Молочный план что это

blog.steblovskiy.ru

Всем привет! Меня зовут Денис Протасов и я продолжаю делиться с вами полезной информацией о съёмке видео на зеркальный или беззеркальный фотоаппарат.

Сегодня выпуск будет менее технический и более творческий. Говорить сегодня будем о такой важной штуке, как крупность планов.

Зачем вообще затеивать разговор о крупностях? Дело в том, что основное отличие видеосъемки от фотосъемки — это, безусловно, монтаж.

И если зачастую фотограф для того, чтобы рассказать какую-то историю или окунуть зрителя в сюжет, использует только одну крупность на одном кадре и у него это получается прекрасно, то людям, кто занимается видеосъемкой, необходимо для этого использовать монтаж. Конечно, можно вспомнить множество примеров, где сюжет или история раскрывается с помощью только одного плана. Но, поверьте, там люди тоже использовали принцип чередования крупностей, но делали это внутри кадра с помощью движения камеры приближая её или отодвигая от объекта съемки.

В общем чередовать крупности надо, а для этого надо понимать какие они бывают.

Традиционно в видеосъёмке существуют следующие крупности планов:

Эти крупности можно смело назвать базовыми. Однако, творчество на то и творчество, чтобы отходить от общепризнанных рамок, но делать это всегда надо аккуратно, со вкусом и со знанием дела.

Итак, крупности обозначены. Теперь мы поговорим о том, что с этим делать. Существует один волшебный приём, который позволит нам сделать монтаж видео более комфортным. Что значит комфортным? Это значит, что монтаж не бьёт по глазам, по головному мозгу и прочим чувствительным органам. И называется этот волшебный приём — монтаж ЧЕРЕЗ КРУПНОСТЬ.

Например, если вы сняли общий план, средний план и крупный план человека, который говорит по телефону, грамотнее всего будет смонтировать так:

сначала общий план,Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Многие скажут — в чём же логика? Ведь даже в жизни мы сначала видим объект издалека, затем подходим ближе, а затем ещё ближе. Да, безусловно, можно сделать так. Но в таком случае монтаж становиться очень заметным и видным глазу. И вообще, станет очень некомфортным. Конечно, нельзя сказать, что это жёсткое правило. Это скорее принцип, который позволяет упростить жизнь как оператору, так и монтажёру.

Или же, например, рассмотрим следующую ситуацию. Вам надо снять интервью одного человека на две камеры. Здесь принцип комфортного монтажа через крупность как никогда кстати. Для того, чтобы склейки между кадрами были незаметны, достаточно снять, например средний погрудный план и суперкрупный план. Или же просто средний план и крупный.

Но, зачастую, все снимают крупный и суперкрупный и потом на монтаже не могут понять, что же здесь не так. Кстати, знание этого принципа во многом облегчает работу не только тем, кто сам снимает и сам монтирует свой материал, но и видео операторам, которые просто снимают материал и отдают его кому-то на монтаж. Ну, а если вам повезёт поработать с каким-нибудь ворчливым монтажером или режиссёром монтажа старой закалки и старой школы, и он вдруг обнаружит, что вы снимаете через крупность и понимаете этот принцип, то он точно пожмет вам руку и вы заработаете плюс сто очков к карме!

Это все, что я хотел сегодня рассказать вам, друзья.

Меня зовут Денис Протасов. Смотрите видео, изучайте и снимайте!

Источник

План в кино — 23 вида планов для съемки кино и видео.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Одной из первых вещей, которые студенты учат в школе кино и телевидения, является номенклатура основных типов планов кинокамеры. Этот общий язык необходим для сценаристов, режиссеров, операторов камер и кинематографистов, чтобы эффективно обмениваться визуальными элементами кадра, в частности размером объекта, часто человека — внутри кадра.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

План в кино это:

Обозначение расстояния от камеры к объекту съемки. В кино применяют шесть основных планов: деталь, крупный план, первый средний план, второй средний план, общий план, дальний план. Но есть и другие виды разделения планов.

Здесь приведен список основных типов планов, которые вам нужно знать, а также краткое описание. Для целей данной статьи основное внимание будет уделено размеру объекта и углу камеры, а также игнорированию движений камеры, таких как отслеживание кадров, тележка и т.д..

Планы с указанием размера объекта

Есть много способов, которыми вы можете заснять свой объект: от общего плана, где объект виден издалека, до плана от первого лица, когда зритель видит глазами героя. Вообще говоря, все виды планов, мы можем разбить на три основных размера: дальний, средний и крупный. Дальний план (также обычно называемые широкоэкранным планом) показывают объект на расстоянии, подчеркивая место и расположение объекта, в то время как крупный план показывает детали предмета и выделяет эмоции персонажа. Средний план, это где-то посередине, делая акцент на главном объекте съемки, и при этом показывая немного окружающей среды.

Важно отметить, что следующие типы планов относятся только к размеру объекта внутри кадра и прямо не указывают, какой тип объектива используется для съемки сцены. Выбор объектива, расстояние камеры от объекта — остается художественным решением для режиссера. Имея это в виду, переходим к списку!

Очень дальний план (Extreme Long Shot) также известный как Очень широкий план (Extreme Wide Shot). Используется для отображения предмета на расстоянии или той области, в которой происходит сцена. Этот тип особенно полезен для создания сцены с точки зрения времени и места, а также физическое или эмоциональное отношение персонажа к окружающей среде и элементам внутри него. Персонаж не обязательно должен быть доступен для просмотра в этом кадре.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Дальний план (Long Shot) или широкий план (Wide Shot). Показывает объект полностью; для человека это будет все тело, от головы до ног. Персонаж находится ближе в центре внимания зрителя, чем на очень дальнем плане. Этот план часто определяет само место действия и место нашего персонажа в нем.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Общий план (Full Shot). В кадре персонаж находится с головы до ног, при этом персонаж или объект заполняет кадр. Акцент, как правило, больше связан с действием и движением, чем с эмоциональным состоянием персонажа.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Средний план (план в 3/4). Промежуточное расстояние между общим планом и первым средним планом. Показывает человека от коленей и выше.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Ковбойский план, второй средний план. Вариант среднего плана, получивший свое название от фильмов вестернов 1930-х и 1940-х годов, где в кадр попадал человек начиная с бедер.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Средний план, первый средний план. Показывает часть объекта съемки более подробно. Если этим планом снимается человек, то в кадре он будет от талии и выше. Это один из самых распространенных планов в фильмах, поскольку он фокусируется на персонаже (или персонажах) в сцене, в тоже время демонстрируя некоторую окружающую среду.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Средний крупный план — между первым средним планом и крупным планом, обычно в кадре человек от груди или плеча.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Крупный план. Заполняет экран частью объекта, например, лицом человека. Эмоции и реакция персонажа доминируют в сцене.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Чокер. Вариант крупного плана, этот план включает лицо от губ и до бровей.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Очень крупный план, деталь. Подчеркивает небольшую область или деталь предмета, например, глаз или рот. Очень крупный план на глаза иногда называют итальянским планом, получившим свое название от итальяно-западных фильмов Серджио Леоне, который его популяризировал.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Планы кино, указывающие угол или место камеры (ракурсы)

В дополнение к размеру объекта внутри кадра, типы планов также могут указывать, где камера находится относительно объекта. Вот несколько часто используемых терминов:

На уровне глаз (Eye Level), камера находится примерно на уровне человеческого глаза, что приводит к нейтральному воздействию на аудиторию.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Объект под высоким углом съемки. Камера находится наверху и снимает сверху вниз. Это может привести к тому, что объект будет казаться уязвимым, слабым или напуганным.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

План с низким углом съемки. Камера направлена снизу вверх. При съемки этим планом, объект съемки будет выглядеть сильным, героическим или опасным.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Наклонный план, в котором камера установлена ​​под углом на ее оси вращения, так что линия горизонта не является уровнем. Он часто используется для демонстрации дезориентированного или непростого психологического состояния.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

За плечевой план (Over-the-Shoulder Shot) Популярный план, где объект снимается из-за плеча другого. Плечо, шея и / или задняя часть головы предмета, обращенного в сторону от камеры, остаются видимыми, что делает кадр полезным для проявления реакции во время разговоров. Он имеет тенденцию уделять больше внимания связи между двумя ораторами, а не отрывом или изоляцией, которая возникает в результате одиночных планов.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Вид с высоты птичьего полета. Вид плана с высоким углом. Как и в плане с высоким углом, камера снимает сверху вниз. Но в плане «С высоты птичьего полета», камера находится заметно выше. Кадр дает аудитории более широкий взгляд и полезен для указания направления и показывает, что объект движется. План выделяет особые отношения или раскрывает элементы аудитории вне границ осознания персонажа. План часто снимается с крана или вертолета (или с дрона, как это делается в последнее время).

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Другие распространенные типы кадров

Врезка в (Cut-In). Врезка последовательности кадров, снятых более крупным планом в другую последовательность. В более крупном плане, показывается объект, который изначально был виден на общем плане.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Перебивка (Cutaway). Врезка одной последовательности кадров в другую. В этом кадре для вставки берется объект, которого нет в начальном плане. То есть, из первоначальной последовательности кадров вырезается кусочек, и в него вставляется другая последовательность со сменой плана. Это может быть какая-то деталь, которая даст дополнительный смысл сцене. Например, лампочка снятая крупным планом, одежда, висячая в шкафу или что-то другое. Тем самым режиссер может создать загадку для зрителя или наоборот, подтолкнуть его к ответу на загадку.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Устанавливающий кадр. Обычно первый снимок сцены используется для определения местоположения и окружающей среды. Его также можно использовать для установления настроения и предоставления зрителям визуальных подсказок относительно времени (ночь / день, год) и общей ситуации. Поскольку режиссер фильма или оператор должен в одном кадре вместить большой объем информации, то в качестве устанавливающего плана, как правило, используется сверхдальний или дальний план.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Мастер план (Master Shot), термин присваивается единому непрерывному плану. Этот план может быть сделан на единственным, непрерывном кадре, используемым режиссером для освещения сцены или для редактирования вместе с дополнительными кадрами. Хотя это обычно дальний или общий план, мастер-план может быть более близким планом или состоять из нескольких различных типов планов, если камера движется по всей сцене.

Ракурс — точка зрения, предназначен для имитации того, что видит конкретный персонаж в сцене. Благодаря этому виду, кадр идет непосредственно от имени персонажа, позволяя зрителям погрузится в его эмоциональное состояние. Обычными примерами являются съёмка от первого лица, дрейфование в бессознательное состояние или просмотр области через бинокль.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Реакционный кадр Показывает реакцию персонажа на кадр, который ему предшествовал.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Обратный угловой план Кадр сделан под углом примерно в 180 градусов, противоположным предыдущему кадру. Этот термин обычно используется во время разговора указывая, например, обратный заплечевой кадр.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Двойной кадр (Two Shot). План, в котором два объекта появляются в кадре.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Надеюсь, приведенные планы вам пригодятся, и вы будете их использовать.

А какие ваши любимые кадры? Делимся в комментариях!

Источник

Основные правила съемки. Эпилог

В первой части данного материала мы рассмотрели основные настройки современных видеокамер, прошлись критикой по неправильным психологическим установкам операторов-новичков; научились держать видеокамеру и вкратце поговорили о такой важной составляющей фильма, как кадр. Пора продолжить курс молодого бойца. Теперь мы, умудренные опытом краткой, но насыщенной информацией службы, приступим к изучению таких понятий, как план, чередование плана и правила монтажа. И в заключение. дадим Присягу! Куда же без этого?!

Разговор о планах

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Без предварительной подготовки (наша статья, скорее, посвящена аспектам практики, а не теории) рискнем утверждать, что, если в течение какого-либо значительного отрывка видеоматериала нам придется любоваться только одним планом (посмотрите четыре картинки вверху и выбирайте любой) — наш взгляд заскучает. В первом стоп-кадре мы захотим взглянуть в глаза героям ближе и увидеть место, где они так трогательно смотрят друг другу в глаза. В стоп кадре 2 — увидеть пальцы стилиста, порхающие над прической девушки, в стоп-кадре 3 — увидеть невесту полностью в свадебном платье. Стоп-кадр 4 непонятен, хочется увидеть место, где находится свеча, что происходит рядом.

Даже такое специфичное видео, как, скажем, футбольный матч, съемочная бригада старается показывать не одним общим или дальним планом (чтобы ни в коем случае не упустить стремительные и непредсказуемые перемещения мяча), а постоянно разнообразить видеоряд более крупными планами. Показываются напряженные лица игроков и тренера во время некритичных ситуаций, эмоции на лицах болельщиков. Если показывать весь матч одним планом — чем это будет отличаться от сидения на трибуне?

О том, какие планы и в каком порядке уместно показывать зрителю, мы сейчас и поговорим. Наша задача — сделать материал максимально комфортным для просмотра. Итак, для начала введем классификацию планов по крупности. Не забудем, что в подавляющем большинстве случаев мерилом всего происходящего в кадре является человек, поэтому всю классификацию мы будем проводить относительно человека. Итак:

Детальный план

Мы видим в кадре именно деталь, подробность. Кисть руки, туфелька, свеча или кнопка дверного замка. Многие видеооператоры пренебрегают таким планом, кто сознательно, а кто нет. Ведь чтобы получить такие кадры, необходимо подойти в упор к объекту или снимать с достаточно большим увеличением, то есть бороться с тремором рук, задерживать дыхание и т.д. А ведь этот детальный план необходим.

Видео, в отличие от фотографии, не обладает избыточным разрешением. Если на хорошей фотографии человека в полный рост вы вдруг захотите рассмотреть марку часов на его запястье — пожалуйста, можете абсолютно без потери качества увеличить картинку на мониторе в несколько раз. В видео, увы, разрешение экрана не позволяет этого сделать. Даже при небольшом увеличении с помощью монтажных программ, картинка теряет четкость, замыливается, распадается на отдельные пиксели.

Если вы думаете, что для полного рассказа о происходящем событии вам понадобятся детали — снимайте именно детали. Такими планами. Особенно такие планы важны для человека, про соционический тип которого можно сказать, что он сенсорик, то есть привык все потрогать, пощупать. Представление о фактуре материала позволит таким зрителям полнее погрузиться в происходящее на экране.

Крупный план

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

А куда без крупных планов? Именно в них эмоции, выражение взгляда. Можно заглянуть человеку в глаза и увидеть многое. Если мерилом избрать человека — на крупном плане лицо занимает весь экран. Возможно увидеть часть шеи, воротник, но никак не грудь. Такой план подходит людям, чей соционический тип можно охарактеризовать как этик. Человеку важны эмоции, чувства. И мы не в праве его этого лишать.

Не стоит для съемки такого плана подносить объектив близко к лицу, лучше (в разумных пределах) воспользоваться увеличением. При съемке в упор на широком угле лицо человека приобретает дополнительную вытянутость в сторону камеры, черты лица искажаются. Самый гротескный случай — вспомните соседку Шпака, когда Иван Васильевич смотрел на нее в дверной глазок (поскольку мы «на службе» — не вредно будет вспомнить и тот момент в к/ф «Горячие головы», когда находящийся в строю косоглазый курсант в упор смотрит на распекающего его злобного сержанта).

Разумеется, снять такой план тоже достаточно трудно. Особую трудность для видеооператора-любителя, или пусть даже профессионала, но работающего в жанре репортажа (когда трудно воспользоваться штативом, по вполне объективным причинам) представляют две вещи — естественный тремор рук, который сказывается при съемке со сколько-нибудь заметным увеличением, и то, что объекту достаточно даже легкого движения головой или плечами, чтобы кадр был потерян. А мы напоминаем, что показывать такой кадр меньше пяти секунд за редким исключением бессмысленно.

Классификация планов, о которой мы вам рассказываем, — это не наше изобретение, на ней построена вся отечественная школа кинематографа и телевидения. Однако существует и другая классификация планов, например, Голливудская. Там есть такой план, как «портретный», «половинный», «молочный», «поколенный». В основу положена вся та же крупность, но ступени градации, как мы видим, немного разные. Не будем останавливаться на ней подробно, отметим только, что эти планы не так очевидны, как, кажется, видно из их названия. Если вы решите почитать западные работы по операторскому искусству — имейте это в виду, обычно классификация планов обговаривается.

Первый средний план

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Именно так, обычно, по утверждению психологов, мы видим собеседника, разговаривая с ним на комфортном для общения расстоянии (полтора-два шага). С, примерно, «по-грудь» до, примерно, «по-пояс». Это то, что между этими «примерно», и принято называть первым средним планом.

Второй средний план

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Если человек виден ниже, чем по пояс, но выше, чем по колени, — такой план называется вторым средним. На таком расстоянии (мы сейчас говорим о расстоянии для невооруженного взгляда, без увеличительной, или наоборот, широкоугольной оптики) прекрасно видно моторику человека, связь его движений, жестикуляции и основной мимики. С такого расстояния можно рассматривать человека, не боясь причинить ему дискомфорт. Тип людей, которые при всех равных предпочтут такие планы — определяйте сами, напомним только, что «планы разные нужны, планы разные важны».

Общий план

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

На общем плане человек в полный рост занимает практически весь кадр по вертикали, с разумными вариациями. Этот план отлично подходит, чтобы показать ближайшее окружение главных действующих лиц. Специально для новичков-операторов подчеркнем: этот план обычно не прыгает сам в видоискатель. Чтобы запечатлеть такой план, приходится отойти подальше. Мы обязательно советуем вам сделать это усилие, разнообразие планов необходимо для хорошего фильма.

Дальний план

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Да, нет предела крайностям. Этот план призван показать все, что увидел бы посторонний зритель, оказавшись на месте события. Фигурка человека занимает ничтожную часть экрана, она нужна только для осознания масштаба, ни о какой мимике или выражении лица говорить не приходится. Но логику сразу станет понятно где, в какое время года и суток происходит событие, о котором ведется рассказ. Понятно, что чтобы отснять дальний план именно места действия (иначе это будет просто пейзаж), бедному оператору придется достаточно далеко отойти. Уверяем, не пропадет ваш скорбный труд, такие планы вовремя и к месту — удел профессиональных фильмов, и зритель это оценит.

Чередование планов

Да, действительно, зачем мы столько писали? Если о золотом сечении еще куда ни шло, пригодится, то зачем такой долгий рассказ о планах? Догадливый читатель, наверное, уже сообразил, что как ни наведи камеру — какой-нибудь план да получишь. Как в известной истории про сына турецко-подданного: в ней Остап, делая единственно возможные ходы, как оказалось, повторил неизвестную ему защиту Фелидора.

Как уже замечено выше, любой кадр видео, если не происходит его смены за достаточно короткое время (5-10 секунд), зрителю надоест. Нет, разумеется, событие может быть сколь угодно интересным и важным, и оторваться от экрана может быть очень трудно, но кадр надоест. Наш взгляд будет выискивать новые подробности сцены, а подробностей нет. Не избыточно видео. Если мы показываем сцену, как девушка протягивает кочевнику чашку (рисунок чуть выше), то хоть прищуривайся, хоть прислоняй лицо к монитору — не увидишь деталей. И не поможет попытка заглянуть за край экрана. Ни один план в видео не может быть самодостаточным даже небольшое время. Эрго? Планы нужно менять. Смена кадров в видео называется монтаж. Он бывает внутрикадровый и межкадровый.

Внутрикадровый — это когда смена планов и ракурсов производится движением камеры или перемещением объектов съемки в течение одной сцены, без прекращения съемки. Межкадровый — это когда следующий кадр зритель видит отснятым другой камерой, или той же камерой, но после смены ракурса или плана.

Оба вида монтажа по-своему нужны и по-своему хороши, среди признанных мэтров искусства есть апологеты и того и другого типа монтажа. Например, Спилберг предпочитает межкадровый монтаж, отрицая движение камеры как таковое, а Сокуров снял нашумевший фильм «Русский ковчег» одним дублем, не выключая камеры ни на мгновение. Отметим, что большинство режиссеров не задумываются над тем, в какую именно крайность им удариться, и используют как межкадровый, так и внутрикадровый монтаж как инструменты выражения своих идей, без всяких идеологических подоплек.
Сейчас мы только говорим о том, в каких порядках мы будем менять планы в нашем фильме. Итак, мы не ставим целью долго подталкивать вас к тому, чтобы вы догадались о правильном ответе, кинематографисты в свое время искали ответ на этот вопрос очень долго. Желающих в полной мере насладиться методикой поисков и захватывающими экспериментами Эйзенштейна и Кулешова, мы отошлем к книге Соколова «Монтаж». Уверяем вас, если вам понравился процесс видеосъемки, то прочтение этого труда не будет лишним. Мы, уважаемый читатель, просто выдадим вам правильный ответ. Итак:

Монтаж по крупности

Один и тот же объект нельзя показывать разными планами, если они не отстоят друг от друга через одну ступень. Исключение составляют связки «дальний — общий» и «деталь — крупный».

