Мои университеты чему учит
«Мои университеты», анализ повести Максима Горького
Герой последней повести – повзрослевший юноша, навсегда распрощавшийся с сиротским детством и отрочеством. Очень трогательно выглядит прощание Алеши с бабушкой, которая просит его не быть строгим и заносчивым, как его дед Василий Каширин, вышедший, по словам бабушки, в дураки. Оба прекрасно осознают, что больше им не суждено увидеться, отчего расставание имеет привкус горечи.
На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь.
Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике. Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой. Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью.
Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг.
Надо отметить, что трилогии о детстве, отрочестве и юности в истории литературы уже были, но в основном воссоздавали историю молодого человека из дворянской, буржуазной или разночинской среды. Автобиографическая же трилогии Горького посвящена истории молодого пролетария – выходца из народа, которому предстояло принять активнейшее участие в борьбе против царской власти и буржуазии.
Вообще, с именем Максима Горького в литературе связывают новую концепцию личности. Человек не просто реагирует на окружающую его жизнь, но также созидает ее, реализует себя не в сфере частной жизни, а на общественном поприще. А еще в реализме нового типа, утверждаемом Горьким, в качестве типичных обстоятельств, оказывающих воздействие на становление личности, проявляется и историческое время, а человеку, герою новой литературы соцреализма, доверено выступать творцом новейшей истории.
Писатель в своем творчестве намечал два возможных типа взаимоотношений с историей: контакт со временем и отчуждение от него. Алеша Пешков на протяжении всего своего личностного становления преодолевает отчуждение и оказывается как будто вровень с ним. Он распахнут навстречу времени, вбирает его в себя. Его судьба поставлена в центр повествования каждой части трилогии, но при этом молодой человек вступает в прямой контакт с эпохой, а это, конечно, возлагает на него огромный груз исторической ответственности.
Еще одной особенностью повести «Мои университеты» является изменение мировосприятия главного героя. Когда он жил в доме Кашириных, то часто сталкивался с проявлением отталкивающего и дрянного. Однако бабушка все же помогла вырасти Алеше настоящим человеком: она воспитала в нем умение не просто уважать – любить людей. Порой в сознании взрослеющего юноши не укладывались противоречия между книжной выдумкой и реальной действительностью. Но он упорно старался переосмыслить сложные жизненные явления и факты, самостоятельно искал выход из самых трудных ситуаций.
Писатель оставляет открытым финал и повести, и всей трилогии: Алексей даже не пробует поступать в университет, а наоборот, вместе с Бариновым отправляется в самую гущу рабочего люда – в рыболовецкую артель у берегов Каспия. В этом и проявляется способность героя принять время, а не отвергнуть его, что для Максима Горького становится важнейшим критерием оценки личности.
Сюжет произведения
В центре повествования молодой человек — Алексей Пешков. Он отправляет в Казань с целью поступить в университет. Однако юноша сталкивается с нищетой, которая не дает возможность обучаться дальше. Ему приходится устроиться на работу. Алексея не смущает даже самый тяжелый труд.
Борьба с трудностями самостоятельной жизни, необходимость поиска средств существования приводят парня к различным людям. Они дают ему не только работу, но и полезный опыт:
Ключевым моментом в жизни главного героя является встреча с Деренковым. Алексей загорается революционной идеей и начинает распространять брошюры об этом разным людям под видом доставки.
Действующие персонажи
Главным героем произведения является Алексей Пешков. Писатель, рассказывая о юноше, повествовал о себе самом, то есть фактически книга написана в жанре автобиографии.
Алексей был сиротой. Его воспитывала бабушка. Ничего, кроме бедности, парень не видел. Поэтому Пешков так старался добиться чего-то в самостоятельной жизни. Анализ действий главного героя на протяжении все истории позволяет понять, что Алексей думающий и неравнодушный человек.
Помимо Пешкова, в повести встречаются и другие действующую персонажи. К ним относятся следующие герои:
Каждый из персонажей повести повлиял на жизнь Пешкова. Благодаря полученным знакомствам парень смог найти свой путь.
Краткое содержание
Повествование краткого содержания «Мои университеты» Горького начинается с того, что Алексей Пешков, повзрослевший и определившийся с планами на жизнь, отправляется в Казань, чтобы поступить в университет. Эту идею в голову герою вложил Николай Евреинов, который видел у парня стремление к знаниям. Он посоветовал Пешкову пройти курс гимназии и пожить пока в их семье. Однако жизнь в доме друга не задалась.
Евреиновы жили втроем — мать и два сына. Денег не хватало. Алексей, чтобы не объедать вдову обитал в подвале, понимая, что университет — несбыточная мечта. В этот момент Пешков и понял, что человека формирует его сопротивление окружающей среде.
В гимназии юноша познакомился с Гурием Плетневым. Парень подрабатывал по ночам в типографии, а Пешков днями на пристани. Они вместе готовились к обучению, под этим предлогом Гурий и предложил своему новому другу поселиться у него. Дом оказался полуразрушенным, но очень населенным. Там обитало много бедных студентов, проституток.
Спустя некоторое время Алексей знакомится с Андреем Деренковым. Он владел бакалейной лавкой. Андрей привлекал много людей, которые увлекались запрещенной литературой и имели революционные настроения. Деренков все свои деньги, которые получал от магазинчика, отдавал людям в качестве помощи за «народное счастье».
Алексей устроился на работу в булочную Андрея. Там он месил тесто, пек хлеб, разносил его по квартирам. Заразившись настроением радикалов, Пешков вместе с булочками доставлял людям пропагандистские листовки о революции и свободе. Через некоторое время действия юноши начали вызывать подозрения городового, который хотел узнать, что задумал Деревенков. Алексей стал частым объектом допросов Никифорыча. В итоге городовой арестовал Плетнева, выследив его, и продолжал наблюдать за Алексеем. Парню пришлось быть осторожнее.
Пешков пытался понять, как жить, в чем смысл его существования. Он изучал запрещенные книги, все больше заражаясь революционными идеями. Однако парень понимал, все бессмысленно. Пешков принял решение покончить жизнь самоубийством.
Пешков продолжал наблюдать за людьми, приходившими в булочную. Среди них особенно выделялся Михаил Ромась, которого все называли Хохол. Он вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась также был сторонником революции. Чтобы повлиять на умы людей, он открыл рыболовецкую артель, а главного героя пригласил в качестве помощника. Пешков узнал много о жизни Хохла, и сам воспрянул духом, ведь именно Ромась помог ему оправиться после неудачной попытки самоубийства.
Спустя время Ромась вместе с Пешковым арендовал у местного богача Панкова избу. Пешков смог увидеть, как живут люди в селе, и осознание не принесло удовлетворение. Мужики работали «как лошади», женщины из-за усталости жаловались на здоровье, парни грубо относились к девушкам, но те были рады даже такому общению.
Завершается история Пешкова его отъездом на Каспийское море. Из села парень сбежал, лишившись друга и почувствовав себя потерянным. Крестьяне не принимали его, относились враждебно. Алексей пережил много приключений в дороге, но все-таки добрался до Каспия, где начал работать в рыболовецкой артели.
Несмотря на то что места Алексея Пешкова так и не сбылась, университет окончить не удалось, он смог пережить все трудность взрослой самостоятельной жизни. Юноша узнал много нового и встретил немало интересных людей, которые так или иначе повлияли на его судьбу.
Сочинение Анализ рассказа Мои университеты Горького
Максим Горький стал примером для многих детей и подростков Советского союза. Он был не только писателем, который посвятил свои произведения истории собственной жизни, но и наставником. В более зрелом возрасте Горький посещал детские дома, школы, пансионаты для проверки условий проживания детей, он был настоящим наставником детской души.
«Мои Университеты» входят в знаменитую трилогию о жизни писателя и является заключительной его частью. Его герой – Алексей Пешков, который прошел через все возможные тяготы жизни и вот повзрослел и стал юношей. В рассказе множество трогательных моментов, где парень прощается с детством и отрочеством. Особую горечь придает прощание Алеши с бабушкой, которая наставляет его. Оба героя понимают, что больше им не увидеться от этого и становится очень грустно.
По воле судьбы в городе Казань юноша начинает трудиться, вместо поступления в университет. Алеша работает по ночам в пекарне, откуда разносит хлеб вместе с запрещенной литературой. Таинственность литературы его так манило и так горько было то разочарование, которое он испытал.
Название «Мои университеты» не случайно. Не поступив в государственный университет, Алексей получает более важные знания умения и навыки, которые он накапливает и открывает сам. Сама жизнь стала его университетом. Казань показала ему тяжелый труд, ужас трущобной жизни и познал, что великую силу заключает в себе труд. После посещения клуба народников, вопрос о том, как сделать жизнь народа лучше становится основным на данный момент жизни.
Лев Толстой уже писал подобную трилогию о своем детстве, отрочестве и юности, но Горький решил это сделать как пример выхода обычного мальчика из нарда, где он может принимать активное участие по борьбе за лучшую судьбу народа. Максим Горький смог доказать. Что личность может не просто жить своей жизнью, но может и менять судьбу других.
Одной из главных изменений в герое являет собой изменение мировоззрения. Бабушка приложила много сил, чтобы Алексей вырос настоящим человеком. В итоге молодой человек умеет принимать важные решения и искать выход из любой самой сложной ситуации.
Горький хотел, чтобы «Мои университеты» послужили примером каждому молодому человеку в любом поколении. Он считал, что только на личном примере можно доказать людям, что в жизни возможно многгое, нужно только прикладывать множество усилий и труда.
Сочинение 2
Автобиографическое произведение Горького, написанное в эмиграции в двадцатые годы, повествует о молодости писателя. Испытывая в тот момент определенную неприязнь к советской системе, литератор хотел осмыслить свое революционное прошлое.
Главный герой не может поступить в Казанский университет из-за материальных затруднений и попадает в рабочие. Не имея специальности, он вынужден заниматься неквалифицированным трудом, и работает грузчиком, в лавке и в булочной. Несбывшиеся мечты о высшем образовании и необходимость выполнять непрестижную работу способствуют формированию у молодого человека радикальных взглядов.
Корнем подобных воззрений явно являлось недовольство своими социальным положением. Однако революционный писатель, несмотря на свои разногласия с коммунистами, ведет повествование в русле их взглядов. Он воспевает трудового человека и восхищается романтикой физического труда. Сложно сказать насколько описание радости при разгрузке баржи соответствует его реальным воспоминанием, и в какой степени Горький излагает свои взгляды. Однако это произведение насыщено идеологией, что свойственно для классика «пролетарской» литературы.
Горький описывает разных людей, встретившихся с героем. Это не только пролетарии, но и преступники, которых автор тоже описывает с известной долей симпатии. В трущобе, где живет Алексей, он встречается и со студентами. Один из них Гурий Плетнев вовлекает в революционный кружок народников, члены которого пытались создать подпольную типографию. Люди описаны писателем очень колоритно и правдоподобно. Главный герой, несмотря на занятие физическим трудом, предстает скорее в роли типичного интеллигента. Он тянется к знаниям, пытается разобраться в себе. Из-за безуспешности этих попыток он пытается покончить с собой, но неудачно.
Этот эпизод также показателен, так как стреляться в то время и в той среде было модно.
В целом можно заключить, что книга, несмотря на идеологические штампы, достоверно описывает социальную среду и внутренний мир главного героя, его становление, как революционера. Образ Алексея Пешкова выведен живым и не шаблонным.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Мои университеты
Популярные сегодня темы
Зимняя рыбалка очень сильно отличается от обычной рыбалки все, потому что тут и климат другой, и ловить рыбу надо немного по-другому, в общем и целом очень интересно.
Рождаясь, человек проходит этапы физического, умственного, духовного развития. Развитие идет очень бурными темпами. Развитие идет в ногу с взрослением, становлением более умным, физическим и духовным развитием
Каждый человек хоть раз в жизни испытывал раскаяние. Основной вопрос состоит в том, искреннее оно, или же – нет. Ответ на этот вопрос можно дать только лишь разобравшись в мотивах поступка
В свое время Максим Горький (он же Алексей Максимович Пешков) создал прекрасное произведение «Макар Чудра», которое стало его первым творением вышедшим печатью. Рассказ о молодом парнишке
Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.
Анализ повести “Мои университеты” М. Горького, сюжет, тема, идея, план
Повесть “Мои университеты”, написанная Максимом Горьким в 1923 году, является последней частью автобиографической трилогии писателя. В данной повести отражена завершающая фаза его окончательного личностного формирования. Основной тематикой произведения является зарождение и развитие революционных настроений в обществе.
Сюжет повести
Сюжет “Моих университетов” сконцентрирован на молодом Алеше Пешкове, который отправляется в Казань поступать в университет, но вскоре ввиду нехватки средств к существованию,
Молодой человек устраивается на несколько работ, не гнушаясь тяжелым физическим трудом. Он живет сначала в семье Евреиновых, которые и себя содержать не могут, не говоря уже о молодом человеке. Затем, Алеша переезжает к типографскому служащему Гурию Плетневу.
Вскоре один из студентов, с которыми Алеша постоянно общается, сводит его с революционером Андреем Степановичем Деренковым, в тихом магазинчике которого собираются радикально настроенные умы, желающие поменять общественно-политический устрой.
Молодой Алеша Пешков загорается революционной
Проблематика “Моих университетов”
Здесь необходимо обратить внимание на проблематику произведения, которая заключается в изображении предпосылок революционного движения. Огромный контраст между сытой и довольной, но “пустой” мещанской жизнью и голодное существование большого пласта общества, потеря и новое обретение надежды на возможную лучшую жизнь, а также возможность и необходимость за нее бороться – это все составляющие единой проблемы раскола общества, как материально-физического, так и идеологического. Примечателен, тот факт, что автор придерживается идеи, что достичь поставленных целей, изменить мир может каждый, но для этого необходимо правильное образование, причем с классическим университетским оно может не иметь ничего общего.
Так, жизнь Алеши Пешкова сама по себе является университетом – в этом кроется основная мысль произведения. Жажда к знаниям, непрерывному совершенствованию, гора необходимой литературы для собственного просвещения, встречи с интересными людьми, а также единомышленниками – все это позволяет сформировать собственное видение мира лучше любого общеобразовательного заведения.
1. Приезд Алеши в Казань
2. Переезд к Гурию Плетневу
3. Знакомство с Андреем Степановичем Деренковым
4. Начало революциооной деятельности
5. Переезд в Красновидово к Михаилу Антоновичу Ромасю
6. Воспоминания о бабушке и молодости
Related posts:
Краткое содержание произведения «Мои университеты» Горького
В 1923 году Максим Горький закончил работу над повестью, в которой описал становление личности Алексея Пешкова и взросление героя. Многие эпизоды автор взял из своей жизни, поэтому литературоведы считают произведение автобиографичным. Для лучшей подготовки к уроку литературы стоит прочитать «Мои университеты» в кратком содержании онлайн, а потом изучить оригинал.
Главные и второстепенные герои
Центральный персонаж произведения — Алёша Пешков. Это настоящее имя писателя. Мальчик был сиротой и воспитывался бабушкой. По мере взросления Алёша научился понимать жизнь и сохранил присущее ему неравнодушие ко всему, что происходит вокруг. Другие персонажи книги:
Заполняя читательский дневник, достаточно кратко обозначить характеристики героев.
Алеша отправляется в Красновидово
В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась — его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.
Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.
Проблематика и жанр
«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.
Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было. Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:
В 1939 году режиссёр Марк Семёнович Донской снял по этой повести фильм с одноимённым названием.
Работа в крендельном заведении Семенова
Алеша Пешков вскоре после своего знакомства с Деренковым поступил на работу в крендельное заведение, которым руководил Семенов. Он стал трудиться здесь в должности подручного пекаря. Заведение находилось в подвале. Алеша никогда раньше не работал в столь невыносимых условиях. Приходилось трудиться по 14 часов в день в грязи и одуряющей жаре. Рабочих Семенова соседи по дому именовали «арестантиками». Алексей Пешков не мог смириться с тем, что они переносят столь безропотно издевательства хозяина-самодура. Он читал рабочим тайком от него запрещенные книги. Хотел подарить надежду этим людям на то, что возможна совсем другая жизнь, Алексей Пешков (М. Горький). «Мои университеты», краткое содержание которых в формате одной статьи может быть дано лишь в общих чертах, продолжаются описанием тайной комнаты.
Сжатый пересказ
Когда Алёша Пешков повзрослел, он решил получить образование. К этой мысли его подтолкнул приятель Николай Евреинов. Юноша учился в гимназии, при этом он видел, что Алёша тянется к знаниям и любит читать. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов в университет, нужно было сначала поучиться в гимназии. Курсы проводились осенью и зимой, и Николай предложил мальчику пожить у него.
Единственным родным человеком Алексея была бабушка. Она заменила ему родителей. Когда Алёша решил уехать в город, он очень переживал за женщину. На прощанье бабуля советовала не сердиться на людей, не быть заносчивым и строгим, как покойный дед.
Семья гимназиста состояла из него самого, брата и матери. Весь их доход — «нищенская пенсия». Алёша не хотел объедать семью, приютившую его, поэтому во время обеда отсиживался в подвале и с грустью думал, что учиться у него вряд ли получится. Тогда Пешков понял, что формирование человека происходит, когда он сопротивляется «окружающей среде».
Знакомство с Гурием и вступление в кружок
Днём Алексей шёл на пристань, чтобы что-нибудь заработать. Гурий по ночам трудился корректором в местной типографии. Друзья спали по очереди на одной кровати и вместе готовились к обучению. Плетнёв мечтал стать сельским учителем. Утром Алёша приносил горячую воду, и товарищи пили чай. Плетнёв рассказывал, что нового узнал из газет.
Общаться с Евреиновым юноша не переставал, и однажды Николай свёл его с интересным человеком. Этот мужчина предложил стать членом тайного кружка, посвящённого изучению экономики. Собрания проходили в квартире Миловского. Алексей был моложе всех, однако скоро он усвоил основные положения книги Милля с положениями Чернышевского.
Экономическая теория была проста и понятна, поэтому герой удивлялся: зачем писать научные труды о том, что и так известно каждому, кто трудится на благо «чужого дяди»? Судьба юноши сложилась так, что положения экономики были написаны у него «на коже».
Работа у Деренкова и арест Плетнёва
Походив некоторое время на чтения к Миловскому, Алёша познакомился с «народником» Андреем Деренковым. Этот человек был хозяином лавки, в которой продавалась бакалея, а ещё у него была самая большая в городе библиотека запрещённой литературы. Студенты и люди с революционными взглядами часто бывали в гостях у Андрея. Кроме того, владелец лавки активно помогал деньгами согражданам, ведущим борьбу за «счастье народа».
Вскоре «народник» открыл булочную, которая служила прикрытием для других дел. В заведении была потайная комната, куда приходили студенты и взрослые революционеры. Алёша стал работать у Деренкова. Его обязанности заключались в следующем:
Городовой Никифорыч подозревал, что в булочной происходит что-то противозаконное, но у него не было доказательств. У полиции деятельность булочника тоже вызывала подозрения. Никифорыч иногда вызывал к себе героя и расспрашивал о том, что происходит в заведении, но Алёша ни разу не проговорился.
Чем больше герой наблюдал за людьми, тем сумбурнее становилось у него на душе. Одни говорили, что человеку для счастья нужны только «угол» и «баба». Другие стремились к знаниям и утверждали, что будущее за наукой и прогрессом. Находились и такие, кто считал, что от достижений простому человеку один вред: когда внедряются технологии, многие остаются без работы. В чём состоит правда жизни, герой не мог понять. Городовой всё же выследит и арестовал Плетнёва, а супруга Никифорыча предупредила Алексея, чтобы тот был аккуратнее: за ним тоже вели слежку.
Размышляя о человеческом существовании, герой пришёл к окончательному выводу: оно бессмысленно. Алёша решил, что жить больше незачем, пошёл на рынок и купил револьвер. Юноша рассчитывал, что выстрелит себе в грудь и попадёт в сердце, но вместо этого только повредил лёгкое. На восстановление ушёл месяц. Когда Алёша поправился, то снова стал работать в булочной Деренкова.
Встреча с Хохлом
В потайную комнату к Деренкову часто приходил Михаил Антонович Ромась. Алёша сразу заприметил этого мужчину благодаря внешности: посетитель был высок и широк в плечах. Недавно Ромась по прозвищу Хохол приехал из Якутии, где отбывал ссылку. Вернувшись, этот человек начал вести среди населения революционную пропаганду. С этой целью он организовал рыболовецкую артель, которая служила прикрытием, и открыл небольшую лавку.
Между Хохлом и Алёшей завязалась дружба. Михаил проникся симпатией к юноше: он почувствовал, что их взгляды во многом совпадают. Когда у Алёши не получилось совершить самоубийство, он многое переосмыслил, и с тех пор жил с чувством вины. Михаил Антонович отнёсся к пареньку с пониманием, проявив искреннее участие, и Алексею снова захотелось жить в полную силу. Он поверил в себя и в то, что нужен миру.
Хохол и Алексей снимали дом, который принадлежал местному богачу Панкову. Этот человек пошёл против воли отца и взял в жёны сироту-бесприданницу. Алексей с удивлением смотрел на то, как тяжело и безрадостно живётся народу в сельской местности. Люди работали, не жалея себя. От «каторжного» труда многие болели. Алёша не понимал, почему парни относятся к сельским девкам с таким цинизмом и бесстыдством, а сами молодки, казалось, были рады.
Герой видел, что люди относятся друг к другу по-волчьи, живут, словно слепые, на ощупь. Жители села не доверяли соседям и всего боялись. Местные богачи и староста понимали, какими делами занимается Хохол, и не скрывали враждебного отношения. На Михаила совершили несколько нападений, а однажды ему подбросили бревно, начинённое порохом. Ромась воспринимал всё это спокойно, но когда жители устроили в лавке с товаром пожар, он понял, что жить ему здесь не дадут.
Алексей пытался спасти хотя бы ценные книги, поэтому бросился на чердак, где они хранились. Только когда литература оказалась в безопасности, герой подумал о том, что ему самому нужно спасаться. В это время взорвалась бочка, в которой был керосин. Пешков понял, что придётся прыгать в окно, и стал собирать всё мягкое:
Алёша остался жив, только вывихнул ногу.
Заключительные события
После пожара Хохол уехал из села, продав Панкову то, что осталось от товара. Когда Михаил и Алексей прощались, мужчина сказал, что не нужно осуждать людей. Самые прочные изменения — те, что происходят медленно. В следующий раз они увиделись только через 15 лет, когда Ромась снова вернулся из Якутии после очередной ссылки.
Оставшись один, Алёша остро ощутил, что к нему тоже относятся враждебно. Другом юноши был Баринов — местный крестьянин. Вот как характеризует его автор:
Баринов бредил Каспием, рассказывал о море и о «сладкой» жизни. Местные слушали его истории с интересом, но к рассказчику относились презрительно. Когда Ромась уехал, Алексей почувствовал себя кутёнком, потерявшим хозяина. Он жил у Баринова в бане, они вместе работали у богатых людей. Однажды вечером крестьянин уговорил Алёшу уехать.
Дорога была трудной, но мужчины всё же добрались до Каспийского моря. Баринова и Пешкова из милости взяли на баржу, им приходилось нести вахту: это была своеобразная оплата. В Симбирске матросы попросили «пассажиров» выйти. Мужчины попили в трактире чай, потом на пассажирском пароходе «зайцами» добрались до Самары. Оттуда, нанявшись на баржу, они почти без приключений доплыли до Каспийского моря, где устроились в артель рыбаков. Алёша Пешков так и не поступил в университет, зато его многому научила взрослая жизнь, ставшая для героя настоящим институтом.
Тайная комната в булочной
Алеша из пекарни Семенова вскоре ушел работать к Деренкову, открывшему булочную. Доход с нее предполагалось пустить на революционные цели. Здесь Алексей Пешков сажает в печь хлебы, месит тесто, а утром рано, набив булками корзину, разносит выпечку по квартирам, относит булки в студенческую столовую. Все это описывает Максим Горький («Мои университеты»). Краткое содержание, которое мы составили, должно давать понять читателю, что уже в юности у Горького возник интерес к революционной деятельности. Поэтому отметим, что у него под булками были листовки, брошюры, книги, которые он раздавал незаметно вместе с выпечкой кому следует.
Тайная комната располагалась в булочной. Сюда приходили люди, для которых была лишь предлогом покупка хлеба. Булочная эта вскоре начала вызывать у полиции подозрения. Городовой Никифорыч стал «коршуном кружиться» около Алеши. Он его расспрашивал о посетителях пекарни, а также о книгах, которые читает Алексей, приглашал его к себе.
Самое трудное время
Нищенское существование и поиски работы осенью привели его в пекарню Василия Семёнова. Это был тяжелейший период его жизни. Он не мог продолжать учебу и ходить к Деренкову из-за тяжёлой работы, и это угнетало. Но героя поддерживало чувство, что работа среди людей была направлена на их просвещение, это придавало моральные силы, но коллеги считали его шутом, сочинявшим сказки. Вскоре пришла весть о смерти бабушки. Тяжесть работы и осознание бессмысленности своего существования вгоняли в депрессию.
Новый этап в судьбе свел с такими людьми:
От городового Алексей узнал об аресте Плетнева. Противоречивые события не укладывались в голове юноши. Книги, прочитанные за это время, призывали к свободе и счастливой жизни, но окружавшая суровая реальность была совершенно иной.