Минобр и минпросвещения в чем разница
Министерство образования разделили на две части. Что теперь с нами будет?
Рассказываем, зачем в России создаются министерство просвещения и министерство науки и высшего образования и как это повлияет на школы и вузы
Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» – школы, колледжи и техникумы, дополнительное образование, а также профобразование и профобучение. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних и заниматься социальной поддержкой и защитой детей.
Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов и науки. Оно будет контролировать работу научных учреждений и университетов, деятельность государственных и федеральных центров науки и высоких технологий и всего, что с этим связано.
Кроме того, больше не будет работать Федральное агество научных организаций. Его функции будет выполнять новое министерство науки и высшего образования. А еще Рособрнадзор, который находился в ведении Минобрнауки, теперь будет подчиняться напрямую правительству России.
А как это коснется меня?
По прогнозам, такие изменения должны положительно повлиять на работу школ и вузов. Раньше Минобрнауки занималось всем: и вузами, и детскими садами, и наукой. А сейчас каждое ведомство сможет посвятить себя чему-то одному и решить конкретные задачи в своей области. Такая работа, по словам экспертов, будет продуктивнее. Но кто знает, к чему эта продуктивность может привести. Может, новый министр просвещения решит кардинально поменять систему школьного образования, отменив ЕГЭ или, наоборот, добавив в список обязательных экзаменов еще несколько предметов.Пока предсказать, что именно изменится в российском образовании, трудно, ведь еще даже неизвестно, кто будет новыми министром просвещения и министром науки. Хотя прогнозы уже есть: РБК, например, пишет, что на пост министра науки претендует замглавы Минобрнауки Григорий Трубников и глава Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Имена кандидатов станут известны 18 мая. Но вполне возможно, что после того, как министры вступят в должность, реформы не заставят себя ждать.
Президент упразднил Министерство образования и науки РФ
Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.
Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:
История делений и объединений Министерств образования в России?
Деление сферы образования СССР на несколько ведомств
Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:
Чем будет заниматься Министерство просвещения?
С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:
По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.
Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?
Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»
Министерство просвещения через призму истории
До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.
После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:
С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.
После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).
С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:
Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.
Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.
Минобр и минпросвещения в чем разница
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 сентября 2018 года N 09-07-05/66852
от 18 сентября 2018 года N 07-04-05/03-19938
[О преобразовании Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и упразднении Федерального агентства научных организаций]
В соответствии с Распоряжением 1055-р ликвидационная комиссия ФАНО обеспечивает исполнение ряда мероприятий, в том числе:
в трехмесячный срок инвентаризацию обязательств и имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемым ФАНО, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, определение совместно с Миннауки и высшего образования России и Росимуществом перечней имущества, передаваемого Миннауки и высшего образования России, и передачу обязательств упраздняемого ФАНО в Миннауки и высшего образования России в полном объеме;
представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения ФАНО (территориальных органов ФАНО) из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
представление до 31 декабря 2018 года в Казначейство России и Миннауки и высшего образования России ликвидационного баланса на дату завершения ликвидационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением перечней передаваемого имущества и сводных актов приема-передачи обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;
передачу Миннауки и высшего образования России бюджетных ассигнований, предусмотренных упраздняемому ФАНО в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности, скорректированных на сумму бюджетных ассигнований, согласованных с Минфином России в смете расходов на проведение ликвидационных мероприятий.
представить до 31 декабря 2018 года в Казначейство России, Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России разделительные балансы на дату завершения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
провести в трехмесячный срок инвентаризацию федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за преобразованным Минобрнауки России и обеспечить передачу соответствующих имущества и обязательств преобразованного Минобрнауки России в Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России и принять не переданные Миннауки России по состоянию на 1 декабря 2018 года обязательства и имущество.
При этом Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России необходимо заключить дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении из федерального бюджета соответствующим федеральным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность и субсидии на иные цели, заключенным в 2018 году ФАНО и Минобрнауки России соответственно.
Дальнейшее исполнение соглашений и контрактов, заключенных до реорганизации, осуществляется с учетом следующих особенностей:
В случае отсутствия технической возможности направления Акта ф.05031728 посредством СУФД Федеральное казначейство считает возможным принимать от реорганизуемых ГРБС и ПБС Акты ф.05031728, соответствующие установленным требованиям на бумажном носителе.
При этом Акты ф.05031728 для передачи показателей, отраженных на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых реорганизуемым ГРБС в ТОФК, формируются в установленном порядке получателями бюджетных средств, принявшими соответствующие бюджетные полномочия.
Представление реорганизуемыми ГРБС и ПБС в ТОФК по месту обслуживания Заявлений на закрытие лицевых счетов (код формы по КФД 0531757) до окончания всех реорганизационных мероприятий не требуется.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р О преобразовании Министерства образования и науки РФ в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»:
2. Установить, что федеральные государственные гражданские служащие и работники преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации продолжают выполнять возложенные на них обязанности, в том числе связанные с обеспечением проведения реорганизационных мероприятий и передачей функций преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации, до назначения их в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации либо до их высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Утвердить председателем комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Антонову Т.В.
4. Завершить реорганизационные мероприятия до 31 декабря 2018 г.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации до 1 декабря 2018 г. обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения находившихся в его ведении организаций, переданных в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, и осуществления данными организациями хозяйственной деятельности.
6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации до 1 декабря 2018 г. обеспечить принятие нормативных правовых актов по вопросам финансового обеспечения переданных в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организаций, находившихся в ведении упраздненного ФАНО России, и осуществления данными организациями хозяйственной деятельности, а также о признании не подлежащими применению нормативных правовых актов упраздненного ФАНО России по указанным вопросам.
7. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) в 10-дневный срок утвердить состав комиссии по проведению реорганизационных мероприятий, предусмотрев включение в него представителей Казначейства России, Росархива, Росимущества, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
б) осуществлять финансовое обеспечение реорганизационных мероприятий, не завершенных на дату оформления актов приема-передачи и разделительных балансов, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2018 год Министерству просвещения Российской Федерации;
в) принять не переданные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2018 г. обязательства и имущество, указанные в подпункте «г» пункта 8 настоящего распоряжения.
8. Председателю комиссии по проведению реорганизационных мероприятий:
а) в недельный срок представить в Министерство просвещения Российской Федерации предложения о составе комиссии по проведению реорганизационных мероприятий;
б) в месячный срок утвердить по согласованию с Минфином России смету расходов на проведение реорганизационных мероприятий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных преобразованному Министерству образования и науки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности;
в) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации оставшихся с учетом подпункта «б» настоящего пункта бюджетных ассигнований, предусмотренных преобразованному Министерству образования и науки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности;
г) провести в 3-месячный срок инвентаризацию обязательств и имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за преобразованным Министерством образования и науки Российской Федерации, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, определить совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Росимуществом перечни имущества, передаваемого Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации, и обеспечить передачу соответствующих имущества и обязательств преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации;
д) обеспечить совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации внесение в установленном порядке соответствующих изменений в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
е) представить до 31 декабря 2018 г. в Казначейство России, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации разделительные балансы на дату завершения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
ж) в соответствии с законодательством Российской Федерации предупредить федеральных государственных гражданских служащих и работников преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации о предстоящем высвобождении;
з) оказать федеральным государственным гражданским служащим и работникам преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации содействие в трудоустройстве в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, а при невозможности трудоустройства или при отказе федеральных государственных гражданских служащих и работников от трудоустройства обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Казначейству России направить в Министерство просвещения Российской Федерации уведомление о принятии разделительных балансов.
Министерству просвещения Российской Федерации на основании указанного уведомления принять решение о прекращении полномочий председателя комиссии.
10. Росимуществу оформить до 1 декабря 2018 г. в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации имущества, указанного в подпункте «г» пункта 8 настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р
Полномочия Минпросвещения и Минобрнауки разграничат окончательно
Правительство подготовило необходимые для этого поправки в Трудовой кодекс
Преобразование Минобрнауки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования произошло в мае прошлого года. Спустя месяц Правительство выпустило положения о двух ведомствах, в котором разграничило их полномочия. Но не до конца — точечные изменения приходится осуществлять с помощью законопроекта, который поступил на рассмотрение Госдумы 24 апреля.
Трудовой кодекс сам не изменится
Подготовленный и внесённый в Думу Правительством проект закона вносит поправки в Трудовой кодекс. Корректировки, как оказалось, требуют положения документа, касающиеся функций органов исполнительной власти в сфере образования.
По сути, законопроект устраняет правовые пробелы. Например, в нынешней редакции ТК, определять продолжительность рабочего времени педагогов может только орган, «осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования», то есть Минпросвещения. Правительство хочет изменить формулировки, упомянув и орган, отвечающий за сферу «высшего образования» — то есть Минобрнауки.
Одновременно, следует из поправок, Минобрнауки получит право утверждать форму справки-вызова на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, но только по согласованию с Минпросвещения.
В Правительстве пояснили, что разработка отдельного законопроекта для таких изменений понадобилась, поскольку внесения изменений в ТК «не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты».
Чем сейчас занимается Минпросвещения?
Согласно положению о Министерстве просвещения РФ от 28 июля 2018 года, ведомству переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования. Также в «зону ответственности» нового органа вошли сферы профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, вопросы воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.
Кроме того, за министерством закреплены предоставление государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Какие задачи решает Минобрнауки?
За Министерством науки и высшего образования закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:
Также Минобрнауки России управляет государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Кроме того, на ведомство возложены обязанности по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Чего ждут от образования и науки?
Законодатели надеются, что после внесения окончательного разграничения полномочий ведомствам станет легче. На это рассчитывают и сами министерства, главы которых уже прошли проверку на прочность в Госдуме и в Совете Федерации, отчитавшись о своей деятельности. И в том, и в другом случае им пришлось выслушать конструктивную критику.
«Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на восемь процентов. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт», — констатировал тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Глава Минобрнауки Михаил Котюков, который, в свою очередь, 22 апреля представил в Совете Федерации своё видение развития системы высшего образования и науки, тоже не был понят парламентариями. Да, наверное, уместно было сказать о том, что в стране должны быть созданы не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня и разработаны не менее 140 прорывных технологий, но членов палаты регионов интересовала конкретика. Где, когда и в каких именно сферах произойдёт научный прорыв? Ответа не последовало, поэтому сенаторы посоветовали недавно назначенному на пост министру «не размазывать» финансирование отрасли по разным направлениям, а вместе с Российской академией наук сконцентрировать усилия на тех направлениях, где наша страна уже имеет мощный задел и может стать лидером.
Интересовали представителей регионов и проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше. Ответ министра и здесь не внушил сенаторам оптимизма.
Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт.
«Селекцию надо поднимать с колен», — сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратив внимание руководителя ведомства на нехватку амбиций. «Не сложилось впечатление, что точки роста сформированы», — отметила спикер. По опыту, денег науке всегда не хватает, но если «размазывать» их по всем направлениям, реального прорыва так и не будет. Поэтому сенаторы посоветовали в этом вопросе министру не пренебрегать советскими методиками, доказавшими свою эффективность. Кроме того, в Совете Федерации советуют не затягивать с внесением основного для отрасли документа — закона о науке.