Многомерное чтение что такое
Многомерное чтение что такое
Информационная характеристика проекта
Полное название (тема) инновационного проекта:
«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»
Разработчик проекта:
Пашкевич Валентина Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Средняя школа №111 г. Минска»,
тел.: +375 29 321-06-23,
Научные консультанты проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285, e-mail: svetgin@mail.ru
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент; +375291197968, e-mail: nkapshaj@gmail.com
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; +375297894202, e-mail: m.dobrodushenko@mail.ru
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.
Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.
Цели и задачи инновационной деятельности
Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;
внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;
оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;
разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.
Применение дидактической многомерной технологии в начальной школе с целью повышения качества обучения.
Тема выступления: Применение дидактической многомерной технологии в начальной школе с целью повышения качества обучения.
Радюшина Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов,
(Слайд 2) Цель моего выступления: Показать на примере использование дидактической многомерной технологии на разных этапах урока в начальной школе.
(Слайд 3) Процесс обучения и учения должен соответствовать логике и особенностям нашего мышления. А оно многомерно. Поэтому многомерная дидактическая технология (МДТ), представленная педагогической общественности доктором педагогических наук В.Э. Штейнбергом (Россия), так активно и настойчиво осваивается учителями всех предметов.
(Слайд 4) В 1-2 классах эффективно использование карт памяти. Они активизируют исследовательскую деятельность детей, помогают им приобрести первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков. Использование ЛСМ позволяет рационально распределить время при изучении нового материала, помогает учащимся высказывать собственные мысли, анализировать и делать выводы.
Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Мне бы хотелось на этом остановиться подробнее.
(Слайд 5) 1. Организационный этап .
Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (выбрать смайлик, соответствующий настроению или нарисовать свой). В конце урока обязательно к ней вернуться.
(Слайд 6) 2. Постановка цели и задач урока.
Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Так на уроке русского языка во 2 классе по теме “Члены предложения” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ (предложить это сделать зрителям). Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Предложение”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия.
Характеристики Правила написания
Законченная мысль Заглавная буква
Предложение
— На какие группы можно разделить всех животных по отличительным признакам (птицы, рыбы, насекомые, звери). (Слайд 9) Остается нескольких картинок (лягушка, жаба, змея, черепаха, ящерица), которые неподходят ник одной группе . Приходят к выводу, что всех животных можно разделить на группы и есть группы, которые им еще неизвестны. Это и предстоит узнать на уроке.
(Слайд 11) 4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.
В первую очередь необходимо определить ресурсы: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.
Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.
Изучая новую тему “Какие бывают растения” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Растения” Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, обсуждение в группах, консультация учителя. В качестве домашнего задания можно предложить детям дополнить схему картинками.
(Слайд 12) 5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.
Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения произведения Б.Житкова «Храбрый утенок» я предлагаю ученикам составить план текста (записываю на доске).
Завтрак от хозяйки
Победа (поломанное крыло)
Детям предложено эти пункты плана нарисовать. После создания такой карты памяти дети смогут вспомнить содержание рассказа даже спустя долгое время.
(Слайд 13) Последним этапом методической структуры урока является рефлексия .
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
На листе бумаги я предлагаю Вас обвести свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
— большой – “что мне было интересно”.
— указательный – “что я узнал нового”.
— средний – “мне непонятно”.
— безымянный – “моё настроение”.
— мизинец – “хочу узнать”.
В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
(Слайд 14) Я считаю данную технологию эффективной, потому что
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…
Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!
Многомерное чтение что такое
Поразмыслив, мы решили открыть для вас новую тему, в которой будем вместе с вами учиться читать стихотворения по-новому! А именно, читать и Видеть поэзию! Вскрывать заложенные в его словах Образы и открывать новые неожиданные грани их понимания и чувствования!
Главная цель всех этих техник: более глубокое и полное понимание Поэзии и замысла каждого стихотворения.
Техника 1: Визуализация образов
С помощью этой техники мы сможем понимать стихотворение глубже, так как, по сути, попытаемся снять по нему своё «кино», представляя себе каждый образ во всей его полноте и динамике!
Суть приёма проста: медленно читать каждое слово и пытаться представить себе ОБРАЗ, скрытый за ним, а ещё лучше – нарисовать. Так, слово за словом вы нанизываете рождающиеся образы, связываете их друг с другом и воплощаете Стихотворение!
Таким образом, ни один смысл, заложенный Автором, не пройдёт мимо вас, что поможет ещё глубже понять общий и главный Замысел!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Мария Минина ответил в теме НОВАЯ ТЕМА: Техники многомерного чтения
Стихотворение для разбора:
Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.
Когда засмеются в душе подчас
Трели, по-вешнему соловьиные,
От дружеской встречи, улыбок, фраз,
То чувства, наверно, пылают в нас
Небесного цвета: синие-синие.
Когда ж захлестнет тебя вдруг тоска,
Да так, что вздохнуть невозможно даже,
Тоска эта будет, как дым, горька,
А цветом темная, словно сажа.
Если же сердце хмельным-хмельно,
Счастье, какое ж оно, какое?
Мне кажется, счастье как луч. Оно
Жаркое, солнечно-золотое!
Судьба моя! Нам ли с тобой не знать,
Что я под вьюгами не шатаюсь.
Ты можешь любые мне чувства дать,
Я все их готов, не моргнув, принять
И даже черных не испугаюсь.
Задание :
1) Прочесть стихотворение как обычно, записать кратко его восприятие, о чём оно, свои чувства.
2) Перечитать согласно новой технике и затем Нарисовать «картину» образов стихотворения Асадова и описать процесс чтения по данной методике, свои ощущения, трудности и открытия!
Стало ли стихотворение понятнее?
С нетерпением ждём ваших отзывов!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Мария Минина ответил в теме НОВАЯ ТЕМА: Техники многомерного чтения
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Оксана Попова ответил в теме НОВАЯ ТЕМА: Техники многомерного чтения
Маша и Антон, благодарю вас за новое развитие в рубрике! Поэзия наполнена звуком, ритмом, красками, ароматами, образами, многомерными смыслами так щедро, что каждое произведение – это целый мир. У каждого свой. Здорово, что мы обмениваемся картинами наших миров в вашей-нашей рубрике.
Мир, который увидела и почувствовала я при прочтении этого стихотворения, я рассматривала двое суток.
Первый образ о чувствах зарождающихся и кипящих в человеке – на кисть взяли акварель и поставили точку на мокром листе. И вот этот цвет растекается по листу, образуя сначала маленькое пятнышко, затем увеличивается, неровными краями, неровно заполняя цветом, где гуще, где бледнее. Это трели, которые трогают душу, душа откликается на них и начинает двигаться, вибрировать, переживать это чувство. Как в свете цветного луча самоцвет начинает переливаться гранями нового цвета.
При встрече с другом чувства вешние, свежие, радостные, это узнаваемая энергия доброжелательного, открытого общения. Поэтому энергия синего небесного, бездонного, спокойного цвета. Этот цвет-чувство-энергия рождается в человеке, потом заполняет его жизненное пространство, дарится во вне, дарится другу. И такое движение происходит от друга. Цвет у них синий, небесный, но несколько разный по оттенку, как и чувства человека окрашены его индивидуальностью. Пространство между людьми становится наполненным этими энергиями. Складываются два оттенка синего-небесного и пространство обретает новый цвет, окрашено неповторимым смешением именно этих оттенков, его нельзя повторить между другими людьми, он принадлежит только этим двоим. И любовь между людьми разная, неповторимая, принадлежащая только этим двоим и проживаемая именно так только ними. Прикасаясь к этому пространству любви мы чувствуем на себе отсвет ее, чем насыщеннее пространство, тем ярче чувствуем.
Чувство – энергия. У разных чувств – разная энергия, разный цвет и интенсивность. И направленность разная.
У чувства гнева, ревности цвет багряный. Но не цвет багряного осеннего леса. Цвет пожара! Это цвет-действие, а не цвет-созерцательность уходящего. Цвет, направленный во вне, а оборачивающийся пеплом внутри.
Тоска, черная как сажа, как черный цвет, отвергающий любой всплеск яркости, многоцветности жизни, цвет ничего.
Другое дело – счастье! Оно сверкает всеми цветами, оно лучится, светит всем. Счастливого человека невозможно не заметить, от дарит эту энергию всем, просто так. Поэтому цвет золотистый, божественный.
Это образы цвета-чувства в человеке и между людьми.
А еще образ семьи, рода, такой же образ народа одной страны. Это разноцветные сферы, вложенные одна в другую как матрешки. И интенсивность цвета каждой сферы, яркость, контрастность зависят от того, как много людей живут этим чувством. Если много людей чувствуют жизнь, радуются ей, живут полно, то зеленая сфера яркая, интенсивная. Если много живущих страстями, то красная сфера пылающая. Если люди активны в своей жизни, смело и уверенно творят ее, то красная сфера не пылает, но наполнена чистым ровным светом. Чистые чувства людей образуют чистые цвета. Если много людей чувствующих свою связь с творцом, чувствующих любовь творца, то золотая сфера не истонченная, а светящаяся, охватывает и проникает своим цветом и светом все другие. Из сложения чувств-состояний-энергий огромного количества людей, целого народа, рождается состояние всего народа в целом, рождается пространство в котором мы живем. Оно либо светлое, радостное, творческое, созидательное, наполняющее жизненными силами и энтузиазмом каждого, кто вошел в него, либо удручающее, или захватывающее страстями. От нас зависит, какой воздух мы вдохнем вернувшись домой в семью, проживая в своей стране. Так мы творим пространство семьи, рода, Родины, складываем, дарим друг другу, вдохновляем друг друга.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Технология многомерного чтения или «Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают»
Лидия УРБАНОВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 8 г. Лиды»,
Гродненская область
Время, неумолимо двигаясь вперед, вносит свои изменения в действительность. Школа и образовательный процесс всегда находятся на острие этих изменений. Поэтому предложение участвовать в инновационном проекте «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» меня как педагога, стремящегося к профессиональному росту, не могло оставить равнодушной.
Не секрет, что в современном мире живое общение с книгой в целом и печатным словом в частности уходит на второй план. Есть дети, которые не любят читать, есть те, которые любят читать, но читают бегло, невнимательно, не понимая глубины содержания. Поэтому главной моей задачей в работе стало создание такой образовательной среды, которая формировала бы и развивала у учащихся читательские компетенции. Поэтому в работе над проектом наибольший интерес у меня вызвала технология многомерного чтения.
Одним из ключевых признаков этой технологии является медленное, неторопливое чтение – чтение в степени N. Это такое чтение, которое приобретает характер надсистемного, нескучного, нестандартного, настоящего чтения. Работа над текстом предполагает не проверку степени знаний и памяти учащихся, а формирование у них критического мышления, креативности, коммуникативных умений, умений взаимодействовать, а также развитие читательской грамотности.
Технология многомерного чтения научила меня работать над текстом по-новому, а значит и по-новому мыслить, создавать новые нестандартные задания.
В результате на уроках литературы стали популярными задания исследовательского характера, творческой и практической направленности. Например, читая произведение Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», ребята проводят опыты и эксперименты: конструируют корзину для воздушного шара, учитывая то, что «каждый коротышка был размером с небольшой огурец»; делают вычисления и чертежи по данным, которые предоставляет автор произведения; вычисляют размер тени от корзины. Таким образом, учащиеся получают возможность раскрывать тайны, спрятанные между строк, и получать ответы на необычные вопросы. Среди них есть и такие: «Может ли быть небо под ногами?», «Могла ли корзина с коротышками подняться выше облаков?». Такое надсистемное и нескучное чтение развивает критическое мышление, учит устанавливать причинно-следственные связи между идеями и фактами. Наряду с этим ребята приняли участие в создании буктрейлера, проявив свое творчество, фантазию, нестандартное видение обычных явлений.
Одним из наиболее увлекательных видов работы ребята считают решение и составление кроссенсов, в которых зашифрованы имена литературных героев, названия стран, животных и многое другое. Основной смысл кроссенса – это загадка, головоломка, ассоциативная цепочка в виде изображений. Этим он и интересен учащимся. Для разгадки кроссенса от ребят требуется внимательное погружение в текст, необходимость ощутить важность каждого слова.
С целью формирования читательской грамотности учащихся мною широко применяется технология шестиугольного или гексагонального обучения. Гекс – правильный шестиугольник. С помощью карточек-гексов можно выложить цепочку таким образом, чтобы образовалась смысловая связь между расположенными рядом карточками. Гексы могут располагаться гроздью или образовывать ответвления. Например, выбираю гексы со словами или фразами, размещаю их в произвольном порядке на доске и предлагаю учащимся подумать, как могут быть связаны эти понятия между собой, и расположить карточки в соответствующем порядке. Составление цепочки может начинаться с любого гекса, к которому последовательно добавляются все остальные.
Например, при изучении произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» учащиеся получают задание связать понятия и составить гексагональное поле. Для этого им предлагаются слова «Знайка», «Незнайка», «хвастун», «профессор», «фантазёр», «очки», «воздушный шар» и пословицы «Мало хотеть, надо уметь», «Терпение и труд всё перетрут». На свободных гексах ребята должны написать свои фразы или советы. Результатом такой работы учащихся является составление рассказа по гексам.
Такое непривычное и нескучное чтение помогает рождать новые необычные идеи, отойти от традиционных схем, а значит развивать креативность.
Немаловажная роль в технологии многомерного чтения мною отводится заданиям для индивидуальной и дифференцированной работы, а также работе в группах и в парах. С этой целью был создан классный блог «Ученый кот», где ребята получают возможность ознакомиться с некоторыми заданиями, на онлайн-стикерах оставить свой отзыв, написать совет или письмо литературным героям, дать ответ на проблемный или открытый вопрос. Так, после прочтения стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри» мною было предложено порассуждать на тему «Лень – это хорошо или плохо». Ребята и хвалили, и ругали лень, аргументируя и доказывая свои предположения и выводы. Подобные интеллектуальные провокации учат грамотно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, помогают овладеть навыками общения и коллективного обсуждения проблемы, развивают внимательного читателя.
По моему убеждению, технология многомерного чтения способствует развитию креативности и критического мышления, коммуникативно-речевых навыков и словарного запаса учащихся. Она учит работать в команде и взаимодействовать, нести ответственность за свою работу. А значит, повышает учебную мотивацию, формирует внимательного читателя и успешного учащегося. Благодаря такому новаторскому, неограниченному, необъятному, а значит, современному и многомерному чтению сегодня с уверенностью могу сказать: «Дети, которые читают, в будущем станут взрослыми, которые думают». Именно эти слова можно считать основой моего педагогического опыта, который я приобрела благодаря работе в инновационном проекте.
Список использованных источников
1 (Коварное маковое поле): пособие для учителя: 2 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2018. – С. 1–2.
2 (Что рассказали ушаны): пособие для учителя: 3 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.
3 (Я стерегу…): пособие для учителя: 4 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.
Исследование выявило связь между навыками чтения и математическими способностями
Причём произошло это случайно!
Проведение недавнего исследования о дислексии Университета Буффало привело к неожиданному открытию. Оказалось, что области мозга, ответственные за чтение, активны и при выполнении совершенно не связанных с этим действий — например, при умножении. Работа опубликована в журнале Frontiers in Computational Neuroscience.
Вопреки распространённому стереотипу о строгом разделении между гуманитарными и точными науками исследование выявило, что чтение, письмо и арифметика могут быть связаны гораздо сильнее, чем казалось.
«Эти результаты поразили меня. Они показывают, как уровень навыков чтения влияет на подход к другим задачам и решение других проблем», — заявил автор работы Кристофер Макнорган.
Изначально исследователь планировал изучить, возможно ли идентифицировать детей с дислексией, анализируя способность мозга воспринимать прочитываемое. На первом этапе в эксперименте Макноргана участвовали 28 человек с разными исходными данными. На этой стадии дислексию удалось определить с точностью в 94%.
На этапе обобщения выводов учёный предложил респондентам решить математическую задачу, в которой нужно было провести умножение. Участники исследования проходили функциональную МРТ. На этом этапе дислексию удалось установить с той же точностью (94%).
Макнорган объяснил это на примере работы ноутбука, соединённого проводами с другими устройствами. Днём, пока его владелец занят, он отправляет документ на печать, а когда человек свободен, уже транслирует фильм на телевизор. Переключение задач в этом случае зависит от конкретного состояния (работа или отдых). И по тому же принципу человеческий мозг постоянно динамически перестраивает себя.
«Представьте себе, что вы видите список фирменных блюд ресторана, стоя всего в нескольких шагах от доски с меню, прибитой к стене. Зрительная кора работает всякий раз, когда вы на что-то смотрите, но когда вы читаете, зрительная кора работает со слуховой корой или подключена к ней — по крайней мере, в конкретный момент. Указывая на один из предметов на доске, вы случайно сбиваете её со стены. Когда вы протягиваете руку, чтобы поймать доску, ваш мозг меняет проводку. Вы больше не читаете, а пытаетесь поймать падающий предмет, и ваша зрительная кора теперь работает с предмоторной корой, чтобы направлять вашу руку. Разные задачи — разная проводка. Под проводкой следует понимать функциональные сети», — привёл учёный ещё один пример.
И хотя на двух этапах исследования участники выполняли совершенно разные задания, в обоих случаях идентифицировать дислексию удалось с одинаковой точностью. Получается, что у тех, кто лучше читает, способности к решению математических задач тоже будут хорошими.
«Эти результаты показывают, что то, как наш мозг настроен на чтение, на самом деле влияет на то, как он взаимодействует с математикой. Это говорит о том, что ваш навык чтения повлияет на ваше умение решать задачи в других областях и поможет лучше понять детей, у которых возникают трудности с изучением как чтения, так и математики», — отметил Макнорган.
Теперь он задается вопросом, о чём ещё может свидетельствовать уровень читательской грамотности.
Ранее мы писали о том, что программирование влияет на работу мозга. Выяснилось, что чем выше у специалиста в этой области уровень навыков, тем сильнее активность в тех областях, которые отвечают за обработку естественной речи, эпизодическое восстановление памяти и контроль внимания.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.