Минская икона божией матери о чем молятся
МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Минская икона Божией Матери |
Минская икона Божией Матери
13 августа 1500 года в Минске жители города обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской.
Все это время и на сегодняшний день икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем – в Верхнем Месте и никогда не износилась из него.
О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он в свою очередь пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII–XVIII вв. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранилось в Минском Свято-Духовном базилианском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 г.) не приводятся больше никем.
Предание сообщает, что икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X в. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., пока во время нашествия татаро-монгол Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 г.) не прекратила свое существование и Десятинная церковь. Во время татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией.
В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую Церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил в воды Днепра.
В 1500 г. икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».
Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI в. считалась соборной.
В XVII веке в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.
Около 1616 г. в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти святого апостола и евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим апостолом Лукой.
В 1626 г. сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 г. минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. Так Минская икона Божией Матери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. В 1733 г. униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою.
В конце XVIII в. Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Так, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась.
В 1795 г. кафедральный собор был освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1835 г. он сильно пострадал от пожара, но икону удалось спасти. В 1852 г. Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу.
Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX в. является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый предел собора Святых апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.
Весной 1922 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «. содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».
В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне
Литература
Минская Икона Божией Матери
Богородица — одна из самых почитаемых фигур в православии и величайшая из всех христианских святых в мире. Она заступница и покровительница каждой заблудшей души. Именно поэтому иконы с ликом Божьей Матери имеют неземную любовь среди православного народа.
К образам Богородицы каждую минуту преподают тысячи людей, ища в молитвах спасение, а подле лика чистого Божественное заступничество и покровительство. Каждый образ Пресвятой Девы известен своим чудесным появлением. И не стоит опускать факты, известные народной памяти, о том как одна икона помогала множеству людей избавиться от гнета страданий, ложных притязаний и мучительной судьбы.
История Минской иконы
Минская икона Божией Матери вышла из-под руки святого апостола Луки, авторству которого принадлежит одна книга Евангелие и небольшое количество уникальных икон.
Привезенный образ на земли русские в 10 веке служил верой и правдой около пятиста лет, одаряя жителей Киева своей благодатной помощью. Но в 1482 году Киев подвергся нападению Крымского Хана. Город сожгли дотла, все храмы разграбили, а православных людей пленили. Очевидцы событий утверждали, что и лик Пречистой Девы враги не обошли стороной. Содрав с него золотую резу, надругавшись, иноверцы выбросили его в реку.
Спустя 18 лет в Минске икона явила себя неземным светом, указывающем на ее местонахождение. В реке Свислочь жители города выловили пропавшую икону, узнав ее и торжественно сопроводив святыню в замковую крепость. Святой лик отчасти пострадал, что потребовало некоего обновления и реставрации, однако чудодейственной силы не утратил. В след за повторным обретением иконы, которое датируется 13 августа 1500 года, произошло множество чудес и исцелений. За что образ Богородицы и получил свое гласное название.
Где находится икона
Святыне выпал тернистый путь скитания. У православных людей святой образ пробыл недолго и уже в 1616 году был отдан униатам, приверженцам католических устоев и порядков, в Свято-Духов монастырь. До 18 века икона Богоматери являлась достоянием католической веры, пока монастырь не был превращен в Кафедральный православный собор.
В 19 веке богатые особы городов Минска и Санкт-Петербурга решают отреставрировать и обновить лик Божией Матери, безвозмездно выделив для этого немалые средства. Но уже в 1936 году большевики изъяли чудотворный лик, разместив ее в запасниках краеведческого музея.
В период Великой Отечественной Войны Минская икона попала к немцам. И лишь смелая и добропорядочная жительница Минска отважилась выпросить православное достояние, для возвращения его на родину. В 1945 году Икона Богородицы возвращается в Свято-Духов кафедральный собор, где покоится и по сей день.
Описание Минской иконы Божией Матери
Изображение иконы не раз дописывалась, дойдя до современности уже в живописном варианте. Хотя изначально это был канонический вид, отводящийся к византийской манере написания икон. Анализ показывает нам, что лик Пречистой Девы во многом напоминает работы византийских мастеров.
На протяжение всего времени Минская икона Богоматери не раз обновлялась, на сегодняшний день она полностью записана маслом и добавлена такими элементами как: скипетром в руках Богородицы и державой в руке Богомладенца.
Богородичным образам свойственна мягкость и оттенок грусти, которые зритель может наблюдать вглядываясь в облик Богоматери. На ее лица едва заметно проступает грусть и скорбь, набирающие выразительность на фоне величественного образа Творца и Спасителя нашего Христа. Лаконичные контуры Божественного семейства украшены узорчатым узором, что придает им величества и значительности.
В разных местах России и Белоруссии данный образ интерпретировался по своему, постоянно дополняясь разными элементами: ангелами, голубями и коронами. Фигуры на списках иконы могут быть изображены в полный рост и обладать отличительными деталями, расходящиеся с оригиналом. Однако основной чертой данного изображения Богоматери является сохранность психологической выразительности.
В чем помогает икона
Минская икона Божией Матери имеет значительные размеры, что выделяет ее среди остальных мощной силой заступничества и покровительства. У такой иконы молились всем миром и получали множество спасений и исцелений.
Подле иконы Божией Матери «Минская» люди молят о разном. Но сила образа таит в себе помощь при избавлении от нашествий и гнета иноплеменных. Богоматерь помогает и в минуты скорби, печали, уныния и тоски. Молитвы подле святого лика избавят просящих от соблазнов и пристрастий пагубных. Как и любой Богородичный образ исцеляет от болезней, так и лик Пречистой Девы на Минской иконе пособит вам в борьбе за лично здоровье.
Молитва перед иконой Богородицы «Минская»
«Величественная и Воспетая Божия Матерь, Покровительница наша! К образу Твоему прибегаем в минуты тяжб и уныния. Ты являешь собой заступничество и покровительство. Прими молитву нашу и защити мир и покой на Земле для всех христиан. Взываем к Тебе, Владычица Мира, спаси нас от плена вражеского, он нашествия скверных, от войн и междоусобиц, от злости и вражды, от горестей и мук, от соблазнов дьявольских и пристрастий. Прими под покров Своей власти души наши и вразуми каждую молящуюся душу на путь истинный. Научи нас недостойных рабов Божьих жить с соблюдением заповедений и указа Господа. О, Пречистая Дева, не забудь о нас и день из дня пребывай с нами. Мы же склоним головы наши пред ликом святым и неустанно станем повторять молитвы, воспевая и славя Тебя. Передай молельни наши к Праведному Судье Господу нашему. Да помилуй нас и спаси своим ходатайством. Аминь.»
День памяти Минской иконы Божией Матери отмечается единожды и выпадает на 13 августа. В этот день особенной силой наделяются молитвы Богородицы и молитвенные просьбы об исцелении от болезней. Мы желаем вам крепкой веры. Берегите себя
Минская икона Божией Матери
Все это время и по сегодняшний день икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем – в Верхнем Месте и никогда не износилась из него.
О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он в свою очередь пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII–XVIII вв. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранилось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 г.) не приводятся больше никем.
Предание сообщает, что икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X в. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., пока во время нашествия татаро-монгов Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 г.) не прекратила свое существование и Десятинная церковь. Во время татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией…
В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую Церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил в воды Днепра.
В 1500 г. икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».
Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI в. считалась соборной.
В XVII веке в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.
Около 1616 г. в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти святого апостола и евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим апостолом Лукой.
В 1626 г. сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 г. минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. Так Минская икона Божией Матери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. В 1733 г. униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою.
В конце XVIII в. Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Так, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась.
В 1795 г. кафедральный собор был освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1835 г. он сильно пострадал от пожара, но икону удалось спасти. В 1852 г. Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу.
Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX в. является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь:
«Под Твою Милость прибегаем, Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый придел собора Святых апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.
Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «…Можно с достоверностью полагать, — писал он, — что даже при настоящем оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западнорусскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений различных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того, некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».
Весной 1922 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «…содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».
В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Минская»
О Всепетая и Всеблагая Дево Богородице, небесная наша заступнице! К Тебе по Бозе, яко премилосердней Госпоже, соборне прибегаем и вопием: приими сие малое хвалебное пение, сохрани богоспасаемый град сей, емуже чудотворная икона Твоя во отраду и утешение дадеся. Молим Тя, Владычице Всемилостивая: избави нас от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от злаго обстония и скорби, от искушений, бед и болезней. Спаси и помилуй рабы Твоя: великаго господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Приими под кров Твой власти и воинство богохранимыя страны нашея, вразуми и настави их право правити, заповеди Божия соблюдающе, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. О Пресвятая Владычице! Не забуди нас во вся дни жизни нашея и да пребывает с нами неотступно образ Твой честный. Во время же исхода нашего пролей теплую молитву ко Праведному Судии, да презрев безчисленная согрешения наша, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.
Икона Богородицы Минская
Празднование
История
Минская икона Пресвятой Богородицы в конце X века была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году – 12 мая), в которой и пребывала более 500 лет. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, некий татарин, сорвав с чудотворной иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр.
Через некоторое время святой образ Царицы Небесной чудесным образом явился в Минске на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. Это произошло 13 августа 1500 года, поэтому и празднование чудотворному образу было установлено в этот день.
В 1616 году святая икона была перенесена в Минскую церковь в честь Сошествия Святого Духа.
На иконе, помещенной с левой стороны иконостаса, изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными красками на деревянной доске и в 1852 году покрыта серебряной ризой, над ликами Богоматери и Спасителя, держащего в левой руке державу – вызолоченные венцы с драгоценными камнями. На ризе внизу вычеканена следующая надпись: «Сия икона Божией Матери с Младенцем Иисусом, поставленная великим князем земли Русския св. Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви, а по разорении Киева татарами явившаяся 13 августа 1500 года в г. Минске, на реке Свислочи, и помещенная в замковой церкви, впоследствии же перенесенная в кафедральный собор, 1852 г. усердием православных облечена в новую серебряную ризу».
Икона Божией Матери «Минская»
(13 / 26 августа)
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Минская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, от скорби и искушений, об исцелении болезней.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Минская»
О Всепетая и Всеблагая Дево Богородице, небесная наша заступнице! К Тебе по Бозе, яко премилосердней Госпоже, соборне прибегаем и вопием: приими сие малое хвалебное пение, сохрани богоспасаемый град сей, емуже чудотворная икона Твоя во отраду и утешение дадеся. Молим Тя, Владычице Всемилостивая: избави нас от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от злаго обстония и скорби, от искушений, бед и болезней. Спаси и помилуй рабы Твоя: великаго господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Приими под кров Твой власти и воинство богохранимыя страны нашея, вразуми и настави их право правити, заповеди Божия соблюдающе, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. О Пресвятая Владычице! Не забуди нас во вся дни жизни нашея и да пребывает с нами неотступно образ Твой честный. Во время же исхода нашего пролей теплую молитву ко Праведному Судии, да презрев безчисленная согрешения наша, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.
Тропарь, глас 6
На водах Свислочи явилась еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева богоспасаемому граду Минску милость показа, просвети нас грешных сиянием Своим, яви, яко присно, силу Твою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необориму стену и едину надежду имамы.
Кондак, глас 8
Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем Тебе: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему молитвами подавати вся благая и спасительная всем с верою и любовию вопиющим Тебе: радуйся, Дево, христиан похвало.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.