Модульные каникулы это что
Четвертные и модульные каникулы: плюсы и минусы
Понятие модульные каникулы в российских общеобразовательных заведениях появилось недавно — в 2014 г. Как раз тогда родителям учеников московских школ предложили решить, какой график в большей степени удобен для детей. Предлагалось 3 варианта: четверти, модули и триместры. Последний вариант оказался мало популярным: набрал 6 % голосов. По двум предыдущим мнения родителей разделились собственно поровну. Чем отличаются эти графики каникул? В чем их преимущества и недостатки?
Обучение по четвертям
Деление общеобразовательного цикла в школе по четвертям — традиционная форма получения знаний в нашей стране. Занимаясь по такой системе, дети отдыхают 4 раза в год: 1 неделю осенью, 2 — зимой, 1 — весной и 3 месяца летом. Каковы преимущества каникул по четвертям? Во-первых, родителям реже приходится искать, кто будет присматривать за ребенком, пока он не посещает в школу. Во-вторых, школьники успевают за четверть достаточно утомиться. А после отпуска легче включаются в учебный процесс.
Они приводят такой аргумент: советское образование признано одним из лучших в мире, поэтому следует придерживаться традиций. Это удобно и для планирования семейного отпуска: отдых в школе совпадает с главными государственными праздниками. Но также многие родители отмечают минусы такой системы образовательного процесса. Дети устают к концу каждого этапа, особенно это касается 3 четверти, которая длится больше 2 месяцев.
Обучение по модулям
Такая система подразумевает организацию общеобразовательного процесса по схеме: 5 или 6 недель занятий и 7 дней передышки. Учась по модулям, дети отдыхают 6 раз в году (включая лето) против 4 раз в четвертной системе. Сторонниками модульных каникул – психологи. Они утверждают, что так дети легче включаются в учебный процесс, знания усваиваются лучше. Обычно человек после отпуска огорчен тем, что следующий отдых теперь наступит нескоро. В модульной схеме это исключено: новые каникулы уже через 1,5 месяца. Школьник чувствует себя бодро и лучше занимается.
Школы, которые уже внедрили такую систему обучения, отмечают положительные результаты. Преподаватели утверждают, что так легче организовывать выездные экскурсии для школьников. К тому же, модули эффективны для переживания сезона вирусных заболеваний. Пик, которых приходится на конец февраля, как раз в это время у школьников каникулы. Так болезни не мешают учебному процессу.
Некоторые родители отмечают, что раньше к концу третьей четверти ребятишки постоянно болели. С введением модульного обучения школьники стали хворать намного реже. В современных школах очень большая нагрузка. После перехода на модули родители отметили меньший упадок сил у детей.
Минус такой системы зачастую видят работающие мамы и папы: многим не с кем оставить школьника на период отдыха, так часто. Еще один недостаток — несовпадение времени каникул в среднеобразовательных и специальных школах. В музыкальных, художественных, спортивных учебных заведениях перерывы в занятиях организованы по традиционной четвертной системе.
Сегодня более 750 школ в Москве перешли на модульную схему. Пока Департамент образования разрешает школам самим выбирать, по какой системе проводить занятия. Если положительная динамика сохранится, то, наверняка, скоро модули станут общепринятым стандартом. Родители поначалу сомневались, стоит ли менять существующую систему. Это происходило из-за страха перед новым и неизвестным. Но после введения модульных каникул остались довольны.
Обучение по триместрам
По результатам опроса родителей это самая непопулярная система. По ней образовательный процесс разбит на 3 триместра с 4 каникулами (включая летние). Минусы очевидны: слишком продолжительный период занятий, особенно для младших школьников. С другой стороны, так проще адаптироваться к следующему этапу обучения: в колледже или университете.
Видео
Каникулы в школе: четверти или модули?
Многие российские школы перешли на модульную систему организации каникул. Как это может отразиться на качестве обучения? Какое отношение к модулям у родителей? И что говорят специалисты? Данные вопросы мы и рассмотрим в этой статье.
Школьные каникулы всегда были излюбленной порой среди детей. В нашей системе образования традиционно были предусмотрены учебные четверти, между которыми были 1-2 недели каникул (за исключением летних каникул, которые длятся 3 месяца). Однако реформа российского образования, которая сегодня активно внедряется во все учебные процессы, затронула и школьные каникулы. Многие российские школы уже перешли на модульную систему организации каникул.
Как это может отразиться на качестве обучения? Какое отношение к модулям у родителей? И что говорят специалисты? Данные вопросы мы и рассмотрим в этой статье.
Чем модули отличаются от четвертей?
Традиционная организация образовательного процесса в школе подразумевает разбивку учебного года на четыре части, каждая из которых называется четвертью. Между окончанием старой и началом новой четверти предусмотрены каникулы, продолжительностью 1-2 недели.
Модульная организации образовательного процесса «5+1» подразумевает такую систему: пять недель учебы и одну – каникул. В некоторых случаях учебных недель шесть. Летние каникулы, несмотря на опасения школьников и их родителей, не сокращаются. Единственное, что урезается, – это зимние каникулы, которые составляют одну неделю вместо двух.
То есть, по факту, количество дней для отдыха детей от учебы практически не изменилось: просто в модульном графике самих каникул стало больше. Если традиционный график предусматривает только осенние, зимние и весенние каникулы, то модульный график дает возможность два раза отдохнуть осенью, два раза – зимой, и один раз – весной.
Откуда пошла тенденция модульных каникул?
Немногие российские школы до определенного момента практиковали модульные каникулы – всех вполне устраивали четверти. Существенные изменения произошли, когда в 2014 году на портале «Активный гражданин» прошло голосование, где жителям Москвы предлагалось выбрать один из вариантов организации каникул в школах: четверти, модули или триместры. Последний вариант набрал лишь 6% голосов, а вот первые два – 48,7% и 44,7% соответственно. Правительство Москвы приняло решение предоставлять школам самостоятельный выбор графика каникул – четверти или модули.
Таким образом, с учебного года 2015/2016 немалая часть московских школ уже работала по модульному графику. Другие города также потихоньку начали переходить модульную систему.
Мнение педагогов
Учителя, а особенно представители более молодого поколения, находят немало преимуществ в модульном графике каникул. В частности, внимание акцентируется на снижении нагрузки на детей и оптимальном ее распределении. Четверти значительно различаются по своей протяженности, а под конец третьей (самой долгой) четверти обучение становится гораздо менее эффективным. По крайней мере, так считают сторонники модулей.
Каникулы по модулям позволят успешно переживать эпидемии, когда с четвертями приходится закрывать многие школы на карантин. Ко всему прочему, с модулями удобнее организовывать экскурсии и туристические поездки классов.
Однако многие опытные педагоги скептически относятся к изменениям. По их мнению:
Кстати, в ответ на замечания молодых педагогов по поводу продолжительности третьей четверти, в качестве защиты учителя старой закалки оперируют тем фактом, что этот период компенсируется многочисленными выходными в связи с праздниками.
Мнение родителей
В период голосования большинство родителей поддержало инициативу с модулями. По их мнению, сегодня нагрузка в школах гораздо больше, чем была раньше, и дети нуждаются в дополнительном отдыхе.
Некоторые родители относились с опаской к таким изменениям, но и они, и их дети остались довольны. Однако часть родителей не совсем удовлетворена и совершенно оправдано жалуются. Их жалобы чаще всего относятся к проблеме распределения собственного времени, поскольку ученики младших классов на период каникул нуждаются в присмотре. А что делать, если оба родителя работают, и в семье нет бабушек/дедушек, способных присмотреть за внуками? Если при традиционной системе каникул можно по возможности договориться с начальником или отправить ребенка к родственникам в деревню, то к просьбам об отгулах через каждые пять недель редкий начальник будет снисходителен, а постоянные поездки к бабушке превратятся в весьма утомительные мероприятия.
Мнение психологов
В целом, психологи положительно оценивают систему «5+1». Частый отдых позволит снизить утомляемость, из-за которой обычно дети хуже воспринимают учебный материал.
Интересное наблюдение: окончание каникул часто сопровождается эмоциональным упадком у школьников, которые понимают, что следующие каникулы будут нескоро. А вот с модульной системой такие переживания будут менее существенными, ведь ждать придется чуть больше месяца.
С другой стороны, после школы многие выпускники пойдут в высшие учебные заведения, где будет более нагруженный график и гораздо меньше времени на отдых. Не повлияет ли модульная организация каникул на адаптацию к университетским программам? Этот вопрос пока остается открытым.
Не одно поколение россиян обучалось по традиционной системе, которая в целом неплохо справлялась со своей задачей. Но время идет и на смену четвертям приходят модули, которые уже успели себя неплохо зарекомендовать хотя бы в плане меньшей нагрузки на школьников, но оправдают ли они себя в долгосрочной перспективе пока неясно. Зато можно с уверенностью говорить, что российская система образования не стоит на месте и всегда открыта к чему-то новому.
График модульных каникул на 2021-2022 год
Давайте разберемся, чем отличается модульное обучение по триместрам от классической четвертной системы и каким будет график модульных каникул на 2021-2022 год.
Особенности модульной системы
Благодаря своей динамичности и высоким результатам модульная система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Важно! Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно.
Три триместра, в каждом из которых, как можно догадаться, по три месяца, с двумя длинными каникулами по 17-18 дней (осенними и весенними) и трёхмесячными летними называют триместровой системой. Эта форма обучения в чистом виде на самом деле немного где используется.
На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.
Как бы там ни было, система «5+1» считается не такой загруженной, как четвертная. Из основных преимуществ отмечают:
Но и к ней есть замечания:
Из-за этого и новая система уже не очень нравится и родителям и детям.
Осенние каникулы 2021-2022 учебного года
Среднестатистический график модульных каникул на 2021-2022 год подарит школьникам первый период отдыха уже в октябре месяце.
Зимние каникулы 2021-2022 учебного года
В 2021-2022 учебном году новогодние каникулы для школьников и в модульной системе и в классической семестровой пройдут в один период – с 27.12.21 по 09.01.22. первым учебным днем 2022 года станет понедельник 10 января.
Вторые зимние модульные каникулы в 2021-2022 учебном году запланированы на февраль месяц. Школьники (все классы) будут отдыхать с 14.02.22 по 20.02.22.
Весенние каникулы 2021-2022 учебного года
Весной 2022 году школы, работающие по системе модулей (триместров) будут отдыхать всего 1 раз. Весенние каникулы 2021-2022 учебного года могут быть запланированы на период с 28.03.22 по 03.04.22 или на следующей неделе с 04.04.22 по 10.04.22.
Последний звонок в школах России в 2022 году прозвучит как всегда 25 мая.
Можно ли поменять режим каникул?
Если родители хотят провести побольше времени с ребенком в отпуске и дать ему отдохнуть получше, нет ничего страшного в том, чтобы опоздать на учебу на день-два. В первые дни занятий педагоги специально не дают никакой серьезной нагрузки, чтобы помочь ученикам настроиться на учебу и перейти в рабочий режим. Главное — узнать домашнее задание за пропущенные дни, чтобы не начинать новую четверть (или семестр) с двоек.
Если же проблема куда глубже и родители видят, что ребенок еле-еле тянет учебную нагрузку, стоит подумать о смене графика. Чаще всего это заметно в конце третьей четверти при учебе по традиционной системе. На этот период, как назло, приходятся самые трудные темы в программе, а отсутствие солнца и авитаминоз усугубляют картину. Триместры и модули в этом плане попроще — там нет таких длинных учебных периодов и пора отдыха наступает раньше.
Обсудить переход на другую систему обучения можно на общеродительском собрании в школе, а также напрямую обратившись в управляющий совет школы. Решение принимается после обсуждения и общего голосования. Чтобы правильно обосновать свою позицию, лучше обсудить эту идею с другими родителями учеников и педагогами, и запастись поддержкой с их стороны.
График модульных каникул на 2019-2020 год
Во многих европейских школах сегодня практикуется модульное обучение, и сегодня мы предлагаем разобраться, чем такая система за рубежом отличается от предложенной в школах России и каким будет предположительный график модульных каникул (по триместрам) для школ с триместровым графиком обучения на 2019-2020 учебный год.
Модульное обучение – особый способ организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит инновационная блочно-модульная система.
Суть методики
Для всех родителей хорошо знакомой и привычной является классическая система обучения, при которой учебный год разделяется на два семестра (4 четверти), а учащиеся имеют 4 каникулярных периода:
Модульная предполагает несколько иную организацию учебного времени, при которой ученики имеют 3 учебных блока (триместра). Каждый из таких блоков делится на два учебных периода короткими промежуточными каникулами (около недели).
В результате структура учебного года и, соответственно, график модульных каникул для учащихся, на предстоящий 2019-2020 год, можно представить в виде таблицы:
Каникулы №1 07.10.19 – 13.10.19
Каникулы №2 18.11.19 – 24.11.19
Каникулы №3 30.12.19 – 08.01.20
Каникулы №4 17.02.20 – 24.02.20
Каникулы №5 06.04.20 – 12.04.20
Каникулы №6 26.05.20 – 31.08.20
Ожидается, что в 2019-2020 году число учебных заведений России, которые перейдут на новый график обучения и, соответственно модульные каникулы, возрастет. Несмотря на то, что для нашей страны эта система является достаточно новой, и многие родители относятся к ней скептически, опыт европейских стран доказывает ее эффективность.
Зарубежный опыт
Модульная система образования актуальна для большинства школ Великобритании. Напомним, что именно обучение в этой стране считается приоритетным для тех, кто ищет для ребенка хорошую европейскую школу и дальнейшей перспективой вступления в один из самых популярных университетов Европы.
Также триместры и модульные каникулы действуют в Германии, но система этой страны существенно отличается от предложенной в 2019-2020 году для школ России, ведь набор предметов в каждом модуле может существенно отличаться (особенно в старшей школе) в зависимости от выбранного профиля. Графики каникул в Германии и России также не совпадают. Для многих наших соотечественников может показаться странным, но во многих европейских школах учебный год заканчивается в середине июля, но при этом между триместрами детям предоставляют более длинные периоды отдыха.
Во многих школах США также принята модульная система, но там каникулы устанавливают индивидуально в каждом учебном заведении и график занятий на 2019-2020 год может быть свой.
В школах Финляндии учебный год начинается в середине августа, но график каникул близок к модульному – дети получают короткие осенние и февральские каникулы, а также двухнедельных отдых на Рождество.
Во многих школах страны установлена 4-дневная учебная неделя. Среда – выходной день. Считается, что так дети не перегружаются и получают больше времени для общения с семьей и самостоятельную подготовку. Кроме того, ученикам предоставляется 5 каникулярных периодов. Но, даты начала и окончания учебных модулей рознятся. Установлены три зоны (А, В, С) с разными датами каникул – это позволяет избежать слишком большого наплыва автомобилей на дорогах страны и ажиотажа на зонах отдыха.
Модульные каникулы в РФ
Как видите, в разных странах отличаются не только даты периодов отдыха, а и даже месяца начала и окончания учебы. В российских школах график модульных (сист. триместров) и классических (сист. четвертей) каникул на 2019-2020 также не совпадает, поэтому внимательно ознакомьтесь с календарем, который утвердят в августе для вашей школы.
Важно! График каникул, представленный в данной статье, а также предложенная министерством структура учебного года является лишь рекомендацией. Если школа считает необходимостью отступить от приведенных дат, она может это сделать, утвердив официально свой индивидуальный график работы.
И все же в большинстве школ, практикующих модульное обучение, плановые каникулы 2019-2020 года пройдут в такие даты:
Обратите внимание, что каникулы в большинстве внешкольных учебных заведений (музыкальных, художественных, хореографических и спортивных школах), проходят по старой (семестровой) системе, что может стать причиной некоторых неудобств при планировании семейного отдыха.
Для наглядности предлагаем скачать календарь 2019-2020 учебного года для учебных заведений, взявших за основу модульный режим обучения.
Форс-мажорные обстоятельства
Если по какой-либо причине 2019-2020 учебный год будет иметь незапланированные периоды разрыва учебного времени, то составленный до сентября график модульных каникул может быть пересмотрен администрацией школы. Так, в 2018-2019 учебном году власти Москвы рекомендовали школам сократить каникулы при модульной системе обучения с 7 до 3-4 дней. В некоторых школах изначально устанавливается, что дата последнего звонка 2020 года не 25, а 29 мая. Также могут быть перенесены февральские каникулы, если новогодние праздники продлят до 12 января, или в случае ожидания вспышки заболеваемости ОРВИ именно на последнюю неделю февраля.
Каникулы: модульная система 2020-2021
Модульные каникулы 2020-2021 имеют массу плюсов. Некоторых родителей и учителей настораживает новизна, но сомнения проходят, когда система отлаживается. В статье будут описаны особенности, плюсы и минусы подхода.
Модульная система обучения
Главная особенность этой системы заключается в том, что учеба и каникулы распределяются по системе 5+1. То есть дети учатся пять недель и потом отдыхают 7 дней. Этот подход отличается не только графиком каникул.
Система оценивания и процесс учебы также отличаются от классических. Им свойственен индивидуальный подход к освоению материала, ученику дают возможность в своем темпе проходить программу. В задачу педагога входит организация процесса обучения и мотивация. Он направляет, ставит задачи для самостоятельной работы.
Всего 6 модулей и они образуют систему триместров. Оценивание результатов происходит каждый триместр и после этого выводится годовая отметка. Ученик снабжается всеми материалами, списком литературы и сам регулирует процесс.
Опыт на Западе
В большинстве стран Европы занятия начинаются с конца августа – начала сентября. Чаще всего это зависит от климатических условий: в жарких регионах детям могут сдвинуть учебный год на неделю или две. Это время компенсируется зимой.
Обычно дети идут в школу с шести лет, но в Италии родители сами решают, когда отдавать ребенка. В Великобритании школа начинается в пять лет как подготовительная. Для самых младших предусмотрена проектная деятельность, чтобы дети могли сдружиться.
Уроки начинаются в 8:30 утра и могут длиться 7-8 часов с перерывом на часовой обед, прогулки, игры и экскурсии.
Интересна и система оценок. В Германии она схожа с российской: 6 баллов – это высшая оценка. В остальных странах используют буквы А, B, C, D, E, которые соответствуют 100-балльной системе. В старших классах дети могут сами выбирать предметы в зависимости от целей в будущем. Это дает им возможность получать высокие баллы за профильные дисциплины.
Учеба длится 13 лет, при этом базовая часть рассчитана на 10. Остальное время посвящено подготовке к университету. Учебный год длится 180 дней и делится на триместры. Дети отдыхают шесть недель летом и по 2-3 недели зимой и весной.
Особенности оценивания
Оценка знаний выводится из количества набранных баллов в соответствии с Европейской кредитно-трансферной системой (ECTS). По набранному количеству выводится оценка по пятибалльной шкале, принятой в России. На первый взгляд это сложно, но на самом деле удобно.
ECTS | Баллы | Оценка |
---|---|---|
A | 90-100 | 5 |
B, C | 75-89 | 4 |
D, E | 74-60 | 3 |
FX (возможна пересдача) | 59-35 | 2 |
F (без пересдачи) | 1-34 | 2 |
На первом занятии преподаватель информирует о максимальном количестве баллов, которое можно набрать к итоговой отметке. Баллы выставляются за ответы на уроках, домашние работы, решение задач, практические работы, а также контрольные. Участие в олимпиадах, проектах, общественной деятельности тоже оценивается баллами.
Модули включают в себя две составляющие, это: теория и практика. К теории относятся лекция, семинар, работа с литературой и другие. А практическая часть учит применять знания в лабораторных работах, практике и тестах.
Контроль за усвоением знаний идет текущий и итоговый. Для текущего контроля учитель составляет карту точек или зачетный лист, по которым проверяется промежуточный уровень знаний. Эта оценка учитывается при сдаче итоговой работы по модулю. Таким образом, ученик, набравший максимальное количество баллов имеет право на автоматическое «отлично» в конце семестра.
К плюсам системы можно отнести отсутствие жестких временных рамок для сдачи работ. Главное, чтобы к моменту окончательной оценки все было готово. Ученикам дается возможность пересдачи. Годовая оценка формируется, исходя из всех триместров, что позволяет избежать спорной отметки.
График модульных каникул в России
Приведенная информация о графике учебного года 2020-2021 является примерной. Каждая школа или лицей устанавливает свои каникулы, исходя из общих требований и норм отдыха и учебы детей.
Итак, модульные каникулы в 2020-2021 году распределяются по системе 5+1. Процесс учебы занимает пять недель, за которым следует отдых одна неделя. Учебный год начинается с 1 сентября 2020 года, во вторник.
Каникулы | Даты | Продолжительность |
---|---|---|
Осенние | 5.10-11.10 | 7 дней |
Осенние | 16.11-22.11 | 7 дней |
Новогодние | 28.12-10-01 | 14 дней |
Февральские | 15.02-21.02 | 7 дней |
Весенние | 5.04-11.04 | 7 дней |
Летние | 26.05-31.08 | 3 месяца |
Важно помнить, что с четвертной системой этот график не совпадает. Психологи считают, что при такой системе мозг не будет перегружаться информацией и снизится утомляемость. Родителям предстоит решать, куда отправить ребенка на время каникул.
Нужно помнить, что спортивные и музыкальные школы будут работать в своем режиме, поэтому не всегда получится уехать. Школьники наверняка оценят такую разгрузку, хотя по количеству дней учебный год не сократился, а перераспределился.
Плюсы и минусы модульной системы обучения
Правильное понимание достоинств и недостатков модульной системы обучения заключается в отличиях от привычной, советской системы. А именно:
Традиционная школьная форма обучения подходит не всем. Большая часть детей занимается с репетиторами, чтобы сдать хвосты, подтянуть предметы и подготовиться к экзаменам. Эта система учит детей учиться. В старой системе большим недостатком является общий темп занятий, который тормозит усвоение материала.
Модульное обучение – это выход для детей, которые не могут физически посещать школу. Благодаря методическим материалам, включающим в себя аудио, видео материалы, практические задания и литературу, дети могут учиться в своем темпе даже из дома. Также это дает возможность выбирать сам способ получения знаний, подходящий ребенку.
Модульное обучение направлено на получение информации без лишней воды. Так ученик тратит меньше энергии. Сокращение многопредметности в течение учебного дня позволит детям лучше усваивать материал. Это влияет на передвижение по школе и объем домашних заданий.
Из минусов этой системы можно выделить то, что проверка эффективности изучения темы проводится ежедневно, тогда как в традиционной системе обучения контрольные и проверочные проводятся еженедельно. Такое активное напряжение мозга может вызвать у учащихся переутомление, что спровоцирует отсутствие желания продолжать обучаться в таком темпе. Чтобы этого избежать, необходима поддержка и грамотная мотивация со стороны преподавателя.
В общем же недостатком не самой модульной системы, а вопроса образования в целом является невозможность преподавателей старой школы учить по новым стандартам. Должно пройти время, чтобы она прижилась. Нужно отметить, что самоорганизация имеет решающее значение, потому что многое ложится на плечи самих детей.
В России при любой форме образования учебный год начинается с 1 сентября, а расписание каникул известно с первых дней учебы. Поэтому независимо от системы можно планировать свободное время.