Мистраль что это означает
Значение слова мистраль
Словарь Ушакова
мистр а ль, мистраля, муж. (франц. mistral) (геогр.). Северо-зап. сухой и холодный ветер в южной Франции.
Словарь Ветров
, мистрао, мистраон, маэстро
(прованс. главный, «руководящий» ветер)—сильный, порывистый, холодный и сухой ветер северных направлений, сопровождающийся ясной погодой в долине р. Роны и во всем Лионском заливе. Падающий ветер типа боры, стекающий по понижению рельефа. В дельте р. Роны и в долине р. Дюранс он северо-восточный, в Провансе и на о. Корсика — северо-западный, а в Тулоне — западный. М. возникает в результате прорыва холодного воздуха к морю через понижение рельефа между Альпами и Пиренеями, который происходит на широком фронте от устья р. Эбро до Генуэзского залива (от Барселоны до Генуи), иногда достигает о. Корсика, Балеарских островов и даже берегов Африки. В долине р. Роны М. усиливается в сужении рельефа у порога Наруз, достигает иногда скорости 50 м/с и более. Если в Балансе, у слияния рек Рона и Изер ветер достигает 25 м/с, то несколько южнее (например, в Ниме) он уже вдвое слабее. М. чаще всего наблюдается зимой, дует по 3—4 дня в каждом зимнем месяце. В некоторые годы в Ниме в феврале число дней с М. достигало 24. Летом М. заметно слабее, чем зимой. В Марселе М. наблюдается до 175 дней в году.
При ясном небе и холодной погоде М. порождает сильное волнение на море, зыбь достигает берегов Африки.
Схема приземного барического поля при возникновении Мистраля в тылу генуэзского циклона.
Приближение отрога азорского антициклона к Центральному массиву при наличии циклона над Средиземным морем порождает полный северо-западный М.-плен (mistral-plein). Наибольшей силы М.-плен достигает при движении циклона над Лионским заливом. При малых барических градиентах возникает локальный (малый) М., несильный и непродолжительный ветер. В Провансе его называют мистрале, мистраля-петит (rriistralet, mistrala-petit) или мистрале-энтрэ (mistral intre — выдыхающийся мистраль). М.-энтрэ возникает утром и исчезает вечером. Он охватывает только долину р. Роны. В Провансе М. имеет и другие местные названия: манго фанго —ешь грязь, лиго фанго — лижи грязь, липо фанго — глотай грязь (возможно, в связи с высушивающим действием ветра), а также маистро, местр и сэкэр (высушивающий ветер). Когда М. сопровождается дождем (при прохождении холодного атмосферного фронта), в Марселе его называют мистро брю (mistrau bru, mistrau brouille — туманный М.). Западнее порта Сет северо-западный или северный М. называется трамонтан.
М. уничтожает посевы, вырывает с корнем деревья. Плантации приходится защищать десятиметровыми щитами из сухого тростника или кипарисовыми лесополосами, ориентированными перпендикулярно опасным ветрам. На наветренных сторонах зданий не делают окон и дверных проемов.
М. вызывает внезапное ухудшение состояния некоторых больных людей — ощущение удушья и сердечную недостаточность, однако местные жители считают его полезным для здоровья. Ср. Адриатическая бора, Этезии.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МИСТРАЛЬ, я, м. На юге Франции: сильный северо-западный ветер.
Словарь Ефремовой
м.
Холодный северный или северо-западный ветер, дующий в зимнее и весеннее время
на южном побережье Франции.
Мистраль
Из Википедии — свободной энциклопедии
Мистраль (окс. mistral, прилагательное от слова «хозяин, мастер») — холодный северо-западный ветер, дующий с Севенн на средиземноморское побережье Франции в весенние месяцы и признанный настоящим бичом сельского хозяйства долины Роны и всего Прованса. Впрочем, именно он служит залогом безоблачной погоды, столь свойственной этому региону. В восточной части Лазурного берега действие мистраля намного слабее.
Мистраль образуется при встрече атлантического антициклона и североморского циклона и является разновидностью катабатического ветра (как и бора). Часто ветер настолько силён, что вырывает с корнем деревья. В любом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих деревьях, которые зачастую наклонены к югу.
«Прибыл на лошади Юсуф, и после подобающих случаю приветствий мы отправились вдвоём обедать в беседку, откуда видно было море и где мы наслаждались лёгким ветерком, умерявшим великую жажду. Ветерок этот дует каждый день в один и тот же час и зовётся мистраль.»
…мистраль — один из трёх бичей Прованса, двумя другими, как известно, или как, может быть, неизвестно, считались Дюранс и парламент.
Ледяная ночь, мистраль
(Он ещё не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.
Мистраль — ветер, туч застрельщик,
мути тать, небес метельщик
воющий, как ты мне мил!
Ты да я — два первых сына
недр одних, — удел единый
нам навеки рок судил…
(Перевод В. М. Бакусев, 1990 г.)
«Вы ещё не нюхали мистраля? Бог мой, вот увидите. Мистраль, словно бич, обрушивается на город и не стихает двести дней в году. Если вы пытаетесь пройти по улице, мистраль швыряет вас, прижимая к стенам домов. Если вы в открытом поле, он валит вас с ног и вдавливает в землю. Он переворачивает вам все кишки, — вам уже кажется, что вот-вот всему конец, крышка. Я видел, как этот дьявольский ветер вырывает оконные рамы, выворачивает с корнями деревья, рушит изгороди, хлещет людей и животных так, что, того и гляди, разорвет их в клочья.»
(Перевод Н. Банников, 1991)
«Ветер начался на закате. Солнце коснулось горных вершин, бездонная голубизна неба потемнела, подёрнулась бутылочной зеленью, и только что едва видимые, размытые контуры горы, на которой стояла часовня с распятием и поблекшими, увядшими цветами, проступили резко очерченной чернью. И одновременно с этим потянул ветер: плотная и тугая стена воздуха с вкрапленными в неё льдистыми пылинками. Ветки деревьев упруго, без дрожи согнулись, словно придавленные тяжкой ладонью, а наша кровь стала стынуть, хотя мы все ещё шли, — мы остановились чуть позже, когда тропа превратилась в деревенскую, мощенную плитами улицу.»
(Перевод Андрея Кистяковского)
…У моря ли сядешь — лопочет песок,
Струится за шиворот, хлещет в висок,
Колючие брызги врываются в нос,
И ветер горланит, как пьяный матрос…
Вертолетоносец Мистраль (Mistral)
Разработка проекта корабля типа Мистраль начата в 1997 г. в рамках исследований концепции национального корабля для амфибийных десантных операций – CNOA (Concept National des Operations Amphibies, Франция). Производителем вертолетоносцев типа «Мистраль» является французская госкомпания военного кораблестроения DCNS
Назначение корабля Мистраль – десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь.
Схема вертолетоносца Мистраль (Mistral) |
Источник: http://www.warships.ru/ |
Основные данные о вертолетоносце Мистраль (mistral) |
Источник: http://img15.nnm.me/ |
В 1992 г. на выставке «Евронаваль» компания DCN представила проект перспективного десантного корабля водоизмещением около 15 000 т, названного BIP-15 (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») и представлявшего собой некий симбиоз легкого авианосца и десантного вертолётоносца-дока. Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь СВВП, которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два ДКАВП размерности LCAC или на четыре обычных водоизмещающих ДКА размерности LCM (последние еще часто называют «десантная баржа»).
Основной упор компания-разработчик сделала на продвижении своего корабля именно на международный рынок военно-морской техники, для чего был создан модельный ряд из четырех модификаций, отличавшихся преимущественно водоизмещением, главными размерениями и соответственно, вместимостью для десанта и составом корабельной авиагруппы. Самый малый, BIP-8, имел водоизмещение всего лишь 8000 т и максимальную длину 102 м, а наиболее крупный корабль, BIP-19, – водоизмещение 19 000 т и максимальную длину 190 м. Были в продуктовой линейке также модификации BIP-10 и BIP-13.
Многоцелевой ударный корабль (Batiment D’Intervention Polyvalent) BIP-19 |
Источник: http://topwar.ru/ |
В середине 2000 г. было официально объявлено решение командования ВМС Франции – создавать новый корабль на базе проекта BIP-19, а в июне был объявлен тендер, участвовать в котором пригласили две крупнейшие французские судостроительные компании: DCN и «Шантье де Атлантик» (Chantier de l’Atlantique). Победитель объявился достаточно быстро – к концу года DCN получила контракт на постройку двух кораблей нового типа, второй же участник – статус субподрядчика и поставщика отдельных элементов корпусных конструкций.
Головному кораблю было присвоено имя «Мистраль» (Mistral) – по названию сильного ветра, дующего в районе долины Роны с севера и севера-запада по направлению к морю (некий аналог черноморской боры). Это провансальское слово стало употребляться с 1519 г., в более широком понимании сейчас оно означает и просто сильный ветер.
Многоцелевой ударный корабль (Batiment D’Intervention Polyvalent) BIP-19 |
Источник: http://topwar.ru/ |
На протяжении практически всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 5200 м2 (по другим данным – 6400 м2), на которой расположены шесть взлетно-посадочных площадок для одновременного выпуска и приема вертолетов (их легко узнать по соответствующей маркировке). Под полетной палубой, в кормовой части корабля расположен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 м2. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно в кормовой части имеются два подъемника. Высадка личного состава и бронетехники десанта может производиться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 м2, в котором могут размещаться два 95-тонных ДКАВП типа LCAC или четыре ДКА типа LCM меньшего водоизмещения.
После того, как активную заинтересованность в приобретении вертолетоносцев типа «Мистраль» проявила Россия, французские специалисты приступили к изучению возможности интеграции на борт корабля отдельных видов вооружения и систем российской разработки и производства: как сообщил автору один из специалистов компании DCNS (так после слияния с компанией «Армарис» называется теперь DCN), рассматривается возможность размещения в доковой камере ДКАВП проекта 12061 «Мурена».
Компоновка и вооружение вертолетоносца «Мистраль» |
Компоновка и вооружение вертолетоносца «Мистраль» |
Источник: http://masterok.livejournal.com/ |
В кормовой части корабля, рядом с док-камерой расположен двухуровневый ангар для автомобилей и бронетехники: нижняя палуба находится на уровне дока, а верхняя – непосредственно под вертолетным ангаром. Въезд в него находится над доком, колесная техника заходит на палубу ангара своим ходом, а вот для гусеничной техники, вероятно, потребуются асфальтоходные гусеничные ленты.
Особо следует отметить, что на борту кораблей типа «Мистраль» оборудован командный центр (центр управления) площадью 850 м2, предназначенный для управления различного рода и масштаба операциями, в т.ч. осуществляемыми в автономном режиме. Он может вместить до 200 специалистов, хорошо оснащен и позволяет использовать «Мистраль» в качестве корабля управления эскадрой, флотилией или флотом, а также в ходе проведения операций межвидовыми группировками войск и сил. Кроме того, на корабле имеется госпиталь на 69 койко-мест, с возможностью незначительного их увеличения, есть две операционные комнаты и рентгеновский кабинет.
По итогам эксплуатации вертолетоносцев Мистраль рядом высокопоставленных представителей ВМС Франции было выдвинуто предложение об усилении средств ПВО корабля, в частности – за счет замены двух ПУ ПЗРК «Синбад» с ручным наведением на автоматические восьмизарядные ПУ ЗРК «Тетрал» с той же ЗУР.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля Mistral построена на использовании принципа «электродвижения»: вся электроэнергия вырабатывается четырьмя дизелями заявленной выходной мощностью по 5,2 МВт (около 7000 л.с.) каждый, которые обеспечивают все корабельные потребители электроэнергии, в т.ч. работу двух гребных электродвигателей суммарной мощностью 15 МВт (20 400 л.с.). Управление ГЭУ осуществляется при помощи специально разработанной автоматизированной системы управления и мониторинга PCMS. Отличительной особенностью движительной установки является отсутствие громоздких гребных валов, поскольку два гребных винта располагаются в специальных поворотных гондолах с диапазоном вращения 360°. Такая конструкция главных движителей делает корабль более маневренным, что особенно важно при маневрировании вблизи берега и в узких проливах. Дополнительно в передней части корпуса установлены два подруливающих устройства, а для уменьшения качки в средней части корпуса корабля имеются два стабилизатора крыльевой формы (успокоители качки).
Для Mistral была разработана специальная система управления, а высокая степень автоматизации всех процессов его жизнедеятельности позволила существенно сократить численность экипажа и повысить эффективность управления кораблем и авиагруппой. Причем система обмена данными на «Мистрале» является многофункциональной и универсальной, что позволяет легко интегрироваться в аналогичные системы, состоящие на вооружении вооруженных сил других государств – немаловажный фактор при проведении многонациональных операций. Еще одной отличительной особенностью корабля данного типа является широкое применение в ходе его проектирования стандартов гражданского судостроения. Например, все корабельные системы прошли сертификацию в отношении их «экологичности»: на корабле установлена специальная система сбора, хранения и переработки сточных вод и других отходов, которые ранее обычно попросту удалялись военными за борт.
Суммарное количество тяжелых вертолетов размерности NH90, которые может принять «Мистраль» в своем подпалубном ангаре, по данным компании-разработчика, составляет 16 машин. Число же легких вертолетов, по словам первого командира «Мистраля» капитана 1 ранга Жиля Хюмо, может достигать порядка трех десятков. Не исключена возможность базирования и других ЛА, например, боевых и/или разведывательных БЛА. При этом имеется одно ограничение – максимальная масса летательного аппарата должна не превышать 33 т, причем только на одной из шести вертолетных площадок. Подпалубный ангар оборудован местом технического обслуживания и ремонта с подъемно-крановым устройством. Предусмотрено размещение личного состава авиагруппы численностью до 160 человек, в распоряжении которых имеется 22 кубрика и каюты. Для обеспечения полетов вертолетов и других летательных аппаратов на корабле имеются РЛС DRBN-38A и оптическая система посадки, предназначенная для формирования цветовых зон глиссады и курса для безопасной посадки ЛА в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью.
Для опускания вертолетов в ангар и подъема их обратно на полетную палубу используются два подъемника грузоподъемность 13 т каждый. Главный, площадью 225 м2, расположен непосредственно в кормовой оконечности корабля, а второй, меньший по площади (120 м2), находится за надстройкой по левому борту. Главный подъемник при этом обеспечивает возможность поднятия вертолетов с лопастями несущего винта, установленными в рабочее положение, что ускоряет процедуру подъема машины в воздух. Корабли типа «Mistral» могут принимать на борт любые вертолеты, состоящие на вооружении французских вооруженных сил. К настоящему времени уже успешно проведена «обкатка» на корабле таких вертолетов, как «Линкс», «Кугар», NH90, «Тигр», «Пума», «Экюрель», «Пантера» и CH-53 «Си Стэльон». Стандартным вариантом французские военные считают размещение на корабле смешанной авиагруппы, половина которой (восемь машин) – вертолеты NH90, а остальные – новейшие боевые «Тигры».
Мистраль несет либо четыре десантных катера (LCU), либо два десантных катера на воздушной подушке (LCACs). ВМС Франции заказали новые высокоскоростные десантные катера, engins de débarquement amphibie rapide (EDA-R), которые могут быть размещены на Мистрале.
750-метровый² госпиталь на 69 коек оснащен двумя операционными. Если же потребуется дополнительный госпиталь или дополнительные санитарные места, то ангар может быть преобразован в модульный полевой госпиталь.
MMR-3D NG G-диапазона от Thales Naval France имеет антенну с легкой фазированной решеткой и работает как радар радиолокационного наблюдения и как датчик системы самообороны с автоматическим переключением режима.
В поверхностном режиме наблюдения MRR3D-NG может обнаружить цели на малых и средних высотах на дальности до 140 км и в дальнем 3D-режиме наблюдения воздушные цели до 180 км. В режиме самообороны он может обнаруживать и отслеживать любые угрозы в радиусе 60 км. Навигационный радар Sperry Marine Bridgemaster работает в I-диапазоне.
Французский корабль класса «Мистраль. Фото: www.bbc.co.uk |
УДК Мистраль |
УДК «Мистраль». Фото: www.liveinternet.ru |
24 декабря 2010 г. объявлено о заключении соглашения с консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российской ОСК для постройки вертолетоносцев Мистраль для России.
Головному кораблю вертолетоносца типа Мистраль для России присвоено имя – “Владивосток”. Этот вертолетоносец будет передан на тихоокеанский флот ВМФ России во Владивосток.
Мистраль вертолетоносец «Владивосток» видео.
Строительство пункта базирования для «Мистралей» во Владивостоке планируется завершить к осени 2015 года.
Сервисное обслуживание и технический осмотр российские вертолетоносцы “Мистраль” будут проходить на мощностях представительства компании Wartsila в Санкт-Петербурге
Так же “Балтийскому заводу” (г.Санкт-Петербург) заказано строительство части секций корпусов и первых двух кораблей серии (12 блочных секций кормовых частей кораблей).
Проектирование варианта корабля для ВМФ России (BPC Russe) ведется в два этапа. Первый этап – эскизное проектирование – завершен в апреле 2012 г. Технический проект корабля должен быть завершен в сентябре 2012 г. Проектом предусматривается модификация под размещение российской авиационной техники, русификация пользовательских интерфейсов и адаптация корабля и полетной палубы для зимней эксплуатации (электрообогрев палубы и т.п.).
Борта корпуса корабля не имеют бронирования.
Фото вертолетоносцев Мистраль (Mistral) L9013 и Tonnerre L9014 ВМС Франции (автор – Pascal Fournier, Marine Nationale) |
Источник: http://en.dcnsgroup.com |
Подруливающие винты в носовой части корпуса.
Фото винто-рулевой колонки ДВКД “Владивосток” типа Mistral. Перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото – Даниил Низамутдинов). |
Источник: http://en.ria.ru |
Корабль Мистраль предназначен для базирования до 16 вертолетов массой по 12 тонн каждый / 32 легких вертолета. В ВМФ России планируется базирование 8 ударных вертолетов Ка-52К и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29.
Цена вертолетоносца Мистраль на 2010 г. около 900 млн евро.
Корабли типа Mistral ходят на дизельном топливе и мазуте марки IFO-180 – так называемая «натовская» спецификация морских топлив ничем не отличается от стандартов ISO, а также ГОСТов и ТУ, по которым производится судовое топливо в России.
Значение слова «мистраль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Мистраль — сильный и холодный северо-западный ветер, дующий с горной цепи Севенны на Средиземноморское побережье Франции.
«Мистраль» — переносной зенитный ракетный комплекс производства Франции.
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — тип кораблей-вертолетоносцев производства Франции.
«Мистраль» — головной корабль серии.
Мистраль (Mistral One design) — класс досок для виндсёрфинга.
Nissan Mistral — марка автомобиля.
МИСТРА’ЛЬ, я, м. [фр. mistral] (геогр.). Северозападный сухой и холодный ветер в южной Франции.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мистра́ль
1. сильный и холодный северо-западный ветер, дующий иногда с Севенн на Средиземноморское побережье Франции ◆ Natalie хотела ехать со мной; я уговорил ее остаться; к тому же погода круто переменилась, подул мистраль, холодный, как лёд, и с сильным дождем. Герцен, «Былое и думы», 1862-1866 г. ◆ Мистраль — холодный ветер с гор, уже обильно покрывшихся снегом, — к вечеру по обычаю стихал, но сил у него ещё хватало волновать жёсткую и длинную листву пальм, сухо шелестя в ней. Анатолий Хруцкий, «Окаянные дни Ивана Алексеевича», 2001 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ) ◆ Резко подскочила со стула прямо к француженке и что-то шепнула ей на ухо, ту как мистралем сдуло. Аркадий Пастернак, «Сонька-помойка (Воспоминания покойника)», 2002 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
2. разновидность доски для виндсёрфинга
Мистраль
1. фамилия ◆ В 1963 году вышел сборник стихов Габриелы Мистраль в переводе Савича: на некоторое время эта книжечка стала главным чтением Ахматовой. Анатолий Найман, «Рассказы о Анне Ахматовой», 1986-1987 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Высокой чести быть увековеченным удостоены свыше 200 писателей, в том числе лауреаты Нобелевской премии по литературе — француз Ромен Роллан, провансалец Фредерик Мистраль… Я. В. Ренькас, «Вечный памятник», 2003 г. // «Наука в России» (цитата из НКРЯ)
2. военн. ЗРК ◆ Вооружение ЛБМ может включать 7,62- и 12,7-мм пулеметы, 40-мм автоматический гранатомет, ПТУР «Toy» или ЗРК «Мистраль». Владимир Мосалев, «Легкие боевые машины иностранных государств», 2004 г. // «Солдат удачи» (цитата из НКРЯ) ◆ В состав ВВС входят подразделения ПВО, на вооружении которых находятся ЗРК ближнего действия «Роланд-2» (9 ПУ) и «Мистраль»(24 ПУ), 22 ПЗРК (12 «Стингер»). Национальные вооруженные силы стран — участниц ССАГПЗ, «2004» // «Зарубежное военное обозрение» (цитата из НКРЯ)
3. военн. морск. серия французских десантных вертолётоносцев
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трубный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?