Министерская поза что за министерская
Здравствуйте мои дорогие подписчики и гости сайта 9111.ru!
Миссионерская поза
Как ни странно, наиболее классическая и распространенная поза в сексе очень часто становится самой нелюбимой среди женщин. Все дело – в большом количестве телодвижений, совершаемых мужчиной. Партнеру сильного пола приходится постоянно напрягать руки, чтобы удерживать себя в удобном положении. Нередко мужчина оказывается просто неспособным сохранять его продолжительное время, и частая смена поз не позволит расслабиться обоим партнерам.
Чтобы доминировать в позе сверху как можно дольше, партнеры сильного пола идут на всяческие ухищрения. Например, в неожиданный момент они могут расслабить руки и просто навалиться на партнершу всем весом своего тела. Это далеко не всегда приятное ощущение для женщины, которой к тому же приходится ощущать у своего уха громкое сопение партнера, наблюдать его усталое и напряженное лицо. Таким образом, миссионерская поза рекомендуется только мужчинам, уверенным в своих силах, а также женщинам, получающим удовольствие от максимальной близости с любовником.
Поза наездницы
Стеснительные особы женского пола также не найдут для себя позу наездницы привлекательной. Все внимание мужчины будет сосредоточено на лице и теле партнерши, а также на ее умении двигаться в положении сверху. Постоянные мысли об этом могут значительно снижать получаемое удовольствие и сбивать с ритма. В результате оба партнера не получат желанных ощущений. В этом случае можно порекомендовать позу «обратной наездницы»: так женщина не будет находиться в зрительном контакте с партнером и сможет лучше сосредоточиться на получаемых ощущениях.
Поза «69»
На первый взгляд такая позиция кажется достаточно эротичной, и немало пар испытывают ее в обязательном порядке. В итоге же быстро приходит разочарование. На деле оказывается, что принесение и получение удовольствия одновременно не очень хорошо сочетаются друг с другом. Кроме того, женщине приходится совершать больше усилий, чем ее партнеру, и в самый неожиданный момент может прийти усталость в мышцах спины и шеи, сводящая весь эффект позы на нет.
Недостаточная выносливость, стеснительность, отсутствие навыков в доставлении оральных ласок – все это заставляет партнершу как можно скорее менять позу «69» во время полового акта. При этом нередко оказывается, что и мужчина сталкивается с теми же сложностями. Таким образом, «69» обычно используется лишь в самом начале секса, когда любовники хотят быстро получить максимальное возбуждение и перейти к более активным позициям.
Поза «догги-стайл»
Считается, что эту позицию одинаково любят и мужчины, и женщины, однако зависит это от умения партнеров соблюдать правильную технику, не допуская распространенных ошибок. Во-первых, некоторые представители сильного пола совершают слишком интенсивные движения, достигая самой матки. Это доставляет крайне неприятные ощущения женщине. Во-вторых, из-за различия в росте партнеров им приходится постоянно менять положение тела и ног, из-за чего сбивается ритм процесса. Кроме того, при отсутствии должной контрацепции поза сзади становится наиболее рискованной в плане наступления нежелательной беременности.
Итак, в каждой из перечисленных позиций партнерам не следует торопиться и совершать хаотичные телодвижения. Очень важно следить за ощущениями друг друга. Причем делать это нужно не только зрительно, но и не стесняться задавать наводящие вопросы о том, не доставляет ли эта поза неприятных ощущений партнеру или партнерше, какое положение лучше занять в данный момент, и не лучше ли будет сменить позицию прямо сейчас?
Всем спасибо! Если публикация была вам интересна поставьте палец вверх и подпишитесь!
Министерская чехарда
Министерская чехарда- период с 1998 по 2000 года, когда сменилось 6 Председателей Правительства России.
Содержание
Начало
Сергей Кириенко
Выбор пал на Сергея Кириенко, которому в тот момент было всего лишь 36 лет.В августе 1998 правительство Кириенко обьявило дефолт.Тогда Ельцин отправил в отставку и Кириенко, которого народ прозвал «Киндер Сюрприз».
Евгений Примаков
Затем новым премьером был назначен Евгений Примаков, который, надо сказать,преодолел самые тяжелые последствия дефолта. В России начался рост реального сектора экономики. Но президент отправил в отставку правительство Примакова в мае 1999 года. Это произошло вследствии конфликта Примакова с Ельциным и закулисной политической борьбы в российском руководстве.
Сергей Степашин
Владимир Путин
Конец чехарды
Окончилась министерская чехарда 31 декабря 1999 года с уходом в отставку Ельцина.. Указом нового президента Владимира Путина премьер-министром стал Михаил Касьянов.
Список премьер-министров
Полезное
Смотреть что такое «Министерская чехарда» в других словарях:
Министерская чехарда — Авторство этого выражения принадлежит депутату 4 й Государственной Думы, известному черносотенцу Владимиру Митрофановичу Пуришкевичу (1870 1920): 12 февраля 1916 г. на заседании Думы он назвал «министерской чехардой» частую смену министров в… … Словарь крылатых слов и выражений
ЧЕХАРДА — ЧЕХАРДА, чехарды, мн. нет, жен. 1. Игра, в которой играющие поочередно прыгают через своих партнеров, стоящих в согнутом положении или на четвереньках. Играть в чехарду. 2. перен. Частые изменения в чем нибудь, создающие неустойчивое и запутанное … Толковый словарь Ушакова
Чехарда — Чехарда игр … Википедия
ЧЕХАРДА — ЧЕХАРДА, ы, жен. 1. Игра, в к рой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину. 2. перен. Частые изменения в чём н., создающие неопределённое, неустойчивое положение (разг. неод.).… … Толковый словарь Ожегова
Александра Федоровна, супруга Николая II — русская императрица, урожденная принцесса гессенская (1872 1918), жена Николая II с ноября 1894. В истории падения династии Романовых сыграла приблизительно такую же роль, что Мария Антуанетта в истории падения Бурбонов. Но сравнение с Марией… … Большая биографическая энциклопедия
СССР. Капиталистический строй — Падение крепостного права. Падение крепостного права, оформленное правительственными актами 19 февраля 1861 рубеж смены в России феодально крепостнической формации капиталистической. Главным фактором, сделавшим отмену крепостного права… … Большая советская энциклопедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия
Распутинщина — принятое в литературе название придворной камарильи в государственном аппарате, одно из ярких проявлений кризиса правящей верхушки Российской империи накануне Февральской революции. В последние годы царского режима неограниченный влиянием… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Пятилетка пышных похорон — Пятилетка пышных похорон[1][2][3][4][5][6][7][8] (также встречаются названия эпоха пышных похорон[9][10][11] … Википедия
Министерская реформа 1802-1811 гг.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Подготовка министерской реформы и её разработка
Готовили реформу «молодые друзья» императора Александра I. Образцом для них стало сложившееся во Франции центральное управление после прихода к власти Наполеона.
Основой реформы стал проект Н.Н. Новосильцева. На первом этапе он исходил из того, что достаточно подчинить коллегии министрам, а заменить аппарат коллегий новой структурой можно позже.
Обсуждалась реформа на 9-ти заседаниях Негласного комитета и имела как сторонников, так и противников. Среди сторонников были В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, П.А. Строганов и др. Сторону противников заняли Д.П. Трощинский, С.П. Румянцев, П.В. Завадовский и др.
Началом становления новой системы управления в России стал 1802 год.
Император 8 сентября 1802 г подписал Манифест «Об учреждении министерств». Коллегии на основании этого документа были преобразованы в 8 министерств – иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
Власть министров, стоящих во главе министерств, определялась как исполнительная. В их подчинение отошли коллегии, конторы, экспедиции, которые раньше существовали самостоятельно. Исключение составляла Экспедиция о государственных доходах.
Министры имели свои канцелярии, а некоторые министерства вводили должность заместителя (товарища).
Ежегодные отчеты министры представляли Сенату, а затем императору. Подчиненные органы еженедельно отчитывались о текущих делах перед министром, который должен был ответить на их предложения. Если подчиненные органы не соглашались с предложениями министра, то предоставляли министру рассуждения. Предложение министра в любом случае исполнялось, однако все несогласия заносились в журнал. В результате происходило совмещение коллежской и министерской систем государственного управления. Это было компромиссное решение императора, принятое на заседании «Негласного комитета» 24 марта 1802 г.
Готовые работы на аналогичную тему
Коллегии по данному решению не упразднялись и действовали в подчинении министрам. Если опыт покажет их бесполезность, то в будущем они подлежали упразднению.
В обязанности министров входило формирование канцелярий и составление штатов.
В Российской империи, таким образом, создавался важный орган государственного управления – комитет министров, влиявший на государственную систему власти Российской империи.
План Сперанского по реформированию
Несмотря на то, что М.М. Сперанский принимал участие в подготовке некоторых документов и готовил проекты для членов «Негласного комитета» по министерской реформе, он оставался ещё в тени.
После утверждения на престоле Александра I Сперанского назначили статс-секретарем при Д.П. Трощинском. Сам Трощинский в это время был государственным секретарем при императоре. Сперанский, таким образом, находился в кругу людей, определявших политику государства, и члены «Негласного комитета» обратили внимание на его способности. Летом 1801 г его в свою команду берет В.П. Кочубей, а это было время, когда члены комитета разрабатывали министерскую реформу.
Кочубей, возглавивший министерство внутренних дел, берет Сперанского в свою канцелярию. В составе министерства внутренних дел был отдел, который занимался подготовкой проектов государственных преобразований, и Сперанский в июне 1802 г возглавил этот отдел.
За два года, начиная с 1802-1804, он подготовил несколько политических записок – «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе рабства», в которых излагал свои взгляды на состояние государственного аппарата империи и обосновывал необходимость реформ.
Записки молодого деятеля понравились В.П. Кочубею, и он предлагает Сперанскому написать капитальный трактат о преобразовании государственной машины империи. Сперанский с большим жаром отдается новой работе. В результате, в марте 1806 г В.П. Кочубей подает императору «Записку об учреждении министерств», в которой отмечается «совершенное смешение» в государственном управлении после министерской реформы 1802 г.
В записке министр предлагает меры к исправлению положения:
Однако данная записка на ход проведения министерской реформы влияния не оказала.
После неудачных войн с Францией в 1807 г и подписания Тильзитского мира, а также внутриполитического кризиса, император снова обращается к реформам. Сначала он поручает Сперанскому некоторые «частные дела», а позже приглашает его на встречу с Наполеоном, что было знаком высокого доверия.
После возвращения в Россию Сперанский был назначен товарищем министра юстиции. В этот период он вместе с императором работает над планом государственных реформ. В записке 1809 г «Введение к уложению государственных законов» он полно отражает свои реформаторские взгляды.
Рисунок 1. М. Сперанский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Большое значение Сперанский придавал регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности. Реформатор считал, что если государственная власть будет не ограничена, и подданные не будут иметь никаких прав, то государство будет жить в рабстве и правление будет деспотическим.
Составленный Сперанским план реформ как бы излагал намерения самого императора, поскольку решиться на подобное предложение без санкций Александра I, в условиях тогдашней России, Сперанский бы не решился.
Завершение министерской реформы
Став ближайшим сподвижником императора, он к концу 1809 г систематизировал недостатки министерской реформы в «Введении к уложению государственных законов».
В проекте он выделил три основных недостатка:
Необходимо было устранить эти недостатки в новом преобразовании министерств. Министерская реформа в этот период вступила в завершающую стадию.
Три законодательных акта составили юридическую основу министерской реформы:
Все три акта были разработаны М.М. Сперанским.
Конкретизация государственного управления была продолжена в Манифесте 28 января 1811 г. «Об устройстве управления ревизии государственных счетов».
Основным актом министерской реформы, закреплявшим её законодательно, стал документ «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г.
В структурном плане в нем выделялось две части – «Образование министерств» и «Общий наказ министерствам».
Таким образом, центральные органы управления по Манифесту имели единое общее организационное устройство. Во главе министерств стояли министры и их товарищи (заместители).
Министерства включали несколько департаментов, которые в свою очередь были разделены на отделения, а те, в свою очередь, на столы.
Был установлен жесткий принцип единоначалия, а министры подчинялись императору, которых он и назначал.
В непосредственном подчинении министров находились директоры департаментов и канцелярии. Подчиненными директоров департаментов были начальники отделений, которым подчинялись столоначальники.
В стране, таким образом, за период с 1810 по 1812 гг. была создана отраслевая система управления и заложены правовые основы. Развитие министерств в дальнейшем происходило с учетом потребностей государства.
Министерская реформа
Министерская реформа — (ее начало в 1802-1803 гг.) реформа государственного управления Российской империи, проводившаяся в начале XIX века при императоре Александре I.
Содержание
Предыстория
1.Истоки министерской реформы
1.1. Первые преобразовательные опыты
Первые преобразовательные опыты были связаны с начальным периодом правления императора Александра I, чьё вступление на престол было восторженно воспринято русским обществом.
Новое правительство поспешило сразу заявить направление, в каком оно намерено было действовать. В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых почти ещё не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.
С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 гг. в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 г., за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 г. и ряд внешнеполитических мероприятий.
Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.
Через полтора года были преобразованы петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Тогда же был издан именной указ о правах и обязанностях Сената.
Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать. Направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. Так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй.
1.2. Подготовка и разработка министерской реформы
Обсуждению министерской реформы были посвящены 9 заседаний Негласного комитета (8 заседаний с 10 февраля по 12 мая 1802 г. и одно заседание 16 марта 1803 г.). Министерская реформа имела как сторонников (В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, П. А. Строганов и др.), так и противников (Д. П. Трощинский, С. П. Румянцев, П. В. Завадовский и др.).
Начало становлению министерской системы управления в России было положено 8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств». Этим документом коллегии были преобразованы в восемь министерств — иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.
Помимо восьми новых министерств, Манифест определил положение двух других учреждений государственного управления, существовавших прежде, — «ведомства» Государственного казначея и Экспедиции о государственных доходах. Они продолжали действовать «впредь до издания полного по сей части Устава», на основании Указа от 24 октября 1780 г. Согласно данному указу, Экспедиция о государственных доходах подчинялась лицу, исполняющему должность Государственного казначея. Таким образом, подтверждался статус Государственного казначейства как ещё одного, наряду с восемью министерствами, центрального учреждения государственного управления.
По Манифесту 8 сентября 1802 г. прежние коллегии и подчинённые им места были переподчинены министерствам или вошли в них в качестве департаментов; главным отличием новых органов центрального управления было единоличное управление: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; министры были ответственны перед Сенатом. Каждый подчинённый орган представлял своему министру еженедельные мемории о текущих делах и представления в особых случаях. Министр отвечал на них предложениями. Подчинённые органы в случае несогласия с предложениями министра представляли министру рассуждения. Если последний настаивал на своем предложении, то оно исполнялось, а мнение подчинённых органов заносилось в журнал.
Таким образом, было осуществлено совмещение двух систем государственного управления — коллежской и министерской, что было следствием компромиссного решения, принятого Александром I на заседании «Негласного комитета» 24 марта 1802 г. В соответствии с данным решением, коллегии не упразднялись, а продолжали действовать в подчинении министрам и подлежали постепенному упразднению в будущем, когда опыт покажет их бесполезность. В помощь министрам (кроме министров военных сухопутных сил, морских сил, коммерции и Государственного казначея) назначались заместители — товарищи министров, которые могли замещать последних в период их отсутствия. Министры обязывались немедленно заняться образованием своих канцелярий и составлением их штатов.
Последнее предложение Манифеста кратко упоминает о комитете, «составленном единственно» из министров, рассматривающем текущие дела. Таким образом создавался важный орган государственного управления — Комитет министров, оказавший значительное влияние не только на министерскую систему, но и на всю систему государственной власти Российской империи.
1.3. Преобразовательный план Сперанского
В первые годы царствования Александра I М. М. Сперанский ещё оставался в тени, хотя готовил некоторые документы и проекты для членов «Негласного комитета», в том числе и по министерской реформе. Уже через неделю после вступления Александра I на престол Сперанский был назначен статс-секретарём при Д. П. Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного секретаря при Александре I. Таким образом Сперанский оказался в кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. Способности помощника Трощинского привлекли к себе внимание членов «Негласного комитета». Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою «команду». В это время в «Негласном комитете» шла работа по разработке министерской реформы.
После осуществления реформы Кочубей, возглавивший министерство внутренних дел, перевёл его в свою канцелярию. В июне 1802 года Сперанский возглавил в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований.
В 1802—1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе и рабстве». В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.
20 февраля 1803 г. при непосредственном участии Сперанского был опубликован знаменитый указ «о свободных (вольных) хлебопашцах». Согласно этому указу помещики получили право отпускать крепостных на «волю», наделяя их землей. Вдохновленный «записками» молодого деятеля, царь через В. П. Кочубея поручает Сперанскому написать капитальный трактат — план преобразования государственной машины империи, и он с жаром отдается новой работе.
В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Практического значения, однако, эта Записка тогда не имела. Лишь в 1807 году, после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса, Александр вновь обратился к планам реформ.
Сперанский был по существу усердным и старательным чиновником, независимым в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Ему предстояло разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.
Свою новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые «частные дела». Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск, на военный смотр, а год спустя — в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.
Наиболее полно реформаторские взгляды М. М. Сперанского были отражены в записке 1809 года — «Введение к уложению государственных законов». Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое».
План реформ, составленный Сперанским, был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С. В. Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России».
2. Завершающий этап министерской реформы
2.1 Устройство центрального управления по плану Сперанского
28 марта 1806 г. министр внутренних дел В. П. Кочубей подал Александру I «Записку об учреждении министерств». В ней отмечалось «совершенное смешение» в государственном управлении, которое «дошло до самой высшей степени» после министерской реформы 1802 г. Министр предлагал следующие меры к исправлению положения:
Внешнеполитические события 1805—1808 гг. (война с Францией в составе третьей коалиции в 1805 г. и четвёртой коалиции — в 1806—1807 гг., русско-французские переговоры в Тильзите в июне 1807 г. и в Эрфурте в октябре 1808 г.) отвлекли внимание Александра I от дел внутреннего управления. Но именно в данное время всё более активное участие в осуществлении министерской реформы начинает принимать М. М. Сперанский — подлинный автор доклада от 18 июля 1803 г. и записки от 28 марта 1806 г.
2.2. Законодательная точка в реформе
С конца 1808 г. М. М. Сперанский становится ближайшим сподвижником Александра I, с санкции последнего занимающимся «предметами высшего управления». К октябрю 1809 г. недостатки министерской реформы были систематизированы М. М. Сперанским в его «Введении к уложению государственных законов» — обширном плане реформ всего внутриполитического устройства страны, составленном по поручению Александра I.
В данном проекте Сперанский выделяет три основных недостатка министерской реформы:
На устранение данных недостатков и было направлено новое преобразование министерств 1810—1811 гг. Министерская реформа вступила в свой завершающий период. Его начало провозглашалось уже в Манифесте «Об учреждении Государственного совета»: «Различные части, Министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном учреждении предполагаемо было, постепенно и соображаясь с самым их действием, приводить эти установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания Общего Министерского Наказа, в коем с точностью определяются отношения Министров к другим Государственным Установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности».
Юридической основой завершающего периода министерской реформы стали три законодательных акта:
Манифест от 25 июля 1810 г. разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:
Значительно изменялась компетенция министерства внутренних дел: его главным предметом становилось «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». К министерству полиции переходили все дела, относящиеся к полиции «предохранительной» и «исполнительной». Учреждалось звание Государственного контролёра — руководителя ревизии государственных счетов.
Подробности и спорные вопросы, возникшие при непосредственном распределении дел, обсуждались в Комитете министров на заседании 4 августа 1810 г. Были заслушаны доклады министров иностранных дел, финансов, народного просвещения, юстиции, а также товарища министра внутренних дел. Результатом этого обсуждения стало «Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. Данный акт конкретизировал состав министерств внутренних дел, полиции, народного просвещения, финансов, Главного управления духовных дел иностранных исповеданий, а также зафиксировал факт ликвидации министерства коммерции.
Продолжением конкретизации в сфере государственного управления стал Манифест 28 января 1811 г. «Об устройстве Главного управления ревизии государственных счетов».
«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. стало главным законодательным актом министерской реформы. Структурно оно состояло из двух частей:
Манифест определял общее разделение государственных дел и предметы каждого министерства и главного управления, во многом текстуально повторяя положения Манифеста 25 июля 1810 г. Им устанавливалось единое общее организационное устройство центральных органов управления. Министерство возглавлялось министром и его товарищем (заместителем). При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. Устанавливался жёсткий принцип единоначалия. Министр подчинялся императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Непосредственно министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии. Директорам департаментов подчинялись начальники отделений. Начальникам отделений подчинялись столоначальники.
Таким образом, в 1810—1812 гг. были заложены правовые основы и создана отраслевая система управления в стране. Дальнейшее развитие министерств строилось уже с учетом управленческих потребностей государства. Изменения в составе министерств в первой половине XIX столетия были связаны с поиском путей наиболее рациональной системы центрального управления империей.
Все осуществлённые части преобразовательного плана Сперанского относятся к центральному управлению, и именно их осуществление сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка, которому предшествовали две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, поскольку они задавали дух и направление этой реформы, указывая, какие люди требуются для новых правительственных учреждений. 3 апреля 1809 г. издан был «Указ о придворных званиях». Этот документ изменил положение дворян, носивших звания камергера и камер-юнкера, которые не соединялись с определёнными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом предписывалось всем, носившим эти звания, но не состоявшим в какой-нибудь службе, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Сами же эти звания впредь становились простым отличием, не соединённым ни с какими служебными правами.
Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, то есть установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из российских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.
1 января 1810 г. открыт был преобразованный Государственный совет. Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет был призван обсуждать все стороны государственного устройства, решать, насколько они нуждаются в новых законах, и представлять свои соображения на усмотрение верховной власти.