Минанкари что это такое
История Минанкари
Хахульский триптих (фото выше) иногда называют «Хахульская икона» или «Хахульский складень». Это икона с изображением Девы Марии из Минанкари (Грузинская Перегородчатая Эмаль), которая когда-то хранилась в Хахули, но при Давиде Строителе (или при его преемнике) была увезена в монастырь Гелати. Во времена царицы Тамары для иконы сделали золотой оклад с драгоценными камнями. Необычность и ценность иконы в том, что она пости полностью эмалевая. При размерах 1,5 х 2 метра эта икона считается самым крупным в мире художественным произведением из Перегородчатой эмали (Минанкари). Говорят, что граф Василий Левашов (губернатор Кутаиси) подстроил похищение иконы, которая была вывезена в Россию и частично распродана. В 1865 году Левашов заказал для Гелатского монастыря золотую копию. Оригинал потмо бродил по частным коллекциям, а затем попал в Эрмитаж. В 1923 икону вернули в Грузию. Сейчас она хранится в Музее Искусств на проспекте Пушкина в Тбилиси, и является частью Золотого Фонда Культурного наследия Грузии.
Ниже вставка с двери Хахульского триптиха, и невозжможно не заметить яркость светов, которые до сих пор завараживают!
Долгое время Минанкари использовалось только в религиозных украшениях, и для украшения атрибутики церкви (до сих пор, каждый мастер, кто делает религиозные украшения и иконы из Минанкари, имеют разрешение церкви.
Что же представляет из себя искусство перегородчатой эмали? Ответ на этот вопрос Вы можете получить ниже.
Изделия с использованием гравировочной технологии выполняются следующим образом: на основание из металла (золото или серебро) наносится рисунок будущего украшения методом гравировки, после чего заливается расплав эмали настолько тонкими слоями, что сквозь них виден вырезаный узор, затем почти готовое изделие обжигается в специальной печи и полируется несколькими видами абразива. (пример гравировочной технологии ниже. X век).
(Ниже Святой Гиоргий, XV Век).
Как Вы уже поняли, для создания изделий из горячей перегородчатой эмали мастеру требуется не только терпение и внимание к деталям, но и невероятное мастерство художника, так как невозможно создавать такие шедевры без умения хорошо рисовать.
Грузинская эмаль Минанкари
Колорит Грузии ярко проявляется в искусстве, здесь можно встретить множество уникальных работ, техника изготовления которых известна только местным мастерам. Среди таких изделий особое место заслуженно занимает грузинская эмаль минанкари. Её часто приобретают туристы в качестве сувениров и подарков друзьям и родственникам. Купить эти необычные вещи можно во многих городах, в Тбилиси есть даже несколько мест с такой продукцией, где за рубли можно получить произведения искусства.
История возникновения
Географическое положение Грузии оказало влияние на местное искусство. В грузинских украшениях можно найти отпечаток исторически сложившихся традиций страны, в которых нашлось место влиянию и восточной, и европейской культуры. Расцветом искусства в Tbilisi можно считать 19 век, когда неповторимые техники прошлого ощутили влияние новых технологий, что привело к созданию нового неповторимого стиля. Одним из плодов этого процесса стала грузинская эмаль минанкари, известная сейчас на весь мир.
Современные изделия основаны на традиционной ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали, история которой насчитывает больше двенадцати веков.
Украшения с эмалью издавна пользуются большим спросом, это касается и путешественников в прошлом, и современных туристов. Перегородчатая эмаль обладает высокой стоимостью из-за того, что процесс изготовления нельзя облегчить механизацией. Даже небольшие вещицы могут стоить несколько тысяч рублей, но нельзя говорить о соотношении размера и уплаченных за вещь рублей. Всё это становится не так важно из-за многочисленных достоинств минанкари:
На территории грузинского государства проходило много войн, из-за которых оказались утеряны многие шедевры. Уцелевшие же могут стоить так дорого, что сложно назвать определённую сумму в рублях. В Тбилиси находится Государственный музей искусств, в коллекции которого присутствует более 200 предметов из эмали различных эпох. Много изделий хранится в частных коллекциях, их владельцы не продадут свои реликвии за любое количество рублей.
Наиболее значимые работы
Перегородчатая эмаль в Грузии представляет собой нечто большее, чем просто красивые вещи, изготовленные по особой технологии. По некоторым работам можно получить представление о культуре и жизни людей в определённые исторические периоды. Среди значимых работ стоит отметить икону Хахульской Божьей Матери, цена которой не может быть измерена рублями. Этот плод ручного труда сочетает в себе следующие техники:
Сложно сказать, сколько ушло времени у мастера на процесс изготовления, но икона состоит из 115 элементов из эмали различного размера. Частично изделие оказалось испорчено временем, от всего образа Божьей Матери в целости остались только лицо и руки. Тбилисские мастера вносили вклад в изменение иконы, с 7 по 12 век было добавлено много золотых и серебряных элементов, а также драгоценных камней.
Этот шедевр до сих пор остаётся самым большим изделием из грузинской перегородчатой эмали в мире.
Также по этой технологии часто изготавливались медальоны, такие изделия в большом количестве содержались у русского живописца Михаила Боткина. Сейчас часть из них находится в Эрмитаже, часть грузинских украшений вернулась на родину. Люди с солидным достатком могут покупать такие ценности за сотни тысяч рублей, покупки часто бьют рекорды стоимости. Эмалевые сувениры тоже стоят не дёшево, но их цена доступна для рядовых туристов в Тбилиси, если им не страшно потратить лишние рубли на шедевры.
Что такое минанкари? Особенности и применение минанкари
Минанкари — грузинское слово, переводится, как «эмаль». Однако, в виду имеется не всякое покрытие, а именно перегородчатое. На нем мастера Грузии специализируются с 11 века.
Технику переняли у жителей Византии. Это государство перестало существовать в 15 веке. Но, ювелирное наследие страны не кануло в лету. Его продолжат мастера Грузии, сохраняя мельчайшие нюансы старинной технологии. В чем эти нюансы заключатся, расскажем далее.
Нюансы производства
Минанкари – эмаль, наносимая на золото, медь, или серебро. Последний металл подходит лишь в чистом виде. То есть, требуется серебро 999 пробы.
Другие сплавы не применяются вовсе. Стеклообразное покрытие на них либо не держится, либо сильно меняет цвет. Краски преображаются во время обжига.
Для него во многих грузинских домах есть специальные печи. У них толстые стенки. Температура внутри – 800 градусов Цельсия. Именно столько требуется для затвердения минанкари.
Чтобы покрытие не расплывалась по изделию еще в «сыром» виде, грузинская эмаль минанкари заливается в формы. Их называют перегородками и делают из тонких нитей серебра.
Проволочки изгибают, получая нужный узор. Композицию приклеивают к изделию-основе. Остается, как в детской раскраске, заполнить ячейки цветным содержимым.
Бесцветную эмаль используют как основу для художественной композиции. То есть, изделие обжигается несколько раз. Сначала, ждут затвердения прозрачного покрытия. Лишь после этого, на него крепят серебряные нити и заполняют их новой партией минанкари. Теперь, украшение ждет второй обжиг.
Грузинская перегородчатая эмаль минанкари, как и тысячелетие назад, основана на минеральных красках. Их получают путем перемалывания природных камней.
В старину каждый мастер делал это сам. Современные ювелиры заказывают уже готовые пигменты. Больше всего предложений поступает от фирм из США, Японии и Франции. Оттуда и встречают посылки.
Именно за счет природного происхождения, краски минанкари могут сильно менять цвет при обжиге. Из разрешенных для производства металлов, сильнее всего покрытие реагирует на медь. Красная эмаль на ней становится бурой, белая – желтой.
Поэтому, ювелиры пользуются специальными палитрами. На фанере размещают цветные кружки. Они воссоздают цвет эмали до и после ее обжига на той, или иной основе. Так проще ориентироваться, создавая рисунок на поверхности украшения.
Минеральные порошки разбавляют перед работой простой водой. Чаще всего требуются красный и синий цвета. Алый олицетворяет христианский символ на государственном флаге Грузии.
На полотне изображены пять крестов. Крупный посередине – символ Христа, а боковые распятия – знаки четыре евангелистов. Синий же цвет ассоциируется с небесами страны. Их редко затягивает тучами.
Минанкари – украшения, существующие в единственном экземпляре. Старинная технология не адаптируется под заводское производство. Каждое изделие изготавливается вручную. Узнаем чьими конкретно руками творятся шедевры.
Знаменитые мастера минанкари
Сделать самому минанкари пришло в голову Вахтангу Джанишвили. Он начинал, как художник. Картины основывал на эмоциях, вызываемых теми, или иными предметами, явлениями.
Поэтому, полотна красочные и, зачастую, размытые, в духе импрессионизма Франции. Таковыми Вахтанг сумел сделать и украшения, которыми занялся, уже будучи известным живописцем.
Десять лет практики в сфере перегородчатой эмали позволили Джанишвили создать несколько композиций, с которыми мастер колесит по разным странам.
Кольца минанкари, кулоны и браслеты грузинского ювелира выставлялись и в России. Так, в августе этого года экспозиция побывала в Нижнем Новгороде.
Купить украшения в данной технике предлагает и Кетеван Кавтеладзе. За ее плечами лишь четыре года увлечения перегородчатой эмалью. Зато, на счету мастерицы уже есть почетные регалии.
В 2014, к примеру, Кети заняла первое место на выставке современного искусства в Японии. В Тбилиси работы Катвеладзе запросила галерея «Шарден». В столице Грузии она считается лучшей.
Васил Геджадзе – еще один умелец минанкари. Цены мужчина устанавливает немалые. Оно и понятно, Васил – один из немногих ювелиров Грузии, делающий в технике перегородчатой эмали не только классические украшения.
К сережкам, кольцам, подвескам, Геджадзе добавляет оправы для очков, браслеты и циферблаты часов, шкатулки, иконы. Правда, церковные предметы в технике минанкари производили еще века назад. Проблема в том, что искусство было утеряно. Из старинных образцов сохранились единицы. Расскажем о парочке из них.
Артефакты минанкари
Из старинных икон в технике минанкари выполнена Цилканская Божья Матерь. Это перерисовка с иконы четвертого века. Репродукция сделана девятью столетиями позже и размещена в Мцхетском храме. Он признан главным в Грузии. На месте храма когда-то стояла церковь Святой Сидонии. Это строение было первой обителью христиан в стране.
Есть минанкари и на фото гробницы равноапостольной Нины. Она жила в четвертом столетии, тогда же, когда писалась икона Цилканской Божьей Матери. Нина распространила веру во Христа на территории Грузии.
О том, что эта страна погружена во мрак невежества девушке рассказала воспитанница. Взять евангелие и пойти проповедовать в далекие земли подсказала сама матерь Божья. Она явилась к Нине во сне. Жители Грузии считают святую своей покровительницей, хранят мощи Нины в Бодбе, что на краю Кахетия.
Гроб женщины деревянный, но снабжен металлическими деталями, на которых и выведены узоры перегородчатой эмали. Она прикреплена к серебру. В оформлении композиции использованы так же жемчужины. Они переливаются на фоне синего стекла.
Эмаль принято называть именно минеральным стеклом. Материал столь же хрупок. По сохранности узоров в зале Нины понятно, насколько трепетно относятся к ней и ее деяниям жители солнечной Грузии. Гроб святой и ее мощи бесценны. Что же касается изделий минанкари на продажу, самые недорогие и них стоят 1000-1200 рублей.
Может быть, бриллианты где-то и считаются лучшими друзьями девушек. Но только не в Грузии. Здесь традиционно мода на авторскую перегородчатую эмаль – минанкари. Эти украшения и роднее, и моднее, и самобытнее всех остальных. Их и на светский раут надеть почетно, и на дружескую вечеринку. А в подарок преподнести – абсолютное попадание. Притом, в любом из салонов-мастерских можно не только приобрести цветное чудо, но и получить мастер-класс от специалистов своего дела.
Ювелирная нейрохирургия
Как удалось подсмотреть в одной из мастерских, процесс создания изделия из перегородчатой эмали состоит из нескольких этапов. В первую очередь, нужно на металлическую пластину (она может быть из драгоценных металлов, а может быть из мельхиора или меди) нанести контур будущего изображения. Затем на него крепятся тончайшие металлические перегородки. Эти перегородки образуют ячейки. Каждую такую ячейку художник заполняет эмалью разного цвета, обжигает изделие в специальной печи, а потом шлифует и полирует.
Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Процесс насадки перегородки на металл, особенно если узор сложный, довольно трудоeмкий. И если на создание одних украшений может уйти несколько дней, для других нужны месяцы. Эту филигранную работу можно сравнить с работой нейрохирурга.
Мастерских по производству изделий из перегородчатой эмали сегодня в Грузии не просто много, а очень много. Выпускники художественных академий, перепробовав себя в самых разных ипостасях, часто останавливаются именно на перегородчатой эмали.
Чем хачапури отличается от лобиани и старые технологии — от новых
Пальму первенства среди всех остальных ювелирных изделий перегородчатая эмаль в Грузии за собой удерживает уже лет десять. Именно в это время в нас заговорила былая страсть к эмали. В Грузии начали открываться мастерские, возрождаться технологии.
История перегородчатой эмали в Грузии уходит далеко в историю. Как утверждают специалисты, первые изделия из эмали, обнаруженные на территории Грузии, датируются вторым веком нашей эры. Традиционно тогда изделиями из перегородчатой эмали занимались в Грузии и Византии. Позже, в XI веке, это ювелирное искусство доходит до Киевской Руси.
В Грузии над возрождением старых технологий по производству перегородчатой эмали работает научный сотрудник музея изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили Эрмиле Маградзе. На изучение традиционной технологии он потратил более 40 лет своей жизни. На вопрос, какая из технологий лучше, говорит: «Это не плохо и не хорошо, просто это совершенно другие технологии. То, чем занимаюсь я, и на изучение чего потратил всю жизнь, кардинально отличается от современной технологии. Да и то, что сегодня называют перегородчатой эмалью, не совсем правильно. Это все равно, что я вам скажу – приготовлю хачапури, но в начинку положу не сыр, а лобио».
Для изготовления изделий из перегородчатой эмали сегодня, в основном, используется серебро. Наши предки предпочитали работать на золоте, притом самой высокой пробы. Дело в том, что у серебра и золота — разные коэффициенты плавления. У серебра он гораздо выше. Оба металла по-разному входят в реакцию с эмалью. То есть, серебро менее совместимо с эмалью, чем золото.
При соединении золота с эмалью меньше опасности образования трещин и разрыва эмали. А вот с серебром дело обстоит иначе. Если не подстраховаться, то изделие может испортиться. Во избежание производственных проколов, современные мастера используют технику так называемой контр-эмали. Серебро посыпают эмалью и обжигают. Делается это для прочности основания. А потом уже наносят другой слой эмали.
«Есть у сегодняшней технологии и другая особенность, — рассказывает мастер. — В старину мастера, создавая изделия, обязательно припаивали перегородки к основанию. В современных мастерских перегородки не спаивают с основанием, их крепят слоем той же эмали. После заливки в ячейки, образованные перегородками, их ставят в печь. И расплавленная эмаль удерживает перегородки».
К тем же отличиям, по словам мастера, относится и толщина эмали. В древних изделиях она составляла 3 или, как минимум, 1 миллиметр. Стандарты сегодняшней толщины — 0,5 миллиметров. Впрочем, краски (стекловидная масса, которая при плавлении твердеет и образует эмаль), которые завозятся из Европы, рассчитаны именно тонкую основу. Европейская эмаль работает в других цветах и слоях, у неe другое звучание.
«Я работаю только с натуральными камнями, как и положено по древней технологии. Основной материал — это кварцит, горный хрусталь. Нахожу осколки горного хрусталя и из него готовлю стекло. К этому добавляются различные красящие вещества, металлы, их оксиды, и я получаю цвета, которые использую уже годы. А использую цветовую палитру 12 камней-самоцветов, которые называют «библейскими камнями». И ещe, для средневековой эмали характерны трещины, — продолжает учeный. — После тепловой обработки она часто трескалась, и на поверхности появлялись пузырьки. Но в древности это не воспринималось дефектом. Более того, считалось нормой».
Древние технологии и дедушкина чоха
Древние технологии канули в лета после XV века. Виною тому падение Византии и пробуждение в человечестве прагматизма.
«До VX века ювелиры не придавали особого значения форме и обработке камня или драгоценного метала. Они старались все оставлять в первозданном виде. Начиная же с XV века человек начинает обработку минералов, придавая им геометрические формы. Разве допустили хотя бы незначительное отклонение от идеальных форм великие мастера Фаберже? Европейская эмаль становится очень тонкой, чтобы довести до минимума дефекты работы. Поэтому работы этой эпохи и выглядят так хрупко идеально», — заключает мастер.
Возвращение к традиционным технологиям, как говорит Маградзе, происходит через определeнное время. Это своеобразное переосмысление ценностей. Мы надеваем побрякушки, удовлетворяем своe стремление к красоте, а потом проходит время, и мы понимаем, что все это мишура, а подлинная ценность — в другом. Это, как если время пройдeт, и ты вдруг обнаружишь, что дедушкина чоха — самая хорошая, и саблю его отливали из другой, более качественной стали…
По закоулкам техники «Минанкари» 🙂
Добрый день, дорогие друзья!
Техника Минанкари развивалась в Грузии на протяжении 10-12 веков, были периоды подъемов и спадов, но во все эпохи, во время мира или войны всегда находились и ценители этого трудного и иногда опасного для жизни творчество. Мастер Минанкари, который не просто мастер, а художник, может создавать рисунки эмалью сказочной красоты! Фотографии не передает ту цветовую гамму, которую может нарисовать талантливый и опытный мастер, и часто наши клиенты, взяв в руки украшение из Минанкари, удивляются игре цвета!
Но все равно, иногда люди в недоумении, почему цена почти одинаковых работ одного и того же мастера сильно отличается?!
Думаю, вам будет интересно узнать, в чем же разница между этими работами?
Я решила на примере работ нашей прекрасной и талантливой Анны Джанукашвили (Januka) показать отличия и обьяснить понятными для не мастеров терминами (Все работы авторские. ).
Техники бывают разные, сегодня обсудим: простое литье и ювелирная вставка.
1. Браслеты от мастера Januka, сверху браслет исполнен по технике «Литье», а снизу по технике «Ювелирная Вставка».
Ювелирная вставка под себя подразумевает, что мастер сначала на серебряной пластине рисует горячей эмалью, и после окончания работы, ювелир вставляет в форму рисунок.
А по технике «Литья», сначала готовится форма украшения, куда мастер заливает картинку горячей эмалью.
2. Крест от мастера Januka. Слева крест по технике Литье/позолота, справа-Ювелирная вставка/золото. Интересный факт: Горячая эмаль лучше держится на серебре, чем на золоте, поэтому во время ювелирной вставки рисуем на серебре с золотыми перегородками, и готовый рисунок вставляется в золото.
3. Вкусные Гранаты от Januka. Слева Литье/серебро/позолот, справа серебро/ювелирная вставка. А почему же так трудно и дорого вставлять готовый рисунок в драгоценный метал? Кто приобретал украшения из Минанкари, или работал в этой технике, знает, что после окончания рисунка, ее больше нельзя нагревать, так что ювелиру приходится в ручную, не нагревая метал, получить такие тонкие и идеальные формы из серебра и золота!
4. «Платья» от мастера Januka. Основная разница между такими изделиями: 1. многочисленные слоя эмали и соответственно более глубокие цвета! 2. возможность использовать драгоценные и полудрагоценные камни, как часть рисунка, а не только как часть украшения. обратите внимание, первая брошь, «Платье» по мотивам Рафаеля исполнен по технике «Литье» и техника дает возможность вставить камень только в серебре. А на правый рисунок работа исполнена по технике «ювелирная вставка», и тут уже камни вставлены в эмалированной части изделия.
5. Комплект браслет и кольцо от Januka. Тут одинаковые рисунки по разной технике: слева «Литье» с справа «Ювелирная вставка»,
оба типа украшений долговечны и красивы по своему, тут больше вопрос вкуса: кому нравятся более «легкие»
и «воздушные» украшения, а кому «массивные» и «глубокие».:)