Мне грустно потому что весело тебе средство выразительности
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану
Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.
Стихотворение «Отчего» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца. По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лермонтов — едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…».
М.А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи…».
Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его — лирическая миниатюра романсного типа с элементами философской медитации.
Исследователи неоднократно отмечали, что в произведениях Лермонтова нет сюжета счастливой любви, нет любви в настоящем. Традиционная тема любовной лирики поэта — это разлука героев, расставание, прощание, роковые обстоятельства, безответная любовь, невозможность счастья. То же самое мы видим и в стихотворении «Отчего». Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным. И одновременно он открывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спасти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Основные чувства лирического героя — это грусть, горькое осознание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив противостояния искреннего, чистого, свободного человека и светской толпы.
Произведение имеет кольцевую композицию: открывается и заканчивается оно обозначением одного и того же чувства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в начале стихотворения, и в финале его:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цветущая молодость» героини противопоставлена «молвы коварному гоненью», «светлый день» — «слезам и тоске». Финальная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.
Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворения основана на формах разговорного языка. «Именно поэтому три предложения, составляющие произведение, совершенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе — две, а третье — одну. В соответствии с их строением эти предложения обусловливают ритмические переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, — из второго в третий, из четвертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце нечетных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритмическими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой. Однако такая сложность строфы “Отчего” только видимая, так как связана с безыскусственностью, простотой, даже “прозаичностью” ее, делающей ненужными какие бы то ни было образные убранства и риторические украшения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословного, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты («молодость цветущую», «коварное гоненье», «сладкое мгновенье»), метафору («Слезами и тоской заплатишь ты судьбе»), инверсию («молодость цветущую твою»), синтаксический параллелизм (начало и финал стихотворения).
Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта воспринимает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.
Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев — стихотворения «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»
Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив молвы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.
Здесь искали:
Тема произведения
Работа Лермонтова «Молитва» — это стихотворение, где душевные метания героя переданы в рамках христианской тематики. Автор пишет о вере, силе молитвы, приводящей к спокойствию в душе.
Важно понимать, что это стихотворение поэт написал в том возрасте, когда у человека сформировались его основные постулаты и отношение к жизни, поэтому принято считать, что Лермонтов ассоциирует себя с главным героем стихотворения. Тогда становится ясно, что автор к концу жизни примирился с богом и с самим собой. Ведь так проникновенно описать состояние блаженства может только глубоко верующий человек.
Идея стихотворения состоит в том, что молитва обладает силой, которая даёт успокоение каждому в трудную минуту. Это сообщение всем — без веры человек жить не может. Именно простая молитва помогает справиться с тоской, отчаянием, хандрой, метаниями мыслей; своеобразное универсальное лекарство от всех душевных болезней человека. Поэт передаёт эти чувства через метафоры:
Лермонтов нередко в произведениях обращался к религиозным темам. Однако ранее такие употребления были довольно неоднозначными. В «Молитве» автор же проявляет себя как духовно зрелый человек на основании опыта прожитых лет.
Щербатова Мария Алексеевна
“среди беспощадного света. ”
Мария Алексеевна Щербатова (1820-1879) была дочерью украинского помещика А.П. Штерича. После смерти матери она жила в доме бабушки С.И. Штерич в Петербурге. В 1837 г. юная Мария вышла замуж за гусарского офицера князя А.М. Щербатова. Однако через год после свадьбы ее муж заболел и умер – к счастью для молодой женщины, как писала ее родственница, потому что Щербатов оказался «дурным человеком», «злым и распущенным».
Лермонтов познакомился с молодой вдовой в 1839 г. в салоне Карамзиных. Блондинка с синими глазами, она была, по словам М.И. Глинки, «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». По свидетельству троюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея, поэт был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», которая, по его признанию, была такова, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Марии Алексеевне нравилась поэзия Лермонтова. После чтения поэмы «Демон» она сказала автору: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».
А.О. Смирнова вспоминала, что как-то при ней Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Он сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, — воскликнула княгиня Щербатова, — не может быть!» Александра Осиповна сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Щербатова тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную. »), которое преподнес ей. М.А. Щербатовой посвящено и стихотворение «Отчего»: Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно. потому что весело тебе.
На долю Марии Алексеевны выпало много испытаний. Ее имя вошло в историю дуэли Лермонтова с французом Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ. А.П. Шан-Гирей писал, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта. и на завтра назначена была встреча». Н.М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывал, что Лермонтов «влюбился во вдову княгиню Щербатову. за которой волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом. Они дрались. »
Через несколько дней после дуэли Мария Алексеевна уехала в Москву. Но позднее, ненадолго вернувшись в Петербург, она виделась с Лермонтовым. П.Г. Горожанский, бывший товарищ поэта по юнкерской школе, вспоминал: «Когда за дуэль с де Барантом Лермонтов сидел на гауптвахте, мне пришлось занимать караул. Лермонтов был тогда влюблен в кн. Щ(ербатову), из-за которой и дрался. Он предупредил меня, что ему необходимо по поводу этой дуэли иметь объяснения с дамой и для этого удалиться с гауптвахты на полчаса времени. Были приняты необходимые предосторожности. Лермонтов вернулся минута в минуту, и едва успел он раздеться, как на гауптвахту приехало одно из начальствующих лиц справиться, все ли в порядке. Я знал, с кем виделся Лермонтов, и могу поручиться, что благорасположением дамы пользовался не де Барант, а Лермонтов».
Вопреки молве Мария Алексеевна не признавала себя виновницей в этой дуэли. В марте 1840 г. она писала А.Д. Блудовой: «Вы знаете, моя дорогая, нет большего позора для женщины, чем низкие домыслы о ней со стороны тех, кто ее знает. Но если женщина слишком горда, она часто предпочитает склонить свою голову перед гнусной клеветой, нежели оказать честь этим клевещущим на нее людям, представляя им доказательства своей чистоты. Я счастлива, что они не поранили один другого, я желаю лучше быть осужденной всеми, но все-таки знать, что оба глупца останутся у своих родителей. Я-то знаю, что значит такая потеря». Потерей Щербатовой был ее двухлетний сын, который умер через две недели после этой злосчастной дуэли.
В мае 1840 г. Лермонтов, направляясь на Кавказ, в Москве, видимо, встретился с Марией Алексеевной в последний раз. 10 мая ее навестил А.Н. Тургенев, который записал в своем дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Через несколько месяцев она уехала за границу, когда вернулась, поэта уже не было в живых. Лирический портрет М.А. Щербатовой поэт создал в стихах.
Автор: научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Т.Н. Кольян.
На светские цепи, На блеск утомительный бала Цветущие степи Украйны она променяла,
Но юга родного На ней сохранилась примета Среди ледяного, Среди беспощадного света.
Как ночи Украйны, В мерцании звёзд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных,
Прозрачны и сини, Как небо тех стран, ее глазки, Как ветер пустыни, И нежат и жгут ее ласки.
И зреющей сливы Румянец на щечках пушистых, И солнца отливы Играют в кудрях золотистых.
И, следуя строго Печальной отчизны примеру, В надежду на Бога Хранит она детскую веру.
Как племя родное, У чуждых опоры не просит И в гордом покое Насмешку и зло переносит.
От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром, Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром.
М.Ю. Лермонтов, 1840 г.
История создания
Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки».
Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.
Основная идея
Данным стихотворением автор передал свою мысль о том, что первое глубокое чувство остается в нашей памяти навсегда, несмотря на то, каким оно было, счастливым и светлым или же оставило большие шрамы на сердце. Такова главная мысль произведения «Я не люблю тебя».
Но настроение стихотворения ничуть не печальное. Напротив, оно наполнено надеждой и благодарностью за испытанное чувство, что побуждает уважать лирического героя и даже восхищаться им. Смысл стихотворения «Я не люблю тебя» противоречит названию: все-таки лирический герой не перестает любить женщину, ставшую музой для его творчества.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.
Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.
Композиция и жанр
В первой части стихотворения отмечено тяжёлое душевное состояние главного героя. Эти чувства знакомы каждому человеку — тревога, скорбь, отчаяние, непонимание. Во второй строфе раскрывается смысл слов, с которыми главный герой обращается к Творцу — молится. В произведении не сообщается, что за молитву имел в виду автор. Но это и неважно. Ведь с какой бы просьбой человек ни обратился к богу, после неё наступит состояние душевной чистоты, умиротворения и покоя. Именно эти ощущения возникают при прочтении заключительной части: «И верится, и плачется, и так легко, легко…».
Стих Лермонтова «Молитва» — произведение лирическое. Здесь по-прежнему находятся черты романтизма, которые присутствуют в лермонтовской лирике. Однако автор уже изменил свой взгляд на религию, которая теперь выступает для него островком спасения и успокоения. В первой строфе можно заметить великолепную звуковую организацию на основе звука «у». Это придаёт звучанию тягучесть церковного песнопения. Необходимо отметить эпитеты, которые присутствуют в работе:
Размер произведения — это трёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. Обладает чертами элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.
тропы и фигуры речи
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы- слова и обороты, употребленные в переносном значении.
1.Эпитет-определение, подчеркивающее характерное свойство предмета:
лохматые тучи; беспечно смеется иволга; я помню чудное мгновенье.
6.Сравнение-сопоставление двух предметов или явлений при помощи:
а) сравнительных союзов как, словно, будто, как будто: как пахарь, битва отдыхает;
б) существительного в творительном падеже: дорога вьется лентой.
9.Литота- чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета:
мужичок с ноготок.
1.Антитеза-противопоставление: Мне грустно, потому что весело тебе.
3.Градация-последовательное усиление или ослабление художественных средств:
ручьи, реки, озера, океаны слёз.
4.Параллелизм-тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:
В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут.
5.Анафора – одинаковое начало строк или предложений:
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
7.Подхват-повторение конечного слова или фразы в начале следующей строки:
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
8.Рефрен ( припев) – повторение строки или ряда строк в конце строфы.
11.Умолчание-прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее:
Где было взять [деньги] ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще…
12.Риторические фигуры-обороты, предназначенные для усиления выразительности речи:
а) риторическое обращение: Поля! Я предан вам душой.
б) риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето! // Да это просто колдовство.
в) риторический вопрос: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?
13.Бессоюзие-перечисление явлений или предметов без использования союзов:
Швед, русский-колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
15. Парцелляция – расчленение фразы на части или на отдельные слова:
…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою. ( В. Инбер)
Анализ стихотворения Лермонтова «Отчего»
«ОТЧЕГО» (1840) — один из шедевров любовной лирики позднего творчества Лермонтова. Короткое, всего шесть строк, но исключительно ёмкое по внутренней смысловой организации стихотворение, связано с княгиней М.А.Щербатовой.
Это монолог, в котором Лермонтов предсказывает её будущее. Поэта привлекала не только красота этой женщины, но и её незаурядность, свобода и независимость от мнения света. Отголоски светских сплетен и пересудов нашли отражение в этом стихотворении. Чувства, которыми проникнуто лирическое размышление, — грусть, тревога и горечь.
Миниатюра выполнена в виде ответа на вопрос «Отчего?». Лирический герой дважды кратко отвечает на него в первой и последней строчках: «Мне грустно, потому что я тебя люблю», «Мне грустно … потому что весело тебе». Оба ответа парадоксальны. В первом переплетаются мотивы любви и грусти. Героиня не чувствует опасности, ей «весело».
Лирический герой искренне желает ей счастья и осознаёт его невозможность. Парадокс второго ответа объясняется горестными знаниями законов жизни и света. Судьба красивой женщины, наделённой «цветущей молодость», искренней весёлостью, жизнерадостностью, в свете обречена на «молвы коварное гоненье»: «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье / Слезами и тоской заплатишь ты судьбе», — предсказывает он её будущее. За обоими ответами кроется пермонтовское мироощущение (антитеза «живой человек и мертвенная толпа, свет»). Чтобы подчеркнуть трагизм судьбы героини, поэт использует кольцевую композицию.
В стихотворении два проникающих друг в друга временных плана: настоящее и будущее. Настоящее связано с чувствами лирического героя («люблю», «знаю», «грустно») и настроением героини («весело»), будущее-с героиней («не пощадит», «заплатишь»).
Сейчас «молодость цветущая» героини, «светлый день», потом — «коварное гоненье», «слёзы», «тоска». Герой находится как бы над ситуацией, смотрит на неё из будущего. Он «видит судьбу молодой женщины … уже свершившейся»
Афористичность концовки, построенной на антитезе, передаётся через контрастные состояния: «мне грустно» — «весело тебе».
Стихотворение написано «медлительным» шестистопным ямбом, благодаря которому создаётся естественность речи. В миниатюре немного средств выразительности, но в то же время она поэтична. Инверсии придают глубину стиху («молодость цветущую твою», «молвы коварное гоненье», «заплатишь ты»).
О стихотворении «Отчего» С восторгом писал Белинский: «Это вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения…».
Выбранный для просмотра документ Средства языка ОГЭ.doc
Выразительно-изобразительные средства языка. Задание №3 (ОГЭ)
ЧАСТЬ А Назовите лексические средства:
1.Мне грустно, потому что весело тебе (Лермонтов)
2. Чего ты лыбишься? Ты не смейся, я верняк говорю.
3. Прочти сей манускрипт,- посоветовал мне Гошка.
4. Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов)
6. Найдите синонимы.
«Кудрин зaсмеялся. Все происшедшее покaзaлось ему диким бредом, нелепостью, сумбурной чепухой, нa которую стоит мaхнуть рукой, и онa рaссыплется, рaзвеется, кaк мирaж». (Лавренев)
«Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел». (Ю. Бондарев)
7. « Багряное солнце, пронизав листву, светило в окна снопами острых красных лучей». (М. Горький)
8. У жены твоей — очи, и не губы — уста. (Р. Казакова)
Назовите синтаксические средства языка:
И каких только не бывает чудес! или Вечер такой славный! (Чехов)
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков)
Улица пустая вообще производит ужасное впечатление (Булгаков). Скука меня томила страшная (Тургенев)
Приятель дорогой, здорово! или Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин)
7. Этот человек снискал себе всеобщее уважение не только умением побеждать. Благородством. Скромностью. Своей удивительной волей
8.Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?
ЧАСТЬ А:1 антонимы. 2. жаргонизмы. 3 книжная лексика. 4. лексический повтор. 5. метафора. 6. синонимы. 7. сравнение. 8. устаревшие слова. 9. фразеологизм. 10. эпитет
ЧАСТЬ В: 1. вводные слова.2. восклицательные предложения.3 градация. 4. инверсия. 5. обращения. 6. однородные члены. 7. парцелляция. 7. риторические вопросы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-641906
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
где в этом тексте тропы и фигуры речи? иронии полным-полно, а вот всё остальное? помогите, очень прошу!
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы- слова и обороты, употребленные в переносном значении.
1.Эпитет-определение, подчеркивающее характерное свойство предмета:
лохматые тучи; беспечно смеется иволга; я помню чудное мгновенье.
6.Сравнение-сопоставление двух предметов или явлений при помощи:
а) сравнительных союзов как, словно, будто, как будто: как пахарь, битва отдыхает;
б) существительного в творительном падеже: дорога вьется лентой.
9.Литота- чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета:
мужичок с ноготок.
1.Антитеза-противопоставление: Мне грустно, потому что весело тебе.
3.Градация-последовательное усиление или ослабление художественных средств:
ручьи, реки, озера, океаны слёз.
4.Параллелизм-тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:
В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут.
5.Анафора – одинаковое начало строк или предложений:
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
7.Подхват-повторение конечного слова или фразы в начале следующей строки:
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
8.Рефрен ( припев) – повторение строки или ряда строк в конце строфы.
11.Умолчание-прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее:
Где было взять [деньги] ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще…
12.Риторические фигуры-обороты, предназначенные для усиления выразительности речи:
а) риторическое обращение: Поля! Я предан вам душой.
б) риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето! // Да это просто колдовство.
в) риторический вопрос: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?
13.Бессоюзие-перечисление явлений или предметов без использования союзов:
Швед, русский-колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
15. Парцелляция – расчленение фразы на части или на отдельные слова:
…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою. ( В. Инбер)