Мне близок не понятен базаров тем что
ЧЕМ МНЕ БЛИЗОК БАЗАРОВ?
ЧЕМ МНЕ БЛИЗОК БАЗАРОВ?
Событие свершилось, но разум
Оно еще пылким рассказом
Не хлынуло с уст горячо, –
Писал Леонид Мартынов о том, как трудно иногда понять события, участником которых являешься ты сам. В переломные моменты истории на общественную и политическую арену выходили сильные, умные люди с твердым характером и пылким сердцем, искренне стремившиеся найти истину и изменить мир. Вот только пути достижения этой истины они не всегда находили верные.
И вряд ли можно винить в этом только их.
И наука может открыть нам тайны многих явлений жизни человека и окружающего мира. Любой уважающий себя человек должен стремиться к знаниям – в том числе и практическим, чтобы не с чьих-то слов, не по заученным трактовкам, а на собственном опыте убедиться в
Такую науку он решительно отвергает. Он за науку, которая была бы понятна народу, всем людям и каждому человеку в отдельности.
Каждый человек должен стремиться к науке, чтобы лучше узнать самого себя. Базаров – врач по образованию. Но я думаю, что он также врач по призванию: вспомним, с какой самоотдачей он лечил крестьян.
Над методами же своего отца Евгений смеется, потому что они отстали от жизни. А молодой Базаров не может ни минуты оставаться на месте. Он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, постоянно занимается работой, продолжая изучать законы природы и человеческой жизни.
Евгений в любой обстановке, в любом доме занимается делом – естественными науками, проверкой теоретических открытий на практике. Он постоянно идет в ногу со временам. В этом он решительно отличается от остальных героев, в том числе и от своего друга и последователя Аркадия Кирсанова. Аркадий – человек какой-то вялый, слабый, ограниченный, в его характере все чаще ощущается родство с либералами, а не с демократически настроенным Базаровым.
Потому между молодыми людьми нет и не может быть настоящей дружбы: “Ваш брат дворянин, – говорит Евгений Аркадию, – дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами – а мы драться хотим”. Естественные науки привлекают его именно потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Герой Тургенева искренне считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта”.
Конечно, в этом вопросе он, на мой взгляд, сильно “перегибает палку”, сосредоточившись на одной только сухой науке и отбросив духовную составляющую всех жизненных явлений. И уж тем более он не прав, заявляя, что “природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Но кто из нас не ошибается, избирая для себя тот или иной путь самосовершенствования? Ведь именно путем ошибок и их последующего осознания мы часто приходим к пониманию настоящей истины.
И герой Тургенева в конечном итоге начинает видеть, как глубоко он ошибался, его богатый внутренний мир все же вырывается на поверхность. А это говорит о том, что на самом деле Евгений вовсе не бездушное чудовище, каким может показаться на первый взгляд. Да, он отрицает религию.
Но в душе он знает, что люди сильны в своей вере – об этом он открыто говорит отцу: “Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна”. Он отрицает природу, но в конце своей жизни приходит к единению с ней. Он не верит в любовь, но искренне и страстно влюбляется в Одинцову.
И в этой любви наиболее ярко раскрывается характер героя, его сильная натура. В минуту безумно сильной страсти он сумел перебороть себя, взять себя в руки. Это характеризует героя с положительной стороны, как рассудительного, умного и волевого человека.
Евгений Базаров – натура независимая. Он не склоняется ни перед какими правилами и авторитетами. А любые принципы и стереотипы подвергает живому суду мысли.
В этом, на мой взгляд, он абсолютно прав. Потому что нельзя слепо принимать на веру все, что навязывает нам общество – тем более общество, явно уходящее в прошлое, изжившее себя.
Конечно, нельзя и отрицать все безрассудно. В этом я не могу полностью согласиться с героем Тургенева. Даже в старых идеалах и авторитетах есть некие вечные ценности, которые никогда не потеряют своего значения.
К таким ценностям относятся музыка, живопись, литература, над которыми Базаров смеется и значение которых полностью отрицает.
Герой привлекает своей целеустремленностью, силой воли, честностью и открытостью. Он иногда бывает резок и грубоват, но и сам не скрывает этого, говоря, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Евгений просто не способен притворяться или лицемерить.
Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Старые идеи уходят в прошлое, и некоторые представители аристократии стараются “утащить” в это прошлое и весь окружающий мир, всю новую, современную жизнь. Базаров решительно противостоит им, понимая, что страну нужно “вытаскивать из болота”. Для этого необходимы реформы, необходимо пересмотреть и переосмыслить все принципы и нормы, господствовавшие в обществе.
Такие взгляды, по-моему, актуальны в любые времена. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что находимся в той же ситуации, в какой находилось русское общество во времена Базарова. Потому молодежь во многом может брать пример с тургеневского героя.
Конечно, не доходя до таких крайностей, в какие вдавался в своем отрицании и желании перемен Евгений Базаров.
Яркий выразитель демократической идеологии, Базаров до последней минуты остается верен своим убеждениям, своей вере в новую жизнь, своему стремлению к переустройству мира. Такая твердость и постоянство жизненных позиций не могут не вызывать искреннего уважения и преклонения. Если бы в нашем обществе было больше таких людей, наша жизнь была бы намного лучше, и мы бы стремительным шагом продвигались вперед, к великому и прекрасному будущему.
Евгений близок мне также тем, что не приемлет пустословия, красивых, но пустых фраз, фальши и лести. Он бывает довольно циничен, но в то же время всегда остроумен и свои слова нередко удачно облекает в шутливую форму. Гордясь тем, что он “не мягкое существо”, Базаров считает неприемлемыми любые проявления нежных чувств.
Потому демонстрирует безразличие к родным. На самом же деле он очень чуткая натура и под его внешним равнодушием спрятана искренняя большая любовь к родителям. Это становится очевидным, как только мы слышим слова Базарова о них: “Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет, – умирая, говорит Евгений Анне Сергеевне. – Это чепуха, но не разуверяйте старика…
И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…”
Related posts:
Урок литературы в 10 классе
Тема: Урок-подготовка к сочинению по роману «Отцы и дети»
Выработка навыков работы над сочинением. Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения. Развитие литературно-творческих способностей учащихся. Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства. Формирование личностного подхода к проблеме. Развитие речи учащихся.
— . Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;
— рабочие тетради по литературе;
— карточки для капитанов команд.
Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.
2. Работа по новой теме.
«Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:
Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя. Базаров – «новый» герой или трагическая личность?
2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…».
2.2. Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
2.3. Испытание любовью.
2.4. Одинок ли Базаров?
2.5. Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с капитанами команд.
Капитаны команд получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:
2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…»
2.3. Испытание любовью.
2.4. Одинок ли Базаров?
2.5. Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
в) индивидуальная работа с капитанами команд.
Капитаны получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь на бумаге, на самом деле русский народ по-прежнему оставался в рабском и униженном положении. Конфликт сторон грозил перерасти в настоящую вооружённую борьбу. был свидетелем этого конфликта и сумел отразить его в своём бессмертном романе «Отцы и дети».
г) работа по команде «Зеркальное отражение».
Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
— Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
— Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
— Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
— Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
— Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.
д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».
Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.
1. Впервые мы видим Базарова в самом начале романа «Отцы и дети». Перед нами молодой человек лет 25 с подпоясанной бечёвкой рубахе. С первого взгляда мы понимаем что го встреча с одним из братьев Кирсановых приведёт к трагической развязке, так как Павел Петрович, презрительно оглядев Базарова с головы до ног, не подал ему руки.
2.Благодаря этому роману в обиход русского общества 19 века вошло слово «нигилист». Именно философия отрицания легла в основу этого учения, и я бы хотел (а) остановиться на слабых и сильных стонах философии Базарова.
3. И всё-таки Базаров меняется, что связано с появлением в его жизни Анны Одинцовой. Посмотрите, как трансформируются взгляды героя на любовь и женщин. Автор заставляет Базарова страдать так, как он ещё до этой встречи не страдал. Выдерживает ли герой испытание любовью?
Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.
е) работа над заключительной частью сочинения.
Ученикам предлагается команда «Клише».
Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что он пытается найти своё место в жизни, знает из личного опыта, что такое физический труд и не позволяет себе жить за счёт других.
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
— Писарев назвал Базарова _________________________________________________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
5. Мини-беседа по итогу урока.
Комментирование оценок. Домашнее задание.
Написать сочинение по роману, используя материалы урока.
Чем мне близок и интересен Базаров (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
Базаров представляет собой силу,
Которой могли бы позавидовать
Люди каждого поколения.
Выйдя в свет в 1862 году, Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал целую волну разнообразных, часто противоречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать.
Это был “человек высокого роста в длинном балахоне с кистями”. Длинное и худое лицо с широким лбом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета “выражало самоуверенность и ум”. Внешность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную.
Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит работать.
Действительно, познания Базарова в естественных науках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зоологию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек
Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Базаров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: “А мы драться хотим!”
Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, “коли он заслуживает презрения”, за косность взглядов и невежество, однако никогда не отрекается от него: “Он русский, а разве я сам не русский?”
Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет отстаивать.
И все же, холодный и рациональный, Базаров мне кажется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевернула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость.
Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства…
Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не всегда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глубокая и нежная.
Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отношение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к искусству, которые он считал чепухой, “художеством”, “гнилью”, бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты – как же отказаться от него?! Да и потребительское отношение Базарова к природе меня не устраивает.
Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Базарова были собраны все те качества, которые характеризовали демократически настроенных людей.
Related posts:
Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «
В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».