Мнимый больной о чем
Краткое содержание «Мнимый больной»
Всего получено оценок: 327.
О произведении
Комедия «Мнимый больной» Мольера была написана в 1673 году. Это одна из лучших работ французского драматурга, которую успешно ставят и по сей день. Примечательно, что четвертое представление комедии, в которой Мольер играл Аргана, стало последним для комедиографа, скончавшегося сразу после спектакля.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание комедии «Мнимый больной» по действиям. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
За Анжелику заступилась бойкая Туанетта, которая не боялась спорить с хозяином и говорить ему в лицо только правду.
Арган, чувствуя себя хуже, решил позвать нотариуса, чтобы составить завещание в пользу своей жены Белины. Однако господин де Бонфуа ответил, что «обычай не позволяет» сделать это. Арган попросил нотариуса как-то обойти этот обычай.
Действие второе
Клеант появился в доме Анжелики под видом учителя пения. Увидев своего любимого, девушка чуть было не выдала себя.
Разгневанный Арган поставил дочери условие: или она выйдет замуж за Тома через четыре дня, или отправится в монастырь.
Действие третье
В этот момент в доме появилась Туанетта, переодетая доктором. Она рассказала, что о таком знаменитом больном, как Арган, повсюду идет молва. Она нещадно раскритиковала методы лечения доктора Пургона, и наказала мнимому больному есть вкусную сытную пищу, пить крепкое вино и позабыть обо всех старых рецептах.
Чтобы показать хозяину искренность чувств молодой жены и детей, Туанетта предложила ему притвориться мертвым. Узнав о смерти мужа, Белина очень обрадовалась, в то время как Анжелика принялась горько оплакивать любимого батюшку. Умерший внезапно воскрес и дал свое согласие на свадьбу.
Заключение
В произведении показана проблема разложения буржуазного общества на примере одной семьи, в которой все «мнимое»: больной глава семейства, любовь и забота его алчной жены, опека докторов-шарлатанов.
Краткий пересказ комедии «Мнимый больной» можно использовать для читательского дневника.
Тест по комедии
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Мнимый больной
После долгих подсчётов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.
Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась — поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.
Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз — в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он ещё и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.
Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе — с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха — племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома — единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.
Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух — Арган твёрдо стоял на своём.
Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у неё имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадёжно влюблённого в неё старого ростовщика Полишинеля.
Шествие опьянённого любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.
Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюблённый юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения — настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.
Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвёл большое впечатление на хозяина дома многоучёной приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тёщей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей — здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей. В подарок невесте Тома преподнёс свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.
Вполне удовлетворённый достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы — так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе — подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж — пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения. Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюблённые должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.
Влюблённые пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешёл к делу — предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.
Арган и без того был вне себя, а тут ещё Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завёл разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности — представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.
Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.
В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был твёрд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика — дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своём железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.
Разговор постепенно перешёл на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование. Беральд утверждал, что все врачи — хотя они в большинстве своём люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим — либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.
Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своём. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достаётся представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.
Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание своё сдержал — спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорблённый до глубины души доктор Пургон. Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир. Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придёт в состояние полной неизлечимости, а ещё через несколько — отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.
Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойдённым странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, — ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением лёгких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.
На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь — третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у неё, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мёртвым.
Белина неприлично обрадовалась кончине мужа — теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мёртвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув — к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, — Арган дал согласие на брак дочери. но с условием, что Клеант выучится на доктора.
Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову — это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнёшь рассуждать о болезнях, и притом — по-латыни.
По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актёры, которые и исполнили последнюю интермедию — шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Мнимый больной Мольера: анализ и краткое содержание
В 1673 году драматург Жан-Батист Мольер и Марк-Антуан Шарпантье создали великолепную комедию о нравах буржуазного общества. Краткое содержание «Мнимого больного» позволяет получить представление о классической французской комедии. В течение трех столетий произведение с удовольствием читают и ставят в театрах по всему миру.
