Миротворческий контингент что это
Миротворческие силы
Вооружённые силы ООН (вооружённые силы Организации Объединённых наций по поддержанию мира) — воинские контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.
Решения о создании, составе, использовании и финансировании вооружённых сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.
Содержание
ВС ООН на Кипре
В 1974 году остров Кипр оказался разделён на турецкую и греческую части, когда греческая военная хунта попыталась присоединить остров к Греции, а Турция, под предлогом сохранения независимости острова, ввела свои войска в северную часть Кипра, населённую в основном турками.
Линию, разделяющую остров на два сектора, охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). Осенью 2004 Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан рекомендовал Совету Безопасности продлить мандат этих сил, но сократить на треть численность их военного компонента — с 1230 до 860, укрепив при этом политический и гражданский компоненты миссии.
По состоянию на 2005, в состав миротворческих сил ООН на Кипре входили 870 военнослужащих из 12 стран, а также 50 полицейских и 150 гражданских служащих.
В июне 2005 Совет Безопасности продлил мандат вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре ещё на шесть месяцев — до 15 декабря 2005 года. Одновременно СБ ООН призвал греческую и турецкую общины острова возобновить контакты, прерванные после референдумов в апреле 2004. Политический процесс объединения на Кипре зашёл в тупик, когда предложенный генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном план урегулирования был отвергнут в ходе референдума греко-кипрской стороной, потребовавшей внести в него существенные изменения.
В докладе Кофи Аннана, представленном СБ ООН, указывается, что в целом обстановка на Кипре остаётся стабильной, однако недоверие между сторонами сохраняется. По его мнению, присутствие миротворческого контингента на острове по-прежнему необходимо для поддержания режима прекращения огня и создания условий, способствующих решению кипрской проблемы.
ВС ООН в Ливане
Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ — UNIFIL — United Nations Interim Force in Lebanon) действуют в Ливане с марта 1978 года. Основная функция этого подразделения — наблюдение за процессом вывода израильских войск из Ливана (израильские войска были выведены лишь в 2000).
Командование UNIFIL возложено на генерала французских ВС. Израильские власти неоднократно обвиняли UNIFIL в сотрудничестве с «Хезболлой».
Мандат UNIFIL истекает 1 августа 2006 года, и в своём докладе Совету безопасности ООН генеральный секретарь Кофи Аннан рекомендовал продлить его лишь на месяц. На римской международной конференции, созванной для урегулирования израильско-ливанского конфликта, министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази предложил, чтобы миротворческие силы в Ливане находились под эгидой ООН, следовательно, можно ожидать, что миссия UNIFIL будет усилена.
Кто такие миротворцы?
Миротворцы. Кто они?
В новостных сводках о военных или гражданских конфликтах мы часто встречаем слово «миротворец». Кто такие — миротворцы? В чем состоит их миссия? Кто их направляет?
Само слово миротворец говорит нам о том, чем заняты эти люди. Они творят мир, пытаются урегулировать конфликт. Их направляют для восстановления и сохранения мира.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9), — говорится в Библии.
Творить мир — это благая миссия, которая угодна Богу. В Писании не раз встречается слово «мир». Война и противостояние — это не то, что Господь хотел принести на Землю. Миротворцем нередко называют Иисуса Христа. Вся суть христианства укладывается в человеколюбии, в желании спасти и принести мир. Тот новый мир, в котором войн и зла не будет.
В светском понимании миротворец — это человек, нередко в военной форме, религиозный, политический или общественный деятель, который пытается примирить стороны конфликта.
Несмотря на то, что и в самом Писании мы встречаем примеры, когда за мир приходилось бороться в прямом смысле слова, Новый Завет дает нам другие указания: «взявшие меч, мечом и погибнут» ( Мф.26:52 ).
Быть миротворцем — значит, спасать от войны?
Быть миротворцем — не всегда означает решать вооруженные конфликты и стоять между двумя дулами автомата. Миротворцем может быть каждый христианин. Под словом «мир» в Писании не всегда понимается решение спора. Новый Завет дал нам Обетование о том, каким должен быть новый уклад жизни. Чего Господь хочет от нас. Любви друг к другу, милосердия, прощения.
Обращаясь к ученикам, Христос говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27).
Соблюдая заповеди, стараясь жить по Писанию, христиане пытаются творить другой Мир, отличный от жизни, полной земных радостей.
Работа над собой
Показать, чем прекрасен мир нельзя без собственного примера. Люди тянутся к тому, у кого есть мир в душе. Прославить Господа своей земной жизнью — тоже означает быть миротворцем, творить добро.
Если говорить о светских новостях, то «миротворческие силы» нередко подразумевают под собой людей в камуфляже, обученных останавливать войны, которые грозят всемирной катастрофой. Но миротворцами также называют верующих людей, которые противопоставляют оружию молитву и Крестный ход.
Библия говорит нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44, 45). В ней нет обетования побеждать с помощью физической силы, но у миротворцев есть более серьезное «оружие» — сила духовная. Там, где помирить врагов кажется невозможным, есть Господь, для Которого возможно все.
Быть миротворцем значит:
Читайте также:
Кто и как отправляет миротворцев?
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Д.ю.н., профессор, зав. кафедрой международного права РУДН, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам
Аспирант кафедры международного права юридического факультета РУДН
29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?
29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. Этот день служит двум целям: почтить память миротворцев ООН, погибших во имя дела мира, и отдать дань уважения всем мужчинам и женщинам, которые служили или служат в миротворческих контингентах ООН, проявляя высокий профессионализм, самоотверженность и мужество. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?
Механизмы принятия решений ООН в области миротворчества
Что такое деятельность по поддержанию мира?
Организация Объединенных Наций начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 69 операций по поддержанию мира (ОПМ). За это время в них приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских и другой гражданский персонал ООН из более 120 стран мира. Более 3200 миротворцев погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.
Миротворческий компонент обладает гибкостью, и в конце XX – начале XXI веков развертывание миротворческих сил происходило в рамках различных конфигураций. По состоянию на 10 апреля 2014 г. в мире развернуты 16 миротворческих операций (в Индии, Пакистане, Гаити, Абьей, Дарфуре, Конго, Западной Сахаре, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Южном Судане, Голанах, Ливане, Кипре, Косово, Мали, Центральноафриканской Республике, на Ближнем Востоке) и одна специальная политическая миссия (в Афганистане).
Деятельность по поддержанию мира – один из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, которые переживают сложный период выхода из конфликтной ситуации. В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.
Правовые основы и роль Совета Безопасности ООН
Хотя деятельность по поддержанию мира четко не оговорена в Уставе ООН (далее Устав), ОПМ традиционно опирались на него. В соответствии с Уставом Совет Безопасности (СБ) несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Согласно статье 25 Устава все государства-члены ООН соглашаются подчиняться решениям СБ и обязаны их выполнять. Из этого следует и признается большинством государств, что решения о создании, проведении, изменении, расширении, продлении, завершении, времени и месте развертывания ОПМ входят в полномочия СБ. Совет имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание ОПМ. В последние годы при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операции в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок, СБ делает ссылки на главу VII Устава. В этой главе предусмотрены «действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».
Решение о новой операции принимается после осуществления ряда необходимых мер. По мере развития и углубления конфликта или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию первоначальных консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие все заинтересованные стороны ООН, правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах, государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для ОПМ, региональные и иные межправительственные организации, а также другие ключевые внешние партнеры…
Совет принимает меры в связи с кризисными ситуациями, рассматривая каждый случай отдельно. При вынесении решения о развертывании ОПМ учитываются следующие основные факторы:
Если Совет приходит к заключению, что развертывание ОПМ – наиболее адекватная мера, он официально санкционирует ее проведение путем принятия резолюции, в которой определяются мандат, масштабы и задачи операции. Затем Генеральная Ассамблея (ГА) утверждает бюджет и ресурсы ОПМ.
На основании статьи 17 Устава финансирование ОПМ является коллективной обязанностью всех государств-членов ООН, в соответствии с которой они делают взнос на миротворческую деятельность. ГА распределяет расходы на операции по поддержанию мира на основе специальной ставки взносов, которая исчисляется по сложной формуле, установленной государствами-членами. Эта формула учитывает, в том числе, относительное экономическое положение государства-члена, при этом на постоянных членов СБ возлагается бóльшая часть расходов в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.
Утвержденный бюджет ОПМ на финансовый год с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. составляет около 7,83 млрд долл. Это менее 0,5% от военных расходов во всем мире (в 2013 г. – около 1747 млрд долл.). В то же время регулярный бюджет ООН на 2012–2013 гг. составляет около 5,57 млрд долл.
На протяжении нескольких лет из-за постоянной недоплаты и просрочки платежей многими государствами-членами регулярный бюджет ООН пополнялся, в том числе, заимствованиями из средств бюджета ОПМ. Ведущими странами по размеру взносов на финансирование ОПМ в 2013 г. стали США (28,38%), Япония (10,83%), Франция (7,22%), Германия (7,14%), Соединенное Королевство (6,68%), Китай (6,64%), Италия (4,45%), Россия (3,15%), Канада (2,98%) и Испания (2,97%).
В определенных ситуациях ГА может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 377 (V) «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 г. предусматривает право ГА рассматривать вопросы в том случае, если СБ не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов, обладающих правом вето. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. ГА может рассматривать этот вопрос, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Таким образом, была предпринята попытка обойти санкцию СБ на проведение ОПМ. За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 г. по решению ГА были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН на Ближнем Востоке.
Назначение старших должностных лиц
Генеральный секретарь ООН, как правило, назначает главу миссии (обычно это специальный представитель) для руководства ОПМ. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по ОПМ в центральных учреждениях ООН. Генеральный секретарь также назначает командующего силами ОПМ, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов ОПМ.
Под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки ОПМ.
Кто предоставляет миротворцев?
ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому по ее просьбе необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска (или берет) и опознавательный значок. Гражданский персонал ОПМ – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН. Развертывание операции осуществляется в максимально сжатые сроки с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.
По состоянию на 10 апреля 2014 г. общая численность персонала, задействованного в 16 ОПМ, управлением и поддержкой которых занимается ДОПМ, составляла 118111 человек, в том числе: военный и полицейский персонал – 97518, включая 83571 военнослужащих, 12094 сотрудников полиции, 1853 военных наблюдателей; гражданский – 16979 (по состоянию на 31 марта 2014 г.), включая 5256 международных и 11723 местных гражданских лиц, а также 2020 добровольцев ООН и 11517 служащих. Военный и полицейский персонал предоставлен 122 странами. Всего в текущих ОПМ погибли 1445 человек. На 30 апреля 2014 г. в топ-10 стран-поставщиков контингентов для ОПМ вошли: Индия (8132), Бангладеш (8034), Пакистан (8027), Эфиопия (6628), Руанда (4709), Нигерия (4614), Непал (4612), Гана (2992), Сенегал (2967) и Иордания (2729).
На всех этапах становления и развития института ОПМ с использованием военных наблюдателей и вооруженных сил ООН Советский Союз, а затем Россия как постоянный член СБ активно участвовали в определении основных принципов их комплектования, планирования, задействования, командной структуры, материально-технического обеспечения, функционирования и финансирования.
Участие России в практической миротворческой деятельности ООН следует признать в меру активным. По состоянию на 30 апреля 2014 г. Россия представлена в 8 из 17 ОПМ (в Западной Сахаре, Гаити, Конго, Косово, Либерии, Южном Судане, Кот-д’Ивуаре, на Ближнем Востоке) и занимает 64-е место среди 122 стран-поставщиков контингентов. Российский контингент насчитывает 112 человек, включая 41 сотрудника полиции, 67 военных экспертов ООН и 4 военнослужащих.
Деятельность ООН и региональных организаций в области миротворчества
В Главе VIII Устава (в частности, в статье 52) отмечается, что ООН «ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации… Члены Организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности». Вместе с тем в заявлении председателя СБ на заседании Совета 16 сентября 1998 г. была обозначена первостепенная роль ООН в установлении общих стандартов миротворчества и указано на «необходимость полностью информировать его [Совет] о мероприятиях по поддержанию мира, осуществляемых или планируемых региональными или субрегиональными организациями». Кроме того, в заявлении от 30 ноября 1998 г. председатель СБ подтвердил, что деятельность, предпринимаемая в рамках региональных соглашений или региональными органами, включая принудительные меры, должна осуществляться в соответствии со статьями 52, 53 и 54 Устава. Он также подчеркнул, что «санкционирование Советом действий региональных или субрегиональных организаций либо государств-членов или коалиций государств может быть одним из эффективных способов реагирования на конфликтные ситуации».
Таким образом, региональные организации не должны нарушать Устав и осуществлять миротворческую деятельность в обход санкций СБ, как это было в случае с односторонним применением силы против Белграда со стороны НАТО. Кроме того, не должен иметь место выход за рамки предоставленного СБ мандата (пример такого нарушения – операция НАТО в Ливии).
В целом в последнее десятилетие обозначилась тенденция к усилению роли региональных организаций в миротворчестве, в том числе в проведении операций по поддержанию мира, как самостоятельных, так и в сотрудничестве с ООН. Некоторые организации (НАТО, ЕС, Западноевропейский союз, АСЕАН, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ, СНГ, Африканский союз) сформировали собственные концепции миротворчества, а большинство из них осуществили их на практике. В качестве примера можно привести смешанную операцию Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД). На сегодня это крупнейшая миротворческая миссия в мире.
Перспективы миротворческой деятельности
Современным конфликтам присущи высокая интенсивность и затяжной либо вялотекущий характер боевых действий (примеры – Босния и Герцеговина, Сомали, Абхазия, Приднестровье и т.д.), большие потери среди мирного населения. Поэтому в обозримом будущем миротворческая деятельность в различных форматах будет пользоваться спросом.
Миротворческие операции более всего преуспели в предотвращении эскалации конфликтов, в то время как решение задач по осуществлению совокупности мандата и ограничению числа жертв следует признать успешным лишь отчасти [1]. В любом случае миротворчество – это, безусловно, не панацея, а всего лишь комплекс усилий по содействию урегулированию конфликтов, так как окончательное решение является в первую очередь ответственностью противоборствующих сторон. За всю историю практики миротворчества успехи такой деятельности безоговорочно подтверждают необходимость ее продолжения, хотя и указывают на целесообразность шагов по повышению ее эффективности. В частности, не проработанным остается вопрос о контртеррористической составляющей миротворческих операций [2].
Нынешние реалии диктуют необходимость соответствия новым требованиям в миротворческой деятельности.
Во-первых, все миротворческие операции должны иметь возможности заметно менять жизнь людей в районе действия миссии на относительно раннем этапе ее деятельности. В частности, руководитель миссии должен иметь право использовать небольшую часть фондов для реализации проектов, способных дать быструю отдачу в плане реального улучшения качества жизни, что позволит завоевать доверие населения к новой миссии.
Во-вторых, «свободные и справедливые» выборы должны рассматриваться как часть более широких усилий по укреплению органов управления.
В-третьих, использование ресурсов, предоставленных государствами-членами ООН, должно осуществляться с максимальной финансовой эффективностью.
В-четвертых, связанный с правами человека компонент любой миротворческой операции крайне важен для эффективного миростроительства.
В-пятых, разоружение, демобилизация, реинтеграция бывших комбатантов и оказание помощи в возвращении внутренне перемещенных лиц и беженцев – важнейшие средства, способствующие установлению постконфликтной стабильности и уменьшению опасности возобновления конфликта.
В-шестых, путь к полной нормализации жизни в пережившем конфликт обществе лежит исключительно через осуществление мер по национальному примирению, которые должны охватывать всех бывших участников конфликта.
1. Bratt D. Assessing the Success of UN Peacekeeping Operations // International Peacekeeping. 1996 (Winter). Vol. 3. № 4. P. 64–81.
2. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М.: Международные отношения, 2012.
Миротворческая деятельность ООН
Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении Организации Объединенных Наций (ООН) для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.
Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.
В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон; беспристрастность; неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.
Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности ООН. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.
Начало миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Цель миссии состояла в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами.
Со временем спектр задач, которые поручаются операциям ООН по поддержанию мира, существенно расширился в связи с изменением характера конфликтов и необходимостью более эффективного реагирования на угрозы международному миру и безопасности.
Сегодня многопрофильные операции по поддержанию мира проводятся не только в интересах обеспечения мира и безопасности, но и в целях содействия политическому процессу, защиты гражданских лиц, разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, а также оказания помощи в организации выборов, защите и поощрении прав человека и восстановлении законности.
Хотя каждая операция ООН по поддержанию мира имеет свою специфику, задачи, возлагаемые на миротворцев Советом Безопасности, в принципе схожи между собой. В зависимости от мандата операции по поддержанию мира могут решать следующие задачи:
— развертывание сил для предотвращения конфликта или его перетекания через границы;
— стабилизация конфликтной ситуации после прекращения огня; создание условий для достижения соглашения об установлении прочного мира между сторонами;
— обеспечение осуществления всеобъемлющих мирных соглашений;
— оказание содействия странам или территориям в преодолении переходного периода и создании стабильного правительства на основе демократических принципов, эффективного управления и экономического развития.
С учетом характера проблем миротворцы ООН часто привлекаются к участию в мероприятиях, которые по сути относятся к категории миростроительства, в том числе к содействию решению задач в следующих областях:
— разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов;
— реформирование сектора безопасности и осуществление других мероприятий, связанных с обеспечением правопорядка;
— защита и поощрение прав человека;
— помощь в проведении выборов;
— поддержка мер по восстановлению и укреплению государственной власти;
— содействие социально-экономическому восстановлению и развитию.
Мандаты Совета Безопасности включают также ряд межсекторальных тематических задач, которые регулярно поручаются операциям ООН по поддержанию мира в соответствии со следующими важнейшими резолюциями Совета Безопасности: о женщинах и мире и безопасности (2000), в которой подтверждается важная роль женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов и в миростроительстве; о детях и вооруженных конфликтах (2005), в которой говорится, что защиту детей в условиях вооруженного конфликта следует рассматривать в качестве важного аспекта любой всеобъемлющей стратегии по разрешению конфликта; о защите гражданского населения в вооруженных конфликтах (2006).
Всего с 1948 года было проведено 69 операций по поддержанию мира. В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира. Общая численность персонала, служащего в них, составляет 125 396 человек. По состоянию на 31 марта 2015 года, военный и полицейский персонал, предоставленный 120 странами для участия в операциях по поддержанию мира, составляет 106 595 человек (военнослужащие — 91 962; полиция — 13 122; военные наблюдатели — 1781). Численность гражданского персонала по состоянию на 31 декабря 2014 года составляла 17 092 человека (международный персонал — 5 277; местный персонал — 11 678).
В операциях участвует 1846 добровольцев ООН (по состоянию на 31 марта 2015 года).
В текущих операциях погибло 1564 человека, а общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года составило 3348 человек.
С 1948 года посредством успешных операций по поддержанию мира ООН содействовала урегулированию конфликтов и достижению примирения в десятках стран, включая Камбоджу, Сальвадор, Гватемалу, Мозамбик, Намибию, Таджикистан и Тимор-Лешти.
Миротворческая деятельность ООН положительно повлияла на ситуацию и в других районах, где недавно завершились или все еще проводятся операции, в том числе в Сьерра-Леоне, Бурунди, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Гаити и Косове. Обеспечивая базовые гарантии безопасности и антикризисные меры, эти операции ООН оказали поддержку политическим реформам и содействовали становлению новых государственных структур.
Однако известны случаи, когда миротворческая деятельность ООН и в целом реакция на события международного сообщества были подвергнуты критике и признаны неадекватными, в частности в Сомали, Руанде и бывшей Югославии в начале 1990-х годов.
Расходы на операции по поддержанию мира Организации Объединенных Наций финансируются за счет всех государств-членов. Генеральная
Ассамблея соотносит расходы со ставкой взносов для операций по поддержанию мира с учетом экономического положения государств-членов, постоянные члены Совета Безопасности должны нести большую часть расходов с учетом их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.
Утвержденный бюджет операций ООН по поддержанию мира на финансовый год с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года составляет около 7,06 миллиарда долларов. Для сравнения: это менее 0,5% от военных расходов во всем мире (которые составляли около 1747 миллиардов долларов в 2013 году).
Кроме того, многие страны добровольно на безвозмездной основе предоставляют дополнительные ресурсы на поддержку операций ООН по поддержанию мира в виде предоставления транспортных средств, оснащения, обеспечения персонала и финансовых взносов сверх установленной шкалы взносов на операции по поддержанию мира.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников