Милитаризация крыма что это
Закон о тотальной милитаризации и диверсиях в Крыму
Данный закон часто трактуют как план президента взять контроль над уличными радикалами, которые должны влиться в формирования территориальной обороны, что ослабит позиции Арсена Авакова, которого считают контролирующим, по крайней мере, большую часть такой улицы.
Однако намерение контролировать радикалов и ослабить Авакова можно прочитать лишь в подтексте закона, тогда как в самом тексте есть много ясно сформулированных и более важных вещей, поскольку они относятся не к внутривидовой борьбе в киевской власти, а будут формировать политический облик Украины и влиять на ее отношения с Россией.
Военная подготовка для всех
Так закон означает всеобщую милитаризацию страны. В рамках подготовки к национальному сопротивлению граждане должны проходить военную подготовку, которая делится на начальную и базовую. Да, начальная военная подготовка возвращена в школы с 2014 года как учебный предмет под названием «Защита Украины». Что же касается базовой подготовки, то согласно закону ее должны проходить все достигшие 18 лет граждане, которые не проходят службу в армии и других силовых структурах. Формулировка текста позволяет предполагать, что речь идет обо всем взрослом населении (без различия пола), включая уже отслуживших в армии.
Губернаторы как воинские начальники
Как будет на практике с базовой подготовкой, сказать нельзя, но милитаризация региональной власти в законе четко прописана. Так, каждый регион является отдельной зоной территориальной обороны (ТО), а каждый район — районом ТО. Предполагается создать по одной бригаде теробороны в каждом регионе, а также дополнительно по одной в каждом городе с населением свыше 900 тыс. человек (то есть в Киеве, Харькове, Днепре и Одессе), то есть 29 на страну. Ну а в каждом районе будет по батальону ТО, плюс дополнительные батальоны в административном центре области
Руководителями зон из районов территориальной обороны будут главы соответствующих администраций, правда, руководить они будут через штабы, которые возглавят командиры соответствующих бригад и батальонов, назначенные военным командованием. То есть на областном и районном уровне будет воспроизводиться общенациональная схема руководства вооруженными силами. В масштабе Украины президент — это Верховный главнокомандующий, который командует ВСУ через Генштаб. А в масштабе области и района таким командующим будет являться глава администрации. В результате фактически любые госадминистрации станут в немалой степени военно-гражданскими.
Непонятно, как после этого можно будет всерьез говорить о конституционной реформе в плане децентрализации (а это, кстати, обязательство Украины по Минским соглашениям). Ведь до сих пор в планах такой реформы был отказ от райадминистраций и замена губернаторов префектами, надзирающими за соблюдением законодательства. Ни в одной стране мира лица с полномочиями префектов не являются местными воинскими начальниками. Впрочем, на Украине вполне возможно под маской децентрализации провести самую настоящую централизацию.
Правда, может показаться, что командовать главы ОГА и РГА будут достаточно скромными силами. Да, слова «бригада» и «батальон» звучат внушительно, в армиях разных стран в личный состав бригады входит обычно 3500-5000 человек, а батальона — 500-700. На Украине же в связи с принятием закона о национальном сопротивлении предлагается увеличить численность ВСУ на 11 тысяч человек, из которых одна тысяча будет передана силам специальных операций, а 10 тысяч — Силам территориальной обороны, комплектуемым по призыву и по контракту. Но раз предусмотрено создание 29 бригад ТО, то численность одной бригады составит 345 человек (меньше армейского батальона), а батальона — порядка 70 человек (то есть вдвое меньше роты). Таким образом, либо 1) данные бригады останутся таковыми лишь по названию, из-за чего будут казаться просто потешными войсками, либо 2) их численность будет увеличена за счет сокращения действующих частей ВСУ, либо 3) полноценное развертывание этих бригад в итоге приведет к увеличению ВСУ больше чем на 10 тысяч, просто это будет оформлено другими законами.
Второй вариант выглядит нереальным. Ну а выбор между первым и третьим будет делаться в зависимости от обстоятельств и милитаризации украинской власти. Можно и сохранить малую численность бригад, заявив, что, дескать, она сугубо для нынешней ситуации, ибо в случае большей угрозы они будут развернуты до штата военного времени.
Добровольцы — элита теробороны и обременение местных бюджетов
Но в любом случае украинская армия с принятием этого закона увеличится заметно больше, чем на 10 тысяч. Ведь помимо таких бригад предполагается создание добровольческих формирований территориальных общин, чья деятельность «координируется» командованием соответствующих частей теробороны. То есть они не входят в состав этих частей, но также относятся к ТО и подчиняются командованию ее соответствующих районов и зон.
При этом документ относит добровольческие формирования к гражданской составляющей территориальной обороны, а бригады теробороны — к военной. А раз добробаты будут считаться гражданским компонентом этого сопротивления, значит, их личный состав не будет учитываться в определении численности армии.
Но отнесение добробатовцев к гражданским — это отнюдь не признание их второсортности, а военная хитрость Зеленского. Так, командиры добровольческих формирований должны назначаться командующим Сил территориальной обороны ВСУ по согласованию с командующим Сил специальных операций (ССО) ВСУ. Для назначения же командиров обычных бригад и батальонов сил теробороны не требуется согласование с командованием этого самого элитного рода войск Украины. Следовательно, именно добровольческие формирования планируются как элитные подразделения ТО.
Само название «добровольческие формирования территориальных общин» тоже хитрость Зеленского, маскирующая суть дела. Ведь они не подчинены выборным властям этих общин, зачастую не принадлежащим к партии президента. По закону органы местного самоуправления должны лишь «содействовать созданию» этих формирований, но у них нет выбора создавать или не создавать добробаты и в каком количестве. Здесь у них лишь совещательный голос, ибо «общее количество и места расположения» этих формирований будут определяться командованием Сил теробороны при участии соответствующих местных советов, которым при этом обещают учитывать «ресурсные и человеческие возможности». Такой учет необходим, так как финансироваться добровольцы, очевидно, будут из местных бюджетов. Сам проект не говорит об этом напрямую, но не оставляют сомнений слова о том, что из местных бюджетов обеспечивается «надлежащее финансирование мероприятий национального сопротивления местного значения»
Таким образом, местные бюджеты обременяются новой статьей расходов на не подчиненные им в отличие от муниципальной полиции добровольческие формирования. А хорошие ресурсные возможности крупных городов в сочетании с финансированием добробатов вне общего военного бюджета должны обеспечить во многих формированиях такое жалование, которое будет привлекательно для радикалов, финансируемых сейчас олигархами. Однако создание добровольческих формирований предполагается в каждой общине, то есть и на уровне сельсовета, что показывает масштаб милитаризации страны.
Диверсанты сопротивления. О чем стеснялись говорить при Порошенко
В законе прописано, что «выполнение задач территориальной обороны осуществляется за пределами районов, где ведутся военные (боевые) действия», то есть подразделениям ТО отданы лишь полицейские и охранные функции в тылу (о важном исключении несколько ниже). Однако закон предполагает и создание диверсионных формирований для действий в Донбассе и Крыму, которые именуются движением сопротивления.
О том, где и как оно будет действовать, закон говорит прозрачно. Так, движение сопротивления осуществляется «на временно оккупированной территории Украины», а среди его задач, например, «2) препятствование действиям войск (сил) агрессора (противника), 3) участие в проведении специальных (разведывательных, информационно-психологических и т.д.) операций». Думаю, самое интересное здесь скрыто за аббревиатурой «и т.д.».
Закон определяет, что «ведущая роль в организации, подготовке, поддержке и выполнении задач сопротивления принадлежит Силам специальных операций Вооруженных Сил Украины». Записано, что именно командование ССО «организовывает и осуществляет подготовку, ведение и поддержку движения сопротивления», а также разрабатывает утверждаемое Кабмином положением, где будет определен порядок отбора в движение желающих граждан и меры по его осуществлению.
В связи с принятием закона Зеленский предлагает увеличить силы ССО на 1 тыс. человек, но эта цифра вряд ли означает планируемую численность диверсантов.
Ведь, несомненно, такое движение предполагает и участие добровольных помощников из числа гражданских лиц, которые не будут входить в штат ВСУ. И наконец закон прямо предполагает, что воинские части теробороны ВСУ, добровольческие формирования территориальных общин, а также отдельные лица из этих частей и формирований «могут привлекаться к выполнению отдельных задач сопротивления на временно оккупированных территориях в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины».
Из этого следует, что все силы территориальной обороны являются также резервом диверсантов, а диверсионная деятельность финансируется из местных бюджетов (по мере привлечения к ней добровольцев).
Кстати, и расшифровка понятия «движение сопротивления» и схожее с нынешним законом определение роли ССО в нем записывались еще в первом проекте закона о силах спецопераций, который разработал в 2015 году доктор юридических наук и консультант комитета Верховной Рады по обороне и безопасности Владимир Липкан. Об этом я подробно писал 4,5 года назад. Но в итоге закреплять подобное в законе рискнули, да и прописали документ так, что участие армии в движении сопротивления выглядело допустимой возможностью, а не непременной задачей.
Да и сейчас в заключении научно-экспертного управления Рады отмечалось, что вся информация о деятельности движения сопротивления должна быть тайной, и поэтому оно не может регулироваться обычным законодательным актом. Но и Зеленский, и депутаты всё равно решили, что в 2021 году в отличие от 2016-го можно открыто прописывать в тексте закона планы вести диверсионные операции, что, очевидно, предполагает новый этап этих операций. А качественная разница в открытости декларирования диверсий, видимо, предопределяет и разницу в их планируемом размахе. И в любом случае эта разница свидетельствует о том, что Зеленский превосходит Порошенко по части «армовира».
Генассамблея ООН одобрила резолюцию против «милитаризации Крыма»
Генассамблея ООН проголосовала в поддержку предложенной Украиной резолюции против «милитаризации Крыма», сообщается на сайте организации.
«Члены [Генассамблеи] настоятельно призвали Российскую Федерацию как оккупирующую державу немедленно, полностью и безоговорочно вывести свои вооруженные силы из Крыма и незамедлительно прекратить временную оккупацию территории Украины», — говорится в сообщении пресс-службы ООН.
Во время представления резолюции представитель Украины заявил, что Россия разместила на территории Крыма «непропорционально большое» количество вооружений и на полуострове регулярно проводятся учения, которые «дестабилизируют регион».
Представитель России в ходе выступления заявил, что резолюция не способствует урегулированию внутреннего конфликта на Украине. «Этот текст подпитывает распространяемые режимом страны болезненные фантазии о ситуации в российском Крыму, сказал он, добавив, что заведомо ложный характер информации очевиден для любого гостя этого открытого и процветающего российского региона», — передает пресс-служба ООН слова представителя России.
За резолюцию проголосовало 62 государства, 22 не поддержали ее принятие, еще 55 воздержались, сообщает ООН. В то же время, как передает «Укринформ» со ссылкой на корреспондента, за резолюцию проголосовали 63 страны — голос Японии «за» не отобразился по техническим причинам. Против принятия резолюции выступили, в частности, Россия, Армения, Белоруссия, Куба, Китай и Иран.
Украинский министр выразил благодарность странам — членам ООН, которые поддержали резолюцию. По его словам, это решение посылает сигнал сдерживания на фоне «наращивания военного присутствия» России вдоль украинской границы и в Крыму, подчеркнул Кулеба.
Глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель заявил «РИА Новости», что принятая Генассамблеей ООН резолюция является «сплошным заблуждением» и «русофобской истерикой».
Ранее сенатор от Крыма Ольга Ковитиди заявила, что Совбез ООН должен рассмотреть военные провокации в Черном море, системно осуществляемые Украиной против России, в том числе инцидент с кораблем ВМС Украины в районе Керченского пролива.
Военный эксперт объяснил необходимость милитаризации Крыма
Так он прокомментировал слова исполняющего обязанности постпреда США при ООН Ричарда Миллса, который накануне заявил, что милитаризация Крыма представляет угрозу «общей безопасности».
По словам Горбачева, подобного рода заявления звучат чуть ли не ежедневно из уст различных чиновников.
Историк напомнил, что до 2014 года над акваторией Черного моря не летали американские беспилотники, а сейчас это «нормальное явление».
После вхождения Крыма в состав России и начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины корабли ВМС США и других стран НАТО регулярно заходят в Черное море. Согласно Конвенции Монтре, время нахождения кораблей нечерноморских стран в акватории Черного моря ограничено 21 сутками.
Интенсивность военной активности НАТО в Черном море неуклонно растет. Руководство альянса объявило наращивание военного присутствия в этом регионе стратегической целью. В организации объясняют свои действия якобы растущей угрозой со стороны России.
Руководство Североатлантического альянса неоднократно заявляло, что черноморский регион имеет стратегическое значение для организации. Болгария, Румыния и Турция являются прибрежными государствами-членами блока, а Грузия и Украина – близкими партнерами. В июне 2020 года Украина получила статус партнера расширенных возможностей НАТО. Статус предоставит стране более широкий доступ к программам и учениям альянса. Грузия по данным организации, уже ведет подготовку к членству через разработку и успешную имплементацию годовых национальных программ.
Силы НАТО регулярно проводят многонациональные военные учения в Черном море, в том числе совместно с Украиной. Среди них Rapid Trident, Sea Breeze, «Казак Мейс», Warrior Watcher, Riverine, «Три меча», Silver Saber.
Генассамблея ООН приняла резолюцию о «милитаризации» Крыма
Фото: Алексей Агарышев / РИА Новости
Генеральная Ассамблея ООН утвердила резолюцию «о милитаризации Крыма и Севастополя, а также частей Черного и Азовского морей». Об этом сообщает РИА Новости.
В постоянном представительстве Украины при ООН уточнили, что за документ проголосовали 63 страны, 19 выступили против.
Резолюция содержит требование к России «вывести войска из Крыма и прекратить временную оккупацию территории Украины». Также документ осуждает проведение военных учений в Крыму и «неправомерное использование ядерной инфраструктуры» на полуострове.
Первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский заявил, что предложенная Украиной резолюция призвана помешать конструктивному ходу саммита в «нормандском формате», проходящего в Париже.
В 2018 и 2017 годах Генассамблея ООН также принимала резолюции Украины о российской милитаризации Крыма и Севастополя, а также части Черного и Азовского морей. Тогда организация выражала «серьезную озабоченность в связи с постепенной милитаризацией Крыма Российской Федерацией как оккупирующей державой».
Крым вошел в состав России после референдума в марте 2014 года, на котором большинство проголосовавших жителей региона поддержали такое решение. Киев, Евросоюз и США отказались признать результаты голосования. В Москве настаивают, что процедура присоединения региона соответствовала нормам международного права.
Милитаризация Крыма принята
Генеральная Ассамблея ООН поддержала резолюцию «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и г. Севастополь (Украина), а также частей Черного и Азовского морей»
Как сказано в сообщении постпредства Украины при ООН, «за» отдало свои голоса 66 стран, «против» были 19 стран, «воздержались» — 72.
В документе выражается настойчивый призыв к России забрать ее вооруженные силы из Крыма и прекратить оккупацию Украины, прекратить преследовать коммерческие суда, а также ограничивать международное судоходство в Черном и Азовском морях.
«Присутствие войск РФ в Крыму противоречит национальному суверенитету, политической независимости и территориальной целостности Украины и подрывает безопасность и стабильность соседних стран и региона Европы», — сказано в резолюции.
Документ выражает обеспокоенность из-за «продолжающихся действий России в частях Черного моря вокруг Крыма и в Азовском море, включая их милитаризацию, что создает дополнительные угрозы для Украины и подрывает стабильность более широкого региона».
Помимо этого, выражается «серьезная обеспокоенность относительно опасного обострения напряженности и неоправданного применения силы Российской Федерацией против Украины, в частности против 3-х судов Вооруженных сил Украины 25 ноября 2018 года в Черном море», содержится призыв к России «безусловно и немедленно освободить корабли, экипаж и технику».
В документе также осуждается возведение и открытие Россией моста через Керченский пролив и осуждается растущее военное присутствие РФ в Черном и Азовском морях.
Соавторами резолюции, в том числе, стали такие государства как Украина, Австрия, Болгария, Канада, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Черногория, Нидерланды, Польша, Португалия, Молдова, Румыния, Словения, Швеция, Турция, Великобритания и США, Бельгия, Греция, Венгрия, Лихтенштейн, Македония, Мальта, Новая Зеландия, Словакия и Испания.
По инициативе Ирана и Сирии предлагалось внести поправки в текст резолюции для поддержки интересов России, однако эти предложения не получили необходимой поддержки. Против данных предложений проголосовало 64 государства, их поддержали 25 государств, и 60 воздержались.
Напомним, глава украинского государства Петр Порошенко инициировал запрет российским судам заходить в европейские и американские порты из-за блокады Россией прохода судов через Керченский пролив.