Мне что балалайка что гусли

Почему христианская церковь уничтожала гусли

Исследователи, изучающие историю православия на Руси, обнаруживают необъяснимый феномен — негативное отношение церкви к традиционному славянскому музыкальному инструменту, к гуслям. Вот например из 12-го века:

Исторические документы показывают, что во времена Романова Алексея Михайловича гусли изымались у населения возами и жглись на кострах. Почему так не ясно?

Невозможно отыскать даже намёк на то, что балалайка в славянской мифологии является или являлась каким бы то ни было символом. Балалайка — символ веселья и праздности. Балалайка — это очень хороший (особенно в умелых руках) и самобытный русский народный инструмент, балалайка, безусловно, характерный атрибут традиционного праздника и веселия, однако в качестве символа русской национальной музыкальной традиции она явно сейчас занимает не своё место.

Совсем другое дело — гусли. Гусли укоренены в русской истории и мифологии, они зарождаются вместе с Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гуслинашими преданиями и одновременно с нашей историей. Легендами о гуслях пронизана вся русская мифология. В славянских языках остались следы представлений о гуслях как об инструменте, связанном с чудом, волшебством, чародейством:

«Язык немедленно указывает и на ближайший круг значений, соотносимых с гуслями: польск. gusla — «колдовать», guslarz и guslarka — «колдун», «колдунья», луж. gusslowasch — «языческий обряд, жертва, колдовать», gusslowar — «колдун», сюда же примыкает и литовское goslus — «чародейство». Стоит отметить, что связь гуслей с колдовством на языковом уровне прослеживается лишь у западных славян в ареале Балтийского моря».

Иными словами, в очень далёкие времена гусли уже были не просто музыкальным инструментом, а инструментом священным, связанным с ранней натурфилософией и духовными исканиями древних мыслителей.

Почему название гусли?

В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка связаны с чем-либо сакральным в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии:

«Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали.

Мы спали у княгини, побывали у первобрачной.

И что княгиня делает?

Во гусли играет, дары снаряжает».

Интересны тексты таких книг, как эпос Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва. Индийцы связывают свое происхождение с северной прародиной. И язык санскрит также связан с арийскими корнями наших общих предков. Так вот, в указанных книгах говорится, что сотворение Вселенной происходило по средствам эфира и звука. Утверждается:

Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

Гусли о основа всего

И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI — V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники — остатки этих костров. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны — гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.

Баяны — это древние «СМИ», только в отличие от нынешних правдивые, пели свои последние новости под переливы гуслей.

И исполняя гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают музыкальные формы, которые есть третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит вестник, посланец, говорили «идущие со светом по свету».

Но такое понимание мира не соответствует тому, что проповедует христианская церковь. А как вообще правильнее выражаться — церковь или религия. Одно ли это и тоже?!

В борьбе за духовную власть, которая шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Источник

ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ? Почему и когда гусли подменили… балалайкой?!

Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли

Вспомните, во всех былинах и сказаниях присутствуют гусли, и нигде не встречаются балалайки. Отчего так произошло? Как и когда исконный русский инструмент исчез из обихода…

А история вытеснения гуслей была связана, как считают некоторые исследователи, с… христианизацией Руси. Точнее, с теми, кто приехал к нам из дальних земель в связи с этим, и посчитал, что этот инструмент… греховен! Уже в XII веке служащие на русской земле греческие митрополиты один за другим в своих проповедях называют гусли бесовским инструментом, и во время исповеди задают вопрос: «Слушал ли песни и не играл ли на гуслях?» (Кстати, именно греки, наряду с иезуитами, впоследствии стали и инициаторами столь трагического для русского народа Раскола, когда «напели» царю Алексею Михайловичу идею «унифицировать» церковный обряд — сделать его в Русской поместной Церкви, «как у всех». Хотя именно старая обрядовость наших предков в полной мере сохраняла ту, что была у самих греков во времена, когда послы св. князя Владимира выбирали веру и испытали восторг от богослужения в константинопольском храме Софии, премудрости Божией! Подробнее читайте об этом очень хорошую нашу публикацию: http://monomah.org/archives/13890 — ред.)

Какой грех может быть скрыт в игре на музыкальном инструменте?

Почему при царе Алексее Михайловиче Романове вышел указ, по которому гусли изымались у населения и сжигались целыми возами? В чем тайный смысл борьбы с этим инструментом?

Оказывается, гусли на Руси были не просто инструментом, а частью культуры, связанной с древними верованиями. Чарующий звук гуслей имел магические свойства, что подтверждается сохранившимися в близких к русскому языках корня гуслить, значащего колдовать, чародействовать. В польском и литовском этот корень сохранился именно с таким значением: guślarz — колдун, волшебник (польский).

Под гусельный перебор рассказывались былины, а сам звук, извлекаемый из инструмента, имел (и имеет до сих пор) свойство успокаивать и умиротворять человека, приводить в порядок мысли и чувства.

Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли

Бояны, вещие старцы — их инструментом были именно гусли, они путешествовали и являлись главными распространителями информации между племенами, между городами Руси. Их появление непременно собирало вокруг людей, и не всегда гусляры рассказывали то, в чем были заинтересованы правящие князья. Именно поэтому гусли во времена объединения Руси попали под запрет. Вместе с гуслями пропали и странники гусляры…, а сложный в исполнении инструмент заменили простодушной и веселой балалайкой, и навсегда вывели из официального обихода распространителей фольклора и информации на Руси.

Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли

Но не смогли выкорчевать любовь к гуслям из сердца русского человека, потому гусли сохранились, и искусство игры на них дошло до наших дней.

Источник

Как и когда появилась балалайка

Содержание статьи

Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли

История возникновения балалайки

Существует несколько версий происхождения балалайки. Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от домбры. Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.

Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.

Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом скоморохов. Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь домры, балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.

В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.

До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.

Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.

Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?

Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

Источник

Мне что балалайка что гусли

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Секрет гонения на гусли…

Это явление имеет ту же причину, почему вот уже 70 лет в Америке запрещена балалайка (запрет был до 2010 года, но 2-го октября 2010 года президент США Барак Обама продлил запрет на продажу балалаек в США до 2020 года).

Как там говорят: «Балалайка воплощает характер русского народа, с его возможностью переключения от печали к счастью с легкостью».
Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли
Да потому, что гусли и балалайка будят русские души от крепкого сна, от забвения. И услышав их захочется пуститься в пляс, и русские так жили, плясали всё время, и лишь на Руси пляска вприсядку была всегда популярной и отличала именно народ Руси от всех других народов.
Но не выгодно было силам темным, чтобы народ Руси обладал своею силою, своими исключительными возможностями, поэтому-то и делалось всё для того, чтобы стали засыпать русичи, чтобы позабыли свою историю великую, чтобы стали идти на поводу у куклачей заморских и перестали слышать свою душу.В песнях и плясках жили наши предки, в движении вечном, в радости и веселье. Попробуйте послушать сейчас звучание балалайки, гуслей или гармошки — да НАСТРОЕНИЕ СРАЗУ ЖЕ ПОДНИМАЕТСЯ, улыбка на лице появляется и ноги сами в пляс идут. А что это значит? Это значит, что уходят уныние, печаль и грусть, что проблемы решаются проще, что задор и радость в глазах появляются, что счастливее человек становится! И именно в этом предназначение этих инструментов.

Гусли, балалайка, да гармошка — исконно русские музыкальные инструменты.

Совсем другое дело — гусли. Гусли укоренены в русской истории и мифологии, они зарождаются вместе с нашими преданиями и одновременно с нашей историей. Легендами о гуслях пронизана вся русская мифология. Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли
В славянских языках остались следы представлений о гуслях как об инструменте, связанном с чудом, волшебством, чародейством:
«Язык немедленно указывает и на ближайший круг значений, соотносимых с гуслями: польск. gusla — «колдовать», guslarz и guslarka — «колдун», «колдунья», луж. gusslowasch — «языческий обряд, жертва, колдовать», gusslowar — «колдун», сюда же примыкает и литовское goslus — «чародейство».
Стоит отметить, что связь гуслей с колдовством на языковом уровне прослеживается лишь у западных славян в ареале Балтийского моря». Иными словами, в очень далёкие времена гусли уже были не просто музыкальным инструментом, а инструментом священным, связанным с ранней натурфилософией и духовными исканиями древних мыслителей.
Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Почему название гусли?

Источник

Балалайка: история происхождения и развития одного из самых народных инструментов России

История балалайки

Но прежде, чем мы начнём пристально рассматривать музыканта и со всех сторон изучать находящийся у него в руках инструмент, предлагаю обратиться к происхождению балалайки. Интересным фактом является то, что, как и в случае с гармоникой, изобретение балалайки приписывает себе сразу не одно государство. Давайте же в этом разберёмся.

Большинство специалистов в сфере музыки сходятся во мнении, что этот инструмент был «скопирован» славянскими мастерами с домбры, распространённой в Азии. В то же время, некоторые называют «производителем» балалайки Германию, Чехию, Польшу и даже Францию. Докопаться до истины в данном случае сложно, но нужно помнить о том, почему балалайка названа русским именем.

Руки наших предков придали ей «смысл» и сделали настоящим достоянием народа. В Древней Руси она ожила, начав дарить радость всем, кто только услышит этот волшебный звук.

Сначала «русская гитара» имела примитивное устройство и состояла из простого деревянного корпуса и длинной «ручки», на которой были закреплены три или даже две струны.

Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли

Сегодняшняя балалайка появилась благодаря стараниям Василия Андреева, знаменитого мещанина, и народных умельцев – Налимова, Пасербского и Иванова. Им удалось укоротить гиф, а также изменить материал корпуса, сделав инструмент лёгким, прочным и долговечным. Их работа породила множество разновидностей балалаек, с которыми мы сейчас познакомимся.

Музыкальный инструмент как символ народного характера

23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.

Если честно, я никогда не воспринимала балалайку как серьёзный инструмент. «Скрипка – вот это да, а балалайка. » – думала я до тех пор, пока учиться на этом инструменте не начал мой младший сын, и у него стало неплохо получаться. Тогда я заинтересовалась балалайкой, её историей и возможностями.
Конечно, как у истинного библиотекаря, у меня возник вопрос: если балалайку считают таким русским инструментом, часто ли его упоминают в своих произведениях русские литераторы? И – понеслось… Я копалась в интернете, в книгах, нотах, в своей памяти. Оказалось, материала очень мало, сведения на эту тему довольно скудные и повторяются на разных сайтах. Но, тем не менее, кое-какие выводы сделать можно. И даже придумать, что провести в библиотеке к Дню балалайки! Итак…

Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волос – тонкий,
Голос – звонкий,
Три струны, а звук какой,
С переливами, живой!
Узнаю его в момент –
самый русский инструмент.

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете, несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа – то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере.

Балалайка вызывает изумление у иностранцев – слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трёх струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Балалайка: история выхода народного инструмента на большую сцену

Мне что балалайка что гусли. Смотреть фото Мне что балалайка что гусли. Смотреть картинку Мне что балалайка что гусли. Картинка про Мне что балалайка что гусли. Фото Мне что балалайка что гусли

Родственные связи

История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках.

«Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

Музыковед и исследователь русского фольклора Александр Фаминцын и музыкант-этнограф Николай Привалов считали балалайку родственницей домры (русский народный щипковый инструмент с овальным корпусом); член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни ХVIII века Якоб Штелин утверждал: самым распространенным инструментом во всей русской стране является балалайка — «инструмент славянского происхождения». По словам Штелина, в XVIII веке было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».

«Балалайка не играет, а разоряет»

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам.

К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории.

Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами».
Василий Андреев

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства».
Из статьи «Балалаечный Страдивариус» исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Привалова

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Соло балалайки в великорусском оркестре

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нужно решительно удивляться В.В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка…»
Газета «Петербургский листок» от 21 марта 1888 года

Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до великорусского оркестра. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония). Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».
Федор Шаляпин

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

Балалайкой восхищались короли

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

История балалайки для детей

История этого музыкального инструмента корнями уходит далеко в глубину веков. Касательно места ее происхождения, то существует много документальных свидетельств на эту тему. Одни считают, что она была изобретена на Руси, другие, что балалайка произошла от домбры (народного инструмента киргиз–кайсаков), а третьи, что ее позаимствовали от татар. Неоднозначность вызывает и дата появления инструмента. Большинство музыковедов и историков придерживаются условной даты — 1715 год, хотя о ней упоминается в сведеньях 1688 года.

Предполагается, что балалайку изобрели крепостные, чтобы скрасить свою службу у помещика. Постепенно она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по территории всей России. Скоморохи выступали с балалайками на ярмарках, веселя народ, и зарабатывая тем самым себе на жизнь.

Однажды великий князь Руси Алексей Михайлович издает указ, который повелевал собрать все музыкальные инструменты и сжечь их на костре, ибо нечего веселье распространять вместо работы. А тех, кто отказывался отдавать балалайки и прочие инструменты, было приказано отпороть и отправить в Малороссию в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до смерти царя. Музыкальный инструмент оказался в забвении вплоть до середины XIX века. Редко в каких дворах звучала его мелодия.

Однажды Василий Васильевич Андреев, молодой дворянин, путешествуя по своему имению, услышал у своего дворового Антипа балалайку. Он поразился звучанием инструмента и решил сделать из него наипопулярнейший инструмент. Сначала Василий Васильевич сам научился играть на балалайке, а потом решил немного усовершенствовать звучание и отвез в Петербург к скрипичному мастеру Иванову. Работа была тяжелой и долгой. Новая балалайка превзошла все ожидания Андреева: внешний вид, звучание и мелодичность завораживали. Дворянин задумал вернуть инструменту былую народную славу. Так он вновь распространился по России.

Василий Васильевич на достигнутом не останавливался. Он создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого были приглашены известные мастера Налимов и Пасербский. Вместе они изготовили: дискант, прима, пикколо, секунда, альт, бас, контрабас. На этих инструментах основывался созданный Великорусский оркестр, объездивший не только Россию, но и другие страны. Вначале Андреев играл в оркестре, а после дирижировал им. Параллельно давал сольные концерты, которые получили название «вечер балалайки». На сегодняшний день инструмент вновь переживает тяжелые времена, даже в деревнях о нем забыли.

Факты о балалайке. Интересные факты о балалайке

Балалайку часто называют исконно русским музыкальным инструментом. Первые упоминания о ней относятся еще ко второй половине XVII века. Правда, многие исследователи считают, что этот инструмент был популярен еще раньше у татар, а в России он был лишь существенно изменен.

Считается, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать на Черниговщине. За несколько лет этот инструмент получил широкое распространение в России. В 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру.

Кстати, отец Петра Алексей Михайлович игру на музыкальных инструментах не поощрял. Даже издавал указы отбирать их у скоморохов и сжигать. Тех, кто не подчинялся, ждало наказание плетью. А наиболее упрямых могли даже сослать.

Длина этого стунно-щипкового инструмента 600-700 мм. И всего три струны. Правда, раньше встречались балалайки с двумя струнами.

Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская. «Балалайка» – от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает – «дитя».

В 2014 году необычный подарок получил Хабаровск от Харбина, своего китайского города-побратима. В знак дружбы руководство китайского города подарило скульптурную композицию из китайской пипы и русской балалайки.

Еще в царской армии считалось, что балалайка хорошо помогает солдатам переносить все тяготы армейской службы. Неудивительно, что это инструмент был непременным атрибутом в казармах.

В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном музыкальном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом, который победил в номинации «русская национальная музыка». Балалайка популярна не только в Японии, виртуозы-балалаечники есть также в странах Скандинавии: Швеции, Финляндии, Норвегии.

Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа(китайский аналог балалайки) украсили Амурский Бульвар города. Композиция сбыла подарена городу в честь юбилея побратимских связей с китайским Харбином. Стоимость памятника превышает полмиллиона долларов США.

Известный рок-музыкант Джеймс Хэтфилд имеет внушительную коллекцию гитар. Но есть у него и балалайка, причем, изготовлена она для Хэтфилда по специальному заказу.

Интересно, что у музыкантов-балалаечников есть даже свой профессиональный праздник. Отмечается он ежегодно 23 июня. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского – президента Российского Клуба музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

Очень занимательные моменты

Самый известный русский инструмент, ставший одним из символов музыкального творчества русского народа.

Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.

Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века.У балалайки всего 3 струны.

Возраст самой старой балалайки больше 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее.

Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером.

На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.

В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.

Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре.

Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький…

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.

Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя

Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки.

Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

Особенности конструкции

Балалайка — это щипковый музыкальный инструмент, который красиво может звучать, только если он изготовлен профессиональным мастером, отлично знающим это ремесло. Сегодня его делают из фанеры, сосны, и, в общем, имеет он около 70 различных элементов. Общий размер в длину с учетом вида балалаек составляет — 60−70 см, в ширину 18−25 см.

Основные детали:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *