Миротворческие войска это что за войска
Миротворческие силы
Вооружённые силы ООН (вооружённые силы Организации Объединённых наций по поддержанию мира) — воинские контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.
Решения о создании, составе, использовании и финансировании вооружённых сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.
Содержание
ВС ООН на Кипре
В 1974 году остров Кипр оказался разделён на турецкую и греческую части, когда греческая военная хунта попыталась присоединить остров к Греции, а Турция, под предлогом сохранения независимости острова, ввела свои войска в северную часть Кипра, населённую в основном турками.
Линию, разделяющую остров на два сектора, охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). Осенью 2004 Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан рекомендовал Совету Безопасности продлить мандат этих сил, но сократить на треть численность их военного компонента — с 1230 до 860, укрепив при этом политический и гражданский компоненты миссии.
По состоянию на 2005, в состав миротворческих сил ООН на Кипре входили 870 военнослужащих из 12 стран, а также 50 полицейских и 150 гражданских служащих.
В июне 2005 Совет Безопасности продлил мандат вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре ещё на шесть месяцев — до 15 декабря 2005 года. Одновременно СБ ООН призвал греческую и турецкую общины острова возобновить контакты, прерванные после референдумов в апреле 2004. Политический процесс объединения на Кипре зашёл в тупик, когда предложенный генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном план урегулирования был отвергнут в ходе референдума греко-кипрской стороной, потребовавшей внести в него существенные изменения.
В докладе Кофи Аннана, представленном СБ ООН, указывается, что в целом обстановка на Кипре остаётся стабильной, однако недоверие между сторонами сохраняется. По его мнению, присутствие миротворческого контингента на острове по-прежнему необходимо для поддержания режима прекращения огня и создания условий, способствующих решению кипрской проблемы.
ВС ООН в Ливане
Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ — UNIFIL — United Nations Interim Force in Lebanon) действуют в Ливане с марта 1978 года. Основная функция этого подразделения — наблюдение за процессом вывода израильских войск из Ливана (израильские войска были выведены лишь в 2000).
Командование UNIFIL возложено на генерала французских ВС. Израильские власти неоднократно обвиняли UNIFIL в сотрудничестве с «Хезболлой».
Мандат UNIFIL истекает 1 августа 2006 года, и в своём докладе Совету безопасности ООН генеральный секретарь Кофи Аннан рекомендовал продлить его лишь на месяц. На римской международной конференции, созванной для урегулирования израильско-ливанского конфликта, министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази предложил, чтобы миротворческие силы в Ливане находились под эгидой ООН, следовательно, можно ожидать, что миссия UNIFIL будет усилена.
Виды ВС РФ
Участие России в миротворческих операциях
Миротворческие операции Организации Объединенных Наций проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными и неэффективными.
Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. Здесь российские военнослужащие успели проявить себя как опытные и высококвалифицированные миротворцы, способные качественно выполнять поставленные задачи.
В целях подготовки военнослужащих Российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Ее бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению Президента Российской Федерации и в интересах Содружества Независимых Государств, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО и, при необходимости, Шанхайской организации сотрудничества.
Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направление в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго. Примечательно, что наша страна входит в первую десятку по количеству военных наблюдателей в Организации Объединенных Наций.
В то же время Россия несет особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. Так, в Приднестровье в целях мирного урегулирования вооруженного конфликта и на основании соответствующего соглашения все еще находятся совместные миротворческие силы России и Молдовы.
Кроме того, российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности. Этот контингент был сформирован в октябре 2007 г. Он предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании Мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).
Стоит отметить, что сегодня роль и значение миротворческого направления в развитии ВС РФ растет. Реформа Вооруженных Сил России, в частности, предполагает повышение готовности наших воинских формирований к участию в международных миротворческих операциях – как с целью подержания мира и безопасности в зонах конфликтов, так и с целью защиты интересов России и жизни ее граждан.
День российского военного миротворца. Миссия выполнима
Начиная с 2016 года в Вооружённых силах Российской Федерации 25 ноября отмечается новый праздник – День российского военного миротворца (не путать с Международным днём миротворца). Он был установлен соответствующим указом президента РФ в августе прошлого года.
Историческая отсылка праздника идёт к 25 ноября 1973 года – дню, когда первая группа советских офицеров в составе 36 человек прибыла в Египет для участия в урегулирования разгоревшегося арабо-израильского кризиса. Советские миротворцы были официально включены в состав миссии Организации Объединённых Наций. Военнослужащие Вооружённых сил СССР были задействованы в составе группы наблюдателей за соблюдением режима перемирия в районе Суэцкого канала, а также на Голанских высотах.
После 1973 года границы задействования отечественных миротворцев расширялись. Это миссии в Ливане, Камбодже, Сьерра-Леоне, Судане, Анголе, Демократической Республике Конго и др. После распада СССР российские миротворцы принимали участие в работе международных миссий в республиках бывшей Югославии, Грузии, Таджикистане.
Вот уже четверть века российские военнослужащие обеспечивают мир на берегах Днестра. Несмотря на все попытки отдельных молдавских политиков выдавить российский контингент из Приднестровья, военнослужащие МС Вооружённых сил России занимают свои позиции с той единственной целью – чтобы на Днестре вновь не вспыхнула война. К сожалению, российские миротворцы, как и весь народ Приднестровской Молдавской Республики, сегодня оказываются фактически в блокаде. Чтобы осуществлять ротацию, доставлять всё необходимое на миротворческую базу, всякий раз приходится идти на самые настоящие политические баталии – чтобы баталии в конечном итоге не перетекли в разряд военных. Очевидно, что в Кишинёве остаётся немало горячих голов, которые до сих пор считают, что кризис можно преодолеть «маленькой победоносной войной» против Приднестровья.
Российские миротворцы хранили мир и в Закавказье. Смешанные миротворческие силы способствовали в 1992 году прекращению грузино-осетинского конфликта на территории Южной Осетии. В то время немало усилий пришлось приложить российским миротворцам для сохранения механизма смешанных сил по поддержанию мира в зоне военного противостояния. Причиной явных сложностей российской миссии в Грузии стало то, что грузинский контингент вёл откровенную деятельность по дискредитации миротворцев МС вооруженных сил России. Официальный Тбилиси делал всё, чтобы выставить российских военнослужащих в качестве лиц, «нарушающих своим присутствием в Южной Осетии международное право». Во что это вылилось в итоге, все прекрасно помнят.
По личному приказу верховного главнокомандующего ВС Грузии президента Михаила Саакашвили 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали не только спящий Цхинвал, но и расположение российского миротворческого контингента. Накануне той агрессии грузинские наблюдатели покинули штаб, а батальон вместе с регулярными войсками, вторгшимися в город, открыл огонь по Цхинвалу и по позициям российских МС. Международные комиссии и очевидцы подтвердили впоследствии, что самые первые снаряды разорвались именно близ расположения российских миротворцев. Российским и осетинским МС пришлось занять оборонительные позиции и вести бои, защищая мирное население. И только благодаря проведению войсковой операции по принуждению агрессора к миру было остановлено фактическое истребление осетинского народа в РЮО.
Это один из примеров того, как отдельные политики, пытаясь играть в кровавые игры в интересах своих ставленников, стараются распорядиться одним миротворческим контингентом как палачами, а другим – как заложниками.
В наши дни обсуждаются варианты резолюции по миротворческой миссии в Донбассе.
Суть украинского варианта документа заключается в том, чтобы миротворцы располагались на всей территории Донбасса, включая неподконтрольный Украине участок российско-украинской границы. В свою очередь, Москва настаивает на том, чтобы функции контингента сводились лишь к охране наблюдателей ОБСЕ на границе Украины с непризнанными республиками – в формате Минска-2.
Если учесть саму суть миротворчески миссий, то украинское предложение изначально ущербно. Место миротворцев – не в тылу одной из сторон конфликта, а на линии противостояния. Они не пограничники, чтобы стоять на границе между Донбассом и Россией, не оккупационные войска, чтобы занимать всю территорию республики. Многие политические обозреватели согласны с этим, но их мнения разошлись в другом вопросе.
Так ли необходимо само присутствие миротворцев в зоне конфликта между Украиной и республиками ДНР и ЛНР? Конечно, судить сегодня однозначно нельзя. Понятно и желание России прекратить войну, остановить жертвы, разрушения. Но нельзя и не просчитать действия со стороны Запада, который может попытаться протолкнуть миротворческие силы именно на границу между Россией и непризнанными республиками. А это одновременно означает и изменение статуса России во внутриукраинском конфликте. Уже сторонами конфликта становятся не ДНР и ЛНР, с одной стороны, и Киев с другой, а Россия и Украина. То есть то, чего добивается г-н Порошенко, то, что говорят за Атлантикой, становится как бы «фактом»: «Россия – агрессор».
Остановить кровопролитие: каких результатов достигли миротворческие войска российской армии
В четверг, 25 ноября, в России отмечается День военного миротворца. Праздник был установлен указом президента РФ Владимира Путина от 1 августа 2016 года.
Именно в этот день в 1973 году Советский Союз впервые принял участие в международной миротворческой операции. Она проходила на Ближнем Востоке после завершения Войны Судного дня между Израилем и коалицией арабских государств.
Как отмечается в материале Минобороны России, посвящённом миротворческим операциям наших войск, Российская Федерация, будучи постоянным членом Совбеза ООН, «несёт ответственность за поддержание мира и безопасности на планете».
Специально для выполнения таких задач в структуре Вооружённых сил России была сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада Центрального военного округа. Сейчас основной миссией данного подразделения является деятельность в Нагорном Карабахе.
Военнослужащие были введены туда более года назад по трёхстороннему соглашению между Москвой, Баку и Ереваном. Документ установил пятилетний срок пребывания миротворческого контингента РФ «с автоматическим продлением на очередные пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит за шесть месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения».
«При решающем вкладе России остановлен конфликт в Нагорном Карабахе. Российские миротворцы надёжно гарантируют мир и безопасность в регионе, многое делают для улучшения гуманитарной ситуации, разминирования территорий и восстановления социальной инфраструктуры», — сказал президент РФ.
От Кавказа до Африки
Миротворческая деятельность России началась сразу после распада СССР. Уже в 1992 году военнослужащие РФ появились в зоне грузино-югоосетинского конфликта и в Молдавии, где произошли столкновения между приднестровскими ополченцами и войсками, подконтрольными Кишинёву.
Оба кровопролития удалось остановить. За почти три десятилетия в Приднестровье не произошло ни одной вспышки насилия. Нынешний президент Молдавии Майя Санду выступает за вывод российских «голубых касок» из непризнанной республики. Однако её попытки прекратить миссию российских войск ни к чему не привели.
В Приднестровье развёрнута Оперативная группа российских войск (ОГРВ), состоящая из военнослужащих-мотострелков. Они контролируют 15 постов и контрольно-пропускных пунктов. Зона безопасности, за которую они несут ответственность, составляет 225 км в длину и до 20 км в ширину.
События в Южной Осетии развивались по другому сценарию. В августе 2008 года произошла так называемая пятидневная война. В ходе неё грузинская армия напала на российских миротворцев и подвергла разрушению Цхинвал.
В ответ Москва провела операцию по принуждению к миру режима Михаила Саакашвили. Грузинские войска не смогли оказать серьёзного сопротивления и быстро отступили. Впоследствии Кремль признал независимость Южной Осетии и Абхазии.
Сейчас в обеих странах дислоцированы российские войска: в Южной Осетии находится военная база 58-й общевойсковой армии Южного военного округа, а с абхазскими формированиями Москва создала Объединённую группировку войск.
Ещё одним государством, которому в 1990-е годы потребовалась миротворческая помощь РФ, стал Таджикистан. После распада СССР республика оказалась в пучине кровопролитной гражданской войны. Дополнительно ситуацию ухудшали регулярные вылазки боевиков из соседнего Афганистана, которые стремились поддержать местные исламистские силы.
Ключевую роль в урегулировании конфликта сыграла 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ. Её подразделения взяли под охрану границу с Афганистаном, важнейшие военные и государственные объекты. Сейчас в Таджикистане функционирует военная база общей численностью свыше 6 тыс. человек. Она развёрнута в Душанбе и Курган-Тюбе.
Последнее время большинство военнослужащих базы имеет опыт боевых действий в Сирии, проводит интенсивные учения на фоне дестабилизации обстановки в Афганистане и обучает специалистов для таджикских ВС — ежегодно эти курсы заканчивает свыше 1 тыс. человек.
Из миссий за пределами постсоветского пространства наиболее значимой миротворческой операцией Москвы считается отправка контингента в Югославию. Бригада военнослужащих РФ была развёрнута в январе 1996 года на северо-востоке Боснии и Герцеговины (БиГ).
В задачи миротворцев входил контроль за соблюдением условий Дейтонских соглашений, которые положили конец войне в регионе, но при этом узаконили независимость Боснии от Белграда.
Согласно документу в БиГ вводились так называемые силы по стабилизации (IFOR, позднее SFOR). Участником этого объединения был и российский контингент. SFOR находились под управлением НАТО, однако войска РФ получили особый статус и подчинялись приказам собственного руководства.
В июне 1999 года, после завершения операции Североатлантического альянса против Югославии, сводный батальон ВДВ из состава боснийского контингента совершил легендарный бросок на Приштину. Российские войска заняли стратегически важный аэропорт Слатина и не позволили использовать его для переброски сухопутных формирований НАТО в регион.
В ходе последовавших переговоров Москва и альянс договорились о размещении в Косове российского миротворческого контингента. Как считают эксперты, главной задачей войск РФ была защита сербского населения.
Из Косова российские войска ушли в 2003 году, им на замену пришли милицейские подразделения. Ещё одним регионом, где с 1990-х годов служат формирования ВС РФ, является Африка.
Повышенная готовность
Как сообщается на сайте Минобороны РФ, в настоящее время увеличивается значение миротворческого направления в развитии российской армии.
«Реформа Вооружённых сил России, в частности, предполагает повышение готовности наших воинских формирований к участию в международных миротворческих операциях — как с целью подержания мира и безопасности в зонах конфликтов, так и с целью защиты интересов России и жизни её граждан», — говорится в материалах военного ведомства.
В комментарии RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что наибольший вклад миротворческие силы России внесли в урегулирование конфликтов на пространстве СНГ.
«Сложно представить, во что бы превратилось постсоветское пространство, если бы Москва не отправляла свои войска и не реагировала в том числе на уровне дипломатии. Именно благодаря России удалось найти развязки по многочисленным спорам, которые вызывали кровопролитные войны в разных регионах бывшего СССР», — сказал Литовкин.
Также эксперт высоко оценил действия «голубых касок» РФ в Югославии. По его мнению, военное присутствие России позволило защитить сербов и внесло значимый вклад в становлении Сербии как суверенного государства.
Аналогичную точку зрения в беседе с RT высказал директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. По словам эксперта, одним из ключевых залогов положительных результатов миротворческой деятельности РФ является уважение к народу и традициям региона, где выполняются задачи.
«Очень хорошо это видно на примере Карабаха. Миротворцы с теплотой относятся к местным жителям, активно с ними взаимодействуют, оказывают помощь в нормализации жизни. И видно, что армянское население благодарно российским военным, видит в них гарантов своей безопасности», — подытожил Денисов.
Все самое интересное об
Организации Объединенных Наций
ООН на страже мира и безопасности во всем мире
Миротворческая деятельность ООН
ООН была создана для поддержания мира. Как она это делает?
Организация Объединенных Наций служит всемирным форумом, на котором страны могут поднимать и обсуждать сложнейшие вопросы, включая проблемы войны и мира. При личном общении глав правительств между ними устанавливается диалог. Это позволяет вырабатывать пути мирного урегулирования споров. Если много стран выступают единодушно, это оказывает общее давление на всех. Генеральный секретарь также может стимулировать диалог между странами — напрямую или через своего представителя.
Кто командует миротворческими операциями?
Миротворческие операции учреждаются Советом Безопасности, а руководство ими осуществляет Генеральный секретарь, часто через своего специального представителя. Когда Совет Безопасности получает информацию об угрозе миру, он, как правило, сначала просит стороны прийти к согласию мирным путем. Если же вооруженные действия начинаются или продолжаются, Совет пытается добиться прекращения огня. После этого он может направить в беспокойные районы миротворческие миссии для восстановления мира или потребовать введения экономических санкций и эмбарго.
Удавалось ли ООН когда-либо остановить войну?
Благодаря ООН многие конфликты не переросли в полномасштабные войны. Кроме того, с помощью переговоров удавалось добиваться мирного урегулирования разных конфликтов. ООН неоднократно обеспечивала механизм для нейтрализации потенциальных конфликтов, например берлинского кризиса (1948–1949 годы), кубинского ракетного кризиса (1962 год) и ближневосточного кризиса (1973 год). Во всех этих случаях вмешательство ООН помогло предотвратить войны между сверхдержавами. Кроме того, ООН принадлежала важная роль в прекращении войн в Конго (1964 год), между Ираном и Ираком (1988 год) и в Сальвадоре (1992 год), и Гватемале (1996 год). Благодаря усилиям ООН был достигнут мир, обеспечивший устойчивый экономический рост в Мозамбике (1994 год) и независимость Тимора-Лешти (2002 год), а в декабре 2005 года Организация успешно завершила свою миротворческую миссию в Сьерра-Леоне.
В числе других достижений следует отметить следующее:
Что происходит, если какая-нибудь страна игнорирует решения Совета Безопасности?
Для прекращения конфликта Совет Безопасности может уполномочить коалицию государств-членов применить «все необходимые меры», включая военные действия, как, например:
Есть ли у ООН своя армия?
У Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента — ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами. Важную роль в таких операциях играют также гражданские сотрудники, часто привлекаемые из самой ООН.
Что же такое миротворческая операция?
Под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющими сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин.
Пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из Организации Объединенных Наций встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.
Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.
Почему у ООН так много миротворческих операций?
Миротворческие операции формируются при наличии серьезных военных или гуманитарных кризисов. В прошлом миротворцы занимались поддержанием мира в основном между воюющими странами. Сегодня же вооруженные конфликты во многих случаях происходят внутри страны. Из-за гражданских беспорядков и этнических конфликтов правительства некоторых стран оказываются не в состоянии осуществлять власть на собственной территории, что оборачивается трагедией для людей. В подобных ситуациях Организацию Объединенных Наций просят, с одной стороны, организовать переговоры для урегулирования конфликта, а с другой — оказать чрезвычайную помощь людям, пострадавшим от конфликта. Действуя в сложных условиях, Организация Объединенных Наций оказывает гуманитарную помощь и одновременно ищет пути выхода из кризиса.
Какие миротворческие операции ООН были учреждены недавно?
За первые 40 лет своей истории (1945–1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986–2017 годы) была развернута 58 такая операция.
Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити (МООНППГ)
Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити была учреждена резолюцией 2350 (2017) Совета Безопасности от 13 апреля 2017 года. Цель миссии оказывать содействие правительству Гаити в укреплении правоохранительных органов в Гаити, оказывать дальнейшую поддержку Гаитянской национальной полиции и обеспечивать ее развитие, а также заниматься наблюдением за положением в области прав человека, представлением докладов и проведением анализа в этой области.
Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали
Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) была учреждена резолюцией 2100 Совета Безопасности от 25 апреля 2013 года. Цель миссии — оказывать поддержку переходным властям Мали в стабилизации положения в стране и осуществлении «дорожной карты» переходного периода.
Временные силы Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА)
Совет Безопасности в своей резолюции 1990 от 27 июня 2011 года отреагировал на экстренную ситуацию в районе Абьей путем учреждения Временных сил ООН по обеспечению безопасности в Абьее. Операция контролирует очаг напряженности на границе между севером и югом и содействует доставке гуманитарной помощи.
Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС)
9 июля 2011 года Южный Судан стал самой молодой страной мира. Принимая 8 июля 2011 года резолюцию 1996 (2011), Совет Безопасности определил, что ситуация в Южном Судане продолжает представлять собой угрозу международному миру и безопасности в регионе и учредил Миссию. В задачи МООНЮС входят помощь в создании условий для развития, защита гражданских лиц, мониторинг прав человека, поддержка в доставке гуманитарной помощи и контроль за соблюдением соглашения о прекращении военных действий.
Некоторые факты о миротворческой деятельности:
Что еще делает ООН для укрепления мира?
Деятельность ООН на благо мира не заканчивается с успешным завершением миротворческой миссии. После окончания конфликта ООН помогает перемещенным лицам и беженцам вернуться домой. Она занимается обезвреживанием мин, ремонтирует дороги и мосты и оказывает экономическую и техническую помощь для восстановления экономики. Кроме того, ООН наблюдает за ходом выборов и следит за тем, как в стране соблюдаются права человека. Благодаря этому процессу, который также называется миростроительством, более чем в 60 странах были созданы демократические институты.
Миростроительство, миротворчество, государственное строительство — в чем разница?
Миротворчество связано прежде всего с развертыванием воинских контингентов. Нередко оно составляет основу миростроительства. Государственное строительство разными людьми понимается по-разному, и в ООН этот термин не употребляется. Обычно оно означает более длительный исторический процесс и включает формирование национальной самобытности. Миростроительствопредполагает все, что необходимо стране для перехода от войны к миру и полноценному самоуправлению.
ООН занимается миростроительством на протяжении многих лет, а Комиссия по миростроительству была учреждена только недавно. Почему?
Организация Объединенных Наций сыграла чрезвычайно важную роль в уменьшении масштабов конфликтов в ряде регионов мира, выступая посредником на мирных переговорах и содействуя осуществлению мирных соглашений. Однако некоторые из этих соглашений не выдержали испытания временем — например, в Анголе в 1993 году и в Руанде в 1994 году. Примерно в половине всех стран, переживших войны, в течение пяти лет вновь происходят вспышки насилия, из чего можно заключить, что во избежание конфликтов мирные соглашения должны осуществляться поступательно.
В июне 2006 года ООН учредила Комиссию по миростроительству, призванную помогать странам осуществлять переход от войны к прочному миру. Она служит связующим звеном между миротворчеством и постконфликтными операциями. Ее задача заключается в налаживании диалога между всеми основными сторонами в той или иной ситуации для выработки долгосрочных стратегий миростроительства. Это позволяет улучшить координацию помощи и порядок расходования средств и обеспечить реальную увязку текущей постконфликтной деятельности, с одной стороны, с долгосрочным восстановлением и развитием — с другой.
ООН борется за мир и прогресс, но при этом сегодня на планете так мало мира. Нужна ли нам ООН?
За последние 60 лет в мире произошло более 50 войн. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, только в 2006 году в мире произошло 17 крупных вооруженных конфликтов. К счастью, ни один из них не перерос в опустошительную мировую войну. По общему мнению, большая заслуга в этом принадлежит проводимой ООН кампании за мир и разоружение.
Многие считают, что ООН необходимо усилить, с тем чтобы она могла прекращать малые войны и обеспечивать полное выполнение своих решений. Однако эффективность действий Организации Объединенных Наций зависит от политической воли государств-членов, от их готовности выполнять те решения, которые они сами приняли. Кроме того, эта деятельность сопряжена с немалыми расходами. Нехватка средств часто не позволяет ООН взять на себя более весомую роль.
Сила ООН в том, что она не сдается, даже перед лицом больших трудностей. Если страны, находящиеся в состоянии войны, не обладают политической волей, чтобы ее остановить, ООН бывает вынуждена выводить свои миротворческие контингенты. Однако она продолжает свою деятельность по дипломатическим каналам и с помощью переговоров, ведя постоянный диалог с соответствующими сторонами. Если обстановка улучшается, миротворцы могут вернуться.
Пройдет еще немало времени, прежде чем человечество сможет жить в мире и справедливости. Войны, нищета и нарушения прав человека — по-прежнему распространенные явления. Именно поэтому ООН должна продолжать действовать. Кто-то сказал, что если бы ООН не было, странам мира пришлось бы создать другую организацию, возможно с другим названием, которая делала бы как раз то, что делает ООН.