Микшерный пульт что это такое
Микшер. Виды и типы. Работа и применение. Особенности
Микшер – это цифровое или аналоговое устройство, применяемое для сведения звуковых сигналов из нескольких источников в один или более выход. Данные устройства применяются в звукозаписи, для концертного звукоусиления и в прочих направлениях.
Как работает микшер
Процесс работы устройства разделяется на несколько этапов:
При этом устройства отличаются по качеству выполнения каждого этапа и количеству операций, проводимых в один момент.
Сфера использования
Микшер применяется для обработки звуков в случаях:
Применение микшера дает возможность сделать сигнал качественным и ровным. Особенно это важно при передаче звука живой музыки с различными инструментами. Каждый музыкальный инструмент обладает своей громкостью. Если не выравнивать данные звуки, то фактический результат будет резать слух, поскольку отдельные партии зазвучат многократно громче остальных.
Однако при использовании микшера важно не только наличие качественного оборудования, но и специалиста, который сможет им пользоваться. Управлением данной консоли занимается звукорежиссер. Поверхность микшерного пульта оснащается множеством различных рычагов, кнопок и регулировочных колесиков, каждый из которых имеет свою функцию. Неподготовленный человек не сможет пользоваться пультом.
Типы пультов по назначению
Данные консоли разделяют на виды в зависимости от их предназначения. Они бывают:
Диджейский пульт имеет большое количество каналов, поскольку применяется для обработки музыки, но у него их меньше чем у концертного устройства. Таким оборудованием пользуются ди-джеи для создания музыки. Отличительной характеристикой таких устройств является наличие специального входа с тон-корректором, который необходим для подключения проигрывателя музыкальных виниловых пластинок.
Концертный микшер имеет особое устройство управления, что позволяет оперативно настраивать звуковой поток на концерте с живой музыкой. Такие приборы имеют развитую архитектуру, а также оснащены множеством входов для подключения разнообразного оборудования. Они позволяют маршрутизировать сигнал на разные зоны усиления.
Студийный имеет самое высокое качество звука, что позволяет проводить звукозапись с точной передачей игры музыкальных инструментов и голоса исполнителя. Такие устройства имеют функцию сохранения настроек, что позволяет в любой момент вернуться к незаконченному треку, даже если на время перерыва применялись особые регулировки, поскольку записывался другой исполнитель. Студийные устройства подразумевают широкий диапазон настроек баланса записи.
Эфирный микшер используется для радиовещания. Он похож на диджейский, но имеет различные дополнительные функции, к примеру, переход из эфира на передачу звука в студию, чтобы общаться с персоналом без трансляции в радио эфир. Также такой пульт позволяет переводить звонки слушателей в эфир. С помощью эфирных устройств можно включать фонограмму с записями музыки.
Виды микшеров по количеству каналов
Это также очень важный критерий, который применяется для разделения микшерных консолей. Они бывают:
Портативный пульт отличается самыми малыми габаритами. Его применяют для выполнения базовых минимальных задач, когда нет необходимости в передаче звука музыкальных инструментов. Такие приборы уместно использовать на митингах, когда нужно просто обеспечить хорошее вещание голоса выступающего.
Переносные это полупрофессиональные приборы, которые могут применяться для проведения различных мероприятий, таких как концерты, в том числе и студийная звукозапись. Данные устройства имеют встроенный усилитель мощности. Это полноценное во всех смыслах оборудование, которое обладает всем необходимым функционалом, но при этом вполне может транспортироваться, хотя и имеет значительный вес.
Стационарные микшерные пульты имеют наибольшее количество каналов. Они применяются в студиях звукозаписи профессионального уровня. Такие консоли позволяют создавать абсолютно любые звуковые эффекты, и осуществлять сложную корректировку звука. Именно такие приборы применяют для записи музыки исполнителей. Стационарное оборудование устанавливается в помещении студии и практически никогда не передвигается, поскольку отличается большими габаритами и избыточными возможностями для использования на обычных концертах.
Основные критерии оценки микшерного пульта
Консоли являются очень дорогостоящим звуковым оборудованием, цена которых может отличаться в десятки раз. Для оценки данных систем в первую очередь берутся во внимание следующие характеристики:
Тип микшера может быть аналоговым или цифровым. Аналоговые устройства являются довольно редкими и очень дорогими. Они в основном представлены устаревшими моделями. Цифровые микшеры более бюджетные. Они удобные благодаря надежности и широкому диапазону регулировок. Цифровые микшеры бывают программные и аппаратные. Программные совмещены с обыкновенным компьютером со специальными программами, которые позволяют управлять звуками. Аппаратные микшеры оснащаются органами управления.
Существуют также аналоговые пульты с цифровым управлением, которые оснащаются электронной моторикой. Их можно регулировать с помощью подключенного компьютера, при этом рычаги и колесики на консоли проворачиваются под выбранный тип настройки. Гибридный микшер является самым дорогостоящим. Обычно такое оборудование используют только в студии звукозаписи.
Количество каналов один из самых важных критериев при выборе микшера. Если консоль называется 10-канальной, то это еще не значит, что она имеет 10 входов для подключения микрофонов. Устройство имеет стерео входы, которые считаются двумя каналами. К примеру, 10-канальным микшером на деле может оказаться устройство, у которого имеется 4 моно входа для микрофонов, 2 стерео входа линейных для динамиков и 1 вход для проигрывателя. Таким образом, необходимо точно изучать данные детали для каждого устройства, и при его выборе не гнаться только за количеством каналов. На деле может оказаться, что большинство из них будут невостребованными, в то время как необходимые разъемы просто отсутствуют в нужном количестве.
Микшеры оснащаются микрофонными и линейными входами. Они могут быть балансными и небалансными. Подавляющее большинство приборов имеют балансные входы, которые отлично убирают шумы.
Также важным критерием является выбор интерфейса. Управление сигналами может быть поканальным или совмещенным. Совмещенные микшеры разделяют различные настройки на подгруппы, которые включают несколько каналов управления. Таким образом, одно регулировочное движение дает весьма ощутимый эффект. Если же применяются разделения на каналы, то любой параметр можно отрегулировать отдельно, что сложнее, но даст максимальное качество звука.
Гид по микшерам
Анонс
DJSTORE
В традиционном понимании микшер являет собой единый хаб, к которому подключено все студийное оборудование, именно поэтому микшерная консоль по праву считается сердцем студии. Не смотря на то, что многие музыканты отдают предпочтение работе с компьютером, преимущества микшерного пульта неоспоримы. Конечно, работа с ПО несколько бюджетнее и иногда удобнее, но все же недостаток тактильных ощущений работы с настоящим устройством заметно сказывается на мотивации саунд-продюсера или звукорежиссера.
Введение
Для создания полноценного сетапа микшер станет ключевым звеном, именно его рекомендуется приобретать в первую очередь, если у вас большое количество инструментов. На сегодняшний день рынок предлагает большой выбор микшерных пультов, различных между собой по функционалу и форм-фактору.
Изначально микшерная консоль разрабатывалась для использования в студийных условиях или во время живых выступлений. Однако с течением времени появились «универсальные» микшеры, которые можно использовать в самых разных ситуациях. И все же, для чего бы вы не подбирали микшер, важно постараться предусмотреть возможную дальнейшую эксплуатацию. Количество входов и выходов – одна из ключевых характеристик, на которые стоит обратить внимание. Маленькая подсказка – пусть лучше будет пара лишних, чем их нехватка.
Виды микшеров
Аналоговые микшерные пульты
Многие саунд-продюсеры отдают предпочтение серьезным аналоговым микшерам, чему есть 2 объяснения: теплое звучание и простой, понятный интерфейс. Схожесть интерфейсов позволяет пользователю быстро разобраться с управлением новой модели микшера. Звучание аналогового эквалайзера сложно не оценить, именно поэтому инженеры проводят долгие часы в попытках сымитировать аналогичное звучание на цифровых системах.
Цифровые микшерные пульты
Цифровые микшеры предлагают схожие с аналоговым микшером функции, ключевая разница заключается в процессе работы. Работа с цифровым микшером может стать настоящим испытанием: функции, которые у аналогового микшера находятся буквально под рукой, у цифрового могут быть спрятаны далеко в меню управления. Но после этого станет видна вся мощь цифрового микшерного пульта: сигнальный процессинг на борту, хранение целых миксов и параметрическая автоматизация. Производительность цифровых микшеров позволяет им одновременно запускать эффекты и сигнальный процессинг, зачастую при этом предоставляя компрессоры, ревербераторы и другие эффекты на каждый канал, не требуя дополнительного внешнего оборудования. При этом настройки всех каналов для различных миксов могут храниться в памяти пульта и могут быть вызваны за секунду, не требуя постоянных манипуляций с регуляторами. По этим причинам цифровые консоли пользуются большой популярностью на концертных площадках.
USB/FireWire
Микшеры со встроенным интерфейсом могут работать как обычные аналоговые (и реже даже как цифровые) консоли. Если вам необходим аналоговый микшер для работы в связке с компьютерным софтом, тогда микшер с USB или FireWire интерфейсом станет отличным решением. Некоторые из них содержат в себе простой 2х канальный стерео аудиоинтерфейс, который подает в DAW только звук с Main Out. Более совершенные модели могут предлагать многодорожечную запись и микширование. Часто они поставляются с каким-либо софтом в комплекте.
Микшеры с усилением
Большой популярностью микшеры с усилением пользуются у выступающих вживую музыкантов и небольших площадок (баров, клубов). Это достаточно удобное и бюджетное решение для тех, кому нужна быстрая организация рабочего места – нужно всего лишь подключить микрофоны и инструменты ко входам, а АС – к выходам. Пожалуй, единственный недостаток микшера с усилением заключается в том, что, если в последствие вам понадобится дополнительное усиление, то подключение других АС и усилителей может оказаться в некоторых случаях непростым.
Особенности
Подавляющее количество микшеров обладает схожим функционалом, существенное отличие составляет количество каналов.
Входные каналы
Подгруппы
Подгруппы (Sub, Submix) позволяют группировать отдельные каналы до того, как сигнал с них будет отправлен в мастер секцию. Фейдер (или два) дает возможность пользователю полностью контролировать уровень группы, что актуально для бэк-вокала и ударных. Они могут иметь собственные выходы для многоканальной записи, а также инсерты и\или aux посылы. Микшеры с подгруппами обладают набором кнопок рядом с канальными фейдерами для определения маршрутизации сигнала.
Мастер секция
Именно в мастер секцию приходит сигнал со всех каналов, здесь с ним проводится дальнейшая работа до того, как он будет передан на выходы. Здесь также могут располагаться инсерты для внешней динамической обработки и элементы управления эквалайзером и эффектами.
Канальные дорожки
Предусиление
EQ (эквализация)
Эквалайзер необходим для обрезки и регулирования специфических частот звука. Существуют различные типы эквалайзеров, но на микшеры чаще всего установлен параметрический эквалайзер, иногда – графический. Параметрический эквалайзер предлагает до 3 кнобов (ручек) на канал – усиление полосы, центральная частота и полоса пропускания. Такие эквалайзеры, которые предлагают все 3 вышеуказанных элемента, называются полностью параметрическими, а те, у которых доступно только управление гейном и частотой – полупараметрическими эквалайзерами. Графический эквалайзер функционирует на фиксированном количестве частот, каждая управляется слайдером.
Фильтр высоких частот
ВЧ фильтр (HPF) обычно расположен чуть ниже регулировки гейна, он обрезает ненужные низкие частоты. Большая часть подобных фильтров имеет фиксированную частоту, около 100Hz, но бывают и исключения.
Фантомное питание
Большинство конденсаторных микрофонов и ди-боксов требует электрического питания для работы. Для таких целей и существует фантомное питание. Обозначается как +48v или же Phantom. В зависимости от микшера, фантомное питание может включаться на каждом канале отдельно или же подаваться на группу каналов. Подается по тому же кабелю, что и аудиосигнал.
Direct outs (Прямые выходы)
Direct outs обычно находятся на каждом канале микшера. Они позволяют выводить сигнал с канала на специальный выход в необработанном виде, без прохождения сигнала через эквалайзер ячейки.
Инсертные входы
Инсерт предоставляет из себя и вход и выход, выполненные на одном TRS джеке. Обычно они размещены рядом с входной секцией и используются для подключения внешней обработки на канале, как правило для подключения компрессора, гейта, де-эссера и т.д.
Aux – входы\выходы
Aux’ как правило используется для подключения внешних процессоров эффектов и посыла сигнала с одного или нескольких каналов на внешние устройства. Уровень сигнала с каждого канала управляется отдельной ручкой. Таким образом можно сделать, что, к примеру, на одном канале к вокалу подмешна сильная реверберация, а на втором канале ее нет совсем, или же она существенно меньше.
Aux посыл также используется для обеспечения разделения миксов, например, когда нужно использовать несколько пар наушников в студии, с разной громкостью инструментов для музыкантов. В этом случае важно использовать прослушивание до фейдера громкости. О том, что это такое, будет рассказано дальше.
Pan кнобы (сокращенно от «панорама») управляют балансом каждого сигнала канала, который посылается на левый и правый выходы – центральная позиция ручки посылает одинаковое количество на оба. Если кратко, панорамные регуляторы позволяют плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.
PFL/AFL
PFL (прослушивание до фейдера громкости) и AFL (прослушивание после фейдера громкости) обозначают приоритетность маршрутизации сигнала или режима соло на одном или нескольких каналах для различных целей.
PFL посылает сигнал на мониторный выход независимо от позиции канального фейдера и одновременно может заглушать (мьютировать) остальные каналы. Другими словами, PFL позволяет устанавливать режим соло на канал, где бы ни был фейдер. AFL осуществляет аналогичную функцию, но при этом сохраняет эффект канального фейдера.
Важно то, что у большинства консолей эти процессы имеют воздействие только на мониторный выход. Кстати, PFL и AFL (но чаще AFL) также известны как режим ‘соло’.
Кнопка «Mute» заглушает выбранный канал(ы) независимо от позиции фейдера. После ее нажатия пользователь может вернуть прежнее состояние канала без переустановки уровня.
Фейдер
Фейдеры расположены в верхней части каждой канальной дорожки, они управляют уровнем сигнала, который посылается на главный выход. Фейдер наглядно отображает выставленный уровень.
Балансный и небалансный
Эти термины необходимы для обозначения перехода сигнала от источника.
Балансное подключение подразумевает, что звуковой сигнал проходит по 2 разным проводникам в дополнение к земле. Эти проводники передают один и тот же сигнал, но на одном проводе этот сигнал инвертирован. Инверсия сигнала влечет за собой исключение шумов и наводок на конце приемного устройства, которые могли возникнуть на кабеле во время прохождения сигнала.
Для небалансной передачи сигнала нужен только один проводник и одна земля. Как раз потому, что лишь один провод передает сигнал, это подключение называется небалансным. Стоит отметить, что с увеличением длины кабеля уровень шума будет увеличиваться.
В сравнении с небалансным подключением, балансное обладает парой преимуществ:
Заключение
Количество микшеров на сегодняшний день очень велико, и все они различаются между собой и качеством, и функционалом.
При выборе все зависит от того, в каких условиях и для насколько масштабных задач будет использоваться микшер.
Для небольших домашних записей в 1-4 канала правильнее будет использовать хороший аудиоинтерфейс с необходимым количеством каналов на вход, а недорогие пульты не использовать вообще.
Для коммутации инструментов в студии аранжировщика, репетиций, небольших выступлений — аналоговые пульты.
Для серьезной концертной деятельности, средних и больших площадок, проката, студий среднего бюджета — цифровые или аналоговые консоли.
Для серьезной студийной работы — аналоговые консоли с характерным звучанием (SSL, Neve, Trident, Avid, Toft Audio, API и подобные).
Зачем нужен микшерный пульт
Что такое микшер? Само слово знакомо многим, но точное представление об этом устройстве, его назначении, разновидностях имеют только лица, занимающиеся обработкой звука. Данное оборудование является основой звукообрабатывающей системы. С помощью микшера получают высокое качество воспроизведения входящих сигналов. Он нужен и при реализации идей в сфере музыкального творчества, для эффектного их воплощения.
Характеристика оборудования
Микшер представляет собой цифровое либо электронное устройство, с помощью которого обрабатывают звуковые данные. Он смешивает несколько входящих сигналов и подает результат на выход. Весь процесс его работы с сигналами можно условно разбить на несколько этапов:
На этапе балансировки звуки распределяются по диапазону частот, гармонизируются, происходит панорамирование. Затем их обрабатывают различными эффектами. На последнем этапе получается суммированный сигнал, который потом усиливается и воспроизводится.
Другие названия у данного звукообрабатывающего оборудования — микшерный пульт или микшерная консоль.
Одной из главных характеристик пультов является максимальное число имеющихся каналов. Входы бывают двух типов:
Первые в консолях применяются гораздо чаще.
Получается, что микшер, принимая звук от различных источников, соединяет его в необходимых пропорциях в одно целое на выходе. При этом происходит маршрутизация сигналов во время их записывания, суммирования и усиления.
Устройство микшерного пульта
Микшерные пульты различных моделей отличаются своим устройством. Но одновременно существуют обязательные для каждого элементы. К ним относятся секции входов и выходов.
Общий вид пульта показан на фото ниже.
Секция входов представлена определенным числом каналов (практически всегда их колличество пропорционально 2). Это число определяет максимально возможное количество принимаемых источников звуковых сигналов, которые затем регулируют, усиливают.
Приемные каналы могут быть как стерео, так и моно. Последним обычно соответствует по 2 гнезда.
Любой канал состоит из таких блоков:
Эквалайзеры разных моделей имеют различное число регулировочных полос. У профессиональных их количество доходит до шести.
На дополнительных Aux-шинах сигнал может обрабатываться процессором эффектов (встроенным либо внешним). Также с их помощью звук можно направить на отдельную линию. Число шин находится в диапазоне от 2-х до 12-и. Для любой из них доступны 2 рабочих режима: Pre и Post. С их помощью можно выставлять баланс между соотношением уровня поступающего звукового сигнала и расположением фейдера громкости.
На некоторых моделях может присутствовать гнездо Insert, которое располагается после предварительного усилителя. Оно представляет одновременно систему «вход-выход» этого канала.
Выходы консоли могут состоять из следующих элементов:
Линейные выходы на микшере могут иметься у любого входного канала. Они нужны, чтобы направлять сигнал на записывающее устройство. Линейные выходы бывают управляемыми либо неуправляемыми — это определяется назначением пульта.
Разновидности микшеров
Если разделить пульты по функциональным возможностям, то получатся следующие группы:
Самыми технически продвинутыми являются стационарные микшерные пульты. Это устройство профессионального уровня с множеством полезных функций. Именно они используются в больших студиях звукозаписи и на крупных музыкальных событиях. Цифровые стационарные пульты являются самыми популярными в этой категории.
За стационарными по профессионализму следуют переносные микшерные пульты. Это уже устройства полупрофессионального уровня. Однако существуют более продвинутые модели, которые могут по возможностям соперничать со стационарными устройствами. Также используются в студиях звукозаписи, на концертах и различных мероприятиях.
И наконец – портативные. Это приборы небольшого размера, имеющие небольшую цену. Множеством функций они не могут похвастаться. К достоинствам портативных устройств следует отнести их небольшой вес и габариты, что с легкостью позволяет их использовать в домашних условиях и на не слишком изысканных мероприятиях, где требуется всего несколько каналов. Большинство моделей этой группы имеют круглые потенциометры вместо линейных фейдеров.
В зависимости от типа информации, микшерные пульты также подразделяются на аналоговые и цифровые. Цифровые из-за своих возможностей пользуются большим спросом у звукорежиссеров. Чаще всего их используют крупные лейблы с множеством разных проектов. Дело в том, что они способны запоминать настройки, в отличие от аналоговых. Но они и дороже. Дело в том, что цифровые устройства можно без труда подключить к компьютеру и работать в программе. А самые последние модели имеют возможность работать через WiFi. Но всё же самым главным преимуществом является то, что в зависимости от необходимости к такому пульту можно подключать различные модули.
И последняя возможная классификация – по принципу работы. Делятся пульты на пассивные и активные. Примитивные – это пассивные пульты. Они не имеют звукоусилительных возможностей, им не нужен источник питания. Пассивные устройства используются только для связи аппаратуры. Разнообразием настраиваемых параметров они также не могут похвастаться – регуляторы громкости по основным каналам и регуляторы высоких и низких частот. Вот и весь функционал. Стоит ли говорить о том, что этот вид микшерного пульта используется крайне редко.
Область применения
Микшерные консоли нашли свое применения во всех сферах, где требуется высококачественная обработка звукового сигнала с последующим его усилением. Консоли используются:
Широкое распространение микшеров связано с желанием слушателей наслаждаться музыкой высокого качества. После обработки входящих сигналов приборы выдают прекрасно звучащие мелодии. Чтобы грамотно пользоваться данного рода устройством, знать, зачем предназначены входы и выходы на нем, различные регуляторы, необходимо изучить имеющееся в инструкции к используемой модели описание ее конструкции и работы.
Правила выбора микшера
Прежде всего стоит осознать, для чего нужен этот пульт, то есть, в каких условиях он будет использоваться. Для домашних условий подойдет простенький пульт с базовым количеством функций, профессионалам такие образцы техники будут не интересны.
Соответственно, если к пульту планируется подключение только электрогитары и микрофона, то не нужно приобретать сложный пульт с множеством разъемов. Обратить внимание стоит и на уровень знаний пользователя. Новичку будет сложно разобраться во всех тонкостях профессионального прибора.
Не забывайте и про вес и размеры микшерного пульта. Это особенно актуально, если планируется часто переносить микшер.
Важно! При выборе конкретной модели стоит заранее осведомиться относительно наличия сервисных центров по обслуживанию. Это может стать решающим фактором в пользу той или иной модели.
Стоит ли вообще приобретать пульт
Люди, которые только начинают работаться со звуком, часто сомневаются в необходимости покупки такого сложного прибора для своей работы. До покупки стоит заняться освоением сопутствующего программного обеспечения. Некоторые программы позволяют сделать электронную музыку примерно такого же качества, как и с применением микшера.
Большинство функций микшерного пульта успешно эмулируют самые разные программы. Как пример можно привести Steinberg Cubase, Mixcraft, Ableton Live.
Большинство всего имеющегося программного обеспечения создано под операционную систему Windows. К каждой программе имеется подробная инструкция по использованию и указываются минимальные системные требования. Некоторые программы являются платными. Возможно, придётся оплатить подписку, чтобы получить доступ ко всем функциям. Но некоторые компании предоставляют полную версию на 30 дней. Скачивать софт нужно только с официальных сайтов изготовителей. Иначе существует риск скачать вредоносное программное обеспечение.
Подводя итог, следует отметить, что качественное оборудование поможет в работе как начинающему музыканту, так и профессиональному звукорежиссеру. Но важно также подобрать пульт под свои навыки и финансовые возможности. Идеально подобранный пульт прослужит своему хозяину не один год. Однако с ростом знаний и навыков придется подбирать устройство соответствующего уровня.