Микросоматотип ребенка что это

Микросоматотип ребенка что это

Как своевременно разглядеть особенности вашего ребенка и правильно учесть их ради его счастливого будущего? Разобраться поможет детская соматипология. Это особое направление соматипологии, помогающее определить соматип вашего ребенка еще в раннем детстве и подобрать подход к его воспитанию.

СОМАТИП — это определенный набор внешних черт, гормональных особенностей и личностных характеристик. Название соматипов было дано по ведущему гормону каждого типа. Важно знать, что соматип человека закладывается при зачатии и не меняется в течение жизни. А определить его можно уже с 3 лет!

Ну, хорошо, я знаю соматип ребенка и что? — спросите вы. — Какой он есть, таким ведь и останется, ничего же не изменить…

— Да, верно. Ребенок не изменится, но Вы — можете!

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

Вы будете знать о его особых, уникальных качествах. Начнете понимать почему он, например, не сидит на месте и вечно придумывает всякие небылицы. Или хлебом не корми, дай только по гостям ходить, а может наоборот, из дома не вытянешь.

Один ребенок в три года только слова начинает произносить, а кто-то уже слога складывает в этом возрасте. Все действительно индивидуально и правят здесь — гормоны.

Зная особенности нейроэндокринной системы Вашего ребёнка, вы поймете, как с ним общаться, чтобы отношения между Вами складывались наилучшим образом. Знания о соматипе поможет грамотно воспитать лучшие природные качества вашего чада. Вы начнете действовать с позиции «не навредить». Будете уверены, что ваш ребенок скажет вам огромное «спасибо» за счастливое детство, и за уверенное и радостное взросление.

Давайте разберем особенности каждого из 7 типов нейроэндокринной системы.

Сегодня мы не будем углубляться в медицинские тонкости работы гормонов. Нас интересует внешняя составляющая каждого типа.

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

Итак, МСГ ребенок — это «звезда». Этот ребенок буквально излучает солнце, он очень веселый, красивый, озорной и обаятельный!

МСГ типу нужна публика, он не любит играть сам с собой. Если поблизости никого нет, малыш расставит свои игрушки в ряд и будет перед ними петь, плясать, показывать акробатические номера и т.д. У него много любимых игр, много увлечений, это настоящий человек-оркестр. Учится такой ребенок быстро и легко. У него большие амбиции. Особенность, с которой труднее всего согласиться маме — отпрыск делает только то, что ему нравится, но тогда этому делу он отдастся с головой и будет стремиться в нем к совершенству.

Совет: Воспитывайте МСГ-ребенка в осознании, что он звезда! Ведь ему надо блистать и творить! У этого ребенка много талантов, развивайте все, к чему лежит у него душа, и он проживет яркую жизнь и сделает счастливыми многих людей!

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

СОМАТОТРОПНЫЙ тип время от времени нуждается в уединении. Это спокойные, взвешенные дети. Они легко подчиняются режиму, могут долго концентрироваться на чем-то одном. Такие дети просто обожают конструктор. Помните, что такому ребенку трудно быстро поменять свои планы, он живет в своем темпе. Соматотропные детки бывают подозрительными и пессимистичными. Они легко могут себя в чем-то ограничить.

Совет: Не торопите его, дайте время все осмыслить и понять! Развивайте в ребенке позитивный взгляд на мир. Практический интеллект у него с рождения, а эмоциональный интеллект очень хорошо развивается танцами и творчеством.

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

ИНСУЛИНОВЫЙ ребенок любит ролевые игры: дочки-матери, куклы, мягкие игрушки и др. Часто помогает родителям по дому, чтобы сделать приятное. В коллективе такие дети нередко играют с изгоями и теми, кого не принимают, потому, что жалко их. Для мальчиков характерна пассивность, не любовь к спорту. Детки неагрессивные, спокойные, стремящиеся к комфорту. С сильной творческой составляющей. Это очень ласковые и добрые ребята.

Совет: Таких детей надо поощрять за принятие решений и любые формы активности. Научите свое чадо говорить «нет» и действовать не в ущерб собственных интересов.

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

АДРЕНАЛИНОВЫЕ дети предпочитают подвижные игры, где можно бегать, прыгать, ездить, лазать и т.д. У них, как правило, есть все виды детского транспорта. Они бьются, ходят в синяках и порезах, ломают свои средства передвижения, чинят и снова катаются. Они резкие и категоричные. Добиваются больших успехов в спорте.

Совет: Ни в коем случае не ограничивайте активность ребенка. Пусть пробует разные виды спорта. Учите манерам и вежливости, его прямолинейность мало кому будет нравиться.

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

МЕЛАТОНИНОВЫЕ дети обладают такой богатой фантазией, что им достаточно иметь минимум игрушек. Если такому ребенку обеспечить комфортные условия, он из ничего придумает интересную увлекательную игру. В компании такие дети нуждаются далеко не всегда, им хорошо и наедине с собой. Дети живут как-будто в своем собственном мире и поэтому их нередко записывают в аутисты. Любят рисовать. Из сильных черт — это упорство и развитая интуиция.

Совет: Не подгоняйте ребенка, не ждите, что он быстро переключиться с одной эмоции на другую. Все свои эмоции и чувства ему необходимо глубоко пережить. Учите малыша пользоваться своим уникальным даром — интуицией.

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

ОКСИТОЦИНОВЫЙ ребенок предпочитает играть с личными вещами своих родителей, он считает себя достаточно взрослым для этого. Игры придумывает сам, правила и распределение ролей — тоже. Любит доминировать. У него громкий голос, много интересов и он очень любит гостей и угощать. А еще любит вкусно поесть.

Совет: Разрешите ребенку быть громким и шумным. Учите доводить дела до конца. Приучайте его к дисциплине, тогда он многого добьется в жизни, ведь это — прирожденный руководитель!

ТИРЕОИДНЫЕ дети — главные болтуны и болтушки! Они даже говорить начинают раньше других. Такой ребенок постарается охватить, как можно больше информации за день, играя в разные игры и общаясь с разными людьми. А так как его миссия — переносчик информации, то, готовьтесь, на вас нескончаемым потоком будут литься все новости и события, случившиеся в поле видимости вашего наследника. Такие детки очень юркие, быстрые, хорошо сохраняют координацию. И, наверное, самые любопытные, но при этом, — очень беспокойные.

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

Совет: Предоставьте непоседе максимум возможностей и пространства для исследования окружающего мира. Но при этом держите его в поле зрения. Учите последовательности действиям. Он умный и озорной, и ему скучно, скучно, скучно. Не ругайте его, если в школе будут жаловаться, что он невнимателен или чрезмерно активен.

У каждого соматипа есть свои предрасположенности, сильные и слабые стороны, даже больше скажу — предназначение! Зная об этом, вы будете понимать, как воспитывать, в какие кружки отдавать, как мотивировать на учебу. Вы сможете усилить его лучшие качества и успеть нивелировать, проработать слабые. В итоге, вы воспитаете гармоничную, конкурентоспособную личность, которая сможет найти свое место в жизни и быть счастливым.

Хотите сами определить соматотип вашего ребенка?

— Принять его таким, каким создала его природа?

— Поддерживать гармоничные отношения в семье?

— Стать для него самым близким человеком?

Тогда предлагаю в будущих статьях подробно остановиться на каждом соматипе.

Источник

Физическое развитие ребенка до 1 года

Содержание:

Сегодня я предлагаю обсудить физическое развитие ребенка до 1 года. Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни. За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки. Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.

Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.

Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:

— соотношение роста и массы.

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы :

Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.

Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.

Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).

Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

можно использовать прибавки роста по месяцам:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.

Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies ® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Как оценить полученный результат взвешивания:

можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Окружность головы

Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

Как оценить полученный результат:

прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

вариант второй — центильные таблицы.

Окружность груди

Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

Как оценить полученный результат:

прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

вариант второй — центильные таблицы.

У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

Источник

Микросоматотип ребенка что это

Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это Микросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что этоМикросоматотип ребенка что это. Смотреть фото Микросоматотип ребенка что это. Смотреть картинку Микросоматотип ребенка что это. Картинка про Микросоматотип ребенка что это. Фото Микросоматотип ребенка что это

Поиск

Актуальность оценки физического развития детей

В статье представлен современный взгляд на проблему физического развития детей, а также предпочтительный способ оценки и характеристики физического развития на современном этапе. Отражены данные анализа собственных наблюдений по результатам профилактических осмотров. Выявлены особенности физического развития школьников мегаполиса Санкт-Петербурга.

Актуальность. При анализе амбулаторных поликлинических карт истории развития ребенка обращает на себя внимание игнорирование оценки антропометрических данных. Однако часто отклонение от нормы физического развития является первым важным симптомом как функционального состояния, так и уже имеющегося заболевания. Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из показателей уровня здоровья населения. Детский организм в отличие от организма взрос­лого реагирует на воздействие внешней среды — биологической и социальной — в особенно резкой степени.

Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. В результате этого интенсивность роста детей и подростков может подвергаться существен­ным изменениям.

Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и синкретичностью. В нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека. Современное понимание здоровья формируется с позиций естественнонаучных и гуманитарных подходов к данной проблеме, что предполагает исследование целого ряда параметров благополучного развития личности: физического состояния, смысло-жизненных ориентаций, духовных и нравственных посылок. Личность рождается и развивается в социуме, который определяет и оказывает непосредственное влияние на ее здоровье. Доказано, что здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 20% зависит от наследственных факторов, 20% — от состояния окружающей среды и только на 10% — от развития медицины.

В последнее время наряду со здоровьем физическим и психологическим активно изучается «социальное здоровье». Оно определяется как «гармония взаимоотношений человека с другими людьми, социумом, обществом, культурой, которая способствует не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и тому благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, социум и культуру в целом». Понятие «социальное здоровье» расширяет взгляд на отношения человека с окружающим миром, указывая на взаимоопосредующее влияние обеих сторон.

Процессы роста и развития составляют основную характеристику детского возраста. Изучение закономерностей развития, создание методов его практического контроля, защита и обеспечение нормального развития или, точнее, оптимального развития детей — одна из главных составных частей и педиатрической науки, и практической деятельности врача-педиатра.

Основные законы роста детей:

1. Рост — отражение системного процесса развития.

2. Замедление скорости роста с возрастом.

3. Неравномерность изменений скорости роста.

4. Кранио-каудальный градиент роста.

5. Чередование направлений роста.

6. Половая специфичность темпа роста.

7. Асимметрия роста.

Методы, которыми изучается физическое развитие детей, включают: измерение размеров и массы тела (антропометрия или педометрия), осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия), динамометрию, исследование физической работоспособности с помощью степ-теста или велоэргометрии. Иногда в этот комплекс включают некоторые физиометрические показатели (жизненная емкость легких, данные ЭКГ и т.д.). Чем большее количество признаков заложено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка.

Использование соматометрических показателей составляет основу оценки физического развития детей, как в практике диспансеризации детского населения, так и в научных популяционных исследованиях. Разработана методология подходов к оценке здоровья детей при массовых скрининг-обследованиях. При всем разнообразии методов и методик оценки физического развития историческое значение имеют те, которые идентифицированы, унифицированы и сопоставимы.

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» и «норма», отклонение от границ которых можно считать болезнью, патологией. Уильямс (Rowan Douglas Williams) считал, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек представляет собой «отклонение от нормы». Другие исследователи, в частности В.Петленко, считают, что «норма есть биологический оптимум живой системы». Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности.

Пограничные состояния с учетом их клинической значимости ранжируются следующим образом:

— критические состояния развития;

— умеренные гетерохронии или дисгармонизации развития;

— совокупность условий жизни, приводящая к высокому риску альтераций развития;

— краткосрочная реакция дезадаптации;

Критические состояния развития составляют особый раздел педиатрии, в большей части еще не изученный. По существу критические состояния — это транзиторные нарушения самочувствия, адаптационных возможностей, ограничения нормальной жизнедеятельности, а также комплекс объективных клинических и функциональных изменений, внешне формирующих картину болезни. Но, по сути, критические состояния связаны с характерными для возрастного развития кризисами дисгармонизации или дисхрониями в процессе роста, созревания функций органов и межсистемных взаимоотношений.

До cих пор ведется научная дискуссия о нормативах физического развития детей. Наряду с мнением о необходимости создания региональных таблиц для оценки физического развития детей, ряд исследователей доказывает состоятельность и эффективность использования межрегиональных нормативов.

При оценке физического развития важно оценивать не только региональность проживания, но и вид населенного пункта (город, село). В качестве стандартов используются результаты антропометрических измерений больших (не менее 100-150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в пределах регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные отдельно для представителей этих групп. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и других регионов, где вместе проживают представители разных этносов, имеющих между собой существенные генетически предопределенные антропологические различия. Так, масса тела детей большинства северных народностей, как и их рост, в основном ниже нормативных средних показателей. При этом относительно малый рост детей и взрослых вовсе не является фактором риска для здоровья, их физическое развитие гармонично.

Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание. Диапазон варьирования признака или диапазон распределения разбивают на определенные участки, которые являются основой для построения оценочных шкал. Способов таких разбивок много, но в практике используются преимущественно 2 способа — параметрический, или сигмальный, и непараметрический — центильный. Профессор И.М. Воронцов предложил использовать для соматотипирования индекс «стении» и центильную шкалу для его оценки.

Для оценки физического развития показатели различных тестов конкретного индивидуума сравнивают со статистическими значениями соответствующей возрастной группы. Существует несколько приемов сопоставления результатов тестирования индивидуума со средними значениями его возрастной группы.

В настоящее время считается наиболее оптимальным способом оценки физического развития — оценка с помощью центильных таблиц. Метод прост в работе, так как исключены расчеты. Центильные шкалы представляют собой описание частотных долей распределения диапазона варьирования признаков, абсолютно независимое от математического распределения. Соответственно эти шкалы более универсальны. Они удобны при массовых профилактических обследованиях детей, для выделения групп с «пограничными» значениями и возможными патологическими отклонениями признаков. Чаще используют шкалу Стюарт, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90 центилей распределения, в США чаще применяют крайние частотные точки 5 и 95 центилей. При этом за норму принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервалах 25-50-75 центиля. Для более простых, скринирующих обследований предложено относить к вариантам нормы характеристики, свойственные 80% популяции и лежащие в интервале от 10-го до 90-го центиля. К группам внимания, то есть с пограничными состояниями, можно отнести детей укладывающихся в диапазон 3-10-й центилей и 90-97-й центилей, а в группу, требующую дополнительного обследования, — детей с признаками, выходящими за пределы 3-го и 97-го центилей.

Для более полной характеристики оценки физического развития используют его интегральную оценку — гармоничность.

Заключение о гармоничности развития ребенка дается по результатам антропометрических измерений и соответствующим центильным коридорам в центильных таблицах:

— Гармоничный и соответствующий возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75 центиля.

— Гармоничный с опережением возраста — если полученные результаты соответствуют 90-97 центилю.

— Гармоничный с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого ребенка находятся в пределах 3-10 центиля.

Все остальные варианты свидетельствуют о дисгармоничном развитии и требуют обследования у врача с целью выяснения причины этого явления.

Впервые советские ученые P.H. Дорохов и И.И. Бахрах предложили определение соматотипов на основании величин сигмальных отклонений длины, массы тела и окружности грудной клетки от средних значений. Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезосоматический, макросоматический) оценивают по сумме номеров центильных интервалов (зон), полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Позднее эти интервалы названы И.М. Воронцовым «коридорами». При сумме баллов до 10 ребенка относят к микросоматотипу, при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу, а от 16 баллов — к макросоматотипу.

По мнению И.М. Воронцова, соматотип применительно к ребенку означает не столько тип телосложения, сколько темповую характеристику роста: микросоматотип — замедленный, макросоматотип — ускоренный, мезосоматотип — средний темп роста. При дисгармоничном развитии соматотип не определяется.

По сумме отклонений, выраженных в баллах, обследуемые подразделяются на три основных и два переходных соматических типа — микросомный, мезосомный, макросомный, микромезосомный и мезомакросомный. Игорь Михайлович Воронцов предложил модификацию данной схемы — выделение трех основных соматотипов по сумме номеров «коридоров» центильной шкалы.

Следующей характеристикой физического развития является темп физического развития. Определение его необходимо для качественной оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма. Это связано с различным темпом роста тканей. По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание. В то же время особенности роста и развития принято учитывать и оценивать прежде всего по показателям физического развития.

Показатели физического развития также различают в зависимости от пола и возраста.

Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Как известно, отклонения в состоянии здоровья школьников достаточно высокие. Выявленные отклонения в уровне физического развития могут скрывать в себе различного рода заболевания. Недооценка этих отклонений может сказаться в последующие годы при профессиональной ориентации и будущей трудовой деятельности.

Своевременное выявление отклонений в физическом развитии и их корреляции повышают уровень здоровья детей. Учитывая вышеизложенное, необходимо осуществлять пристальное внимание за динамикой физического развития школьников, используя все этапы профилактики.

Одной из приоритетных задач современной профилактической медицины является ратификация объективных методов и информативных способ оценки и оптимизации состояния здоровья с целью предупреждения перехода донозологических состояний в стадию болезни. Важно отметить, что донозологическая диагностика основывается не только на учете эндогенного, но и социально-гигиенических и экологических факторов. Широкое развитие донозологической педиатрии и вторичной профилактики может весьма значительно повлиять на уровень здоровья населения, что в социальном плане является более эффективным, чем совершенствование медицины III уровня («Медицины болезней»).

В Санкт- Петербурге с 2000 г. проводятся профилактические осмотры с помощью автоматического комплекса диспансерного обследования (АКДО), разработанного д.т.н., профессором В.В. Шаповаловым и д.м.н., профессором И.М. Воронцовым. Преимуществами этого метода являются: стандартизация медицинского обследования, комплексность и многопрофильность медицинского обследования. Этот инновационный метод позволяет за кратчайшие сроки составить представление о состоянии здоровья ребенка по 24 профилям патологии, выявить заболевания, а также преморбидные состояния, то есть функциональные изменения организма.

В 2003-2007 гг. на базе кафедры педиатрии №1 СПбМАПО проведен научный анализ 15000 профилактических осмотров школьников в возрасте от 6-18 лет, из них девочек — 7510 (49,3%), мальчиков — 7535 (50,7%).

Обследованные дети разделены на три возрастные группы: младшая — 6-9 лет, что соответствует начальной школе, средняя — 10-14 лет — средняя школа, старшая — 15-18 лет — подростки. В основу формирования групп заложены такие критерии как анатомо-физиологические особенности организма, социальная нагрузка, степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Проведена оценка гармоничности и темпа физического развития.

Во всех возрастных группах гармоничный тип физического развития выявлен в 53% случаев от всех обследованных детей, с достоверным преобладанием девочек (51,6% и 48,4% соответственно, p

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *