Мочащегося к стене что значит
Глава 14
Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. «Фирца» (у LXX-ти Z αριρα ; слав.: «Сарира»; в Комлютенской библии: Θέρσα ; Vulg.: Thersa) – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав.12:24 ); теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей ( 3Цар.15:21,33,16:6–15 ; 4Цар.15:14,16 ), известна была красотой местоположения ( Песн.6:4 ), (ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365, отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса).
Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις ). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. 3Цар.11:40 ); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты 14 ( 3Цар.10:16 ). Под выражением «все взял» (ст. 26) раввины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в ( 2Пар.12:2–9,12 ) упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 10, 2–4).
Вместо драгоценных щитов золотых, взятых Сусакимом, Ровоам наделал бронзовые или медные и передал их телохранителям, евр. рацим – скороходы ( 3Цар.1:5 ), вместе и телохранители царя, гвардия его (ср. 1Цар.22:17 ; 4Цар.10:25,11:4,11,19 ), по-видимому, заменившая прежних хелефеев и фелефеев. По р. Кимхи, Ровоам распоряжением о щитах имел ввиду предупредить покушение на жизнь свою, которого опасался. Вероятнее, щиты употреблялись в выходах царя в храм для торжественности процессии. Щиты Ровоама хранились в особой палате (евр. та), а не в доме леса Ливанского, как Соломоновы ( 3Цар 10.17 ); предполагают (Киттель), что дом леса Ливанского подвергся разграблению Сусакима.
( 2Пар.11:18–23 ) восполняет 3 книгу Царств сообщением о семейном быте Ровоама: он имел 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей; всех сыновей своих разослал по укрепленным городам, но первенство между ними отдал Авии, сыну любимой жены своей Маахи, дочери Авессалома; Авия и стал преемником Ровоама на престоле. По ( 2Пар.12:15 ), «деяния Ровоамовы, первые и последние описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца, при родословиях» : отсюда видно, что летопись царей иудейских была произведением пророков. Война между Ровоамом и Иеровоамом (ст. 30), по-видимому, должна быть понимаема в смысле лишь неприязненного настроения, – фактически война открылась лишь при Авии ( 2Пар.13:2–20 ).
По раввинам, это доброе в Авии заключалось в том, что он облегчал народу израильскому посещение Иерусалима и храма
LXX упоминают еще о щитах, некогда привезенных Давидом из Сирии ( 2Цар. 8:7 ); так и слав. русский синод. перевод имеет эту прибавку в скобках
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
мочащегося к стене что значит
Глава 14
Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. «Фирц» а (у LXX-ти Z αριρα ; слав.: «Сарир» а; в Комлютенской библии: Θέρσα ; Vulg.: Thersa) – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав. 12:24 ); теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей ( 3Цар. 15:21, 33, 16:6–15 ; 4Цар. 15:14, 16 ), известна была красотой местоположения ( Песн. 6:4 ), (ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365, отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса).
Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις ). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. 3Цар. 11:40 ); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты 14 ( 3Цар. 10:16 ). Под выражением «все взял» (ст. 26) равнины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в ( 2Пар. 12:2–9, 12 ) упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 10, 2–4).
Вместо драгоценных щитов золотых, взятых Сусакимом, Ровоам наделал бронзовые или медные и передал их телохранителям, евр. рацим – скороходы ( 3Цар. 1:5 ), вместе и телохранители царя, гвардия его (ср. 1Цар. 22:17 ; 4Цар. 10:25, 11:4, 11, 19 ), по-видимому, заменившая прежних хелефеев и фелефеев. По р. Кимхи, Ровоам распоряжением о щитах имел ввиду предупредить покушение на жизнь свою, которого опасался. Вероятнее, щиты употреблялись в выходах царя в храм для торжественности процессии. Щиты Ровоама хранились в особой палате (евр. та ), а не в доме леса Ливанского, как Соломоновы ( 3Цар 10.17 ); предполагают (Киттель), что дом леса Ливанского подвергся разграблению Сусакима.
( 2Пар. 11:18–23 ) восполняет 3 книгу Царств сообщением о семейном быте Ровоама: он имел 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей; всех сыновей своих разослал по укрепленным городам, но первенство между ними отдал Авии, сыну любимой жены своей Маахи, дочери Авессалома; Авия и стал преемником Ровоама на престоле. По ( 2Пар. 12:15 ), «деяния Ровоамовы, первые и последние описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца, при родословиях» : отсюда видно, что летопись царей иудейских была произведением пророков. Война между Ровоамом и Иеровоамом (ст. 30), по-видимому, должна быть понимаема в смысле лишь неприязненного настроения, – фактически война открылась лишь при Авии ( 2Пар. 13:2–20 ).
По раввинам, это доброе в Авии заключалось в том, что он облегчал народу израильскому посещение Иерусалима и храма
LXX-т упоминают еще о щитах, некогда привезенных Давидом из Сирии ( 2Цар. 8:7 ); так и слав. русский синод. перевод имеет эту прибавку в скобках
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Открытый христианский форум JesusChrist.ru
Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.
Общие разделы >> Исследуйте Писания | Просмотров: 10169 |
—Оксана! Неужели ты все это читаешь? Не верю:)
«10 за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама [до] мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста;(3Цар.14:10)»
Но перед этим стихом стоит 9 стих, а в нем сказано: «Меня же отбросил назад» (буквально «за стену»). Вот на эту стену, фигурально выражаясь, своим пренебрежением к Иегове и «пописали».
***Чего бы еще такого спросить идиотского? ***
***Чего бы еще такого спросить идиотского? ***
Дорогая Оксана спроси, например:
Это будет хороший вопрос.
Хватает, дорогая Шева. Хватает и с переизбытком.
Вы переплюнули уже и А.Боголюбского, и Стеняева и даже самого Дворкина.
Если не комсомольским задором, то просто (извините!) сермяжным хамством. Так и хочется сказать уже «уймись детка, стыдно же, некрасиво, неудобно, гадко, противно!»
За что же вы так к людям, а?
Вы переплюнули уже и А.Боголюбского, и Стеняева и даже самого Дворкина.
— Я расстроган. Честно. Извините меня за мои былые слова. Я погорячился. 😉
Что значит фраза «Всякого, мочащегося к стене» (Библия)?
Читая Библию, я часто натыкалась на эту фразу, когда в тексте описывались различные наказания от бога. Что означает эта фраза, неужели в самом буквальном смысле?
Всякого мочащегося к стене имеется ввиду мужского пола, да эти наказания в буквальном смысле были, потому что люди становились очень злые и учили своих детей только жестокости, и поэтому Бог на те народы которые не каялись как Ниневия, уничтожал, вспомните Потоп, когда из всех людей нашлось только 8 человек добропорядочных, этим Бог показывает нам, чтобы мы задумались о смысле жизни и слушались Творца!
Ответа я не получила, а хотелось бы. Почему именно такой оборот речи, что он несет за собой в контексте писания? То, что он означает, понятно, но ведь можно было просто написать «уничтожу всех!», «всех мужчин!», «весь род!», а эта фраза повторяется во многих местах писания.
Жаль, что люди ищут ответы на свои вопросы где угодно, только не в этой книге книг. Хотя прошло 2000 лет с тех пор, как была написана последняя книга Библии Откровение, многие известные психологи, чтобы повысить свой рейтинг, пользуются мудростью и высказываниями этой книги. Такие люди, как Эйнштейн, Авраам Линкольн, Исаак Ньютон и могие другие считали Библию высочайшим авторитетом. И до сих пор она удивляет своей красотою, логичностью и простотою, и это единственная книга, которая взывает к совести человека.
По моему мнению, никаких противоречий междк Ветхим Заветом и Новым нет. Те, кто видят такие противоречия, просто недостаточно разобрались в тексте и не понимают его. Однако, православные священники советуют начинать с Нового Завета, а многие из них вообще не рекомендуют читать Ветхий Завет. Они опасаются, что человек, прочитавший сначала Ветхий Завет, откажется от христианства и перейдет в иудаизм. Действительно, такие случаи бывали.
Вопрос 1193: 3 т.
Во многих публикациях есть сноски из Библии о целебных свойствах собственной жидкости – речь идет об уринотерапии. Как Вы считаете, есть ли такое в Библии, и как это объяснить по вере?
4Цар.18:27, Ис.36:12 – «И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами». В Библии слова «моча» встречается только два раза, но об одном и том же событии. Люди находились в осажденном городе и погибали от жажды, которую пытались утолить мочой. Не думаю, что это можно было бы отнести к уринотерапии. У человека бывают и иные истечения, как у мужчины, так и у женщины (месячные). Но Священное Писание не относит это к святости, но более того, относит эти истечения к наказанию – к болезни, и осквернению. Лев.15:2-4 – «Объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет [имеющий истечение семени], нечиста».
Из человека еще исходит тяжелое. Рассмотрим попутно и это во свете Библии. Иов.20:7 – «Как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он»? Иез.4:15 – «И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой». Соф.1:17 – «И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет». Мал.2:3 – «Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним». 3Ездр.15:36 – «И помет человеческий – до седла верблюда; страх и трепет великий будет на земле».
Сир.22:2 – «Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку».
Уринотерапия есть наваждение от диавола, и пользоваться ею грех; это – оскорбление Божьего величества. Христианин, который причащается Тела и Крови Господней, не должен даже помышлять о таком безумии. Иоанн Златоуст, говоря о нарушителях заповедей Божиих, делает сравнение, что если бы ты руками, испачканными калом, прикоснулся к царской одежде, то какое наказание было бы тебе? Здесь же не царская одежда, а сам Царь Небес находится в тебе, и ты сам себя делаешь подобным помойке и туалету. Срамно и говорить. И всё это из-за того, что нет страха Божия, и люди трясутся за свою жалкую жизнежку, как будто бы собрались жить на земле тысячи лет. Кто бунтует против смерти, он противник Богу. Сирах.41: 5-7 – «Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни».
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Деян. 23:3
Свт. Иоанн Златоуст
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня
Блаж. Августин
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня
Ведь показалось, что Павел говорит унизительные слова, когда, ударенный по приказу первосвященника рукой, сказал: Бог будет бить тебя, стена подбеленная, – что для непонимающих звучит как поношение, а для понимающих – как пророчество. Стена подбеленная – это лицемерие, то есть видимость, выставляющая вперед священническое достоинство и прячущая под этим именем, как под белым покрывалом, грязный позор.
О нагорной проповеди Господа.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня
Беда Достопочтенный
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня
Павел так сказал не по душевному возбуждению, но сказал словно пророчествуя, так как образно этот первосвященник, который был сравнен с подбеленной стеной, должен был быть битым для уничтожения, ибо, когда апостолы проповедовали Евангелие, уже пришло новое священство Христа. И поэтому он сказал: Бог будет бить, а не: «пусть будет бить», указывая изъявительным наклонением на то, что это на самом деле произойдет, а не злобствуя посредством желательного наклонения.
Изложение Деяний Апостолов.
Ориген
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня
Лопухин А.П.
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня
Бог будет бить тебя. Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II:17, 9).
Стена подбеленная – образное обозначение пустоты и низости кажущегося величия (подобно выражению гроб повапленный Мф. 23:27), извращения личности, лицемерия. «Стеной подбеленной называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону» (Феофил).
Некоторые сравнивают поступок Павла с подобным же случаем на суде Спасителя и находят, что Павел показал пример менее достойный для подражания, чем пример Спасителя. Так, блаж. Иероним, приводя укорительное выражение Павла, задается вопросом: «где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец на заклание, не отверзает уст Своих, и так кротко спрашивает ударившего: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости!». Впрочем, сравнение здесь страдает важною неточностью, которая говорит немало в пользу Павла: Иисус Христос, во-первых, получил удары – не по приказанию Своих судей. Будь иначе – если бы удары были нанесены по приказанию Каиафы, кто знает, не указал ли бы и ему Спаситель на столь неприличное забвение первосвященником своего достоинства и прав судии? А затем не надо забывать и того, что Сам Господь, обличая лицемерие и дерзость, давал полную свободу Своему праведному гневу в других случаях. Должно думать также, что Павел поступил в сем случае не как обыкновенный человек, а как посланник Божий. А известно, что пророки имели право обличать всех в преступлениях (3 Цар. 18:18; 4 Цар. 3:13; Ис. 1:10-23; Езек. 21:25). Последующее показало, что его укоризна действительно произнесена была в пророческом духе. Если указывают на заповедь Иисуса Христа о подставлении правой ланиты при ударении в левую (Мф. 5:24), то не надо забывать, что сим требует Он от последователей Своих только удаления от мщения, а не такого молчания, коим питается дерзость людей беззаконных. Павел вернее всякого исполнял волю Господа в этом отношении, ибо сам свидетельствовал о себе: «злословят, а мы благословляем; нас гонят, а мы терпим; хулят, а мы молимся» (2 Кор. 4:12-13). Но в настоящем случае он поступил не вопреки примеру Христа, Который также обличил несправедливость ударившего Его прежде осуждения. Если Павел как будто и извиняет далее свой поступок, то для того, чтобы устранить подозрение, будто бы он нарушил закон, повелевающий не злословить первосвященника (Иннокентий, еп. Херсонский).
Вопрос 1193: 3 т.
Во многих публикациях есть сноски из Библии о целебных свойствах собственной жидкости – речь идет об уринотерапии. Как Вы считаете, есть ли такое в Библии, и как это объяснить по вере?
4Цар.18:27, Ис.36:12 – «И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами». В Библии слова «моча» встречается только два раза, но об одном и том же событии. Люди находились в осажденном городе и погибали от жажды, которую пытались утолить мочой. Не думаю, что это можно было бы отнести к уринотерапии. У человека бывают и иные истечения, как у мужчины, так и у женщины (месячные). Но Священное Писание не относит это к святости, но более того, относит эти истечения к наказанию – к болезни, и осквернению. Лев.15:2-4 – «Объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет [имеющий истечение семени], нечиста».
Из человека еще исходит тяжелое. Рассмотрим попутно и это во свете Библии. Иов.20:7 – «Как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он»? Иез.4:15 – «И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой». Соф.1:17 – «И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет». Мал.2:3 – «Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним». 3Ездр.15:36 – «И помет человеческий – до седла верблюда; страх и трепет великий будет на земле».
Сир.22:2 – «Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку».
Уринотерапия есть наваждение от диавола, и пользоваться ею грех; это – оскорбление Божьего величества. Христианин, который причащается Тела и Крови Господней, не должен даже помышлять о таком безумии. Иоанн Златоуст, говоря о нарушителях заповедей Божиих, делает сравнение, что если бы ты руками, испачканными калом, прикоснулся к царской одежде, то какое наказание было бы тебе? Здесь же не царская одежда, а сам Царь Небес находится в тебе, и ты сам себя делаешь подобным помойке и туалету. Срамно и говорить. И всё это из-за того, что нет страха Божия, и люди трясутся за свою жалкую жизнежку, как будто бы собрались жить на земле тысячи лет. Кто бунтует против смерти, он противник Богу. Сирах.41: 5-7 – «Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни».
мочащийся к стене кто это в библии
Открытый христианский форум JesusChrist.ru
Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.
Общие разделы >> Исследуйте Писания | Просмотров: 10117 |
—Оксана! Неужели ты все это читаешь? Не верю:)
«10 за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама [до] мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста;(3Цар.14:10)»
Но перед этим стихом стоит 9 стих, а в нем сказано: «Меня же отбросил назад» (буквально «за стену»). Вот на эту стену, фигурально выражаясь, своим пренебрежением к Иегове и «пописали».
***Чего бы еще такого спросить идиотского? ***
***Чего бы еще такого спросить идиотского? ***
Дорогая Оксана спроси, например:
Это будет хороший вопрос.
Хватает, дорогая Шева. Хватает и с переизбытком.
Вы переплюнули уже и А.Боголюбского, и Стеняева и даже самого Дворкина.
Если не комсомольским задором, то просто (извините!) сермяжным хамством. Так и хочется сказать уже «уймись детка, стыдно же, некрасиво, неудобно, гадко, противно!»
За что же вы так к людям, а?
Вы переплюнули уже и А.Боголюбского, и Стеняева и даже самого Дворкина.
— Я расстроган. Честно. Извините меня за мои былые слова. Я погорячился. 😉
Глава 14
Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. «Фирц» а (у LXX-ти Z αριρα ; слав.: «Сарир» а; в Комлютенской библии: Θέρσα ; Vulg.: Thersa) – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав. 12:24 ); теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей ( 3Цар. 15:21, 33, 16:6–15 ; 4Цар. 15:14, 16 ), известна была красотой местоположения ( Песн. 6:4 ), (ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365, отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса).
Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις ). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. 3Цар. 11:40 ); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты 14 ( 3Цар. 10:16 ). Под выражением «все взял» (ст. 26) равнины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в ( 2Пар. 12:2–9, 12 ) упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 10, 2–4).
Вместо драгоценных щитов золотых, взятых Сусакимом, Ровоам наделал бронзовые или медные и передал их телохранителям, евр. рацим – скороходы ( 3Цар. 1:5 ), вместе и телохранители царя, гвардия его (ср. 1Цар. 22:17 ; 4Цар. 10:25, 11:4, 11, 19 ), по-видимому, заменившая прежних хелефеев и фелефеев. По р. Кимхи, Ровоам распоряжением о щитах имел ввиду предупредить покушение на жизнь свою, которого опасался. Вероятнее, щиты употреблялись в выходах царя в храм для торжественности процессии. Щиты Ровоама хранились в особой палате (евр. та ), а не в доме леса Ливанского, как Соломоновы ( 3Цар 10.17 ); предполагают (Киттель), что дом леса Ливанского подвергся разграблению Сусакима.
( 2Пар. 11:18–23 ) восполняет 3 книгу Царств сообщением о семейном быте Ровоама: он имел 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей; всех сыновей своих разослал по укрепленным городам, но первенство между ними отдал Авии, сыну любимой жены своей Маахи, дочери Авессалома; Авия и стал преемником Ровоама на престоле. По ( 2Пар. 12:15 ), «деяния Ровоамовы, первые и последние описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца, при родословиях» : отсюда видно, что летопись царей иудейских была произведением пророков. Война между Ровоамом и Иеровоамом (ст. 30), по-видимому, должна быть понимаема в смысле лишь неприязненного настроения, – фактически война открылась лишь при Авии ( 2Пар. 13:2–20 ).
По раввинам, это доброе в Авии заключалось в том, что он облегчал народу израильскому посещение Иерусалима и храма
LXX-т упоминают еще о щитах, некогда привезенных Давидом из Сирии ( 2Цар. 8:7 ); так и слав. русский синод. перевод имеет эту прибавку в скобках
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование на От Матфея 19:24
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 19:24 / Мф 19:24
Максим Исповедник (580−662)
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие
Что означают слова: Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное
Проще, говорит Иисус, искривленному [естеству] язычников — ведь это и есть верблюд — пройти тесными [вратами] и узким [путем] (Мф. 7:14), что и означает ушко, в Царствие Небесное, нежели народу иудейскому, имеющему Закон и пророков. Подобно тому как иголка проходит сквозь два отрезка ткани и делает из них один, так и Господь наш Иисус Христос, который есть иголка, соединил два народа, по словам Апостола, соделав из обоих одно (Еф. 2:14). Однако, [по другому толкованию], кто воздержанием истощил и свил себя [как нить], тому легче пройти тесными вратами в Царствие Небесное, нежели богатому, который постоянно утучняет себя яствами и людской славой.
Источник: Вопросы и затруднения.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие, то есть крайне трудно богатым оставить свои прихоти, свою роскошь, свое жестокосердие, свою скупость, свои наслаждения земные и начать жизнь по Евангелию, жизнь всегда воздержную, исполненную благих плодов: милосердия, кротости, смирения, незлобия, — чистую и целомудренную. Жизнь в покаянии и слезах непрестанных. Не увеселения ли, не роскошь ли, не игры ли, не обороты торговые занимают их всю жизнь? А гордость всегдашняя, как ожерелье, окружающая их, а недоступность их для бедных, а презорство их непомерное?! Подумаешь, что уже те ли это смертные, которые из персти созданы и в персть возвратятся!
Источник: Дневник. Том XIX. Декабрь 1874.
Иероним Стридонский (
Ст. 24−26 И еще говорю вам: удобнее верблюду (camelum) пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно
Этими словами уже показывается, что не [только] трудно, но и невозможно [войти в Царство Небесное богатому]. Действительно, если верблюд не может пройти сквозь игольное ушко и если подобно этому богач не может войти в Царство Небесное; то никакой из богачей не спасется. Однако, если мы прочтем у Исайи о том, как верблюды Мадиана и Эфы прибудут в Иерусалим с дарами и сокровищами (Ис. 60:6), а также и то, что бывшие первоначально согнутыми и искривленными безобразием пороков входят в ворота Иерусалима, то мы увидим, что и эти верблюды, с которыми сравниваются богатые, после того как сложат с себя тяжесть грехов и освободятся от всего безобразия телесного, могут войти в тесные врата и вступить на узкий путь, ведущий к жизни (Мф. 7). А когда ученики задают вопрос и удивляются строгости сказанного [говоря]: Кто же таким образом спасется? Он милосердно смягчает строгость Своего приговора, говоря: Что невозможно у людей, то возможно у Бога.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в Царствие Божие внити
Сказав, что это дело трудное, называет его невозможным, и даже более чем невозможным. Невозможно, чтобы верблюд, животное, прошел чрез игольные уши, а то даже более невозможно, чем это. Конечно, речь несколько преувеличенная для того, чтобы возбудить страх в любостяжательных. Некоторые под верблюдом разумеют здесь толстый канат, употребляемый корабельщиками. Этими словами Христос порицает не богатство, а пристрастие к нему. Прекрасный пример! Как игольные уши не вмещают верблюда по причине своей тесноты и его полноты и напыщенности, так и путь, ведущий к жизни, не вмещает богатство, по причине своей тесноты и его надменности. Поэтому нужно отложить всякую гордость, как учит Апостол (Евр. 12:1), и умалить себя посредством добровольной бедности.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие
(Мк. 10:24−25; Лк. 18:25). По Марку, Спаситель сначала повторил сказанное Им изречение о трудности для богатого войти в Царство Небесное, по поводу того, что ученики “ужаснулись от слов Его,” и только после этого добавил учение, общее для всех синоптиков. Здесь, очевидно, Христос только поясняет Свое прежнее изречение при помощи примера. У всех синоптиков встречается χαμηλός — верблюд. Но в некоторых рукописях читается χάμιλος, которое объясняется, как παχύ σχοίλον — толстый корабельный канат. Разночтения при передаче дальнейшего выражения “сквозь игольные уши” (у Матфея δια τροπήματος ραφίδος; у Марка δια τρνπήματος τής ραφίδος; у Луки δια τροπήματος βελόνης; все эти выражения имеют одинаковое значение) во всяком случае показывают, что затруднительность речи Спасителя чувствовалась еще в древности. О значении этих выражений было немало споров. Ляйтфут и другие показали, что это была пословица, встречающаяся в Талмуде, для обозначения какой-либо трудности. Только в Талмуде говорится не о верблюде, а о слоне. Так, в одном месте о снах говорится, что во время их мы не можем видеть того, чего не видели прежде, например, золотой пальмы или слона, проходящего через ушко иголки. Одному человеку, совершившему то, что казалось нелепым или даже невероятным, было сказано: “ты, должно быть, принадлежишь к помбедитам (иудейская школа в Вавилоне), которые могут заставить слона проходить через ушко иголки.” В Коране встречаются подобные же выражения, но с заменой слона верблюдом; и даже в Индии существуют пословицы: “слон, проходящий через маленькую дверь” или “через глаз иглы.” В этом смысле понимают изречение Спасителя многие новейшие толкователи. Мнение о том, что под “игольными ушами” следует разуметь узкие и низкие ворота, через которые не могут проходить верблюды, в настоящее время считается вообще ошибочным. Еще менее вероятно мнение, появившееся уже в древности, что под верблюдом здесь следует разуметь канат. Изменение χαμηλός в χάμιλος — произвольно. Κάμιλος — слово настолько редкое, что в греческом языке его можно считать даже несуществующим, оно не встречается в хороших греческих словарях, хотя и нужно сказать, что метафора о канате, который трудно протащить в ушко иголки, могла бы быть несколько естественнее, чем о верблюде, который не может пройти через игольное ушко. (Видимо, древнее толкование игольного ушка как ворот, которые делаются в крепостной стене для входа ночных караванов — имеет под собой совершенно реальное основание. До сих пор на Востоке для входа верблюда на ночлег в караван-сарай его ставят на колени, снимают с него часть поклажи и он на коленях проходит в дверь. Смирись, отбрось чрезмерное попечение о земном — и войдешь в Царство небесное. Прим. ред.)
Но какое бы толкование мы ни приняли, главная трудность заключается не в этом, а в том, для какой цели употреблена здесь такая странная метафора. Хотел ли Христос указать здесь на полную невозможность для богатых войти в Царство Небесное? Хотел ли Он сказать, что, как верблюду невозможно пройти через ушко иголки, так и богатому невозможно войти в Царство Божие? Но Авраам был очень богат скотом, серебром и золотом (Быт. 13:2) и однако это, по словам Самого же Спасителя, не помешало ему быть в Царствии Божием (Лк. 13:28; ср. 16:22, 23, 26; Ин. 8:56 и проч.). Трудно, далее, предположить, чтобы речь Спасителя относилась только к этому богачу, который только что отошел от Него; πλούσιον тогда было бы поставлено с членом, которого нет у всех трех евангелистов. Если, наконец, принимать слова Спасителя в их буквальном значении, то нужно будет признать, что они должны служить (и, кажется, служат) оплотом для всякого рода социалистических учений и пролетариата. Тот, кто владеет каким-либо имуществом и не записался в ряды пролетариев, не может войти в Царство Небесное. В комментариях мы, вообще, не находим ответа на эти вопросы; их следует считать до настоящего времени неразрешенными, а слова Христа недостаточно ясными. Может быть, здесь выражается общее новозаветное воззрение на богатство, которое служит препятствием служению Богу (ср. Мф. 6:24; Лк. 16:13). (Это что еще за новейшие толкования? Прим. ред.) Но кажется, что наиболее вероятное объяснение заключается в следующем. Новый Завет на первом плане поставляет служение Богу и Христу; результатом этого может быть и пользование внешними благами (Мф. 6:33). Но богачу, который ставит на первом плане служение мамоне и только на последнем — следование за Христом и служение Ему или даже вовсе не делает этого последнего, действительно, всегда трудно сделаться наследником Царства Небесного.
Вопрос 1193: 3 т.
Во многих публикациях есть сноски из Библии о целебных свойствах собственной жидкости – речь идет об уринотерапии. Как Вы считаете, есть ли такое в Библии, и как это объяснить по вере?
4Цар.18:27, Ис.36:12 – «И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами». В Библии слова «моча» встречается только два раза, но об одном и том же событии. Люди находились в осажденном городе и погибали от жажды, которую пытались утолить мочой. Не думаю, что это можно было бы отнести к уринотерапии. У человека бывают и иные истечения, как у мужчины, так и у женщины (месячные). Но Священное Писание не относит это к святости, но более того, относит эти истечения к наказанию – к болезни, и осквернению. Лев.15:2-4 – «Объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет [имеющий истечение семени], нечиста».
Из человека еще исходит тяжелое. Рассмотрим попутно и это во свете Библии. Иов.20:7 – «Как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он»? Иез.4:15 – «И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой». Соф.1:17 – «И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет». Мал.2:3 – «Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним». 3Ездр.15:36 – «И помет человеческий – до седла верблюда; страх и трепет великий будет на земле».
Сир.22:2 – «Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку».
Уринотерапия есть наваждение от диавола, и пользоваться ею грех; это – оскорбление Божьего величества. Христианин, который причащается Тела и Крови Господней, не должен даже помышлять о таком безумии. Иоанн Златоуст, говоря о нарушителях заповедей Божиих, делает сравнение, что если бы ты руками, испачканными калом, прикоснулся к царской одежде, то какое наказание было бы тебе? Здесь же не царская одежда, а сам Царь Небес находится в тебе, и ты сам себя делаешь подобным помойке и туалету. Срамно и говорить. И всё это из-за того, что нет страха Божия, и люди трясутся за свою жалкую жизнежку, как будто бы собрались жить на земле тысячи лет. Кто бунтует против смерти, он противник Богу. Сирах.41: 5-7 – «Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни».
Толкование на От Матфея 19:12
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 19:12 / Мф 19:12
Григорий Богослов (325/30−389/90)
суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго: могий вместити да вместит
«Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились» и пр. Очень желал бы я сказать о скопцах что-нибудь сильное. Не высоко думайте о себе, скопцы по природе! Может быть, что вы и непроизвольно целомудренны, потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом. Что сделано доброго по естественному влечению, то не заслуживает одобрения, а что сделано по свободному произволению, то похвально. Какая честь огню, что он жжет? Жечь — природное его свойство. Или воде, что течет вниз? Это свойство дано ей от Творца. Какая честь снегу, что он холоден? Солнцу, что светит? Оно светит и поневоле. Покажи мне, что желаешь добра. А это покажешь, если, будучи плотским, сделаешься духовным, если, увлекаемый долу тяжестью плоти, окрылишься умом, если ты, рожденный низким, окажешься небесным; если ты, связанный плотью, явишься выше плоти. Итак, поскольку не похвально разуметь это об одном телесном, то требую от скопцов чего-то иного. Не прелюбодействуйте в отношении к Божеству! Сочетававшиеся Христу, не бесчестите Христа! Совершившиеся Духом, не делайте Духа равночестным себе! «Если бы я и поныне угождал людям, — говорит Павел, — то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10), если бы служил твари, не назывался бы Христианином. — Вот что для скопцов, чтобы хранили целомудрие в рассуждении Божества; ибо блудом и прелюбодеянием называется не только грех в рассуждении тела, но и всякий грех, особенно же беззаконие в рассуждении Божества. Может быть, спросишь, чем это докажем? Сказано: «блудодействовали поступками своими» (Пс.105:39). Здесь видишь и бесстыдное дело блуда. Сказано также: «и прелюбодействовала с деревом» (Иер.3:9). Видишь, что есть и религия (θρησκεια) прелюбодейная. Итак, сохраняя телесное целомудрие, не любодействуй душевно. Не заставляй делать вывод, что ты невольно соблюдаешь целомудрие плотское, потому что не целомудрен в том, в чем имеешь возможность быть блудником. Для чего вы сотворили нечестие выше? Для чего все стремитесь к злу так, что стало уже одно и то же именоваться или скопцом, или нечестивым? Приобщитесь к мужам, рассуждайте наконец, как свойственно мужу. Избегайте женских собраний, к позорному имени не присовокупляйте срамного учения. Угодно ли, чтобы еще продолжил я слово или довольно уже и сказанного? Впрочем, да будут почтены и скопцы последующими словами Христовыми, ибо служат к их похвале.
«Ибо есть скопцы», — говорит Христос, — которые «из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами, для царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». Мне кажется, что слово, уклоняясь от телесного, посредством телесного изображает высшее, ибо мало, даже, может быть, крайне слабо и не достойно слова было остановить понятие на телесных только скопцах, а мы должны представлять себе нечто достойное духа. Итак, одни кажутся от природы расположенными к добру. Когда говорю; от природы, не унижаю тем желания, но предполагаю то и другое, и наклонность к добру, и волю, которая приводит в действие естественную наклонность. А другие таковы, что их очищает учение, удаляя в них страсти, и их-то понимаю под скопцами, «которые оскоплены от людей»; когда наставническое слово, отделяя доброе от худого, и, одно устраняя, а другое предписывая (как, например, в заповеди: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15), созидает в них духовное целомудрие. Хвалю и этот род скопцов, даже весьма хвалю как наставников, так и наставляемых, первых за то, что умеют отсекать, а последних за то, что еще лучше переносят отсечение. И «есть скопцы, которые сделали сами себя для царства Небесного». Иные не имели наставников, но сами для себя сделались похвальными наставниками. Не учила тебя мать, чему должно, не учил отец, ни священник, ни епископ, ни кто-либо другой из тех, кому поручено учить, но ты сам, приведя в действие разум, свободной волей воспламенив искру добра, исказив себя, отсек корень, истребил орудия греха, приобрел такой навык в добродетели, что для тебя стало почти уже невозможным устремляться к злу. Поэтому хвалю и этот род скопцов, даже еще более, нежели другие роды.
«Кто может вместить, да вместит». Избери, что угодно: или последуй учителю, или сам для себя будь учителем. Одно только постыдно, если не будут отсечены страсти, а кем бы ни были отсечены, не полагай в том различия. Ибо и наставник есть тварь Божия, и ты от Бога. Хотя наставник предвосхитит у тебя честь, хотя добро будет собственным твоим делом, в обоих случаях оно одинаково добро; отсечем только от себя страсти. Чтобы «никакой корень горести, возникнув, не причинил вреда» (Евр.12:15), будем только следовать образу, станем только чтить Первообраз. Отсеки телесные страсти, отсеки и душевные, ибо чем душа честнее тела, тем честнее очищать душу, нежели тело. Если и очищение тела есть одно из похвальных дел, то смотри, сколь важнее и выше очищение души.
Источник: Слова. Слово 37.
Макарий Великий (
ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит
Источник: Собрание рукописей типа III. Поучение 4.
Иероним Стридонский (
Ибо есть скопцы, которые так родились из чрева матери, и есть скопцы, которые сделались [таковыми] чрез людей; а есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами ради Царствия Небесного; кто может принять, тот пусть принимает
Есть три рода скопцов: два — плотские, третий — духовный. Одни суть те, которые родились таковыми от чрева матери, другие — те, которые сделались таковыми или в неволе, или по прихоти владелиц. Третьи — те, которые оскопили себя ради Царства Небесного, и стали скопцами ради Христа, хотя могли бы быть мужами. Таковым именно обещается награда; а выше названным [первым двум родам], оскопление которых есть дело необходимости, а не произволения, не должно быть ничего совершено. Мы можем объяснить это и иначе. Скопцы от чрева матери — это те, которые более холодны по своей природе и не ищут удовлетворения похоти. А другие скопцы, — сделанные людьми, — это те, которых или воспитали мудрецы мира сего (философы — philosophi), и изнежило до степени женщин (emolliuntur in feminas) служение идолам, или те, которые по убеждению еретиков ведут притворно непорочную жизнь, чтобы обманывать [других] притворной чистотой веры своей (ut mentiantur religionis veritatem). Но никто из них не унаследует Царства Небесного кроме того, который оскопил себя ради Христа. Поэтому Он и прибавляет: Кто может принять, тот пусть принимает, — именно: чтобы каждый обращал внимание на свои силы, возможно ли для него выполнить заповеди девства и чистоты. Действительно, чистота сама по себе обольстительна и кого угодно может привлечь к себе; но при этом необходимо соразмеряться со своими силами, чтобы [обеты ее] принимал на себя тот, который может принять. Эти слова являются как бы голосом убеждающего Господа и возбуждающего воинов своих к получению награды за чистоту жизни: Кто может принять, тот пусть принимает, [т. е] кто может бороться, тот пусть борется, побеждает и торжествует.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит
Господь говорит: добродетель девства доступна немногим. «Есть скопцы от чрева матери их», то есть есть люди, которые, по самому устройству их природы, не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Есть, далее, такие, которые оскоплены людьми. Себя же оскопляют для Царства Небесного не те, которые отрезывают свои уды, — нет, это проклято, — но те, которые имеют воздержание. Понимай и так: бывает скопец от природы — человек, по природному устройству невозбуждаемый к любострастию. Людьми оскопляется тот, кто, вследствие наставления других людей, удалил, как бы вырезал, разжжение плотской похоти; оскопляющий же сам себя — это человек, склонившийся к целомудрию не по наставлению других, а по собственному расположению. Совершеннейшим является этот последний: он не другим кем-либо приведен к Царству Небесному, но сам пришел к нему. Господь, желая, чтобы мы добровольно осуществляли добродетель девства, говорит: «кто может вместить, да вместит». Он не принуждает соблюдать девство и не уничижает брак; Он только предпочитает девство.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго: могий вместити да вместит
Суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небесного
Так как речь зашла о безбрачии, то говорит о проводящих безбрачную жизнь и исчисляет три рода скопцов, из которых первый не может быть порицаем, второй — порицается, а третий — даже заслуживает похвалы, когда некоторые, чтобы достигнуть Царства Небесного оскопляют самих себя, не железным мечом отрезывая детородные члены, но мечом целомудрия отсекая жало похоти и любовью к девству ослабляя страсть плотскую. Не столько заслуживают похвалы за сохранив девства те, природу которых изменила человеческая рука и исказило железо, сколько заслуживают они осуждения за сладострастие, когда невоздержность их превосходит и силу железа. Григорий Богослов говорит: одни кажутся от природы расположенными к добру. Когда говорю — от природы, не унижаю тем произволения, но предполагаю то и другое, и наклонность к добру, и волю, которая приводит в действие естественную наклонность. У других страсти отсекаются наставниками. Третьи отсекают их сами; не имея наставников, они сами научаются должному, отсекая корень зла и исторгая органы нечестия.
Могий вместити да вместит
После того как показал, что девственники достойны похвалы, после того как похвалил безбрачие и таким образом незаметно призывал слушателей к девству, — зная, однако, что это дело великое и может быть выполнено немногими, предоставляет его свободной воле человека. Кто, — говорит, — может вместить, или достигнуть этого, пусть вместит.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Анонимный комментарий
ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит
Кто-то мог бы сказать: «Что говоришь Ты, Господи? Если по какой-то причине человеку не случится иметь жену, разве получит он награду целомудрия?» Не всегда. Как без воли поступок не может привести ко греху, так праведность не достигается просто поступком, если в нем не присутствует воля. Ибо многие пытаются быть целомудренными телом, но прелюбодействуют в своей воле. Если бы прелюбодеяние не совершалось в пределах одной только воли, Господь никогда не сказал бы: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Так что воля согрешает часто без поступка. То воздержание, которое приносит славу, не является вынужденным, когда к нему толкает немощь тела; напротив, к нему ведет воля праведного намерения. Потому Он говорит: есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей. Их целомудрие удерживается неизбежностью; третьих же, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного, увенчивает их желание.
Лопухин А.П. (1852−1904)
ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит
Вместо “сделали сами себя скопцами” правильнее перевести — “оскопили самих себя” (ευνούχισαν εαυτούς), хотя смысл в том и другом случае одинаков. Стих этот, буквально понимаемый скопцами, служит фактическим основанием чудовищного явления — скопчества; эта секта, особенно у нас, в России, существует и даже процветает до сих пор. В оправдание своих мнений скопцы ссылаются не только на рассматриваемый стих, но и на слова Ис. 56:3−5: “да не говорит евнух: “вот я сухое дерево”. Ибо Господь так говорит о евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне и крепко держатся совета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится”. Слова пророка не могут, конечно, служить основанием или поощрением скопчества, а имеют только пророческий смысл и относятся, конечно, только к евнухам первой и второй категории, указанной Спасителем, т. е. к лицам, которые сами невиновны были в своем оскоплении и не занимались оскоплением других. Но не одни только скопцы-сектанты держались и держатся мнений, что слова Спасителя дают право на искусственное поддержание и распространение скопчества. Известен случай с Оригеном, который оскопил себя в молодости, обнаружив в этом деле свой “незрелый юношеский ум” (Евс. Ц. И. 6:8). Будучи стариком, замечает Цан, Ориген раскаялся в своем поступке, и его раскаяние повлияло на толкование им разбираемого места. Вообще в древности, если не утверждалось буквальное толкование 12 стиха, то было, по-видимому, свойственно некоторым, даже выдающимся, людям. В числе других неправильно понимал слова Спасителя Иустин. В Apologia 1:29 он рассказывает без порицания о случае, как один христианин в Александрии, около 150 года, тщетно просил у властей разрешения кастрировать себя врачом. Евсевий знал многих христиан, которые добровольно подвергали себя кастрации (см. у Цана, Das Evangelium des Mattaus, с. 586, прим.). Такое буквальное толкование (в скопческом смысле) правильно или ложно? Несомненно ложно, потому что Христос во всяком случае не мог здесь предлагать учения, которое противоестественно, сопряжено с опасностью для жизни и не достигает той цели, какая при этом имеется в виду, а, напротив, служит только к усилению любострастия и тайного разврата.
Далее, в законе Моисеевом были сделаны ясные постановления относительно скопцов, которые также совершенно не согласуются с буквальным пониманием и толкованием слов Спасителя. Так, во Втор. 23:1 о скопцах говорится, что они не могут “войти в общество Господне”, а в Лев. 22:24−25 повелевается не приносить в жертву даже оскопленных животных и принимать их от иноземцев “в дар Богу”, “потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения.” Кроме того, заповедуется: “и в земле вашей не делайте сего”. Ввиду всего этого было естественно, если не только в среде первых христиан мы встречаем лишь исключительно редкие случаи буквального понимания слов Спасителя относительно “третьей категории евнухов”, но и прямые, и иногда сильные, выступления против такого понимания. Особенно горячо вооружается против него Иоанн Златоуст.
“Когда Христос говорит: скопиша себе, то разумеет не отсечение членов, — да не будет этого! — но истребление злых помыслов, потому что отсекший член подвергается проклятию, как говорит Павел: о, дабы отсечены были развращающие вас (Гал. 5:12)! И весьма справедливо. Таковой поступает подобно человекоубийцам, содействует тем, которые унижают творение Божие; отверзает уста манихеев и преступает закон, подобно тем из язычников, которые отрезают члены. Отсекать члены искони было дело диавольское и злоухищрение сатаны, чтобы через это исказить создание Божие, чтобы нанести вред человеку, созданному Богом, и чтобы многие, приписывая все не свободе, а самим членам, безбоязненно грешили, сознавая себя как бы невинными… Все это измыслил диавол, который, желая расположить людей к принятию этого заблуждения, ввел еще и другое ложное учение о судьбе и необходимости и, таким образом, всячески старался уничтожить свободу, дарованную нам Богом, уверяя, что зло есть следствие физической природы, и через это распространяя многие ложные учения, хотя и скрытно. Таковы стрелы диавольские!”
Слова Спасителя “кто может вместить, да вместит”, нельзя рассматривать как требование, чтобы все последователи Христа принимали на всю жизнь обеты о безбрачии, которых большинство людей не может исполнить. Христос имел здесь в виду только особенные людские характеры, особенные натуры, которые способны силою своего духа возвыситься над семейною жизнью, чтобы отдаться полнее служению Христову Царству.