Мне 15 не хочу не чем заниматься
Мой ребенок постоянно сидит в интернете и больше ничего не хочет. Что делать?
Как ни странно – ничего тут поделать нельзя
Подростковый период у современных детей начинается значительно раньше классических 13 лет. Уже десятилетние мальчики и девочки отстаивают самостоятельность, пытаются отделиться от родителей и добиться права делать что вздумается.
Редакция Chips Journal поговорила с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой и выяснила, что делать, если ребенок не интересуется ничем, кроме роликов на YouTube, грубит и проверяет родителей на прочность.
Что делать с детьми, которые в десять-одиннадцать лет уже ничего не хотят? Родители прыгают вокруг них, возят отдыхать, предлагают кружки, а все, чего хотят дети, — это торчать в интернете.
Анна: Ребенок ничего не хочет — это традиционный запрос к психологу, достаточно частая ситуация. Худшее, с чем это может быть связано, — начало развития депрессии. Но когда ребенок психологически здоров и просто ничего не хочет, мы объясняем это следующим образом: в подростковом возрасте начинает формироваться самосознание — ребенок стремится понять, какой я, чего я хочу, чем мне заниматься, как дальше жить.
Для того, чтобы понять, кто такой я, хочется сначала отказаться от всего, что не я. Соответственно, все родительские предложения и идеи, как провести свободное время, автоматически становятся неактуальными. Потому что это не я придумал, это не я затеял, и все, что предлагают родители, автоматически — нет.
И если в тот момент, когда ребенок отказывается от чего-либо, родители спокойно это воспринимают, уходят от давления, у него появляется время и простор для того, чтобы начать ориентироваться в том, чего он хочет.
Это не автоматически происходит и может занимать довольно много времени. Но этот процесс очень важный, нужно с уважением к нему относиться: это такой способ научиться делать выбор.
Но дети не сидят, отвернувшись к стене или глядя в потолок, они чаще всего заняты гаджетами или телевидением. Как быть с таким «ничего не хочу»?
Мария: На фоне личностных изменений очень важно помнить, что есть довольно серьезные нейрофизиологические изменения. Биохимия мозга подростков очень сильно отличается от взрослых людей. Если грубо совсем говорить, то нейромедиатор, который влияет на все познавательные процессы, отвечает за систему вознаграждения и удовольствия и частично за стрессоустойчивость, у подростков вырабатывается в гораздо меньшем количестве, чем у взрослого. В том числе с этим связано ощущение постоянной скуки и недовольства у подростков.
Но в тот момент, когда происходит какое-то действие, связанное с наградой, этот нейромедиатор вырабатывается в гораздо большем количестве, чем у взрослых. Подросток находится как бы на качелях: большую часть времени он в подавленном состоянии, но как только он получает «награду», он погружается в мир огромного удовольствия.
Что именно может быть наградой — это отдельная тема. Как правило, это связано с одобрением сверстников или с какими-то достижениями внутри игры, а также с рискованным поведением (которое может проявляться в разных формах). У детей этого возраста в принципе энергии немного, но стремиться к награде готовность довольно высокая. И если мы говорим о гаджетах, это очень быстрое и простое удовольствие; то, что всегда в доступе.
И, конечно, ребенку очень сложно остановиться: чем больше ты погружаешься, тем больше тебе хочется. И еще: те структуры, которые отвечают за контроль и произвольность в мозге, у подростков еще не созрели. И они оказываются в клетке: с одной стороны, поток удовольствия, с другой стороны — скука, а с третьей — невозможность как-то себя регулировать и осознавать последствия.
Но это значит, что родителям нужно вступать в конкуренцию с гаджетами? Предлагать интересные занятия и постоянно развлекать.
Анна : В 11–12 лет у родителей еще есть возможность повлиять на поведение детей: роль родителя в это время достаточно велика. Кто-то решает это путем запрета и ограничения гаджетов. Это какое-то время работает, но потом ребенок все равно скажет в грубой форме: до свидания со своими указаниями и советами. Я не видела благополучных историй, когда родители контролировали время использования гаджетов: как правило, эти попытки обречены на провал за редким исключением.
Договоренности вроде «ты играешь два часа, а потом идешь делать уроки» ребенок будет нарушать. Он все равно будет играть сколько хочет, потому что удовольствие выше договоренности.
Но тем не менее кое-что можно сделать. Например, разговаривать с ребенком. Не говорить ему: «ты должен ходить в спортивную секцию», а разговаривать в ключе его личного развития. Вроде: «вот смотри, ты растешь, твое тело меняется, важно и хорошо, наверное, было бы следить за своей фигурой, за своим телом. Было бы здорово, если бы ты ходил на какие-то спортивные занятия. Давай посмотрим, какие есть и что бы тебе из этого хотелось и было бы интересно».
Путем переговоров родители могут достичь своей цели: ребенок три раза в неделю занят спортом, а не сидением в гаджетах. Но цель достигается не прямым запретом, а путем расширения детских возможностей, кругозора. Важно, чтобы ребенок научился выбирать, имел эту опцию выбора.
Важен диалог: не «ты будешь ходить на английский, потому что ты двоечник», а «смотри, тебе хочется путешествовать и классно будет, если ты выучишь какой-нибудь язык». Кстати, игры или видео-ролики тоже могут быть отправной точкой для таких разговоров. Например, если дети играют в онлайн-игры, там часто бывают иностранные команды, а в YouTube много англоязычных блогеров, и у ребенка появляется потребность понимать другой язык.
Мой призыв таков: не нужно объявлять вето на игры, потому что чаще всего это противостояние доводит до серьезного конфликта. Игру надо вплетать в действительность ребенка таким образом, чтобы она не являлась центром его жизни и центром ваших бесед и отношений.
Часто в семье борьба за отказ от гаджета доходит до такого абсурда, что родители и дети просто прекращают общаться на какие-либо другие темы, как будто кроме того, сколько ты сегодня часов играл и сколько это может продолжаться, и говорить больше не о чем. Родители вступают с ребенком в зависимые отношения и начинают таким образом поддерживать его зависимость. Важно все-таки поддерживать здравомыслие: меньше паники и больше конструктивных предложений.
Мария : Сейчас меняются вообще все процессы, отвечающие за восприятие, концентрацию внимания, память. Подростки сегодняшние и те, кто был подростками десять лет назад, очень сильно различаются. Даже на уровне физиологии: у них разные способы восприятия информации. И люди еще пока не очень понимают, что с этим делать.
С подростками младшего возраста более-менее понятно, а как взаимодействовать с более старшими детьми, которые ничего не хотят? Давить уже нельзя, а что можно? Может быть, нужно «стать ребенку другом»?
Мария : Все-таки родитель не друг. Друзья у ребенка есть, и у них другая функция, другие отношения. А у родителя есть позиция, которая предполагает в том числе и введение ограничений, выстраивание границ и прочую регуляцию. Просто во всем должен быть баланс.
Анна : Я согласна с тем, что функция родителя, это не «быть другом». У родителя есть ответственность за ребенка. Он юридически, по крайней мере, отвечает за него. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит ему — например, свое тело, свои чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности, подростка он не может. Как бы ему ни хотелось и как бы его ответственность не диктовала ему это.
Все, что родитель может сделать в данной ситуации, это сказать прямым текстом: «Я считаю, что тебе было бы намного важнее и полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности. Готов за тебя заплатить, готов тебя записать, готов тебя отвести, готов тебя поддерживать. Если нужна помощь, готов будить тебя по утрам, и так далее. Я все это готов делать, потому что я за тебя волнуюсь и тебя люблю. Но дальше наступает твоя ответственность». Такой разговор возможен где-то лет с тринадцати, четырнадцати. И дальше на этом моменте все, точка. Родитель больше ничего сделать не может. Подросток должен сам научиться брать ответственность за себя, за свою жизнь.
Чем раньше родитель избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей обретет и он, и подросток.
Часто на протест уходят все силы подростка, он борется с родителями вместо того, чтобы сесть и подумать, что делать с жизнью. И когда подростки оказываются в ситуации, что никто на них не давит, они начинают что-то делать сами. Через какое-то время. У всех по-разному это происходит в зависимости от интеллекта. Кто-то через месяц это понимает, кто-то через год, кто-то через два. Но в какой-то момент они все понимают, что так дальше жить нельзя, надо что-то делать.
Если родители при этом не давят, спрашивают, как дела, кормят обедом и так далее, то у подростка появляется возможность все-таки воспользоваться предложением родителей или придумать что-то свое и попросить родителей о помощи. Вот, как-то так я себе это представляю.
В психологическом центре «Точка» открыт набор на групповые занятия для подростков 11–17 лет и для детей девяти-десяти лет. Есть также возможность записаться на индивидуальную очную или скайп-консультацию.
Мне 15 не хочу не чем заниматься
Иногда подросткам так и хочется крикнуть: «Да отстаньте вы от меня со своими профессиями, кружками, тренировками. Не хочу я ничего! Мне все одинаково неинтересно. Оставьте меня в покое». Если у ребенка пропал аппетит, он не хочет никого видеть и по утрам встает с кровати совсем без сил — это повод обратиться за помощью к специалисту. Если же это разовый протест, волноваться особо не о чем, но можно попробовать помочь.
Доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и детский социолог Александра Чканикова подскажут, как это лучше сделать.
Задайте правильные вопросы
Первый вопрос: давно ли тебе ничего не хочется?
В какой момент ребенок понял, что его ничто не вдохновляет? Может, в памяти всплывет какое-то событие, слово или даже период в жизни. Если ему удастся вспомнить момент, когда он впервые встретился со своим «ничего не хочу», будет очень хорошо.
«Ничего не хочу» появляется вдруг, а не находится с нами всегда. Все маленькие дети от природы любопытны и азартны, могут часами бросать камешки в пруд, бегать, ломать, строить, снова ломать и наслаждаться этими занятиями. Просто рано или поздно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нашу жажду деятельности слегка охлаждают: сломал что-то — родители отругали, набегался в детском саду — воспитательница велела сидеть тихо до конца прогулки… Пара таких ситуаций — и азарт угасает. А если за свою активность ребенок получает только негативную оценку, вполне вероятно, что скоро он вообще расхочет бегать и что-то предпринимать.
Второй вопрос: из чего сейчас состоит твоя жизнь? Что ты делаешь каждый день, на что находишь силы?
Если утром ваш подросток встает с кровати, ест, не забывает мыться и чистить зубы — все не так плохо. Его «ничего» не такое уж абсолютное. Если он к тому же не против посмотреть телевизор, поиграть в приставку, посидеть в соцсети и погрызть конфет — все вообще отлично. Просто ему не хочется напрягаться. Это вполне нормальное состояние, особенно для человека, который сильно устал.
А вот если ребенку ничего не хочется в течение длительного времени — нужно срочно что-то делать. Возможно, нужен психолог или хороший терапевт, который поймет, каких витаминов и ферментов не хватает организму и почему появилась такая слабость.
Главное — понять, чего именно не хочется
Прилагать усилия
Подросток, может, и не против научиться танцевать хип-хоп или поступить на журфак, но вот бы оно как-то само собой получилось… Чаще всего человек не хочет напрягаться, если он сильно устал. А устаем мы от самых разных вещей:
А еще бывает так. У ребенка с самого начала все очень легко получалось. Например, он быстрее всех в классе научился читать, без особых усилий побеждал на олимпиадах, как-то с наскока, ярко и блестяще справлялся со всеми задачами. А потом вдруг обо что-то споткнулся. Например, с первого раза не получилось разобраться в новой теме по физике. Или никак не удается сочинение. И после каждой такой неудачи он не может заставить себя попробовать еще раз, постараться, подготовиться. Оказалось, что он не умеет прилагать усилия.
Делать то, что предлагают родители
Возможно, ваш подросток только и слышит: «Пойди займись делом, учись, стремись к совершенству, ну что ты все лежишь и время тратишь». И чем больше ему так говорят, тем крепче он прирастает к дивану. Мало кому нравится, когда за него решают, что делать и чем заниматься. Представьте: перед вами на столе миска черешни. Вы уже готовы ее попробовать, но тут вам говорят: ну угощайся же, чего ты ждешь? А ну ешь давай, кому говорю! И черешни уже совсем не хочется…
Источник
Если это ваш случай, очень важно перестать давить и осторожно подсказать, как можно поступить:
Делать то, что делал раньше
Зеленый пояс по айкидо у него уже есть, и он больше не может видеть этот спорткомплекс. И в школу больше не хочет. И кружок по авиамоделированию совершенно не интересует.
Скорее всего, ему просто надоело. Он уже вдоль и поперек изучил эту сторону жизни, и ему хочется попробовать что-то еще.
На самом деле это здорово: ужасно интересно, освоив одно занятие, переходить к другому. Дети растут, а вместе с ними растут их цели и потребности.
Теперь, когда вы разобрались, что происходит с подростком, какие вопросы ему нужно задать и как помочь понять, чего ему хочется, пора переходить к практике. Взрослым, кстати, тоже будет полезно.
Чек-лист: как придумать новую цель
ШАГ 1. Составить список всего, что интересно
Предложите ребенку записать все, приходит в голову и что вызывает положительные эмоции. Полеты, крутые ботинки, кофе, блоги, путешествия, Новый год, пение.
Пока без «примерки» на себя. Все это сейчас не важно. Мы просто составляем длинный-длинный список того, ради чего можно поднять свою пятую точку и начать что-то делать.
ШАГ 2. Выбрать из списка один пункт и составить «карту приятных занятий»
Например, кофе. Подростку нравится его вкус, запах. Может быть он задумывался сделать линию парфюмерии с кофейными ароматами? Кофейные чашки тоже очень интересные. Может, стоит заняться дизайном посуды? А может, вообще через пару лет выучиться на бариста? Они так красиво оформляют напитки в кофейнях.
Источник
У одного понятия — кофе — есть несколько ветвей: запах, чашки, дизайн, работа. Из каждой такой ветви могут выходить разные занятия и хобби, которые делают жизнь увлекательнее. Получается логическое дерево, которое и называется картой приятных занятий.
Пусть поначалу сами идеи кажутся не очень интересными — польза уже в том, что мы о них думаем и фантазируем. Наш мозг начинает работать и выстраивать нейронные связи: от темы — к удовольствиям, от удовольствий — к определенным занятиям. Это полезно.
ШАГ 3. Составить шорт-лист «кофейных» целей
1 — поехать на Коста-Рику и увидеть своими глазами кофейные плантации.
2 — расписать кофейные чашки.
3 — выучиться на бариста.
А дальше превращаем все эти цели в планы. Как расписать чашки? Где этому научиться? Найти курсы росписи по керамике? Найти и рассмотреть самые крутые дизайны чашек?
ШАГ 4. Не останавливаться
На этом этапе подросток может немного «забуксовать»: «Я же никогда не расписывал чашки, получится какая-то фигня…». Эти мысли — следы той самой причины, из-за которой он ничего не хочет. Может быть, он мало в себя верит или просто раньше цели были не его, а нашими. Теперь пришла пора понять, чего хочет он сам, и начать что-то делать, чтобы достичь цели.
Упражнение «Подогрей хотелку!»
Любая цель в жизни, даже самая маленькая, начинается с «хочу». Хочу чаю, поэтому пойду на кухню и поставлю чайник. Хотеть можно по-разному. По десятибалльной шкале — на девять: «Ой-ой-ой, как чаю хочется, скорее чайник ставить!» На пять: «Да, немного посижу, потом пойду и чайку попью». А на два балла будет примерно так: «Ну дава-аай, только если ты сам заваришь». И вполне понятно, что с двухбалльной хотелкой чаю попьешь не скоро, если вообще попьешь. Поэтому сейчас мы попробуем слегка повысить градус желания.
Источник
Можно нарисовать такой «термометр», где ноль — это «совсем не хочу», а десять — «ужасно хочу». Выбрать любое свое любое желание: пойти на фехтование, записаться на танцы, найти вузы с факультетом дизайна. Отметить на термометре, на сколько баллов сейчас хочется этим заниматься. Потом постараться представить все приятное, что связано с этим желанием: мечты, планы, вдохновляющие идеи. После этого нужно отметить на термометре, на сколько баллов теперь мы оцениваем свое «хочу». Попробуйте поднять градус хотя бы на пару делений, и, если поймете, что готовы действовать, — вперед!
Упражнение «А это точно моя цель?»
Иногда мы, близкие подростка, уверены, что очень хорошо его знаем. Замечаем его математические способности, помним, как в три года он виртуозно сортировал камешки или решал логические задачки. Мы им гордимся и хотим, чтобы он реализовал все свои таланты. Но ему, возможно, хочется другого!
Предложите ребенку следующее упражнение: нужно начертить на листе круг. Все пространство внутри круга — это какое-то важное дело или решение, которое касается его жизни. Спросите, какая часть этого дела сейчас принадлежит ему, а какая — окружающим: родителям, друзьям, учителям?
Источник
Например, если он сам нашел в интернете бесплатные курсы программирования, будет готовиться, поступать и учиться — это уверенные сто процентов. А если сходить на курсы его уговорил учитель информатики, а потом еще и мы настояли? Тут придется задуматься, какой кусок «пирога» в этом случае принадлежит родителям, какой — учителю, а какой — ему самому. Может быть, каким-то важным делом увлечены в большей степени друзья и родители, и цель вовсе не его?
Упражнение «Почему я ленюсь?»
Часто бывает, что желаний у человека море, а вот взять что-то и сделать — до этого руки не доходят. Лень.
На самом деле лень — это не дурная черта характера, а способность психики сохранять ресурс. Другими словами, нам лень делать то, в чем мы не видим смысла или на что у нас не хватает сил. Поэтому, когда вы замечаете, что ребенок начинает лениться, предложите ему такое упражнение:
Быть подростком — та еще задачка. Это примерно как полететь в космос без подготовки. Как устроен корабль, на котором ты отправляешься в путешествие? Как им управлять? На какие кнопки нажимать? Что делать-то вообще?!
В книге «33 важных «почему» Виктория Шиманская и Александра Чканикова помогают с этим разобраться, а еще отвечают и на другие вопросы ребят 12–16 лет о чувствах и эмоциях.
Сын (15 лет) не хочет учиться, всё свободное время проводит в компьютере. Что делать?
Попытки обьяснить, насколько сейчас важен хороший аттестат для него бесполезны. Может я слишком придираюсь, он всегда был круглым отличником, а теперь просто хорошист, может у меня завышенная планка. Учителя звонят, жалуются, готовили его на аттестат отличного образца, просят обратить внимание, а сын вообще меня не хочет слушать, наушник в ухе и в компе.
Как Вы аргументирует необходимость отличного аттестата для сына, как сами к этому относитесь?
Что произойдёт если аттестат будет не отличным?
Изначально ни муж, ни сын не горели желанием появления нового члена семьи. Сын на тот момент уже давно отказался от моего близкого влияния, ласк, поэтому ревности я не вижу, брата он любит, и все равно стараюсь уделять ему внимание, хоть он и возмущается, что уже взрослый. Вижу, что ему это приятно. По поводу учёбы, конечно всегда была высокая планка. Просто у него сразу проявились способности, он все схватывает на лету, хорошая память, и я с ним занималась, и учителя привыкли видеть его самым лучшим. Возможно я слишком требовательный человек, конечно все 8 лет учиться на отлично, а последний важный год сьехать, кажутся обидными предыдущие старания. Сейчас я и хочу разобраться, может не нужно всегда быть на высоте. Я хочу, чтоб он сдал гос. Экзамены, соответственно хороший аттестат ему нужен будет для поступления в институт. А если сейчас пустить все насамотек, может получиться, что он вообще забросит все. Я ему уже говорила, что ладно, не все решают оценки и не все предметы он должен знать, но хороший аттестат для дальнейшего поступления в институт все-таки важен, а дальше его учёба на его усмотрение. Если аттестат не будет отличным, ничего не будет, я расстроюсь конечно, но придумаем что делать, я оптимист по жизни.
Сейчас многие дети занимаются с репетиторами, чтобы сдать хорошо экзамены, ходят на дополнительные курсы. Мой сын не хочет, говорит и так сдаст. Раньше у него был репетитор по английскому языку, но он задания выполнял не всегда, старался что-то придумать, чтоб пропустить занятие. В этом году у него нет ни одного репетитора. Организованы допол. Занятия в школе, платные, последние разы он и здесь уже начал искать причины не ходить. Предлагала перейти в другой лицей при институте после 9 класса, не хочет. У него в кумирах стример, который сидит целыми днями играет и получает за это деньги. Вот и он решил так работать. В определённой степени, это компьютерная зависимость. Но как изменить ситуацию, я не знаю.
Если Вы желаете узнать как побороть лень и апатию и начать действовать, то эта статья именно для Вас! В современном мире люди подвержены нескольким типам лени, чтобы знать как избавиться от лени и начать жить полной жизнью нужно определиться именно с Вашим.
Говорят, что лени не существует… Говорят, что лень лени рознь… А еще говорят что лень это черта русской души… Так ли это на самом деле и зачем вообще общество упоминает это слово давайте и поговорим.
Однажды на англоязычном форуме в поиске ответа на вопрос, как побороть лень, наткнулся на цитату с ответом:
Наверное это самый точный и краткий ответ на этот вопрос.
Большинство людей подразумевают под ленью нежелание что-либо делать без выяснения причин образования этого самого нежелания. Замудрил конечно, но попробую распутать клубок своей мысли в этом примере.
Давайте представим «школьника или школьницу», которому родители и учителя просто наказали учиться и делать домашнее задание. Ему (ей) это совершенно неинтересно ведь каждый возраст прекрасен по своему и хочется проводить время на за скучными уроками.
Родители начинают «жужжать» в ухо мол: «ты лентяй и бездельник! Не будешь учиться будешь всю жизнь улицы мести как простой дворник!». Как Вы думаете как сильно это поможет избавиться от лени подростку? Да ровным счетом никак!
Если Вы (допустим) электрик, работающий на предприятии за условные 25 000 рублей и Вам кто-то скажет «Василий Михайлович, вот будешь ты продолжать работать электриком только на предприятии всю жизнь и проработаешь им!». Ну как, смогли просто слова побороть лень и начнете ли Вы действовать?
Почему эта статья поможет побороть лень?
Потому что автор этой статьи прошел все эти шаги сам. Вся статья основана на личном опыте, который сложился воедино спустя 5 лет бесконечных вопросов «как избавиться от лени».
Я знаю какого это быть в неправильном окружении, какого иметь друзей которые не хотят ничего добиваться. Я не родился в богатой семье с правильным отношением к жизни и не родился в мегаполисе, в которых мгновенно бы получил совет или отдачу в качестве напутствия.
Из-за бесконечного скроллинга социальных сетей и «крутых» марафонов по зарабатыванию секстиллион секстиллионов в день я лишь терял деньги в надежде получить секретную пилюлю и продолжить ничего не делать.
Я тоже любил смотреть телевизор. Часами смотрел его со своей бабулей в ожидании, когда этот день поскорее кончится, ведь уже завтра начнется бурная жизнь. Которая не начиналась на протяжении нескольких лет.
А еще я выгорал. Я выгорал потому что следовал неверным методикам, был слишком наивен и полагал, что добиться результата поможет 1-2 месяца 8-10 часового труда. Через 2 месяца подобных усилий желание что-либо делать пропадало напрочь. И я начинал по новой, но уже в новой сфере деятельности. И это продолжалось из года в год.
Где я теперь? Я еще не достиг всего, что хотелось бы, я только в начале пути, потому что всего год назад получил ответ на долгожданный вопрос «как побороть лень». Я 3-тий год уже живу в Китае, работаю и путешествую из города в город. Если эта статья хоть как-то поможет Вам, буду рад услышать отзывы в комментариях!
Как избавиться от лени шаг за шагом
Представленная ниже схема поможет не только избавиться от лени, но опробована непосредственно на авторе этой статьи. Многие люди надеются найти таблетку от лени или волшебные мотивационные речи. Они жаждут что пламенные речи перевернут их сознание и обеспечат энергией на всю оставшуюся жизнь.
ЗАБУДЬТЕ! Мотивационные фильмы и книги не работают в долгую!
Сколько раз после просмотра фильмов Вы горели желанием перевернуть этот мир? А теперь напишите в комментариях как долго этот «огонь горел» в Ваших глазах? Я испытывал тоже самое, пока не понял саму суть проблемы.
Именно это разнообразие и губит миллионы людей, потому что люди потеряли способность ждать! Социальные сети заменили реальную жизнь, где можно получить лайк и одобрение сотен людей можно буквально через несколько минут. А реальность же увы дает моментальную связь только с Вашими же родственниками в большинстве случаев.
Шаг 1 — проведите самоанализ
Это не просто очередной совет выброшенный в пустоту. Если Вы реально хотите знать, как побороть лень, придется провести процесс самокопания. Очень часто лень возникает из-за того, что Вы занимаетесь не своим любимым делом. Сразу пример из собственной жизни.
Я учился в политехническом университете на факультете «Мясоперерабатывающее производство», учился я мягко говоря «спустя рукава».
Было ли это связано с тем, что я ленивый от природы? Нет! Просто я не видел будущего и не хотел этого делать. У меня «благодаря ЕГЭ» просто не осталось выбора для другого факультета. Да и возраст в 17 лет мягко говоря не подходящий для выбора профессии будущего.
Проведя анализ и поняв, чем Вы реально любите заниматься и готовы заниматься даже БЕСПЛАТНО, поможет Вам сделать первый шаг в сторону избавления от лени.
Шаг 2 — измените окружение
Качество людей окружающих Вас очень сильно влияет на поведение в целом. Если вокруг Вас подавляющее большинство просто радуется пребыванию на Земле и ничего не делают, то Вы станете просто копировать их поведение.
Человек — это стадное животное. Для нас очень важно одобрение толпы. Начав, что-то делать Вы мигом вызовете бурную реакцию в «серой массе». Она будет внушать Вам что «это не твое» или «ты ничего не добьешься» могут сказать, что «ты тратишь свое время» или «будь как все».
Да Вы можете подумать, откуда мне взять окружение как Уоррен Баффет или Может как Максим Галицкий и сразу же попадете впросак. Окружение не обязательно должно контактировать с Вами напрямую.
Купите книг или найдите лекции на ютубе, тех людей, которые добились успехов в интересующей Вас сфере. Читайте и проводите с «ними» как можно больше времени и тогда они станут спутниками по жизни, которые будут окружать Вас день и ночь.
Не говорите, что у Вас нет возможности изменить окружение лишь потому-что Вы из провинциального города. Я родом из города с населением в 33 тысячи жителей. Следуя всем перечисленным советам смог побороть лень и сейчас наслаждаюсь жизнью.
Шаг 3 — уберите посторонние шумы
Чтобы избавиться от лени раз и навсегда придется привыкать к новому образу жизни. Вы никогда не задумывались как «машина пропаганды» работает на самом деле?
Больше 50% суждений и мнений, которыми Вы обладаете — это не Ваше личное мнение. Неужели для Вас и правда важно купить Iphone последней модели или одежду от Gucci или рюкзак от LV?
Даже сейчас, когда я пишу эту статью, я разговариваю с Вами излагая не свои личные мысли, я лишь пересказываю то, что опробовал на себе.
Как это все связано со способами борьбы с ленью? Да также как и с выбором нужной цели. Если эти все желания не Ваши, а Вы тратите на них свою энергию, то откуда брать энергию на остальное, когда она спущена на погоню за новинками или трендами?
Как много примеров людей с виду умных и работящих, которые в погоне за псевдо авторитетом истощают себя и загоняют в угол.
Чтобы избавиться от посторонних шумов нужно:
1. Избавиться от социальных сетей;
2. Перестать смотреть телевизор;
3. Выкинуть все газеты и журналы.
Попробуйте вспомнить людей из своего окружения, которые разговаривают телевизионным языком и только на телевизионные темы. Именно этот пласт людей и не живет собственной жизнью, они живут иллюзией собственной жизни. Этот процент людей больше всего подвержен испытывать лень потому-что выполняют то, на что их запрограммировали.
Шаг 4 — замените старые привычки на новые
Это очень и очень не просто заполнить появившееся время. Допустим в прошлом Вы любили проводить по 2-3 часа перед телевизором, а что делать теперь? Очень важно заполнить это время иначе просмотр телевизора или пустые разговоры с друзьями вернуться снова.
Если Вы проделали Шаг 1 и нашли любимое дело, которым способны заниматься даже БЕСПЛАТНО всю оставшуюся жизнь, то новые привычки будут довольно очевидны:
1. Добавьте чтение специализированной литературы;
2. Начните проводить больше времени за любимым занятием;
3. Посещайте семинары и лекции на схожие темы.
Шаг 5 — новый образ жизни
Чтобы побороть лень также предстоит поменять образ жизни. Необходимо провести несколько кардинальных изменений в своем расписании:
1. Установите четкое расписание для сна;
2. Добавьте спорт в свою жизнь;
3. Исключите алкоголь и сигареты;
4. Начните вести дневник.
Сон очень важен для полноценного функционирования. Порой режим может быть сбит очень сильно и перестройку может уйти какое-то время (неделя или даже две). Это нормально! Ведь Вы собираетесь побороть лень навсегда и начать действовать нужно уже сейчас.
Спать необходимо не меньше 8 часов в сутки. Время, когда Вы отправитесь спать также очень важно для нормального функционирования. Отправляться в постель нужно не позже 22:00. Это время обладает магическим свойством. Вспомните только истории о предках, они ложились спать с закатом солнца, а просыпались с восходом.
Теперь пару слов о спорте. Не нужно искать отговорки на то, что у Вас нет времени и Вы весь такой занятой человек. 15-20 минут в день есть у каждого, даже самого занятого человека в мире. А если Вы читаете эту статью, то будем откровенны Вы не Роман Абрамович и 20 минут найдется всегда. Вид спорта не столь важен, это может быть бег, быстрая ходьба, приседания, отжимания, плавание или езда на велосипеде. Главное чтобы Вам это нравилось!
Человеческое тело как большая батарейка. Чем больше Вы занимаетесь спортом, тем больше энергии организм сможет запасать, чем меньше спорта, тем меньше энергии. Прямая корреляция.
Настало время алкоголя и сигарет. Мало того, что это разрушает организм, но еще больше это учит Вас бездельничать. Любители сигареток могут курить от 3 до 20 раз в день, а теперь посчитайте сколько времени Вы тратите впустую.
Любители же выпить не ушли далеко, если Вы пьете по 1-2 бутылочки пива ежедневно, то вряд ли за таким времяпровождением читайте «Квантовые исследования». А вот для тех кто любит в пятницу как следует «зажечь» потому-что пятница, вспомните сколько упущенного времени в субботу, а порой и воскресенье. Похмелье, запах перегара, недосыпы.
Начните вести дневник. Звучит как совет для школьников, но это очень важно, если Вы хотите найти ответ на вопросы «Как побороть лень». Каждый вечер записывайте планы на следующий день и пару предложений о прошедшем дне. В этих двух-трех предложения хвалите себя любимого. Расписывайте в красках какой Вы молодец и как прекрасно Вы выполнили запланированные дела. Теперь, когда Вы будете чувствовать лень, просто перечитывайте свои записи и напоминайте о своих достижениях.
Шаг 6 — избавьтесь от иллюзий
Если Вы дети 90-ых то для большинства крайне трудно адаптироваться в реальном мире из-за его «нерасторопности» по сравнению с интернетом. Из-за ютуба и социальных сетей большинство людей потеряли реальную связь с миром. Да, получить информацию сейчас гораздо проще как и обрести новый навык, но важно научиться правильно использовать великое изобретение интернет.
В сети полно шарлатанов, которые рассказывают про схему заработка в 1000$ в день уже через неделю. И тут включается жадность и Вы теряете свой контроль. После этих роликов вряд ли Вы не захотите усердно работать токарем или автомехаником за 25 тысяч рублей, а зачем? Ведь Вы знаете, что кто-то зарабатывает по 1000 долларов в день. Но как раз это и ведет к самобичеванию и бесконечной лени.
Чтобы побороть лень нужно избавиться от стереотипов и завышенных планок. Да может тот самый блогер или автор курса и может зарабатывать по 1000 баксов в сутки, но вопрос кроется в следующем. Сколько времени он затратил на изучения сопутствующих навыков и с чего именно он зарабатывает эту тысячу? Может быть он зарабатывает ее с таких доверчивых людей как Вы, которые готовы покупать его курсы. Фанаты Гусейна Гасанова наверняка помнят его супер-курс «Мышление миллионера».
Шаг 7 — философия «Кайдзен»
Очень интересная философия родом из Японии. Философия «Кайдзен» учит совершенствоваться бесконечно, но маленькими шагами.
Как сказал один известный миллиардер из Казахстана Маргулан Калиевич Сейсембаев «Ничего важного не бывает срочным, а ничего срочного не бывает важным». Маргулан Калиевич активно продвигает и учит людей этой самой теории маленьких шагов. Стоит на минуту задуматься, чтобы понять всю мощь этой теории, Маргулан Сейсембаев был пастухом, который превратился в бизнесмена и акционера более 100 компаний.
Теперь возможно Вы захотите спросить, а как вообще связан вопрос «Как побороть лень» и Японская философия «Кайдзен»? Все очень просто. Ответ кроется в любимом выражении Маргулана. Побороть лень не получится с наскока, это медленный и постепенный процесс. На пути могут стоять перепады настроений, жизненные препоны и многое другое. Поэтому каждый день делайте что-то в сторону прогресса по 15-20 минут, шаг за шагом.
Пример из личной жизни, как работает теория «Кайдзен». Я всегда мечтал начать говорить на английском. Ходил к разным репетиторам и занимался дополнительно дома по 1 часу 3 раза в неделю. Спустя 2 года все что я мог — это читать детские книжки. Разговорным английским даже «не пахло». Я чувствовал апатию и лень, каждый раз, начиная урок английского.
Спустя какое-то время открыл для себя американского блоггера AJ HOGE, который тоже является пропагандистом теории «Кайдзен», фраза Маргулана Сейсембаева прозвучала в моей голове второй раз. Я решил попробовать, терять было нечего.
Слушал английские истории и сказки и пытался разговаривать, минимум по 30 минут КАЖДЫЙ ДЕНЬ на протяжении 1 года. Что произошло? Я могу говорить на английском! Моя мечта сбылась, а лень испарилась! Теперь, продолжая заниматься английским лени больше НЕТ, я чувствую легкость, а все потому-что нашёл ключ к постижению любых навыков без лени.
Шаг 8 — Вы никому не нужны
Еще одно интересное свойство человека, которое мешало мне избавиться от лени — это страх осуждения. Каждый из нас в коей-то мере испытывает зависимость от мнения окружающих. Корни снова растут из-за нашего стадного чувства.
Порой хочется что-то сделать, но ты начинаешь себя останавливать лишь потому что боишься мнения друзей или даже незнакомых на улице. Поймите одну простую истину «Абсолютно каждый из нас — ЭГОИСТ». Да кто-то в большей мере, кто-то в меньшей, но ЭГОИСТ.
Это неизбежный факт, который был подарен нам природой иначе бы мы не выжили в этом мире. Однако проблема заключается в том, что ежедневный страх перед осуждением перерастает в апатию и лень. Зачем что-то делать если результатом становится осуждение окружающих?
Какова цель? Цель должна быть приятной и желанной, а укоризненный взгляд совсем не то, чего хочется видеть.
Оглянитесь вокруг себя, взгляните на своего босса или любого человека, кого Вы уважаете. Есть ли этот страх перед окружающими у него? Смог бы он добиться того, что имеет имея эту черту? Конечно нет! А теперь проведите параллель, между ним и ленью. Если он (она) смогли избавиться от лени, то это под силу и Вам!
Шаг 9 — контролируйте выгорание
Порой лень — это защитная функция организма перед истощением. Например, Вы работаете грузчиком, и всю неделю разгружали вагоны с цементом. Вдруг на 8 день Вы понимаете, что делать ничего не охота, Вы начинаете себя заставлять и говорить мол надо Вася, надо, ты же не лентяй.
Через 3-4 подобных усилия выгорание начинает усиливаться, длительность лени увеличивается, так и до депрессии рукой подать. Если у Вас уже начальная стадия депрессии, то для Вас есть отличная статья, которая расскажет как избавиться от депрессии.
Организм включает ленивый режим, чтобы обезопасить себя от пере нагрузок. Это нормально если после трудовой недели Вам хочется поспать подольше или же просто посидеть и «потупить» ничего не делая.
Чтобы побороть лень и стать ее хозяином нужно научиться контролировать выгорание. Это сделать достаточно просто:
1. Спите не меньше 8 часов ежедневно;
2. 1 раз в неделю забудьте про будильник — спите пока не надоест;
3. Попробуйте работать в режиме 50+10.
Впасть в ленивый режим из-за пере нагрузок и подхватить апатию почти невозможно, если следовать этим 3 простым советам. Ежедневный сон поможет набирать достаточно сил. 1 выходной день в неделю без будильника восполнит недостающий запас энергии. А режим 50 минут работа, 10 минут отдыха поможет быть свежим на протяжении всего рабочего дня.
Если Вы работаете на себя, попробуйте подобрать удобный лично для Вас график работы. Каждый человек индивидуален и режим работы с 8 до 5 не всегда подходит лично под Вас. Если Вы бизнесмен или работаете из дома, то работайте только в удобное для Вас время.
33 эксперта
3 поста 2 подписчика
Лень читать, не осилил
Очередной инфоцыганщиной попахивает. Это не люди, выбиваясь из сил, пашут на нескольких работах, чтоб оплатить ипотеку и прокормить семью, это просто очередные ленивые жопы, которые не хотят выйти из зоны комфорта
А вы никогда не задумывались, что очень много демотивационных вещей нам внедряют в школе?
Скучные уроки, неинтересные преподаватели, несправедливые оценки, не умение или не желание подбодрить ученика, непонятная перспектива зачем образование нужно вообще.
Мы проводим в школе 10 лет минимум и это очень глубоко всаживается нам в голову. Вспомните какие дети любознательные до школы, а после первого или второго класса огонёк в глазах утихает.
Я думаю, что ноги апатии и лени растут из образовательных учреждений и укореняются в процессе работы.
Именно поэтому никогда не работал по найму (первые 2 года не в счёт) и никогда не отдам своих детей в обычную школу.
Bye, loosers, see you from Forbes’ magazin pages!
В данном посте расскажу как вернуть разницу, если Вас решил кинуть отель и вы бронировали его через букинг.
История:
В начале июня правительство дало гражданам 3 выходных. Решили мы съездить на море хоть на две ночи, так как из-за пандемии никуда не ездили отдыхать и сидели все время дома. Выбор пал на Джемете\Витязево, ехать туда не далеко, да и пляжи там песчаные. Мы забронировали трехзвездочную гостиницу с полный пансионом и номером люкс за 6500 рублей сутки. Выезд планировали на 6 утра, чтобы ко времени заезда быть на месте.
Проснулись мы в 5 утра, начали собираться и тут я заметил сообщение в WhatsApp, которое пришло мне в час ночи примерно такого содержания: «К сожалению мы не можем предоставить вам номер, так как свободных номеров нет». Все планы сразу рухнули. Похоже гостиница решила перепродать наш номер кому-то еще по большей цене. Я решил звонить сразу в Booking и узнавать как решить вопрос. Русской поддержки в 5 утра нет, есть только англоговорящая. Я объяснил что именно случилось и узнал что можно с этим сделать, оператор попробовала позвонить в гостиницу, но там трубку не взяли и она мне предложила выбрать любой другой отель и разницу мне компенсируют. Так же она выслала email с инструкциями. Я выбрал единственный свободный отель с полным пансионом доступный на эти даты. Сутки там стоили 16 тысяч ( Анапа может удивлять). Мы заселились в этот отель и по выезду взяли отчетные документы, который необходимо выслать в Booking для возврата средств.
Вот что мне поведал интернет и оператор: если гостиница одобрила ваше бронирование она обязана Вас принять, если она не может это сделать, то они должны оплатить разницу цены с другой гостиницей.
Инструкция если Вас пытается кинуть гостиница: