Миклухо маклай что открыл кратко
Что открыл Николай Миклухо-Маклай
Содержание статьи
Ранние годы
Николай Николаевич Миклухо-Маклай рожден 17 июля 1846 года в селе, расположенном недалеко от новгородского города Боровичи. Его прадед по отцовской линии был хорунжим одного из полков казаков Малороссии. Отец – офицер, мать тоже происходила из семьи военного.
Когда Николаю было 11 лет, отца не стало. Вскоре семья перебралась в Петербург. В детстве будущий ученый много болел. Он также был дерзок и упрям.
В 1863 году Николай стал вольнослушателем Петербургского университета и Медико-хирургической академии. Однако не прошло и года, как его выдворили из-за участия в волнениях студентов. Также он был лишен права поступления в высшие учебные заведения государства. Тогда ему пришлось уехать за границу. В Германии Миклухо-Маклай стал студентом Гейдельбергского университета.
Открытия
В 1866 году Миклухо-Маклай совершил первую экспедицию: он отправился на Канарские острова вместе с известным естествоиспытателем того времени Эрнестом Геккелем. Там ученые изучали морскую фауну. Исследовать губки, ракообразных, полипы Миклухо-Маклай продолжал еще несколько лет.
К 1869 году он уже своим ходом прошел земли Марокко, высадился на островах Атлантики, побывал в Константинополе, пересек Испанию, жил в Италии и Германии. Наблюдая людей разных народностей, с их особым образом жизни и культурой, ученый все больше интересовался вопросами антропологии и этнографии.
В 1871 году Миклухо-Маклай отправился к берегам Новой Гвинеи для изучения племен папуасов, менее всего затронутых цивилизацией. Он пробыл в Африке целый год. За это время ученый изучил не только образ жизни племени, но и климат, географию, местную природу. Впоследствии он неоднократно возвращался на Новую Гвинею. Там же Миклухо-Маклай обнаружил первобытное племя, что стало настоящей находкой для науки.
Ученый несколько лет посвятил изучению островов Океании. Он побывал в тех местах, где до него не ступала нога «белого» человека. Чем больше ученый исследовал жизнь чернокожего населения, тем больше беспокоился за его будущее. Он переживал, что европейская цивилизация принесет в по-детски наивный мир жителей островов Тихого океана больше бед, чем добра. Как настоящий ученый, он понимал ценность этих народов и стремился ее сохранить.
Миклухо-Маклай внес огромный вклад в этнографию и антропологию. В своих длительных экспедициях ему удалось собрать колоссальные сведения о народах Индонезии, Филиппин, Австралии, Микронезии, Западной Полинезии. Он был признан светилом мировой науки, но по-настоящему оценен только в 20 веке.
Знаменитый русский этнограф и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
Ровно 130 лет назад – 14 апреля 1888 года ушел из жизни знаменитый русский этнограф, биолог, антрополог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, большую часть своей жизни посвятивший изучению коренного населения Австралии, Океании и Юго-Восточной Азии, в том числе папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи, называемого сегодня Берегом Маклая (участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея между 5 и 6° южной широты протяженностью порядка 300 километров, между заливом Астролябия и полуостровом Хуон). Его исследования были высоко оценены еще при жизни. Учитывая его заслуги, день рождения Миклухо-Маклая 17 июля неофициально отмечается в России как профессиональный праздник – День этнографа.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 года (5 июля по старому стилю) в селе Рождественском (сегодня это Языково-Рождественское Окуловского муниципального района Новгородской области) в семье инженера. Его отец Николай Ильич Миклуха был железнодорожником. Мать будущего этнографа звали Екатерина Семёновна Беккер, она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года. Вопреки достаточно распространенному заблуждению, Миклухо-Маклай не имел каких-то существенных иностранных корней. Распространенная легенда о шотландском наемнике Микаэле Маклае, который, прижившись в России, стал основателем рода, была лишь легендой. Сам путешественник происходил из незнатного казачьего рода Миклух. Если же говорить о второй части фамилии, то впервые он использовал ее в 1868 году, подписав так первую научную публикацию на немецком языке «Рудимент плавательного пузыря у селахий». При этом историки так и не смогли прийти к единому мнению о том, по какой причине возникла эта двойная фамилия Миклухо-Маклай. Рассуждая о своей национальности, в предсмертной автобиографии этнограф указывал на то, что он представляет собой смесь элементов: русского, германского и польского.
Удивительно, но в школе будущий этнограф учился достаточно плохо, часто пропуская занятия. Как он признавался спустя 20 лет, в гимназии он пропускал уроки не только по нездоровью, но и просто от нежелания учиться. В 4-м классе Второй Петербургской гимназии он провел два года, причем в 1860/61 учебном году посещал занятия очень редко, пропустив в общей сложности 414 уроков. Единственная оценка «хорошо» была у Миклухи по французскому языку, по немецкому языку у него стояло «удовлетворительно», по остальным предметам – «худо» и «посредственно». Еще будучи гимназистом Миклухо-Маклай оказался заключенным в Петропавловскую крепость, его отправили туда вместе с братом за участие в студенческой манифестации, которая была вызвана общественно-политическим подъемом 1861 года и была связана с отменой в стране Крепостного права.
В советское время в биографии этнографа указывалось, что из гимназии, а затем и из университета Миклухо-Маклая отчислили за участие в политической деятельности. Но это неправда. Гимназию будущий знаменитый путешественник покинул по собственному желанию, а из университета его просто не могли отчислить, так как он находился в нем на правах вольнослушателя. Он не закончил учебу в Санкт-Петербурге, уехав в Германию. В 1864 году будущий этнограф учился на философском факультете Гейдельбергского университета, в 1865 году – на медицинском факультете Лейпцигского университета. А 1866 году перебрался в Йену (университетский город в Германии), где на медицинском факультете занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля он посетил Марокко и Канарские острова. В 1868 году Миклухо-Маклай закончил обучение в Йенском университете. Во время первой экспедиции на Канарские острова будущий исследователь изучал морские губки, обнаружив в результате новый вид известковой губки, назвав ее Guancha blanca в честь коренных обитателей данных островов. Любопытно, что с 1864 по 1869, с 1870 по 1882 и с 1883 по 1886 годы Миклухо-Маклай проживает за пределами России, никогда не оставаясь на своей родине больше чем на один год.
В 1869 году он совершил путешествие на побережье Красного моря, целью путешествия было исследование здешней морской фауны. В том же году он вернулся назад в Россию. Первые научные исследования этнографа были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул, а также иным вопросам зоологии. Но во время своих путешествий Миклухо-Маклай проводил и ценные географические наблюдения. Николай склонялся к версии о том, что культурные и расовые признаки народов мира формируются под влиянием социальной и природной среды. Для того чтобы обосновать данную теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять дальнее путешествие на острова Тихого океана, здесь он собирался изучить «папуасскую расу». В конце октября 1870 года при содействии со стороны Русского географического общества путешественник получил возможность выехать в Новую Гвинею. Сюда он отправился на борту военного судна «Витязь». Его экспедиция была рассчитана на несколько лет.
20 сентября 1871 года «Витязь» высадил Маклая на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. В будущем данный район побережья назовут Берегом Маклая. Вопреки ошибочным представлениям, он путешествовал не в одиночку, а в сопровождении двух слуг – юноши с острова Ниуэ по кличке Бой и шведского матроса Ольсена. При этом при помощи членов экипажа «Витязя» была сооружена хижина, ставшая для Миклухо-Маклая не только жильем, но и подходящей лабораторией. Среди местных папуасов он прожил 15 месяцев в 1871-1872 годах, своим тактичным поведением и дружелюбием он сумел завоевать их любовь и доверие.
Но первоначально Миклухо-Маклай считался среди папуасов не богом, как принято считать, а совсем наоборот, злым духом. Причиной такого отношения к нему стал эпизод в первый день знакомства. Увидев корабль и белых людей, островитяне подумали, что это вернулся Ротей – их великий предок. Большое количество папуасов отправились на своих лодках к кораблю, для того чтобы преподнести прибывшему подарки. На борту «Викинга» их также хорошо приняли и одарили, однако уже на обратном пути с борта корабля вдруг раздался пушечный выстрел, так экипаж салютовал в честь своего прибытия. Однако островитяне со страха буквально повыпрыгивали из собственных лодок, бросили подарки и вплавь устремились к берегу, решив, что к ним явился не Ротей, а злой дух Бука.
Переменить ситуацию в дальнейшем помог папуас по имени Туй, который был смелее остальных островитян и сумел подружиться с путешественником. Когда Миклухо-Маклаю удалось вылечить Туя от тяжелого ранения, папуасы приняли его в свое общество, как равного себе, включив в местный социум. Туй же длительное время оставался переводчиком и посредником этнографа в его отношениях с другими папуасами.
В 1873 году Миклухо-Маклай посетил Филиппины и Индонезию, а уже в следующем году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874-1875 годах он вновь дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая местные племена сакаев и семангов. В 1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию (острова Океании), а также Северную Меланезию (посетив, различные островные группы в Тихом океане). 1876 и 1877 годах он снова побывал на Берегу Маклая. Отсюда он хотел вернуться назад в Россию, однако из-за тяжелой болезни путешественник вынужден был поселиться в австралийском Сиднее, где проживал до 1882 года. Недалеко от Сиднея Николай основал первую в Австралии биологическую станцию. В этот же период своей жизни он совершил поездку по островам Меланезии (1879), а также осмотрел южный берег Новой Гвинеи (1880), а спустя год – в 1881 он второй раз побывал на южном побережье Новой Гвинеи.
Любопытным представляется тот факт, что Миклухо-Маклай занимался подготовкой российского протектората над папуасами. Он несколько раз осуществлял экспедицию в Новую Гвинею, составив так называемый «проект развития Берега Маклая». Его проект предусматривал сохранение уклада жизни папуасов, но одновременно с этим декларировал достижение более высокой ступени самоуправления на основе уже имеющихся местных обычаев. При этом Берег Маклая, по его планам, должен был получить протекторат Российской империи, став также одним из пунктов базирования российского флота. Но его проект оказался неосуществимым. К моменту третьего путешествия в Новую Гвинею большинство его друзей среди папуасов, включая Туя, уже умерли, одновременно с этим жители деревень погрязли в междоусобных конфликтах, а офицеры русского флота, которые изучили местные условия, сделали заключение о том, что местное побережье не подходит для размещения военных кораблей. А уже в 1885 году Новую Гвинею разделили между собой Великобритания и Германия. Таким образом, вопрос о возможности реализации российского протектората над этой территорией был закрыт окончательно.
Миклухо-Маклай вернулся на родину после длительного отсутствия в 1882 году. После возвращения в Россию он прочел некоторое количество публичных докладов о своих путешествиях перед членами Географического общества. За его исследования общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило Николаю золотую медаль. Посетив затем европейские столицы – Берлин, Лондон и Париж, он знакомил публику с результатами своих поездок и проведенных исследований. Затем он вновь отправился в Австралию, побывав по пути уже в третий раз на Берегу Маклая, это произошло в 1883 году.
С 1884 по 1886 годы путешественник жил в Сиднее, а в 1886 году снова вернулся на родину. Все это время он тяжело болел, но при этом продолжал заниматься подготовкой к публикации своих научных материалов и дневников. В том же 1886 году он передал Академии наук в Петербурге все собранные им с 1870 по 1885 год этнографические коллекции. Сегодня эти коллекции можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.
Вернувшийся в Петербург путешественник сильно изменился. Как отмечали знающие его люди, 40-летний еще молодой ученый резко одряхлел, ослаб, его волосы стали седыми. Вновь проявили себя боли в челюсти, которые усилились в феврале 1887 году, появилась опухоль. Врачи не могли поставить ему диагноз и не могли определить причину болезни. Лишь во второй половине XX века медики сумели снять завесу тайны с этого вопроса. Этнографа погубил рак с локализацией в области правого нижнечелюстного канала. Ровно 130 лет назад 14 апреля 1888 года (2 апреля по старому стилю) Николай Николаевич Миклухо-Маклай скончался, ему был всего 41 год. Похоронен путешественник был на Волковском кладбище в Петербурге.
Самой главной научной заслугой ученого стало то, что он поставил вопрос о видовом единстве и родстве существующих человеческих рас. Также именно он впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал, что он очень широко распространен на островах Юго-Восточной Азии и в Западной Океании. Для этнографии огромное значение представляют его описания материальной культуры, хозяйства и быта папуасов и других народов, населяющих многочисленные острова Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения путешественника, отличающиеся большим уровнем точности, и в настоящее время остаются практически единственными материалами по этнографии некоторых островов Океании.
При жизни Николая Николаевича было опубликовано более 100 его научных работ по антропологии, этнографии, географии, зоологии и иным наукам, всего же он написал более 160 таких работ. В то же время при жизни ученого не было опубликовано ни одной его крупной работы, все они появились лишь после его смерти. Так в 1923 году впервые вышли Дневники путешествий Миклухо-Маклая, а еще позднее – в 1950-1954 годах собрание сочинений в пяти томах.
Память исследователя и этнографа широко сохранена не только в России, но и по всему миру. Его бюст можно сегодня встретить и в Сиднее, а в Новой Гвинее в его честь названы гора и река, без учета участка северо-восточного побережья, который носит название Берег Маклая. В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено институту этнографии АН СССР (РАН). А сравнительно недавно в 2014 году Российским географическим обществом была учреждена специальная Золотая медаль имени Николая Николаевича Миклухо-Маклая, как высшая награда общества за этнографические исследования и путешествия. О мировом признании данного исследователя говорит и тот факт, что в честь его 150-летия 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Миклухо-Маклая, тогда же он был назван Гражданином мира.
Николай Миклухо-Маклай
Краткая биография
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) умер совсем молодым, ему исполнилось только 42 года; для исследователя это было бы временем расцвета, если бы не многочисленные болезни, полученные в путешествиях, которые под силу не каждому.
Маклай начал заниматься исследовательской работой очень рано: еще будучи студентом Петербургского университета. Однако его учеба была недолгой: за участие в студенческих выступлениях его отчисляют, и он едет учиться в Германию. Во время учебы в Йенском университете он принимает участие в экспедициях известного зоолога Геккеля, с которым работает в Марокко и на Канарских островах, изучая сравнительную анатомию животных.
Вернувшись в Россию, в 23 года он начинает свое первое крупное путешествие, прежде всего как антрополог, на борту корабля «Витязь», который направляется в Океанию. Его путь – на Новую Гвинею, остров пока еще не изученный, хоть и известный, жители которого, папуасы, никогда не входили в контакты с другими народами и сохранили в нетронутости свой первобытный уклад жизни. Миклухо-Маклай высаживается на безлюдном берегу Новой Гвинеи, в заливе Астролябии с двумя помощниками-слугами. В его распоряжении приборы, лекарства от лихорадки, вещи для обмена с аборигенами. Здесь он проведет несколько лет, пытаясь наладить контакты с местным населением, посвятив свое время научным исследованиям природы, изучению быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов.
Берег острова, на котором стоял выстроенный им дом, назвали впоследствии Берегом Маклая. Несколько раз за свою короткую жизнь возвращался он на Новую Гвинею. Близко познакомившись с жизнью островитян, он пришел ко многим важным для антропологии выводам, в частности, о том, что культурные и расовые признаки различных народов обусловлены природной и социальной средой, которые снискали ему поистине всемирную славу, почет в географических обществах.
Его день рождения отмечается сейчас во всем мире как профессиональный праздник этнографов. Умер Н. Н. Миклухо-Маклай в Петербурге в 1888 году, не справившись с болезнями, которые преследовали его постоянно во время экспедиций.
На берегах Новой Гвинеи
В сентябре 1871 года корабль «Витязь» стоял на якоре около берега в заливе Астролябии острова Новая Гвинея. На берег в лодках были перевезены все вещи. Это место станет на несколько лет домом для Н. Н. Миклухо-Маклая, выбравшего Новую Гвинею для своих исследований. Хотя остров был открыт уже более 300 лет тому назад мореплавателями из разных стран, внутренние его части оставались еще не исследованными: «путешественники или оставались среди этих туземцев слишком короткое время, чтобы познакомиться с их образом жизни, обычаями, уровнем их умственного развития и т. д., или же главным образом занимались собиранием коллекций, наблюдением других животных, а на людей обращали совершенно второстепенное внимание».
Миклухо-Маклай полагал, что не следовало упускать времени, пока еще и сюда не шагнула цивилизация с ее бесспорными плюсами, но и с огромными минусами и потерями для самобытности аборигенов. Цель – исследование первобытных народов – казалась ему достойною, чтобы посвятить ей несколько лет жизни. Но где найти эти первобытные племена людей вне влияния других, поднявшихся на сравнительно высшую ступень цивилизации? Между многочисленными островами Тихого океана острова Меланезии были менее известны, чем остальные. Здесь, возможно, располагалась Лемурия – гипотетический материк, якобы существовавший на месте значительной части Индийского океана, от Юго-Восточной Африки и Мадагаскара до Зондских островов. (Гипотезу об этом «затонувшем материке» высказал в 1840-х гг. французский исследователь Ж. И. Сент-Илер. Ее разделял и Э. Геккель, с которым Маклай начинал работать еще в Германии, а некоторые исследователи полагали, что именно здесь находилась прародина человечества.)
…Берег казался пустынным, только несколько столбов дыма на прибрежных террасах могли служить свидетельством его населенности. Вскоре появилась группа дикарей. «Туземцы казались очень боязливыми. После долгих совещаний между собою один из них выдвинулся из группы, неся кокосовый орех, который он положил у берега, и, указывая на него мимикой, хотел, казалось, объяснить, что кокос этот назначается для нас, а затем быстро скрылся в чаще леса», – писал об этой первой встрече в своем дневнике Маклай.
О папуасах говорили как о каннибалах. Это оказалось правдой. Маклай и его слуги наблюдали странную и страшную картину: местный житель мимикой и жестами показывал, что когда корвет уйдет «… придут из соседних деревень туземцы, разрушат хижину (тут он подошел к сваям, делая вид, как бы рубит их) и убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и, закинув правую руку над головой, имел вид человека, бросающего копье; затем подошел ко мне, толкнул меня несколько раз в грудь пальцем и, наконец, полузакрыв глаза, открыв немного рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю …Возвратясь на корвет, я рассказал виденную мною пантомиму в кают-компании, что, вероятно, побудило одного из офицеров, лейтенанта С. Чирикова, заведовавшего на «Витязе» артиллерийскою частью, предложить мне приготовить несколько мин и расположить их вокруг моего дома. Я не отказался от такого средства защиты в случае крайней необходимости, если бы туземцы действительно вздумали явиться с теми намерениями» – так писал Маклай в своем дневнике, но твердо решает остаться и войти в доверие к туземцам. На всякий случай Маклай показал морякам дерево, под которым он зароет все свои документы, дневники и результаты исследований, если его пребывание у каннибалов закончится плохо.
День за днем Маклай обустраивал свое жилище, каждое утро делал необходимые измерения высоты приливов, исследовал прибрежные рифы, лечил заболевших тропической лихорадкой слуг, но периодически заболевал и сам. Он начал общаться с местным населением, у одного из жителей близлежащей деревни стал брать уроки папуасского языка. Враждебность не отступала, но и не усиливалась, поэтому начались тонкие и деликатные попытки со стороны белого человека наладить какие-то связи. Это начало приносить свои плоды не сразу.
«Папуасы соседних деревень начинают, кажется, меньше чуждаться меня… Дело идет на лад; моя политика терпения и ненавязчивости оказалась совсем верною: не я к ним хожу, а они ко мне; не я их прошу о чем-нибудь, а они меня и даже начинают ухаживать за мною. Они делаются все более и более ручными: приходят, сидят долго, а не стараются, как прежде, выпросить что-нибудь и затем улизнуть поскорее со своею добычей».
Постепенно, начав понимать язык аборигенов, Маклай понял, что его считают «человеком с луны».
В конце 1877 г. Маклаю пришлось покинуть остров. Он воспользовался приходом к Берегу Маклая английского корвета, с которым отплыл в Австралию. Свое следующее путешествие он совершил на острова Океании и полуостров Малакка, пытаясь сравнить антропологические черты жителей островов с его уже ставшими друзьями папуасами. Для более плотных занятий наукой он мечтал создать морскую биологическую станцию на побережье Гвинеи. «Должен сказать, что Берег Маклая особенно притягивал меня, так как мне хотелось знать, что сталось с моими новогвинейскими друзьями», – писал он. Прибыв вновь на свой берег через несколько лет, он обнаружил, что часть жителей умерли, кроме того огромной волной смыло часть берега. Туземцы вновь помогли Маклаю отстроить дом, и уже традиционно включили его в свою жизнь, будь то похороны, свадьбы, обряды, помогали высадить рядом с домом семена привезенных им континентальных растений.
Объясняя на докладах в географическом обществе, почему он не так много обращал внимания на райских птиц, чудесных тропических бабочек и редких насекомых, он говорил, что папуасы кажутся ему более интересными, а фазы их жизни более скоропроходящи, ведь не только нравы и обычаи теперешних папуасов исказятся, изменятся и забудутся, но может случиться, что будущему антропологу придется разыскивать чистокровного папуаса в его примитивном состоянии в горах Новой Гвинеи. Он застал их на самой низкой ступени развития: металлов они совершенно не знали, и все их орудия были сделаны из камня, костей и дерева.
«Мое влияние на туземцев оказалось так сильно, что мне удалось совершенно прекратить во все время моего пребывания постоянные междоусобные войны. Этот результат был для меня в высшей степени приятен. Эти войны имеют более характер убийств, чем войны или боя в открытом поле. Каждое убийство ведет к новым репрессалиям, и, таким образом, вся война состоит из ряда вендетт. Войны страшно вредили всему населению, так что туземцы боялись отходить на несколько часов от своих селений. Вследствие моего положения и авторитета как «человека с луны» я имел возможность положительно запретить вой ны и вскоре увидел хороший результат этого запрещения».
Уехавшего, как оказалось, уже навсегда Миклухо-Маклая папуасы на его «берегу» ждали еще многие годы, передавая из уст в уста легенды о пребывании с ними «человека с луны».