Модельный бюджет для регионов что это
Медведев обсуждает с губернаторами модельный бюджет, который ударит по субъектам-донорам
Модельный бюджет — это проект Минфина, который подразумевает приведение расходов регионов на те или иные полномочия к некоему общему знаменателю, который будет высчитываться по определенной формуле. Подробности толком неизвестны, но губернаторы регионов-доноров уже опасаются, что их снова начнут «грабить». Глава Минфина Антон Силуанов так описывал свою идею: «На основании расходных полномочий субъектов РФ мы разработали так называемый модельный бюджет. Мы сравним этот поднастраеваемый модельный бюджет с каждым субъектом РФ и увидим, у кого есть избыточные расходы, а кому из субъектов РФ требуется дополнительная поддержка».
Главы российских регионов требуют больше денег. К чему это приведет?
Руководители регионов «тюменской матрешки», которые относятся к регионам-донорам, начали нервничать по этому поводу еще в ноябре, когда в Госдуме утверждали бюджет. Правда, тогда вопрос модельного бюджета решено было отложить и «севера» вздохнули свободно, но, очевидно, ненадолго.
Напомним, что это будет не первым этапом по «раскулачиванию» сильных субъектов РФ. В 2016 году правительство РФ утвердило изъятие дополнительно 1% налога на прибыль предприятий, основного источника региональных бюджетов, в федеральную казну. Эта мера была принята для поддержки самых бедных субъектов страны за счет самых богатых. Министр финансов Антон Силуанов заявлял, что всего будет собрано 120 млрд рублей, 50% из которых дадут шесть территорий: Сахалинская и Тюменская области, ХМАО, ЯНАО, Москва и Санкт-Петербург. Из этих средств на поддержание малообеспеченных субъектов планировалось направить 100 млрд рублей, а оставшиеся 20 млрд — передать в бюджеты наиболее эффективно развивающихся (за исключением упомянутых шести основных доноров, к которым деньги не вернутся). Эта мера стоила Тюменской области, ХМАО и ЯНАО 15 млрд рублей.
Минфин РФ изымает у регионов «тюменской матрешки» 15 млрд рублей
Депутат Госдумы от ХМАО и ЯНАО Владимир Сысоев заявил Znak.com, что целью Минфина, по его мнению, является еще большая концентрация денег в федеральном центре в ущерб развивающимся регионам. «Раньше распределение налоговых доходов шло в пропорции 50/50, теперь уже около 60/40 в пользу центра, — говорит Сысоев. — У регионов отняли налог на добычу природных ископаемых, отняли часть налога на прибыль предприятий, теперь хотят отнимать деньги, необходимые для выполнения государственных полномочий. При этом остро стоит вопрос о неэффективном использовании федеральными министерствами своих функций. У нас по итогам года неосвоенными остаются миллиарды, потому что министерства не могут их потратить. Сильным регионам, которые делают что-то для привлечения инвестиций, для создания рабочих мест, опять ухудшают условия. А слабым, которые ленятся и не работают, опять предоставляют возможность для социального иждивения. Губернаторам просто нужно будет приехать в Москву с протянутой рукой и поклянчить денег у Минфина».
По мнению депутата Госдумы из ХМАО от «Единой России» Павла Завального, речь идет скорее о сокращении расходов на исполнение регионами тех или иных полномочий, чем об изъятии денег. «Были проверки и выяснилось, что некоторые полномочия „бедными“ регионами финансируются более щедро, чем „богатыми“, — говорит Завальный. — Но если все придет к тому, что у „богатых“ будут что-то „экспроприировать“, то я считаю это неправильным. В России должны быть точки роста».
Что думают главы финорганов о модельном бюджете
Согласны ли руководители региональных финансовых органов с тем, что модельный бюджет способствует более справедливому распределению дотаций? Какие плюсы и минусы они видят в данной модели распределения средств?
Опрос опубликован в апрельском номере журнала «Бюджет». Это часть статьи, доступной подписчикам издания.
Андрей Вадимович ПШЕНИЦЫН, министр финансов Челябинской области
Тема модельного бюджета, безусловно, является сегодня очень актуальной и бурно обсуждаемой в сообществе региональных финансистов. Безусловно, можно согласиться, что распределение средств на основе модельного бюджета — более справедливое, но только при одном условии — если это не тот модельный бюджет, который есть сегодня. Поясню. Представляется правильным, чтобы модельный бюджет, и это даже понятно из его названия, формировался исходя из нормативов финансовых затрат, которые требуются на выполнение полномочий субъектов РФ. Нынешний так называемый модельный бюджет — это на самом деле фактически сложившиеся средние по России расходы регионов на те или иные полномочия. Средние расходы по Российской Федерации и расходы, которые должны быть рассчитаны по финансовым нормативам, это абсолютно разные вещи.
Приведу простой пример. В Челябинской области на учебники, которыми мы по законодательству обязаны обеспечить за счет регионального бюджета всех учеников, в 2016 году было заложено 100 миллионов рублей при потребности около 600 миллионов. То есть по факту было обеспечено только 17% от нормативной потребности. У других регионов этот показатель равен 30%, у иных — 70%. В итоге по стране в среднем, например, получается 50%. И таким образом в соответствии с применяемым сегодня подходом в модельном бюджете на эти цели заложено средств наполовину меньше, чем нужно в реальности. Согласитесь, это в корне неправильно, поскольку в соответствии с законом эта сумма должна покрывать 100% потребности. А сегодня получается, что неполный средний уровень обеспечения полномочий по стране является нормальным. Исходя из этой же логики, получилось, что в Челябинской области бюджет в целом по отрасли «Образование» по сравнению с так называемым модельным бюджетом завышен на 4 миллиарда рублей. Это абсурд.
Для сравнения: расходы на здравоохранение рассчитываются не из среднего, а нормативным методом, поскольку существует федеральная программа [1] с соответствующими нормативами. По расчетам Минфина России, в Челябинской области здравоохранение профинансировано на 74%, что уже ближе к реально складывающейся картине. Превышение фактических расходов над модельными по данной отрасли наблюдается только у 19 регионов страны.
Поэтому, когда нас попросили высказаться за один из вариантов методики выравнивания бюджетной обеспеченности, мы с коллегами еще из 24 регионов проголосовали против модельного бюджета именно такого качества, какое он имеет сегодня. И это несмотря на то, что для нас и половины регионов, высказавшихся против, существующая сегодня методика в финансовом плане более выгодна. Но все понимают, что эта выгода временная. Еще раз подчеркну, что, по нашему мнению, модельный бюджет должен быть рассчитан исключительно на основе нормативов финансовых затрат на выполнение полномочий регионов.
Валентина Ивановна АВДЕЕВА, министр финансов Калужской области
В настоящее время на федеральном уровне принят ряд решений, направленных на создание единых бюджетных правил для всех регионов, включая формирование модельного бюджета. С тем, что модельный бюджет способствует более справедливому распределению дотаций, можно согласиться.
В качестве плюса данной системы можно отметить то, что распределение дотаций с учетом модельного бюджета более прозрачное и понятное для регионов. Эта методика позволит отойти от многочисленных и зачастую непонятных субъектам коэффициентов, применяемых в настоящее время для так называемого подтягивания, выравнивания в ходе многочисленных этапов расчета дотации.
Регионы готовы жить по установленным правилам, но при этом необходимо сохранить возможность для развития их экономики. Для этого целесообразно совершенствовать подходы к формированию модельного бюджета. В том числе в обязательном порядке предусматривать расходы на развитие субъектов Федерации.
Владимир Геннадьевич ПРИТУПОВ, заместитель председателя правительства, министр финансов Алтайского края
Результаты работы последних лет по укреплению бюджетной обеспеченности субъектов РФ значительны. Проведена централизация 1% налога на прибыль в фонд выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Распределение дотации на выравнивание на 2018 год осуществлено с учетом расчетного объема расходных обязательств субъектов и муниципальных образований. Все это позволило повысить эффективность выравнивания межбюджетных отношений.
Что касается плюсов и минусов, то определение расчетного объема расходных обязательств субъекта РФ и муниципальных образований ограничено достоверностью и нестабильностью данных, представляемых регионами. Новый механизм требует совершенствования статистической базы и методики расчета расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований. Применение модельного бюджета будет способствовать повышению эффективности в том случае, если не только финансовые органы, но и отраслевые ведомства будут использовать его как ориентир при определении отраслевых нормативов и утверждении объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий.
Модельный бюджет – новый механизм межбюджетного регулирования
Юрий Владимироич ШАЛАБАЕВ, заместитель министра финансов Нижегородской области
Тема межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципалитетами всегда актуальна. Минфин России ищет механизмы более справедливого распределения бюджетных средств между регионами, те в свою очередь используют их в межбюджетных отношениях с муниципалитетами.
Межбюджетные отношения с муниципалитетами в Нижегородской области на протяжении многих лет строятся по понятной и прозрачной методике в рамках областного Закона от 6 декабря 2011 года №177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» и предусматривают классические механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов. При этом расчет бюджетной обеспеченности осуществляется на основе индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов, которые позволяют в определенной мере учитывать особенности и различия муниципальных образований области по типу, численности потребителей бюджетных услуг, налоговому потенциалу и другим показателям. Для мотивации органов местного самоуправления к наращиванию налоговой базы установлены единые и дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ.
Ежегодно методика распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности совершенствовалась, расширялся перечень показателей, используемых при расчете индексов налогового потенциала и бюджетных расходов. Несмотря на это, сложившаяся система межбюджетных отношений не позволяла ответить на два важных вопроса:
1. Какова реальная потребность муниципальных образований в средствах, необходимых для полноценного исполнения их полномочий?
2. Гарантировано ли наличие в местных бюджетах средств на приоритетные (обязательные) статьи расходов, в том числе на исполнение указов Президента РФ?
Это и послужило толчком к реализации нового подхода в межбюджетных отношениях и нового сегмента регионального электронного бюджета — формированию модельных бюджетов муниципальных образований. Таким образом, главной нашей задачей является не уменьшение или перераспределение финансовой помощи, а определение необходимого объема средств для эффективной работы муниципалитетов, исходя из этого и происходит распределение финансовой помощи.
Этапы формирования модельных бюджетов
Реализация проекта была инициирована губернатором Нижегородской области Г. С. Никитиным, который поставил перед нами две основные задачи: разработать модель расчета местных бюджетов и применять ее в качестве инструмента контроля за ответственной финансовой политикой на местном уровне. В соответствии с распоряжением губернатора была создана рабочая группа под руководством министра финансов области О. Ю. Сулима. В группу вошли специалисты Министерства финансов, представители отраслевых министерств, а также руководители финансовых органов муниципальных образований региона.
На всех этапах работы над проектом (начиная со сбора исходных данных и заканчивая итоговым результатом) мы на постоянной основе консультируем органы местного самоуправления, учитываем замечания по методике в случае их конструктивности и возможности применения. В настоящее время подготовлен проект методики и осуществлен расчет модельных бюджетов на 2018 год в условиях 2017 года, с тем чтобы посмотреть и проанализировать, на какие параметры мы выходим по 2018 году по сравнению с действующими бюджетами.
Работа по формированию модельных бюджетов построена следующим образом.
Этап 1. Сбор исходных данных. В нем участвуют органы местного самоуправления муниципальных образований области, отраслевые министерства, территориальный орган Росстата, УФНС по Нижегородской области. Сбор исходных данных осуществляется на базе информационной автоматизированной системы, в которой предусмотрена возможность автоматизированной выгрузки из других систем. Подтверждаются исходные данные электронной цифровой подписью. Всего используется более 20 тысяч показателей.
Этап 2. Непосредственное формирование модельных бюджетов на 2019–2021 годы в информационной автоматизированной системе по утвержденной методике. Расчет модельных бюджетов осуществляется по 380 муниципалитетам области, в том числе 14 городским округам, 38 муниципальным районам, 53 городским поселениям и 275 сельским поселениям.
Этап 3. Распределение межбюджетных трансфертов на 2019–2021 годы с учетом сформированных модельных бюджетов муниципальных образований.
Изменения, отражающие использование модельных бюджетов, будут внесены в региональный закон о межбюджетных отношениях.
Основные подходы
При разработке методики мы использовали следующие основные подходы.
Во-первых, мы сгруппировали муниципальные образования по численности населения: сельские поселения (до 1 тысячи человек, 1–2 тысячи человек, 2–4 тысячи человек, свыше 4 тысяч человек); городские поселения (до 4 тысяч человек, 4–7 тысяч человек, 7–20 тысяч человек, свыше 20 тысяч человек); муниципальные районы (до 15 тысяч человек, 15–25 тысяч человек, 25–60 тысяч человек, свыше 60 тысяч человек); городские округа (до 25 тысяч человек, 25–70 тысяч человек, 70–150 тысяч человек, свыше 150 тысяч человек).
Во-вторых, при расчете модельных расходов не учитываются расходы инвестиционного характера (их мы рассматриваем отдельно), расходы за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов (с учетом остатков) целевого характера, предоставляемых из областного бюджета (за исключением субсидий на выплату заработной платы с начислениями на нее), и расходы за счет иных межбюджетных трансфертов внутри муниципалитетов на исполнение переданных полномочий по соглашениям.
В-третьих, расходы на содержание органов местного самоуправления рассчитываются в отдельном блоке расходов и не входят в состав расходов по отраслям.
В-четвертых, для оценки расходных обязательств расходы сгруппированы по разделам функциональной классификации с выделением внутри каждой группы расходов, наиболее ярко характеризующих конкретную группу, а также наиболее весомую по объему расходов. Например, по отдельным разделам — это фонд оплаты труда, расходы на коммунальные услуги. Всего выделено 13 основных групп.
При расчете по каждой группе расходов применяются показатели, отражающие специфику муниципальных образований. А именно показатели приведения (численность и половозрастной состав населения, протяженность дорог, площадь муниципального жилищного фонда, протяженность улиц, проездов, набережных и т. д.) и коэффициенты удорожания. Последние отражают отдельные различия между муниципалитетами в стоимости предоставления бюджетных услуг, специфические расходы, например коэффициент масштаба, коэффициент стоимости тепловой энергии и др.
В-пятых, расчетный объем расходов по каждой группе определяется как средний объем расходов по группе обязательств, скорректированный на показатель приведения и коэффициенты удорожания (рисунок 1).
Долговая политика и инвестиции
В целях стимулирования муниципальных образований к проведению взвешенной долговой политики мы применили особый подход к расчету расходов на обслуживание муниципального долга. Так, по территориям, имеющим долг в объеме более 40% к собственным доходам, расходы предусматриваются исходя из прогнозируемого объема долга на конец текущего финансового года и на каждый год планового периода (при условии принятия бездефицитного бюджета). По территориям, имеющим долг менее 40% к собственным доходам или не имеющим его совсем, расходы закладываем с учетом предельного объема долга в размере 40% и процентной ставки, рассчитанной на уровне ключевой ставки Центробанка, увеличенной на 1%. То есть, с одной стороны, мы предусматриваем возможность в принципе иметь долг, а с другой — поощряем муниципальные образования вести ответственную долговую политику. Те муниципалитеты, у кого долг отсутствует, могут направить средства, предусмотренные на его обслуживание, на другие цели.
Расходы инвестиционного характера рассчитываем исходя из средней доли этих расходов по каждой группе муниципалитетов и с учетом их участия в Адресной инвестиционной программе Нижегородской области на 2019–2021 годы.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
ПК «Модельный бюджет»
Программный комплекс «Модельный бюджет» является частью Регионального электронного бюджета, предназначен для аналитической поддержки процесса распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также формирования реестра расходных обязательств.
Решение для Субъектов РФ
Для финансовых органов субъектов Российской Федерации
Интеграция с автоматизированными решениями
Полная совместимость с ГИИС «Электронный бюджет» в части импорта результатов расчетов «модельных» бюджетов Минфином России, а также с автоматизированными решениями по формированию реестров расходных обязательств и расчету дотаций
Решение на WEB-технологиях
Не требует установки дополнительного программного обеспечения у пользователей, развертывается на базе OC Linux и СУБД PostgreSQL
Общая информация о решении
Основными целями формирования «модельных» бюджетов муниципальных образований являются повышение эффективности межбюджетного регулирования на региональном и местном уровне, обеспечение муниципалитетов средствами, необходимыми для полноценного исполнения их полномочий на основе расчетных бюджетов, а также контроль за соответствием распределения средств внутри местных бюджетов расчетному бюджету.
Особенности решения
2. Закон «О межбюджетных отношениях» субъекта РФ
3. Нормативные правовые акты субъекта РФ, регламентирующие процесс формирования «модельных» бюджетов
Модельный бюджет принят в первом чтении. Какие изменения ждут муниципалитеты?
Фото: НИА Нижний Новгород
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области на заседании 25 октября 2018 года приняли в первом чтении проект изменений в закон «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области». Данный законопроект направлен на совершенствование системы межбюджетных отношений в Нижегородской области и предусматривает переход на модельные бюджеты. Об этом сообщает пресс-служба регионального парламента.
Как формируются модельные бюджеты?
Формирование таких бюджетов будет осуществляться на основе единой методики, прошедшей обсуждение с экспертами и общественностью. По информации минфина, при их составлении учитывается специфика и проблематика каждого городского округа, муниципального района и поселения. Также в модельных бюджетах будут определены минимальный и максимальные расходы муниципалитетов на исполнение каждого полномочия, что будет являться ориентиром для органов МСУ при планировании и исполнении своих бюджетов.
Как сообщили ранее в министерстве финансов региона, в рамках подготовки законопроекта планируется осуществить расчет модельных бюджетов на 2019-2021 год по всем 380 муниципальным образованиям региона.
Когда будет принят законопроект?
Законопроект будет доработан ко второму чтению в ЗС НО в ноябре.
Также сообщается, что положения закона «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» в предложенной законопроектом редакции будут применяться при формировании областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Напомним, что министерство финансов Нижегородской области сообщило о разработке модельного бюджета для муниципальных образований региона в сентябре 2018 года. План по внедрению модельных бюджетов муниципалитетов при формировании межбюджетных отношений между областью и муниципалитетами утвердил губернатор области Глеб Никитин в январе 2018 года.
Copyright © 1999—2020 НИА «Нижний Новгород».
При перепечатке гиперссылка на НИА «Нижний Новгород» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+