Миропомазание и елеопомазание в чем разница
Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Православная Жизнь
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Миропомазание после Таинства Крещения. Фото священника Игоря Палкина
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Соборование. Фото Юлии Маковейчук
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов и помощь в выздоровлении.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Елеопомазание на Всенощном бдении. spbpda/www.flickr.com
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, “Пресвятая Богородице, спаси нас” или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Фото священника Игоря Палкина
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Православная Жизнь
Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.
Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.
Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.
И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.
Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами. Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения. Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.
Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.
Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.
В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.
Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.
Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).
Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью. Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения. Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.
Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).
Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.
Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт…
В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.
Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.
Миропомазание: богатство смыслов
Такие Таинства, как Крещение или Причастие, у всех на слуху. Но есть в Церкви и Таинства, которые как бы прикровенны, и мало кто знает их истинный смысл. Одно из таких Таинств – Миропомазание. Что это за Таинство? Когда оно совершается? О Миропомазании на царство – зачем и кого помазывают? Кого присоединяют к Православию через Миропомазание? Чем отличается Миропомазание, соборование и елеопомазание на вечерней службе? Как происходит мироварение? Ответы на эти вопросы – в этой статье.
Таинство Миропомазания
Под миропомазанием понимается Таинство, во время которого части тела верующих помазывают святым Миром во имя Святого Духа. В этом Таинстве христианину подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие к Духовной жизни, подающие Божественную благодать для христианской жизни, следования Заповедям, силы в духовной борьбе.
Священное Таинство совершает архиерей или священник, помазывая верующему рот, ступни, ноздри, ладони, глаза, грудь, лоб, уши с произношением слов: «Печать дара Духа Святого. Аминь».
Православная Церковь совершает Таинство Миропомазания после Крещения, один раз в жизни. Это Таинство, как и Крещение, неповторимо.
После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.
Таинство Миропомазания в православии
В Православном катехизисе Таинство Миропомазания определяется следующим образом:
Миропомáзание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.
Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.
Суть Таинства Миропомазания
При Миропомазании на крещеного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения — как его восполнение и как его реализация.
Через Крещение происходит рождение человека для духовной жизни, а Миропомазание позволяет ему стать членом благодатной церковной жизни.
Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В человеческое сердце и душу попадает частица святости. И будут ли плоды от этого зерна, зависит лишь от дальнейшей жизни человека. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования.
И, наоборот, полученную благодать легко потерять, если забыть о Господе и вести безбожный образ жизни.
История Таинства и его отличия
Миропомазание, как и иные Церковные Таинства, имеет Божественное установление. В апостольские времена Дух Святой сходил на людей посредством рук апостолов. Из книги Деяний святых апостолов можно узнать, что Петр и Иоанн возлагали руки на самарян для принятия ими Св. Духа, ведь он никогда ни на кого не сходил, они были лишь крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.
При увеличении количества крещающихся форму Таинства пришлось изменить: людям стали мазать миром части тела. Помазывание миром стали выполнять пресвитеры и епископы, которых поставили апостолы.
В 3-4 веках чин Миропомазания полностью развился и содержал три элемента: помазание святым Миром (с произнесением слов: “Печать дара Духа Святаго. Аминь”), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью.
Как происходит Мироварение
В настоящее время миро заготавливают в православных Церквях епископы. В различные времена смесь имела разный состав. В основном, в состав миро входят разные масла (например, оливковое, миндальное) и эфирные масла и экстракты цветов (например, розы, фиалки) и также ладан.
Заготовка имеющихся в составе мира веществ проходит на Крестопоклонной неделе, в Великий Пост.
Все компоненты смешивают и настаивают, а на Страстной неделе варят. Миро варится при постоянном чтении Евангелии до Великого Четверга, в который готовый состав торжественно освящается.
Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.
Сделанное миро передают во все церковные храмы и используют после Таинства Крещения.
Как проводится Миропомазание
Чинопоследование Таинства Миропомазания
Чинопоследования проходит по определенной схеме:
Помазание Миром. Миропомазание выполняется после Крещения. Как только крещенного облачают в белые одежды, священник начинает помазывать его Миром и произносит молитву:
“И по молитве помазýет крестившегося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах, и глаголя: “Печать дара Духа Святаго. Аминь””.
При этом нанося знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп. Это тайносовершительная формула Таинства.
Перед свершением Миропомазания тело верующего хорошо вытирается, особое внимание уделяется тем местам, где будет наноситься миро. Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных частей тела никто не должен прикасаться к ним руками.
Когда проводится Миропомазание
Это Таинство проводится сразу после Крещения.
Миропомазание на царство
Помазание в Ветхом Завете при выборе царей стало прообразом помазания государей христиан, когда они восходили на престол. Помазывали византийских императоров, русских царей и прочих христианских европейских монархов на царство святым Миром. В этот момент правителю даются особенные дары Святого Духа для управления государством. Этот чин не до конца исследован в богословии.
Догматическое учение о миропомазании и крещении
«добровольно умершим за нас, умираем иным образом, а именно: погребаясь в таинственной воде чрез крещение, ибо «спогребохомся Ему, — говорит Писание, — крещением в смерть» (Рим. 6, 4), чтобы уподобление гибели сопровождалось уподоблением воскресения.
Почему Миропомазание совершается после Крещения?
Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении — имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии.
В Таинстве Крещения прощается первородный грех, и порок теперь как бы гнездится на периферии. Борьба с ним будет продолжаться всю жизнь, и для нее как раз и нужны дары Сватого Духа, подаваемые в Таинстве Миропомазания.
Церковь в молитве на измовение на 8-ой день начинает молиться о крестившемся, чтобы Бог через благодать Миропомазания сделал его непобедимым подвижником в противостоянии с грехом и дьяволом и наградил нетленным венцом.
Ветхозаветные прообразы Таинства Крещения и Миропомазания
Крещение воссоединяет человека с полнотой Церкви в Святом Духе через Бога. В Ветхом завете прообразом такого Таинства является ритуал обрезания, ставший обязательным с эпохи Авраама. Первым плодом этого обряда являлось включение ребенка в ветхозаветную Церковь.
Вторым прообразом Крещения является Ноев Ковчег (1 Пет. 3, 18-21). Все люди погибли во всемирном потопе, выжили лишь те, кто был в ковчеге. Грех был уничтожен вместе с грешниками, так как в то время еще не было Церкви Христовой и возрождающего действия ее, которое могло бы исцелить душу человека, положить разделение между человеком и грехом, дать силы человеку противостоять тому потоку греха, зла и разврата, который покрыл землю до водного потопа.
Еще одним ветхозаветным прообразом крещения считается проход израильтян через Черное море. Купель крещения символизирует море, благодать – облака. Моисей является прообразом Христа по пророческому служению. Именно через него дается Ветхий Завет, а через Господа – Новый Завет. Израильтяне выходили семьями из Египта, они проходили по дну расступившегося моря, неся младенцев и детей на руках. Это значит, что в событиях, носящих прообразовательный смысл, принимали участие младенцы.
С начала совершения Крещения существовало убеждение о том, что мало просто креститься водой, должно быть низведение дара благодати Святого Духа.В Деяниях Апостолов рассказывается, что апостолы особенно заботились и спрашивали, получили ли новые христиане благодать Святого Духа, сошел ли Дух Святой на них.
Т. е. он возложил на них руки, и Дух Святой пришел на них.
Многие свидетельства в Деяниях и Посланиях Апостолов совершенно ясно говорят нам о том, что ниспослание Святого Духа считалось необходимым.
Христос также говорит, что если человек не рожден Духом и водой, то он не может входить в Царствие Небесное (Ин. 3, 5). В Евангелии от Иоанна написано так:
«Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его потекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотя приимати верующие во Имя Его. Не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен»
Святой Иоанн Предтеча говорил о Господе:
«Аз убо крещаю вас водою покаяния, Грядый же по мне крепче мене есть, Ему же несть достоин сапоги понести, Той вы крестит Духом Святым и огнем»
Миропомазание и елеопомазание: в чем разница?
Под Миропомазанием подразумевается свершающееся после Крещения церковное таинство, во время которого человеку подаются дары Святого Духа.
Соборование (Елеосвящение) – это отдельное, совершенно другое по смыслу Таинство. Как правило, оно совершается над тяжелобольными людьми или перед смертью. Обычный, относительно здоровый христианин соборуется раз в год, во время Великого или Рождественского поста. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения.
Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.
Чин присоединения к Православию через таинство Миропомазания
Помимо лиц, которые до Крещения не имели конфессиональной принадлежности, церковь может присоединить бывших иноверцев, поверивших в Христа, раскаявшихся сектантов. В Православии существует три чина их присоединения к Церкви.
При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал.
Через Крещение присоединяются все не христиане (мусульманин, буддист, язычник, иудей, сектант и т.д.). Это и протестанты, за исключением реформатов, старокатоликов, лютеран, англикан. Этим же чином принимаются и “древние” еретики – павлиане, евномиане, савеллиане, монтанисты, а также молокане, духоборы, субботники и другие, присоединяемые к Православной Церкви, как и нехристиане, через Крещение.
Не может признаваться крещение начетчиков-старообрядов. Есть несколько беспоповских согласий, которые кардинально изменяют форму Таинства, по этой причине они тоже присоединяются к Православию через Крещение.
Основной критерий при этом – было ли совершено над присоединяемым к Православию правильное Крещение (в три погружения с произнесением крещальной формулы). Поскольку Крещение неизгладимо (об этом свидетельствует Никео-Цареградский Символ веры:
“Исповедую едино Крещение во оставление грехов…”), то 47-е Апостольское правило гласит: “Епископ или пресвитер, аще поистине имеющего Крещение (правильно крещенного) вновь окрестит… да будет извержен (то есть лишен священного сана)”.
Поэтому если к Православию присоединяется лютеранин, кальвинист либо иной протестант, крещенный во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то происходит это не через Крещение, а через Миропомазание.
2-ой чин, где совершается присоединение через Миропомазание совершается над протестантами, имеющими правильное Крещение, но не миропомазанными, а также над армянами и католиками, над которыми не было совершено это Таинство.
Через Миропомазание присоединяются к Православной Церкви и немногочисленные “древние” еретики: македониане, новациане, ариане и аполинариане.
3-ий чин предполагает присоединение через покаяние. Совершается над старообрядцами поповского согласия, несторианами, католиками и монофизитами. Это предполагает, что вероучения вышеназванных церковных сообществ не в полной мере соответствуют вероучению Православной Церкви, но тем не менее признается действенность совершаемых ими Таинств Крещения и Миропомазания.
Миропомазание на вечерней службе
Также помазание елеем совершается на вечернем богослужении (точнее сказать, на утрене всенощного бдения). Это – не Миропомазание и не Соборование. Это не Таинство, а обряд. Помазание елеем символизирует дар милости Божьей. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
На вопросы о Таинстве Миропомазания отвечают священники:
– В Крещении важный момент – это само Крещение и Миропомазание. То, что батюшка упустил (забывчивость, усталость, спешка) и не занёс в алтарь ребенка, – это уже не так страшно. Главное регулярно причащать ребёнка и самим родителям тоже вместе готовиться и причащаться Святых Христовых Таин. Чтобы Вас не одолевали сомнения, обратитесь к батюшке и попросите внести ребенка в алтарь // иерей Иоанн Голованов
– Да, благодать Духа Святого неизменна. Но действует она по-разному. Апостолам нужно было проявление Даров Духа Святого в возможности проповедовать на разных языках. Мученикам – мужество и стойкость, чтобы своей смертью проповедовать Христа. Если мы будем нести служение Богу, то Господь даст силы и необходимые для этого способности // Иерей Антоний Русакевич
– Чтобы проверить правильность понимания тех или иных богословских положений, вам надлежит справиться с данными Догматического богословия. Я рекомендую учебное пособие прот. Олега Давыденкова как самое простое и доходчивое, и в то же время проверенное и одобренное авторитетными инстанциями Церкви. Что же касается последнего вопроса, о деталях исполнения крещения до появления диаконисс, сведений об этих деталях не имеется // иеромонах Макарий (Маркиш)
– 1. Можно! 2. Крест есть Крест. Крещение Армянской Церкви и Миропомазание признаётся, только через чин покаяния // иерей Иоанн Спасск
– Вас обязательно надо принять в Православную Церковь через Миропомазание. Обратитесь к местному священнику за помощью // архимандрит Алипий Светличный