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

А: Что означает «нельзя»? А возьму и сделаю!

Q: На здоровье! Просто в месте, где вы нарушите этот закон (да и другие, о которых мы тут расскажем) в месте стыка двух кадров возникнет акцент, кратковременный дискомфорт восприятия. Появится ощущение разрыва во времени, резкого скачка. Разумеется, кинокартина (или, например, видеоклип) без акцентов невозможна, но не следует их делать там, где повествование непрерывно и не предусматривает нарушения целостности и гармоничности происходящего.

А: Мы часто видим в кино, как этот закон нарушается. Например, при съемке диалога, мы поочередно видим то одного, то другого героя крупным планом, и все воспринимается комфортно.

Q: Мы ведем речь о показе одного и того же объекта. Показывать несвязанные объекты можно, не учитывая этот закон, он — об одном и том же объекте. Ни один из законов, о которых мы рассказываем, не действует сам по себе, только видео, не противоречащее всем приведенным здесь законам, не вызывает дискомфорта при восприятии.

Если мы показываем идущего по аллее парка человека, или сидящую за столом девочку, то примерно каждые 5-10 секунд (в зависимости от динамики сцены и ритма повествования) план должен меняться, чтобы зритель не заскучал. По этому закону мы и можем показать нашего героя во всей красе.

Монтаж по направлению движения и взгляда

Один и тот же объект не может двигаться в двух соседних кадрах то в одну, то в другую сторону. Так же некомфортно будет выглядеть то, что снимаемый герой смотрит в одном кадре в одну сторону, а в другом — в другую.

Тут, мы думаем, тоже не стоит долго распространяться в ответе на вопрос «почему?». Потому что невозможно в жизни мгновенно оббежать кого-либо и уставиться на него с противоположной стороны. Не бывает так, а значит, и психика наша к таким восприятиям не готова. Мы ответим на вопросы, которые возникают у новичков, когда они пытаются воплотить этот закон в съемке:

А: Что нам делать, если у нас есть два красивых кадра, где объект движется то в одну, то в другую сторону? Или если нужный нам объект необходимо показать и с одной и с другой стороны? Неужели какой-нибудь кадр придется выкинуть?

Q: Профессионалы в таких случаях используют следующие способы:

Отдельного внимания заслуживает описание принципов направления взгляда при съемке диалогов.

При съемке диалога или любого другого вида общения, все идущие друг за другом планы должны делаться с одной стороны линии общения.

Надеемся, про линию общения долго объяснять не придется. Просто мысленно проведите между двумя общающимися людьми линию. Не отрезок, не луч, а именно линию. Ее нельзя пересекать при съемке ни в коем случае, кроме как воспользовавшись тремя способами, описанными выше. Соблюдая это нехитрое правило, мы сразу получим несколько отличительных свойств нашего видео, которое поможет зрителю комфортно воспринять увиденное. Если один герой всегда смотрит вправо, то другой — всегда влево. И никогда не возникнет впечатление, что разговаривающие между собой люди смотрят куда-то в одну сторону, один из-за плеча другого. При этом человеческая психика отождествляет правую и левую сторону с позицией и мироощущением героя, без большой надобности не стоит пересекать ее, даже используя способы, описанные выше: у зрителя возникнет ощущение перемены точки зрения, смущения кого-либо из участников разговора.

Монтаж по фазе движения

Последующий кадр сцены должен продолжать предыдущий по фазе движения.

Самый классический пример, обычно используемый для демонстрации принципа, — это два кадра с марширующими солдатами. На одном мы видим, как правые ноги пошли вниз, на другом — как они опускаются на землю. Наверное, излишне указывать, что на видео солдаты не должны в этом месте сбиться с ритма. И опуститься во втором кадре должна именно та нога, которая опускалась в предыдущем. Кино — это великая сила, при просмотре несогласованного по фазе движения видео у потомственных строевиков может случиться истерика. То же правило — не сбивать ритм — нужно применять к любому видео, где любые заметные движения имеют хорошо видимые фазы.

Заметим ещё: используя этот закон, можно сглаживать нежелательные нарушения других монтажных законов. Например, переходом по фазе движения достаточно хорошо маскируется нарушение закона крупности. На одном кадре мы видим, как главный герой первым средним планом размахивается, и в момент движения руки мы меняем план на дальний (надо показать, куда полетит выпущенный из руки камень).

Монтаж по яркости и цветности

Последующий кадр сцены не должен иметь ощутимых различий в яркости и цвете. Любые изменения яркости и цвета должны происходить постепенно.

С одной стороны, все понятно: биение яркости и цветности в кадре не должны вызывать раздражения (вспомните о фиксировании экспозиции, к которому мы призывали в главе о кнопках на камере), но с другой — как всегда, появляются вопросы:

А: Герой заходит в темную комнату с освещенной улицы. Мы не хотим делать резкого акцента, наоборот, хотим показать заход героя в дом просто как один из этапов на пути, скажем, к телевизору. Как быть? Ведь неизбежен скачок по яркости?

Q: Да, неизбежен. Есть несколько приемов, позволяющих сгладить этот скачок (заметим, что все эти приемы уместны и при стыке кадров по всем другим правилам, мы надеемся, что вы внимательно читаете эту статью и пытаетесь не просто заучить, но и проанализировать полученную информацию).

Как мы видим, все принципы монтажа имеют основной целью снизить дискомфорт при переходе с одного кадра на другой. Анализируя конкретные кадры, и выясняя, что именно вам не нравится, можно открыть и другие правила.

Еще несколько важных понятий. Правила хорошего тона видеографа

Подошла пора заканчивать эту статью, она и так получилась ощутимо большей, чем первоначально планировалось. Еще несколько вещей, о которых необходимо знать новичкам, мы рискнем дать бессистемно. Почему бессистемно? Во-первых, их легко запомнить и так. Во-вторых, объяснение причин «почему так, а не иначе» можно провести двумя способами. Долго-долго объяснять и подводить читателя к ответу или просто напомнить о том, что видео должно быть комфортно для восприятия, из этого нехитрые правила и проистекают. Так как «во-вторых» мы уже выполнили, то, пожалуй, перейдем к этим самым вещам. Итак:

Использовать правило «сорока пяти»

Само правило выглядит очень просто.

При съемке одного и того же объекта или сцены, два идущих друг за другом кадра не должны производиться под одним и тем же углом к объекту. Крайне желательно смещением точки съемки добиться того, чтобы угол между ними приближался к 45 градусам. При этом все остальные известные нам правила также должны выполняться.

Чего мы добиваемся этим правилом? Изменение крупности кадра не будет выглядеть как моментальное приближение или удаление объекта, что, как мы уже говорили, ведет к нежелательному эффекту. В реале это выглядит примерно так, как мы указали на нижеприведенной схеме.

Молочный план что это. Смотреть фото Молочный план что это. Смотреть картинку Молочный план что это. Картинка про Молочный план что это. Фото Молочный план что это

Избегать повторяющихся движений камеры

— А махнуть рукой (да, и такой способ есть). Подержать план подольше, чтобы зритель успел забыть, как именно выглядел предыдущий, потом спокойно вернуться на прежний.

Давать себе и зрителю отдохнуть от главных героев

При малейшем нарушении законов монтажа возникает. Правильно, вы уже усвоили материал этой статьи. И представьте выполнение этой задачи (не дать зрителю почувствовать малейший дискомфорт от нарушения какого-либо закона) со всем усердием. Уверяем, снять самую тривиальную сцену станет очень трудно. А наполнить по всем правилам осмысленными действиями двухминутный эпизод — задача для профессиональной съемочной группы. Какие хитрости для этого существуют? Двух видов — достойные профессионалов и недостойные. Начнем с недостойных:

Разбивать кадры «вспышечкой» или, наоборот, уводом в темноту. Допустимо при создании работы в таком жанре, как видеоклип (в этом жанре почему-то считается уместным практически все. Никогда не берите в качестве примера для обучения видеоклипы!), но очень часто такую «работу» можно наблюдать и на телевидении, в передачах стиля МТV или Fashion. Не ставьте себе задачу шокировать и оглушить зрителя: при условиях для съемок, которые возникают в быту, у вас и так будет огромное количество нестыковок. Есть более приемлемые способы:

Использовать перебивки. Нейтральные кадры, не имеющие прямого отношения к действующим лицам, помогут изменить очень многое. Например, при показе напряженного диалога, когда герои интенсивно передвигаются по вашей съемочной площадке, они часто будут выбегать из кадра. Моменты, когда «кадра нет» или он не соответствует канонам по своему направлению и крупности, можно с успехом заменять, например, слушающими зрителями. Разумеется, виды природы ощутимо раскрасят фильм о походе. Имейте в виду, что при монтаже можно вставить кадры, которые были отсняты не с дрожащих от усталости рук или с учащенным дыханием, а чуть позже, на привале.

Заключение. Бойцам и генералам

Присяга

Всё, дорогой рекрут. «Курсы молодого бойца» окончены, личный состав. Нет, не отдыхает. В армии нет слова «отдых», если вы не знали 🙂

Личный состав после КМБ приводят к Присяге. Итак, читаем. Мы называем понятия и принципы, о которых долго и, надеемся, не утомительно рассказывали, а вы повторяете. Если что-то забыли — обязательно возвращаетесь и вдумчиво читаете, пока не усвоите.

Нам чужды синдромы снайпера, поливальщика газонов, шагающего экскаватора или театрала; мы не силимся объять необъятное. Мы умеем строить кадр, исходя из принципа «Золотого сечения». Мы знаем, какие бывают планы по крупности: крупный план, первый и второй средний, общий и дальний (если не знаем — значит, перед нами съемка через микроскоп или вид из космического корабля). Мы умеем чередовать планы, исходя из принципов крупности, направления движения и взгляда, яркости и цветности, а также фазы движения. Чтобы наши кадры как можно чаще совпадали с вышеуказанными принципами, мы умеем пользоваться перебивками.

Товарищам генералам

Товарищам солдатам

Граждане молодые бойцы!

То, что вы только что прочитали, — лишь небольшая часть того, что необходимо сделать. Сделать, чтобы отснятое вами видео воспринималось на экране комфортно. Будьте критичны к качеству полученного знания — многие важные аспекты в этой статье упрощены или упущены для более удобного восприятия. Существует много частных случаев, когда указанные законы и приемы не будут работать так, как надо. Например — только для информации заметим — что основных монтажных законов гораздо больше, общее их число — десять. Что есть огромное количество хитростей, чтобы сгладить нарушение этих законов. Что монтаж может различаться по стилю повествования, что свет и направление движения во многих случаях могут служить мощным выразительным средством. Не говоря уже о языке движения камеры, о котором мы даже не начинали говорить.

Но теперь, если возвращаться к военной терминологии, вы знаете основы строевого Устава, это, с одной стороны, гарантирует ваш переход на следующую ступень в мире видеоискусства, а с другой — закладывает фундамент для новых достижений. Если вам интересен дальнейший путь в мир видеографии — чаще бывайте на нашем форуме и внимательнее изучайте раздел Путеводитель в Цифровое Видео. В следующих частях у нас с вами начнутся уже сержантские курсы. Мы постараемся помочь применить полученные знания для решения конкретных задач, таких как видеосъемка (и монтаж, готовьтесь!) фильмов о походах, концертах, корпоративных вечеринках и детях. Пока, кроме внимательного, на уровне рефлексов, изучения этой статьи — посоветуем ознакомиться с основами захвата и монтажа видео, и хорошенько изучить какой-нибудь видеоредактор. Всем спасибо.

Ваши документы!

Ходят тут всякие.
(народная мудрость)

— Да, кстати, товарищ, э-э-э. Что-то не разглядим мы ваше звание. После того, что вы нам тут наговорили, дабы не сомневаться в достоверности ваших слов. А предъявите-ка, пожалуйста, документики!

От редакции: да, да. Как-то не с того статья началась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *