Мне нравится что он такой умный не пытается никому сделать зло
Пособие адресуется не только учителям-словесникам, но преподавателям всех школьных предметов, родителям, студентам будущим учителям
Для того чтобы написать сочинение (или другую письменную работу) без ошибок, надо знать, какими же упомянутые ошибки бывают.
^ 1. Ошибки в содержании.
[ ] – лишняя часть (лишнее слово, выражение);
V – пропуск (мысли, слова, выражения);
Z – не выделен абзац;
Z (зачёркнуто) – неверно выделен абзац
Ф – фактическая ошибка или неточность;
Л – логическая ошибка
К фактическим ошибкам относятся все нарушения информационной (смысловой) точности при изложении материала: искажение фактов, имён, отступление от использованных источников, жизненной правды, несоответствие сформулированных положений и трактовок описанной реальности.
^ Примеры логических ошибок:
1). Отождествление неравнозначных понятий: «Пейзаж – это природа» вместо: «Пейзаж – это изображение природы в художественном произведении».
2). Обоснование своих мыслей несущественными доводами: «Некрасов – народный поэт, так как он всех крестьян наделяет привлекательными чертами и широко использует фольклор», или: «Обитатели ночлежки Костылёва не способны подняться на борьбу, так как среди них не было опытного вожака». (Некрасов далеко не всех крестьян «наделяет привлекательными чертами», а самое главное – вовсе не по указанным причинам мы считаем его народным поэтом; да и в случае с ночлежкой из пьесы «На дне» явно нарушена связь причины и следствия.)
3). Нарушение соотношения части и целого: «Сюжет, композиция, стиль и художественная форма поэмы «Двенадцать» слиты воедино». (Сюжет, композиция и стиль суть важнейшие элементы именно художественной формы.)
4). Неумение разграничивать понятия, приводящее к путанице образов исторических деятелей и вымышленных героев: «В романе «Война и мир» изображены участники Бородинской битвы: Кутузов, Багратион, Болконский, Безухов».
5). Неумение объединять в одно целое разнородные понятия или противопоставлять однородные: «Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство» вместо: «Толстой правдиво и с большой художественной силой показал русское крестьянство».
6). Нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение».
7). Отсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой и она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин».
8). Нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, так как не очень верил в нигилизм».
9). Подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви».
10). Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».
Примеры речевых ошибок
Характер ошибки | Пример | Исправление |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Петров владеет авторитетом у сотрудников института. | Петров имеет авторитет у сотрудников института. |
Нарушение лексической сочетаемости. | ^ На охотника накинулся пожилой медведь. В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева. Образ Раскольникова в романе противоречив. | На охотника накинулся старый медведь. В стихотворениях Есенина особую роль играют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является Старцев, в образе которого. Характер Раскольникова в романе противоречив. |
Употребление лишнего слова (плеоназм). | ^ Частушки пели молодые молодицы и две старенькие бабушки. Он негодовал от возмущения. | Частушки пели молодицы и две старенькие бабушки. Он негодовал. Или: он возмущался. |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). | ^ Много детских произведений создал Сергей Михалков для детей. В рассказе «Муму» рассказывается. В образе Катерины изображена. | Много детских произведений создал Сергей Михалков. В рассказе «Муму» повествуется. В образе Катерины представлена. |
Повторы. | ^ Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается. | Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце». В ней рассказывается. |
Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски. | ^ Утомленные и голодные, мы медленно шагали домой. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. | Уставшие и голодные, мы медленно шагали домой. Попечитель богоугодных заведений ведёт себя заискивающе с ревизором. |
Смешение лексики разных исторических эпох. | ^ В сочинении по картине Васнецова: «На богатырях кольчуги, брюки, варежки». | На богатырях кольчуги, латы, рукавицы. |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций. | ^ Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. | Мужчина был одет в грубо заштопанный ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными мо- |
Неудачный порядок слов. | ^ Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. | В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о… |
Стилистическое и смысловое несоответствие частей предложения. | ^ Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. | Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывались и в его внешности: массивности, буйной шевелюре, брызжущем здоровьем лице. |
^ Примеры стилистических ошибок (нарушение требований единства функционального стиля):
1). Неоправданное употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо».
2). Неоправданное употребление научных терминов в нейтральных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа».
3) Неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла».
^ Грамматические ошибки (обозначаются «Г»)
Презентация на тему «Культура речи. Виды ошибок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речевой этикет и культура речи. Особенности речевого общения У всех народов мира язык следует за переменчивостью нравов: вместе с ними он совершенствуется или портится Ж.-Ж.Руссо
Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и др. языках для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Синонимы: регламентация и словосочетание дипломатический протокол Этимология понятия
Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Культура речи Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения) Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Владение речевым этикетом определяет: Положительная репутация целой организации
Особенности национального этикета
Структурные элементы общения
Формулы речевого этикета Комплимент
Выводы: Соблюдение этических норм общения способствует культуре общения человека; Знание и применение речевого этикета повышает общий культурный уровень человека; Повышение уровня культуры общения повышает общую культуру нации, народа;
Нормы русского языка
Типы ошибок в письменной работе (сочинении) Ошибки в содержании. [ ] – лишняя часть (лишнее слово, выражение); V – пропуск (мысли, слова, выражения); Z – не выделен абзац; Z (зачёркнуто) – неверно выделен абзац Ф – фактическая ошибка или неточность; Л – логическая ошибка Р – речевая ошибка
Типы ошибок в письменной работе Фактические ошибки; Стилистические ошибки; Речевые ошибки; Грамматические ошибки
Фактические ошибки: все нарушения информационной (смысловой) точности при изложении материала: искажение фактов, имён, отступление от использованных источников, жизненной правды, несоответствие сформулированных положений и трактовок описанной реальности.
Типы логических ошибок 1). Отождествление неравнозначных понятий: «Пейзаж – это природа» вместо: «Пейзаж – это изображение природы в художественном произведении». 2). Нарушение соотношения части и целого: «Сюжет, композиция, стиль и художественная форма поэмы «Двенадцать» слиты воедино». (Сюжет, композиция и стиль суть важнейшие элементы именно художественной формы.) 3). Нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение». 4). Отсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой и она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин». 5). Подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви». 6). Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».
Типы речевых ошибок Употребление слова в несвойственном ему значении Петров владеет авторитетом у сотрудников института. Нарушение лексической сочетаемости. На охотника накинулся пожилой медведь. Употребление лишнего слова (плеоназм). Частушки пели молодые молодицы и две старенькие бабушки. Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). Много детских произведений создал Сергей Михалков для детей. В рассказе «Муму» рассказывается. В образе Катерины изображена. Повторы. Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается.
Грамматические ошибки Ошибочное словообразование. Рецензист.Раздумчивый взгляд.Распылильщик.Утопичество. Взятничество. Скучание. Неправильный выбор падежного окончания существительных.Пирожок с повидлой.Его наградили медалем.Нет время. Без рельс.Выбора. Неправильный выбор окончаний существительных мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях. Ни слуха ни духа. С мира по нитке. Неправильный выбор окончаний существительных мужского рода 2 склонения в предложном падеже (в случае обстоятельственного значения – У, в случае объектного значения – окончание Деревья в вишневом саде. Декорации в «Вишневом саду». Неумение образования формы множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (её можно образовать только от конкретного существительного) В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», 5 класс (стр. 7 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6). Нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение».
7). Отсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой и она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин».
8). Нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, так как не очень верил в нигилизм».
9). Подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви».
10). Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».
Примеры речевых ошибок
Употребление слова в несвойственном ему значении
Петров владеет авторитетом у сотрудников института.
Петров имеет авторитет у сотрудников института.
Нарушение лексической сочетаемости.
На охотника накинулся пожилой медведь.
В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.
Образ Раскольникова в романе противоречив.
На охотника накинулся старый медведь.
В стихотворениях Есенина особую роль играют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является Старцев, в образе которого. Характер Раскольникова в романе противоречив.
Употребление лишнего слова (плеоназм).
Частушки пели молодые молодицы и две старенькие бабушки.
Он негодовал от возмущения.
Частушки пели молодицы и две старенькие бабушки.
Он негодовал. Или: он возмущался.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология).
Много детских произведений создал Сергей Михалков для детей.
В рассказе «Муму» рассказывается.
В образе Катерины изображена.
Много детских произведений создал Сергей Михалков.
В рассказе «Муму» повествуется.
В образе Катерины представлена.
Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается.
Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце». В ней рассказывается.
Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски.
Утомленные и голодные, мы медленно шагали домой.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
Уставшие и голодные, мы медленно шагали домой.
Попечитель богоугодных заведений ведёт себя заискивающе с ревизором.
Смешение лексики разных исторических эпох.
В сочинении по картине Васнецова: «На богатырях кольчуги, брюки, варежки».
На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.
Неудачный порядок слов.
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о…
Стилистическое и смысловое несоответствие частей предложения.
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.
Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывались и в его внешности: массивности, буйной шевелюре, брызжущем здоровьем лице.
Примеры стилистических ошибок (нарушение требований единства функционального стиля):
1). Неоправданное употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо».
2). Неоправданное употребление научных терминов в нейтральных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа».
3) Неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла».
Грамматические ошибки (обозначаются «Г»)
Опыт классификации ошибок, свойственной письменной речи
Проблема создания удобной практически, всеохватной с точки зрения негативного речевого материала классификации основных речевых ошибок остается открытой [1]. Ю.В. Фоменко справедливо отмечает, что «вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе» [2]. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.
Возвращаться к попыткам классификации речевых нарушений заставляет ряд причин. Во-первых, нечеткое разграничение основных видов ошибок в существующих классификациях (это касается разделов грамматических, лексических, синтаксических ошибок); во-вторых, выведение из классификаций логических ошибок (традиционно они считаются неречевыми); в-третьих, отсутствие в классификациях целого ряда коммуникативно значимых нарушений, существенно ухудшающих восприятие и понимание речи или отдельного высказывания; в-четвертых, осознание необходимости создания классификации, отвечающей современному пониманию теории коммуникации [3].
Было бы логичным, с нашей точки зрения, основополагающим принципом классификации считать единицу языкового яруса, нормы образования, написания, функционирования которой нарушаются. Предлагаемая классификация ошибок имеет следующий вид:
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение существующих в русском языке орфограмм).
Перечень таких нарушений известен.
2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм русского литературного словообразования ): а) неправильное прямое словообразование, например, зайцата (вместо зайчата), раздумчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд) и т.п.; б) неправильное обратное словообразование: кудряха (от кудряшка), лога (от ложка) и т.п. Такого рода словообразование присуще детям дошкольного и младшего школьного возраста; в) заменительное словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы: укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); г) словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную): мотовщик, рецензист.
3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи ): а) нарушение норм формообразования имен существительных : 1) образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного – «Я попросила ветерка» (вместо: ветерок); 2) образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного – «Запрягли в сани два медведя» (вместо: двух медведей); 3) изменение рода при образовании падежных форм: «пирожок с повидлой», «февральский лазурь»; 4) склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «ехать на метре»; 5) образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот: «поднос чаев», «Небо затянулось облаком»; б) нарушение норм формообразования имен прилагательных : 1) неправильный выбор полной и краткой форм: «Шляпка была полная воды», «Мальчик был очень полон»; 2) неправильное образование форм степеней сравнения: «Новенькие становятся боевее«, «Она была послабже Пети»; 3) нарушение норм формообразования глагола: «Человек метается по комнате»; 4) нарушение образования деепричастий и причастий: «Ехавши в автобусе», «Охотник шел, озирая по сторонам»; 5) нарушение норм образования форм местоимений: «Ихний вклад в победу», «Не хотелось от ее (книги) оторваться» и т.п.
4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова). Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне семантики словосочетания, реже – предложения): а) употребление слова в несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров был роскошный (т.е. живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» ( лучи солнца освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол, поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного значения слову, не имеющего его в системе литературного языка: «Его натруженные руки утверждают, что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя – храбрый человек»; г) неразличение оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует) сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются); д) смешение значений паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо: удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра» (вместо: образцом); е) не снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в году».
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
(нарушение синтаксических связей): а) нарушение норм согласования: «Я хочу всех научить теннису – этому очень, на мой взгляд, хорошим, но в то же время очень тяжелым спортом» (научить чему? теннису, какому спорту? хорошему, но очень тяжелому); б) нарушение норм управления: «удивляюсь его силой», «испытываю жажду к славе», «избежать от верной гибели», «набраться силами»; в) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Не вечно (ед.ч.) ни лето, ни жара (форма ед.ч. вместо формы мн.ч.)».
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке)»; д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект – «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень»».
2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:
а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;
б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев – лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок – гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».
С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения – свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.
в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ\-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».
д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это – вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА
Все они носят коммуникативный характер.
1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «Она очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина – это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь – одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».
Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» – свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.
Наша классификация не носит глобального характера и не претендует на законченность. Мы попытались найти в ней место всем типичным речевым нарушениям, проанализировав их с коммуникативной точки зрения.