Направление и жанр
Господствующим направлением в литературе XVII века был классицизм. В это время драматург создает свою известную комедию «Мнимый больной». Пьеса имеет характерные для драматических произведений этого времени черты:
Одна служанка проявляет характер и не желает молчать. Она пререкается с больным и критикует его. Туанетта нелестно отзывается о врачах и не желает выполнять их бессмысленные указания.
Краткое содержание
Арган сидит за столом и поверяет счета из аптеки. Он подзывает служанку и велит ей спрятать бумаги. Девушка притворяется, что ударилась головой и не слышит его. Арган громко ругает прислугу.
Дочь Аргана Анжелика любит Клеанта. Она считает, что юноша послан ей судьбой. Девушка расхваливает молодого человека перед отцом, но он твердо решил выдать ее замуж за Тома, сына Диафуаруса. Главный герой мечтает, чтобы у зятя было медицинское образование и он заботился о нем. Арган упрекает Анжелику в том, что она не желает осчастливить отца и выйти замуж за человека, который будет ему полезен. Мужчина угрожает отправить ее в монастырь, если она не подчинится его воле.
Молодая жена Аргана, Белина, всячески потакает его капризам и старается ему угодить. В благодарность он хочет завещать ей все имущество, оставив дочерей без средств. Он приглашает нотариуса де Бонфуа, чтобы тот рассказал ему, как правильно написать бумаги.
Под видом учителя музыки в дом приходит Клеант. Он вручает Анжелике ноты, и они поют трогательную песню о любви. Отец считает сочинение глупым и недостойным внимания. Том решает познакомиться с невестой и ее семьей. Белина рассказывает Аргану, что видела Клеанта в комнате падчерицы, а Луизон подслушала, как молодой человек признавался ей в любви.
Анжелика просит отца подождать со свадьбой, поскольку не любит Тома. Беральд старается убедить брата, что сын лекаря не походит ей, но Арган непреклонен.
На помощь девушке приходит служанка, которая придумала, как разыграть Аргана. Она переодевается знаменитым доктором, который много путешествует по миру и лечит тяжелобольных пациентов. Она предлагает мнительному мужчине отрезать руку или лишить себя глаза. Туанетта вновь переодевается и предлагает Аргану притвориться мертвым, чтобы узнать истинное отношение жены к нему.
Белина, узнав, что муж умер, радуется и собирается забрать деньги. Арган встает с ложа. Белина убегает. Арган вновь притворяется мертвым, чтобы проверить Анжелику. Девушка плачет над телом отца. Арган соглашается на брак дочери с любимым, если тот согласится стать врачом. Беральд предлагает брату самому стать доктором. Для этого ему нужно получить мантию и шапочку. Он нанимает актеров, которые посвящают героя в лекари.
Анализ комедии
Главной темой произведения является противопоставление истинных и ложных ценностей в жизни общества. Они присутствуют не только в медицине, но и в образовании, искусстве, науке. Мольер критикует носителей ложного, сатирическое изображение которых подверглось осуждению.
Пьеса имеет простой сюжет, повествующий о жизни буржуазной семьи. В комедии идет спор о возможностях медицины и мастерстве врачей. Также автор развивает тему любви. Пьеса органически соединяет лирические, публицистические и драматические мотивы.
Главная интрига комедии состоит в противостоянии Анжелики и Аргана. Девушка самостоятельно выбрала жениха, который, по мнению отца, ее недостоин. Глава семейства воспринимает дочь как собственность. Он готов принимать за нее решения и распоряжаться ее жизнью. Его не интересуют чувства девушки, ее надежды и стремления.
Мольер поднимает тему мнимой любви и мнимых чувств. Мелочность и корысть героев несут угрозу истинному. Арган сам выбирает мужа для дочери, чтобы тот мог следить за его здоровьем. Ему важно, чтобы зять делал ему кровопускания, ставил клистиры и давал микстуры. Именно поэтому он останавливает выбор на молодом докторе. Чувства девушки Арган готов противопоставить медицинским процедурам. Узкое мышление и жизненная позиция главного героя вызывает отвращение и брезгливость.
Главный герой испытывает большую любовь к молодой жене Белине. Он полагает, что ее сочувствие и благоговейное отношение — это искренние чувства. Герой не замечает ее лжи и корысти. Белина готова терпеть причуды мужа ради большого наследства. Она презирает Аргана и ждет его скорой смерти. Чтобы узнать подлинное отношение членов семейства, главный герой притворяется мертвым. Он видит фальшь жены и горе дочери.
Произведения Мольера не утратили своей актуальности и в наши дни. Спектакли по пьесам великого драматурга идут на ведущих театральных сценах. Благодаря своему мастерству драматург оказал огромное влияние на развитие мировой художественной культуры.
Краткое содержание пьесы «Мнимый больной» Жана Батиста Мольера
Знаменитая комедия Жана Батиста Мольера была впервые опубликована в 1674 году. Это самое популярное произведение французского драматурга, которое ставят на сцене и сейчас. Стоит ознакомиться с пьесой «Мнимый больной», краткое содержание которой поможет правильно составить читательский дневник, написать сочинение и сделать анализ литературного стиля автора. Стоит отметить, что четвертая постановка комедии стала последней для актера, так как он умер сразу после окончания спектакля.
Основные персонажи
Драматургический сюжет произведения довольно несложный. В пьесе автор рассказывает о быстром разложении одной буржуазной семьи. В ней идут споры о медицине, роли врачей в человеческой жизни и развивается интересная любовная линия. Писатель в своей комедии смог органично соединить драматические и лирические моменты.
В пьесе «Мнимый больной» Мольера представлены такие главные герои:
Главным конфликтом в пьесе является столкновение мнения родителя и дочки в вопросе выбора будущей жизни молодой особы в виде достойного поклонника. Арган полагал, что девушка была его личной собственностью, поэтому не могла распоряжаться собственной судьбой. Он не задумывался о ее счастье и любовных чувствах, а пытался достичь только своей выгоды.
Начало событий
Главный герой подсчитывал расходы по бумагам, выставленным жадным аптекарем. Он чувствовал себя намного хуже, чем в прошлом году. По итогам подсчетов получалось, что до этого он принимал намного больше лекарств. Возможно, что причиной неудовлетворительного самочувствия было именно в этом. В случившемся Арган винил врача Пургона, который не сумел назначить препаратов столько, сколько нужно.
Родственники прекрасно понимали, что у главы семьи чересчур высокий интерес к своему здоровью. Однако они не хотели перечить его прихотям. Жена давала ему лекарства по первому же распоряжению, потому что надеялась, что супруг скоро отравится ими. Анжелика постоянно была покорной и вела себя тихо из-за уважения к отцу.
Не молчала только служанка, не боявшаяся спорить с хозяином и всячески осуждала лекарей. Ее бойкий характер поспособствовал тому, что Анжелика рассказала Туанетте свою любовную тайну. Девушка сильно влюбилась в Клеанта и намеревалась выйти за парня замуж.
Однако у Аргана были на этот счет совершенно другие планы, которые касались племянника Пургона. Мужчина обладал важным для него достоинством, так как скоро должен был стать дипломированным доктором. А также его родители были довольно богатыми. После этого девушка поделилась собственным горем со служанкой, которая высказала свое мнение главному герою, но ему было уже все равно.
Против свадьбы была и Белина. Она не желала делить наследство и хотела отдать девушку в монастырь. Служанка отослала послание Клеанту, и тот вскоре приехал в дом Аргана. Ему очень повезло, что уехал преподаватель пения, поэтому парень мог его заменить. Затем пришли родители и Диафурус, который предположил, что старшая дочь является его возможной тещей. Однако он быстро извинился и предложил Анжелике выйти за него замуж. Потом он подарил свой научный труд и пригласил в музей, чтобы посмотреть на вскрытие погибшей женщины.
Главный герой пожелал, чтобы дочка спела для присутствующих, поэтому она с возлюбленным исполнила песню про двух влюбленных, пересказывая этим любовную историю, сильно похожую на происходящие с ними события. Арган приказал остановиться и потребовал, чтобы Анжелика при всех назвала Тома своим женихом. Девушка наотрез отказалась, и отец пришел в ярость. Затем семья Диафуарусов, не теряя достойного вида, ушла.
Мнимый доктор
К Аргану пришел его родной брат, который попробовал переубедить мужчину. Потихоньку разговор переключился на врачей. Беральд сказал, что все лекари шарлатаны и им нужны только деньги. Он выгнал пришедшего аптекаря, принесшего своему постоянному клиенту новое лекарство. Флеран пообещал пожаловаться лечащему врачу героя. Затем прибежал оскорбленный Пургон и пообещал, что больше не будет помогать своему пациенту.
Тут появилась переодетая служанка, назвавшая себя наилучшим в мире врачом, который прибыл к необычному больному. Она называет бывшего лекаря шарлатаном, ставит совершенно противоположный медицинский диагноз и выписывает рецепт на лекарство.
Затем братья решают устроить проверку, для чего представляют главного героя погибшим. Его жена страшно радуется, а дочка и Клеант долго рыдают. Мужчина внезапно оживает и дает свое согласие на свадьбу. Таким образом, иногда необходимо идти на крайние меры, чтобы узнать настоящее отношение к себе и не уйти в забвение.
Если внимательно читать «Мнимый больной» Мольера, то можно составить такой план пересказа сюжета:
В пьесе автор подробно раскрывает тему разложения общества того времени на примере отдельно взятой семьи. В ней мнимым является не только больной главный герой, но и забота его лживой супруги и опека жадных врачей.
После ознакомления с пересказом произведения следует прочитать книгу полностью. Чтобы лучше понять суть комедии, стоит онлайн посмотреть ее постановку на сцене Малого театра, которая была снята в 1979 году.
Мнимый больной краткое содержание
Комедия «Мнимый больной» Мольера была написана в 1673 году. Это одна из лучших работ французского драматурга, которую успешно ставят и по сей день. Примечательно, что четвертое представление комедии, в которой Мольер играл Аргана, стало последним для комедиографа, скончавшегося сразу после спектакля.
Главные герои
Арган – мнимый больной, глава семейства, мнительный человек, излишне доверяющий докторам.
Белина – молодая жена Аргана, мечтающая завладеть его состоянием.
Анжелика – старшая дочь Аргана, которая хочет выйти замуж по любви.
Клеант – красивый юноша, возлюбленный Анжелики.
Туанетта – служанка в доме Аргана, решительная, открытая женщина.
Другие персонажи
Луизон – младшая дочь Аргана, родная сестра Анжелики.
Беральд – брат Аргана, который хочет ему открыть правду на мошенников-лекарей.
Тома Диафуарис – молодой врач, жених Анжелики.
Пургон – лечащий врач Аргана.
Флеран – аптекарь, снабжающий Аргана лекарствами.
Господин Де Боннфуа – нотариус.
Краткое содержание:
Действие первое
Арган сидел за столом и подсчитывал «счета своего аптекаря» Флерана. Он был возмущен стоимостью лекарств, которые аптекарь поставлял ему в большом количестве. Среди снадобий, выписанных доктором Пургоном, были «легонький клистирчик, подготовительный и мягчительный», снотворное и успокоительное питье, средство «для прочистки и изгнания желчи» и многое другое.
Служанка Туанетта искренне не понимала, от какой болезни лечится ее хозяин, и считала, что он для доктора и аптекаря – «хорошая дойная корова». Супруга же давала Аргану лекарства по первому требованию, втайне надеясь, что он рано или поздно отравится ими, а дочь Анжелика молчала из уважения к отцу.
Анжелика поделилась с Туанеттой своей сердечной тайной – она была влюблена в Клеанта и мечтала выйти за него замуж. Однако у Аргана были иные планы на свою красивую юную дочь. Несмотря на то, что его жена, мачеха Анжелики и ее сестры Луизон, уговаривала мужа отдать обеих девушек в монастырь, он решил выдать старшую дочь за Тома Диафуаруса – племянника господина Пургона. Юноша был хорошо собой, богат, и «через несколько дней получит докторский диплом». Арган согласился на тот брак, поскольку мечтал видеть среди близких родственников врачей. Так он мог обеспечить себе постоянный медицинский контроль.
За Анжелику заступилась бойкая Туанетта, которая не боялась спорить с хозяином и говорить ему в лицо только правду.
Арган, чувствуя себя хуже, решил позвать нотариуса, чтобы составить завещание в пользу своей жены Белины. Однако господин де Бонфуа ответил, что «обычай не позволяет» сделать это. Арган попросил нотариуса как-то обойти этот обычай.
Анжелика сообщила возлюбленному, что ее «сватают за другого».
Действие второе
Клеант появился в доме Анжелики под видом учителя пения. Увидев своего любимого, девушка чуть было не выдала себя.
Туанетта сообщила Аргану о приходе отца и сына Диафуарус. Он очень обрадовался, и предложил Клеанту познакомиться со своим будущим зятем, а также пригласил на свадьбу, которая «состоится через четыре дня».
Увидев Аргана, Тома Диафуарус рассыпался в любезностях. Его пылкая речь впечатлила даже Туанетту. Тома презентовал свой трактат «против последователей теории кровообращения» – молодой врач был ярым противником новых взглядов и теорий в медицине. Также жених пригласил Анжелику «на вскрытие женского трупа, которое состоится на днях». Туанетта заметила, что «вскрытие трупа – это, конечно, гораздо более светское удовольствие», нежели обычный поход в театр.
Арган попросил дочь развлечь гостей своим пением. Клеант и Анжелика исполнили «одну сцену из новой оперы». Хозяину не понравилась излишне откровенный текст песни, и он прервал молодых людей. Он попросил дочь дать клятву верности своему будущему супругу. Анжелика отказалась сделать это – ей нужно время, чтобы возникла «взаимная склонность, которая так необходима для заключения счастливого союза».
Разгневанный Арган поставил дочери условие – или она выйдет замуж за Тома через четыре дня, или отправится в монастырь.
Когда Диафуарусы покинули дом Аргана, его навестил родной брат Беральд, чтобы предложить «хорошую партию» для своей племянницы. Увидев, что тот расстроен поведением непокорной дочери, Беральд решил его немного развеселить. Он привел «к нему цыган и цыганок, одетых маврами», которые принялись петь и плясать.
Действие третье
Воспользовавшись удобным случаем, Туанетта попросила Беральда вмешаться и «помешать этому нелепому браку». Также служанка поделилась своей идеей, как отвадить вымогателя и шарлатана Пургона от их дома.
Беральд принялся отчитывать брата за его пристрастие к болезням и лекарствам. Он хотел, чтобы тот перестал «считать себя больным, наперекор мнению людей и самой природе». Беральд выгнал Флерана, который принес Аргану новый клистир. Узнав об этом, оскорбленный доктор Пургон отказался от своего постоянного клиента.
В этот момент в доме появилась Туанетта, переодетая доктором. Она рассказала, что о таком знаменитом больном, как Арган, повсюду идет молва. Она нещадно раскритиковала методы лечения доктора Пургона, и наказала мнимому больному есть вкусную сытную пищу, пить крепкое вино и позабыть обо всех старых рецептах.
Чтобы показать хозяину искренность чувств молодой жены и детей, Туанетта предложила ему притвориться мертвым. Узнав о смерти мужа, Белина очень обрадовалась, в то время как Анжелика принялась горько оплакивать любимого батюшку. Умерший внезапно воскрес и дал свое согласие на свадьбу.
Беральд предложил брату самому выучиться на доктора. По его мнению, когда говорит человек в мантии, «всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость разумной речью».
Заключение:
В произведении показана проблема разложения буржуазного общества на примере одной семьи, в которой все «мнимое»: больной глава семейства, любовь и забота его алчной жены, опека докторов-шарлатанов.
Краткий пересказ «Мнимый больной» можно использовать для читательского дневника