Минометы что за народ где живут

Теперь они стали историей: немцы-меннониты и голландцы в Сибири

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Сегодня мало кто знает, кто такие меннониты и что они делали в России и в Сибири. Вот пример: уже почти четыре десятилетия нет с нами замечательной певицы Анны Герман, но песни ее слушают и сегодня. Сама она считала себя полькой, но ее мать Ирма Мартенс происходила из семьи голландских меннонитов, которая переселилась в Польшу в далеком XVI веке. Совсем мало знают сибиряки о голландцах-меннонитах, которые живут в Сибири уже больше 100 лет.

Об их истории и судьбе Тайге.инфо рассказал главный редактор журнала «Сибирский Архив», историк Владислав Кокоулин.

Тайга.инфо: Наверное, прежде всего, необходимо прояснить, кто такие меннониты?

— Во время Реформации в Германии в XVI веке недовольные реформами Мартина Лютера предложили другой вариант реформы христианской церкви, который получил название анабаптизма, что можно перевести как перекрещенство. Анабаптисты требовали перекрестить всех новых приверженцев, и отсюда появилось такое название. Появились даже анабаптистские пророки. Однако они потребовали не только переустройства церкви, но и всей социальной жизни, быстро став радикальным течением в протестантизме.

Против них выступили и католики, и протестанты, и вскоре в результате их совместных действий анабаптисты были разгромлены. Остатки общин, отказавшись от политического и социального радикализма, объединились вокруг голландца Менно Симонса, по имени которого они и получили своё название — меннониты. Они сохранили упрощённое богослужение, отказались от церковных облачений и крещения детей, главы общин были выборными.

Тайга.инфо: Где же меннониты поселились в России?

— Вначале рискнули приехать в нашу страну 228 семей. Екатерина II пообещала им немыслимые льготы: свободу вероисповедания, отсрочку от податей на 10 лет, и, главное, полное освобождение от военной и гражданской службы. Поселились они в Екатеринославской губернии. При Павле I появился второй район расселения меннонитов — Таврическая губерния. Затем меннониты поселились в Самарской губернии. Но как только в результате реформ Александра II была введена всеобщая воинская повинность, которая затронула и меннонитов, они потянулись в США.

Тайга.инфо: А как же они оказались в Сибири?

— В 1896 году при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление. Задачей управления был подбор подходящих для переселения земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке, а также устройство переселенцев на новом месте. Однако переселение меннонитов в Сибирь приняло широкий размах во времена премьерства Петра Столыпина. Вот тогда-то голендры (так называли выходцев из Голландии) и начали селиться в Сибири. Конечно, сейчас трудно разобрать, кто из них был потомком выходцев из Голландии, а кто — из Северной Германии. Фамилии у них в основном были немецкие — Гильдебрант, Гинеборг, Кунц, Людвиг и тому подобные, а имена, как ни странно, польские — Юзеф, Катаржина, Петр, Нэлли…

Но давайте вспомним, что они долгое время жили в Польше, где собственно и стали почти поляками, хотя сохранили свою веру. В быту они разговаривали на украинском языке, молитвы читали по-польски, а при советской власти их всех записали немцами. Это и сыграло трагическую роль в 1942 году, когда их наряду с этническими немцами отправили в трудармию.

А тогда, в 1907 году, голендры поселились в Иркутской губернии в трёх сёлах, которые сейчас называются Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник. Они переселились сюда с Волыни, привезя с собой одежду, плотницкие и сельскохозяйственные инструменты. Приехав на новое место, голендры построили дома, которых ещё не видели в Сибири — огромные тридцатиметровые строения, где под одной крышей помещались жилой дом, кладовые, сеновал, стайки для скота. Но, как выяснилось, это было очень удачным решением, ведь теперь в морозный день не надо было выходить на улицу, чтобы сделать все хозяйственные дела.

Привезли они с собой и свои обычаи. Самым ярким из них была свадьба: собирались на лугу, играли, танцевали под гармонь. На стол ставили картошку, масло, польский борщ, пшённую кашу на молоке и мёд. Невесте давали приданое: перину, три большие подушки и одну маленькую, которые укладывали в специальный сундук. На второй день свадьбы невесте — теперь уже жене — меняли простой чепец на сшитый из полоски кружевной ткани с цветами. Эту традицию голендры привезли из Голландии. Конечно, этот обряд постепенно трансформировался и сегодня уже вряд ли удастся увидеть ту свадьбу, которую отмечали голендры в начале ХХ века. Но с обычаями и бытом голендров сегодня можно познакомиться в музее, который был открыт в 2012 году в Пихтинске, правда для этого придётся проехать 300 километров от Иркутска.

Тайга.инфо: Меннониты также появились и на Алтае.

— Там меннониты также появились в годы столыпинских переселений. Но это были в основном немцы. В 1906 году был принят закон «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков». Основная масса переселенческих посёлков появилась в Кулундинской степи. Переселенцы-немцы были католиками (их было немного), лютеранами и меннонитами. Среди переселенцев у меннонитов были лучшие хозяйства и бытовые условия.

Тайга.инфо: Интересно, почему так получилось?

— В отличие от других переселенцев, меннониты не жаловались на плохой климат и солонцы, а искали оптимальный способ использовать эти неблагоприятные условия для полеводства. И добились успеха: их запасы хлеба были самыми большими, а скот — самым лучшим. И здесь главным фактором стала их корпоративность, взаимовыручка и взаимопомощь. Меннонитские колонии на Алтае получали денежные ссуды от своих единоверцев в Таврической губернии. Кроме того, они добились от властей, чтобы им давали не душевые наделы, а семейные участки. В результате возникло подворное землепользование, которое оказалось более выгодным, чем подушевое.

В общей массе немецкого населения, которое переселилось в Томскую губернию, меннониты составляли около трети, а всего появилось 11 тысяч человек, которые создали 59 переселенческих посёлков. К примеру, поселение меннонитов в селе Ананьевке в Кулундинском районе, возникло в 1912 году. Поскольку они держались особняком от других переселенцев и от местных жителей, то они сохранили свой этнический облик вплоть до 1970-х годов. Переселившись в село, меннониты начали строительство школы и молитвенного дома. Но политические события — Первая мировая война, революции, Гражданская война, НЭП — внесли свои коррективы в жизнь села: часть его жителей эмигрировала в Канаду, а когда границу закрыли, то меннониты были вынуждены устраивать колхозную жизнь, пережили репрессии, негативное отношение к немцам во время Великой Отечественной войны.

Тайга.инфо: Как пережили меннониты основные события бурного ХХ века?

— Если речь идёт об особенностях меннонитского населения по сравнению с остальным немецким населением Сибири (лютеранами и католиками), то можно лишь отметить, что наиболее благополучными для них оказались годы новой экономической политики. Их хозяйства были наиболее кооперированными. И помощь в этом им оказывал Всероссийский меннонитский сельскохозяйственный союз.

НЭП также способствовал формированию в Сибири крупных фермерских хозяйств, которые засевали сотни десятин земли, держали наёмных работников и платили хорошие налоги. Меннонитский сельскохозяйственный союз помог обзавестись хозяйствам в Сибири тракторами и другой сельскохозяйственной техникой намного лучше, чем это было в других хозяйствах. Всё закончилось в 1928 году, когда под давлением властей этот союз объявил о самороспуске, а его местные отделения были закрыты.

Конечно, сыграла свою роль и атеистическая пропаганда в 1920-е и, особенно, в 1930-е годы. Она нашла своих сторонников среди многих меннонитов, которые воспринимали теперь христианские идеи в их коммунистической интерпретации равенства и братства. Некоторые сибирские общины даже потребовали пересмотреть протестантское учение, начался раскол подобный тому, который происходил в православной церкви с активным продвижением обновленчества.

Тайга.инфо: Репрессии 30-х тоже не обошли стороной?

— В 1930-е годы значительное число меннонитов было репрессировано в качестве «агентов германской разведки» по делам «фашистских повстанческих организаций». В итоге были разрушены внутриобщинные связи, закрыты молитвенные дома, преследовались всякие формы религиозного обучения, ограничивалась деятельность проповедников. Религиозность оставалась лишь в быту и в узком кругу единоверцев.

Однако, как ни странно, это способствовало сохранению меннонитского вероучения, поскольку они всегда говорили о неизбежности и даже благости страдания как божественного волеизъявления, когда для «спасения бессмертной души» требовалась только личная вера.

Тайга.инфо: В наше время меннониты в Сибири это уже только история?

— После смерти Сталина меннонитские проповедники всё же смогли наладить постоянную связь между общинами внутри страны и даже с зарубежными единоверцами. В это же время начинается сближение меннонитов с баптистами, тем более, что их учения не слишком отличались друг от друга.

Особую активность проявлял один из последних старейшин меннонитов в СССР Генрих Петрович Фот, который объехал Урал, и побывал в Средней Азии, Новосибирске, Омске и Томске, способствуя сохранению религиозной жизни. Так, в Томске он рукоположил старших проповедников, дьякона и регента церковного хора. В 1963 году меннониты СССР вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, что ещё больше способствовало стиранию разницы между ними и собственно баптистами. А баптистами, как хорошо помнит старшее поколение, в брежневские годы пугали детей. И это, конечно, наряду с активной государственно-конфессиональной политикой в отношении «сектантов» не способствовало их успешной деятельности.

После августовских событий 1991 года начался очередной всплеск эмиграции, что привело к сокращению и без того немногочисленных общин меннонитов. К тому же, многие уже практически не отличались от баптистов. В итоге перепись 2010 года зафиксировала в России всего четверых меннонитов на всю страну. Теперь они стали историей…

Источник

Кто такие Менониты? И как они попали в Россию?

В СССР
В 20-е гг. XX века значительной части, причем наиболее активных меннонитов, удалось эмигрировать. 30-40- е годы стали временем тотальных репрессий и на свободе практически не осталось взрослых мужчин.
В 1963 году меннониты России вошли в состав ВСЕХБ. В начале 70-х во ВСЕХБ состояло 30 тыс. меннонитов. Меннонитам разрешили совершать богослужения на немецком языке. С конца 70-х меннониты получили право автономно регистрировать свои общины как меннонитские.
Современность
После крушения советской власти произошел еще один бурный всплеск эмиграции, приведший к резкому сокращению численности к тому моменту и так уже немногочисленных меннонитов. Однако в конце 90-х годов в Оренбургской области произошло возрождение меннонитства, поскольку сюда переселилось несколько десятков семей немцев-меннонитов из Казахстана и Средней Азии. В 1997 году в Оренбургской области начала действовать организованная германскими и канадскими меннонитами миссия «Надежда», которую возглавил Ганс Бергер, гражданин Германии, по происхождению российский меннонит.
К 2001 году была основана организация «Объединение меннонитских церквей Оренбуржья». Центр этого меннонитского союза находится в селе Кичкасс Переволоцкого района. С 2000 года в богослужении начали переходить на русский язык, а в 2003 их возглавил русский пастор Петр Николаевич Чернышев. К началу 2005 года ОМЦО насчитывает 8 зарегистрированных общин, имеющих своих пасторов. Первоначальное духовное образование получают в Библейской заочной школе «Еммаус», в которой учатся более 120 человек. В общинах функционируют воскресные школы. В течение уже нескольких лет функционирует летний христианский лагерь близ села Претория Переволоцкого района. Различие с баптистами у современных российских меннонитов практически стерто.

Источник

Меннониты – кто это, и каковы их убеждения?

В мире существует много разных групп, которые называют себя меннонитами, прежде всего потому, что они ссылаются на лидера-основателя организации – Менно Симонса, и на свою позицию в отношении ненасилия и пацифизма. В отличие от христиан, крещение они принимают в зрелом возрасте (а не во младенчестве), когда осознают необходимость в этом.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Ранние меннониты в Европе были хорошими трудолюбивыми фермерами, они обрабатывали бедные почвы и превращали их в плодородные. Часто государственные органы забирали у общин облагороженную землю и тем самым заставляли меннонитов двигаться дальше, поскольку они не оказывали никакого сопротивления. Так началась миграция протестантов в Америку, и колонисты приветствовали их.

Образ жизни

Меннониты отвергают технический прогресс, живут отшельнической жизнью. В их общинах не используется электричество, телевидение, интернет, связь, какая-либо техника, облегчающая жизнь. Отшельники все время занимаются земледелием и сельским хозяйством, а также следят за состоянием дорог – эту обязанность вменили им власти, взамен предоставив возможность пользоваться землей.

Свой быт меннониты обустраивают самостоятельно, продавая хлебобулочные изделия, молочную и овощную продукцию магазинам, специализирующимся на продаже экологически чистых продуктов. На вырученные деньги покупают недостающие предметы быта, стройматериалы, ткани.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Меннониты – кто это?

Досуг здесь практически отсутствует. Они не развлекаются, даже не слушают музыку. Алкоголь у них под строгим запретом по религиозным убеждениям, но они и не испытывают желание его употреблять. Их жизнь – это работа, а также общение с Богом.

В общинах может быть лавка с товарами первой необходимости, а также церквушка, пастор которой регулярно читает прихожанам проповеди. В поселениях напрочь отсутствуют клубы, дискотеки, кафе и прочие увеселительные заведения.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Фотографироваться отшельники не любят и редко соглашаются на то, чтобы их запечатлели на пленку. В объектив пожилые меннониты предпочитают не смотреть. Но маленькие дети и подростки не боятся направленной в их сторону фотокамеры. Впрочем, современные меннониты разрешают вести съемку, и не только на фото, но и на видеокамеру.

Жениться меннонитам разрешено только на девушках из своих общин.

Правила в одежде

Поскольку меннонитов иногда путают с амишами, многие считают, что члены группы придерживаются строгого дресс-кода. В действительности форма одежды зависит от конкретной церкви и традиций.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Во многих современных меннонитских поселениях нет строгого дресс-кода. Тем не менее, в некоторых наиболее консервативных группах одеваются таким образом, чтобы подчеркнуть скромность и отделение от общества. Женщины могут носить закрытые платья и головные уборы.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Все члены общины носят похожую одежду, которую зачастую шьют для себя сами. Для мужчин характерны рубахи и комбинезоны из износостойкой грубой ткани, для женщин – длинные однотонные или цветастые платья с рукавами, закрывающими плечи. Детей в общинах одевают так же, как и взрослых.

Как в общинах растят детей

С самого раннего возраста малышей приучают к труду. Для девочек первой работой становится дойка коров и коз, кройка и пошив одежды, вязание, приготовление пищи. Мальчики-подростки наравне со взрослыми мужчинами обрабатывают землю, пасут скот, заготавливают дрова на зиму. Но труд с ранних лет не означает, что малыши вовсе лишены детских радостей. У них есть игрушки, изготовленные тут же, в общине, руками местных умельцев.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Детей меннониты обучают сами, в своих общинах. Отшельники высоко ставят грамотность, считая ее важнейшей потребностью общества. Здесь вы не найдете неграмотных людей. Достигнув определенного возраста, дети садятся за парту.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Малышей учат письму, чтению и счету. Все, что преподают в школе, непременно должно носить утилитарный характер. Например, уроки геометрии обязательны – мальчикам нужно знать, как правильно построить дом. Также дети учатся механике, чтобы знать, как ремонтировать повозки. Изучают в школе математику и английский язык, которые необходимы для торговли.

Особенности веры

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Меннониты также поощряют практику мытья ног. «Верующие, которые омывают ноги друг другу, показывают, что они разделяют тело Христа. Таким образом, они признают свою частую потребность в очищении, возобновляют свою готовность отпустить гордость и мирскую силу, и предлагают свою жизнь в смиренном служении и жертвенной любви».

Тем не менее, группа также считает, что, если «совершивший ошибку член секты грешит без покаяния и отвергает даже наставления собрания», он или она могут быть отстранены или отлучены от церкви. Но проповедники будут продолжать молиться за оступившегося, чтобы этот человек был восстановлен в церкви.

Принципы догматики

Теология меннонитов поддерживается трактатом Нового Завета. Их основные религиозные убеждения, происходящие из анабаптистских верований и традиций, это:

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Современные меннониты по-прежнему отказываются участвовать в политике, войнах и других так называемых «грехах мира». Члены групп Старого Ордена обучают своих детей в церковных школах. Ранее традиционно для обработки земель они использовали лошадей и багги, чтобы тянуть сельскохозяйственное оборудование, но в течение последних десяти лет некоторые теперь в этих целях применяют колесные тракторы.

Консервативные меннониты (которых часто путают с амишами) носят грубую одежду из натуральных материалов, сами изготавливают предметы быта, но принимают большинство других технологий. Они не являются единым обществом и разделены на различные независимые группы.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Умеренные меннониты очень мало отличаются от других консервативных, евангельских протестантских общин. Здесь нет особой формы одежды и нет ограничений на использование техники. Они живут в мире, самоотверженно трудятся и самостоятельно обслуживают свои потребности.

Отдельные группы меннонитов основали свои собственные колледжи и университеты, и отошли от строгого библейского учения. Они назначают женщин-пасторов, принимают однополые союзы и практикуют либеральную программу, уделяя особое внимание изучению мира и вопросам социальной справедливости. В их церковных службах очень мало упоминается о том, что все люди грешники и нуждаются в Спасителе, как жертве за грехи. На проповедях уделяется особое внимание поддержанию добрых дел и служению во благо другим.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

По свидетельствам очевидцев (соседей, друзей, современников) меннониты – это замечательные люди. Трудолюбивые, аккуратные (во всем), не притязательные, скромные, добрые, умные. Их добродетельные деяния – пример многим людям.

Кто такой Менно Симонс

Менно Симонс – человек простого, прямого мышления и теплого характера, оказал большое влияние на голландских анабаптистов. Его последователи стали известны миру, как меннониты. Он стал католическим священником в возрасте двадцати восьми лет, но впоследствии обвинил себя и других священнослужителей в легкомысленном и неаскетичном образе жизни. Сомнения в праведности заставили его прочитать некоторые из трактатов Лютера и изучить Новый Завет, который он избегал читать до того времени.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

В результате изучения Нового Завета перед Симонсом возник вопрос о «правильном» возрасте для крещения. Это стало наиболее актуальным после того, как портной Сике Фриркс Снейдер был казнен в 1531 году за то, что был крещен, будучи взрослым. Менно не был удовлетворен противоречивыми ответами, которые он нашел у Лютера, Бусера и Буллингера, и решил полагаться только на Писание, которое тщательно изучал. С этого времени он стал евангелистом, а не сакраментальным проповедником.

После того, как его брат, анабаптист, был убит в 1535 году, Симонс покинул католическую церковь. Он стал влиятельным человеком среди анабаптистов в Нидерландах и северо-западной Германии. В церкви Симонс считался еретиком, его постоянно преследовали, а тех, кто ему помогал, часто казнили. Однако к 1544 году термин «меннонит» использовался для описания голландских анабаптистов. Меннониты стали новым движением, известным благодаря крещению взрослых.

Менно Симонс стал анабаптистским лидером, не дикого и фанатичного типа, а трезвой, благочестивой группы, которая претендовала на новое рождение и искала цельности, чтобы следовать за Христом. Вначале эти люди подвергались ужасным преследованиям, потому что считались радикалами, но со временем власти научились отличать их от других.

Менно умер в 1559 году. Он женился после выхода из римской церкви и имел троих детей.

Гонения

Во время протестантской Реформации, когда «протестантская» группа возникла из-за разногласий в католической церкви, анабаптисты и меннониты боролись с преследованием. Ранние анабаптисты в Швейцарии были вынуждены переехать из европейских провинций в другие районы из-за гонений. Родной брат Симонса был убит во время нападения на членов организации.

По словам историков, многие анабаптисты были заключены в тюрьму или казнены. Помощь членам этой группы считалась преступлением, и даже те, кто укрывал Симонса, были наказаны. Те, кто отказался от новой религии и пытался вернуться в католическую церковь, часто не были помилованы. Многие из них, согласно историческим свидетельствам, были выслежены и убиты на месте без суда и следствия.

Сходство с амишами

Несмотря на то, что и меннониты и амиши происходят из анабаптистов, секта амишей представляет собой отдельную группу. Они также согласны со многими догмами (такими как пацифизм и крещение взрослых), но придерживаются более строгой доктрины.

В 1693 году швейцарский лидер анабаптистов Якоб Амманн установил, что запрет и избегание различных искушений практикуется недостаточно хорошо. Он интуитивно чувствовал, что церковь того времени не была достаточно строгой, и отделился от нее, чтобы создать группу консервативно настроенных амишей.

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Амиши создают свои собственные сообщества, изолированные от мира, а меннониты – нет. Амиши также придерживаются более строгих правил: в их сектах нет электричества, различных технологий и они используют исключительно продукты собственного изготовления. Это касается как пищи, так и одежды и предметов быта. Большинство меннонитов, однако, не имеют таких ограничений.

Пацифизм – одна из главных идей

Согласно веб-сайту Mennonite USA, американские меннониты твердо верят в мир, справедливость на земле и не оказывают сопротивления. По их мнению, Божий мир «наиболее полно раскрыт в Иисусе Христе», и они несут ответственность за следование за Христом «на пути мира, справедливости, примирения и практики непротивления даже перед лицом насилия и войны».

Минометы что за народ где живут. Смотреть фото Минометы что за народ где живут. Смотреть картинку Минометы что за народ где живут. Картинка про Минометы что за народ где живут. Фото Минометы что за народ где живут

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

Источник

Как живут меннониты на севере Мексики

Место, где игла времени не скребет по пластинке жизни. Граммофон меннонитов сломался и не играет в унисон с остальным миром. Каждый их день тянется вечность, как в детстве. Все потому, что единственный на всю деревню светящийся экранчик находился у меня в кармане. Он крал мое время, но не их.

Даже если бы я положила свой телефон посреди улицы, им бы никто не заинтересовался. Его бы отпихнули с дороги куда-нибудь в кусты, потому что этим людям непонятна его значимость. Жизнь в такой общине — терапия настоящими ценностями. Все семьи занимаются хозяйством: выращивают скот, овощи и фрукты так, как это делали несколько веков назад. Их урожай за большие деньги скупают владельцы магазинов с экологичными продуктами. Мода на все органическое наплодила в крупных городах лавки и рестораны, посетители которых щедро платят за яйца с оранжевым желтком и яблоки, которые пахнут как яблоки, а не как пластик. Но те, кто все это выращивает, не гонятся за объемом и не хотят вместо одного мешка картошки производить три за счет новых химических удобрений. Им нужно ровно столько денег, сколько нужно. Зачем больше?

Лишь недавно они согласились на автомобили и тракторы — единственные приметы нашего времени в их общине. Люди эти — меннониты, потомки голландских и немецких переселенцев. Их предки выбрали просторы мексиканского штата Чиуауа не столько из-за климата, который похож на климат их родины, сколько потому, что только отсюда их никто не гнал. Соседями оказались индейцы тараумара, еще более закрытые, чем они сами, и койоты, еще более дикие, чем они сами. Так, после гонений из Европы, России, Канады и США меннониты нашли землю обетованную, где их никто не трогал, не заставлял служить в армии, давать присягу. Гонения эти начались еще пять веков назад, когда католический священник Менно Симонс собрал вокруг себя последователей. Он, пацифист и весьма образованный человек, объединил людей, которые были против войн: их в то время повсеместно развязывали представители церкви. Меннониты стали жить общиной и переселялись отовсюду, где не уважали их ценности.

После мытарств по всему миру в 1922 году поезд с 36 вагонами прибыл в штат Чиуауа. Вагоны были загружены вещами, скотом, инструментами меннонитов-переселенцев. Почти 5000 человек высадились со всем своим скарбом посреди пустыни, которую им в распоряжение предоставил тогдашний президент Альваро Обрегон. Им руководило желание заселить необитаемые земли Мексики. Он знал, что меннониты-пацифисты не несут никакой угрозы: религия запрещает им прикасаться к оружию, а их опыт земледелия будет полезным для страны, экономику которой подшатывает страсть местных к текиле, революциям и играм со смертью. Прививка правильными ценностями прошла для страны незаметно: меннониты как жили, так и живут в изоляции. Только кормят жителей городов своими вкусными продуктами да вызывают зависть у тех, кто готов биться головой о стену, когда дома пропадает интернет.

Я приехала на север за несколько дней до посадки на поезд Chepe, который идет целый день от города Чиуауа до моря Кортеса, потому было время побродить по окрестностям и посмотреть поселение меннонитов. Я была бы рада научиться у них какому-нибудь настоящему делу: варить такой сыр, как они, печь хлеб и вычесывать гривы лошадей, но каждому, кто не отсюда, придется побиться лбом о стеклянный купол отчуждения, который хранит эту общину от вируса цивилизации. Я была его носителем и бродила по поселению с источниками опасности: фотоаппаратом и смартфоном. Гида по деревне, которого мне рекомендовал знакомый, найти не удалось. Мужчины в соломенных шляпах, завидев меня, переходили на другую сторону улицы без асфальта. Те, к кому я обращалась, отвечали и на английском, и на испанском, но не то чтобы очень охотно. Все отправляли меня в маленький музей, где для туристов вывешены старые фотографии жизни менонитов. Самих туристов не то чтобы много, но от них никуда не деться. Несмотря на то что меннонитам удалось добиться определенной независимости от правительства Мексики, нельзя запретить чужеземцам ходить по их поселению. Обласканные трудом хлебные земли с образцовыми яблочными садами, кукурузными и пшеничными полями, высокими красивыми людьми в старомодной одежде притягивают и любителей экзотики, и тоскующих по прелести сельской жизни горожан из разных уголков мира.

В последнее время в мексиканских и российских газетах все чаще появляется информация, что меннониты с севера Мексики собираются перебираться в Россию под предлогом ухудшающихся условий для земледелия. Есть и другая версия, что гонения продолжаются. То спокойных миролюбивых меннонитов обвиняют в нелегальном бурении скважины, то в торговле наркотиками, то еще в чем-то. Если раньше членов протестантской общины гнали католики с факелами и вилами, то теперь дубинки в руках у политиков и журналистов. Меннониты надеялись затеряться в пустыне Мексики, чтобы о них все забыли и позволили жить спокойно. Теперь у них такая же надежда на Россию с ее просторами и нераспаханными полями. Может быть, вынужденным кочевникам на этот раз удастся устроиться в одном месте и отгородиться от мира, в котором тем, кто не любит войну, приходится хуже всего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *