Милость даст что даст
Милость даст
1. Милость даст – Что даст?
Даст счастье, радость навсегда – Да?
Ты только воззови к Нему – К кому?
Приди скорей к Иисусу Христу.
2. Выбери путь – Какой?
Который предлагает Христос – Христос?
Любовью отвечает на зло – И что?
В конце дороги будет Сам Бог..
Жизнь предлагает нам много путей…
1. Жизнь предлагает нам много путей,
Но один лишь ведет нас к Тебе,
Боже праведный. Мы выбираем его.
Чтобы быть нам рожденными вновь,
Потому что пролив свою кровь,
Боже праведный, Ты дал нам жизнь. Пойте:
пр. Аллилуйя! И услышит Господь
И Он примет хвалу нашу.
Аллилуйя! Нашу жизнь освятит
И за все нас простит, Боже
Аллилуйя! И услышит Господь
И Он примет хвалу нашу.
Аллилуйя! Нашу жизнь освятит
И за все нас простит, наш Господь.
2. Ты нас прости своих грешных детей
И позволь до конца наших дней
Петь хвалу Тебе, Пастырь наш любящий
Все, чем мы дышим и чем мы живем –
Лишь надежда, что в царстве Твоем
Мы пребывать будем.
Посмотришь на небо….
1. Посмотришь на небо – и вспомнишь о Нем,
О Том, для Кого мы в мире живем,
Мы любим Его, Он любит всех нас
Мы служим Ему, Он служит для нас,
пр. И любви не будет конца,
Если открыты сердца,
если открыты сердца нашему Богу.
2. Скажу я спасибо Отцу своему
Спасибо за жизнь на земле и в раю
Он добрый и щедрый, Он – Бог наш родной
Он любит нас всех, зовет за Собой,
Он дарит нам счастье и жизнь на Земле.
Взамен Он нас просит: «Служите лишь Мне».
3. Откроем же сердце и путь для Него
И скажем о том, что мы любим Его,
И будет Христос с нами жить навсегда
И будет в нем мир и покой и весна,
Когда умолкнут за окном все звуки…
1. Когда умолкнут за окном все звуки,
Когда так хочется завыть от скуки
И от нее я на все руки, но все валится из рук
Подать милостыню — отдать благополучие. Как помочь просящему, не навредив себе
С одной стороны, подаяние — это «плюсик» в карму. С другой — есть поверье, что неправильно поданная милостыня может навредить дающему. Существует мнение, что, подавая нищему, мы «покупаем» у него бедность и болезни.
Как завещали бабушки
Считается, что самое главное в момент совершения подаяния — светлое и искреннее намерение. В этом случае любое действие будет правильным.
Часто от людей старшего поколения можно слышать, что давать милостыню нужно правой рукой, приговаривая: «Да не оскудеет рука дающего. Аминь.» Правой рукой, потому что правая рука делает правое дело.
Более современные взгляды гораздо прозаичнее. Сегодня чаще всего аргументом против подаяния могут служить, скорее, банальное отвращение и страх. Просящие люди редко выглядят опрятно. Многие из них одеты в грязную одежду и имеют явные признаки различных заболеваний. Можно сказать, что нищие в современном мире — это своеобразный лакмус общества и его мировоззрения в целом. То, как прохожий относится к просящему, показывает в том числе и какой он человек.
«Пошел получать зарплату»: Вдовиченков рассказал забавный случай из молодости
Девочке из Калифорнии надоело учится, и она взломала онлайн платформу
«Ошибки — возможности для творческих решений»: как правильно реагировать
Кроме того, есть поверье, что подаяние — это не только способ восполнить «долги» перед Вселенной, но и возможность освободить место для чего-то нового.
Отказ подавать милостыню.
В любом случае решение подать милостыню — личное дело каждого. Человек имеет право самостоятельно распоряжаться своими деньгами, о каких бы суммах речь ни шла. У всех свое материальное состояние, отношение к деньгам и приметы, связанные с ними. Нельзя осуждать человека за отказ от подаяния.
Однако нужно помнить об уважительном отношении к другим людям, кем бы они ни были. Даже отказаться от просьбы можно по-разному. Согласитесь, можно грубо бросить: «Бог подаст» или «Иди работай», а можно просто отрицательно покачать головой или произнести: «Извините, не могу сейчас».
Тот факт, что человек не стоит с протянутой рукой, совершенно не означает, что деньги в его кармане не последние. Не все могут позволить себе раздавать их другим людям. Но грубость в этой ситуации вряд ли можно чем-то оправдать.
Сколько милостыни нужно подавать
Очень часто мне доводилось слышать один и тот же вопрос: сколько милостыни уместно подавать нищим?
Существует золотое правило: женщине нужно подавать серебристые монеты, а мужчинам — желтые. В противном случае вы рискуете сами обнищать, причем в скором времени.
Подавать четное количество монет также запрещено — это тоже приведет к бедности. По той же причине стоит воздержаться от подаяния бумажных денег, даже если они имеют мелкий номинал — делитесь только мелочью.
Самодостаточность и 50 тысяч рублей: стоит ли работать флористом в России
Долгосрочное вложение: причины, почему богатые никогда не покупают старые дома
К 2024 году: россиянам раскрыли сроки роста пенсии до 20 тысяч рублей
Порой случается так, что нищий просит определенную сумму — не проходите мимо такого и дайте ему именно ту сумму, которую он просит. При этом деньги следует отдавать не лично в руки — положите их на любую поверхность или рядом с просящим. Так вы сумеете привлечь в свою жизнь деньги и большую финансовую удачу.
Как правильно подавать милостыню?
Для тех, кто верит в приметы, важно научиться подавать милостыню правильно.
Сложно подавать, не осуждая. Верующие люди утверждают, что есть универсальный ключ к вопросам о том, что правильно, а что нет — это любовь. Все, что делается с любовью, правильно. Подавая милостыню, стоит в душе помолиться за просящего, подумать о нем что-то хорошее.
Не нужно думать о том, хорошо или плохо вы поступаете, не делать различий между мужчинами и женщинами, стариками и молодыми людьми, не обращать внимания на национальность.
Змеиный принт — тренд весеннего сезона 2021: что и с чем носить
Брекеты на идеальных зубах: зачем Тодоренко и другие звезды идут к ортодонтам
Инфекционист посоветовал вакцину от COVID-19 для первой прививки
Среди священнослужителей бытует мнение, что не стоит подавать деньги пьющим людям. Правильнее давать им еду. Ведь давая им деньги, мы поощряем их «скользкий» путь. То же правило касается и детей: считается, что деньги их портят.
Нужно ли подавать церковным нищим и куда нести бабушкины сережки?
Существует мнение, что многие из тех, кто просит милостыню у дверей храмов, занимаются этим не из-за нищеты, а просто зарабатывают таким образом, причем достаточно хорошо. Как тут правильно поступить, чтобы, с одной стороны, не потакать тем, кто не хочет трудиться, а с другой – оказать милость человеку, которому она действительно необходима?
В подобных случаях обычно стоит найти (не на паперти, а, например, среди знакомых) кого-то действительно нуждающегося и регулярно ему чем-либо помогать. Подсказать, кому на приходе вы можете помочь, сможет священник.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
Моя подруга считает, что подавать милостыню просящим на улице, в метро, других общественных местах незачем, так как это, по сути, бизнес, а деньги собирает «мафия». У меня уверенности в этом нет: я считаю, что подавать милостыню нужно. Разрешите наш спор.
Протоиерей Александр Ильяшенко
Конечно, милостыню подавать надо. Господь Сам говорил в притче о Страшном Суде, что спросится с нас, накормили ли мы голодного, поделились ли одеждой с не имеющим ее, посетили ли больного. Если же нет доверия к просящему на улице, дайте ему немного.
Чтобы ваша совесть была спокойна, – найдите того, кому вы можете регулярно помогать, возможно, не только деньгами, но и продуктами, и просто своим вниманием, теплом и заботой. Главное, чтобы боязнь «мафии» не ожесточила сердце так, что человек и вовсе никаких дел милосердия не совершает. Да и лучше, на мой взгляд, подать нищему от «мафии», чем равнодушно пройти мимо нуждающегося человека.
Подробнее о милостыне читайте на нашем сайте:
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
После смерти бабушки у меня осталась ее золотая серьга. Выбросить рука не поднимается, а хранить у себя почему-то беспокойно и не хочется. Мне подсказали, что можно отнести ее в храм и отдать как подношение. Можно ли это сделать?
Священник Дионисий Свечников
Вот читаю эти строки и понимаю, что пословица «На Тебе, Боже, что нам негоже» неспроста появилась. Храм – это не склад старых сережек и того, что в хозяйстве не пригодилось. Не нужна серьга – переплавьте и сделайте то, что нужно, или отдайте неимущему, который за вас помолится.
С уважением, священник Дионисий Свечников
Можно ли творить милостыню от имени другого человека, чтобы Бог принял ее не как от меня, но как от него? Будет ли ему от этого польза, если он даже не подозревает об этом?
Подавая милостыню, можно просить принимающих ее молиться о вашем друге. Это, конечно, не вменится как милостыня ему, но польза для него будет – ведь за него станут молиться, и молитвы эти Господь услышит.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
Много лет как безвозмездный донор сдаю кровь. Богоугодно ли это?
Да, конечно, потому что, сдавая свою кровь, вы помогаете выжить другим людям.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
На нашем приходе открыта благотворительная организация, которая помогает нуждающимся, но у меня нет сил после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте еще куда-то ехать и помогать кому-то. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?
Конечно, нужно оставлять себе время и на отдых. Однако можно попробовать выделять, например, один раз в месяц или полтора какую-то часть выходного дня для участия в работе этой организации. И в любом случае можно всегда делать «малые» добрые дела – уступить бабушке место в транспорте, выслушать и утешить кого-то, кому необходимо сейчас наше внимание, сделать небольшое посильное пожертвование (возможно, продуктами или вещами) в ту же созданную при приходе благотворительную организацию. Множество таких вот дел найдется, наверное, если внимательно вокруг посмотреть. А Господь, как сказано, и намерение наше целует. Главное, чтобы оно у нас было, и мы по мере сил старались его воплощать в жизнь. Помощи вам Божией!
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
В христианстве есть такое понятие как милосердие, милостыня. Нас учат подавать нуждающимся. Но нередко возле храмов встречаешь людей явно пьющих, не желающих работать и просто нечестных, которые придумывают грустные истории, чтобы разжалобить. Не говорю о тех, кто действительно нуждается, – всегда стараюсь помогать таким. Но как быть, когда очевидно, что человек пропьет твою милостыню в ближайшей забегаловке?
Будьте в подобных ситуациях свободнее и проще. Никто вас не принуждает кому-то из подозрительных людей давать непременно милостыню в денежном выражении. Как давали старикам, инвалидам и немощным, так и продолжайте давать, сколько можете. А к остальным будьте просто терпеливы. Те оборванцы и бродяги, которые за Христом могли ходить 2000 лет назад, о чем мы читаем в Писании, вряд ли были лучше и симпатичнее нынешних бомжей.
С уважением, священник Филипп Парфенов
Я не хочу подавать милостыню за дорогого мне ушедшего из жизни человека незнакомым людям. Хочу что-нибудь купить и в церковь принести. Пусть лучше служители церкви помолятся за упокой души. Можно так сделать и будет ли это считаться милостыней?
Протоиерей Михаил Самохин
Пожертвование в церковь считается милостыней. Как его сделать, вы можете спросить в ближайшем храме.
С уважением, протоиерей Михаил Самохин
Часто вижу женщин с маленькими детьми на руках, которые ходят, к примеру, по поездам и просят милостыню. Дети у них постоянно спят, и я не раз видела программы и читала статьи о том, что эти люди специально опаивают детей, а иногда ходят даже с мертвыми детьми. Если я буду подавать таким людям, то не получится ли, что я потворствую дальнейшему издевательству над детьми? И вообще, всем ли нищим стоит давать милостыню – например, в случае, когда видишь испитое, опухшее лицо и понимаешь, что этот человек, вероятнее всего, будет пьянствовать на полученные деньги, и я таким образом поощрю его порок?
Я полностью согласен с вами. Сам я тоже таким не подаю. А насчет женщин с младенцами (чаще всего цыганок) вообще лучше даже в полицию заявлять при возможности – тоже приходилось читать и слышать подобное.
Где можно подавать милостыню?
Подавать милостыню можно, если нищие находятся:
Бывают ситуации, когда нищий просит небольшую сумму, а получив ее, просит еще. В этом случае принято сначала дать, но во второй раз произнести фразу:
Модные вещи, которые крайне неудобны, по мнению модниц
Парень-ювелир взялся за свое авто и сделал из старенького Mitsubishi Lamborghini
Лев и Дева: пары, представляющие худшее сочетание
Нельзя подавать:
Помимо нищих, на улице существует огромное количество живых существ, которым также нужна помощь. Это больные люди, дети, лишенные родителей, и даже животные. Сегодня существует множество способов помочь нуждающимся.
В любом случае в процессе подаяния самое главное — это не приметы и не место, а ваши искренность и добрые намерения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Давайте задумаемся, как часто мы подаем милостыню? Где? Как? Всем подряд или по зову сердца?
Актуален ли в нашем современном мире этот вопрос? Пожалуй, да.
Как подавать милостыню, чтобы «не плюнуть себе в карму»? И как, совершив милость, не нарваться на мошенников?
Что есть милостыня? Милостыня — это проявление нашей милости. Нельзя сказать, что перед Богом и т.д. Это громко сказано, а значит нужно будет связать с другими вещами.
Давайте проще, укажем, что это просто есть наша проявленная милость. А зачем она нам нужна? Прежде всего для нас самих. Ибо не отдавая что-то своё, что мы имеем, мы берем участие в обмене энергией.
1.) опустошаем место для чего-то нового,
2.) закрываем свои долги перед Вселенной.
Начну с первого. В разных религиях и эзотерических учениях говориться о том, что первым было слово. Слово — это выражение мысли, ментальная сфера божественного. Значит, милость в голове и выраженная словом — это тоже милость и она имеет своё значение в нашем физическом мире. То есть милость есть и прощение человека, и поддержка в трудный момент.
Это говорит о том, что даже такая милостыня имеет место быть проявленной. Далее, Бог создал человека из праха, земли. То есть чтобы что-то создать такое, что будет служить тебе в будущем, нужно отдать что-то своё, причем не просто свою вещь, деньги, а то, что имеет ценность (ценность разная: деньги заработанные, туда вложена энергия, вещь купленная — туда вложенная энергия, которая заработанная, продукты тоже выроненные или купленные).
Простой закон обмена энергией. По сути мы отдаём энергию, вложенную в проявленные в материальном мире вещи. И в этом сакральный смысл. Любая милостыня — отдача энергии. И отдаём мы в двух случаях, я уже перечисляла, чтобы опустошить место для нового или рассчитаться за долги. Особенно много у нас моментов, когда Вселенная требует отдать долги за 40 дней перед Днём рождения. Потому, если возникают ситуации, когда кто-то сильно просит помощи именно в эти дни, знайте — это вы рассчитываетесь и будьте этому рады.
Кстати, представители различных религиозных конфессий в вопросе о милостыни проявляют завидную солидарность и на вопрос «Подавать ли?» отвечают согласием, но с некоторыми оговорками.
Существуют определенные негласные и неписанные правила, соблюдая которые можно обезопасить себя и свою семью.
Однозначно, МОЖНО подавать:
— если просящий сидит у входа в храм, церковь, часовню, святых мест;
— если просящий сидит у входа на рынок или перед гостиницей, например;
— на остановке общественного транспорта;
— если просят на корм животному – дать на корм и копеечку (рубль) просящему.
Какой рукой подавать? Подавать можно дающей рукой, у правшей – правой, у левшей – левой. Это нужно учесть и пусть левши поэкспериментируют и проследят за собой сами и определят какая рука есть какой у них.
Никогда не нужно подавать милостыню на выходе из храма. Ответ прост: вы идёте в храм, как в место силы, чтобы набраться энергии. Набрались, молодцы, вышли и отдали. Еще больше молодцы. Чего ходили, неизвестно :). С чем пришли — с тем и ушли. Давать нужно при входе, чтобы опустошиться и очистить место для большего блага. Тогда наполнитесь вдвойне.
Однозначно, НЕ СТОИТ ПОДАВАТЬ, ЕСЛИ:
— просящий сидит ниже уровня земли (в подземном переходе);
— просящий сидит возле хлебного киоска (нельзя подавать милостыню со сдачи от покупки молока или хлеба, таким образом можно лишиться здоровья и удачи или перенять на себя участь просящего);
— просящий сидит возле «нечистых мест», почты, кладбищ, медицинских учреждений, аптек (подавая, можно лишиться здоровья);
— сидящим на перекрестках;
— пьяным (особенно, если Вы знаете, что эти деньги пойдут не на продукты, а на спиртное);
— нищим с детьми и табличками;
— детям нужно подавать с осторожностью, дабы не развращать ребенка. Лучше спросить в чем нуждается ребенок и дать ему необходимое (вещи, продукты).
Кроме того, нельзя давать деньги из рук в руки (можно перенять судьбу просящего) – только в коробочку или шапку перед ногами нищего, но не касаясь руки просящего. Люди знающие при этом советуют говорить: «Да не оскудеет рука дающего» или со словами: «Вам деньги, а мне благодать (милость) Божья», или нечто подобное. На местах с негативной энергетикой это правильно. Происходит тоже самое, что и ниже уровня земли.
Нельзя смотреть в глаза при передаче денег.
Также нельзя подавать по средам, в свой день рождения и крестины.
Интересно, что если продавец обвесит или обманет на сдаче, он автоматически берет на себя проблемы и болезни покупателя, но если покупатель добровольно отказался от сдачи, то этот акт считается милостью для обоих.
Безусловно, подавать или нет – сугубо личное дело каждого. Но всегда хочется знать, что эти деньги пойдут на благое дело, а не на обогащение очередного мошенника, который наживается на жалости и благородных порывах. Как распознать таких людей? Просто обратитесь к своему внутреннему Я, задайте мысленно вопрос: «Надо ли мне дать милостыню этому человеку?». Если Вы, несмотря ни на что, ощутите желание потянуться к кошельку – подавайте и Ваша совесть будет спокойна. Важно, чтобы после подаяния на душе было светло и благостно. Если же Вы чувствуете какие-то неприятные ощущения, обман, хочется побыстрее уйти – подавать не стоит.
Есть еще одно неписанное правило, которое справедливо, пожалуй, для всех конфессий: сделал доброе дело — брось его в воду. Не стоит всем рассказывать о том, какой вы благородный человек, кому и сколькими деньгами сегодня помогли. Вся милость от этих добрых дел рассеется в воздухе. Согласно христианским учениям, левая рука не должна знать, что делает правая. То есть милость должна совершаться втайне, чтобы человек не возгордился своим поступком.
И в заключение хочу сказать, что милость вовсе не обязательно выражается в денежном эквиваленте. Всегда можно поддержать добрым словом человека в трудную для него минуту. Ведь слова «Я в тебя верю!», «Я знаю, у тебя все получится!», «Крепись! Я с тобой!» или «Твои произведения очень талантливы!» бесценны и, возможно, помогут сделать рывок молодому человеку к его мечте.
Даже мимолетная улыбка на улице или в транспорте способна поднять настроение и отвлечь от дурных мыслей.
Помимо этого, можно просто изредка, по мере свободного времени, записаться волонтером и помогать детским приютам или домам престарелым. Поверьте, это не так сложно и не так страшно! Совсем не обязательно тратить баснословные суммы, иногда достаточно простого внимания. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего? Дайте бесплатный мастер-класс, подарите детям резиночки или тетради к 1 сентября, да просто сварите вкусный борщ и отнесите одинокому соседу. Зачастую люди, которые действительно нуждаются, редко просят о помощи.
Можно купить не всегда нужные в данный момент вещи или пучок зелени у пожилого человека. Да, конкретно сейчас эти вещи (продукты), а может и вовсе вам не нужны, но за эти деньги у пожилого человека будет ужин или обед.
У милости есть множество проявлений, но самое главное — пусть все, что Вы делаете, будет искренним, идет от сердца и с благими намерениями.
Милосердие как сущность Творца, как Божий дар и завет людям.
Блаженны милостивые: библейский бумеранг.
Бог Есть, Администратор ·
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.»
(Матф.5:7)
Многие из нас слышали о бумеранге — этой удивительной изогнутой палке, изобретённой австралийскими аборигенами, которая изящно планирует в воздухе и возвращается к бросившему её.
То есть он возвращается бросившему, если тот правильно бросает его. Когда мы с семьёй жили в Австралии, я купил несколько бумерангов и пытался бросать их. Они возвращались в мою сторону, но не обязательно ко мне. Мне даже приходилось залезать на деревья, чтобы достать неправильно брошенные бумеранги.
Библия содержит много духовных «бумерангов». В отличие от моих плохо брошенных бумерангов, эти всегда возвращаются к бросившим их. Давайте рассмотрим некоторые из них:
«Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7).
«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих лет опять найдёшь его» (Еккл. 11:1).
«…ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:2)
«…давайте, и дастся вам; мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:38).
Мы с вами изучаем заповеди блаженства. В самом центре их мы видим следующий библейский бумеранг: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). В мире, который зачастую жесток и беспощаден, существует огромная нужда в милостивых мужчинах и женщинах, юношах и девушках. Многие комментаторы считают, что, начиная с этой заповеди, акцент меняется. Мартин Ллойд-Джонс пишет: «…Первые три заповеди блаженства во главу угла ставят… осознание нами нужды: нищие духом, плачущие из-за своей греховности, кроткие как результат истинного понимания своей природы… Затем идёт великое утверждение, что нужда эта будет удовлетворена… «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»… Отсюда и далее перед нами результат этого удовлетворения… Мы становимся милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами».
Что такое милость
«Милость», по определению словаря, — это «сострадательное, милосердное отношение, особенно к нижестоящим… Это готовность проявлять доброту и прощать». Самое распространённое греческое слово, переводимое как «милость» (элеос), означает «доброта, добрая воля по отношению к несчастным и страдающим в совокупности с желанием облегчить их страдания» (Уилки и Гримм). О милости можно сказать с позиции отрицания. Когда в нашей власти отомстить, проявление милости к совершившему против нас зло означает отказ воздать ему так, как он заслужил, вместо этого помиловав и простив его. С позиции утверждения, милость имеет несколько существенных аспектов. Это такое расположение духа, которое характеризуется состраданием к тяжёлому положению находящихся в нужде. При этом возникает желание помочь нуждающимся, которое выражается в реальной помощи. Кто-то сказал, что милость предполагает участие сердца и рук. Если сердце не взволновано и если руки не протягиваются для помощи, это не милость.
Различные аспекты милости проиллюстрированы в притче о добром самарянине (Лк. 10). Человек лежал у дороги, избитый и едва живой (ст. 30). Мимо прошло несколько человек (ст. 31, 32). Им, конечно, было жалко видеть человека в таком плачевном состоянии, но это не подвигло их на какие-то действия. Потом на этой дороге появился некий самарянин. Увидев человека, он «сжалился» (ст. 33) и сделал всё, что было в его силах, чтобы помочь ему. Он обработал раны несчастного и перевязал их, а затем привёз его в гостиницу и заплатил, чтобы там о нём позаботились (ст. 34, 35). Поэтому о самарянине говорится, что он «оказал милость» этому человеку (ст. 37).
«…на кресте «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Истина говорит: грехи человека преграждают ему путь в град Божий; милость говорит: пусть кровь Христа покроет человеческие недостатки! Правда говорит: грешник не может пройти через врата небесные; мир говорит: пусть Христос будет посредником, дабы состоялось примирение между человеком и его Создателем!» (Маккорд).
Чтобы понять Божью милость, нужно увидеть это качество, выраженное в жизни Иисуса (см. Ин. 14:9). Милость побудила Иисуса прийти на эту землю. Милость побуждала Его ходить среди больных и обездоленных. Его милость простиралась не только на обездоленных и бедных, но и на гордых фарисеев и чёрствых саддукеев — и даже на самодовольный и неверующий Иерусалим. Его милость распространялась не только на человеческое страдание, но и на человеческий грех. Его милость, в конечном итоге, привела Его на крест, и теперь, на небесах, Он является нашим «милостивым и верным Первосвященником» (Евр. 2:17), восседающим по правую руку от Бога.
Нужда в милости
Что касается «милосердия Божьего» (Рим. 12:1), то Иисус обращается к нам с таким призывом: «…будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк. 6:36). Что это значит — быть милосердным, как Господь милосерден? Во-первых, это значит, что наши сердца не равнодушны к нуждам других. Люди молили Иисуса: «Помилуй нас» (см. Мф. 9:27), и Он миловал. Мы часто читаем: Он «сочувствовал», «сжалился», «умилосердился» (см. Мф. 9:36; 14:14; 20:34; Мк. 1:41; 6:34). Так же и нам с вами велено «облечься… в милосердие» (Кол. 3:12).
Одна из любимых историй Ральфа Бампуса была о человеке, в чьей жизни наступили трудные времена. Он обратился за ссудой к банкиру, о котором было известно, что он с большой неохотой давал деньги в долг тем, кто действительно в них нуждался. Выслушав грустный рассказ, банкир сказал: «Я добрый человек, поэтому я вам сделаю предложение. Я недавно потратил большую сумму денег на искусственный глаз. Он выглядит точно так, как мой настоящий. Вот в чём суть моего предложения: если вы скажете, какой глаз у меня искусственный, я дам вам денег». Человек некоторое время внимательно разглядывал глаза банкира и, наконец, сказал: «Искусственный глаз — левый». Банкир спросил: «Вы уверены?» Человек ответил: «Абсолютно». Банкир был поражён. «Правильно, — сказал он, — но как вы догадались, что левый глаз искусственный?» «Потому что, — был ответ, — в вашем левом глазу я увидел маленькую искорку сочувствия».
Когда люди смотрят нам в глаза, могут ли они увидеть в них искреннее сочувствие? Нам нужно сострадать немощам других, как сострадал Иисус (см. Евр. 4:15). Нам нужны сердца, которые трогают нужды других людей.
Нам также нужны руки, которые протягиваются для помощи. Помните, что если руки не работают вместе с сердцем, то это не истинная милость. Если мы видим, что «брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания», то недостаточно просто посочувствовать им. Нужно дать «им потребного для тела» (Иак. 2:15, 16). Мне нравится слово, которым характеризуется Иисус: «умилосердившись» (см. Мф. 20:34; Мк. 1:41). Сострадая людям, Иисус не оставался равнодушным, и это побуждало его делать что-то; Его милость выражалась практически (см. Мк. 5:19). Так же и мы с вами должны «оказывать милость и сострадание каждый брату своему» (Зах. 7:9).
Хочу ещё раз подчеркнуть естественную последовательность заповедей блаженства. Человек, который осознаёт свою духовную нужду (первая заповедь) и потому плачет (вторая), станет кротким и смиренным (третья) и будет жаждать духовного насыщения (четвёртая). Кто в своём понимании дошёл до этого уровня, увидит, что и у других те же духовные нужды, что и у него, и та же немощь духа. Это должно возбудить в нём жалость, сочувствие, сострадание и любовь к ним.
Как же поэтому важно всем нам исследовать себя! Давайте спросим: «А я милостив? Или я так сосредоточен на собственных нуждах и проблемах, что не думаю о других?» В Ос. 6:6 Господь сказал: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы». Слово «милость» здесь — это перевод еврейского слова «хесед», которое в Септуагинте последовательно переводится словом элеос («милость»). В Новом Завете Иисус дважды цитировал Ос. 6:6, всякий раз призывая Своих слушателей разобраться, что значат эти слова (Мф. 9:13; 12:7). Хочет ли Бог жертвы? Да, но жертва без милости бесполезна. Рискуя быть неправильно понятым, хочу сказать, что крещение и причащение Господней вечери важно, даже необходимо, но если в наших сердцах нет сострадания и милости, то внешняя покорность Божьей воле — не более чем пустой жест (ср. с 1 Кор. 13:1–3).
Хотелось бы подчеркнуть ещё одно качество термина милостивые», употреблённого в нашем тексте. По-гречески это элеемон, прилагательное от элеос. Оно означает «быть действенно сострадательным» (Вайн). Одного старика спросили, является ли он христианином. Он ответил: «Местами». Так вот мы не должны быть милостивыми «местами». Быть милостивым — не значит проявить единичный добрый поступок. Это образ жизни, характерная черта которого — постоянная забота и помощь. Да поможет нам Бог быть не эгоистичными, а милостивыми к другим.
«…ибо они помилованы будут»
Мы нуждаемся в милости? Моя бабушка широко открыла бы глаза, возвела бы руки к небу и воскликнула: «Конечно, а как же!» Взгляните в прошлое. Как бы мы выжили без милости? Посмотрите на настоящее. Как мы сегодня нуждаемся в Божьей милости! Вглядитесь в будущее. Как нам жить дальше без неё? Однако помните, что милость обещана только милостивым. Местоимение «они» добавляет эмоциональной окрашенности нашему тексту: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Обычно в греческом языке личные местоимения не употреблялись, так как для понимания, о ком идёт речь, достаточно было употребить глагол. Когда греки употребляли местоимение (как в данном случае местоимение «они»), это делалось для придания всему высказыванию эмфатичности, то есть эмоциональности. Мы посмотрели, как летит бумеранг, а теперь проследим, как он возвращается.
Милость в этой жизни
Милостивые блаженны, потому что Иисус сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Мудрец писал: «…кто милосерден к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21). У Шекспира один из персонажей произнёс: «По принужденью милость не действует, а падает она, как тихий дождь, струящийся на землю из облаков. Благословенье в ней особое: она благословляет тех, кто даёт и кто берет её».
Милостивые блаженны потому, что они скорее, чем кто-либо другой, будут помилованы окружающими. Это общая, а не абсолютная истина, но, как правило, другие поступают с нами так, как мы поступаем с ними. Если вы улыбаетесь людям, то и они обычно улыбаются вам. Если вы говорите «здравствуйте», то и вам чаще всего отвечают «здравствуйте». Если вы помогаете заболевшим, они, вероятно, помогут вам, когда заболеете вы. Пётр выразил эту истину через отрицание: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1 Пет. 3:13; см. Прит. 16:7). Это можно назвать золотым правилом (Мф. 7:12) наоборот: Как вы поступаете с людьми, так и они (в большинстве случаев) поступят с вами.
Что важнее всего, милостивые блаженны потому, что Бог будет милостив к ним. Бог сказал, что если мы будем милостивы к бедным, то Он избавит нас. «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40:2). Он обещал, что если мы будем милостиво прощать других, то и Он простит нас. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Мф. 6:14).
Это не означает, что единственное, чего Бог желает и требует от нас, это чтобы мы были милостивыми и прощали. Мы должны жить «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Это, однако, означает, что при всех остальных равных условиях благословлён будет именно милостивый человек. С какой стороны на это ни посмотреть, а «человек милосердный благотворит душе своей» (Прит. 11:17).
Милость после этой жизни
Мы нуждаемся в милости сейчас, но ещё больше мы будем в ней нуждаться, когда предстанем перед престолом Божьим для суда. Его милость к нам тогда будет в некоторой степени зависеть от нашего милосердия. Павел писал: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно подкреплял меня и не стыдился уз моих, но, будучи в Риме, с великим усердием искал меня и нашёл. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный [судный] день» (2 Тим. 1:16–18).
А что если мы немилостивы в этой жизни? Тогда мы не будем помилованы. В Мф. 18:23– 35 Иисус рассказал притчу о немилосердном рабе. Его господин простил ему миллионный долг, а сам он не захотел простить своему товарищу, такому же рабу, копеечный долг. Господин сказал ему: «Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (ст. 33). После этого господин, «разгневавшись… отдал его истязателям» (ст. 34). Завершил Иисус Свой рассказ такими поучительными словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35).
Когда Иисус осуждал книжников и фарисеев, говоря «горе вам…», Он сказал, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23). Да поможет нам Бог не оставлять свою милость. Куда бы Иисус ни шёл, люди кричали: «Помилуй нас» (см. Мф. 9:27; 15:22; 17:15; 20:30, 31). Так мир кричит и сегодня: «Помилуй нас!» Ответить на этот крик должны мы, Господни ученики. Давайте же будем, как Иисус, сочувствовать всем страждущим физически и духовно. Помните: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Я призываю вас заглянуть в своё сердце и посмотреть, есть ли там сострадание к другим. Я также настоятельно прошу вас проверить, заботитесь ли вы о своих духовных нуждах. Вы не сможете помогать другим, пока ваше собственное сердце не будет право пред Господом. Вы отдали себя на милость Бога? Вы верите, что Иисус Сын Божий? Вы выразили свою веру послушанием (Ин. 8:24; 14:15)? Вам нужно исповедать свою веру и креститься (Деян. 8:36–38)? Может, вам нужно заново подчинить свою жизнь Господу (см. Иак. 5:19, 20)? Очень много лет назад было написано: «Благ и милосерден Господь, Бог ваш, и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2 Пар. 30:9). Если вам необходимо сделать это, я молюсь, чтобы вы уже сегодня обратились к Нему.