Мистерия что это такое простыми

Значение слова «мистерия»

Мистерия что это такое простыми. Смотреть фото Мистерия что это такое простыми. Смотреть картинку Мистерия что это такое простыми. Картинка про Мистерия что это такое простыми. Фото Мистерия что это такое простыми

1. В древней Греции, древнем Риме и странах древнего Востока — таинство, система культовых обрядов, в которых могли участвовать только посвященные.

2. Религиозная драма на библейские сюжеты в средние века в Западной Европе.

[От греч. μυστήριον — таинство]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.

Если в Италии мистерия умерла естественным образом, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции— 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, и Кальдерон де ла Барка, Педро; лишь в 1756 году они были официально запрещены указом Карла III.

В ХХ веке образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола («Иов», 1950).

МИСТЕ’РИЯ, и, ж. [греч. mystērion — тайна] (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (истор.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии. 2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (истор. лит.). || Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как высшая форма синкретического искусства (истор. искус.). Незаконченная м. Скрябина.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мисте́рия

1. истор. тайные священнодействия в Греции и Риме, совершались как часть государственных культов или как обряд религиозных обществ и частных лиц

Источник

Значение слова мистерия

Словарь Ушакова

1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.

2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (ист. лит.).

| Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как выСШАя форма синкретического искусства (ист. иск.). Незаконченная мистерия Скрябина.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(от греч. mysterion — тайна, таинство) — вид средневекового религ. представления в Зап. Европе. Возникнув в XII—XIII вв., мистерии получили развитие в XV в. во Франции, в Англии и Германии. Постановкой мистерий, в которых принимали участие десятки, а иногда сотни человек, занимались гор. совет и ремесленные цехи. Они придавали спектаклю большую роскошь и иногда превращали его в демонстрацию своей Щедрости. Представления разыгрывались на площади или на ярмарке в течение нескольких дней, иногда недель, превращаясь в яркие и занимательные зрелища с довольно сложной бутафорией. Примером ранней м. является англо-нормандская «Игра об Адаме» (сер. XII в.), а поздней, гигантской, — «Мистерия Ветхого завета» (50-е гг. XV в.). С течением времени религиозно-дидактич. мотивы в мистериях постепенно уступают место бытовым и комич. элементам, библ. персонажи приобретают черты живых людей, их поступки получают психологич. обоснование. Усиление светского начала привело в XVI в. к запрещению церк. властями постановок мистерий.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. mysterion – тайна)

1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов;

2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом, заимствованным из Ветхого или Нового завета. В представлениях мистерий религиозные сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми эпизодами;

3) жанр религиозно-мистической символической драмы, рассматривавшийся символистами как высшая форма синкретического искусства.

Словарь музыкальных терминов

(от гр. mysterion — тайна, таинство) — музыкальный спектакль XIII в. Сюжеты мистерии заимствованы из Библии, Евангелия, житий святых. Представления мистерии устраивались на городских площадях и в них сочетались религиозная мистика с бытовым реализмом. Мистерия подверглись запрету в XVI в. К мистерии по содержанию приближаются не­которые оперы и оратории («Парсифаль» Р. Вагнера, «Легенда о святом Кристофе» В. д’Энди и др.).

Эстетика. Энциклопедический словарь

Характерной особенностью мистерий являлась их масштабность. Это были в прямом смысле всенародные религиознохудожественные акции, в которых принимали участие порой по несколько сотен человек и которые могли длиться по многу дней, а иногда и месяцев с регулярными перерывами и столь же регулярными возобновлениями длящегося мистериального действия. Так, «Мистерия Ветхого Завета» состояла из 40 пьес и предполагала участие в них 250 исполнителей.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

МИСТЕРИЯ, и, ж. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями.

Источник

МИСТЕРИЯ

Полезное

Смотреть что такое «МИСТЕРИЯ» в других словарях:

Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия

Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов

МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка

мистерия — См … Словарь синонимов

МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова

МИСТЕРИЯ — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Современная энциклопедия

МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь

МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии

мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Мистерия

Объем мистерий с другой стороны расширялся еще и потому, что одновременно с указанными добавлениями шла циклизация отдельных литургических драм в одно целое. Из церковного обряда «Пророки» выделялись для обособления литургические драмы о Моисее, Исайи, Давиде, Аврааме, Адаме и т. п. Эти развившиеся драмы посредством указанных добавлений снова соединялись. Таким образом произошла мистерия об Адаме и Еве. Из отдельных новозаветных драм образовалась другая мистерия «Страсти Господни». По образцу этих двух мистерий создалась мистерия о 43 чудесах Богородицы, совершившихся от ее успения до современных составителям мистерии событий. Эта циклизация отдельных драм сосредоточивается около одного главного события.

Мистерия об Адаме и Еве и их грехопадении развертывает тему об искуплении от прародительского греха всего человечества крестною смертью Иисуса Христа. Одним из самых важных моментов является рождение спасителя. Для этого и выводятся на сцену пророки, предсказывающие его пришествие. Главной темой новозаветной истории являются страдания Христа, и все события из его земной жизни имеют ввиду этот момент. Циклизация отдельных драм вызывалась особенностями христианских праздников. Праздники Рождества и Пасхи совершались в течение нескольких дней. С этой целью драмы так циклизировались, чтобы их можно было разыгрывать во время всех календарных праздничных дней.

Со стороны своего построения мистерии не отличались художественностью. Сюжеты их не являлись свободным проявлением творчества: они были заимствуемы или из св. писания, или из житий святых, или же из легенд. Это заимствование было рабским копированием чужого текста. Самостоятельность выражалась только в построении стиха. Добавления к основному тексту, о которых была речь выше, хотя во многих случаях и были живым воспроизведением действительности, но часто они внешним способом прикреплялись к сюжету и затемняли первоначальный смысл мистерий, и этим нарушалось единство сюжета. Вследствии заимствования текста и рабского следования ему, мы не видим в мистериях постепенного и, кроме того, свободного развития характеров. Характер действующего лица являлся сразу данным в библейском или легендарном тексте, поэтому не может быть и речи о постепенном проявлении психических особенностей. Свободное раскрытие духовных сил отсутствовало потому, что человек был поставлен в зависимость от внешних сил, от ангелов и демонов, или же он следовал указаниям отвлеченных добродетелей и пороков, которые в позднейших мистериях выводились в виде Милосердия, Терпения, Любви, Скупости, Расточительности и т. д.

Этот недостаток художественности восполнялся введением частных параллельных сюжетов. Так, сцене входа господня в Иерусалим предшествовала сцена борьбы Давида с Голиафом, сцене разрушения Иерусалима — сцена вавилонского плена и т. д. и т. д. Этими вставочными сценами нарушалось не только единство впечатления, но также и единство хронологической последовательности. Отсюда получилась растянутость действия, ослабляющая интерес к произведению. Для поддержания интереса после отдельных сцен вводились интермедии, в которых чаще всего главными действующими лицами были чертенята.

Все эти виды жестокости должны были содействовать эффективности представления. Эту эффективность преследовали и многие другие приспособления декоративного характера. Из ада извергалось пламя, при сотворении мира появлялись птицы, звери, рыбы. Ангелы поднимались на небо на каких-то летательных машинах, на той же летательной машине поднимался и Симон Волхв в мистерии «Деяния апостолов». Сатана из ада выходил в пламени. Ангелы во рту имели трубочки, в верхних концах которых лампочки горели разноцветными огнями. Словарь литер, терминов. За невозможностью реально изобразить какое-либо чудесное явление употреблялся волшебный фонарь, как это можно судить на основании заметок в тексте школьных драм: здесь показывается „per umbras“, т.-е. через тени. Для производства мучений употреблялись различные манекены. Орудия пыток для этих манекенов были многочисленны, и все они были заимствованы от святой инквизиции. Хлеб в сцене чудесного насыщения, совершенного Иисусом Христом должен быть доставляться булочниками в таком количестве, которое было бы достаточно для раздачи не только актерам, но и зрителям. Вино при разыгрывании сцены чуда в Кане Галилейской должно было доставляться виноторговцами также для зрителей и участников. Диадемы для волхвов представлялись ювелирами. Матросы, рыбаки, плотники должны были давать все нужное при разыгрывании мистерии о потопе. Церковь давала одеяния и т. д.

Мистерии в начальной стадии своего развития составлялись на смешанном языке — латинском и местном. На латинском языке велись речи библейских лиц — пророков, апостолов и т. п., исполняемых обыкновенно клириками. Иногда Ирод и Навуходоносор также выполняли свои роли на латинском языке. Речи остальных действующих лиц произносились на местном языке, в особенности в тех случаях, когда на сцене воспроизводился современный быт. С течением времени латинский текст, как непонятный для большинства зрителей, тем же актером переводился на местный язык дословно или же с различными дополнениями. В последней стадии своего развития мистерии разыгрывались исключительно на местном языке, чему содействовала реформация. Мистерии составлялись в стихотворной форме силлабическим размером или безыменными единичными авторами или целым коллективом, преимущественно из монахов. Из отдельных авторов известны Жан Бодэль (о св. Николае), Рютбеф (о Феофиле) и Арну Гребан (о страстях Господних).

Так как наиболее краткие мистерии разыгрывались в течение трех дней, а наиболее обширные от 8 и даже до 40, то количество действующих лиц было громадно. В мистерии Арну Гребана «О страстях Господних», состоящей из 34.575 стихов, действующих лиц было 224. Профессиональные артисты-жонглеры редко были участниками в мистериях. Контингент актеров составлялся из священнослужителей и членов различных средневековых цехов.

Театр был подвижным и неподвижным. Неподвижный устраивался из досок и по окончании представления разбирался. Места для зрителей были под открытым небом. Подвижный театр был связан с различными шествиями и процессиями. На перекрестках улиц на бочках устраивались помосты. К этим помостам подъезжали двух-ярусные кареты. Артисты, выполнивши на помосте первую сцену, отъезжали ко второму. К первому помосту подъезжала вторая карета и выполняла вторую сцену и т. д.

Для разыгрывания мистерии устраивались общества из представителей цехов и горожан при содействии духовенства. На мистерию смотрели, как на богоугодное дело и поэтому, кроме членских взносов, поступали пожертвования. В крайних случаях, при недостатке денег, закладывались мощи. Членами этого общества были исключительно мужчины, они же были и актерами. Женские роли исполнялись также мужчинами. В Испании в женских ролях выступали часто бородатые. Женщины допускались к участию только в немых сценах. Из членов общества составлялось правление. Оно заботилось об устройстве сцены, назначало репетиции, приспособляло текст, устраивало предварительные процессии для оглашения дня представления и т. д. К разыгрыванию пьесы готовились в течение продолжительного времени. Перед репетициями актеры приносили присягу в том, что они будут добросовестно относиться к своим обязанностям. С неисправных взимался штраф. Накануне спектакля после торжественной обедни участвующие в мистерии устраивали в соответствующих роли костюмах шествие по городу для оповещения жителей города о начале представления. Процессия эта была очень торжественной: в ней участвовал магистрат или его представители. Впереди шли трубачи, барабанщики, литаврщики, стражники и т. п. На остановках пролог вкратце знакомил с постановкой мистерии. Перед спектаклем трактирщики должны были сообщать в магистрат о всех прибывших в город сведения об их нравственной благонадежности для предупреждения грабежей и краж. В день спектакля городские ворота, запирались, мосты поднимались на цепи, улицы также окружались цепями с тем, чтобы в город не могли проникнуть грабители или рыцари для разбоя. Все жители города оставляли с раннего утра, часто с 4 часов, свои дома и шли на спектакль. По улицам для охраны имущества разъезжали стражники. Богослужение в церквах укорачивалось. Установить порядок в тысячной толпе было очень трудно. Применялись различные способы. Сохраняющим порядок и молчание раздавались индульгенции. Некоторым угрожали отлучением от церкви. Нередко Ирод призывал к порядку, размахивая саблей. Выступали чертенята и упрашивали зрителей шуметь и производить скандалы, так как это нравится сатане, и он вознаградит за ато всех его помощников. В крайнем случае перед спектаклем совершалась месса, и религиозная толпа умолкала. По окончании мистерии устраивалось торжественное богослужение, на котором должны были участвовать и чертенята в своих костюмах, царь Ирод и все язычники.

Мистерии прекратили свое существование в XVI веке вследствие того, что неблагопристойность действия, развившаяся на почве грубого реализма, достигла крайних пределов, на что было обращено внимание представителями реформации. Поэтому папы запретили их разыгрывание. В настоящее время мистерия «Страсти господни» разыгрывается через каждые десять лет в баварской деревне Обераммергау в память чудесного прекращения чумы, бывшей в 1601 г. В ней учавствуют 700 человек. Представление длится один день и происходит в долине.

Источник

Значение слова мистерия

мистерия в словаре кроссвордиста

мистерия

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (истор.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, ж. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего Востока).

Средневековое сценическое представление на один из таких сюжетов (обычно на открытом воздухе и сопровождавшееся интермедиями).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «мистерия»:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «мистерия»:

Википедия

Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов » более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.

В ХХ веке образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола (« Иов », 1950 ).

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «мистерия»:

Примеры употребления слова мистерия в литературе.

Это были Мистерии, в которых жила сущность, не сошедшая до телесной инкарнации, но которую могли созерцать люди с атавистическим ясновидением, если они были соответствующим образом подготовлены через Мистерии этой сущностью.

Мы не побоялись влиться в эту стародавнюю мистерию, это правда, но тут нам предстояло вновь собраться с духом и войти в уцелевшее здание баснословно древней эпохи, природа которой постепенно открывалась нам во всей своей чудовищной неповторимости.

Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

Любовь к роскоши, эксцентричность и высокомерие Алкивиада, вкупе с приписанным ему надругательством над мистериями, заставляют неустойчивый в своих симпатиях демос круто изменить отношение к недавнему кумиру.

Посвященные древних мистерий говорили своим приверженцам таким образом, что эти последние видели в восприятии доземного бытия благодатный дар духовного солнечного существа, отблеск которого предстает нам в физическом солнце.

Посвященные, во времена мистерии Голгофы еще продолжавшие поддерживать древние методы посвящения, говорили желавшим их слушать людям о том, что существо, раньше дававшее человеку из духовных миров в земное бытие отзвук доземного, сошло как Христос в физический, земной мир и приняло телесность в человеке Иисусе.

Кто признает миры, пережитые человеческой душой в доземном бытии, тот сможет также поднять свой взор к Тому, Кто как Христос до события мистерии Голгофы жил только в этом бытии, и пройдя через эту мистерию, со времени ее свершения, связал свою жизнь с земным человечеством.

В друидических мистериях Британии, граница между символической и физиологической смертью была весьма зыбкой.

Следовали этому Евдокс и Гермипп и пости все те, кто исследовал мистерии Платона и Пифагора.

Когда закончится мистерия и наши гости, ливы и земгалы, покинут Ригу, зайди ко мне.

Пусть я буду лжецом, если идольские мистерии и празднества, напротив, не создают себе веры и уважения приношениями, приготовлениями и расходами.

Ибо Критий захватил Элевсин, город, где проводились знаменитые мистерии, чтобы иметь убежище для себя и своей кровавой шайки на случай падения Афин.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: misteriya
Задом наперед читается как: яиретсим
Мистерия состоит из 8 букв

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *