Мим терапия что это
МИМ терапия
МИМ-терапия поможет ребёнку овладеть навыками самоконтроля, раскрыть творческий потенциал, развить навыки плавных, точных, выразительных движений и конструктивной коммуникации, получить опыт позитивного общения в группе, что позволит в дальнейшем эффективно разрешать различные трудные и конфликтные ситуации.
Цель программы МИМ-терапии: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка и развитие его коммуникативных навыков средствами пантомимы. Пантомима — это уникальный вид актёрского искусства, который помогает решать множество психотерапевтических задач:
Групповая МИМ-терапия помогает:
Занятие в группе (сеанс) состоит из двух частей: игровая пантомима и шеринг (общение в круге, шеринг от англ. «to share» — делиться). В групповой терапии шеринг обычно происходит после упражнения, выполнения задания, в начале/конце встречи.
В программу первой, пантомимической части, включены такие творческие формы работы, как жонглирование, танцы пальцами (Finger Tutting), двигательно-активные задания и нейропсихологические упражнения, актерские этюды на основе пантомимы и пластики. Всё это происходит в неформальной, позитивной психологической атмосфере общения между всеми участниками.
Большое внимание уделяется развитию навыков конструктивного общения, которые позволят в дальнейшей жизни эффективно разрешать различные конфликтные ситуации, так вторая часть группового занятия, дает возможность реализовать эту задачу.
Психологические трудности, с которыми встречается ребёнок в повседневной жизни, можно научиться легко преодолевать, развив у себя творческие способности. В группе это сделать всегда намного проще, специалисты обеспечивают психологическую и физическую безопасность, поддерживают, вдохновляют, помогают, направляют.
МИМ-терапия, как и любая игровая терапия опирается на здоровое начало в ребенке и расширяет его пространство.
МИМ-терапия
Уникальная программа групповой арт-терапии для детей «МИМ-терапия» — помогает преодолеть трудности в общении и поведении:
Начало занятий в следующей группе — 19 и 26 ноября (воскресенье). При оплате абонемента до 15 ноября — одно занятие в подарок!
Занятия проходят по воскресеньям. Центр расположен в 15 минутах пешком от м. Проспект Вернадского.
Узнайте о следующем наборе в группу: +7 (499) 940-07-34
Подробнее о МИМ-терапии:
Кому рекомендована МИМ-терапия
В центре «Алвиан» можно записаться на уникальную программу групповой арт-терапии для детей 7–11 лет, которая поможет справиться с:
Программа поможет ребенку раскрыть творческий потенциал, научиться красиво и выразительно двигаться, получить опыт позитивного общения в группе, развить навыки конструктивного общения. За счет этого опыта ребенок (а затем подросток и взрослый) будет эффективно разрешать трудные, конфликтные ситуации в жизни.
Если ваш ребенок младше 7 или старше 11 лет, запишитесь на консультацию к специалисту — мы подберем для вас программу терапии.
Кто разработал программу
Программа базируется на научных концепциях нейропсихологии и детской психотерапии, которые были разработаны на кафедре детской психиатрии и психотерапии РМАПО (Москва) под руководством д.м.н., профессора Юрия Степановича Шевченко.
Как проходят сеансы
Пантомима в психотерапии:
Групповую МИМ-терапию лучше сочетать с индивидуальными нейропсихологическими занятиями — так ребенок быстрее усваивает полезные навыки.
Занятие в группе (сеанс) состоит из двух частей:
Первая, пантомимическая часть включает жонглирование, танцы пальцами (Finger Tutting), двигательно-активные задания и нейропсихологические упражнения, актерские этюды на основе пантомимы, пластики — всё это происходит в эмоционально позитивной психологической атмосфере общения между всеми участниками. Это более творческая, активная часть.
Вторая часть посвящена конструктивному общению. Чтобы ребенок по жизни мог разрешать конфликтные ситуации, он участвует в шеринге — делится мыслями, учится слушать других, подтверждает (или опровергает), что его услышали и поняли правильно.
Занятия в группе сразу дают ребенку «полевой», жизненный опыт — он всегда будет сталкиваться с разными людьми, будет частью коллективов. Наши специалисты обеспечивают психологическую и физическую безопасность, поддерживают, вдохновляют, помогают и направляют каждого ребенка.
Начальный курс МИМ-терапии рассчитан на 15–17 занятий, каждая встреча длится 1 час 20 минут.
Кто ведет занятия
Групповую терапию проводят ко-терапевты: профессиональные актеры — МИМы и детский врач-психотерапевт.
Психотерапевт, психиатр, опыт работы более 14 лет
Приглашаем на фестиваль психопросвещения PSYFEST
В Москве с 10 по 12 декабря на площадке креативного пространства «Благосфера» (1-й Боткинский проезд, д.7, стр.1) пройдет трехдневный фестиваль психопросвещения «PSYFEST: сезонное обострение».
На фестивале гостей ждет масштабная программа семинаров, мастер-классов, групповая психотерапия, арт-терапия, телесно ориентированная психотерапия, психологические тренинги, художественный воркшоп, индивидуальные встречи с психологами, психиатрами и психотерапевтами, которые помогут разобраться в себе и найти пути выхода из непростых жизненных ситуаций.
В этот раз программа значительно расширена, но ограничено количество участников в каждой активности. Это сделано для соблюдения безопасности в условиях непростой эпидемиологической обстановки. Рекомендуем вам оперативно регистрироваться на заинтересовавшие вас семинары и мастер-классы, поскольку количество мест в группах ограничено.
Неизменная и крайне востребованная часть фестиваля – это бесплатные консультации специалистов. В рамках бесед со специалистами каждый желающий сможет получить консультацию психолога, психиатра или психотерапевта, а также сексолога. Активности будут вести врачи и психологи психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева, психиатрической больницы им. П.Б. Ганнушкина, психиатрических больниц № 13 и № 5, медицинские и семейные психологи Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой, детские врачи-неврологи и логопеды Центра патологии речи и нейрореабилитации, и другие эксперты.
Приходите на фестиваль, приглашайте своих друзей и знакомых, делитесь информацией, посвятите время своему психическому здоровью.
Участие в фестивале бесплатное!
Внимание, на каждую активность необходимо зарегистрироваться отдельно. Количество мест на мастер-классах ограничено. Подробная информация, расписание и регистрация на Таймпад
Мастер классы специалистов Центра им. Г.Е. Сухаревой
10 декабря, 17.00. Зал Большая медведица
Мастер-класс по нейропсихологической двигательной коррекции
Ведущие: Мелисса Варламова, медицинский психолог НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой. Сара Лала, медицинский психолог НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой
На мастер-классе Вы узнаете, какую роль играет двигательная коррекция в формировании психики ребёнка, как крупная и мелкая моторика влияет на развитие мышления и речи. А также сможете увидеть практические упражнения для преодоления возможных затруднений.
12 декабря, 18.00. Зал Большая медведица
Мастер-класс по МИМ-терапии
Ведущие: Глеб Иванов, мим-терапевт НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой. Валерий Капарулин, мим-терапевт НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой
Искусство пантомимы, на котором основывается мим-терапия, является синтетическим видом театра. Богатый арсенал творческих задач и упражнений пантомимы позволяет успешно развивать у ребенка все важнейшие функции — внимание, самоконтроль, координацию, эмоциональный интеллект, фантазию, эмпатию и др.
На мастер-классе вы научитесь самым эффективным способам взаимодействия с ребенком, получите набор конкретных игр и упражнения для детей разного возраста.
Лечение детского аутизма
У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.
Специалисты «Альянса» оказывают комплексную помощь детям с аутизмом. В программе лечения участвуют психологи, психотерапевты, детские психиатры и неврологи, логопеды. Методики используются вместе и раздельно — для каждого ребенка мы составляем индивидуальную программу.
Методики лечения и реабилитации детей с ранним аутизмом в «Альянсе»:
Психологическое сопровождение
Психолог помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, развить коммуникацию, самовыражение, понимание других людей и социальных ситуаций, помогает справиться с тревогами и страхами, учит саморегуляции. При раннем детском аутизме психологи используют игровые и творческие методики: танцевально-двигательная терапия, арт-терапия, песочная терапия.
Психологи консультируют семьи, в которых есть ребенок с аутизмом. Родители жалуются на тревогу, усталость, безнадежность или злость, которые мешают им наладить контакт с ребенком. Психолог помогает им разобраться в себе, наладить отношения в семье, создать условия, необходимые для развития малыша.
Нейропсихологическая диагностика и реабилитация
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить уровень развития высших психических функций ребенка — восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, пространственных представлений, основ саморегуляции, а также развития сенсомоторного уровня.
После диагностики нейропсихолог разрабатывает индивидуальную программу нейропсихологической коррекции (для каждого ребенка свою).
Каждое занятие включает двигательные и когнитивные упражнения (игры и задания на развитие высших психических функций ребенка), элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии. Один курс коррекционных занятий состоит в среднем из 20–25 занятий, частота занятий — 1–2 раза в неделю по 60 минут.
В рамках нейропсихологической коррекции ребенок выполняет несложные домашние задания, нейропсихолог дает родителям подробные рекомендации. В конце курса специалист еще раз проводит диагностику, чтобы измерить эффект терапии.
Логопедия
В случае раннего детского аутизма ребенок практически не использует речь для коммуникации, в ней присутствуют эхолалии (неконтролируемые повторы слов или звуков). Ребенок не может выразить желания и нужды с помощью речи.
Логопед развивает речевые навыки ребенка, что дает возможность наладить контакт с внешним миром, рассказать о своих переживаниях, стать более социально адаптированным. Более узкие методики этого направления — АВА-терапия и PECS-терапия.
АВА-терапия
АВА-терапия (Applied Behaviour Analysis, прикладной анализ поведения) — одно из направлений поведенческой (бихевиоральной) терапии и коррекции. В его основе лежит постулат, что биологические основы поведения сохранны и работают всегда и у всех людей — кто развивается условно нормативно и кто имеет особенности в развитии.
Терапевт использует цепочку «стимул — действие — последствия». С ее помощью он закрепляет успешное, правильное поведение и ослабляет и затем полностью гасит нежелательные проявления (агрессия, самоповреждения).
АВА-терапевтами работают специалисты, которые получили международные сертификаты уровня BCBA или BCaBA.
Лекарственная терапия
Медикаменты — вспомогательное средство при лечении детского аутизма. Врач назначает лекарства, чтобы снизить уровень агрессии к себе, нормализовать психологическое состояние ребенка, помочь ему выйти на уровень, при котором становится возможным использование поведенческих и специализированных методик.
Медикаменты назначает только детский врач психиатр. Ребенка, который принимает лекарства, нужно регулярно показывать врачу, чтобы лечение помогало и не было побочных эффектов.
Используют антидепрессанты, которые снижают страх, тревогу, депрессию, облегчают обсессивно-компульсивные расстройства. Реже (при приступах агрессии или самоповреждениях, которые не удается скорректировать поведенческими методиками) детям с ранним аутизмом назначают антипсихотические препараты.
Физиотерапия
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) — одна из самых безопасных и эффективных методик физиотерапевтического лечения, которая с успехом применяется при:
Используется как самостоятельный лечебный метод или как один из этапов комплексной терапии.
МИМ-терапия
МИМ-терапия помогает преодолеть тревожность, неуверенность, страхи, агрессивность, протестность, конфликтность, гиперактивность ребенка с аутизмом. Программа развивает коммуникативные навыки ребенка в игровой форме, дает пространство для самовыражения.
В работе с детьми используется жонглирование, танцы пальцами (Finger Tutting), основы фокусов, манипуляций, микромагии, актерские этюды, основы пантомимы, пластики.
EMDR-ТЕРАПИЯ: обзор развития и механизмы действия
Уди Орен, Роджер Соломон
В статье представлены история и развитие метода EMDR от оригинального открытия доктора Фрэнсин Шапиро в 1987 к текущим результатам, а также будущие направления для исследования и клинической практики. EMDR – интегральная психотерапия, которая рассматривает дисфункционально сохраненные воспоминания как основной элемент развития психопатологии.
Ключевые слова: метод психотерапии, EMDR, денсибилизация и переработка движением глаз, эффективная психотерапия.
Денсибилизация и переработка движением глаз (EMDR) – это терапевтический подход, в основе которого лежит модель адаптивной переработки информации (АПИ). С точки зрения данного интегративного психотерапевтического подхода первостепенной основой клинической патологии считаются дисфункционально хранящиеся воспоминания. Переработка этих воспоминаний и их интеграция в более крупные адаптивные сети воспоминаний позволяет трансформировать их и восстановить функционирование системы.
За последние 25 лет было проведено достаточное количество клинических исследований EMDR-терапии, что привело к широкому признанию этого подхода для эффективной терапии психической травмы. История терапии, модель АПИ, клиническое применение и элементы непосредственно процедуры описаны в различной литературе (Европейская ассоциация EMDR: http://www.emdr-europe.org/), где так же описаны исследования, подтверждающие две главные теории, объясняющие механизмы действия билатеральной стимуляции (БЛС), применяемой в ходе EMDR-терапии.
EMDR – это интегративный психотерапевтический подход, процедурные элементы которого хорошо совмещаются с большинством других видов психотерапии (F. Shapiro, 2001, 2002). Терапия разработана на основе модели АПИ, которая подчеркивает роль системы обработки информации нашего мозга для развития как здорового функционирования человека, так и патологии. В рамках модели АПИ недостаточно переработанные воспоминания о дискомфортном или травматическом опыте рассматриваются как первичный источник любой психопатологии, не вызванной органическими нарушениями. Переработка этих воспоминаний ведет к разрешению проблемы путем восстановления системы и ассимиляции данных воспоминаний в более крупные адаптивные сети воспоминаний. EMDR представляет собой 8-фазовую терапию, в которую входит трехчастный протокол, фокусирующийся на:
– воспоминаниях, стоящих за текущими проблемами;
– ситуациях в настоящем и триггерах, с которыми необходимо работать отдельно, для того, чтобы привести клиента в стабильное состояние психологического здоровья;
– а также на интеграции позитивных сценариев воспоминания для более адаптивного поведения в будущем.
Одной из отличительных черт EMDR является использование билатеральной стимуляции, в частности движений глаз из стороны в сторону, поочередных постукиваний по коленям или же поочередной аудиальной стимуляции, задействованной в стандартизированных процедурах и протоколах для работы со всеми аспектами сети воспоминаний, выбранной в качестве мишени.
История возникновения.
История EMDR началась в 1987, когда Ф. Шапиро открыла воздействие движений глаз на вызывающие беспокойство воспоминания. Исходя из этого, она разработала протокол терапии, который назвала «Десенсибилизация движением глаз» (EMD). Поскольку изначально Ф. Шапиро придерживалась бихевиористских взглядов, то сначала решила, что эффект от движений глаз схож с систематической десенсибилизацией, и решила, что в основе его лежит естественная реакция расслабления организма.
Она также предположила, что процесс EMD связан с таким феноменом, как фаза быстрого сна (REM) и ее воздействием на человека.
Первые проведенные Ф. Шапиро исследования представляли собой рандомизированные клинические исследования и показали многообещающие результаты при лечении жертв сексуального насилия и ветеранов войны (Shapiro, 1989).
Шапиро продолжила разработку и совершенствование процедур EMD, выйдя за рамки поведенческой парадигмы, и в 1991 году изменила название терапии на EMDR. Решение добавить слово «переработка» было связано с пониманием того, что десенсибилизация является лишь одним из результатов терапии, на самом деле оказывающей более глубокое воздействие, которое можно лучше понять, исходя из теории переработки информации.
В начале 1990-х гг. EMDR переживает период бурного роста и вместе с тем ожесточенных дискуссий. Поддержка Джозефа Вольпе, автора метода систематической десенсибилизации, а также публикация результатов нескольких исследований (Marquis, 1991; Wolpe & Abrams, 1991) послужили основанием для утверждения, что EMDR является крайне перспективной формой психотерапии. С другой стороны, оппоненты EMDR подвергали сомнению роль самих движений глаз (Lohr et al., 1992) и не видели научных оснований добавлять их к терапии, которая, на их взгляд, являлась одним из видов экспозиционной терапии (McNally, 1999). Эта критика была признана ошибочной (см. обзор у Perkins & Rouanzoin, 2002), но наличие противников не помешало Ф. Шапиро и ее коллегам продолжать работу и проводить дополнительные исследования. По мере сбора эмпирических данных, начались обучающие программы по EMDR-терапии по всем штатам США, а также в Европе, Австралии, Центральной и Южной Америке.
Преподаватели EMDR Institute (www.emdr.com) c самого начала приняли решение проводить благотворительное обучение в горячих точках и зонах стихийных бедствий по всему миру. В 1995 году после теракта в Оклахоме EMDR-сообщество отреагировало созданием Программы Гуманитарной Помощи EMDR (EMDR-HAP).
Программа EMDR-HAP (www.emdrhap.org) и ее отделениия по всему миру, и в дальнейшем проводила сотни благотворительных тренингов в таких регионах, как пострадавшые от войны Босния, Никарагуа, Северная Ирландия, Мехико, в Стамбуле после землетрясения, в Юго-Восточной Азия после цунами, в Израиле, Палестине, Гаити после землетрясения, а также по запросам многих государственных учреждениях США.
С 1995 года, когда в США была основана первая ассоциация EMDR (www.emdria.org), появилось множество других государственных и региональных ассоциаций, среди которых EMDR Asia (www.emdr-asia.org), EMDR Ibero-America (www.emdriberoamerica.org), а также EMDR Europe Association (www.emdreurope.org), в которую входит более 20 национальных ассоциаций и более 8000 членов (в 2017 году 24000 членов. прим. редактора).
Благодаря большому материалу эмперических исследований, накопившемуся за последние 20 лет, EMDR-терапия признана эффективной терапией травмы и включена в клинические руководства многих профессиональных организаций и рекомендована министерствами здравоохранения разных стран. В Европе к таковым относятся Комитет по поддержке эффективности клинических ресурсов министерства здравоохранения Северной Ирландии (CREST, 2003), Руководство по предоставлению медицинских услуг в сфере психического здоровья Национального комитета Нидерландов (2003), Исследование французского государственного института медицины и здравоохранения (INSERM, 2004), Государственный британский центр сотрудничества в сфере психического здоровья (NICE, 2005), Шведский совет оценки технологий (2001), а также министерство здравоохранения Великобритании. В США к подобным организациям относятся Американская ассоциация психиатров (2004), Американская ассоциация психологов (Chambless et al., 1998), Государственный институт психического здоровья (2007), а также министерство по делам ветеранов и министерство обороны (2004). Также EMDR включено в список рекомендаций Международного общества по изучению травматического стресса (ISTSS) (Foa, Keane & Friedman, 2009) (http://www.emdreurope.org/info.asp?CategoryID=15).
Клинические исследования.
Рассматривая результаты исследований, в которых сравнивается эффективность EMDR и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), важно не забывать о том, что EMDR-терапия не требует от 30 до 100 часов домашних заданий, что характерно для большинства форм когнитивно-поведенческой терапии. Тем не менее, с помощью EMDR возможно достичь того же терапевтического эффекта при меньшем, психическом травмировании клиента, а также при работе исключительно на сессиях. Благодаря этому, терапия является более мягкой, легче переносится как клиентами, так и терапевтами (Arabia, Manca & Solomon, 2011), а также способна давать положительные результаты при проведении сессий несколько дней подряд (Wesson & Gould, 2009).
Один из элементов EMDR, билатеральная стимуляция, привлекает наибольшее внимание, как клиницистов, так и ученых. Выдвинуто несколько теорий, объясняющих действие БЛС, однако механизмы воздействия до сих пор изучаются. Раннее компонентное аналитическое исследование, оценивавшее роль движений глаз, дало противоречивые результаты. Однако критики нашли в данном исследовании изъян, связанный с использованием некорректно подобранной группы пациентов и недостаточной продолжительностью терапии (Chemtob, Tolin, van der Kolk & Pitman, 2000). С другой стороны, были выявлены особые физиологические эффекты от движения глаз во время сессий EMDR-терапии (Propper et al., 2007; Elofsson, von Scheele, Theorell & Sondergaard, 2008; Sack, Lempa, Steinmetz, Lamprecht & Hofmann, 2008; Wilson, Silver, Covi & Foster, 1996). Ученые полагают, что движения глаз приводят к увеличению парасимпатической активности и снижению психофизиологического возбуждения. Сходные физиологические результаты были получены в ходе исследования, когда после одной сессии EMDR у пациента фиксировалось снижение частоты пульса и кожно-гальванического рефлекса (Aubert-Khalfa, Roques & Blin, 2008).
Наибольшей поддержкой ученых пользуются две теории. Одна касается ориентировочного рефлекса, который, по их мнению, непосредственно связан с процессами, имеющими место во время фазы быстрого сна (Stickgold, 2002, 2008). В поддержку этой теории говорят и те рандомизированные исследования, в ходе которых было обнаружено, что движения глаз улучшают функционирование событийной памяти (Christman, Garvey, Propper & Phaneuf, 2003), повышают гибкость фокуса внимания (Kuiken, Bears, Miall & Smith, 2002; Kuiken, Chudleigh & Racher, 2010) и усиливают способность к распознаванию истинной информации (Parker & Dagnall, 2007; Parker, Relph & Dagnall, 2008; Parker, Buckley & Dagnall, 2009). Гипотеза ориентировочного рефлекса также оценивалась в исследованиях, показавших снижение уровня возбуждения (MacCulloch & Feldman, 1996; Barrowcliff, Gray, MacCulloch, Freeman & MacCulloch, 2003; Barrowcliff, Gray, Freeman & MacCulloch, 2004; Schubert, Lee & Drummond, 2011).
Вторая доминирующая гипотеза гласит, что движения глаз и другие формы стимуляции двойного фокуса внимания (к примеру, постукивания и аудиальная стимуляция) нарушают привычную работу кратковременной памяти. Рандомизированные исследования, посвященные данной теории, показывают, что движения глаз снижают насыщенность и/или эмоциональную заряженность воспоминаний и пугающих образов (Andrade, Kavanagh & Baddeley, 1997; Engelhard, van Uijen & van den Hout, 2010; Engelhard et al., 2011; Gunter & Bodner, 2008; Kavanagh, Freese, Andrade & May, 2001; Maxfield, Melnyk & Hayman, 2008; Sharpley, Montgomery & Scalzo, 1996; van den Hout, Muris, Salemink & Kindt, 2001; van den Hout et al., 2011). На данный момент неизвестно, когда именно наступает изменение насыщенности и эмоциональной заряженности – до или после снижения физиологического возбуждения, являются ли эти два явления тесно связанными или же представляют собой самостоятельные элементы процесса (Sack et al., 2007, 2008a, b).
В пользу обеих гипотез говорят результаты десяти рандомизированных исследований. Следовательно, есть веские основания полагать, что обе теории являются верными, и оба описанных процесса вносят свой вклад в терапевтический эффект EMDR. Все сделанные открытия в совокупности говорят нам о том, что хотя проведенный ранее компонентый анализ и не смог подтвердить важность билатеральной стимуляции для EMDR, не возникает практически никаких сомнений, что следующее поколение компонентных анализов диагностированных пациентов дополнят нашу базу знаний – разумеется, при условии грамотного проведения исследовательской работы (F. Shapiro, 2001).
Модель адаптивной переработки информации (АПИ).
За превращением EMD в EMDR в первую очередь стояла модель АПИ, которая является теоретической базой для всей клинической практики EMDR (F. Shapiro, 1995, 2001). Согласно данной модели, сети воспоминаний, хранящие в себе весь предыдущий опыт, представляют собой основу, как для здоровья человека, так и для возникновения у него патологии. Новый опыт является бесконечным потоком сознательных и бессознательных элементов информации, которые обрабатываются мозгом с помощью системы переработки информации внутри данных сетей воспоминаний. Эта система по сути своей адаптивна, поскольку при нормальном функционировании она способна использовать информацию для поддержки роста и развития человека через научение. Релевантная сенсорная, когнитивная, эмоциональная и соматическая информация хранится в сетях воспоминаний, которые в будущем будут использованы для того, чтобы человек смог адаптивно реагировать на окружающий его мир.
Судя по всему, некоторые стрессогенные негативные события приводят к перегрузке системы переработки информации, вследствие чего не могут адаптивно ассимилироваться. Такое событие сохраняется в памяти вместе с вызывающими беспокойство эмоциями, физическими ощущениями и страхами, пережитыми в момент события. Такие ситуации иногда могут представлять собой серьезные травмы, но куда чаще это повседневные негативные события, которые происходят с людьми дома, в отношениях, в школе, на работе и так далее, к примеру – унижение, отвержение и неудача. В таких ситуациях информация, касающаяся негативного события, хранится изолированно от адаптивных сетей воспоминаний. Текущие ситуации в настоящем могут служить триггерами более ранних воспоминаний, вследствие чего человек может переживать некоторые или все сенсорные, когнитивные, эмоциональные и соматические аспекты событий, что приводит в неадаптивному или симптоматичному поведению.
Модель АПИ рассматривает негативные убеждения, поведения и черты личности как следствие дисфункционально сохраненных воспоминаний (F. Shapiro, 2001). C этой точки зрений, любое негативное убеждение о себе (напр., «Я – глупый»), любая негативная эмоциональная реакция (напр., страх в присутствии авторитетной фигуры), любая негативная соматическая реакция (напр., боль в животе накануне экзамена) являются скорее симптомами, чем причиной текущих проблем. Причиной же считаются воспоминания о непереработанных событиях из жизни пациента, которые активируются в настоящем. Этот взгляд на психологическую патологию представляет собой основной теоретический базис EMDR-терапии и помогает клиницисту понять клиента, составить план терапии и выбрать надлежащие терапевтические интервенции.
Во время сессии EMDR для получения доступа к воспоминанию, связанному с текущими затруднениями, используются стандартизированные процедуры и протоколы, в соответствии с которыми также применяется непродолжительная билатеральная стимуляция (движения глаз, тактильная и аудиальная стимуляция). Записи сессий (F. Shapiro, 2001, 2002; Shapiro & Forrest, 1997) показывают, что переработка главным образом происходит за счет быстрого налаживания интрапсихических связей между возникающими в ходе сессии эмоциями, инсайтами, ощущениями и воспоминаниями, которые меняются после каждого очередного сета билатеральной стимуляции. Согласно модели АПИ этот процесс рассматривается как налаживание связи между воспоминанием-мишенью и адаптивной информацией, что дает клиенту возможность двигаться вперед, проходя через необходимые стадии аффекта и осознаний, связанных с такими темами, как (1) верная степень ответственности, (2) безопасность в настоящем моменте, и (3) возможность совершения выбора в будущем.
EMDR-переработка понимается как побуждение к возникновению новых ассоциаций и связей, что делает возможным дальнейшее научение и приводит к сохранению воспоминания в новой, адаптивной форме. Как только это произошло, клиент может смотреть на беспокоящее его событие и на себя самого с новой, адаптивной точки зрения. Эта новая точка зрения не несет в себе негативных когниций, аффекта и соматических ощущений, которые ранее находились в центре его неадаптивного восприятия данного события. Следовательно, событие перестает оказывать негативное влияние на личность клиента, его мировосприятие, а также на его эмоциональный и соматический опыт. Эта переработка, приводящая к новому научению, является центральным элементом модели и терапии EMDR. Трехчастный протокол, используемый в EMDR-терапии, работает и перерабатывает позитивный опыт и новую информацию/образование, которые необходимы для того, чтобы справиться с любым недостатком знаний или навыков.
8-фазовый терапевтический подход.
Интегративная психотерапия EMDR использует 8-фазовый протокол, которым терапевт руководствуется при работе с текущими психологическими трудностями, вытекающими из негативных событий в прошлом.
Фаза 1 – Сбор анамнеза. Терапевт собирает общие психологические данные, уделяя особое внимание текущим сильным сторонам и затруднениям, событиям в прошлом, которые связаны с текущими проблемами, ситуациям в настоящем, вызывающими проблемы, а также позитивным целям в будущем.
Фаза 2 – Подготовка. Терапевт подготавливает клиента к переработке воспоминаний, устанавливая терапевтический альянс, проводя психологическую подготовку с учетом его затруднений, а также объясняя процесс EMDR, и обучает клиента особым видам релаксационных техник, чтобы помочь клиенту поддерживать «двойной фокус внимания» во время серии сессий переработки.
Фаза 3 – Оценка. Терапевт поможет клиенту прояснить детали воспоминания-мишени, включая центральную картинку, текущую негативную когницию, желаемую позитивную когницию, испытываемые на данный момент эмоции и физические ощущения, а также проводит некоторые базовые измерения по шкалам.
Фаза 4 – Десенсибилизация. Терапевт следует за клиентом, руководя переработкой беспокоящего воспоминания из прошлого или текущего события-мишени. На более поздней стадии также перерабатываются позитивные сценарии поведения в будущем. Переработка включает в себя изменения сенсорной, когнитивной, эмоциональной и соматической информации. Цель данной фазы состоит в том, чтобы снизить беспокойство, ассоциируемое с данным воспоминанием, до максимально низкого уровня, и способствовать личностному росту путем обретения инсайта и новых точек зрения, что приводит к формированию нового самоощущения и мировоззрения.
Фаза 5 – Инсталляция. Терапевт помогает клиенту выявить желаемое на данный момент позитивное убеждение о себе относительно проработанного воспоминания, и усиливает его, способствуя интеграции воспоминания в сети адаптивных воспоминаний.
Фаза 6 – Сканирование тела. Терапевт помогает клиенту обнаружить и переработать любые остаточные соматические ощущения, стремясь к полному соматическому разрешению.
Фаза 7 – Завершение. Терапевт дает клиенту обратную связь о сессии и о том, можно ожидать после окончания сессии. Клиента просят вести краткие записи о психологических реакциях между сессиями. При необходимости терапевт может использовать релаксационные техники, чтобы помочь клиенту стабилизироваться перед окончанием сессии.
Фаза 8 – Повторная оценка. Терапевт оценивает клиента в начале следующей сессии, обращая особое внимание на эффект от терапии и оценивая то, что произошло в период между сессиями. Этот этап также включает в себя повторную оценку переработанной в прошлый раз мишени для оценки устойчивости эффекта терапии, а также для выявления других аспектов, которые потенциально нуждаются в дополнительной переработке. Полученную информацию терапевт использует для определения следующего шага (следующих шагов) в курсе терапии.
Трехчастный протокол (прошлое, настоящее, будущее).
По завершении планирования терапии (фаза 1) и подготовки и стабилизации (фаза 3) EMDR-терапия включает в себя трехчастный протокол, в котором рассматриваются релевантные воспоминания/сценарии прошлого, настоящего и будущего. В рамках данного подхода терапевт помогает клиенту выявить подробности каждого воспоминания/сценария (фаза 3) и переработать его (фазы 4, 5, 6). Исходя из модели АПИ, сначала клиента просят переработать опыт из прошлого (как ранний, так и более недавний), связанный с текущими затруднениями. Затем переработка фокусируется на текущих ситуациях, вызывающих неадаптивные реакции в настоящем (включая негативные мысли, эмоции, ощущения и поведение). Как только воспоминания из прошлого и настоящего переработаны, клиента просят представить себе варианты адаптивного поведения, которые будут использованы в качестве сценария воспоминания для будущего. Это делается по отношению к каждой из ранее определенных ситуаций в настоящем, которые вызывают дисфункциональные реакции. Затем сценарии, включающие в себя когнитивную, соматическую и поведенческую информацию, перерабатываются, что способствует их интеграции в адаптивную сеть воспоминаний. Потом клиента могут попросить столкнуться с той или иной ситуацией, вызывающей затруднения, а затем дать терапевту обратную связь, которая поможет ему принять решение по вопросу необходимости продолжения терапии.
Механизмы действия.
Как и в случае с любыми другими формами психотерапии, нейрофизиологическая природа воздействия EMDR на данный момент неизвестна, однако в достижение терапевтического эффекта могут вносить свою лепту некоторые механизмы действия. Ученые предлагают целый ряд возможных механизмов действия, отличающих EMDR от традиционных практик когнитивно-поведенческой терапии. Один из подобных механизмов касается «пресечения» (extinction) и «восстановления» (reconsolidation). В EMDR-терапии среди прочих механизмов действия предлагается ассимиляция адаптивной информации, обнаруженной в других сетях воспоминаний, которые вступают в контакт с сетью, содержащей ранее изолированное событие, вызывающее беспокойство (Solomon & Shapiro, 2008). После успешного окончания терапии предполагается, что воспоминание больше не является изолированным, поскольку, судя по всему, оно надлежащим образом интегрируется в более крупную сеть воспоминаний. Эта идея вполне согласуется с последними нейробиологическими теориями о восстановлении воспоминаний (Cahill & McGaugh, 1998; Suzuki et al., 2004), которые говорят о том, что при получении доступа к воспоминанию, оно может стать лабильным и затем заново сохраниться в измененной форме. Процесс EMDR, связанный с присоединением новых ассоциаций к ранее изолированным сетям воспоминаний, действительно может активировать процесс восстановления. Следовательно, в основе действия EMDR могут лежать иные механизмы, чем главный механизм действия разных видов экспозиционной терапии, а именно «пресечение» (Craske, 1999; Lee, Taylor & Drummond, 2006; Rogers & Silver, 2002). Считается, что «восстановление» изменяет изначальное воспоминание, а «пресечение», в свою очередь, создает новое воспоминание, которое начинает конкурировать со старым.
Во время фазы оценки в EMDR-терапии имеют место также и дополнительные механизмы, которые помогают собрать вместе разнообразные фрагменты воспоминания. При прохождении экспозиционной терапии, клиента просят подробнейшим образом описать воспоминание, в то время, как в EMDR-терапии таких требований не предъявляется. Скорее, во время фазы оценки, терапевт помогает клиенту выделить картинку, представляющую собой негативное воспоминание, определить актуальное негативное убеждение и желаемое позитивное убеждение, сопутствующие эмоции и телесные ощущения. Опыт, который был недостаточно переработан, может храниться в фрагментарном виде (van der Kolk & Fisler, 1995). Следовательно, систематизация компонентов воспоминания как элемент процедуры, стимулирует процесс переработки. Эта процедура активирует сети воспоминаний, содержащие другие аспекты негативного опыта, что потенциально дает клиенту возможность воссоединить отдельные части опыта, осмыслить его и облегчить процесс сохранения воспоминания в нарративной памяти.
Когнитивная реструктуризация является еще одним элементом процедуры, которым можно объяснить эффективность EMDR. Однако, в традиционных видах когнитивной терапии принято выявлять некое иррациональное убеждение о себе (негативную когницию), а затем намеренно подвергать ее сомнению, реструктуризации и проводить рефрейминг данного убеждения, превращая его в адаптивное убеждение о себе (позитивную когницию) (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1979). Фаза оценки в EMDR отличается от когнитивных методов реструктуризации тем, что здесь терапевт не предпринимает намеренных попыток изменить или провести рефрейминг актуального на данный момент для клиента убеждения. Предполагается, что убеждение изменится спонтанно в процессе последующей переработки. Тем не менее, с точки зрения АПИ предварительное формирование ассоциации между негативной когницией и более адаптивной информацией, которая противоречит негативному опыту, может способствовать дальнейшей переработке, поскольку активизирует соответствующие адаптивные сети.
Для фаз десенсибилизации и инсталляции характерны иные механизмы действия. Один из возможных механизмов действия – осознанность. Во время фазы десенсибилизации EMDR, клиентам дают инструкцию «позволять происходить всему, что происходит» и «просто обращать внимание», на то, что появляется (F. Shapiro, 1989, 1995, 2001). Это вполне согласуется с принципами практитки осознанности (Siegel, 2007). Подобные инструкции снижают завышенные требования к себе и, возможно, помогают клиентам безоценочно наблюдать за тем, что они чувствуют и думают. Исследования подтверждают, что принятие парадигмы, согласно которой негативные мысли и чувства рассматриваются как преходящие ментальные явления, а не как аспекты личности (Teasdale, 1997; Teasdale et al., 2002) оказывает благотворный терапевтический эффект. Однако, если техники медитации чаще всего предлагают участникам вернуться к изначальному фокусу внимания (Tzan-Fu, Ching-Kuan & Nien-Mu, 2004), то в EMDR-терапии клиентам предлагается просто «замечать» различные ассоциации по мере их появления.
Ощущаемая способность (Perceived mastery) может быть еще одним важным процедурным элементом, благодаря которому EMDR является результативной терапией. В то время как экспозиционные техники требуют концентрации внимания и не поощряют отвлечение внимания от инцидента для того, чтобы предотвратить избегание, EMDR-терапия использует лишь кратковременное внимание к различным ассоциациям, возникающим внутри у клиента во время сетов движений глаз. Следовательно, в ходе EMDR клиенты могут испытывать увеличение ощущения способности переключаться между переживанием события, обращением внимания на то, что происходит, и сообщение о происходящих изменениях терапевту. Способность клиента более эффективно использовать копинговые стратегии может совершенствоваться вместе с его способностью справляться со стрессом, тревожностью и депрессией в опасных ситуациях. (Bandura, 2004). C точки зрения АПИ такое ощущение способности и эффективности кодируется в мозге как адаптивная информация, доступная для соединения с сетями воспоминаний, содержащими дисфункционально сохранившуюся информацию.
Наконец, экспозиционная терапия поддерживает высокий уровень беспокойства, изначально фокусируясь на беспокоящем событии, как уже упоминалось выше, в то время как используемые в EMDR движения глаз, судя по всему, приводят к повышению уровня парасимпатического возбуждения и снижению яркости и эмоциональности негативного материала, а также к увеличению гибкости внимания. Возможно, такие эффекты позволяют информации из других систем воспоминания соединиться с сетью-мишенью, в которой находится дисфункционально сохранившаяся информация (Shapiro, 1995, 2001), что приводит к трансформации, а затем восстановлению воспоминания (Cahill & McGaugh, 1998; Suzuki et al., 2004). Для исследования данных гипотез и более полного понимания особых, побочных и интерактивных эффектов, оказываемых разными факторами на результативность EMDR, требуется проведение дальнейших клинических исследований.
Выводы.
EMDR – это интегративная форма психотерапии, включающая в себя элементы, совместимые с разнообразными подходами. Центральное месте в терапии здесь занимает тело, однако, когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспект сохраняют свою значимость. Одно из важнейших достоинств EMDR заключается в том, что данный вид терапии может использоваться и как четко сфокусированная, краткосрочная форма психотерапии (в случаях единичной травмы: Shapiro, 1989; Jarero, Artigas & Luber, 2011; Kutz, Resnik & Dekel, 2008), и как долгосрочная, интегративная, более широко применимая форма терапии (в случаях комплексной травмы, Korn, 2009). Наряду с позитивной психологией, EMDR является формой гуманистической терапии, которая верит во внутренние ресурсы клиента и его способность использовать данные ресурсы в целях личностного роста. Рабочей предпосылкой EMDR является утверждение, что клиент исцеляет себя сам при должной стимуляции со стороны терапевта, которая приводит к улучшению функционирования внутренней системы переработки информации (Shapiro, 1995, 2001). И наконец, во всех уголках мира, в десятках стран терапевты всех культур и профессиональных ориентаций успешно проходят обучение EMDR. Сам факт того, что EMDR успешно используется в различных культурах (Kim et al., 2010; Kavakcı, Kaptanog lu, Kug u & Dog an, 2010; Konuk et al., 2006; Uribe & Ramirez, 2006) указывает на то, что EMDR вносит огромный вклад в развитие мира психотерапии и в благополучное существование человечества.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в EMDR текущие проблемы рассматриваются как главным образом связанные с дисфункционально сохраненными воспоминаниями. Происходит прямая работа с прошлым опытом, который не был адекватно переработан и интегрирован в адаптивные сети. EMDR является доказательным психотерапевтическим подходом, эффективным в терапии травмы. Однако, EMDR может применяться для терапии широкого спектра расстройств в силу того, что дисфункционально сохраненные воспоминания имеются у клиентов со всеми видами клинических диагнозов. (Mol et al., 2005; Obradovicˇı, Bush, Stamperdahl, Adler & Boyce, 2010). Интегративный психотерапевтический подход EMDR использует восьмифазовый, трехступенчатый (прошлое, настоящее, будущее) протокол, целью которого является освобождение клиента от влияния опыта, который закладывает основу текущей патологии, а также встраивание самых различных элементов опыта и воспоминаний в общую систему для того, чтобы привести клиента в состояние психического здоровья.
Несмотря на то, что стоящие за этими изменениями механизмы в точности нам неизвестны, большое количество рандомизированных исследований подтверждает, что движения глаз, используемые в EMDR, находятся в кореляции с эффектом десенсибилизации. Учитывая результаты исследований, которые показывают, что движения глаз как таковые приводят к повышению гибкости внимания и нахождению воспоминаний, можно предположить, что снижение уровня возбуждения позволяет адаптивной информации из других сетей воспоминаний связаться с сетью, в которой храниться дисфункционально сохраненной информацией. Это может привести к адаптивному восстановлению воспоминания. Однако, как и в случае других форм психотерапии, необходимы дальнейшие исследования в области мозга, чтобы определить точные биологические предпосылки терапевтического эффекта. Дополнительные исследования также необходимы для определения нейробиологических оснований движений глаз и интерактивных эффектов различных компонентов процесса EMDR-терапии. Учитывая, что в EMDR-терапии не используются домашние задания, ежедневная терапия может легко подтвердить результаты данных исследований, сокращая временные рамки, которые обычно необходимы для других форм терапии.
Литература
1. Бессер-Зигмунд, К. EMDR в коучинге / К. Бессер-Зигмунд, Х Зигмунд; пер. с нем Н. Густ. – СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. – 160 с.
2. Шапиро, Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: основные принципы, протоколы и процедуры /Ф. Шапиро; пер. с англ. А.С. Ригина – М.: Независимая фирма «Класс» – 1998 – 496 с.
3. Perkins, B.R., & Rouanzoin, C.C. A critical evaluation of current views regarding eye movement desensitization and reprocessing (EMDR): Clarifying points of confusion. Journal of Clinical Psychology, 58 – 2002 – pp. 77–97.
4. Shapiro, F. Eye movement desensitization and reprocessing: Basic principles, protocols and procedures (2nd ed.). New York: Guilford Press – 2001 – 450 p.
5. Shapiro, F. Paradigms, processing, and personality development. In F. Shapiro (Ed.), EMDR as an integrative psychotherapy approach: Experts of diverse orientations explore the paradigm prism. Washington, DC: American Psychological Association Books – 2002 – pp. 3–26
6. Shapiro, F. EMDR, Adaptive Information Processing, and Case Conceptualization / F. Shapiro //Journal of EMDR Practice and Research, Volume 1, Number 2 – 22007 – pp. 68-87