Миква что это такое у евреев
Миква и окунание посуды
Существует заповедь о ритуальном омовении кастрюль, тарелок и прочей посуды для еды. Возможно, что это наименее известная функция миквы, но от этого она не становится менее важной.
В двух словах, согласно еврейскому закону, всякую металлическую и стеклянную посуду, которая была изготовлена неевреем или какое-то время являлась собственностью нееврея, надлежит окунать в микву для того, чтобы она стала пригодной для хранения или приготовления в ней еды, которая разрешена еврею.
Указанное правило не имеет ничего общего с кашрутом. Такова своеобразная форма изменения статуса посуды, напоминающая переход человека в иудейскую веру. Поэтому погружать в микву необходимо даже совершенно новую посуду, которой прежде не пользовались. Если какой-то посудой пользовались для приготовления или хранения некашерной пищи, ее надо прежде «откашеровать» (сделать пригодной, кашерной), а затем окунуть в микву. Правила кашерования слишком сложны, чтобы включить их в настоящую книгу; поэтому по всем возникающим в этой области вопросам надо обращаться к компетентному раввину.
Перед погружением металлической или стеклянной посуды, которая раньше принадлежала нееврею, произносят следующее благословение (даем в транслитерации):
Барух, Ата Адо-ной Эло-эну, Мелех а-олам, Ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану аль тевилат кли
(при наличии нескольких предметов — келим)
Благословен Ты, Г-споди, наш Б-г, Царь вселенной, Который, освятил нас Своими заповедями и повелел нам окунать посуду
Это благословение, браха, похожа на благословении Алъ а-твила («и повелел нам погружаться в микву»), которое произносят женщина-нида и новообращенный при погружении в микву. Закон, предписывающий окунать посуду, опирается, главным образом, на Устную Тору. Тем не менее, в Письменной Торе содержится намек на него в одном довольно интересном контексте.
В конце сорокалетнего пребывания евреев в пустыне после Исхода из Египта, когда они уже были готовы вступить в Святую Землю, перед ними предстала земля Моав. Читаем в Торе (Бамидбар 25:1-2): «Начали люди распутничать с дочерьми Моава. И побуждали они (моавитские девушки) людей приносить жертвы своим богам. И ел народ и поклонялся их богам». В результате — между евреями и местными племенами разразилась война. Евреи одержали победу и захватили большую добычу. Читаем чуть дальше <Бамидбар 31:22,23)о том, что Г-сподь повелел так поступить с трофеями: «Золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, — все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и оно станет чистым, — но только если очистится в воде, как нида. А все, что не проходит через огонь, проведите через воду».
Отсюда мы видим, что всю металлическую утварь, доставшуюся евреям в качестве трофеев, надо было подвергнуть специальной обработке, — только после этого ею можно было пользоваться. Если очищалась кухонная посуда (типа шампуров для поджаривания мяса), которую ставят на огонь, т.е. которая «проходит через огонь», то ее следовало откашеровать путем накаливания на открытом огне, — по всем правилам закона. Но одного накаливания недостаточно. Прежде чем получить право пользоваться уже прокаленной утварью, ее надо было также «очистить в воде, как нида»,
Кстати, металлической посудой пользоваться намного удобней, нежели предметами из «естественных» материалов. Да и в эстетическом плане они приятнее выглядят.
С другой стороны, прием пищи нельзя отнести к духовной сфере человеческой деятельности. Поэтому можно сказать, что, когда металлический сосуд используется для еды, это означает, что высшие умственные достижения человека применяются для удовлетворения его животных потребностей.
Однако Тора требует поднимать до высокого духовного уровня даже самые обыденные проявления физической деятельности человека. Вот почему, прежде чем воспользоваться металлическим сосудом для еды, надо освятить его — т.е. поднять до уровня святости путем погружения в микву.
Сосуд, в свою очередь, будет освящать пищу, которую в него положат. Таким образом, посуда, которая используется евреем для приготовления пищи и для еды, становится похожей на утварь Святого Храма, которая освящала все, что в нее помещали.
Миква и состояние «нида»
Чаще всего миквой пользуются женщины — для очищения после месячных. Разговор идет, главным образом, о замужних женщинах, но иногда данная процедура имеет отношение и к девушкам.
В соответствии с данным в Торе определением, женщина приобретает статус нида со времени начала ее месячных и вплоть до конца определенного периода, завершающегося погружением в микву. Тора так говорит об этом (Ваикра 15: 19): «Если у женщины пойдет кровь, текущая из ее тела, то семь дней она будет (в состоянии) нида». Как мы увидим дальше, такой статус продолжается до тех пор пока женщина не погрузится в микву.
Слово нида образовано от надад, что означает отделенный, отлученный. Слово указывает на то, что находящаяся в таком состоянии женщина должна избегать всякого физического контакта со своим мужем. Следует подчеркнуть, что слово нида указывает не на менструальный цикл, а на необходимость «отделения». Женщина сохраняет за собой статус ниды до тех пор пока не погрузится в воды миквы, даже если истечение крови прекратилось.
В Торе содержится прямой запрет мужчине вступать в половую связь с женщиной, имеющей статус ниды. Эту заповедь мы находим в следующем стихе (Ваикра 18: 19): «К жене во время ее ниды в нечистоте (когда она в состоянии тума) не приближайся, чтобы открыть ее наготу».
Половая связь между мужчиной и женщиной, которая находится в состоянии нида, считается очень тяжким грехом. В Торе сказано (Ваикра 20: 18): «Если кто ляжет с женой, которая нида, и откроет ее наготу, то оба они будут истреблены из среды своего народа». Под выражением «будут истреблены», а еще точнее «будут отрезаны», понимается наказание карет, которое также полагается нарушившему запрет на кровосмешение между братом и сестрой, преступившему запреты Йом-Кипура, а также тому, кто ест хлеб во время праздника Песах.
Слово «отрезан» не имеет отношения к какому-либо физическому наказанию или отлучению. Речь идет о духовном наказании, при котором нарушивший заповедь «отрезается» от своего духовного источника. Такой человек теряет способность чувствовать и понимать духовное и Б-жественное, он как бы «отрезается» от самых жизненно важных элементов еврейского существования. (Недаром слово карет переводится на русский язык как «истребление».) Единственная возможность для такого человека вернуться к своему духовному источнику заключается в искреннем раскаянии перед Б-гом и в твердой решимости не повторять такого рода поступки.
Запрет на половую связь между мужчиной и женщиной, находящейся в состоянии нида, является одним из наиболее строгих. Его суть лучше всего выражена в следующих словах пророка Иехезкеля (18: 5,6): «Праведный человек, поступающий по законам и справедливости. жену своего ближнего не осквернит и к женщине-ниде не приблизится». Здесь пророк, говоря о связи мужчины со своей женой-нидой, приравнивает эту связь к запретным отношениям с женой, ему не принадлежащей.
Сам факт освобождения женщины от статуса нида путем погружения в микву известен, главным образом, из Устной Торы, которая была получена еврейским народом на горе Синай одновременно с Письменной Торой.
Впрочем, на это положение, как и на прочие законы Устной Торы, имеется ссылка и в Письменной Торе. О состоянии нида в Торе сказано следующее (Ваикра 15: 28): «Отсчитает себе семь дней и после этого будет очищена». Отсчитав семь «чистых дней», женщина должна пройти общепринятую процедуру ритуального очищения. Как мы уже видели, единственным средством такого очищения является погружение в микву. Поэтому миква необходима также и для снятия статуса нида. Хотя запрет на сожительство с женщиной, находящейся в статусе нида, не объясняется тем, что она пребывает в ритуальной нечистоте (тума), способ изменения этого статуса приравнен к процедуре очищения.
Другое указание на то, что статус нида снимается водой, можно найти в том месте Торы, где рассматривается погружение посуды в микву. В Торе сказано: (Дварим 31: 23):
«…И очищайте водой нида». Разговор идет о металлических сосудах. В Талмуде утверждается, что отсюда мы учим, что посуду надо погружать в микву подобно тому, как погружается в нее женщина-нида (Авода Зара 756).
Впрочем, заповедь о том, что женщина-нида должна окунаться в воду, дана в Устной Торе без каких бы то ни было ссылок. Пророк Зехария считал эту заповедь вполне очевидной (13: 1): «В тот день откроется источник дому Давида и жителям Иерусалима, для очищения и ниды». Здесь содержится прямое указание на то, что обязанность погружения женщины, пребывающей в стасусе нида, с целью очищения была вполне известной и принятой заповедью.
Пользование миквой является одним из важнейших аспектов еврейской супружеской жизни. В некотором смысле, для упрочения брака оно играет роль более важную, чем сама церемония вступления в брак, и рассматривается как регулярное обновление супружества.
Подобно другим законам, относящимся к микве, ее использование для освобождения от состояния нида относится к категории законов, называемых хуким — повеления, для которых Тора не дает никаких объяснений. Однако, как и для всех подобных законов этой категории, в нашем случае мы можем найти скрытые логические обоснования.
В Талмуде приведено одно из таких обоснований, имеющих прямое отношение к предмету нашего разговора. Поскольку правила ниды требуют от женщины отделения от ее мужа по крайней мере на двенадцать дней в течение месяца, супруги каждый раз испытывают состояние «медового месяца» после возвращения жены из миквы. В отличие от многих супружеских пар, сексуальная жизнь которых становится скучной и утомительной уже через несколько лет после свадьбы, муж и жена, неукоснительно исполняющие законы ниды, ощущают постоянное обновление своего влечения друг к другу.
Известно, что те супруги, которые пришли к такому образу жизни не сразу, а только прожив совместно много лет, испытывают счастливое чувство возрождения любви и взаимного влечения. И еще одно наблюдение: в периоды беременности, когда цикл ниды прерывается, многие пары с нетерпением ждут возврата к прежнему графику периодических расставаний и связанным с ними «медовым месяцам». Они ждут новых приливов любви.
Правила, касающиеся ниды и миквы, довольно сложны, поэтому супруги (равно как и те молодые люди, которые только собираются вступить в брак) должны как следует их изучить. Во многих крупных еврейских общинах для этой цели проводятся специальные консультации. Кроме того, каждый сведущий в данном вопросе раввин охотно сообщит заинтересованным супругам, если они к нему обратятся, необходимые сведения, а также даст список литературы по проблемам совместной брачной жизни. Главное правило таково: еврейская женщина должна после окончания месячных отсчитать семь «чистых» дней, как это предписывается еврейским законом, после чего она может снять с себя статус ниды, погрузившись в микву.
Хотя обычно законы ниды рассматриваются в контексте супружеской жизни, они не менее важны и для незамужних девушек. С того времени когда у девушки появляются менструальные циклы, она также приобретает статус ниды независимо от того, замужем она или нет. И сохраняет его за собой со времени своей первой менструации до погружения в микву перед вступлением в брак.
Что окунают в микву?
Доброго времени суток. Дайте общее критерии и перечень того, что окунают в миквэ.
Отвечает рав Мендель Агранович
Какую посуду нужно окунать в микву?
1. Всю посуду, к которой пища прикасается в процессе приготовления и еды. Например, противни, кастрюли, тарелки, ножи, чашки.
3. Существует обязанность окунать только ту посуду, которая полностью перешла в собственность еврея. Если нееврей сдал в аренду или одолжил еврею посуду на ограниченное время, ее не нужно окунать.
4. Окунают в кошерную микву объемом 40 сеа — не меньше 454 л. Вода должна быть дождевая. Законы миквы слишком обширны, поэтому невозможно изложить их в нашей статье.
Если нет миквы, можно окунать в море, озеро, пруд, в крайнем случае, в реку.
Но не в бассейн и не в ванну.
5. Материал, из которого изготовлена посуда. Все металлы — золото, серебро, железо, медь, олово, свинец, нержавейка.
Алюминиевую и эмалированную посуду окунают без благословения.
Одноразовая металлическая посуда, например, противни, не требует окунания. Если ими пользуются несколько раз, нужно окунуть их в микву без благословения.
Стеклянную посуду окунают с благословением.
Стеклокерамику окунают без благословения.
Глиняная посуда, фарфоровая, керамическая, каменная, деревянная, бумажная, нейлоновая и пластиковая не требуют окунания.
6. Если предмет состоит из нескольких частей, например, железная сковорода с деревянной ручкой, нужно его окунуть целиком. Общий критерий такой: если основная часть предмета, изготовленного из нескольких материалов, требует окунания, прикасается к пище, его окунают целиком с благословением.
7. Для окунания предмет должен быть чистым, нужно удалить с него этикетки или грязь. Если ему требуется кошерование, его надо сначала откошеровать, а потом окунуть.
8. Окунают предмет целиком, так, чтобы вода миквы покрывала его весь одновременно. Руку, держащую его, нужно окунуть в воду миквы, а потом взять в нее сам предмет. Можно использовать сетку, в которую кладут несколько предметов.
9. Мелкие предметы, такие, как чайные ложки, можно окунать, погружая в микву, не отпуская их в воде.
10. Всякая посуда, сделанная евреями даже частично (нужно заметить, что участие еврея должно быть существенным, то есть таким, что без него предметом нельзя было бы пользоваться), не подлежит окунанию.
11. Электрические приборы со спиралью и проводами, например, чайники, окунают и высушивают на солнце. Цифровые, например, кофеварки и т.д. надо дать разобрать и собрать еврею (см. предыдущий пункт). Имейте в виду, что в обоих этих случаях возможна потеря гарантии на прибор.
Если у Вас есть вопрос о какой-то конкретной посуде, пишите, обсудим.
микве
Законам о микве посвящен трактат Микваот в Талмуде и Тосефте, где собраны халахот (см. Галаха) относительно микве, начиная со школ Бет- Хиллел и Бет-Шаммай вплоть до четвертого поколения после разрушения Храма. Халахот, касающиеся микве, обсуждаются также в других трактатах Талмуда и в послеталмудической литературе.
Раввинистические авторитеты предписывают омовение в микве в тех случаях, когда Библия требует «омыть тело водою» (Лев. 14:9; 15:5, 7; 16:4, 24; Чис. 19:7–8 и др.), а также в случаях нарушения ритуальной чистоты, как в результате прикосновения к мертвому телу (Чис. 19:11–13) или какому-либо иному нечистому объекту (Лев. 5:2–3; 11:24–35), так и вследствие нечистых телесных выделений (Лев. 15), в частности, менструальных (см. Нидда). Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм (см. Прозелиты). Однако постепенно, с отменой большинства халахот, касающихся ритуальной чистоты (что было частично связано с разрушением Храма), обязательным осталось лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. Омовение в микве, однако, практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности, в канун субботы, праздников и постов, особенно Иом-Киппур. Практикуется также омовение в микве посуды, изготовленной неевреями (Чис. 31:21–23). Среди каббалистов (см. Каббала) и хасидов (см. Хасидизм) обязательно омовение в микве перед ежедневной молитвой Шахарит.
Микве строится на земле (причем — не из готовых блоков), ее пол и стены не должны допускать просачивания или утечки воды. Вода микве — стоячая (не проточная и не просочившаяся). Минимальное количество воды — 40 сеа (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров). Микве наполняется на 40 сеа дождевой водой или водой, поступающей непосредственно из естественного источника (эта вода не должна быть доставлена в сосудах), после чего может быть добавлено любое количество воды без определения ее источника и способа доставки. Наиболее распространенная конструкция микве состоит из водосборника (обычно — бассейна), куда поступает по трубам 40 сеа дождевой воды (обычно — с крыши) и добавляется вода из системы городского водоснабжения: смешанная таким образом вода поступает в микве через отверстие в стене, отделяющей ее от водосборника. В современных микве вода подогревается при помощи пара или электроэнергии.
В эпоху Второго храма омовение в микве практиковалось широкими массами (Иосиф Флавий, Древ. 18:38), и обязательность омовения перед посещением территории Храма признавалась даже иноземными царями, правившими Иерусалимом (Древ. 12:145). Для тысяч пилигримов, прибывавших в Иерусалим в паломнические праздники, были построены многочисленные микве. Бет-дин назначал специальных лиц, в обязанности которых входила проверка соответствия микве всем галахическим требованиям. Археологические раскопки микве эпохи Второго храма, как, например, в Кумране, Масаде и Геродионе, показывают, что современные микве сохранили основные черты микве времен Мишны и Талмуда. Микве представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге. Способы строительства микве в Эрец-Исраэль соблюдались в диаспоре во все эпохи и сохранились до наших дней. Наиболее древние остатки микве в Германии относятся к 12 в. (Кельн, 1170 г.). Микве в Вормсе представляет собой подземное сооружение, в которое ведут 19 ступеней, и еще 11 ступеней — для входа в воду. Так же построены микве в Каире и в подвале синагоги «Тиф’ерет Исраэль» в Старом городе Иерусалима.
Характерно, что уже в древности уделялось внимание гигиенической стороне обряда омовения в микве: согласно постановлению, приписываемому Эзре, женщины перед омовением в микве должны вымыть голову (БК. 82а). В средние века многие микве служили также банями, в частности, из-за запрета евреям мыться в реках вместе с христианами. В настоящее время при микве есть отдельные кабины с ванной, купание в которых (наряду с расчесыванием волос, снятием лака с ногтей и т. п.) служит подготовкой для омовения в микве, которое предполагает окунание с головой.
Миква — скопление воды
Иудейская миква
Миква представляет собой резервуар с минимальным количеством воды в 40 сеа[en] (согласно различным подсчётам — от 250 до 1000 литров).
История иудейской миквы
История иудейской миквы или историческое обоснование христианского крещения.
Что такое миква?
Миква (в переводе с иврита — «скопление вод») — бассейн для ритуального очищения, предписанного еврейским законом.
Согласно законам семейной чистоты, в микву должна окунаться женщина после того, как закончится период ее ежемесячной «нечистоты» (нида). Без этого семейной паре запрещено вступать в супружеские отношения.
Можно сказать, что миква — это основа семейной жизни и залог продолжения еврейского рода. Поэтому в еврейской «системе ценностей» микве придается первоочередное значение.
Как устроена миква, или секрет живой воды?
Согласно еврейскому закону, только «живая» вода — т.е., вода естественного, природного происхождения — способна принести духовное очищение. Но на практике окунуться в речку или озеро возможно далеко не всегда. Поэтому-то еврейский закон и предписал строить микву, имитирующую естественный водоем в его основных свойствах, т.е., содержащую «живую», природную воду.
Устройство миквы таково: во-первых, сам бассейн, непосредственно в который и окунается женщина. В нём вода обычная, водопроводная. Этот бассейн соединён с небольшим резервуаром (на иврите он называется бор — «яма»), заполненным «естественной» — дождевой — водой.
Дождевая вода и водопроводная соприкасаются, благодаря чему вся вода получает статус «живой». Бор естественным образом заполняется дождевой водой или снегом.
В микве при петербургской синагоге, к примеру, вода собирается на крыше здания и поступает в бор по трубам. Бор может располагаться под бассейном для окунания (и тогда вода из двух водоемов «соприкасается» через отверстие в полу), либо рядом (и тогда водоемы сообщаются посредством трубы).
В бассейне для окунания вода регулярно (после каждого посещения) меняется, его стены моются и дезинфицируются, поэтому женщины всегда окунаются только в чистую воду.
Строительство кошерной (т.е. соответствующей закону) миквы — дело нелегкое. Оно предполагает множество нюансов и деталей и потому осуществляется только под руководством раввина.[
Как выглядит миква?
В хасидских общинах (хасидизм – одно из ответвлений иудаизма) у мужчин есть обычай окунаться в микву перед молитвой. Поэтому рядом с женской миквой часто возводят мужскую и делают два отдельных входа в здание. Мужская миква строится по менее строгим канонам, нежели женская, и оборудована она обычно гораздо скромнее.
Старинная миква в Шпайере, датируемая 1128 годом
С виду современная миква — нечто среднее между бассейном, сауной и ванной комнатой в зажиточном доме. Это целый комплекс помещений, в котором центральное место принадлежит залу с бассейном для погружения. Сам бассейн небольшой, приблизительно 2 на 3 метра, обычно он выложен кафелем.
Современная миква
Внутрь ведут ступеньки с перилами. Вода в бассейне теплая. К главному залу примыкает несколько ванных комнат, оборудованных всем необходимым для долгого и тщательного омовения. Ведь, согласно еврейскому закону, непреложным условием окунания в микву является физическая чистота.
Духовный смысл миквы – «чистота» и «нечистота»
Что же это такое — та самая «ритуальная нечистота», от которой необходимо очищаться посредством окунания в микву? Сами термины «чистота» и «нечистота» могут ввести в заблуждение. По сути, это очень неточный и не отражающий сути перевод ивритских понятий «таара» и «тума».
Эти понятия обозначают духовные состояния, природу которых понять очень сложно. Они не имеют ничего общего с гигиеной и физической чистотой.
Как пишет Рамбам: «Погружение — это действие, совершаемое на основе веры, поскольку ритуальная нечистота не является грязью, которую можно смыть водой».
Во времена Иерусалимского храма существовало множество причин, по которым человек мог стать ритуально «нечистым». В состоянии «нечистоты», тума, запрещено было вступать в пределы Храма, священник не имел права приносить жертвы и т.д. Это состояние непременно требовало очищения.
В Торе перечислен целый ряд обстоятельств, при которых человек становился «томе», и приведены способы его очищения. Так вот, во всех случаях очищение сопровождалось окунанием в микву.
В нынешние времена, когда Храма нет, большинство законов, связанных с «чистым» и «нечистым», не действуют. Единственный случай, требующий, как и в древние времена, окунания в микву, — ежемесячная «нечистота» женщины.
Что является духовной первоосновой нечистоты, и почему окунание в микву возвращает человека в «чистое» состояние?
Если проанализировать разные виды «нечистоты», описанные в Торе, становится понятно, что между ними есть нечто общее: это контакт или связь со смертью. Самая большая «нечистота» возникает от соприкосновения с трупом. Но и другие виды «нечистоты» прямо или косвенно связаны со смертью. Имеющий истечение из тела нечист, ибо самопроизвольное истечение семени есть утрата потенциальной жизни.
Это верно и по отношению к женщине в период «нечистоты»: в это время она теряет неоплодотворенную яйцеклетку, и эта потеря потенциальной жизни, это «нашептывание смерти» приводит ее в состояние «нечистоты».
Напротив, «чистота» связана с жизнью. И в этом смысле противоположностью нечистоты являются супружеские отношения: благодаря им в мир может спуститься еще одна душа, может появиться новый человек.
Точно так же, как нечистый не имел права войти в Храм, супружеские отношения с женщиной, находящейся в состоянии ритуальной «нечистоты» — нида — запрещены. Ибо нельзя подняться к высшему уровню совершенства, апогею проявления жизни, оставаясь при этом в состоянии, связанном со смертью. А для того, чтобы избавиться от этого состояния, необходимо очищение водами миквы, которая есть символ жизни.
Погрузившись в воды миквы, женщина переживает обновление и вновь становится потенциальным партнером Бога в вечном акте творения. Она выходит из животворных вод миквы как бы заново рожденной, то есть вновь готовой к зачатию.
Связь между миквой и жизнью заключается еще и в следующем. Жизнь не может существовать без воды. Именно поэтому вода во всех культурах является символом жизни. Получается, что воды, символизирующие жизнь, аннулируют «нечистоту», которая есть «шепот смерти».
В свете этой символики становятся понятными и требования, предъявляемые к микве.
Воды миквы должны быть естественными, как воды колодца или дождевая вода, а не вода, которую черпают в сосуды или накачивают насосом. Подчёркивая, что воды миквы должны быть естественными, мы осознаём, что только Создатель — источник жизни, и только к Нему мы обращаемся с просьбой даровать нам жизнь.
Погружение как рождение
Мудрецы уподобляют микву материнскому чреву. Тот, кто вступает в микву и погружается в её воды, как бы возвращаются в чрево. А тот, кто выходит из нее, уподобляется родившемуся заново.
Чрево матери — это место, полностью лишенное любого вида тумы, нечистоты. Новорожденный вступает в мир совершенно чистым, ибо, находясь в материнском лоне, полностью защищен от всякой скверны — как физической, так и духовной.
Поэтому тот, кто входит в микву, как бы сбрасывает с себя всю грязь — физическую и духовную — и выходит из нее чистым и обновленным.
Аналогия между миквой и рожающим чревом становится намного понятней, если вспомнить, что Тора, описывая первичное, самое примитивное, еще не организованное состояние вселенной в первые шесть дней Творения, говорит о создаваемом мире как о воде.
В первых стихах [Быт 1:2] говорится: «Земля была пуста и не устроена; тьма — над бездной, а дух Бога парит над водой». Далее рассказывается, как на второй день «верхние воды» были отделены от «нижних вод». Наконец, на третий день воды были собраны в моря, в результате чего образовалась суша.
Вот почему можно сказать, что в некотором смысле вода представляет собой «утробу Творения». Когда человек погружается в микву, он, условно говоря, добровольно попадает в состояние еще не родившегося мира, целиком ставя себя в зависимость от созидательной силы Бога.
Можно привести и более прозаическое объяснение. Когда человек погружается в воду, он попадает в среду, в которой жизнь невозможна. Поэтому входящий в микву в буквальном смысле входит в такое состояние, где для него нет жизни.
Согласно Торе, человек, прекративший дышать, уже как бы не живет. Таким образом, тот, кто погружается в микву, на какое-то время вступает в область смерти. А когда выходит из нее — как бы рождается заново.
Кстати, здесь мы находим частичное объяснение тому, почему микву нельзя устраивать в емкости, изолированной от земли. Миква должна быть построена непосредственно в земле, примыкать к ней, ибо в некотором смысле она олицетворяет собой могилу.
Входящий в нее человек становится на время как бы неживым. Только тогда, выходя из нее, он обретает новый статус, «рождаясь» для новой жизни.
В таком двойном уподоблении миквы рожающему материнскому чреву и могиле, в которой хоронят умерших, нет никакого внутреннего противоречия. Ведь и в чреве, и в могиле нельзя дышать — они представляют собой крайние, полярные точки единого жизненного цикла.
Закон ниды
Окунание в микву — важнейшее условие соблюдения заповеди о чистоте семейной жизни. Тора сообщает, что с того момента, как у женщины начинаются очередные месячные, она имеет статус ниды (отделенной). В этот период ей запрещены не только половые, но и все прочие физические контакты с мужем. Период нечистоты длится обычно чуть меньше двух недель, после чего женщина, выполнив все предписанные законом действия, может окунуться в микву и вновь стать «разрешенной» для мужа.
Законы ниды, вынуждающие мужа и жену каждый месяц отделяться друг от друга почти на две недели, оказывают благотворное влияние на их супружеские отношения, усиливая взаимное сексуальное влечение.
Они помогают преодолеть изначальное несовершенство половых отношений между людьми, поскольку ежемесячное воздержание не дает супругам устать от однообразия сексуальных переживаний. Ведь даже самые гармоничные и теплые чувства, испытываемые ими друг к другу, могут непоправимо испортиться из-за таких, казалось бы, заурядных причин как скука и однообразие.
И здесь законы ниды дают решение сложных сексуальных проблем. Ежемесячная разлука способна внести элемент новизны в половые отношения и тем самым укрепить семейные узы.
Интересно отметить, что среди супругов, соблюдающих законы ниды, неверность практически не встречается, а процент разводов крайне низок. Таким образом, рассматривая эти законы даже с прагматической точки зрения, мы можем с уверенностью сказать, что данная система вполне себя оправдывает.
Законы ниды, укрепляя основы брака, помогают человеку избавиться от несовершенства, изначально присущего любым, даже самым на первый взгляд счастливым и гармоничным супружеским отношениям.
Важно и такое соображение: муж и жена, отказываясь от любых физических контактов в дни разлучения, волей не волей начинают видеть друг в друге человеческую личность, а не просто сексуального партнера.
Отсюда видно, что правила ниды представляют исключительную важность, поскольку только они позволяют мужу и жене добиться взаимной близости, что при других условиях было бы невозможно. В результате их выполнения супружеские узы приобретают крепость, почти немыслимую в условиях несовершенства человеческой природы.
Обычай окунаться в микву у еврейских мужчин
Существует традиция окунаться в микву накануне иудейского праздника Йом Кипура (Судного дня), в знак стремления к духовной чистоте. Многие соблюдающие евреи окунаются в микву перед каждой субботой, чтобы глубже прочувствовать святость Шаббата.
В хасидских общинах мужчины окунаются ежедневно перед утренней молитвой. Считается, что это помогает подчинить свою волю воле Всевышнего.
Миква в различные эпохи существования еврейского народа
Евреи начали строить миквы в глубокой древности. Это подтверждается данными археологических раскопок и исследований.
Несколько лет назад группа археологов, работающая над восстановлением туннелей в районе Стены Плача в Иерусалиме, обнаружила древнюю микву, которая датируется эпохой Второго храма и насчитывает около двух тысяч лет. А раскопки на Массаде — горной крепости на юге Израиля, где 1000 евреев выдерживали осаду римлян в течение трех лет, — позволили обнаружить микву, которой женщины пользовались даже во время осады.
В ходе раскопок, проводившихся в Масаде, остатки микв были тщательно исследованы раввинами Давидом Минцбергом и Элиэзером Альтером. В отчете раввины отметили, что оба бассейна были построены с точнейшим соблюдением всех положений еврейского закона о миквах.
Оказывается, за восемнадцать прошедших веков конструкция миквы не изменилась.
В самые разные эпохи существования еврейского народа миква представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге. Если же судьба забрасывала еврейские семьи в такие места, где миквы не было, еврейские женщины проявляли чудеса героизма.
К примеру, в деревнях России еврейки зимой делали проруби в замерзших прудах, чтобы выполнить заповедь. В советские времена, когда соблюдение еврейских традиций жестоко каралось, те немногие семьи, которым удалось сохранить верность еврейскому закону, строили подпольные миквы, существование которых тщательно скрывалось. Об одной из таких микв рассказывает Арье Каплан в своей книге «Воды Эдена».
Миква – как образ крещения по Новому Завету
Проанализировав значение окунания в микву у еврейского народа нам людям христианской эпохи легче понять сущность крещения.
Он заходит, чтобы погрузиться со всеми своими грехами, которые обозначают его нечистоту перед Святым Богом! И, так как Христос-Агнец Божий взял грехи всего мира на Себя, умер на кресте и был погребен так и человек, уверовавший во Христа и признавший свой греховный образ жизни должен «умереть» в водах крещения, чтобы очиститься от грехов:
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи.
(Кол 2:12-13).
Выходящий же из вод крещения человек как бы воскресает вместе с воскресшим Христом для новой жизни и поэтому добавляется Богом в Церковь Христову:
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян 2:41).
Святой Дух – третья Личность Божества Библии не может жить в оскверненном грехами человеке. И даже если человек признаёт свои грехи и свою греховную жизнь перед Богом это совершенно не означает, что он получает очищение этих грехов.
Человек должен быть послушным «образу учения» [Рим 6:17], то есть, он должен уверовать во Христа, покаяться в грехах и зайти в воды крещения, чтобы старый его человек с грехами там как бы умер, а новый человек во Христе вышел из воды чтобы вечно жить с Богом:
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим 6:17).
Этому выводу об освобождении грехов при крещении, становления людей последователями Иисуса Христа и носителями Святого Духа в Новом Завете, в книге Деяния Апостолов есть 11-ть примеров:
Все эти люди уверовали в Иисуса Христа, покаялись в своих грехах и крестились для прощения или освобождения [Деян 22:16] от грехов и получения дара – самого Святого Духа внутрь себя [Ин 14:17; 1 Кор 3:16; 1 Кор 6:19].
16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.
(Деян 22:16).
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(Ин 14:17).
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
(1 Кор 3:16).
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
(1 Кор 6:19).