Мнестические расстройства что это такое
Нарушение памяти и мышления
Что такое нарушение памяти и мышления. Характеристики и методики обследования при психологических расстройствах данного спектра. Организация помощи пациентам.
В Брейн Клиник проводится профессиональное обследование нервной системы ведущими специалистами Российских и Европейских исследовательских институтов головного мозга с участием кандидатов биологических и медицинских наук.
Нарушение памяти и мышления поддаётся лечению в большинстве случаев, но требует особенного, индивидуального подхода к проблеме при постоянном контроле врача-психотерапевта и невролога.
Подобные нарушения часто квалифицируют как проявление агнозии. Агнозия — затрудненность узнавания предметов, звуков, восприятия.
Роль измененного личностного компонента в восприятии при патопсихологическом обследовании можно выявить разными путями:
а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;
б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.
Нарушение памяти
На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:
Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).
Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.
Нарушение мнестической деятельности
Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.
В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.
Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.
Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.
Нарушение опосредованной памяти
Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.
Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.
Нарушение мышления
Нарушение мышления является одним из наиболее часто встречающихся симптомов при различных психических и неврологических заболеваниях. Патопсихологическим обследованием выявляются чрезвычайно многообразные клинические варианты расстройства мышления. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.
Выделяют следующие три вида патологии мышления:
1) нарушение операционной стороны мышления,
2) нарушение динамики мышления,
3) нарушение личностного компонента мышления.
Нарушение оперативного мышления
Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний.
Патопсихологическое обследование мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.
Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса мышления, обозначенное как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом снижения уровня обобщения.
Нарушение личностного компонента мышления
В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.
Нарушение динамики мыслительной деятельности
Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.
Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.
Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.
Нарушение процесса саморегуляции
Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.
Результаты применения методик патопсихологического обследования, направленных на выявление тех или иных характеристик целеобразования психических больных, показывают, что в условиях развертывания процессуальной регуляции мышления наблюдаются специфические особенности его функционирования. Эти особенности являются динамическими.
Во-первых, их проявление зависит от общей иерархии целей при решении задач.
Во-вторых, они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.
Значение обследований для заключения врача
Разрешая практические задачи в области психоневрологии, данные патопсихологических обследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Данные патопсихологических обследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру. Агнозия, часто трудно распознаваемое психическое состояние.
Интеллектуально-мнестические расстройства — комплекс нарушений интеллекта и памяти
Сбои в работе ЦНС, вызванные различными врожденными или приобретенными заболеваниями, органическое поражение мозга и снижение внимания из-за нарушения психики влияют на способность сохранения и воспроизведения информации, которая является основой разумной деятельности человека.
В результате разрушения механизма памяти развиваются прогрессирующие психические отклонения. Такие синдромы имеют общее название интеллектуально-мнестических расстройств. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и лакунарными.
Виды интеллектуальных и мнестических нарушений
В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:
Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.
Корсаковский синдром
При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память.
Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.
Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.
Дементивный синдром
Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.
В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.
Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.
У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.
Психоорганический синдром
Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.
Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:
Больные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.
Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.
Врожденные формы слабоумия
Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.
Олигофрения имеет три стадии:
Причины и провоцирующие факторы
Нарушения в работе мозга из-за поражения нервных клеток вследствие болезни, травмы или возрастного угасания являются причиной интеллектуально-мнестических расстройств.
Ослабление памяти также может быть вызвано снижением уровня концентрации (внимания), нарушениями сознания. В первом случае расстройства имеют необратимый характер, во втором случае мнестические и интеллектуальные процессы могут восстановиться в полной мере.
На возникновение Корсаковского синдрома влияют опухоли головного мозга, гипоксия, нарушения кровообращения головного мозга, черепно-мозговые травмы, двустороннее поражение лимбических систем, тяжелые отравления, в том числе алкогольное, недостаток витамина В (провоцирует глиоз, некроз и разрушение капилляров).
Атрофия нервных клеток в височно-теменной области с распространением на затылочную и лобную часть является причиной болезни Альцгеймера.
Дегенерация лобной и лобно-височной корковой зоны вызывает болезнь Пика. Болезнь Паркинсона – это последствия атеросклероза, повреждения среднего мозга (клеток черной субстанции), наследственности и повторяющихся травм головного мозга.
Сосудистая деменция – результат нарушения кровоснабжения головного мозга из-за атеросклероза, инсульта, ишемии, сердечной недостаточности.
Начало психоорганического синдрома провоцируется различными факторами:
Неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные и эндокринные заболевания матери и алкоголизм влияют на кровоснабжение мозга ребенка, нарушают его нормальное развитие, что может стать причиной рождения олигофрена. Краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и сифилис предвестники эмбриопатии и фетопатии.
Диагностика и концепция лечения
Олигофрения и ее степень определяется с помощью стандартных психологических тестов, благодаря которым выводится интеллектуальный коэффициент (IQ):