Министерство юстиции это что простыми словами
Общая информация
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность
Правовые основы деятельности
Информационные и аналитические материалы
Открытое министерство
Историческая справка
Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.
Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.
После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.
Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.
13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.
С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».
По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.
Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.
Фильмы о Минюсте
Технологии справедливости
Что такое юстиция в российском законодательстве — как менялся смысл и функции органов юстиции
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «юстиция» – одно из самых запутанных в юриспруденции (это что?).
Его значение менялось в разные хронологические периоды, поэтому сегодня в словарях и юридических статьях можно встретить противоречивую информацию.
Легального определения в законодательстве РФ нет. Поэтому в настоящей статье будет по полочкам разобрано понятие «юстиция»: что это такое, где используется и какие вопросы охватывает.
Первоначальный смысл юстиции
С латинского языка слово «justitia» переводится как «справедливость», а в библейских текстах оно упоминается в значении «правды». Так звали и богиню правосудия в римской мифологии.
То есть, первоначальный смысл термина – справедливое разрешение споров на основе права.
Если вы откроете толковый словарь Ушакова Д.Н., то увидите:
что юстиция – это синоним слова «правосудие».
В других источниках приводится похожее определение. Так, Ожегов С.И. пишет:
что юстиция – это сфера деятельности судебных учреждений.
Сферы применения юстиции: раньше и сегодня
В Советском союзе (что это?) правосудие до 1946 года обеспечивал Наркомюст СССР, а затем – Министерство юстиции. Они руководили судами союзных республик, военными трибуналами и нотариальными учреждениями.
При этом советский Минюст выступал центральным органом государственного управления. Фактически в СССР было слияние двух ветвей власти: судебной и исполнительной.
Сегодня ситуация иная. В Конституции России закреплены следующие положения:
То есть, формально произошло выделение судебной власти в самостоятельную ветвь.
Поэтому, с точки зрения российского законодательства, некорректно говорить, что юстиция – синоним правосудия или деятельности судов.
А какие вопросы теперь входят в эту сферу?
В России и сегодня есть органы юстиции, а возглавляет систему Минюст. Последний выступает федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы, входящие в предмет ведения Минюста, перечислены в Указе Президента РФ № 1313 от 13.10.2004 года. К ним, в частности, относятся следующие:
Таким образом, сфера юстиции претерпела существенные изменения.
Теперь в неё не входит общее руководство судами, однако обеспечительные функции остались. Так, исполнением решений и приговоров судей занимается Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Формально она относится именно к системе органов юстиции, а не судебной.
В остальном сфера justitia скорее расширилась.
Сегодня она охватывает и те вопросы, которые не имеют прямого отношения к правосудию. Например, регистрацию некоммерческих организаций, определение границ административно-территориальных единиц.
Первоначальный смысл термина частично сохранился только в отношении понятий «административная юстиция» и «ювенальная юстиция».
Первая представляет собой систему органов по разрешению административно-правовых споров, а вторая – по разрешению дел о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними.
То есть, речь тут идёт именно о вынесении решения на основе права. Хотя рассматривать такие споры могут не только суды. Перечень уполномоченных органов прописывается в законодательстве и зависит от конкретного государства.
Система органов юстиции
Органы юстиции в России имеют разветвлённую систему. На верхушке стоят Министр юстиции, его заместители и коллегия Минюста.
А далее идут следующие структуры:
Они разделены по выполняемым функциям и отраслям.
Их в Минюсте два: зарубежный и Уполномоченного РФ при Европейском суде.
Сотрудники аппаратов занимаются представительством государства в судебных инстанциях за рубежом.
В учреждениях Минюста работают эксперты в сфере юстиции.
Проводят совещания и решают какие-то узкие вопросы.
Кроме того, в систему органов юстиции входят территориальные органы Минюста – главные управления и управления.
Они располагаются в республиках, автономных округах, краях и областях. Своё главное управление есть и в Москве.
Юстиция — это.
Если проанализировать приведённую выше информацию, то можно, наконец, дать современное определение понятию.
Юстиция – это система органов государственного управления, которые помогают судам поддерживать законность и справедливое положение дел в стране.
Свою цель они реализуют через правотворческие, контрольно-надзорные и обеспечительные функции.
В широком смысле юстиция – это исполнительно-процессуальная деятельность государства.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
В России как бы оно ни называлось, а интересы простых людей органы юстиции не защищают. Ни о какой правде и справедливости применительно к юстиции сейчас говорить не приходится(
Вы страну не перепутали? Может Вы о своей хотели сказать, той что на букву У.
В России же юстиция вполне себе развивается и успешно искореняет зло, например, из рядов чиновников. А вот в стране на У не было ни одной посадки чиновника хоть сколько-нибудь большого масштаба (все прекрасно откупаются и именно под это заточена Ваша юстиция).
Недавно прочитал, что одного чеченца, который критиковал власть в Чечне, заставили сесть на бутылку, ещё и ролик в интернете разместили, вот хочется спросить, ну и где эта Юстиция?
Юстиция своим наличием не может помешать совершению преступления. Она призвана карать за них в рамках закона. Думаю, что приведенный вами пример найдет свое отражение в ее применении (если это не очередной фейк).
Министерство юстиции Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Содержание
Функции
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года) [2] и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:
История
Министерство юстиции Российской империи было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель — Гавриил Романович Державин.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
В 1828 году Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.
После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Министерство юстиции принимало деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.
Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала XX века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.
13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось»…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.
С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».
По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции.
Структура
Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.
В структуру Минюста входят:
Подведомственные федеральные службы (органы исполнительной власти)
Бывшие
Персоналии
Список министров юстиции России см. в статье Министры юстиции России.
Список заместителей министра юстиции России см. в статье Список заместителей Министра юстиции Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации: функции и полномочия
Минюст России в системе правоохранительных органов находится на особом месте. Президент России своим указом в 2004 году утвердил Положение о Минюсте России, где основной целью данного органа определено формирование и реализация государственной политики в сфере юстиции. В отличие от деятельности в советский период исключительных полномочий на данном этапе Минюст не имеет.
Согласно Положению (п.1) функции Министерства юстиции России заключаются в следующем:
Минюст осуществляет контроль в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации и контроля НКО, в том числе отделений организаций международного уровня и зарубежных некоммерческих неправительственных организаций, в сфере адвокатской и нотариальной деятельности, ЗАГСа, порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, оказания юридической помощи на бесплатной основе, правового просвещения населения, политических партий и религиозных организаций.
Руководит деятельностью Минюста глава государства, Министр юстиции напрямую подчиняется Президенту.
Организационная система Минюста России
Органы юстиции построены по-иному, чем судебные органы или органы прокуратуры. Минюст включает службы: Федеральную службу исполнения наказаний России и Федеральную службу судебных приставов России, выстроенные по системе из трех звеньев. В тоже время сами органы юстиции образуют трехзвенную систему. Первым звеном является Центральный аппарат Минюста России, включающий в себя Министра, 7 заместителей, 12 департаментов, около 70 отделов, сюда же входит аппарат уполномоченного РФ при ЕСПЧ. Вторым звеном являются субъектные территориальные управления юстиции. Третьим звеном являются местные учреждения, которые подчинены территориальным управлениям. Эта группа неоднородна и включает в себя разные учреждения: Государственную регистрационную палату, НЦПИ и пр. Некоторые учреждения имеют двойное подчинение. ЗАГС действует при муниципалитетах, но в то же время он подчинен территориальным управлениям.
Федеральный орган Министерство юстиции, функции которого нашли отражение в главном документе Положении о Министерстве юстиции, занимается вопросами в области юстиции. Следует отметить, что функции не закреплены в нормативно-правовом плане. В Положении говорится о задачах, полномочиях и правах данного органа.
Задачи органов юстиции
Полномочия Министерства юстиции РФ очень широки, на сегодняшний день их около 100. Они классифицируются и систематизируются в соответствии с основными направлениями деятельности.
Функции Минюста России
При анализе полномочий Минюста можно выделить следующие функции:
Аналитическая функция заключается в осуществлении Минюстом мониторинговых мероприятий по применению права с точки зрения реализации решений Конституционного суда РФ и постановлений ЕСПЧ, где требуется принять, изменить или отменить НПА РФ. Орган юстиции также осуществляет мониторинговые мероприятия по применению НПА субъектов РФ.
Минюст обобщает имеющуюся практику применения законов, анализирует ее, делает выводы о реализации гос. политики в сфере юстиции, разрабатывает меры по улучшению своей деятельности.
Минюст обобщает практическую деятельность федеральных министерств в области подготовки проектов законов и обеспечивает методическую составляющую их подготовки.
Функцию исполнения судебных решений можно назвать одной из основных. Справедливое судебное разбирательство по заключению ЕСПЧ вбирает в себя не только судебную деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении споров правового порядка, но и деятельность до и после суда. Этим ЕСПЧ подчеркивает, что ценность вынесения правильного решения суда зависит от его исполнения. Минюст осуществляет данную функцию в двух направлениях: исполнение наказаний по уголовным делам и исполнение других решений судов и иных гос. органов. О важности и значимости этого направления деятельности говорит существование в рамках Минюста России двух служб федерального уровня.
ФСИН находится в ведомстве Минюста России, занимается осуществлением функций правоприменения, контролирующих и надзорных функций.
ФСИН создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных. В подчинение службы входят все места лишения свободы России.
ФССП обеспечивает порядок по которому выстроена деятельность судов, осуществляет исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляет функцию правоприменения, контролирующую и надзорную функции в установленной сфере деятельности.
Функция международного взаимодействия включает в себя сотрудничество с иностранными государствами в области юстиции от имени Российской Федерации. Минюст получает запросы о правовой помощи по различного рода делам. Занимается исполнением этих запросов, либо перенаправляет их в компетентные органы. Он также направляет соответствующие запросы в иностранные государства. Минюст России обладает исключительными полномочиями, он проставляет апостиль на бумагах официального характера, которые предназначены для вывоза за рубеж, удостоверяет подпись нотариуса и подлинность его печати, если бумаги легализуются для предоставления в компетентные органы иностранных государств и т.п.
Именно эта функция делает возможным представление интересов РФ в ЕСПЧ. Заместитель Министра юстиции является Уполномоченным РФ при ЕСПЧ, при нем существует Аппарат Уполномоченного, занимающийся правовым и организационно-техническим обеспечением в ЕСПЧ и в российском правовом поле.
Функция контроля носит разноплановый характер. Условно контролирующие полномочия Минюста можно разделить на несколько блоков: осуществление общего контроля, контроля в области регистрации и деятельности НКО, контроля за соблюдением законов адвокатским сообществом, контроля за исполнением своих обязанностей нотариусами, контроля в области деятельности ЗАГС, контроля за обеспечением правовой помощи на бесплатной основе.
Функция экспертной оценки реализуется Минюстом в следующих мероприятиях:
Функция регистрации заключается в гос. регистрации НПА федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающих правовую форму организаций, ведение гос. реестра НПА. Функция осуществляется путем регистрации НКО, государственной регистрации уставов муниципалитетов, гос. регистрации актов гражданского состояния.
В реестры вносятся НКО, политические партии, организации религиозного направления, национально-культурные автономии. Существует перечень независимых экспертов, перечень нотариусов и нотариальных контор, адвокатов.
Функция нормотворчества также реализуется по нескольким направлениям: систематизация законодательства РФ и подготовка Свода законов, подготовка законопроектов для Президента и Правительства РФ.