Млм пирамида что это
Отличие МЛМ от финансовой пирамиды
Многие сравнивают сетевой бизнес с финансовыми пирамидами и на первый взгляд они действительно имеют сходства. Инвестиционные пирамиды содержат элементы многоуровневого маркетинга, однако суть этих понятий разнится в корне.
Сетевой маркетинг можно рассматривать как форму розничной торговли, прямые продажи, при которых консультанты компании персонально устанавливают контакт с покупателем на основе личных связей.
Главный признак финансовой пирамиды кроется в источнике заработка. Члены структуры получают доход за счёт постоянного привлечения новых людей: первые инвесторы получают процент от средств, которые вложат в компанию последующие участники системы. Заработок зависит именно от количества людей, которых вы приглашаете в компанию.
Вспомним финансовую пирамиду “МММ” (начало 90-х гг.), закончившуюся громким крахом. Также крупными финансовыми пирамидами в 90-х и 2000 годах были “Властилина”, “Русский дом Селенга”, “Тибет”, “Хопер-инвест” и “Рубин” (“САН”). Счет пострадавших от их деятельности людей шел на миллионы, организаторы получили реальные сроки лишения свободы.
Главное отличие сетевого маркетинга от пирамиды в том, что в основе сетевой компании лежит реальный продукт, который нужно продвигать и продавать. Принцип работы финансовой пирамиды заключается в постоянном получении денежных средств с ее участников.
В структуре маркетинга и пути заработка пирамиды видны особенности, которые помогут не попасться на удочку аферистов. Рассмотрим принципы существования финансовых пирамид:
Поль Гетти, один из богатейших людей США, сказал: «Я предпочитаю получить 1% дохода от усилий 100 человек, чем 100% от своих собственных усилий». Эта цитата позволяет понять перспективу и силу дуплицирования, которое активно используют лидеры МЛМ.
Эффективность базовых принципов сетевого бизнеса дополняют и пропорционально усиливают новые технологии. Совместив современные методы веб-продвижения и проверенные поколениями правила работы с сетевой структурой, Вы получите дополнительные возможности для быстрого развития компании и привлечения внимания более широкой аудитории.
Статья написана при поддержке команды FlawlessMLM
Основные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды
Чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды и отличается ли вообще? Для многих тема стала актуальной, так как одно из самых популярных возражений на сегодня это — О, пирамида! Это ваша сетевая пирамида!
Легальных (и нелегальных) сетевых компаний много, схемы заработка в них примерно одинаковые, поэтому постараемся разобраться, что же такое на самом деле финансовая пирамида, а что же такое способ продвижения продукта путем сетевого маркетинга? Почему их постоянно путают и ставят вместе на одну позицию?
Я сама долго не понимала эту самую разницу, возможно просто не вникала в суть, или, правильнее сказать, не задумывалась об этом. Но начав вести не слишком бурную деятельность в одной очень известной сетевой компании, пришлось порыться в проблеме основательно, разобраться и понять разницу.
Оказалось, что разница огромна. Это абсолютно отличные друг от друга сферы деятельности, но у них всё-таки есть кое-что общее. Я могу это утверждать, так как парочку пирамидок в свое время прошла.
Зато теперь есть четкое понимание, видение изнутри. Давайте разбираться вместе — MLM, или финансовая пирамида? Чем они отличаются и чему отдать предпочтения?
Сетевой маркетинг — что это такое
Надо признать то, что наше общество недостаточно готово к сетевому маркетингу, но, если сравнивать события пятилетней давности, то уже есть положительные сдвиги в этом направлении в лучшую сторону.
Итак, что же такое сетевой маркетинг?
Основателем сетевого маркетинга принято считать жителя США Карла Ренборга, химика, начавшего производить пищевые добавки и продавать родственникам и знакомым. Те, в свою очередь, рекомендовали их среди своего окружения.
Таким образом образовалась сеть бесперебойных поставок продукции с вознаграждением продавцам, находивших себе подобных.
А к 90-м годам прошлого столетия были образованы уже сотни МЛМ-компаний, продвигающих продукцию при помощи дистрибьюторов.
Сейчас в России и в странах СНГ к способам продвижения продукции путем сетевого маркетинга прибегают все чаще и чаще. Такие крупные компании как Яндекс такси, Билайн, МТС, крупные сетевые магазины (здесь перечислять можно долго), изобилуют лозунгами: Приведи друга — получи кэшбэк, приведи друга — получи подарок, приведи друга — получи скидку.
И это абсолютно нормально, просто потому, что в этом случае выгоды получают все участники данной цепочки. Никто здесь друг на друге «не нагревается». В том-то и выгода, в том-то и фишка — здесь никто не страдает — ни начальный участник, ни конечный потребитель.
Однажды я попыталась отработать возражение хорошей знакомой, которая буквально с пеной у рта пыталась мне доказать, что сетевой это пирамида. Я объясняла человеку, что сетевой это не пирамида, а способ продвижения продукта, и никакой связи между построением команды в широко известной компании и вкладыванием денег неизвестно во что нет и быть не может.
В ответ я услышала такую фразу: – Ну, это может это и неплохо, но меня смущает тот факт, что в этом вашем сетевом страдает конечное звено, страдает реферал. Я не нашлась что ответить, замолчала, наверное на тот момент не могла ещё найти подходящего ответа.
Хорошенько подумав я осознала, что нет, это всё совершенно не так, ведь если это реальный сетевой маркетинг, а не финансовая пирамида, то как начальное звено (производитель) так и конечное звено (реферал), все получают определенные выгоды.
Всё построено таким образом, чтобы реферал получал вознаграждения: скидку, определённые бонусы, кэшбэк, или что-то ещё.
Сетевых компаний в стране и за ее пределами огромное количество. В этом бизнесе любой может стать тем, кем захочет стать.
Вы продвигаете большой объем продукции путём построения своей сети — получаете больший доход.
Вы продвигаете небольшой объем продукции, или вообще не продвигаете, значит просто получаете скидку за то, что сотрудничаете с компанией как лояльный клиент. Вот в этом-то и вся разница.
Но выгоды получает каждый!
Компании сетевого маркетинга просто вынуждены делать качественный продукт, иначе он не получит продвижения. О нем не будут рассказывать, рекламировать и продавать. И никакие деньги, заложенные на поощрения, его не спасут в случае, если продукт — пустышка.
Сетевой маркетинг предлагает три вида сотрудничества:
Финансовая пирамида — что это такое
Если говорить о финансовой пирамиде, то вот там как раз реферал страдает, потому что конечному звену нужно всегда вкладываться и вкладываться не только финансово, но и энергетически. Чтобы вернуть свои взносы, ему нужно найти ещё кучу таких же звеньев, вкладчиков, как он сам.
Финансовая пирамида вообще ничего не продвигает, у нее нет продукта, либо есть один единственный, невообразимо дорогой. Существует он как правило для прикрытия. Это является главным отличительным признаком.
В большинстве своем пирамида только собирает денежные средства, не предлагая ничего взамен. Ведь какова идея финансовой пирамиды: входи, надо только 100 рублей, и ты получишь золотые горы, грубо говоря, или свои 200%, к примеру.
Только получать здесь будут те, кто стоит наверху. Доходы идут от нижестоящих и получает он их до тех пор, пока это все не рухнет, что однозначно рано или поздно происходит.
Финансовые пирамиды используют способ продвижения, похожий на сетевой маркетинг только для того, чтобы нечестным путем обмануть как можно больше вкладчиков.
Тем не менее пирамиды существуют, и будут существовать, наверное, еще долгое время, если не вечно. Уж очень умело они маскируются.
Чем отличается пирамида от сетевого маркетинга
В статье “Удаленная работа / Стоит ли обучаться и на что обратить внимание” я давала ссылку на книгу Вики Ленской, где она как раз проводит отличное сравнение проектов (= финансовых пирамид) и настоящих сетевых компаний. Советую почитать на досуге, чтобы не совершать ошибок.
Так почему же всё-таки путают сетевой маркетинг и финансовую пирамиду, что у них общего? Отличить их довольно просто.
В обоих случаях идёт привлечение партнеров, но при условии работы с продуктом клиенты/партнеры получают определенные выгоды за то, что они сменили магазин, стали пользоваться продуктами данной компании. Какие выгоды? Скидки, бонусы, возможность участия в акциях и много чего еще.
В условиях финансовой пирамиды если пришёл партнёр/реферал, как угодно можно его назвать, то, чтобы эту тысячу ему назад забрать, ему нужно ещё кого-то привести.
Основные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды
Финансовая пирамида, как правило, долго не живёт. От силы года два, и если она только появилась, то, возможно, на этом этапе еще можно что-то заработать. Но если вы вошли в проект уже где-то внизу, то будьте уверены, что своим входом, внесением некой суммы, вы кормите тех кто наверху и ничего более.
Если начать вспоминать и перечислять все сетевые компании-гиганты, то вывод напрашивается сам собой: практически все они существуют десятилетиями. Если бы эта система работала плохо, то она давно бы рухнула, компании перестали бы существовать, посыпались.
Но они продолжают свое движение вперед и даже набирают обороты, выходя на международные рынки. Примером этому может быть компания Siberian Wellness, о которой я подробно уже как-то писала. В подобных компаниях идет постоянное развитие, идёт вложение денежных средств.
Ведь из чего складывается конечная цена продукта? Пока он проходит путь от изготовителя до потребителя — крупный опт, мелкий опт, реклама, транспорт, магазин, обрастает на каждом этапе денежной стоимостью.
В итоге зубная паста на производстве стоила 100 рублей, а мы её покупаем за 200. Потребителю просто приходится оплачивать все инстанции, которые прошёл продукт, от этого никуда не деться.
Этапы прохождения товара
И это абсолютно нормально, так устроена экономика, нас никто не обманывает.
Если говорить о сетевом маркетинге, то продукт от производителя до потребителя проходит путь намного короче, при этом конечная цена всё равно будет отличаться от цены продукта, в момент выхода с конвейера.
В этом случае закладывается сумма вознаграждения клиенту, консультанту, то есть вложения в систему продвижения.
Получается, что сетевой маркетинг вкладывается в людей. А почему бы и нет, собственно? И люди видят выгоды, могут потрогать продукт, воспользоваться им. Всё! Все участники довольны. Это система.
Путь товара в сетевом маркетинге
А финансовая пирамида даже удержаться на плаву долго не способна. Все заканчивается также быстро, как и начиналось. Люди устают кормить верхушку, не получая ничего взамен.
Поначалу всё здорово, участники собираются, активно несут денежки. А в итоге всё приходит к тому, что вверху прибыль раскидали, а низы просто сидят. Это мыльный пузырь, он ничем не подкреплен. Нет продукта — нет денег!
Человек вложил деньги и только получил обещания.
Сейчас ещё есть такие классные финансовые пирамиды, которые называют себя матричными проектами. Звучит волшебно. Одно время подобные предложения в личку сыпались как из рога изобилия. В ответ на моё заявление, мол, ведь это же финансовая пирамида, получала ответ: — Нет, это Матрица. О как!
Спрашиваю: — А чем собственно отличается финансовая пирамида от матрицы? И получаю ответ: — Ну, финансовые пирамиды. это когда вы постоянно вкладываете. Там всего две ноги, а в матрице вы просто покупаете места.
Напрашивается вывод: тот кто придумал эти самые матрицы — просто-напросто гений маркетинга! Человек убрал пирамидку, чтобы она своим видом не смущала рефералов, нарисовал вот эту самую матрицу.
Ооо, так это НЕ пирамидка, как здорово!
А по сути это одно и то же, просто в случае матрицы там расчёты немного посложнее, в остальном это всё то же самое.
СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ | ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА |
---|---|
Наличие реального + качественного продукта | Отсутствие продукта |
Стоимость регистрации в компании небольшая, либо вовсе бесплатно | Вход в проект от 100 до 2000$ |
Доход от реализации продукта | Доход от вступительных взносов вновь прибывших членов |
Система обучения, личностный рост | Система обучения отсутствует |
Начинать работу в компании, или нет, человек принимает решение самостоятельно | Идет зомбирование: быстрее, быстрее, главное не упустить момент |
Продукция сертифицирована, регистрация легальна | Отстутствует |
Принципы существования финансовых пирамид
Запомнив основные особенности “работы” пирамиды, вы сумеете не попасться на удочку, а значит избежать неприятностей:
Принципы существования успешного сетевого бизнеса
Стоит только посмотреть на год основания бренда, чтобы начать доверять ей. Как правило, все известные сетевые компании существуют на рынке не один десяток лет. Принципы такого успеха определены честностью и открытостью:
В сетевом важно поддержать и научить новичка тому, что могут и умеют лидеры. При этом используется метод дупликации, целью которого является научить партнера последовательным действиям для получения положительного результата. В итоге эта система приносит всем тот самый доход, ради которого люди и приходят в бизнес.
Я предпочитаю получить один процент дохода от усилий ста человек, чем сто процентов от своих собственных усилий.
Плюсы и минусы работы в МЛМ-компаниях
Пугающая аббревиатура МЛМ не имеет ничего общего с аббревиатурой МММ, наделавшей в свое время много шума.
МЛМ (Multi Level Marketing) расшифровывается как многоуровневый маркетинг. Это система прямых продаж/продвижения товаров и услуг при помощи дистрибьюторской сети, с выплатой вознаграждения по уровням, основываясь на маркетинг-плане.
Для сравнения и выводов опишу плюсы и минусы работы в mlm-компаниях.
Плюсы работы в сетевом маркетинге
Минусы сетевого маркетинга
Не бывает так, что кругом сплошные плюсы, иначе бы абсолютное большинство кинулось работать в сетевые компании. Итак, к минусам относятся:
Основные выводы
Пирамида и сетевой — это бизнес. И то и другое преследует одинаковые цели — хороший доход. Путают их потому, что и в первом и во втором случае, чтобы иметь тот самый доход, нужны люди, нужно построение цепи. Только в первом случае люди приходят на обещания, во втором на качество продукта, и только потом уже решают, стоит ли с помощью него начать зарабатывать.
Основные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды я постаралась донести до вас в этой заметке.
Остается добавить, что сетевой маркетинг это в первый очередь большой труд. Здесь просто так ничего не будет, даже при условии огромного желания прийти к результатам. При этом основано все на качестве продукта, предлагаемого компанией.
Сетевой маркетинг — это большой, перспективный, стабильный бизнес.
Финансовая пирамида тоже не на халяву зовет, но работа заключается НЕ в продвижении качественного продукта, а в привлечении рефералов, которые должны поверить, что в ближайшем будущем станут сказочно богатыми. Для этого им требуется вложить небольшую сумму денег и привести за собой парочку таких же как он сам, поверивших в мечту.
Финансовая пирамида — это возможность быстро “срубить бабла” (при условии своевременного попадания в структуру), или также быстро его (бабло) потерять.
Основное здесь то, что сетевой маркетинг это обычная работа, причем легальная и интересная, а финансовая пирамида — это большой лохотрон, развод людей на деньги с обещаниями обеспеченного будущего.
Интересно, получилось у меня донести до читателя разницу между сетевым маркетингом и финансовой пирамидой? Если да, то буду рада отклику в комментариях, а также репосту в любые соц.сети.
Кстати, сделав репост статьи у вас есть шанс выиграть ноутбук, причем не какой-нибудь плохонький, а довольно мощный и не дешевый. О конкурсе подробнее здесь.
Теперь все. Всем удачи и отличного настроения!
С вами была автор блога https://tatyanaboeva.ru/ Татьяна Боева.
Понравилась статья? Поделись!
6 комментариев
Автор: Юлия Балакшина
Автор: Татьяна Боева
Автор: Елена
Автор: Татьяна Боева
Елена, благодарю за отзыв! Не соглашусь, потому, что сама была в подобной ситуации. Одно время Орифлейм просто одолевал, но я только представила, что мне придется также, как эти дамы надоедать людям, отказывалась, либо просто не реагировала на сообщения. А на счет отработки возражения скажу так. Здесь был особый случай, разговор с хорошей знакомой, которая в соцсетях не сидит и не представляет, что такое матричный проект, которых развелось великое множество и которая помнит со времен учебы в фин.институте лекции о пирамидах. Я сейчас точно эту разницу знаю и понимаю, так как и там и там побывала, вот об этом то и попыталась рассказать в заметке. А то, что человек сам решает, или не решает и его затягивают «сектанты»))), это уже тема другой заметки, которую на днях планирую опубликовать.
Автор: Ольга
Татьяна, спасибо за полезный материал вашей статьи. Наконец- то с вашей помощью разобралась с отличиями сетевого маркетинга от финансовой пирамиды.
Автор: Татьяна Боева
Ольга, благодарю за отзыв! Да, для многих это одно и то же, здесь главное разобраться и понять. Для этого лично мне пришлось и пирамиду пройти и в настоящем сетевом маркетинге начать разбираться.
Оставить комментарий
Подписка на статьи
Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!
YouTube Instagram Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
МЛМ-бизнес в интернете
Как работает индустрия многоуровневого маркетинга в интернете
MLM расшифровывается как multi-level marketing — многоуровневый маркетинг. Это значит, что в МЛМ-компании есть несколько уровней продавцов, которые связываются с покупателем напрямую.
В обычной компании, как правило, действуют так: рекламируют товар, предлагают подарок за покупку, формируют имидж, а потом ждут, что к ним придут покупатели. В МЛМ-бизнесе клиентов ищут самостоятельно: обзванивают, ходят по квартирам, обращаются на улице. Это называется прямыми продажами.
Что такое МЛМ
МЛМ — это система прямых продаж. Еще МЛМ называют сетевым маркетингом, а фирму, которая его использует, — сетевой компанией.
Сущность МЛМ
Идея МЛМ — сделать покупателя продавцом и руководителем отдела продаж. Здесь получают выгоду в трех направлениях: за свои покупки, за свои личные продажи и за продажи своей структуры.
Выгода покупателя. Вы становитесь партнером компании. Компания поставляет товар, вы его покупаете со скидкой. Если компания дает скидку для всех, цена для партнеров будет еще ниже.
Выгода продавца. Вы можете использовать товар сами, а можете перепродавать его другим и получать процент с покупок.
Выгода от своей структуры. Вы предлагаете своим знакомым стать такими же потребителями и продавцами, обучаете их и получаете процент с их личных покупок и продаж. Эти люди — ваша команда, или структура. Они тоже строят свою структуру. Их структура — второй уровень вашей. Этот второй уровень вашей структуры тоже приглашает людей, которые станут вашим третьим уровнем. Вот почему это многоуровневый маркетинг.
Участники вашей команды могут получать товары от вас напрямую, а могут покупать сами на складе или заказывать доставку. Покупка каждого «вашего» человека автоматически учитывается за вами и приносит вам прибыль.
История возникновения
Сетевой маркетинг появился в США. В 1934 году химик Карл Ренборг начал производить пищевые добавки и продавать знакомым. Людям понравилась продукция, они сами покупали и рекомендовали своим знакомым, которые через них тоже стали приобретать продукцию американского химика. В дальнейшем те потребители продукции тоже рассказывали о ней друзьям.
Образовалось подобие сети, по которой бесперебойно поставлялись пищевые добавки. В штате компании числилось всего три человека, включая самого Ренборга. Еще компания не несла расходов на рекламу товара — вместо этого у нее были независимые дистрибьюторы и людская молва. Люди, которые продавали товары, получали доход, а те, кто находил новых продавцов продукта, получали дополнительное вознаграждение от общего товарооборота.
Сейчас по системе МЛМ чаще всего продают биологически активные добавки, косметику, бытовую химию, кухонные принадлежности и страховки. Известные МЛМ-компании: «Амвей», «Эйвон», «Гербалайф», « Мэри-кей », «Орифлейм», «Фаберлик», « Грин-терра », « Эн-эль-интернешнл », «Метлайф», НСГ.
Принципы сетевого маркетинга
Принципы сетевого маркетинга еще называют маркетинг-планом. С помощью маркетинг-плана МЛМ-компания определяет, сколько должно быть человек на каждом уровне, сколько нужно продавать и какое вознаграждение получит продавец за свои продажи и продажи своей структуры. Вознаграждение — это деньги, подарки или скидки на следующие покупки.
Часто, чтобы стать представителем сетевой компании, нужно купить стартовый пакет — это обязательный набор продукции. После этого сетевик попадает на первую ступень. Чем больше агент и его команда продают, тем выше ступень занимают.
Многие компании требуют каждый месяц покупать минимальное количество товаров для себя. Сколько бы ни продавала структура агента, он должен закупить товары для себя, иначе не получит вознаграждение.
Обычно сетевые компании не берут своих представителей в штат, а заключают с ними договоры о сотрудничестве или агентские договоры. Сетевик может работать как самозанятое лицо или индивидуальный предприниматель, поэтому МЛМ называют сетевым бизнесом.
В сетевых компаниях действует система обучения. Они проводят семинары, издают методическую литературу, руководители берут новичков с собой на работу.
МЛМ — это законно?
МЛМ — система продаж, и ее можно использовать для легального бизнеса, а можно для мошенничества.
Продавать косметику, пищевые добавки или страховки через сетевой маркетинг абсолютно законно, если косметика не бракованная, БАДы не вредные, а условия страховки не нарушают законодательства. С помощью МЛМ продают товары, но часто этой системой пользуются и финансовые пирамиды.
Как отличить МЛМ от финансовой пирамиды
С помощью сетевого маркетинга можно легко привлекать новых людей, а это и нужно финансовым пирамидам. Главное отличие — в целях. Цель сетевого маркетинга — продать товар, цель пирамиды — привлечь нового участника. В пирамидах нет товара либо он не играет главной роли.
В финансовых пирамидах главное — взносы участников. Здесь агенты зарабатывают, если приходят новые люди. Когда новички заканчиваются, пирамида рушится. Те, кто вступил последними, теряют деньги. Если приглашают в сетевой маркетинг, а фирма ничем не торгует — это пирамида.
В МЛМ продавец получает процент с товарооборота структуры. Он зарабатывает, пока продукция компании нужна людям.
Некоторые финансовые пирамиды, чтобы их можно было принять за честный бизнес, тоже продают товары или услуги. Есть четыре признака финансовых пирамид: низкая себестоимость товара при высокой цене, отложенные продажи, неясное предназначение товара, отдельные системы оплаты за продажу товаров и привлечение клиентов.
Низкая себестоимость при высокой цене. Часто финансовая пирамида продает дешевые товары дорого. Либо сам товар недорогой, но его может купить только представитель компании, а чтобы стать представителем, нужно сделать крупный взнос.
В легальной МЛМ-компании товары будут продавать по ценам, близким к рыночным. Стартовый пакет в МЛМ — это тоже покупка продукции по адекватным ценам. Если сетевик в пирамиде не может продать товар, он теряет деньги. В МЛМ такого нет: у агента на руках товары, купленные по рыночным ценам, — их легче продать и вернуть затраты.
Отложенные продажи. Финансовые пирамиды могут предлагать купить товары сейчас, а получить их потом. При этом за такие же покупки новичков агент получает вознаграждение сразу.
Одна компания продавала квартиры в Сочи по привлекательным ценам. Купить нужно было срочно, пока квартиры не кончились, а оформить их на покупателя обещали через несколько месяцев. Зато прямо сейчас можно было заработать на привлечении людей в эту тему. На презентациях приводили примеры участников, которые вложились полгода назад и теперь получили свою недвижимость, да еще и заработали, потому что рассказали об этом своим знакомым. Доверчивые кандидаты скоро закончились, квартиры никто не получил, и пирамида рухнула.
Компания «Едоша» обещала открывать супермаркеты, где будут торговать по системе МЛМ. На презентации людям говорили, что супермаркет вот-вот появится, а пока стройте сеть. Когда магазин в вашем городе откроется, будете получать проценты с покупок своей структуры. Люди закупали дисконтные карты, календари и визитки, чтобы привлекать новичков. Еще покупали «акции», которые должны были взлететь в цене после начала работы супермаркетов.
Вышестоящие лидеры говорили своим дистрибьюторам, что нужно еще немного подождать. Магазины действительно появились в Санкт-Петербурге, Самаре, Барнауле, Тюмени, Ярославле и Казани, но в других городах дата открытия все время переносилась. Потом желающие покупать воздух закончились, а люди остались с никому не нужной сувениркой, полиграфией и «акциями» на руках. Магазины закрылись.
В отличие от пирамиды, в сетевом маркетинге стараются доставить продукцию как можно быстрее. Чем быстрее продавец ее попробует, продаст или использует, тем быстрее купит еще. Отложенные продажи компаниям невыгодны.
Неясное предназначение товара. Когда товар — просто прикрытие для финансовой пирамиды, его назначение и содержание бывает непонятным. Зато там скажут, что за этим продуктом будущее или что рынок этих товаров стремительно растет, поэтому нужно вложиться самому и предложить знакомым.
Например, компания «Баннерс-брокер» продавала рекламные площади в интернете. Где находятся эти площади, что конкретно из себя представляют и как их использовать, не объясняли. Зато обещали через некоторое время, когда площадка поработает, вернуть вложения с процентами. И действительно, всем участникам начислялись дивиденды, кто-то даже успел вывести деньги. Потом «Баннерс-брокер» заявили о сложностях с платежными системами, и вскоре пирамида рухнула.
В легальных МЛМ-компаниях продукция осязаема и ее можно использовать.
Отдельные системы оплаты за продажи и привлечение новичков. Некоторые компании состоят из двух частей: финансовая пирамида и торговля. В таких компаниях можно получать небольшое вознаграждение за продажи товара, но более крупный заработок обещают за привлечение новых участников. При этом нужно платить стартовый взнос за место в сети и право строить свою сеть, а не за набор продукции.
Например, компания «Автоклуб» продавала по сетевому маркетингу карты, по которым можно было получить скидку в разных магазинах, кафе и на заправках. По маркетинг-плану, каждый раз, когда человек из структуры агента делал покупку по этой карте, он получал кэшбэк. Это честная половина бизнеса.
Но если агент покупал карточку и делал вступительный взнос, ему открывали доступ ко второму маркетинг-плану и обещали более крупное вознаграждение за новичков, которые тоже сделают вступительный взнос. Когда приток людей уменьшился, вознаграждения за них платить перестали. Теперь «Автоклуб» занимается только скидочными картами, но пришлось сменить название на Aunite Group.
В сетевой компании одна структура и один маркетинг-план. В легальном МЛМ тоже периодически могут платить за регистрацию новичка, но это будут разовые акции, а основной доход всегда будет от товарооборота.
Почему не любят МЛМ
Млмщиков учат предлагать свои товары как можно большему числу людей, работать с возражениями и «дожимать» клиента. Из-за этого возникает впечатление, что они навязываются.
Сетевики постоянно звонят своим знакомым, подходят к людям на улице и в транспорте, зазывают на презентации. Если ответить просто «не хочу», млмщик может потребовать объяснить причину отказа, а потом станет ее отрабатывать. Это нравится не всем.
Минусы сетевого маркетинга
Сетевикам приходится закупать много продукции, а рынок МЛМ быстро насыщается. Есть в сетевом маркетинге и другие недостатки.
Приходится самостоятельно искать клиентов. Это главная проблема для сетевика. Хотя в компании вас учат, наставник подсказывает и проводит стажировки, все равно поиск клиентов — ваша обязанность. Фирме все равно, пойдете вы по квартирам, будете обзванивать или рекламировать через интернет. Они дают вам товар — продавайте как хотите.
Со временем проблема поиска клиентов растет: агент начинает натыкаться на тех, кто уже знает о его товаре и даже состоит в чужой структуре. Он много работает, рекомендует, но люди отмахиваются, потому что их уже достали подобными предложениями. Другие покупают по его рекомендации, но не у него, а у своего знакомого, который тоже работает в его компании. В итоге верхушка структуры зарабатывает, а он нет.
На первых ступенях платят мало. Еще один недостаток тоже вытекает из особенностей технологии МЛМ: часто компании платят консультантам на начальных уровнях в несколько раз меньше, чем верхушке. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно много работать: постоянно строить структуру и обзаводиться постоянными покупателями.
Сетевики многих раздражают. Нельзя знать заранее, кого заинтересует предложение, а кому сетевой маркетинг не нравится. Поэтому сетевику приходится постоянно предлагать товар разным людям и часто сталкиваться с негативом.
Могут появиться залежи продукции, когда товар берут плохо. Это происходит из-за того, что компании требуют от сетевика закупать минимальное количество продуктов. Если он не успеет все использовать, они будут копиться и портиться.
Не везде сетевикам платят деньгами. В компаниях, которые дают вознаграждение в виде скидок, агент вынужден покупать товары, чтобы использовать эти скидки. Например, он хорошо работал и теперь цена для него на 50% ниже. Он покупает продукцию и вдруг не может ее продать. В итоге приходится отдавать тоже со скидками, чтобы вернуть затраты.
В обычном магазине покупать удобнее. Часто покупка через МЛМ выглядит так: вы рассказываете знакомым о товаре, они делают заказ, через несколько дней приходит посылка. Эту посылку нужно забрать со склада. Проще не ждать и никуда не ездить, а купить аналогичный товар в обычном магазине, часто еще и дешевле. Сетевику приходится настойчиво рекламировать товар и уговаривать клиентов мириться с менее удобным процессом покупки.
Нельзя останавливаться. Сначала сетевик много работает, чтобы построить структуру, а потом приходится работать еще больше, чтобы ее поддерживать. Обычно без усилий лидера даже большая структура быстро разваливается, консультанты перестают работать и уходят в другие МЛМ-компании, а покупатели ленятся делать заказы. На презентациях рассказывают про пассивный доход за счет своей команды, но в реальности чем успешней идут дела, тем больше нужно работать.
Плюсы сетевого маркетинга
Главный плюс сетевого маркетинга — агенты получают деньги за свои же покупки и рекомендации.
Можно заработать на личных покупках. В обычной страховой компании агент не всегда получает комиссию, если купил страховку себе. В МЛМ можно выписать полис самому себе и заработать на этом.
Сетевикам платят за покупки по их рекомендации. Когда мы купили хороший товар, то рассказываем знакомым. Они тоже могут купить его по нашей рекомендации. Обычно мы ничего не получаем за такую рекламу, а в МЛМ-компании за это платят.
В МЛМ свободный график и нет начальника. Обязательства перед фирмой и клиентами существуют, но нет системы наказаний. Агенту не могут объявить выговор за прогул. Если он будет плохо работать, то ничего не заработает, а других ограничений мало. При этом сетевая компания заставляет соблюдать свои кодексы и может наказать за их нарушение. Например, некоторые фирмы запрещают сотрудничать с конкурентами. Агент может быть представителем только одной МЛМ-компании, или его исключат из бизнеса. Еще могут «уволить», если млмщик будет переманивать людей из других структур компании.
Сетевой бизнес можно вести из дома, а можно и переехать в другой регион. Структура остается за агентом, а набирать новых консультантов можно на новом месте. Часто МЛМ-бизнес совмещают с основной работой. Это хороший вариант для пенсионеров и женщин в декрете.
Можно получить ценные знания и навыки. В ходе обучения сетевому бизнесу в МЛМ-компаниях рассказывают про технологии продаж и навыки делового общения. Это можно сразу закрепить на практике под присмотром опытного наставника. Даже если заработать не получится, знания и опыт можно потом применить в других сферах. Например, в компаниях, которые продают косметику, учат правильно следить за собой. Фирмы, продающие БАДы, объясняют, как правильно питаться. Страховые компании дают уроки финансовой грамотности.
Можно ли заработать в МЛМ
Сетевик может заработать в МЛМ при нескольких условиях: он пришел в бизнес в числе первых, у него хороший товар, ему нравится этим заниматься и он правильно выбрал компанию.
Как выбрать МЛМ-бизнес
Идея МЛМ — это когда довольный потребитель рекомендует продукцию своим знакомым. Сетевик должен быть таким довольным потребителем, поэтому ему нужно выбирать компанию, товары которой он купил бы независимо от возможностей бизнеса.
Сначала агент изучает маркетинг-план и пытается представить, легко ли ему будет достигать заложенных в нем уровней и устраивает ли обещанное вознаграждение. Его наставник рассчитает, сколько нужно пригласить людей, какой товарооборот сделать и сколько он в итоге за это получит.
Как правильно развиваться в МЛМ
Об этом агенту расскажут наставники. У него будет три задачи: продавать, набирать людей в свою команду и обучаться.
Сначала сетевика пригласят на презентацию, где коротко расскажут о продукции и компании и предложат вступить в бизнес. Начать работу предложат со списка знакомых: его можно составить из контактов в телефоне, социальных сетях, записных книжках и из повседневного круга общения. Наставники порекомендуют связаться со знакомыми и рассказать о бизнесе или пригласить на презентацию.
Для успеха важно постоянно учиться. В МЛМ-компаниях учат продавать и приглашать в бизнес, описывают преимущества продукции. Обучающие МЛМ-системы помогут поставить цели и определить шаги для их достижения. В итоге надо посчитать, скольким людям нужно рассказывать о бизнесе ежедневно, чтобы получать желаемую прибыль.
Следующий этап — стажировка. Хорошо, когда руководитель показывает, как он разговаривает с клиентами, а потом смотрит, как это делает сетевик, и разбирает его ошибки.
Когда агент освоится, то начнет работать самостоятельно, а когда выйдет на доход, зарегистрируется как самозанятый или индивидуальный предприниматель.
Сколько можно заработать
Рассчитать это очень сложно. Работающие сетевики стараются представить свой бизнес в выгодном свете, поэтому могут завышать заработки. Если задать этот вопрос во время презентации, млмщики ответят, что доход не ограничен и зависит только от ваших целей. Так говорят, потому что в этом бизнесе агент получает процент от объема продаж своей структуры, а верхнюю планку компании не устанавливают.
На самом деле заработок в МЛМ не гарантирован. Чем больший товарооборот сделает сеть агента, тем больше денег он получит. Заработок сетевика зависит от многих факторов. Кто-то зарабатывает от 100 000 рублей в месяц, но большинство сетевиков выручают от пятисот рублей до десяти тысяч. По сути они покупатели, которые получают кэшбэк и бонусы за рекомендации.
Ведение МЛМ-бизнеса через интернет тоже не гарантирует дохода. Есть успешные примеры, когда при переходе в интернет сетевики быстро строят команду и выходят на доход в 100—200 тысяч рублей в месяц. Но многие долго ведут свои блоги и не получают новых клиентов. Иногда сетевики тратят на контекстную рекламу больше, чем зарабатывают.
В чем особенности МЛМ-бизнеса в интернете
Сейчас эта модель бизнеса перешла в интернет. Сетевики ведут блоги и группы в соцсетях, дают контекстную рекламу и продают товары через интернет-магазины.
С чего начать МЛМ-бизнес в интернете
Зависит от выбранной стратегии и готовности вложить средства. Если агент решает работать на будущее и без вложений, он создает группу или блог в социальной сети. Там он выкладывает интересные материалы о бизнесе и продукции, приглашает друзей. Потом на основе этого можно будет сделать отдельный сайт.
Если млмщик хочет быстрых результатов, он делает продающую страницу, придумывает или находит текст объявления, покупает рекламу у поисковых систем и социальных сетей.
Затем сетевик определяет свою целевую аудиторию, чтобы понять, какую соцсеть выбрать, какие материалы размещать, какие тексты использовать. Обычно он выбирает людей, с кем ему будет проще работать и кого он сможет чем-то зацепить.
Как правило, выгоднее вступить в команду сетевика, который сам занимается МЛМ в интернете, — он может подсказать правильные шаги.
Достоинства и недостатки МЛМ в интернете
Интернет позволяет сетевику работать только с заинтересованными кандидатами, дает широкий охват. Продавать и рекрутировать через интернет можно автоматически. Есть у МЛМ в интернете и другие плюсы:
У работы через интернет есть свои недостатки: