Модуль курса орксэ что это
Выбор модуля ОРКСЭ. Что это такое и как выбирать?
Когда ввели предмет ОРКСЭ
Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13
Какие модули включает курс ОРКСЭ?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является модульным и включает:
Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?
Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.
Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.
Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.
Данный документ четко регламентирует:
При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании.
Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.
Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.
В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.
Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?
Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.
Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль «Светская этика», а все остальные на «Основы православной культуры», то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.
Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.
Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:
Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ
Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Кто должен вести курс ОРКСЭ
Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.
Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.
Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?
Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Ставят ли оценки по ОРКСЭ?
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи «зачет-незачет» за него не выставляется.
Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.
Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?
Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.
До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?
Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Привет, ОРКСЭ! Как выбрать модуль основ религиозной культуры и светской этики
В третьем классе всех родителей школьников ждет неизбежное: им предложат выбрать один из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Разбираемся с базовыми вопросами, которые обычно возникают в процессе выбора. Начинаем с самого популярного.
Можно ли просто отказаться от всего этого?
Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.
Цитируем: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“ в объеме 34 учебных часа… Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?
Базово их шесть. «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». По факту в школах часто предлагают урезанный базовый вариант, который состоит из трех-четырех модулей с учетом особенностей региона. Но вы вправе настаивать на расширении списка предлагаемых модулей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:
«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Как сделать выбор?
Педагоги традиционно произносят на презентациях курсов фразы «Учитывайте традиции семьи» и «Все модули носят светский характер». Разумеется, если в вашей семье есть уверенность в выборе модуля, то можно не сомневаться и следовать традициям семьи. Если же вы выбираете, то желательно попросить вашу школу устроить собрание и попросить учителей презентовать модули, которые предлагает школа. Более того, подобное ознакомление с предметом предусмотрено и стандартно действующими регламентами. На встрече с учителем — даже онлайн — можно уже многое понять о том, как именно и чему будут учить вашего ребенка. А еще желательно ознакомиться со списком учебных пособий, по которым будут заниматься дети (общий федеральный перечень доступных пособий есть здесь).
6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть
Кто преподает эти предметы?
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Могут ли вести занятия представители религиозных организаций? На постоянной основе — нет. Учитель несет ответственность за содержание курса, экскурсионные программы в рамках модуля и так далее, а родители имеют полное право отказаться от подобных мероприятий, так как по закону курс «не подразумевает включения в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)». Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Как записаться на модуль?
Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.
Что важно помнить?
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
Можно ли будет потом сменить модуль?
Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.
Нормативно-правовая база и описание модулей курса ОРКСЭ
Преподавание курса ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства РФ:
Конституции Российской Федерации;
Законе «Об образовании в Российской Федерации»;
Законе «об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Законе «О свободе совести и религиозных объединениях».
В соответствии с конституционными нормами (ст. 13, 14), а также Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей курса является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Выдержки из Конституции Российской Федерации:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Нормативная база внедрения курса ОРКСЭ
(из письма Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22 августа 2012 года N 08-250
«О введении учебного курса ОРКСЭ»)
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учетом возможных изменений, связанных с принятыми решениями о преподавании ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году в 4 классах общеобразовательных учреждений.
С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введенных норм приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089» внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Особенности внедрения курса ОРКСЭ
Основные особенности внедрения курса ОРКСЭ:
Преподавать данный курс в школах будут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей : Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях осуществляется воспитание детей в рамках нового учебного курса.
Как мы видим, изучение курса ОРКСЭ носит светский, культурологический характер и содержание каждого отдельного модуля так или иначе связано с содержанием других модулей.
Модули, входящие в состав курса ОРКСЭ
Описание учебных модулей курса ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культур
Основы иудейской культуры
Основы светской этики
Основы мировых религиозных культур.
С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)
Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в каждом субъекте РФ проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля.
О подготовке и проведении такого родительского собрания мы расскажем чуть позже!
Каждый учебный модуль, являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
В таблице приведено содержание учебных модулей курса ОРКСЭ (на примере учебников издательства «Просвещение»).
Обратите внимание на первый и последний раздел в каждом модуле (выделены цветом)!
Содержание учебного модуля
«Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В июне-июле 2012 года по каждому модулю курса ОРКСЭ были разработаны Методические пособия (к учебникам издательства «Просвещение»):
Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс
Методические пособия включают в себя:
поурочные методические разработки;
дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков, рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся, систему межпредметных связей;
описание системы оценки достижения планируемых результатов образования.
Рекомендации проведения родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ
Как Вы понимаете культурологический характер ОРКСЭ?
Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями народа, использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей. Осуществление межпредметных связей с историей, окружающим миром, литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой.
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, быть гражданином, любящим свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. Необходимо развитие у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному (в том числе и к православной культуре) наследию своего народа.
Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ: нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры.
Направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций; на понимание их значения в современной жизни, на усвоение важных и глубоких смыслов: мир культур многообразен. В каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления; каждой культуре свойственны собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения; акцентирует внимание на таких культурологических понятиях как «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность», составляющих основу курса; объясняет, что ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества.
Какой принцип выбора модуля ОРКСЭ Вы считаете наиболее важным?
Наиболее важный для меня принцип выбора модуля ОРКСЭ – это общие духовные ценности и мировоззрение учителя и родителей. Как соприкоснутся и совпадут взгляды на важные вопросы, изучаемые в модулях. Мои родители в данном классе практически все выбрали модуль «Основы православной культуры». С первого класса мы готовили проекты, проводили спектакли, посвящённые Праздникам Пасхи и Рождества Христова. Смотрели православные мультфильмы. Мне родители сказали: «Сначала надо своё изучить, пусть это сделает учитель, который понимает, как донести и, что важно донести». Может это и есть важный принцип?
Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:
1. Вводное выступление ответственного представителя администрации или директора ОО.
2. Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ.
3. Представление родителям (законным представителям) содержания образования по модулям курса ОРКСЭ. Должны быть представлены все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. Представление содержания образования по каждому модулю курса ОРКСЭ должно включать краткий рассказ о содержании данного модуля, целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно-методическом обеспечении. В представлении учебно-методического обеспечения должны использоваться учебники, учебно-методические комплексы, включенные в действующие Федеральные перечни учебников. Следует отметить единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.
4. Ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся.
5. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений.
6. Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений по списку учащихся.
Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы Управления образования.
Предварительная беседа с родителями.
Мифы, которые существовали вокруг этого курса опровергла сама жизнь.
Миф 1 – в школу придут священнослужители.
Миф 2 – новый предмет будет носить вероучительный, миссионерский характер.
Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними.
Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.
Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
Каждый из модулей разделяется на 4 блока.
1.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
2.Основы традиционных религий и светской этики.
3. Традиционные религии и этика в России.
4.Духовные традиции многонационального народа России.
Будет изучаться один из модулей курса по выбору родителей (законных представителей) обучающегося.(1час в неделю)
Преподавание курса строится на безотметочной методике.
Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.
Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. У каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше. Пусть ребенок видит, что это важно для Вас.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей.
О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.