Делаем модальные окна для сайта. Заботимся об удобстве и доступности
Я занимаюсь вёрсткой и программированием сайтов. Почти в каждом макете, который я верстал, были модальные окна. Обычно это формы заказа звонка в лендингах, уведомления о завершении каких-то процессов, или сообщения об ошибках.
Вёрстка таких окон сначала кажется простой задачей. Модальные окна можно сделать даже без помощи JS только лишь с помощью CSS, но на практике они оказываются неудобными, и из-за маленьких недочетов модальные окна раздражают посетителей сайта.
В итоге было задумано сделать собственное простое решение.
Вообще говоря, есть несколько готовых скриптов, JavaScript библиотек, реализующих функционал модальных окон, например:
(в статье не рассматриваем решения на базе Frontend-фреймворков)
Несколькими из них я пользовался сам, но почти у всех находил какие-то недостатки. Некоторые из них требуют подключения библиотеки jQuery, которая есть не на всех проектах. Для разработки своего решения, нужно сначала определиться с требованиями.
Что мы ждём от модальных окон? Отвечая на этот вопрос, я основывался на докладе «Знакомьтесь, модальное окно» Анны Селезнёвой, а так-же на относительно старой статье NikoX «arcticModal — jQuery-плагин для модальных окон».
Итак, чтобы нам хотелось видеть?
Дисклеймер: Прежде чем мы рассмотрим подробности, сразу дам ссылку на готовый код получившейся библиотеки (HystModal) на GitHub, а также ссылку на демо+документацию.
1. Разметка HTML и CSS
1.1. Каркас модальных окон
Как открыть окно быстро? Самое простое решение: разместить всю разметку модального окна сразу в HTML странице. Затем скрывать/показывать это окно при помощи переключения классов CSS.
Набросаем такую разметку HTML (я назвал этот скрипт «hystmodal»):
В графическом интерфейсе пользователя модальным называется окно, которое блокирует работу пользователя с родительским приложением до тех пор, пока пользователь это окно не закроет. Модальными преимущественно реализованы диалоговые окна. Также модальные окна часто используются для привлечения внимания пользователя к важному событию или критической ситуации. [1]
Содержание
Назначение
Как правило модальные окна применяются, когда требуется:
Критика
Модальное окно полностью блокирует весь рабочий процесс до тех пор, пока не будет закрыто. Пользователь может не понять, что окно требует его внимания, одновременно не понимая, почему главное окно программы не реагирует на его действия.
Поскольку создание модальных окон является неотъемлемой возможностью любой среды по разработке графического интерфейса, эти окна продолжают использоваться на практике. Сторонники использования этой техники также считают, что большое количество диалоговых окон, между которыми можно свободно переключаться, может запутать пользователя, а значит лучше сократить возможности ввода до предела в каждый конкретный момент времени.
Специалисты по эргономике, напротив считают, что в подавляющем большинстве ситуаций, ограничение свободы действий пользователя и строгая последовательность этих действий приводит к существенному уменьшению удобства и расстраивает пользователей. [6] Использование модальных окон заставляет пользователя концентрировать своё внимание на каком-то одном аспекте задачи, тогда как на практике он может одновременно работать с большими объёмами информации, размещёнными в различных окнах приложения и постоянно переключаться между ними. В таких случаях использование модальных окон ведет к уменьшению эффективности работы.
Создание окна, модального относительно рабочего стола, могло нарушить доступность всей системы в целом. Например, такая функция была предусмотрена в Microsoft Windows 3.x, 95 и 98, однако была убрана из NT и последующих версий, и модальность окна относительно системы больше не блокировала доступ к ней. [7]
См. также
Примечания
Это заготовка статьи о компьютерах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Элементы графического интерфейса
Управление
Кнопка последовательного выбора • Двунаправленный счётчик • Выпадающий список • Комбинированный список • Флажок • Ползунок • Радиокнопка • Список • Таблица (Grid view) • Текстовое поле
Heads-up display (в играх • OSD) • Боковая панель • Заставка • Значок • Индикатор процесса • Информационная панель • Метка • Подсказка • Строка состояния • Тост • Троббер • Экран загрузки
Диалоговое окно • Диалоговое окно-предупреждение • Модальное окно • О программе • Окно инспектора объектов • Окно-палитра • Файловый диалог
WIMP • Библиотека элементов интерфейса • Внешний вид (Look and feel) • Менеджер разметки (Layout manager) • Наведение мыши
Полезное
Смотреть что такое «Модальное окно» в других словарях:
модальное окно — Окно, требующее отклика пользователя, прежде чем приложение сможет продолжить работу. См. также: modeless window (немодальное окно). [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN modal window … Справочник технического переводчика
Окно инспектора объектов — (англ. Object inspector window) в вычислительной технике, это окно, которое отображает текущие параметры выделенного (выбранного) объекта, а также позволяет на лету изменять их. Подобные окна используются в файловых менеджерах, которые … Википедия
Диалоговое окно — (англ. dialog box) в графическом пользовательском интерфейсе специальный элемент интерфейса, окно, предназначенное для вывода информации и (или) получения ответа от пользователя. Получил своё название потому, что осуществляет… … Википедия
About box — Окно «О программе» в KDE 3.5.1 About box (рус. О программе) это диалоговое окно, которое отображает информацию о компьютере или конкретном программном … Википедия
Элемент интерфейса — Кроссплатформенный редактор элементов интерфейса Qt designer Элемент интерфейса примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий ста … Википедия
Оконный интерфейс — Пример оконного интерфейса в текстовом режиме (файловый менеджер Midnight Commander) несколько окон (две файловых панели и диалоговое окно поверх них … Википедия
JavaScript — Не следует путать с Java. JavaScript Класс языка: мультипарадигменный … Википедия
ДжаваСкрипт — JavaScript Класс языка: мультипарадигменный: объектно ориентированное, обобщённое, функциональное, императивное, аспектно ориентированное, прототипное программирование Тип исполнения: интерпретация, компиляция в байт код Java Появился в: 1995 г.… … Википедия
Джаваскрипт — JavaScript Класс языка: мультипарадигменный: объектно ориентированное, обобщённое, функциональное, императивное, аспектно ориентированное, прототипное программирование Тип исполнения: интерпретация, компиляция в байт код Java Появился в: 1995 г.… … Википедия
ЯваСкрипт — JavaScript Класс языка: мультипарадигменный: объектно ориентированное, обобщённое, функциональное, императивное, аспектно ориентированное, прототипное программирование Тип исполнения: интерпретация, компиляция в байт код Java Появился в: 1995 г.… … Википедия
Модальное окно для сайта на чистом CSS и JavaScript
В этой статье познакомимся со скриптом, предназначенным для динамического создания модальных окон на сайте. Разберём из чего он состоит, как его подключить и использовать.
Что такое модальное окно
При этом показ окна обычно сопровождают затемнением всей другой части страницы. Это действие позволяет визуально отделить его от остального содержимого страницы, а также показать, что в данный момент только оно одно является активным элементом. При этом контент, расположенный под ним, делают недоступным (т.е. пользователь не сможет с ним взаимодействовать пока он не закроет это окно).
Вызов модального окна можно привязать к различным событиям на странице, но в большинстве сценариев это осуществляют при нажатии на кнопку или ссылку.
Изображение модального окна:
Оно состоит из заголовка (хедера), основной части и футера.
В заголовке обычно выводят название окна и элемент, с помощью которого его можно закрыть. В основной части распологают содержимое, а в футере кнопки для выполнения различных действий.
Загрузка и установка модального окна
Проект модального окна расположен на GitHub. Перейти к нему можно по этой ссылке.
Процесс установки модального окна на страницу выполняется посредством подключения к ней его CSS и JavaScript файлов, или добавления их содержимого в соответствующие свои файлы.
Как создать и вызвать модальное окно
При создании окна вы можете сразу же его настроить, для этого в данную функцию необходимо передать данные в формате объекта. Осуществляется это с помощью соответствующих ключей (свойств). Например, с помощью ключа title вы можете задать заголовок, который будет иметь всплывающее окно по умолчанию. Ключ content позволяет установить содержимое, а footerButtons – кнопки для отображения их в его нижней части (футере).
Пример кода, выполняющего создание модального окна без кнопок в нижней части, с заголовком «Новое сообщение» и пустым содержимым:
Пример создания модального окна с настройками по умолчанию:
Этот код создаст модальное окно без футера, с пустым содержимым и заголовком «Новое окно».
В эту созданную переменную будет помещён объект (а точнее ссылка на него), имеющий следующие методы:
Эти методы предназначены для взаимодействия с созданным окном. Они позволяют его открыть, закрыть, изменить ему контент и др.
Рассмотрим, как работать с этими методами на примерах.
Например, метод show используется когда вам необходимо показать (открыть) модальное окно:
Метод hide применяется для его скрытия:
Методы setContent и setTitle предназначены соответственно для изменения контента и заголовка модального окна после его создания.
Данную операцию имеет смысл использовать только в том случае, если созданное модальное окно вам больше не нужно на странице.
Примеры использования скрипта для создания модальных окон
1. Пример кода, выполняющий открытие модального окна при нажатии на определённую кнопку.
2. Пример кода, позволяющий открыть одно и тоже модальное окно посредством клика на разные элементы (определяется элемент, который может открыть это окно, с помощью наличия у него атрибута data-toggle=»modal» ):
3. Пример, в котором заголовок и содержимое модального окна определяется посредством значений data-атрибутов элемента, с помощью которого оно вызывается:
4. В этом примере показано как можно в обработчике события «click» для кнопки, расположенной в футере модального окна, получить элемент, посредством которого оно было открыто:
5. Пример, в котором создано 2 разных модальных окна. Первое модальное окно открывается при нажатии на одни элементы, а второе – при клике на другие:
6. Пример всплывающего окна, данные в которое загружаются с использованием AJAX:
Пример содержимого файла «json-1»:
7. Этот пример содержит код для обработки различных событий, связанных с модальном окном и кнопками, расположенными в нём:
Описание скрипта модального окна
В этом разделе приведена информация для тех, кто хочет более подробно разобраться с тем, как работает это модальное окно.
Переменная _animationSpeed используется для указания времени длительности процесса скрытия модального окна (в миллисекундах).
Функция _showModal предназначена для включения отображения модального окна на странице, а _hideModal – для его скрытия.
Функция _handlerCloseModal используется в качестве обработчика события «click» для документа и выполняет скрытие модального окна при нажатии на кнопку его закрытия или вне его.
Уверен, многие хоть раз создавали всплывающее модальное окно. Но задумывались ли вы об определении этого компонента? Как он должен работать?
В этом материале я постарался собрать максимально полный свод правил, рекомендаций и примеров реализации по которым модальные окна должны работать.
Я покажу, как просто создавать сложные, удобные, производительные и доступные модальные окна независимо от браузера, платформы, устройства или способа взаимодействия пользователя.
Этот список сформирован на основе спецификаций WAI-ARIA, HTML Living Standard и моего личного опыта. И хотя я буду говорить про веб, большинство правил и рекомендаций применимы для модальных окон где угодно.
Определение модального окна
Модальное окно — это окно наложенное либо на документ, либо на другие окна. При этом, любой контент под модальным окном является недоступным для взаимодействия.
Теги и атрибуты
Интерактивным элементом для открытия диалогового окна должна выступать кнопка. Не
Простейшая реализация кнопки открывающая диалог по его id:
Так что для этих браузеров нужно подгружать polyfill:
Вы, конечно, можете использовать и другой элемент для реализации диалогового окна, например так:
но тогда вам придётся самостоятельно реализовывать всё поведение описанное далее. В то время как с большую часть браузер реализует из коробки.
Внешний вид и содержание
Вскользь коснусь внешнего вида.
На небольших экранах диалоговое окно должно занимать 100% его размера. Если ваш диалог будет большим:
Заголовок обязателен
У модального окна, как у любой обычной страницы, должен быть свой заголовок. Короткий, точно описывающий его предназначение. Наличие заголовка намного упрощает восприятие пользователем.
Настоятельно рекомендуется использовать для заголовка тег
Но просто добавить заголовок в диалоговое окно недостаточно. Их нужно ещё и логически «связать». Сделать это можно с помощью атрибута aria-labelledby следующим образом:
Теперь, при попадании пользователя в диалоговое окно, в случае с экранным диктором, будет зачитан не только факт наличия диалога, но и его заголовок.
Статический контент должен быть связан с окном
Если в вашем диалоговом окне есть какое-то не интерактивное содержание, например, абзац текста, его стоит связать с диалогом подобно заголовку. Иначе, в некоторых случаях программы чтения с экрана не будут озвучивать такой контент.
Делается это атрибутом aria-describedby :
Если в вашем диалоговом окне много контента, тогда стоит обернуть его в один
Интерактивные элементы связывать не нужно
Есть другой сценарий, когда содержимое вашего окна состоит из формы без предшествующего ей текста. В таком случае нет необходимости связывать форму с окном:
Элементы формы являются интерактивными. И они будут озвучены скринридером, когда пользователь начнёт с ними взаимодействовать.
Если скомбинировать и статический текст и форму:
Способы закрыть окно
Внутри диалогового окна обязана быть кнопка чтобы его закрыть. Не
Дополнительно, в зависимости от вашей логики, вы можете позволить пользователю закрыть диалог кликнув за его пределами или нажав Escape (встроено в из коробки).
А если вы делаете кнопку с иконкой, то не забывайте про подпись, чтобы передать ёё назначение:
Поведение фокуса
При открытии диалога
Во время открытия диалогового окна фокус должен быть перемещён на элемент внутри него. На какой именно — зависит от содержания.
В общем случае фокус перемещается на первый интерактивный элемент. Именно так ведет себя нативный в браузере. Но нельзя делать сам элемент окна фокусируемым и перемещать фокус на него.
Но есть и несколько исключений:
Управлять куда именно попадёт фокус при открытии модального окна можно с помощью атрибута autofocus :
Внутри диалога
Особенность модального окна в том, что оно перекрывает собой весь документ не давая возможность с ним взаимодействовать.
Чтобы блокировать указатель обычно документ накрывается полупрозрачным блоком.
При закрытии диалога
При закрытии диалогового окна фокус должен быть перемещён туда, где он был в момент открытия. Это поведение не является частью и браузер полностью оставляет это на усмотрение разработчика.
Но и тут есть одно исключение: если элемент более не доступен, тогда фокус нужно вернуть туда, откуда наиболее логично для пользователя продолжить работу.
Пример
Предлагаю разобрать на примере. Представим систему из трех диалоговых окон:
В примерах ниже я специально пропустил дополнительные атрибуты и элементы, для упрощения кода.
Итак, у нас есть стартовая кнопка.
По нажатию на неё открывается первый диалог. Фокус автоматически перемещается на первый интерактивный элемент. А закрытие диалога должно возвращать фокус назад.
Далее пользователь перемещает фокус на «Условия подписки» и нажимает. Открывается второй диалог поверх первого. Фокус перемещается в него, а возвращаться должен на эту же кнопку в первом диалоге:
После закрытия второго диалога ваш JavaScript должен вернуть фокус на кнопку «Условия подписки» в первом.
После чего пользователь нажимает кнопку «Подписаться». По условиям нашей задачи открывается третий диалог. Фокус автоматически перемещается в него. А первый диалог закрывается:
И вот проблема: третье окно должно вернуть фокус на кнопку в первом, но первое окно больше не доступно. В таких случаях фокус нужно вернуть туда, куда указывал закрытый диалог — на кнопку «Рассылка» с которой пользовать начал.
Безусловно, в вашем конкретном случае может быть более логичное поведение для возвращения фокуса. Например, у вас диалог создания новой записи в таблице. В таком случае, может быть логичнее возвращать фокус на только что созданную запиcь.
Помните, как во время установки программы в Windows можно просто нажимать Enter? Так вот это пример хорошей работы с фокусом: каждый раз, при переходе на новый экран в фокус ставится элемент, с которым вы скорее всего будете взаимодействовать — кнопка «Далее» или «Обзор».
Использование модальных окон в пользовательских интерфейсах
Многие дизайнеры в процессе создания цифровых продуктов основываются на свои чувства. Несмотря на то, что в некоторых случаях это полезно, существуют проверенные общие стандарты, которые помогают логически обоснованно создавать решения пользовательского интерфейса вместо того, чтобы полагаться на интуицию.
В этой статье мы постараемся изучить общий стандарт модальности в пользовательских интерфейсах, и обсудить причину, по которой существуют лишь два основных типа экранов, а также проанализировать, как приложения и веб-сайты терпят неудачу при преобразовании информационных архитектур и пользовательских потоков в интуитивно понятные пользовательские интерфейсы.
Начнем это исследование со следующего смелого утверждения:
Существует два типа экранов:
Что такое «модальный экран»?
Модальные экраны можно обнаружить в различных его формах и представлениях, например одним из ниже перечисленных в списке:
«Модальное окно создает режим, который отключает главное окно, но сохраняет его видимым с модальным окном в виде дочернего окна перед ним. Пользователи должны повзаимодействовать с модальным окном, прежде чем они смогут вернуться в родительское приложение» — Википедия
Большинство модальных окон, особенно в настольных приложениях, можно легко идентифицировать, поскольку они визуально перекрывают главное окно. Это верно для всплывающих окон, которые исчезают из основного окна в фоновом режиме, всплывающих меню и диалоговых окон, всплывающих лайтбоксов, оповещений и т.п.
Однако использование модального окна на мобильных устройствах ограничено, так как многие модальные экраны на мобильных устройствах занимают весь экран устройства. Они больше не держат основное окно видимым пользователю, и, следовательно, их труднее отличить от немодальных окон:
Пример iOS: модальные окна на мобильных устройствах часто полностью скрывают главное окно приложения.
Основное различие заключается в способе взаимодействия с каждым из окон. В то время как немодальный экран позволяет пользователям вернуться к родительскому экрану, модальный экран требует, чтобы пользователи завершили определённое действие, прежде чем вернуться в главное окно (такое как нажатие кнопки «Сохранить» в нашем примере) или отменить текущее действие, вызвавшее модальное окно.
Наиболее ярким визуальным индикатором для немодальных окон является навигация (панель вкладок в нашем примере). Немодальные экраны позволяют пользователям переходить назад и вперед на основном уровне навигации приложения.
Модальный же экран требует, чтобы пользователи закрывали окно, прежде чем они снова смогут использовать основную навигацию приложения (Кнопки «Сохранить» или «Отмена» в нашем примере).
Почему следует использовать модальность?
«Модальность создает фокусировку, не давая людям заниматься другими делами, прежде чем они не завершат задачу или не отклонят вызванное в модальном окне представление» — Apple
Когда следует использовать модальность?
Теперь, когда мы знаем, как выглядит модальный экран. Как же сравнить его с немодальным экраном и какова его цель? Прежде всего мы должны спросить себя: «В какой ситуации мы должны его использовать?»
Давайте представим, что мы создаем «гениальный и инновационный» стартап под названием «Purrrfect». Это база данных котят, которая позволяет пользователям загружать, просматривать и комментировать GIF-изображения милых котяток.
Упрощенный пользовательский поток нашего приложения может выглядеть следующим образом: пользователь открывает приложение и входит в одну из нескольких доступных вкладок (наша база данных о котятах), затем нажимает на одного из котят (входит в подробное представление одного котёнка) и затем нажимает на раздел комментариев (входит в раздел комментариев представления котёнка).
Пользовательский поток приложения «Purrrfect»
Кроме того, пользователь может выполнять дополнительные действия на каждом из этапов. Например, он может добавить другого котёнка в базу данных на экране списка котят. Или он может редактировать данные на экране подробностей котенка.
А теперь надо понять, какой из этих экранов является модальным, а какой нет? Классификация в данном случае вызывает сложность, но вот моё личное эмпирическое правило:
Используйте модальные экраны для автономных процессов, а немодальные экраны для всего остального.
«Автономный процесс» — это конкретное действие, которое имеет четкую начальную и конечную точку в процессе.
В течение ограниченного периода времени этого действия он выводит пользователя из общего потока пользователя, позволяя ему сосредоточиться на действии и затем возвращает его в ту точку потока, откуда он начал это действие.
Google формулирует это правило следующим образом:
Используйте модальные экраны (диалоги) для отображения «критической информации, которая требует конкретной пользовательской задачи, её решения или подтверждения» — Google
В случае нашего приложения «Purrrfect» это означает, что основной поток пользователя (используемый для исследования приложения) не является модальным. Однако специальные ограниченные по времени действия, такие как добавление котят, редактирование котят и написание комментариев, являются модальными.
Все модальные действия могут быть отменены либо успешно завершены, прежде чем пользователь вернется в основной поток. По этой причине модальные экраны используют кнопки «Отмена» и «Сохранить» (или другие подобные подтверждения действия) вместо кнопки «Назад». Если ваша кнопка «Назад» одновременно запускает действие сохранения на немодальном экране, вы можете рассмотреть возможность перехода на модальный экран, добавив кнопки «Отмена» и «Сохранить».
Однако верно и следующее утверждение: если два разных действия, таких как «Отмена» и «Сохранить», не имеют смысла на вашем модальном экране (потому что они вызовут одно и то же действие), вы можете переключиться на немодальное представление. В этом случае основная навигация (например, панель вкладок) также должна оставаться видимой на экране.
Давайте вернемся к нашему приложению. Возможный интерфейс для «Purrrfect» может выглядеть так:
Пользовательский интерфейс «Purrrfect»
В реальном мире различие между модальными и немодальными экранами зачастую менее очевидно. Например, полноэкранный вид изображения является модальным в большинстве приложений, хотя это не процесс или диалог. Модальный экран может также иметь смысл в других особых ситуациях, когда нужно генерировать фокус пользователя на определенном блоке информации. Если бы наш подробный экран котёнка (в центре) был конечной точкой без других действий, таких как редактирование или комментарии, мы могли бы использовать модальность (полноэкранный просмотр). Но так как он позволяет пользователям глубже переходить по информационной архитектуре и выполнять различные дополнительные действия (показывать комментарии, редактировать и т.п.), у него больше нет чёткой конечной точки, и поэтому он является частью основного потока. Следовательно, это немодальное представление.
Разработчик обязан оценить, является ли действие автономным или частью общего процесса потока приложения, и решить, делать экран модальным или нет. В случае возникновения сомнений, вспоминайте эту цитату:
Минимизируйте использование модальности. Как правило, люди предпочитают взаимодействовать с приложениями нелинейными способами. Рассматривайте возможность создания модального контекста только в тех случаях, когда важно привлечь чье-либо внимание, когда задача должна быть завершена или прекращена, чтобы продолжить использование приложения или сохранить важные данные. — Apple
Конечно, интерфейс может прекрасно работать без строгого различия между модальным и немодальным представлениями. Тем не менее, концепция модальности глубоко заложена в интерфейсных экосистемах Apple, Google, Microsoft и других компаний, которые разработали соответствующие ожидания для своих постоянных пользователей.
Как следует использовать модальность?
К настоящему времени надеюсь что возникло общее понимание того, когда использовать модальность. Остается только один вопрос: «Как мы спроектируем модальность?». Вот быстрый чеклист для использования модальных экранов:
Многоступенчатые модальные окна
Все становится сложнее, как только модальное диалоговое окно состоит из нескольких шагов или дочерних экранов. По умолчанию, кнопка продолжения действия отображается в правом верхнем углу. Экран второго шага не откроет новый модальный экран, но вместо этого остается внутри первого модального экрана и отображается как немодальный дочерний экран (так как не имеет возможности быть отменённым) существующего модального наложения в виде первого шага модального окна.
При размещении основного действия («сохранить», «применить» или «продолжить») в нижней части экрана (как было рекомендовано ранее) в верхней правой области второго шага модального блока всегда освобождается место для дополнительной кнопки отмены. Хотя перемещение выглядит более логичным слева направо, это размещение все же лучше для модального окна, чем отсутствие возможности закрывать модальный экран на дочерних (предшествующих) экранах.