Молодежь и подростки в чем разница
Разница между молодежью и подростком
Ключевая разница: Молодость относится к молодому человеку, то есть человеку от детства до взрослого возраста. С другой стороны, подросток относится к тому, кто конкретно в возрасте от 13 до 19 лет. В
Содержание:
Считается, что молодежь находится между ребенком и взрослым. Это означает, что молодежью может быть любой человек, которого нельзя считать взрослым. Термин также можно использовать для обозначения всего молодого поколения как одного, например, современная молодежь, или это может относиться к качествам, которые обычно связаны с молодостью, например Я был очень энергичным в юности.
Однако определение подростков очень специфично. Это относится к человеку, который находится в подростковом возрасте, то есть до тринадцати, четырнадцати, пятнадцати и так далее до девятнадцати лет. Таким образом, в основном подростком является любой в их подростковые годы. Подростки не достигли возраста, когда они считаются взрослыми, поэтому можно сказать, что все подростки являются молодыми, но не вся молодежь является подростками.
В дополнение к буквальному и техническому определению терминов, каждый из них также имеет социальные последствия. В связи с этим иногда употребляется термин «подросток». Даже говоря, что термин «подросток» может вызвать идею капризного подростка, который может быть или не быть избалованным или плаксивым и жаловаться. Конечно, это обобщение, которое не демонстрирует того, что такое быть подростком. С другой стороны, под молодежью понимается молодой взрослый, то есть тот, кто почти взрослый, или ответственный и зрелый, как взрослый.
Сравнение молодежи и подростка:
молодежь
подросток
«Он был увлеченным спортсменом в молодости»
«Она представляла, как ее молодость и красота исчезают»
«На него напала банда юношей»
«Черная молодежь столкнулась с высоким уровнем расовой дискриминации»
Человек в возрасте от 13 до 19 лет.
Может относиться к любому, кто молод. Может быть ребенком, подростком или даже молодым человеком.
Относится конкретно к подросткам, таким как тринадцать, четырнадцать и т. Д.
Молодежь и подростки
Смотреть что такое «Молодежь и подростки» в других словарях:
молодежь — МОЛОДЕЖЬ, и, ж. (или молодежь и подростки). Ирон. о молодежи. Перенос ударения, имитирующий прост. огласовку слов … Словарь русского арго
Молодежь — Молодёжь в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. социально демографическая группа, выделяемая… … Википедия
Обкуренная молодежь — Обкуренная молодёжь The Stoned Age Жанр комедия Режиссёр Джеймс Мелконян В главных ролях … Википедия
Обкуренная молодежь (фильм) — Обкуренная молодёжь The Stoned Age Жанр комедия Режиссёр Джеймс Мелконян В главных ролях … Википедия
Почтальон (фильм, 1997) — Почтальон The Postman … Википедия
Пономарь — (ц. слав. – привратник) – в православной церкви служитель низшего ранга. В его обязанность входит: звонить в колокол, возжигать в церкви свечи и лампады, участвовать в пении на клиросе, прислуживать при богослужении. Пономаря еще называют… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Косплей — Подростки в Харадзюку, Токио изображают Ману, Ю Ки и Кодзи из группы Malice Mizer Косплей м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play «костюмированная игра») форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник… … Википедия
МАСЛЕНИЦА — Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя на конец февраля начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на… … Русская история
Глава 4. Подростки и молодежь
Возрастные границы
Подростковый возраст еще называют тинэйджерским. Под определение тинэйджера, строго говоря, попадают только те, кому от 13 до 19. Однако дети (особенно девочки) часто в 13 лет уже созревают физи-чески, поэтому 11-летняя девочка может выглядеть и вести себя как тинейд-жер, а 15-летний мальчик, если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ребенком.
Само слово тинэйджер сравнительно новое. Впервые оно появилось в вы-пуске за 1943- 1945 годы, впоследствии стало широко использоваться в повседневном обще-нии. Наряду с ним, как одинаковое ему, используется слово подросток.
В США подростковый период подразде-ляют на две со-ставляющие: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и старший подростковый воз-раст (от 15 до 19 лет).
Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сделки, например, купить игрушки. С 10 лет мнению ребёнка придаётся юридический смысл. Например, выбрать школу для ребенка или сменить его фамилию можно родители не могут без учета мнения ребёнка. С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд.
Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью и даже быть признанным безработным.
Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. По уголовному праву Ирландии привлекают к ответственности с 7 лет, а в Португалии с 12. Но это не означает, что преступление, совершенное более молодыми людьми, у нас останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд проступков, указанных в ст. 20 Уголовного кодекса РФ:
В США несовершеннолетним в банках разрешается получать кредит на свое имя. По закону эти юные граждане уже несут ответственность за свои долги. Многим несовершеннолетним владельцам недвижимости требуется согласие родите-лей на то, чтобы сдать в аренду дом или квартиру. В США и западноевропейских странах алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 21 года.
После наступления совершеннолетия вам дается право голоса, мы превращаемся в полноправных и политически активных граждан. С этого момента, если рассматривать юридическую сторону дела, подросток переходит в категорию взрослых, или в зрелый период. Большинство подростков буквально раз-дирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми.
Сегодня принято считать границы молодежи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодежного возраста связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения, т.е. за нижнюю границу молодежного возраста принят возраст в 14 лет. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.
Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16-ти летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.
За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:
Средняя группа: молодежь 18-24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
Молодежь социально неоднородна и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Молодой ученый, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.
Акселерация
В подростковом возрасте самые заметные изменения, по крайней мере на первый взгляд, происходят во внешнем облике, прежде всего сильно изменяются размеры тела: к первому сентябрю родители покупали своему увальню костюмчик на вырост, а к новому году из пиджака уже руки по локоть видны.
Согласно последним антропо-метрическим исследованиям, рост среднего европейца за последние 150 лет увеличился на 20 см. А это верный показатель улуч-шения качества жизни, в который включаются десятки составляющих, таких, как общее благосостояние, ка-чество питания, жилищные условия, уровень загрязнения окружающей среды, болезни, стрессы. Рост насе-ления в высоту, как считают некото-рые ученые, отражает эти показатели точнее, чем валовой национальный продукт или доход на душу населения.
Во времена моего детства, если я просил у родителей на 50 центов в неделю больше, чем обычно, они начинали подозревать, что я содержу женщину.
Таким образом, на исторической шкале времени можно наблюдать несколько прогрессивных процессов:
· Улучшение условий жизни по мере приближения к нашим дням;
· Увеличение среднего роста мужчин и женщин с каждой следующей исторической эпохой;
· Зависимость физического роста человека от социального положения, сословия, класса;
· Прямо пропорциональная зависимость среднего роста жителей от уровня экономического развития страны.
Социальное и духовное развитие людей с каждой следующей эпохой особенно заметно на детях, которые опережают в развитии своих родителей, когда те были в их возрасте. Социологи установили, что на акселерацию влияют множество факторов, связанных с ситуацией в обществе и семье. Так, в группе детей от 5 до 11 лет ог-ромное влияние на рост оказывает наличие работы у отца. У безработ-ных отцов дети примерно на 4 см ни-же. Но, как выяснилось, рост детей зависит не только от питания, дохо-дов родителей и состояния окружаю-щей среды. Не менее важно, любят детей в этой семье или нет. Бывали случаи, что дети, испытывающие из-девательства со стороны родителей, переставали расти и набирать вес. А помещенные после этого в Дом ре-бенка, снова пускались в рост, причем быстрее других детей. И наоборот, когда сироту даже из самого лучшего приюта передают любящим прием-ным родителям, ребенок начинает усиленно расти[214].
Исследования показали, что подростки из богатых и зажиточных семей в целом выше ростом и крупнее, чем из бедных. Причем так обстоит дело во всех странах мира. Причина кроется в качестве питания, а не в более высоком доходе. Семья может жить весьма небедно, но о питании детей совсем не заботиться: дети едят не вовремя, всухомятку, потребляют много всевозможных концентратов из универсама и т.д.
Так что большие деньги не всегда приводят к качественному питанию. Вспомните старую русскую деревню. Жили совсем не в роскоши, а какой крепкий народ был.
Изменения в обществе способ-ствуют наступлению половой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретного ребенка она наступает тогда, когда его организм в процессе развития достигает определенного уровня. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Совре-менные данные показывают, что средний возраст половой зрелости приблизился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате девочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время все наступало гораздо позже.
Подростки конца 1990-х взрослеют быстрее своих сверстников конца 1980-х. Если ра-нее молодые люди выбирали свой жиз-ненный путь к 17-18 годам, то у нынешних 14-15-летних, особенно в мегаполисе, уже сформировано представление о своем будущем. Они понимают, что в первую очередь должны рассчитывать на собственные силы, а не на родителей. Для них характерна устойчивость к никотину, алкоголю и наркотикам. В то же время подростки сейчас более тре-вожны, чаще подвержены страху ока-заться несостоятельными в любви, учебе или на рабочем месте.
Мост из детства в зрелость
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. В историческом плане выделение этого периода как особой возрастной ступени произошло в промышленно развитых странах в XIX-XX вв. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный возраст, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, старший школьный возраст. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни человека перемен, когда он переходит от детства к юности.
А что вы можете сделать? Вы можете понять механизм прохождения по этому мосту. Научиться самостоятельно анализировать те ловушки, которые расставляет жизнь, разбираться в запутанном лабиринте психологических и социальных проблем. Только развивая мышление, выясняя причины того, почему в общественной жизни события происходят так, а не иначе, формируя логику и аналитику, обучившись докапываться до самой сути вещей, вы сможете избежать многих ошибок и глупостей.
В наше время всем приходится нелегко. Подростки живут в мире, который терроризируют экстремисты; взрослые живут в мире, который терроризируют подростки.
Самыми трудными месяцами в жизни подростка чаще всего ока-зывается время, которое приходится на возраст в 13-14 лет. Именно в эти годы сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают обычно наибольшей силы. Подросток ис-пытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку своих свер-стников. Если подросток уже зачислил себя в категорию неудачников, то даже малейшее неприятие его со стороны окружа-ющих или попытки посмеяться над ним могут сыграть роковую роль1).
Ребенок. Подросток. Взрослый. В чем разница?
Здравствуйте. Казалось бы о чем здесь можно говорить, на первый взгляд всё всем давно ясно. Но поговорить здесь есть о чем. Ребенок, подросток, взрослый, эти три слова часто у нас ассоциируются с возрастом. Примерно до 10-12 лет мы имеем дело с ребенком, примерно до 16-18 лет мы имеем дело с подростком и волшебным образом человека начиная с 18 лет принято считать взрослым. Я говорю про распространенную ситуацию в России, всегда есть разные культуры, традиции, уникальные случаи и многое другое. Я сам проходил все эти стадии взросления, параллельно со мной взрослели мои друзья, знакомые и люди которых я имел возможность наблюдать в поле своего внимания долгое время. На этой основе я пришел к выводу, что только один возраст не способен правильно охарактеризовать значение таких слов как ребенок, подросток и взрослый. Поэтому хочу предложить свое дополнение к этим словам.
Резюмируя все вышесказанное, ребенку требуется ваша максимальная и искренняя поддержка, вовлеченность в свою жизнь. Именно в этот отрезок своей жизни человек практически полностью зависит от родителей и взрослых, уязвим и восприимчив. Детство рано или поздно заканчивается и человек становится подростком, это естественная трансформация и удивляться ей не стоит взрослому человеку. Подросток хочет оказывать влияние на свою жизнь и здесь уже родителям и взрослым необходимо объяснять причины запретов и ограничений, которые распространяются на подростков. Что интимная близость приводит к беременности, что курение и алкоголь вреден для здоровья, и что в состоянии опьянения человеку проще совершить непоправимые ошибки. Так конечно стоит поступать и с ребенком, но в случаи с ребенком это можно пропустить и заставить его силой, а в случае с подростком это уже осуществить сложнее. На основе своих личных ошибок и опыта, советов взрослых (опыта взрослых) человек способен плавно и безболезненно повзрослеть, став взрослым. Взрослым, который готов взять ответственность за свою жизнь на себя, а не большим ребенком, которому уже все можно по законодательству Российской Федерации.
Стоит выделить еще один этап взросления человека, на этом этапе появляется осознанное желание взять ответственность за другого на себя. Это можно назвать разными словами: родитель, тренер, наставник, лидер и другими похожими по смыслу. Наступает подобный этап уже в зрелом возрасте, без количества прожитых лет здесь не обойтись. Чем больше у человека в жизни было трудностей и важных событий, тем быстрее будет происходить процесс взросления. В завершении хочу добавить, будьте аккуратны с детьми, дарите им свою заботу, пока они этого ждут от вас. Помогайте подросткам взрослеть, делом и советом, позволяйте им совершать свои ошибки. Становитесь взрослыми людьми, берите ответственность за свою жизнь на себя и дайте возможность пожить своим родителям более свободно. Брать ответственность за других на себя, это уже нелегкая задача и за нее стоит браться, если вы уже сами стали взрослым. Здесь лучше не пропускать ни один из этапов взросления. Если у вас возникли вопросы или появилось желание поделиться своим мнением, пишите комментарии, все прочитаю и отвечу при необходимости. Всем пока.
ПОДРОСТКИ И МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Молодежь как социально-демографическая группа. Значение возраста в определении характеристик данной группы. Соотношение биологического, психологического и социального.
Возраст как социальное явление и характеристика личности. Виды возраста: хронологический, физиологический, субъективный, символический и т.д.
Ценностные ориентации личности. Воспитание подростков и молодежи как проблема. Мораль и нравственность в современном обществе: мнение воспитателей и воспитанников.
Особенности определения поколения (Мангейм). Проблема взаимоотношения между поколениями (М. Мид). Ровесники и современники. Идентификация с поколением.
Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социальное происхождение и факторы окружающей среды оказывают существенное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Например, социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное социальное положение и вид занятий. К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. Отсюда – необходимость изучения проблем юношеского, молодежного возраста представителями разных наук.
Молодежь, как социально-демографической группа имеет такие особенности как возраст, положение в социальной структуре, специфика сознания и поведения, особая форма культуры (субкультура), специфическая роль молодежи, которую она играет в процессе смены поколений в системе воспроизводства и развития общества. То есть функционирование и развитие молодежи отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни (Чупров, Зубок 2009).
Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь– это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».
Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16–18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В «Толковом словаре» В. Даля юношаопределяется как «молодой парень от 15 до 20 лет и более», а подросток – как «дитя на подросте», около 14–15 лет. В древнерусском языке слово «отрок»обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Отвечая на вопросы: №Кто я?», «Какой я?», «К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
— самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку.
— собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению.
— стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики.
Молодостькак определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
Б. Г. Ананьев выделяет две фазы юности, одна из которых находится на границе с детством, а другая – на границе со зрелостью. Обе фазы отличаются как закономерностями психофизиологического и интеллектуального развития, так и особенностями формирования личности, а следовательно, и степенью становления личности как субъекта деятельности.
Ранняя юность (15-17 лет), относящаяся к первой фазе, отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он уже не ребенок, но вместе с тем еще и не взрослый.
Вторая фаза юности, которую во многих возрастных классификациях называют юностью как таковой (18-25 лет), представляет собой начальное звено зрелости. Эту фазу юности Выготский был склонен относить к системе возрастов зрелости: «По общему смыслу и основным закономерностям возраст от 18-25 лет составляет скорее начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное звено в цепи детского развития».
Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Оно схватывает многозначность слов и понятий. Юность – возраст горячих споров, философствования, теоретизирования даже на известные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще к «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.
В. В. Гинзбург считает юность переходным периодом к зрелости. «Переход организма из юношеского возраста во взрослое состояние отнюдь не означает прекращения развития организма. Он вступает в новую фазу, характерную более стабильными формами метаболизма и относительно мало меняющимися формами строения тела».
В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:
· возрастные границы молодежного возраста;
· специфика социального статуса;
· ролевые функции и особенности поведения;
· характеристики социально-демографической группы;
· социально-психологические характеристики;
· процесс социализации в конкретный исторический период;
· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.
(Безрукова 2004).
Немецкий антрополог Г. Гримм, отмечая неопределенность положения юности в системе возрастов, подчеркивает значение социальных условий. «Юность является таким периодом жизни, когда созревающий подросток вступает в сферу специфических влияний производственной среды. При этом возникают взаимные соотношения, при которых, с одной стороны, известные морфологические предпосылки определяют пригодность к определенному виду профессиональной деятельности, с другой же стороны, в результате данного вида деятельности возникают раздражители, стимулирующие развитие организма, все еще находящегося в процессе роста».
Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.
Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (представления о «нормальном поведении» и степени ответственности подростка и взрослого и др.).
Юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.
В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать «подготовительный период». Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя, в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых.
В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся более многомерными. В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома; обучение было органической частью труда и быта, а критерии зрелости имели сословный характер. В описании детства и отрочества средневековая мысль подчеркивает не столько задачу подготовки к будущей жизни, сколько момент социальной зависимости. Важнейшим критерием взрослости считалось создание собственной семьи, с чем ассоциировались самостоятельность и ответственность.
Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. В современном обществе наблюдается гетерохронная последовательность биологического и социального созревания подростков, которая находит выражение в противоречиях, наблюдаемых в период юности. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Эти противоречия сводятся к тому, что высокий уровень жизни общества ускоряет созревание организма и вместе с тем отодвигает время начала проявления активного участия молодежи в создании материальных и духовных благ общества. Физическая зрелость наступает значительно раньше социальной. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше учатся. Отсюда– удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно).
Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки: расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности. В обществе патриархально-феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был предопределен наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятия своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Невесту ему выбирали родители, часто задолго до его возмужания и независимо от его личных склонностей и симпатий. Вырваться из этой социальной скованности и даже осознать ее как таковую мог только человек выдающийся.
В современных условиях необходимо, чтобы юноша был социально компетентным, т. е способным к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Социальное самоопределение есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.
В новое время возможности индивидуального выбора – профессии, жены (мужа), образа жизни – значительно расширились. Психологические горизонты человека не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию самостоятельного социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого – усложнение процесса самоопределения.
Для современного общества характерен рост социальной автономии молодежи от старших и индивидуального самоопределения.
Подходы к разработке специальных теорий в социологии молодежи.
1. Психоаналитический подход.В рамках данного подхода выделяется направление неофрейдизм.Родоначальник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности, которые в дальнейшем были развиты его многочисленными последователями.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития был известный американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками.
Основной закон развития – «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе.
Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.
Первая фаза – младенчество. Ее главная задача – выработать у ребенка бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляются чувства «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
Во второй фазе – раннем детстве – у ребенка формируется чувство своей автономности и личной ценности или их противоположность – стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребенка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, дает ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
Третья фаза – игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) – формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеют групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
Четвертая фаза– школьный возраст – чувство предприимчивости, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся творчество и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
Пятая фаза – юность – характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникают диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
Шестая фаза – молодость – характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества.
Важнейшее приобретение седьмой фазы – взрослости – творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
Восьмая фаза – зрелый возраст, или старость, – характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае – отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста – отрешенность и мудрость, т.е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.
Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества – воспитатели, родители – связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизненные задачи.
2. Структурно-функциональный подход. К числу последователей этого течения, относится израильский социолог Ш. Айзенштадт, которому принадлежит работа «От поколения к поколению». Вслед за классиками — Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом — он рассматривает молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности. Безусловной заслугой сторонников такого подхода явилось конструирование концепции межпоколенного взаимодействия, согласно которой главная цель любой социальной системы — самовоспроизводство. Она достигается с помощью возрастной дифференциации общества со строго закрепленными социальными функциями. Причем роли, выполняемые индивидом на каждом этапе жизни, должны быть четко ориентированы по отношению к одной из главных его функций — субъекта или объекта социального и культурного наследования. Нарушение процесса перехода ролей от одного поколения к другому способно привести к серьезной деформации, а в особых случаях и к полному распаду всей структуры общественных взаимосвязей. Подобный подход лег в основание специальных социологических теорий — «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон).
Весомым вкладом, обогатившим эту традицию в социологии молодежи, оказались труды наших соотечественников: В. Боровика, С. Быковой, В. Васильева, С. Григорьева, Г. Журавлева, А. Капто, Е. Катульского, А. Кулагина, Л. Когана и др. Предметом анализа здесь явились тенденции формирования молодых пополнений рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, их социальное положение, трудовая и общественная активность, а также несоответствие профессионального статуса и квалификационной подготовки, уровня образования и материального обеспечения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений — словом, фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений молодежи и общества.
(Чупров).
3. Культурологический подход. Для данного подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом зрения феноменологической социологии. Разделяющие идеи ее основоположников А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана исследователи стремятся осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, целями и поведенческими мотивами реально действующих индивидов. Благодаря использованию культурологической традиции социология получила возможность системного анализа молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классический образец — работы немецкого социолога К. Мангейма. Исследуя феномен поколенческого единства, он раскрыл механизм социального наследования. Насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает молодых людей с феноменом культуры человечества; сей непрерывающийся контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа, переориентировки движения в новом направлении.
Преемственность поколений.
Для анализа этого явления в социологии используются предложения, в контексте которых возможен различный подход к трактовке понятия поколение и соответственно места молодежи в нем.