Ислам. Энциклопедический словарь.
михраб — сущ., кол во синонимов: 2 • ниша (14) • святилище (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
михраб — (араб. святилище), молитвенная ниша в стене мечети, обращённая к Мекке; украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью. * * * МИХРАБ МИХРАБ (араб. святилище), молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке (см. МЕККА) ;… … Энциклопедический словарь
Михраб — (араб. святилище) молитвенная ниша; помещается в обращенной к Мекке стене мечети. Полукруглые, многогранные, реже прямоугольные в плане М. завершаются полукуполом; украшаются орнаментальной резьбой по стуку, мрамору, глине, дереву,… … Большая советская энциклопедия
Михраб — ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * Молитвенная ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
михраб — михр аб, а … Русский орфографический словарь
михраб — Мәчеттә мулла намаз укыр өчен билгеләнгән махсус урын, түр … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге