Минамиты что за народ
Меннониты: «Дети Мира»
Меннониты (Mennonites) — это приверженцы протестантской секты, основоположником которой стал Менно Симонс (Menno Simons; 1496-1561 гг.), голландский католический священник. Меннонитство возникло в Нидерландах в ходе реформационного религиозного движения 1530-х годов. В те времена католическая церковь пользовалась колоссальным влиянием, многим это было не по нраву. Люди, уставшие от непрестанного гнета, базирующегося на священных догмах, стали тянуться к новым религиозным течениям. Тогда появился протестантизм, обретший своих приверженцев почти во всех европейских странах. А небольшие группы жителей Нидерланд и северных германских государств предпочли последовать голландскому священнику, который отрекся от воинственного назначения церкви и проповедовал пацифизм.
По мнению Менно Симонса, существует лишь один истинный авторитет – Бог, а правители государств, церковнослужители и даже сам Папа Римский – простые смертные. Также проповедник заявлял, что религия не является государственным делом, это осознанный образ жизни.
Первая община меннонитов возникла в Нидерландах в 30-40-х гг. XVI столетия в эпоху Реформации.
Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.
Характерные черты
Меннонитство отличается «миролюбивым» характером, никогда не призывает к злу и насилию, заставляет задуматься о смысле жизни вообще и о самосовершенствовании своей души в частности. Меннониты — одна из первых религиозных групп, введших пацифизм (мировоззрение, отвергающее любое насилие) в рамки вероучения.
Каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других, сама избирает своих духовных наставников. Обычно для решения дел, касающихся всей общины, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждает «Конвент духовных старшин», который является представителем общины перед государственной властью, но не контролирует общины.
Основные положения вероучения меннонитов:
Согласно их учению, государство и религия не имеют ничего общего. Поэтому верующие не могут занимать государственные должности, так как госслужба обязывает принимать присягу. Приверженцы данной веры могут подчиниться государственной власти только в том случае, если это не будет противоречить божественным заповедям. Последователи учения Симонса противопоставляют себя государственной власти и обществу.
В отличие от иных сект, общины меннонитов не считают труд тяжким бременем, во все времена они живут по принципу: «молись и работай».
Скитания по миру
Именно религиозный пацифизм приверженцев меннонитства, который противоречил государственным интересам, породил своеобразную форму пассивного протеста: каждый раз, когда государство пыталось принудить меннонитов проходить армейскую службу, начиналась массовая эмиграция. Первый поток эмигрантов пришелся на 40- 50 гг. XVI в., когда притеснения католической инквизиции вынудили религиозные общины переселиться сначала в Северную Германию, затем в Восточную и Западную Пруссию. Следующая, более крупная волна эмиграции приверженцев секты началась в конце 1560-х гг., в результате чего они попали в Германию, Англию, Францию и Польшу. В период XVIII — XIX вв. часть последователей Менно Симонса эмигрировали в Америку и Канаду, а часть — в Российскую Империю.
В России первые сектанты появились в конце XVIII в. по приглашению Екатерины II. Русской Императрице требовались люди для заселения и развития земель на юге России, трудолюбивые меннониты как нельзя лучше подходили для этого. Их расселили наряду с другими колонистами на окраинных территориях Империи.
Указом Императрицы от 7 сентября 1787 г. всем переселенцам — меннонитам предоставлялись некоторые льготы и социально — экономические привилегии. Первых прибывших сектантов разместили вблизи острова Хортица (укр. Хортиця) на правом берегу Днепра, в черте нынешнего города Запорожье. В 1793 г., после второго раздела Польши, эмиграция меннонитов возросла. Им были выделены огромные территории плодородных земель в Таврической губернии (на реке Молочные Воды). Несмотря на непростые условия жизни в юго-восточных степях, меннониты быстро обустроились на новом месте, вскоре в Россию переехало большинство приверженцев их веры.
Вследствие трезвого образа жизни, величайшего трудолюбия, а также благодаря полученным льготам, общины со временем сосредоточили в своих руках большие капиталы, с помощью которых увеличили свои землевладения.
Русский историк Н.И.Костомаров в 70-х гг. XIX в. писал: «Осмотрев житье меннонитов, я был чрезвычайно изумлен цветущим состоянием их быта. Их дворы обсажены цветами и плодовыми деревьями, домики светлые и просторные …Они все грамотны, из их уст…льется безукоризненно правильная малорусская речь».
К моменту Октябрьской Революции меннониты являлись владельцами более 1 млн десятин плодородных земельных угодий. Но после прихода к власти большевиков и прокатившейся по стране коллективизации, сектанты постепенно начали уезжать из России.
Однако, почти до конца 20-х гг. им удавалось отстаивать свою веру и сохранять свои большие, зажиточные хозяйства на Кавказе, в Запорожье и в Сибири, куда меннонитов занесло еще в пору «столыпинских» реформ. Огромные масштабы миграция меннонитов приняла после установления советской власти, когда в 20-30 годах ХХ в. в результате жестоких гонений на верующих, много верующих выехало из СССР.
Таким образом, 200 лет истории общин меннонитов прошли в России.
В годы II Мировой Войны большая часть оставшихся в Украине меннонитов, опасаясь обвинений в сотрудничестве с врагами, ушла вслед за отступавшей немецкой армией. Уезжая из Союза различными путями, спасаясь от репрессий и голода, они расселились в Канаде, Северной и Южной Америке, привозя туда свой уникальный «платдойч» (Plattdeutsch) — так члены секты называют язык, на котором общаются между собой внутри общины. Это особый говор, который родился именно на российской земле. Первое постоянное поселение последователей меннонитства в Америке — Джермантаун (англ. Germantown; штат Пенсильвания) было основано в 1683 г. Меннониты селились также в других американских штатах (Огайо, Индиана, Иллинойс, Виргиния), а также в канадской провинции Онтарио.
Меннониты сегодня
Приблизительная общая численность последователей этого религиозного учения в мире составляет около 1,5 млн. человек.
Самая многочисленная группа приверженцев учения Симонса сегодня находится в США. Общины, живущие от восточного побережья до реки Миссисипи, являются потомками эмигрантов из Швейцарии и Германии. Жители более западных штатов — в основном голландского происхождения. Немало последователей этого религиозного течения проживает в соседней Канаде. Из других американских стран значительное число меннонитов осело в Парагвае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Мексике и ряде других стран, многие сектанты переселились сюда из Манитобы (англ. Manitoba; канадская провинция). В Африке последователи течения живут в Конго, Эфиопии, Танзании, Нигерии и Зимбабве. Из азиатских стран меннонитские общины в основном прижились в Индии и Индонезии. В Европе они есть в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Франции, несколько общин имеется в России и Казахстане.
Меноннитские общины в мире
Как и прежде, в настоящее время среди последователей меннонитства отсутствуют пьяницы, нет среди них уголовников, безграмотных и нищих. “Сознательно крестящиеся”- ярые противники абортов. Их семьи обычно многодетны, имеющие по 7-10 детей. Традиционная семья меннонитов представляет собой своего рода церковь в миниатюре, где роль священника отводится отцу, мать выступает диаконом, а дети – прилежные прихожане.
Помимо крещения меннониты практикуют особый обряд причащения, называемый «хлебопреломленим», который совершается старейшинами общины раз в полгода. Еще один специфический ритуал — взаимное омовение ног.
Меннониты так же не признают власти церкви. Каждая община сама выбирает своего проповедника, причем, проповедовать могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяются в конференции, которым они неподконтрольны.
Для большинства меннонитов характерно стремление избегать контактов с окружающим миром. Члены общин поддерживают строгую дисциплину, браки с представителями других конфессий не одобряются. Сектанты должны носить простую одежду, женщины обязательно покрывают голову во время богослужения. Они все одинаково одеваются, живут в одинаковых домах, придерживаются одинакового распорядка, едят одинаковую пищу. Но именно благодаря этой схожести внутри общины, меннониты укрепляют собственную индивидуальность.
Сегодня общины, живущие на западе США, более урбанизированы по сравнению с другими группами, они в меньшей степени сохранили свои традиции, многие утратили немецкий язык, изменили взгляды относительно замкнутости и избегания общения с внешним миром.
Любопытные факты
Приглашение к размышлению
Интересно, почему аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди вынуждены были веками скитаться с места на место? Совершенно очевидно, решающая причина гонений — отказ от войны и всяческого насилия. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться только государственному военному призыву. Возмутительное миролюбие для жителей планеты Земля…
«Они — дети мира, перековавшие свои мечи на плуги и свои копья — на серпы, которые не хотят знать войны» (Менно Симонс; 1537 г.)
Хочется верить, что в огромном мире не растворится бесследно удивительное сообщество меннонитов!
Теперь они стали историей: немцы-меннониты и голландцы в Сибири
Сегодня мало кто знает, кто такие меннониты и что они делали в России и в Сибири. Вот пример: уже почти четыре десятилетия нет с нами замечательной певицы Анны Герман, но песни ее слушают и сегодня. Сама она считала себя полькой, но ее мать Ирма Мартенс происходила из семьи голландских меннонитов, которая переселилась в Польшу в далеком XVI веке. Совсем мало знают сибиряки о голландцах-меннонитах, которые живут в Сибири уже больше 100 лет.
Об их истории и судьбе Тайге.инфо рассказал главный редактор журнала «Сибирский Архив», историк Владислав Кокоулин.
Тайга.инфо: Наверное, прежде всего, необходимо прояснить, кто такие меннониты?
— Во время Реформации в Германии в XVI веке недовольные реформами Мартина Лютера предложили другой вариант реформы христианской церкви, который получил название анабаптизма, что можно перевести как перекрещенство. Анабаптисты требовали перекрестить всех новых приверженцев, и отсюда появилось такое название. Появились даже анабаптистские пророки. Однако они потребовали не только переустройства церкви, но и всей социальной жизни, быстро став радикальным течением в протестантизме.
Против них выступили и католики, и протестанты, и вскоре в результате их совместных действий анабаптисты были разгромлены. Остатки общин, отказавшись от политического и социального радикализма, объединились вокруг голландца Менно Симонса, по имени которого они и получили своё название — меннониты. Они сохранили упрощённое богослужение, отказались от церковных облачений и крещения детей, главы общин были выборными.
Тайга.инфо: Где же меннониты поселились в России?
— Вначале рискнули приехать в нашу страну 228 семей. Екатерина II пообещала им немыслимые льготы: свободу вероисповедания, отсрочку от податей на 10 лет, и, главное, полное освобождение от военной и гражданской службы. Поселились они в Екатеринославской губернии. При Павле I появился второй район расселения меннонитов — Таврическая губерния. Затем меннониты поселились в Самарской губернии. Но как только в результате реформ Александра II была введена всеобщая воинская повинность, которая затронула и меннонитов, они потянулись в США.
Тайга.инфо: А как же они оказались в Сибири?
— В 1896 году при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление. Задачей управления был подбор подходящих для переселения земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке, а также устройство переселенцев на новом месте. Однако переселение меннонитов в Сибирь приняло широкий размах во времена премьерства Петра Столыпина. Вот тогда-то голендры (так называли выходцев из Голландии) и начали селиться в Сибири. Конечно, сейчас трудно разобрать, кто из них был потомком выходцев из Голландии, а кто — из Северной Германии. Фамилии у них в основном были немецкие — Гильдебрант, Гинеборг, Кунц, Людвиг и тому подобные, а имена, как ни странно, польские — Юзеф, Катаржина, Петр, Нэлли…
Но давайте вспомним, что они долгое время жили в Польше, где собственно и стали почти поляками, хотя сохранили свою веру. В быту они разговаривали на украинском языке, молитвы читали по-польски, а при советской власти их всех записали немцами. Это и сыграло трагическую роль в 1942 году, когда их наряду с этническими немцами отправили в трудармию.
А тогда, в 1907 году, голендры поселились в Иркутской губернии в трёх сёлах, которые сейчас называются Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник. Они переселились сюда с Волыни, привезя с собой одежду, плотницкие и сельскохозяйственные инструменты. Приехав на новое место, голендры построили дома, которых ещё не видели в Сибири — огромные тридцатиметровые строения, где под одной крышей помещались жилой дом, кладовые, сеновал, стайки для скота. Но, как выяснилось, это было очень удачным решением, ведь теперь в морозный день не надо было выходить на улицу, чтобы сделать все хозяйственные дела.
Привезли они с собой и свои обычаи. Самым ярким из них была свадьба: собирались на лугу, играли, танцевали под гармонь. На стол ставили картошку, масло, польский борщ, пшённую кашу на молоке и мёд. Невесте давали приданое: перину, три большие подушки и одну маленькую, которые укладывали в специальный сундук. На второй день свадьбы невесте — теперь уже жене — меняли простой чепец на сшитый из полоски кружевной ткани с цветами. Эту традицию голендры привезли из Голландии. Конечно, этот обряд постепенно трансформировался и сегодня уже вряд ли удастся увидеть ту свадьбу, которую отмечали голендры в начале ХХ века. Но с обычаями и бытом голендров сегодня можно познакомиться в музее, который был открыт в 2012 году в Пихтинске, правда для этого придётся проехать 300 километров от Иркутска.
Тайга.инфо: Меннониты также появились и на Алтае.
— Там меннониты также появились в годы столыпинских переселений. Но это были в основном немцы. В 1906 году был принят закон «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков». Основная масса переселенческих посёлков появилась в Кулундинской степи. Переселенцы-немцы были католиками (их было немного), лютеранами и меннонитами. Среди переселенцев у меннонитов были лучшие хозяйства и бытовые условия.
Тайга.инфо: Интересно, почему так получилось?
— В отличие от других переселенцев, меннониты не жаловались на плохой климат и солонцы, а искали оптимальный способ использовать эти неблагоприятные условия для полеводства. И добились успеха: их запасы хлеба были самыми большими, а скот — самым лучшим. И здесь главным фактором стала их корпоративность, взаимовыручка и взаимопомощь. Меннонитские колонии на Алтае получали денежные ссуды от своих единоверцев в Таврической губернии. Кроме того, они добились от властей, чтобы им давали не душевые наделы, а семейные участки. В результате возникло подворное землепользование, которое оказалось более выгодным, чем подушевое.
В общей массе немецкого населения, которое переселилось в Томскую губернию, меннониты составляли около трети, а всего появилось 11 тысяч человек, которые создали 59 переселенческих посёлков. К примеру, поселение меннонитов в селе Ананьевке в Кулундинском районе, возникло в 1912 году. Поскольку они держались особняком от других переселенцев и от местных жителей, то они сохранили свой этнический облик вплоть до 1970-х годов. Переселившись в село, меннониты начали строительство школы и молитвенного дома. Но политические события — Первая мировая война, революции, Гражданская война, НЭП — внесли свои коррективы в жизнь села: часть его жителей эмигрировала в Канаду, а когда границу закрыли, то меннониты были вынуждены устраивать колхозную жизнь, пережили репрессии, негативное отношение к немцам во время Великой Отечественной войны.
Тайга.инфо: Как пережили меннониты основные события бурного ХХ века?
— Если речь идёт об особенностях меннонитского населения по сравнению с остальным немецким населением Сибири (лютеранами и католиками), то можно лишь отметить, что наиболее благополучными для них оказались годы новой экономической политики. Их хозяйства были наиболее кооперированными. И помощь в этом им оказывал Всероссийский меннонитский сельскохозяйственный союз.
НЭП также способствовал формированию в Сибири крупных фермерских хозяйств, которые засевали сотни десятин земли, держали наёмных работников и платили хорошие налоги. Меннонитский сельскохозяйственный союз помог обзавестись хозяйствам в Сибири тракторами и другой сельскохозяйственной техникой намного лучше, чем это было в других хозяйствах. Всё закончилось в 1928 году, когда под давлением властей этот союз объявил о самороспуске, а его местные отделения были закрыты.
Конечно, сыграла свою роль и атеистическая пропаганда в 1920-е и, особенно, в 1930-е годы. Она нашла своих сторонников среди многих меннонитов, которые воспринимали теперь христианские идеи в их коммунистической интерпретации равенства и братства. Некоторые сибирские общины даже потребовали пересмотреть протестантское учение, начался раскол подобный тому, который происходил в православной церкви с активным продвижением обновленчества.
Тайга.инфо: Репрессии 30-х тоже не обошли стороной?
— В 1930-е годы значительное число меннонитов было репрессировано в качестве «агентов германской разведки» по делам «фашистских повстанческих организаций». В итоге были разрушены внутриобщинные связи, закрыты молитвенные дома, преследовались всякие формы религиозного обучения, ограничивалась деятельность проповедников. Религиозность оставалась лишь в быту и в узком кругу единоверцев.
Однако, как ни странно, это способствовало сохранению меннонитского вероучения, поскольку они всегда говорили о неизбежности и даже благости страдания как божественного волеизъявления, когда для «спасения бессмертной души» требовалась только личная вера.
Тайга.инфо: В наше время меннониты в Сибири это уже только история?
— После смерти Сталина меннонитские проповедники всё же смогли наладить постоянную связь между общинами внутри страны и даже с зарубежными единоверцами. В это же время начинается сближение меннонитов с баптистами, тем более, что их учения не слишком отличались друг от друга.
Особую активность проявлял один из последних старейшин меннонитов в СССР Генрих Петрович Фот, который объехал Урал, и побывал в Средней Азии, Новосибирске, Омске и Томске, способствуя сохранению религиозной жизни. Так, в Томске он рукоположил старших проповедников, дьякона и регента церковного хора. В 1963 году меннониты СССР вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, что ещё больше способствовало стиранию разницы между ними и собственно баптистами. А баптистами, как хорошо помнит старшее поколение, в брежневские годы пугали детей. И это, конечно, наряду с активной государственно-конфессиональной политикой в отношении «сектантов» не способствовало их успешной деятельности.
После августовских событий 1991 года начался очередной всплеск эмиграции, что привело к сокращению и без того немногочисленных общин меннонитов. К тому же, многие уже практически не отличались от баптистов. В итоге перепись 2010 года зафиксировала в России всего четверых меннонитов на всю страну. Теперь они стали историей…
Меннониты – кто это, и каковы их убеждения?
В мире существует много разных групп, которые называют себя меннонитами, прежде всего потому, что они ссылаются на лидера-основателя организации – Менно Симонса, и на свою позицию в отношении ненасилия и пацифизма. В отличие от христиан, крещение они принимают в зрелом возрасте (а не во младенчестве), когда осознают необходимость в этом.
Ранние меннониты в Европе были хорошими трудолюбивыми фермерами, они обрабатывали бедные почвы и превращали их в плодородные. Часто государственные органы забирали у общин облагороженную землю и тем самым заставляли меннонитов двигаться дальше, поскольку они не оказывали никакого сопротивления. Так началась миграция протестантов в Америку, и колонисты приветствовали их.
Образ жизни
Меннониты отвергают технический прогресс, живут отшельнической жизнью. В их общинах не используется электричество, телевидение, интернет, связь, какая-либо техника, облегчающая жизнь. Отшельники все время занимаются земледелием и сельским хозяйством, а также следят за состоянием дорог – эту обязанность вменили им власти, взамен предоставив возможность пользоваться землей.
Свой быт меннониты обустраивают самостоятельно, продавая хлебобулочные изделия, молочную и овощную продукцию магазинам, специализирующимся на продаже экологически чистых продуктов. На вырученные деньги покупают недостающие предметы быта, стройматериалы, ткани.
Меннониты – кто это?
Досуг здесь практически отсутствует. Они не развлекаются, даже не слушают музыку. Алкоголь у них под строгим запретом по религиозным убеждениям, но они и не испытывают желание его употреблять. Их жизнь – это работа, а также общение с Богом.
В общинах может быть лавка с товарами первой необходимости, а также церквушка, пастор которой регулярно читает прихожанам проповеди. В поселениях напрочь отсутствуют клубы, дискотеки, кафе и прочие увеселительные заведения.
Фотографироваться отшельники не любят и редко соглашаются на то, чтобы их запечатлели на пленку. В объектив пожилые меннониты предпочитают не смотреть. Но маленькие дети и подростки не боятся направленной в их сторону фотокамеры. Впрочем, современные меннониты разрешают вести съемку, и не только на фото, но и на видеокамеру.
Жениться меннонитам разрешено только на девушках из своих общин.
Правила в одежде
Поскольку меннонитов иногда путают с амишами, многие считают, что члены группы придерживаются строгого дресс-кода. В действительности форма одежды зависит от конкретной церкви и традиций.
Во многих современных меннонитских поселениях нет строгого дресс-кода. Тем не менее, в некоторых наиболее консервативных группах одеваются таким образом, чтобы подчеркнуть скромность и отделение от общества. Женщины могут носить закрытые платья и головные уборы.
Все члены общины носят похожую одежду, которую зачастую шьют для себя сами. Для мужчин характерны рубахи и комбинезоны из износостойкой грубой ткани, для женщин – длинные однотонные или цветастые платья с рукавами, закрывающими плечи. Детей в общинах одевают так же, как и взрослых.
Как в общинах растят детей
С самого раннего возраста малышей приучают к труду. Для девочек первой работой становится дойка коров и коз, кройка и пошив одежды, вязание, приготовление пищи. Мальчики-подростки наравне со взрослыми мужчинами обрабатывают землю, пасут скот, заготавливают дрова на зиму. Но труд с ранних лет не означает, что малыши вовсе лишены детских радостей. У них есть игрушки, изготовленные тут же, в общине, руками местных умельцев.
Детей меннониты обучают сами, в своих общинах. Отшельники высоко ставят грамотность, считая ее важнейшей потребностью общества. Здесь вы не найдете неграмотных людей. Достигнув определенного возраста, дети садятся за парту.
Малышей учат письму, чтению и счету. Все, что преподают в школе, непременно должно носить утилитарный характер. Например, уроки геометрии обязательны – мальчикам нужно знать, как правильно построить дом. Также дети учатся механике, чтобы знать, как ремонтировать повозки. Изучают в школе математику и английский язык, которые необходимы для торговли.
Особенности веры
Меннониты также поощряют практику мытья ног. «Верующие, которые омывают ноги друг другу, показывают, что они разделяют тело Христа. Таким образом, они признают свою частую потребность в очищении, возобновляют свою готовность отпустить гордость и мирскую силу, и предлагают свою жизнь в смиренном служении и жертвенной любви».
Тем не менее, группа также считает, что, если «совершивший ошибку член секты грешит без покаяния и отвергает даже наставления собрания», он или она могут быть отстранены или отлучены от церкви. Но проповедники будут продолжать молиться за оступившегося, чтобы этот человек был восстановлен в церкви.
Принципы догматики
Теология меннонитов поддерживается трактатом Нового Завета. Их основные религиозные убеждения, происходящие из анабаптистских верований и традиций, это:
Современные меннониты по-прежнему отказываются участвовать в политике, войнах и других так называемых «грехах мира». Члены групп Старого Ордена обучают своих детей в церковных школах. Ранее традиционно для обработки земель они использовали лошадей и багги, чтобы тянуть сельскохозяйственное оборудование, но в течение последних десяти лет некоторые теперь в этих целях применяют колесные тракторы.
Консервативные меннониты (которых часто путают с амишами) носят грубую одежду из натуральных материалов, сами изготавливают предметы быта, но принимают большинство других технологий. Они не являются единым обществом и разделены на различные независимые группы.
Умеренные меннониты очень мало отличаются от других консервативных, евангельских протестантских общин. Здесь нет особой формы одежды и нет ограничений на использование техники. Они живут в мире, самоотверженно трудятся и самостоятельно обслуживают свои потребности.
Отдельные группы меннонитов основали свои собственные колледжи и университеты, и отошли от строгого библейского учения. Они назначают женщин-пасторов, принимают однополые союзы и практикуют либеральную программу, уделяя особое внимание изучению мира и вопросам социальной справедливости. В их церковных службах очень мало упоминается о том, что все люди грешники и нуждаются в Спасителе, как жертве за грехи. На проповедях уделяется особое внимание поддержанию добрых дел и служению во благо другим.
По свидетельствам очевидцев (соседей, друзей, современников) меннониты – это замечательные люди. Трудолюбивые, аккуратные (во всем), не притязательные, скромные, добрые, умные. Их добродетельные деяния – пример многим людям.
Кто такой Менно Симонс
Менно Симонс – человек простого, прямого мышления и теплого характера, оказал большое влияние на голландских анабаптистов. Его последователи стали известны миру, как меннониты. Он стал католическим священником в возрасте двадцати восьми лет, но впоследствии обвинил себя и других священнослужителей в легкомысленном и неаскетичном образе жизни. Сомнения в праведности заставили его прочитать некоторые из трактатов Лютера и изучить Новый Завет, который он избегал читать до того времени.
В результате изучения Нового Завета перед Симонсом возник вопрос о «правильном» возрасте для крещения. Это стало наиболее актуальным после того, как портной Сике Фриркс Снейдер был казнен в 1531 году за то, что был крещен, будучи взрослым. Менно не был удовлетворен противоречивыми ответами, которые он нашел у Лютера, Бусера и Буллингера, и решил полагаться только на Писание, которое тщательно изучал. С этого времени он стал евангелистом, а не сакраментальным проповедником.
После того, как его брат, анабаптист, был убит в 1535 году, Симонс покинул католическую церковь. Он стал влиятельным человеком среди анабаптистов в Нидерландах и северо-западной Германии. В церкви Симонс считался еретиком, его постоянно преследовали, а тех, кто ему помогал, часто казнили. Однако к 1544 году термин «меннонит» использовался для описания голландских анабаптистов. Меннониты стали новым движением, известным благодаря крещению взрослых.
Менно Симонс стал анабаптистским лидером, не дикого и фанатичного типа, а трезвой, благочестивой группы, которая претендовала на новое рождение и искала цельности, чтобы следовать за Христом. Вначале эти люди подвергались ужасным преследованиям, потому что считались радикалами, но со временем власти научились отличать их от других.
Менно умер в 1559 году. Он женился после выхода из римской церкви и имел троих детей.
Гонения
Во время протестантской Реформации, когда «протестантская» группа возникла из-за разногласий в католической церкви, анабаптисты и меннониты боролись с преследованием. Ранние анабаптисты в Швейцарии были вынуждены переехать из европейских провинций в другие районы из-за гонений. Родной брат Симонса был убит во время нападения на членов организации.
По словам историков, многие анабаптисты были заключены в тюрьму или казнены. Помощь членам этой группы считалась преступлением, и даже те, кто укрывал Симонса, были наказаны. Те, кто отказался от новой религии и пытался вернуться в католическую церковь, часто не были помилованы. Многие из них, согласно историческим свидетельствам, были выслежены и убиты на месте без суда и следствия.
Сходство с амишами
Несмотря на то, что и меннониты и амиши происходят из анабаптистов, секта амишей представляет собой отдельную группу. Они также согласны со многими догмами (такими как пацифизм и крещение взрослых), но придерживаются более строгой доктрины.
В 1693 году швейцарский лидер анабаптистов Якоб Амманн установил, что запрет и избегание различных искушений практикуется недостаточно хорошо. Он интуитивно чувствовал, что церковь того времени не была достаточно строгой, и отделился от нее, чтобы создать группу консервативно настроенных амишей.
Амиши создают свои собственные сообщества, изолированные от мира, а меннониты – нет. Амиши также придерживаются более строгих правил: в их сектах нет электричества, различных технологий и они используют исключительно продукты собственного изготовления. Это касается как пищи, так и одежды и предметов быта. Большинство меннонитов, однако, не имеют таких ограничений.
Пацифизм – одна из главных идей
Согласно веб-сайту Mennonite USA, американские меннониты твердо верят в мир, справедливость на земле и не оказывают сопротивления. По их мнению, Божий мир «наиболее полно раскрыт в Иисусе Христе», и они несут ответственность за следование за Христом «на пути мира, справедливости, примирения и практики непротивления даже перед лицом насилия и войны».
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!