Минутка макаренко что значит
В 1988 году Антон Семёнович Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира. Но сегодня он самый невостребованный педагог в России. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги не пользуются спросом. Хотя за границей его система – эталон воспитания. Например, в Японии работы А.С. Макаренко переиздают массовыми тиражами, и их считают обязательной литературой для руководителей предприятий.
Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Затем наши специалисты ездят в Японию, получают там знания и привозят в Россию методики «мозгового штурма», «тимбилдинга», «повышения мотивации сотрудника». И все удивляются нововведениям, организовываются курсы и семинары, кто-то зарабатывает на этом миллионы рублей, даже не подозревая что привезли обратно наши родные советские наработки.
Антон Семёнович Макаренко разработал собственную систему воспитания детей. Ему удалось перевоспитать сложных подростков так, что они находились на самоуправлении, зарабатывали деньги своим трудом и даже отдавали часть полученных средств государству. Это было послевоенное время, когда появилось большое количество беспризорников и малолетних преступников, которые уже не могли сами приспособиться к нормальной жизни в обществе.
Таких детей отправляли в колонии поселения. Колония А.С. Макаренко насчитывала порядка 600 учеников. Но при этом ему удалось так наладить дисциплину, что ребята справлялись со всеми делами самостоятельно и не нуждались в большом количестве учителей.
Шесть методов воспитания Антона Семёновича Макаренко:
1. Коллектив
«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – утверждал Макаренко. Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах – как неудача на его фоне. Ученики находились в социуме и работали в команде, поддерживали и помогали друг другу.
Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье, поэтому в коллектив входили разновозрастные воспитанники. Происходила непрерывная передача опыта от старших к младшим, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. При таком подходе у старших возникает забота о младших и ответственность за них, развиваются качества будущего семьянина.
2. Трудовое воспитание
У воспитанников коммуны было реальное дело: обустроено натуральное хозяйство, организован быт, воспитанники получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы. В коммуне был построен завод, где воспитанниками производились электродрели, фотоаппараты «Лейка». Таким образом, в 16-20 лет воспитанники уже становились высококвалифицированными мастерами своего дела.
3. Самоуправление
При наличии здорового коллектива А.С. Макаренко считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности. Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), решающий текущие вопросы, санкомиссия, хозкомиссия и так далее. Педагоги не могли отменить решения общего собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.
Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
4. Перспективы
Одним из важнейших объектов работы воспитателей являлось определение вместе с детьми перспектив жизни – того, что будет результатом их деятельности. Перспективы могли быть близкими, средними и дальними. Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста: кино, концерты, прогулки и экскурсии. Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, отодвинутое во времени: праздники, летний отдых, окончание и начало учебного года. Далекая перспектива — это будущее всего учреждения. Если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу.
У воспитанников Макаренко были далекие перспективы – личные (усердно учиться, чтобы потом попасть на рабфак) и общие (иметь процветающее хозяйство, чтобы лучше питаться и одеваться). А.С. Макаренко умел ставить для своих воспитанников амбициозные цели, чтобы всегда идти вперед, и чтобы не было внутри коллектива застоя.
5. Традиции
В коллективе обязательно должны складываться традиции, которые закрепляют все ценное в его опыте и определяют самобытность. Традиций в детском коллективе Макаренко было много, «просто сотни», и даже он не знал их всех, зато их знали ребята и передавали от старших к младшим. Например, одной из таких традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, так как именно такой человек мог лучше всех следить за чистотой воспитанников и помещений.
6. Эстетика
«Детский коллектив должен жить красиво». Что здесь имеет в виду Макаренко? Во-первых, красоту внешнюю: эстетику костюма, комнаты, рабочего места, а, во-вторых, красоту поведения. Не только воспитанникам, но и учителям важно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета. Макаренко вспоминал, что даже тогда, когда его коллектив был бедным на раннем этапе, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы и хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому учителя шли на работу в своих лучших костюмах.
Если подытожить все вышеперечисленное, то главный рецепт педагогики А.С. Макаренко — живите с детьми одной жизнью, одним коллективом. Работайте вместе, принимайте решения вместе, ставьте цели вместе.
Сейчас слишком часто родители пытаются делегировать воспитание: няням, тренеру, руководителю кружков. Не удивляйтесь в этом случае, что вы с ребенком — чужие друг другу люди, и «воспитывать» его у вас совершенно не получается. Или есть другая крайность, когда родители создают «культ» ребенка. В этом случае растет потребитель. Для него родители становятся не примером, а чем-то средним между обслуживающим персоналом и тюремным надзирателем. Или вспомним современные детские дома, где главная задача сейчас — накормить, а «эксплуатация детского труда» осуждается. В результате ребенок завален подарками и перекормлен, но он не умеет жить один, управлять своей жизнью и хоть как-то организовывать ее сам, без «указания свыше». Поэтому, вырвавшись на свободу, он пускается во все тяжкие.
Главный лозунг колонии имени Горького — «Не пищать!» — расшифровывается примерно так: «Ты взрослый человек, не ной, а неси ответственность за свои поступки». К сожалению, современные дети именно «пищащие дети»: ноющие, торгующиеся за домашние задания или оценку.
Помните, что главное, что есть у вашего ребенка, – это его душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. Постарайтесь создать все условия для ее роста, цветения и плодоношения. А для этого пусть вашей настольной книгой станет «Педагогическая поэма» Антона Семёновича Макаренко. Поверьте, она читается на одном дыхании и в ней кладезь бесценных знаний!
Монолог выдающегося педагога Антона Макаренко, обращенный прежде всего к родителям, открывает главную тему этого номера.
Автор «Педагогической поэмы» дает нам прозаические и по-прежнему актуальные советы
Ко Дню семьи, любви и верности публикуем бессмертные советы великого Макаренко родителям.
«ПОМНИТЕ: ДЕТСКАЯ ЖИЗНЬ НЕСРАВНЕННО БОГАЧЕ ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫХ. «
Десять советов Антона Макаренко родителям*
3. Товарищи родители! Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни черного входа в педагогическую науку. Поэтому даже самые ученые педагоги в воспитании собственных детей стараются больше полагаться на здравый смысл и житейскую мудрость.
4. Помните, по силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Если вы эту насыщенную яркую и нежную жизнь видите и знаете, если вы размышляете над ней, если вы в ней участвуете, только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет.
5. Самые правильные, разумно продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, дорогие родители, если общий тон вашей жизни плох. Он создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
9. Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.
А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком.
Как вырастить ребенка «по Макаренко»: известная педагогическая теория в 10 пунктах
Приблизительное время чтения: 6 мин.
13 марта 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей мировой педагогики – (1888—1939). Его система воспитания детей в коллективе и их адаптации к жизни в обществе осуществила в свое время грандиозный переворот в педагогике.
Макаренко — автор множества трудов по воспитанию и педагогике. Его главное произведение “Педагогическая поэма” (1935) переведено на многие языки мира и считается одной из самых значительных книг по воспитанию XX века.
В 20е-30е годы ХХ века Макаренко руководил трудовой колонией для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей недалеко Полтавы и других трудовых детских колониях и коммунах. Он осуществил во многом противоречивый, но уникальный в педагогической практике опыт массового перевоспитания малолетних правонарушителей.
В чем же заключался метод Макаренко?
Разделение учебы и воспитание
Главное отличие системы Макаренко – чёткое разделение учебы и воспитания. Макаренко определял обучение и воспитание как два разных процесса и осуществляться они должны разными средствами. Для обучения хорошо подходила обычная классно-урочная система. А для воспитания, считал Макаренко, нужно было создать «коллектив с достаточно выраженными не только вертикальными (начальник – подчинённый, учитель – ученик), но и горизонтальными человеческими, трудовыми и учебными связями».
Трудовое воспитания
Основой метода Антона Макаренко было трудовое воспитание. Педагог считал, что «труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути». У воспитанников коммуны было реальное дело: обустроено натуральное хозяйство, организован быт, воспитанники получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы.
В коммуне был построен завод, где воспитанниками производились электродрели, фотоаппараты «Лейка», имеющие такую «точную оптику, где сложнейшие процессы, каких в старой России никогда не знали».
Таким образом, производительный труд, являющийся и частью воспитания, и обучения, должен был, по мысли Макаренко, формировать личность: в 16-20 лет воспитанники уже становились высококвалифицированными мастерами своего дела.
Главное средство воспитания – коллектив
Ядро педагогической теории Макаренко – учение о коллективе – определенной организации детей. Макаренко был первым педагогом, который рассматривал коллектив, в который погружён ребенок, как средство воспитания.
«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – отмечал педагог. «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами», главное из которых – объединять людей во имя общей цели, в общем труде и в организации такого труда.
Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах – как неудача на его фоне.
Коллектив — это «целеустремленный комплекс личностей». С помощью опыта коллективной жизни у учеников развиваются управленческие качества, способность найти нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями.
Главное дело учителя здесь — тактичное руководство ростом коллектива.
Старшие – младшим
Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. При таком подходе у старших возникает забота о младших и ответственность за них, участливость и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.
«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений».
Самоуправление
По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. Макаренко считал, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать ему.
Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), решающий текущие вопросы, санкомиссия, хозкомиссия и проч.
С активными членами самоуправления необходимо было постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, разговаривать о том, какие есть трудности в работе, и проч.
Завтрашняя радость
Завтрашняя радость — это стимул жизни человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и быть лучше, чем сегодняшний. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей являлось определение вместе с детьми перспектив жизни – того, что будет результатом их деятельности.
Перспективы могли быть близкими, средними и дальними.
Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста: кино, концерты, прогулки и экскурсии. Однако жизнь коллектива должна быть наполнена не только развлечениями, но и радостью труда. Например, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими положительно, так как оно обещает им будущие развлечения на катке. «В процессе работы возникнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др.» За выполнение задачи, детей ждёт какое-нибудь удовольствие, например мороженое после обеда.
Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, отодвинутое во времени: праздники, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к событиям готовятся на протяжении длительного времени,
Далекая перспектива — это будущее всего учреждения. Если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу.
«Для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной». На фоне коллективной далекой перспективы определяются и личные устремления каждого воспитанника, его собственное будущее. Помочь воспитаннику выбрать свою жизненную перспективу было важно не только для жизни в воспитательном учреждении, но и для его будущей судьбы.
Традиции
В коллективе обязательно должны складываться традиции, которые закрепляют все ценное в его опыте и определяют самобытность. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал их всех, зато их знали ребята и передавали от старших к младшим.
Например, одной из таких традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, так как именно такой человек мог лучше всех следить за чистотой воспитанников и помещений.
Чувство защищенности
Важной идеей педагогики Макаренко была идея защищенности каждого в коллективе, когда человек чувствует себя защищенным от самодурства, всяческих издевательств; когда член коллектива знает, что никто не сможет его обидеть. Макаренко обращал внимание педагогов на необходимость развития у детей способности к уступчивости.
«Воспитывать привычку уступать товарищу — это очень трудное дело. Я добился того, что раньше, чем дети перессорятся, — стоп, тормоз, и уже ссора не происходит. Поэтому. в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», — рассказывал педагог.
Красивая жизнь
«Что такое красивая жизнь? Жизнь, связанная с эстетикой. Детский коллектив должен жить красиво». Что здесь имеет в виду Макаренко?
Красоту внешнюю: эстетику костюма, комнаты, рабочего места, а также красоту поведения. Не только воспитанникам, но и учителям важно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета.
Макаренко вспоминал, что даже тогда, когда его коллектив был бедным на раннем этапе, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы и хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому учителя шли на работу в своих лучших костюмах. «Миллиарды мелочей» — в каком состоянии находятся учебники и карандаши — не могут оставаться без внимания со стороны педагога. Это украшает коллектив, а эстетика деловых отношений и внешнего вида становятся воспитывающим фактором.
Игра
В жизни коллектива обязательно присутствие игры, ведь у каждого ребенка есть потребность в игре и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, отмечал Макаренко, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива. Макаренко наставлял: «Сама детская жизнь должна быть игрой, а вы с ними должны играть, и я 16 лет играл». Играл он вместе с воспитанниками в «военизацию», используя некоторые военные элементы: рапорт, строй, командиры, салют, «Есть, товарищ командир» и пр.
Читайте также:
Макаренко: как самоучка изменил педагогику
15 цитат Антона Макаренко
Источники: Д. И. Латышина «История педагогики. История образования и педагогической мысли», исследовательские материалы Педагогического музея А.С. Макаренко
Педагогическая система А.С. Макаренко
А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.
В 1988 году А.С.Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. Правда, его методику часто критиковали, называли антисоветской, негуманной (в числе строгих критиков была и Н.К.Крупская), но достигнутые результаты говорят о многом. В чем состоял секрет А.Макаренко, и где сегодня применяется его система?
В послевоенное время страна стонала от беспризорников и малолетних преступников. Они были настолько испорчены, что уже не могли приспособиться к жизни в нормальном обществе. Таких детей поселяли в колонии. Нередко родители приводили в колонию-поселение трудных подростков, с которыми не могли справиться самостоятельно.
Колония А.Макаренко насчитывала до 600 человек. Но дисциплина в коммуне царила настолько жесткая, что педагог вскоре почти отказался от помощи воспитателей и везде поспевал сам. Он был уверен: дети встанут по звонку, заправят постели, умоются, вымоют пол и т.д. Кстати, в сутки в колонию приходило до 4 правительственных делегации, поэтому уровень чистоты был наравне с больничным.
Как же сегодня, спустя столько лет, обстоят дела с воспитанием сирот? Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А.Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная.
Менее 50% из них находят работу, устраиваются в жизни и обзаводятся семьями. Остальные, по статистике, либо уходят в криминал и рано или поздно попадают в тюрьму, либо становятся людьми с низкой социальной ответственностью, алкоголиками, наркоманами.
Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»
Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?
В чем состоял метод А.Макаренко?
Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Педагог отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».
Производительный труд детей для А. Макаренко был частью обучения и воспитания. К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.
Дети обустроили натуральное хозяйство, чтобы иметь возможность себя прокормить. Впоследствии было налажено производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.
Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А.Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:
• Коллектив. Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости.
• Самоуправление. При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Как показала практика, такое решение было наилучшим. Дети учились самостоятельности и ответственности.
• Правила и ритуалы. Соблюдению ежедневных ритуалов и наличию правил в коммуне А. Макаренко придавал большое значение, считая их основной воспитания. Ежедневно вставать в одно и то же время, умываться, убирать за собой, не толкаться, маршировать в строю – все это элементы ритуалов, которые формировали безукоризненную дисциплину. Правилам подчинялись абсолютно все воспитанники.
Система А. Макаренко со стороны может показаться жесткой, основанной на военных принципах. Но в условиях СССР, который только начал свое существование, она была единственной рабочей системой, способной удержать будущее поколение от моральной пропасти.
Взгляд из современности
Сегодня к воспитанию детей подходят по-другому. Детский труд официально запрещен, а приоритетом в педагогике считается индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка.
В стремлении развить творческие способности малышей родители и педагоги часто забывают о естественных вещах, таких как бытовые навыки и дисциплина. В результате появляется опасность вырастить детей беспомощными, неприспособленными к жизни в обществе.
В связи с этим в современном обществе методы А. Макаренко, как ни странно, прижились не в педагогике, а в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – элементы практически всех корпораций.
Тем не менее, некоторые методы А. Макаренко неплохо было бы вернуть в современные школы и даже семьи. Распределение элементарных обязанностей между учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых малыши и подростки должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.
Индивидуальный подход, безусловно, нужен для развития умственных и творческих способностей, но труд, дисциплина и умение брать на себя ответственность тренируют волю, без которой успеха в жизни добиться сложно.
Очень впечатлила в свое время книга Виктора Авдеева «Ленька Охнарь».
Я бы ее в школьную программу включил с обязательностью к прочтению. вместо совершенно ебанутых для школьников «Войны и Мира» и «Преступления и наказания»
Будь как все.
В детстве взрослые кажутся жутко умными ребятами.
Умными, справедливыми, умеющими разрулить любой детский конфликт по правде.
Но постепенно детские иллюзии тают как дым, и ты начинаешь понимать, идиотов среди взрослых хватает.
Помню, как отец одноклассницы моего брата живо это продемонстрировал.
Брат мой, будучи человеком одарённым, и что немаловажно очень собранным (умел сосредоточиться, и не тратить время зря) умудрялся успешно заниматься бальными танцами (периодически беря призовые места), учиться в музыкальной школе на двух инструментах (дома параллельно осваивая гитару), петь в хоре, играть в театральных постановках в музыкалке, и учиться на отлично в школе (закончил с золотой медалью).
Самое интересное, мадемуазель и не думала отпираться. И даже папаня ейный был в курсе этого безобразия. Однако он был полностью на стороне дочурки. И выдал совершенно «гениальную» фразу:
— Вы знаете, мальчик ваш сильно выделяется. Пусть как все будет.
Чем закончилось, не знаю. То ли mon papa пообещал раскрасить папеньку этой девочки, в случае рецидива, то ли брат, для убеждения использовал несколько веских слов (подарок старшего брата), но художства на рубашке появляться перестали.
Как найти время и силы на детей вечером. Добрый и весьма поучительный разговор
Лично мне очень нравятся фильмы из серии «Для вас, родители». Сделанные в лучших традициях советских научно-популярных и образовательных программ, эти серии в очень комфортном формате, компетентно рассказывают о непростых вопросах общения родителей и детей и дают подсказки, как не упустить драгоценные детские годы, пока два поколения ещё так близки.
1981. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Ответ romeo969 в «Инструкция по выживанию с ребенком и как его не убить»
Раз уж пошла такая пьянка, то сравнивать с собаками некорректно. У меня коты, много, и пристроила я много и совершенно разнохарактерных, и я считаю свой опыт более успешным по этой причине.
А вот в случае с лотком-ванной объяснить легче легкого: просто оставлять в ванной на дне немного воды, и тогда кот поймет, что это место для воды.
Про хождение по столу я тоже не просто так написала. Многие гордятся, что приучили котов не залезать на стол, однако их гордость длится недолго, до тех пор, пока они не решают установить камеру и посмотреть, чем занимаются животные, пока хозяев нет дома. Коты один хрен ходят по столу, спят на нем, используют, как площадку для приземления в прыжке с холодильника.
С котами приходит понимание, что гораздо важнее, чтобы кот сам до чего-то допер, что тупой дрессировкой возможно решить далеко не все проблемы. Этих тварей надо принимать такими, какие они есть, не пытаясь тотально переделать, а скорее договариваясь о комфортном сосуществовании.