Модель homo economicus предполагает что индивид осуществляя экономическую деятельность стремится
Понятие и модель Homo Economicus в социально-экономических науках
Для характеристики современного человека, используется понятие «экономический человек» (Homo economicus). Считается, что этот термин впервые был употреблен основоположником неоклассического направления в экономической теории Альфредом Маршаллом. Общепринятого, единого для различных направлений определения Homo Economicus- нет. Каждая социально-экономическая наука дополняет видение «экономического человека», познание его сущностных качеств новым ракурсом. Поэтому можно говорить лишь о рабочих определениях, обобщающих накопленный эмпирический опыт и не претендующих на научную чистоту.
Проведем обзор определений «экономического человека»:
— «Культ исключительного индивида — один из симптомов нашего времени. Он смущает нас тем больше потому, что его считали испарившимся в результате критики, враждебности к любому личному авторитету и идолопоклонству. Его постоянство нас ошеломляет, порождает нервный кризис более мучительный, чем кризис ценностей.»
Тип «экономического человека» у классиков представлен самостоятельным хозяйствующим субъектом, соревнующимся с другими людьми в свободном обществе. Это идеальные товаропроизводители, связанные отношениями обмена, извечные «люди вообще».
Вопрос 24. Труд как социальный процесс. Функции труда, содержание и характер труда
В процессе труда, выполняя те или иные трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают друг с другом в различные отношения. Влияние на общество труд осуществляет благодаря совокупности социальных характеристик: социально-естественной, субъектно-объектной двойственности; многоуровневости; структурной упорядоченности; субъектоцентризму, динамичности (подвижности), целеустремленности.
Социально-трудовые отношения характеризуются прежде положением (статусом) различных групп людей в процессе их производственной деятельности (содержанием и характером этой деятельности, распределением различных трудовых функций). Социальный статус предполагает закрепление за индивидом соответствующих социальных ролей в процессе труда и, наконец, эти отношения характеризуются субъективным пониманием индивидом своего положения в системе общественных отношений и той социальной роли, которую он выполняет в процессе трудовой деятельности.
Социальная сущность труда реализуется в совокупности ее социальных функций
1. Функция создания материальных и духовных благ, общественного богатства заключается в создании в результате труда благ и возможностей для удовлетворения человеческих потребностей. С помощью труда человек взаимодействует с природой, тем самым своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
2. Функция составлять основу общества и общественного строя.
Труд приобретает общественную форму, становится основой общественных отношений и, прежде всего, отношений собственности зависимости от этого различают общества, основанные на общественной, частной и смешанной собственности на средства производства.
Вопрос 25. Отношение к труду, стимулы и мотивы труда. Социально-трудовые отношения
Сущность мотивации труда
Вся деятельность человек обусловлена реально существующими потребностями. Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимо для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Мотивы труда формируются, если:
а) распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;
б) для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника;
в) трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение искомого блага не требует особых усилий либо это благо очень трудно получить, т.е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще всего не формируется. И в том и в другом случае работник пассивен. При частом повторении таких ситуаций появляется так называемый феномен выученной беспомощности, исключающий трудовую активность.
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Если же критерием в распределительных отношениях служат статусные различия (должность, квалификационные разряды, степени, звания и т.п.), стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (ветеран, инвалид и т.д.), то формируются мотивы служебного продвижения, получения разряда, степени квалификации или звания, закрепления за рабочим местом и т.д., которые не обязательно предполагают трудовую активность работника, так как могут достигаться при помощи других видов деятельности.
Любая деятельность сопряжена с определенными издержками, имеет свою цену. Так, трудовая деятельность определяется затратами физических и моральных сил. Высокая интенсивность труда может отпугивать работников, если нет достаточных условий для восстановления работоспособности. Плохая организация труда, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на производстве, неразвитость социально-бытовой сферы в ряде случаев обусловливают такую стратегию трудового поведения, при которой работник предпочитает работать меньше, но и меньше получать, так как для него неприемлема цена интенсивного труда.
Однако, возможна и иная ситуация, когда работник для поддержания определенного уровня благосостояния готов оплатить здоровьем получение дополнительных благ: надбавок и льгот, связанных с условиями труда, повышенной оплатой за сверхурочные и т.п., тем более что общество, устанавливая такие льготы, это санкционирует. Люди, сознательно оценивая возможные варианты поведения, стараются выбрать наиболее краткий путь к желаемому результату.
Необходимо раскрыть и такое понятие, как сила мотива, которая определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.
Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и на других, обусловленная товарным производством. Продукт труда, став товаром, в качестве потребительной стоимости удовлетворяет потребности не самого работника, а других людей. Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые требуется человеку для удовлетворения своих потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общее у них всегда только то, что удовлетворение потребностей, получение желаемых благ обязательно связаны с трудовой деятельностью.
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работников в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.
Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительно соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несет в себе элементы принуждения, ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивированным поведением условна и подвижна, так как работник с сильный мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относится к ним как к собственным нормам поведения.
Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.
— Экономическая функция выражается, прежде всего, в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
— Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности также предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.
В свою очередь, стимулы могут быть материальными и нематериальными.
Стимулирование труда – довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятий. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам. Предприятия добивается успеха на рынке, если при прочих равных условиях персонал трудится более производительно, повышает квалификацию, поддерживает дисциплину. Но каким образом можно помочь самым разным людям, отличающимся друг от друга уровнем образования, возрастом, жизненным опытом, интересами и многим другим, достичь общей цели? Для этого руководства предприятий использует мотивы поведения работников и стимулы их трудовой деятельности.
Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)
При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.
Элементы системы социально-трудовых отношений:
Homo economicus: что это такое и как объясняет человеческое поведение
Содержание:
Хотя наш вид Homo Sapiens, в определенных контекстах стали использоваться другие выражения.
Мы узнаем, что подразумевает термин homo economicus, в какой области была разработана эта концепция и в чем смысл ее использования для обозначения нашего вида и того момента эволюции, в котором мы находимся. Для этого мы рассмотрим все, что связано с этим именем.
Что означает человек экономический? История концепции
Понятие homo economicus, первоначально записанное как homo œconomicus, означает на латыни экономический человек. Очевидно, это выражение, объединяющее род нашего собственного вида, homo, Homo sapiens, включая термин, относящийся к экономике, поскольку возникает из таких контекстов, как теория игр, где этот homo economicus был бы полностью рациональным существом., который своими действиями всегда стремится к максимальной выгоде с минимальными усилиями.
Это термин, придуманный в 19 веке Джоном Стюартом Миллем, одним из лидеров классической экономической школы. Милль говорит о человеке экономическом в контексте политической экономии и о том, как человек принимает свои решения таким образом, чтобы оценивать их издержки и выгоды, чтобы последние всегда были максимально высокими. Однако, даже если он назвал это, на самом деле это понятие уже существовало раньше.
Первым экономистом, высказавшимся по этому вопросу, был никто иной, как Адам Смит., который в своем шедевре «Богатство народов» уже упоминает о рациональности человека в вопросах, касающихся нашего экономического поведения, и о том, как мы пытаемся достичь наиболее удовлетворительного результата в обмен на наименьшие потери ресурсов. Таким образом, мы можем утверждать, что концепция homo economicus зародилась в 1776 году.
Углубляясь в этот вопрос и возвращаясь к Дж. С. Миллю, этот автор предлагает не путать действия людей, которые, занимаясь своей профессией, дают другим людям возможность получать товары или услуги, с простым проявлением доброты. В этом смысле тот факт, что ремесленник дает нам одежду или что доктор лечит нас и лечит, не означает, что они добрые по своей природе, но что они ищут выгоды.
Как мы видим, идея концепции homoconomicus существовала уже давно, но именно с приходом 19 века экономисты-неоклассики схватили ее научно, то есть с помощью математических моделей, которые позволили объяснить и предсказать эту форму поведения так человечно. Особо выделяются такие авторы, как Уильям Стэнли Джевонс, Мари-Эспри-Леон Вальрас, Фрэнсис Исидро Эджворт и Вильфредо Федерико Дамасо Парето.
Уже в двадцатом веке экономист Лайонел Чарльз Роббинс создал теорию рационального выбора, подход, который только что кристаллизовал сущность человека экономического и дал ему окончательное определение: человек, поведение которого мотивировано рассуждениями, принимая во внимание его собственные интересы, среди которых есть желание получить выгоду (деньги или заработок от некоторых своего рода).
Модель человека экономикус
После проведенного исторического тура мы уже хорошо знаем значение homo economicus.. Мы видели, что сущность этого термина была предметом размышлений с древних времен. Однако именно в новейшей истории (XIX и XX веках) это наконец нашло отражение в математических, а точнее в экономических моделях.
Согласно подходам авторов, работающих с этим термином, они всегда исходят из предпосылки, что человек экономический будет стараться достичь максимально возможного благополучия, всегда калибруя как доступные им возможности, так и те трудности, которые создает окружающая среда в тот, который есть, включая администрации, которые экономически управляют системой.
Как мы и ожидали в предыдущем пункте, такое поведение должно быть рациональным, поскольку именно так человеку удается оптимизировать получение благосостояния (он достигнет максимума и в то же время будет пытаться потратить наименьшую часть своего благосостояния). доступные ему ресурсы). Следовательно, рациональность будет ограничена функцией достижения наилучшего результата.Но это не означает, что преследуемая цель рациональна сама по себе.
Важно проводить это различие, поскольку в противном случае мы утверждали бы, что человек экономический всегда будет каким-то образом знать, какие цели он должен преследовать, исходя из того, насколько они полезны для него в долгосрочной перспективе, когда очевидно, что во многих случаях нет рационального способа прийти к такому выводу, потому что у нас недостаточно информации.
Ограничения этой концепции
Хотя концепция homo economicus прошла долгий путь, и мы даже увидели, что на историческом уровне эта идея обсуждалась много веков назад, это модель, имеющая определенные ограничения, и она стала объектом различной критики со стороны части общества. авторы, полностью или частично отвергающие основы этой модели. Посмотрим на некоторые из них.
1. Критика со стороны антропологии
Это позиция таких авторов, как Карл Поланьи, Морис Годелье, Маршал Салинс или Марсель Мосс, все они антропологи и экономисты, которые приводят пример более традиционных культур, в которых принимаются все экономические решения, а не в зависимости от выгоды, которую получает отдельный человек. получает, но по принципу взаимности между обеими сторонами. То есть требуется, чтобы оба преимущества достигли одинаковой степени.
2. Критика австрийской школы.
Еще одна из основных критических замечаний по поводу модели человека экономикус в данном случае исходит от другой экономической школы, австрийской. Они ставят на стол вопрос о предполагаемом всеведении человека, который, согласно подходу, который мы видели ранее, всегда будет знать, какой вариант принесет наибольшую пользу.
Очевидно, что это не всегда так и что редко мы имеем полное представление обо всех последствиях того или иного действия. Поэтому утверждать, что испытуемый всегда будет принимать решение, которое принесет ему наибольшие выгоды, было бы слишком наивно и также имело бы значительную предвзятость.
Следовательно, важно всегда оценивать информацию, доступную человеку, чтобы знать, на чем основано его поведение.
3. Критика со стороны психологии
Точно так же в области психологии возникли мысли, которые ставят под сомнение обоснованность модели homo economicus. Например, израильские авторы Даниэль Канеман и Амос Тверски, эксперты по поведенческой экономике, утверждают, что Эта модель не учитывает ключевой вопрос для всех, кто принимает решения: как его ставить перед человеком..
Таким образом, это будет третья серьезная критика, которую получила модель homo economicus и для которой была предложена другая серия моделей, чтобы попытаться восполнить эти недостатки и, таким образом, рассмотреть больше переменных.
Охарактеризуйте основные методологические подходы, доминирующие в экономической теории
3. Разъясните стандартную неоклассическую модель homo economicus («человека экономического»). Какие Вы могли бы выделить наиболее существенные изъяны указанной модели?
Модель homo economicus («человека экономического»):
стремление к наибольшей полезности или прибыли и к наименьшим тяготам и издержкам;
неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений и независимость от внешних условий и индивидов;
способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, к выбору оптимального их варианта;
обладание полной информацией, позволяющей находить оптимальный вариант и способность безошибочного предвидения;
мгновенная реакция на изменение внешних условий.
Изъяны модели «человека экономического»:
Ограниченность информации.
Ограниченность возможности обработки информации.
Ограниченность возможностей достоверной оценки ситуации.
Риск и неопределенность последствий выбора
4. Какие современные модели homo economicus Вам известны?
С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастает. Среди многочисленных направлений «моделирования» человека, разработанных экономической наукой, можно выделить четыре.
Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Главным в моделях, разработанных в рамках этого направления, становится эгоистический материальный (денежный) интерес, являющийся основным стимулом деятельности «экономического человека» (homo economics). Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economics» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека в условиях ограниченности ресурсов. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека здесь более сложные, они включают в себя не только стремление к денежным благам, но и определенные моменты психологического характера: милосердие, преодоление «экономического эгоизма» и т. д.
Третье направление было разработано К. Марксом. В его концепции человек предстает как персонификация объективных экономических категорий: капиталиста как олицетворения капитала и рабочего — как персонифицированного наемного труда.
Четвертое направление представлено принципиально новой моделью. Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности.
Особого внимания заслуживает концепция человека В. И. Вернадского, согласно которой человек — планетарное явление. Инициатива и активность требуют культурного и мыслящего человека. Только в этом случае возможны самоорганизация и саморазвитие личности. Такова краткая характеристика моделей человека в экономической науке. Они имеют абстрактный характер, однако отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе
5. Охарактеризуйте современный mainstream economics («основное течение экономической теории»).
Homo Economicus
Опубликовано 22.05.2020 · Обновлено 22.05.2021
Что такое Homo Economicus?
Homo economicus – это финансовый термин, который некоторые экономисты используют для описания разумного человека.
Ключевые моменты
Понимание Homo Economicus
Homo economicus, или экономический человек, – это образный человек, для которого характерна бесконечная способность принимать рациональные решения. Некоторые экономические модели традиционно основывались на предположении, что люди рациональны и будут пытаться максимизировать свою полезность как для денежной, так и для немонетарной выгоды. Однако современные бихевиористские экономисты и нейроэкономисты продемонстрировали, что люди на самом деле не рациональны в своих решениях, и утверждают, что «более человечный» субъект (который принимает в некоторой степени предсказуемые иррациональные решения) предоставит более точный инструмент для моделирования человека. поведение.
Истоки экономического человека
Истоки экономического человека лежат в эссе о политической экономии Джона Стюарта Миллса в 1836 году. В эссе, озаглавленном «Об определении политической экономии и о собственном методе исследования», была сделана попытка дать характеристики субъектам на рассмотрении для нового месторождения. Предметом Миллса было «существо, желающее обладать богатством и способное оценить сравнительную эффективность средств для достижения этой цели». Он заявил, что политическая экономия абстрагирует другие человеческие мотивы, за исключением тех, которые помогают гипотетическому существу в его стремлении к богатству. Роскошь считается частью желаний человека, а также рождает детей. По словам Миллса, вкусы и склонности экономического человека также передаются от поколения к поколению. Согласно модели Миллса, у родителей, склонных к роскоши, могут быть дети, обладающие схожими наклонностями.
Пример Homo Economicus
Наиболее распространенный пример человека экономического роста – это бизнесмен. Деловой человек стремится извлекать прибыль из каждой сделки и решения. Например, они могут автоматизировать операции и увольнять сотрудников, чтобы максимизировать производительность. Точно так же они могут избавиться от неэффективных частей своего бизнеса, чтобы сосредоточиться на тех, которые приносят прибыль. Существо homo economicus привносит такую же рациональность в свои отношения в других сферах жизни. Но эта теория не может объяснить причины некоторых, казалось бы, иррациональных решений. Например, рациональность должна диктовать, что рациональный деловой человек должен использовать прибыль от своего бизнеса, чтобы вести довольно скромный образ жизни. Но так бывает не всегда. Преобладание предметов роскоши и благотворительности – прямые опровержения теории.