Министерство просвещения и министерство науки и высшего образования в чем разница

Раздел Минобрнауки: два министерства вместо одного

Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» — школы, среднее специальное образование, соответствующее дополнительное профобразование и профобучение и дополнительное образование детей и взрослых. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних, социальной поддержки и защиты детей.

Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов, науки и нанотехнологиями. К компетенции министерства будут относиться контроль работы научных учреждений и университетов. Кроме того, ведомство будет отвечать за «деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности».

Помимо этого, президент упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое было создано в 2013 году во время реформы Российской академии наук. Руководство РАН неоднократно жаловалось на то, что агентство пыталось вмешиваться в управление исследованиями. Теперь все функции ФАНО переходят к новому министерству науки и высшего образования.

Наконец, Рособрнадзор и Росмолодёжь, которые находились в ведении Минобрнауки, переведены в прямое подчинение правительству России.

Сообщения о разделении министерства образования на два ведомства (как и о ликвидации ФАНО) публиковались в СМИ ещё до официального подтверждения. 11 мая собеседник РИА «Новости» утверждал, что решение по этим вопросам уже принято окончательно. В тот же день зампред комитета Госдумы по науке и образованию Олег Смолин в беседе с «Интерфаксом» сообщил, что Минобрнауки может быть разделено: «Вопрос о разделении министерства образования и науки действительно обсуждается, причём уже более 10 лет. И, похоже, что данное решение именно в этом году может быть принято».

И правда, эксперты и специалисты говорили, что создание двух министерств в сфере образования и науки будет естественным и оправданным. Такой точки зрения придерживался, например, глава РАН Александр Сергеев. В интервью после своего назначения главой академии он прямо говорил, что в России оптимальной комбинацией было бы создание двух министерств. Правда, тогда он называл немного другой вариант: «Мне кажется, что можно организовать и министерство науки, скажем: министерство образования, включая и высшее образование, — это одно министерство, а второе — это министерство науки».

Министерство просвещения и министерство науки и высшего образования в чем разница. Смотреть фото Министерство просвещения и министерство науки и высшего образования в чем разница. Смотреть картинку Министерство просвещения и министерство науки и высшего образования в чем разница. Картинка про Министерство просвещения и министерство науки и высшего образования в чем разница. Фото Министерство просвещения и министерство науки и высшего образования в чем разница

10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»

Сразу после того, как стало известно о создании двух министерств, различные эксперты дали свои комментарии по ситуации, в основном положительные. Так, например, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов сказал РИА «Новости», что подобное решение оправдано и необходимо для реализации «технологического прорыва страны».

Ректор Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), экс-глава Минобразования (1999–2004 годы) Владимир Филиппов говорил ТАСС, что реформа пойдет на пользу школе, проблемами которой новое министерство сможет уделить максимум внимания: «Директора школ и педагоги обычно обижаются, потому что в Минобрнауки большим авторитетом всегда пользуются ректоры вузов, которых не так много. И таким образом сейчас будет уделяться больше внимания школьному образованию».

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов оценил преобразование так же конкретно: «Действительно, вполне логичным выглядит разделение министерства науки и образования на две части, потому что нельзя было создавать такой большой сверхкомплекс». По его словам, создание двух министерств — это оптимальная норма, которая функционирует во многих других государствах.

Некоторые эксперты обратили внимание, что само по себе разделение выглядит разумным, но очень многое зависит от того, кто возглавит новые ведомства. Такое мнение, например, высказал «Ведомостям» Михаил Гельфанд, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, один из основателей сообщества «Диссернет»:

«Разделение министерства образования и на первый взгляд выглядит разумным: сочетание управления фундаментальной наукой и детскими садами в одном ведомстве выглядело странно. Отчасти это выглядит как задуманная еще прежним министром образования Дмитрием Ливановым реформа РАН, в которой не было Федерального агентства научных организаций (ФАНО в новой структуре правительства упраздняется — „Ведомости“), а распорядительные функции передавались министерству. Другое дело, что в нашей стране подобные преобразования нередко призваны не улучшить управление, а достичь каких-то иных целей. Недаром во времена хрущевских административных преобразований шутили, что Министерство путей сообщения разделят на „министерство туда“ и „министерства сюда“. В нашей системе госуправления важнее не само разделение, а персоналии, которые возглавят эти министерства».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *