Мне близок не понятен базаров тем что

ЧЕМ МНЕ БЛИЗОК БАЗАРОВ?

ЧЕМ МНЕ БЛИЗОК БАЗАРОВ?

Событие свершилось, но разум

Оно еще пылким рассказом

Не хлынуло с уст горячо, –

Писал Леонид Мартынов о том, как трудно иногда понять события, участником которых являешься ты сам. В переломные моменты истории на общественную и политическую арену выходили сильные, умные люди с твердым характером и пылким сердцем, искренне стремившиеся найти истину и изменить мир. Вот только пути достижения этой истины они не всегда находили верные.

И вряд ли можно винить в этом только их.

И наука может открыть нам тайны многих явлений жизни человека и окружающего мира. Любой уважающий себя человек должен стремиться к знаниям – в том числе и практическим, чтобы не с чьих-то слов, не по заученным трактовкам, а на собственном опыте убедиться в

Такую науку он решительно отвергает. Он за науку, которая была бы понятна народу, всем людям и каждому человеку в отдельности.

Каждый человек должен стремиться к науке, чтобы лучше узнать самого себя. Базаров – врач по образованию. Но я думаю, что он также врач по призванию: вспомним, с какой самоотдачей он лечил крестьян.

Над методами же своего отца Евгений смеется, потому что они отстали от жизни. А молодой Базаров не может ни минуты оставаться на месте. Он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, постоянно занимается работой, продолжая изучать законы природы и человеческой жизни.

Евгений в любой обстановке, в любом доме занимается делом – естественными науками, проверкой теоретических открытий на практике. Он постоянно идет в ногу со временам. В этом он решительно отличается от остальных героев, в том числе и от своего друга и последователя Аркадия Кирсанова. Аркадий – человек какой-то вялый, слабый, ограниченный, в его характере все чаще ощущается родство с либералами, а не с демократически настроенным Базаровым.

Потому между молодыми людьми нет и не может быть настоящей дружбы: “Ваш брат дворянин, – говорит Евгений Аркадию, – дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами – а мы драться хотим”. Естественные науки привлекают его именно потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Герой Тургенева искренне считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта”.

Конечно, в этом вопросе он, на мой взгляд, сильно “перегибает палку”, сосредоточившись на одной только сухой науке и отбросив духовную составляющую всех жизненных явлений. И уж тем более он не прав, заявляя, что “природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Но кто из нас не ошибается, избирая для себя тот или иной путь самосовершенствования? Ведь именно путем ошибок и их последующего осознания мы часто приходим к пониманию настоящей истины.

И герой Тургенева в конечном итоге начинает видеть, как глубоко он ошибался, его богатый внутренний мир все же вырывается на поверхность. А это говорит о том, что на самом деле Евгений вовсе не бездушное чудовище, каким может показаться на первый взгляд. Да, он отрицает религию.

Но в душе он знает, что люди сильны в своей вере – об этом он открыто говорит отцу: “Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна”. Он отрицает природу, но в конце своей жизни приходит к единению с ней. Он не верит в любовь, но искренне и страстно влюбляется в Одинцову.

И в этой любви наиболее ярко раскрывается характер героя, его сильная натура. В минуту безумно сильной страсти он сумел перебороть себя, взять себя в руки. Это характеризует героя с положительной стороны, как рассудительного, умного и волевого человека.

Евгений Базаров – натура независимая. Он не склоняется ни перед какими правилами и авторитетами. А любые принципы и стереотипы подвергает живому суду мысли.

В этом, на мой взгляд, он абсолютно прав. Потому что нельзя слепо принимать на веру все, что навязывает нам общество – тем более общество, явно уходящее в прошлое, изжившее себя.

Конечно, нельзя и отрицать все безрассудно. В этом я не могу полностью согласиться с героем Тургенева. Даже в старых идеалах и авторитетах есть некие вечные ценности, которые никогда не потеряют своего значения.

К таким ценностям относятся музыка, живопись, литература, над которыми Базаров смеется и значение которых полностью отрицает.

Герой привлекает своей целеустремленностью, силой воли, честностью и открытостью. Он иногда бывает резок и грубоват, но и сам не скрывает этого, говоря, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Евгений просто не способен притворяться или лицемерить.

Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Старые идеи уходят в прошлое, и некоторые представители аристократии стараются “утащить” в это прошлое и весь окружающий мир, всю новую, современную жизнь. Базаров решительно противостоит им, понимая, что страну нужно “вытаскивать из болота”. Для этого необходимы реформы, необходимо пересмотреть и переосмыслить все принципы и нормы, господствовавшие в обществе.

Такие взгляды, по-моему, актуальны в любые времена. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что находимся в той же ситуации, в какой находилось русское общество во времена Базарова. Потому молодежь во многом может брать пример с тургеневского героя.

Конечно, не доходя до таких крайностей, в какие вдавался в своем отрицании и желании перемен Евгений Базаров.

Яркий выразитель демократической идеологии, Базаров до последней минуты остается верен своим убеждениям, своей вере в новую жизнь, своему стремлению к переустройству мира. Такая твердость и постоянство жизненных позиций не могут не вызывать искреннего уважения и преклонения. Если бы в нашем обществе было больше таких людей, наша жизнь была бы намного лучше, и мы бы стремительным шагом продвигались вперед, к великому и прекрасному будущему.

Евгений близок мне также тем, что не приемлет пустословия, красивых, но пустых фраз, фальши и лести. Он бывает довольно циничен, но в то же время всегда остроумен и свои слова нередко удачно облекает в шутливую форму. Гордясь тем, что он “не мягкое существо”, Базаров считает неприемлемыми любые проявления нежных чувств.

Потому демонстрирует безразличие к родным. На самом же деле он очень чуткая натура и под его внешним равнодушием спрятана искренняя большая любовь к родителям. Это становится очевидным, как только мы слышим слова Базарова о них: “Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет, – умирая, говорит Евгений Анне Сергеевне. – Это чепуха, но не разуверяйте старика…

И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…”

Related posts:

Источник

Урок литературы в 10 классе

Мне близок не понятен базаров тем что. Смотреть фото Мне близок не понятен базаров тем что. Смотреть картинку Мне близок не понятен базаров тем что. Картинка про Мне близок не понятен базаров тем что. Фото Мне близок не понятен базаров тем что

Тема: Урок-подготовка к сочинению по роману «Отцы и дети»

Выработка навыков работы над сочинением. Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения. Развитие литературно-творческих способностей учащихся. Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства. Формирование личностного подхода к проблеме. Развитие речи учащихся.

. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;

— рабочие тетради по литературе;

— карточки для капитанов команд.

Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.

2. Работа по новой теме.

«Аукцион тем» (опрос домашнего задания).

Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.

б) работа в группах.

Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:

Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя. Базаров – «новый» герой или трагическая личность?

2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…».

2.2. Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью.

2.4. Одинок ли Базаров?

2.5. Автор и его герой.

3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

4. Работа с капитанами команд.

Капитаны команд получают карточки – лакуны.

Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:

2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…»

2.3. Испытание любовью.

2.4. Одинок ли Базаров?

2.5. Автор и его герой.

«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

в) индивидуальная работа с капитанами команд.

Капитаны получают карточки – лакуны.

Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь на бумаге, на самом деле русский народ по-прежнему оставался в рабском и униженном положении. Конфликт сторон грозил перерасти в настоящую вооружённую борьбу. был свидетелем этого конфликта и сумел отразить его в своём бессмертном романе «Отцы и дети».

г) работа по команде «Зеркальное отражение».

Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.

— Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;

— Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;

— Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;

— Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;

— Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.

д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».

Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».

В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.

1. Впервые мы видим Базарова в самом начале романа «Отцы и дети». Перед нами молодой человек лет 25 с подпоясанной бечёвкой рубахе. С первого взгляда мы понимаем что го встреча с одним из братьев Кирсановых приведёт к трагической развязке, так как Павел Петрович, презрительно оглядев Базарова с головы до ног, не подал ему руки.

2.Благодаря этому роману в обиход русского общества 19 века вошло слово «нигилист». Именно философия отрицания легла в основу этого учения, и я бы хотел (а) остановиться на слабых и сильных стонах философии Базарова.

3. И всё-таки Базаров меняется, что связано с появлением в его жизни Анны Одинцовой. Посмотрите, как трансформируются взгляды героя на любовь и женщин. Автор заставляет Базарова страдать так, как он ещё до этой встречи не страдал. Выдерживает ли герой испытание любовью?

Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.

е) работа над заключительной частью сочинения.

Ученикам предлагается команда «Клише».

Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.

— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).

— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что он пытается найти своё место в жизни, знает из личного опыта, что такое физический труд и не позволяет себе жить за счёт других.

— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

— Писарев назвал Базарова _________________________________________________

Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.

5. Мини-беседа по итогу урока.

Комментирование оценок. Домашнее задание.

Написать сочинение по роману, используя материалы урока.

Источник

Чем мне близок и интересен Базаров (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)

Базаров представляет собой силу,

Которой могли бы позавидовать

Люди каждого поколения.

Выйдя в свет в 1862 году, Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал целую волну разнообразных, часто противоречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать.

Это был “человек высокого роста в длинном балахоне с кистями”. Длинное и худое лицо с широким лбом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета “выражало самоуверенность и ум”. Внешность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную.

Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит работать.

Действительно, познания Базарова в естественных науках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зоологию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек

Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Базаров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: “А мы драться хотим!”

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, “коли он заслуживает презрения”, за косность взглядов и невежество, однако никогда не отрекается от него: “Он русский, а разве я сам не русский?”

Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет отстаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне кажется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевернула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость.

Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства…

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не всегда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глубокая и нежная.

Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отношение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к искусству, которые он считал чепухой, “художеством”, “гнилью”, бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты – как же отказаться от него?! Да и потребительское отношение Базарова к природе меня не устраивает.

Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Базарова были собраны все те качества, которые характеризовали демократически настроенных людей.

Related posts:

Источник

Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»

Школьное сочинение

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «

В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *