Мизгирь что это такое в снегурочке
Полузабытый «мизгирь»
Наверное, многие помнят купца Мизгиря из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка». Но имя персонажа непонятно многим современным читателям, особенно школьникам. Что оно означает?
Во многих диалектах на территории европейской части России и в Сибири существует нарицательное слово мизгирь (редко мезгирь, мизгарь, ма́згарь) в значении ‘паук’. Запутался, что мизгирь в тенета — такая пословица бытовала у наших предков в XVIII веке. А в украинском языке мизгирь — это ‘тарантул’.
В некоторых русских говорах мизгирями называли также низкорослых, слабосильных, болезненных или плаксивых людей. Но эти значения вторичны (‘паук’ > ‘похожий на паука’ (маленький, с тонкими ножками) > ‘слабый, хилый’) и гораздо менее распространены.
Слово мизгирь относится к исконной лексике русского языка. В древнерусскую эпоху оно произносилось несколько иначе, о чем свидетельствует написание родственного прилагательного через букву «ять»: мѣзгиревъ. Впоследствии в первом слоге развился гласный [и] под влиянием такого же звука во втором слоге, т. е. произошла ассимиляция (уподобление) гласных в соседних слогах друг другу. Но [и] во втором слоге тоже вряд ли исконный, иначе стоящий перед ним согласный [г] подвергся бы палатализации (о ней мы рассказывали здесь) и превратился в другой звук. По-видимому, вместо [и] во втором слоге первоначально произносился [ы]: мѣзгырь.
На сегодняшний день есть только одна версия происхождения слова мизгирь. Оно появилось, по-видимому, еще в праславянском языке (предположительно восстановлена форма *mězgyrь), но уже тогда было диалектным, ограниченно распространенным. Об этом говорит то, что в южно- и западнославянских языках этимологических соответствий ему не найдено. А вот в балтийских языках обнаружены слова, скорее всего, имеющие родственные связи с восточнославянским мизгирь: это литовские mezgù, mègsti ‘вязать, завязывать’ и mãzgas ‘узел’, латышское mazgs ‘узел’. Вероятно, к числу родственных по происхождению следует отнести и древневерхненемецкое mâsca ‘петля’.
Лингвисты осторожно предполагают, что в праславянском языке мог существовать глагол *mězgti ‘сплетать, плести, связывать’. От него образовалось существительное *mězga ‘сеть, паутина’ (буквально ‘то, что связано, сплетено’), а уже от него — *mězgyrь (‘плетущий паутину, паук’).
Таким образом, слово мизгирь соотносит паука с наиболее характерным его занятием — плетением паутины. По этому же принципу в некоторых диалектах образовались такие названия паука, как сетник и тенётник (‘тот, кто плетет сеть (тенета)’).
Интересно, что слово мизгирь на Руси иногда использовалось в качестве антропонима — человеческого имени. Например, в документах XVII в. упомянут крестьянин Васька Омельянов сын Мизгирь. Возможно, это прозвище. Но есть также немалая вероятность, что «паучье» имя сыну дали родители. Зачем?
На Руси нарекали новорожденных именами с негативным, «плохим» значением, чтобы уберечь малышей от происков нечистой силы. Верили, что нечисть вряд ли польстится на ребенка с неказистым или отталкивающим именем типа Немил, Нелюб, Злоба. Пожалуй, самый известный пример такого рода — имя Упырь Лихой, принадлежавшее новгородскому священнику XI в., переписчику книг. Так что Мизгирь, в общем-то, еще относительно безобидный вариант…
Конечно, А. Н. Островский выбрал такое имя возлюбленному Снегурочки не потому, что хотел отразить в сказке древнюю традицию негативных имен-оберегов. В литературной драматургии свои традиции, и Островский, следуя им, широко применял антропонимы для создания образов действующих лиц. Имена в его произведениях зачастую «говорящие», они характеризуют героев. Так и в «Снегурочке»: Мизгирь — неоднозначный персонаж, но, подобно пауку, может быть опасным расчетливым хищником (во всяком случае, до определенного момента)…
Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. — Вып. 18. — М., 1993.
Словарь русского языка XI–XVII вв. — Вып. 9. — М., 1982.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.
Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин. — Вып. 18. — М., 1982.
Главные герои «Снегурочка» характеристика персонажей пьесы Островского
Сюжетом для пьесы Островского «Снегурочка» стала народная сказка, героиней которой является девочка, дочь Мороза и Весны-Красны, прожившая короткую, но счастливую жизнь. По произведению Островского написана одноименная опера, созданы художественные и мультипликационные фильмы. Главные герои «Снегурочки» – юноши, девушки и сказочные герои.
Главные герои
Снегурочка
Мороз
Весна
Мизгирь
Любовь — награда или приговор
Берендеям в голову не приходило, что такое возможно. С давних пор в отношениях между женихами и невестами было доверие, и венок был залогом порядочности. А тут такое невероятно циничное предательство. Мураш — отец невесты, пытается призвать к ответу несостоявшегося зятя.
Страсть, терзающая души
Горячий и решительный Мизгирь в агрессивной манере пытается объяснить сначала Купаве, а потом и всем остальным, что он более не любит свою невесту. А жить с женщиной, не испытывая к ней трепетных чувств, он не хочет.
Однако в разговоре со своей новой избранницей купец признаётся, что он вовсе не безгрешен. Раньше он не ведал слёз, и даже с готовностью платил девицам за их любовь и ласки. Это тешило самолюбие, но никак не затрагивало сердце мужчины. Эмоции женщин, в судьбах которых он оставил след, его вообще не интересовали.
Встретив Снегурочку, Мизгирь влюбился по-настоящему. Но это чувство не подарило ему радость и умиротворение, наоборот, оно сводит его с ума, лишает покоя и превращает мечту о прекрасной недотроге в навязчивую идею.
Он готов исполнить любое повеление холодной красавицы. Любить, пока ей это будет угодно, а потом ждать, пока вновь призовёт к себе.
Судьбоносное решение мудрого царя
Даже суд купца не пугает. Человека, поправшего доверчивую девичью любовь Купавы, правитель приговаривает к вечному изгнанию и велит закрыть для отступника все двери — отныне для Мизгиря нет места среди честных берендеев.
Чуть раньше царь принял решение: на рассвете Ярилина дня все влюблённые, которые только есть в его краях, обретут свою пару. Повелитель уверен, что это будет самой лучшей жертвой великому Солнцу, дарящему жизнь.
Но всё же внешность Снегурочки поразила даже убелённого сединами властителя. Он понял, отчего Ярило прогневался: само существование девушки с холодным сердцем, оскорбляло бога.
Решение пришло мгновенно: невесть откуда явившаяся девица должна полюбить. И тот, кто сумеет разбудить в ней это чувство, получит не только жену из царских рук, но и богатое приданное да положение в обществе.
Пастуху Лелю, прославившемуся в народе своими песнями да красотою, государь доверяет особую миссию: красавица должна почувствовать любовь и выбрать себе суженого. Мизгирь просит об отсрочке приговора, он уверен, что только его горячее сердце сможет растопить ледяную безмятежность Снегурочки.
Трагическая развязка истории Мизгиря
Лель и Мизгиль абсолютно разные. Первый — нежный и чуткий юноша. Лель довольно долго и безуспешно добивался взаимности от приёмной дочери бобыля Бакулы. Уж сколько ей песен было спето, сколько разговоров было — всё без толку. В конце концов пастух выбирает себе другую — ту самую Купаву, которая полна жизни и готова полюбить.
Второй — полная противоположность. Взрослый, уверенный в себе и даже гордый мужчина. Но он готов на коленях вымолить любовь, даже купить по обыкновению, выменяв на бесценные сокровища. Такой грубый натиск пугает Снегурочку, и она убегает в лес. Мизгирь безрезультатно, но очень упорно искал девушку почти до самого рассвета.
Они опять встретились после того, как по просьбе дочери Весна даровала Снегурочке способность любить. Мир стал другим для пятнадцатилетней девушки, она стала видеть красоту во всём, что окружало её. Теперь уже не боится красавица смелого взора и речей Мизгиря, она любуется высоким челом и гордой осанкой молодого купца, и даже готова полюбить его.
А тот сам не верит своему счастью, настолько разительны перемены в Снегурочке. Но всё-таки даже в самой большой радости Мизгирь остаётся эгоистом: он не способен всерьёз воспринимать мольбу любимой. И вместо того, чтобы укрыть от гнева палящего солнца дочь Мороза и Весны, ведёт свою милую к царю.
Все берендеи поражены: куда подевались обычные холодность и отстранённость юной красавицы? Такое пылкое признание из уст девичьих услышать можно, но очень редко.
И тут первые солнечные лучи коснулись Снегурочки. На глазах у всех она исчезла, растаяла.
Отчаянье охватило купца: ведь он совсем недавно сжимал любимую в своих объятиях, ощущал биение сердечка — а теперь не осталось ничего! Кто ж виноват во всём? Безутешный Мизгирь ни в чём не упрекает свою милую, но уверен, что это боги его обманули. Не выдержав такого испытания, молодой и сильный мужчина бросается в глубокое озеро с Ярилиной горы и тоже гибнет.
Второстепенные персонажи
Царь Берендей
Купава
История появления
В русском фольклоре есть сюжет о девочке, которую сделали из снега. Та ожила и получила имя Снегурка или Снежевиночка. В сказке обычно идет речь о крестьянской паре, которая живет вместе в любви до старости, но дети у них так и не появляется. Немолодые уже герои горюют и печалятся по этому поводу. Как-то раз снежной зимой старики выходят из избы и лепят из снега девочку. Снежная фигурка оживает, герои оставляют ту у себя как дочь. В финале сказки Снегурка обычно тает.
Снегурочка
– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
– Слезай, – сказал волк, – я доведу тебя до дому!
– Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня!
Идет Лиса Патрикеевна:
– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
– Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!
– Нет, лиса, льстивы слова, я боюся тебя – ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
Характеристика главных героев пьесы Островского «Снегурочка»
«Снегурочка» — пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем.
История создания и главные герои
Премьера пьесы состоялась на сцене Большого Театра в мае 1873 года. Изначально автор «Снегурочки» не планировал создавать спектакль-феерию — это был заказ комиссии по управлению театрами. Такое решение было принято в связи с закрытием Малого театра на ремонт и временным переездом его коллектива в Большой.
По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:
Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.
Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы. Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.
В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:
В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.
Чтобы лучше разобраться в перипетии чувств каждого из героев, нужно подробнее изучить его внутренний мир и понять скрытые мотивы.
Персонажи
Для дальнейшего анализа сказки «Снегурочка» Островского рассмотрим второстепенных персонажей.
Бобыль по имени Бакула и Бобылиха — приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую «невесту», как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль — гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.
Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.
Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.
Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.
Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.
Юная Снегурочка
Необычайной красоты девушка, дочь Весны и Мороза, отпущенная родителями жить к людям. Она была затворницей в замке своего отца, поэтому не умела испытывать человеческие чувства. Именно в поисках чего-то нового она и решила стать приёмным ребёнком у бедных стариков.
Красота девушки свела сума всех молодых парней в деревне. Они позабывали своих невест, каждый из них пытался понравиться юной красавице. Однако сердце Снегурочки не знало, что такое любить, поэтому все воздыхатели получали отказ, пока ей не повстречался молодой пастух Лель.
Но даже тогда Снегурочка стала испытывать не любовь, а что-то сродни ревности, когда юноша предпочёл общению с ней веселье с другими девушками.
А я стою и чуть не плачу с горя, Досадую, что Лель меня оставил.
Сложный внутренний мир девушки, неспособной испытывать любовь, прописан автором очень ярко. Она способна на такие чувства, как огорчение и злость, но не понимает, откуда и почему они берутся.
Однако юная красавица готова даже пожертвовать своей жизнью, чтобы хоть на миг почувствовать, что такое любовь.
Четвертое действие
Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.
— Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.
Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.
Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:
Холодная Снегурочка погибла.
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Мать Весна
На первый взгляд, очень странный персонаж. Весна любит свою дочь, но при этом отпускает жить к людям.
Она даже одаривает Снегурочку чувством любви, зная, что это принесёт девушке погибель. Но если присмотреться внимательнее, то мотивы такого поведения Весны становятся понятны.
Она, как любая мать, в первую очередь хочет, чтобы её ребёнок был счастлив. Добиться этого можно, лишь опустив его от себя.
Для этого ей приходится:
Весна — истинный образ природы. Символ возрождения к жизни. Тем труднее этой героине пойти против своего естества, отпуская ребёнка в неизвестный мир, грозящий опасностями.
Отец Мороз
Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.
Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.
Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.
Доподлинно зная, что его враг Ярила пообещал уничтожить Снегурочку лишь та сумеет полюбить, Мороз всё же отпускает дочь к людям. Даже одним этим поступком он вызывает у зрителей пьесы уважение.
Пастух Лель
Молодой человек со своеобразным характером. Его поведение трудно вписать в какие-то рамки. Он красив, талантлив и умён. Изначально, как и все остальные парни в деревне, был влюблён в Снегурочку.
Однако стоило ей хоть немного проявить свою заинтересованность в молодом человеке, как тот сразу же начинает терять к ней интерес.
Леля любят почти все девушки и даже жена царя. Такое внимание ему явно льстит, поэтому он не спешит от него отказываться. Его игра чувствами других людей не вызывает у зрителей положительных эмоций, хотя назвать этот персонаж отрицательным тоже нельзя.
Скорее Леля можно охарактеризовать как непостоянного, не понимающего чего он сам хочет юношу.
Купец Мизгирь
Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.
В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:
Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.
Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.
Девушка Купава
Обычная деревенская девушка, по-своему несчастная. Её бросает жених, да ещё и позорит при всём народе. Разбив Купаве сердце, любимый переключается на Снегурочку. В результате девушка теряет не только парня, но и подругу.
Однако нужно отдать должное характеру этой юной особы. Вместо того, чтобы впасть в уныние, она ищет справедливости у царя.
А когда её добивается, то благородно отказывается от разлюбившего её парня. Так что Купава скорее положительный герой, чем отрицательный.
Несмотря на печальную историю, она вызывает у зрителей больше уважение, чем жалость.
Содержание
Царь Берендей
Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.
Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.
Анализ произведения
Внешне — это совсем простой рассказ о любви Снегурочки и Мизгиря. Но анализ «Снегурочки» Островского показывает, что все намного сложнее. Во-первых, несмотря на фантастичность истории, царство Берендея описано так, что читатели могут легко его представить. Это такое идеальное старорусское государство. Здесь проявляется социальный аспект:
Царь Берендей вынужден принимать суровые решения, он опечален судьбой Снегурочки, но понимает, что так будет лучше для всех. К слову, Ярило тоже поступает по справедливости, даруя людям долгое лето после того, как Снегурочка тает.
Во-вторых, как уже было отмечено, многогранность, взаимосвязь противоположностей и мир, сотканный из противоречий — еще одна важная идея этой пьесы.
Главная мысль сказки «Снегурочка» такова: любовь — это драгоценный дар. Жизнь без любви не имеет смысла. И даже если ради этого чувства придется чем-то пожертвовать, в этом плане оно стоит любых жертв.
Ярило летнее солнце
Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.
Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.
Если глубже проанализировать образы всех главных героев оперы «Снегурочка», то становится ясно, что полностью положительных или отрицательных персонажей в ней нет. В каждом есть что-то хорошее и плохое, но от этого сюжет сказки становится только интереснее.