Монахи что это такое история 6 класс

§ 2.4. Монашество на Востоке и на Западе

Второй составной частью духовенства было монашество (от греческого слова «монахос» — одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной суеты, чтобы молиться, размышлять и готовиться к вечной жизни. Одни находили уединённое место (в пустыне, в горах, в лесу) и жили в одиночестве (таких называли отшельниками). Другие селились совместно (в одиночку прожить было очень трудно). Свою обитель монахи обносили стеной, отгораживаясь от суеты и соблазнов мирской жизни.

Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть фото Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть картинку Монахи что это такое история 6 класс. Картинка про Монахи что это такое история 6 класс. Фото Монахи что это такое история 6 класс

Монахи, разрубающие бревно. Миниатюра XII в.

Вскоре в Европе возникло много монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели — аббатами (в переводе с сирийского «отец»). Первоначально маленькие и неказистые, со временем многие обители отстроились, приобрели огромные богатства и немалое влияние. Монастыри стали важнейшими центрами культуры и образования. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг — скриптдрии, где учёные монахи годами трудились над рукописями.

Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть фото Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть картинку Монахи что это такое история 6 класс. Картинка про Монахи что это такое история 6 класс. Фото Монахи что это такое история 6 класс

Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть фото Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть картинку Монахи что это такое история 6 класс. Картинка про Монахи что это такое история 6 класс. Фото Монахи что это такое история 6 класс

Страницы рукописной книги. Миниатюра и текст с инициалами. Ирландия, 800 г.

Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть фото Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть картинку Монахи что это такое история 6 класс. Картинка про Монахи что это такое история 6 класс. Фото Монахи что это такое история 6 класс

Оклад книги из монастырской библиотеки. 900 г.

Столь же любовно и тщательно создавались переплёты рукописей. Книги обтягивались кожей или бархатом, могли украшаться пластинами из резной слоновой кости, золотом, драгоценными камнями. Не удивительно, что книги стоили очень дорого: за одну рукопись могли отдать несколько домов. Короли и знатные люди дарили друг другу книги в самых торжественных случаях.

Источник

Словарь по истории Средних веков (6 класс)

Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть фото Монахи что это такое история 6 класс. Смотреть картинку Монахи что это такое история 6 класс. Картинка про Монахи что это такое история 6 класс. Фото Монахи что это такое история 6 класс

Словарь по истории Средних веков (6 класс)

· Средние века – период всемирной истории (сер. V – сер. XV вв.), который изучает феодальное общество; называется так потому что лежит по середине между эпохами Древнего мира и Новой истории.

· Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи. С к. IV века от набегов на Римскую империю германцы перешли к завоеванию. Желая захватить плодородные земли и военную добычу, они целыми племенами снимались с родных мест и отправлялись в далёкие походы. Толчком к переселению послужило вторжение гуннов. К н. VI в. германские племена расселились на всей территории Западной Римской империи:

— вандалы – в Северной Африке;

— вестготы – в Испании;

— англы и саксы – в Британии.

· Государство – особая организация общества, занимающая определенную территорию и возглавляемая царем, имеющая войско, казну и законы.

· Франки – германские племена, жившие до Великого переселения народов в нижнем течении реки Рейн.

· Замок – укреплённое жилище феодала.

· Турнир – военные состязания рыцарей в силе и ловкости.

· Феодал – владелец феода.

· Феод – участок земли, который давался за службу временно, затем стал передаваться по наследству.

· Феодальное поместье – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне (передавалось по наследству). Русский термин – вотчина.

· Повинности – принудительные обязанности крестьян.

· Налог – плата населения в казну государства.

· Оброк – плата крестьян феодалу частью урожая и приплода скота за пользование его землей.

· Барщина – работа крестьян в хозяйстве феодала.

· Десятина – налог, плата крестьян церкви десятой части урожая или приплода скота.

· Король – верховный правитель государства.

· Междоусобные войны – войны между феодалами.

· Дружина – постоянное войско при короле.

· Император – правитель империи.

· Империя – государство, в состав которого входят завоёванные территории.

· Сеньор – старший; сюзерен.

· Вассал – военный слуга.

· Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором всё необходимое производилось не на продажу, а для собственного потребления.

· Икона – живописное изображение Бога, Богоматери, «святых» и сцен из «священных» книг.

· Мозаика – картина из цветных стекол и камушков.

· Город – укрепленное поселение.

· Товар – продукт труда, созданный для продажи или обмена.

· Мастер – хозяин ремесленной мастерской.

· Подмастерье – главный помощник мастера в мастерской, получал за свой труд заработную плату; мог сам стать мастером, если изготавливал шедевр.

· Цех – союз ремесленников одной специальности, проживали в одном городе.

· Ярмарка – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран.

· Купец – торговый человек.

· Монастырь – поселение монахов.

· Монахи – христиане, уединившиеся для молитвы и служения Богу сначала в лесах и пустошах, потом в монастырях.

· Римский Папа – глава католической церкви (в Западной Европе), епископ Рима, считался приёмником апостола Петра, ближайшего ученика Христа.

· Духовенство – служители церкви.

· Католическая церковь – всемирная церковь с 1054 года (в странах Западной Европы).

· Православная церковь – истинная церковь с 1054 года (в Византии, в России).

· Патриарх – глава православной церкви.

· Индульгенция – грамота о прощении грехов.

· Инквизиция – специальный церковный орган дознания и суда.

· Еретик – отступник от веры.

· Крестовые походы – походы (1096 – 1270 гг.) на Ближний Восток, организованные католической церковью и феодалами. Захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных». Всего было 8 походов.

· Ислам – одна из мировых религий – вера в Бога Аллаха.

· Мусульмане – все те, кто принимал ислам.

· Коран – священная книга мусульман.

· Халиф – глава арабского государства.

· Мечеть – мусульманский храм.

· Сословия – это большие группы людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.

· Сословная монархия – государство, в котором власть монарха опиралась на собрание представителей сословий.

· Парламент – собрание представителей сословий в Англии.

· Генеральные Штаты – сословно-представительный орган во Франции.

· Жакерия – мощное народное восстание во Франции в 1358 году, во главе которого стоял Гильом Каль.

· Норманны – северные германцы, предки современных норвежцев, шведов, исландцев, датчан. На Руси были известны как варяги.

· Викинги – возглавляли военные походы норманнов.

· Феодальная раздробленность – распад государства на самостоятельные феоды-государства.

· Централизованное государство – единое государство с сильной властью короля.

· Хлодвиг – вождь племени франков; вV веке создал государство франков и стал королём. Из династии Меровингов.

· Карл Великий – король франков, совершил около 50 военных походов, в 800 году принял титул «императора». Династия Каролингов.

· Мухаммед – житель Мекки, в 610 году выступил с проповедью новой религии – исламом, основатель религии.

· Юстиниан I – император Византии. При нём христианство стало официальной религией. Вёл успешную внешнюю политику.

· Бируни – арабский астроном, учёный.

· Ибн Сина (Авиценна) – арабский врачеватель, свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских медиков.

· Григорий VII – Папа Римский, избранный в 1073 году (до 1085 года), стремился подчинить всех светских государей своей власти.

· Генрих VII Тюдор – основатель династии Тюдоров в Англии. Положил конец войне Алой и Белой розы. Его поддержали мелкие и средние феодалы, богатые горожане. Усилил королевскую власть.

· Фридрих I Барбаросса – воинственный император Германии, по прозвищу Рыжебородый, возглавил 3-ий поход крестоносцев на Восток (гг.)

· Ричард I (по прозвищу Львиное сердце) – король Англии из династии Плантагенетов (гг). Типичный средневековый рыцарь. «Всех хотел превзойти славой». Вёл войны, участвовал в Третьем крестовом походе в гг на Восток. На обратном пути попал в плен. Был освобождён за выкуп. Продолжал воевать, пока не был убит.

· Филипп IV Красивый – (гг.), король Франции с 1285 года. В 1302 году впервые созвал Генеральные штаты. В 1312г. при содействии папы римского упразднил орден тамплиеров.

· Вильгельм Завоеватель – герцог Нормандии, который, пользуясь прекращением старой династии в Англии, при поддержке папы римского и многих рыцарей во Франции в 1066 году завоевал Англию.

· Робин Гуд – любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, непримиримый враг богачей; разбойник, жил в лесу.

· Жанна д′Арк – крестьянская девушка, народная французская героиня, которая во время Столетней войны организовала патриотов Франции на борьбу с англичанами.(1гг. – время ее действий)

· Уотт Тайлер – предводитель восстания крестьян в Англии в 1381 году. Ремесленник, участник 100-летней войны. Был смертельно ранен во время переговоров. После его смерти крестьяне лишились вожака, и восстание было быстро подавлено.

· Людовик XIV – король Франции из династии Бурбонов. Правил с 1643 по 1715 гг. при нём абсолютная монархия достигла своего рассвета. Ему принадлежит известное изречение: «Государство – это я».

· Иоганн Гуттенберг – около 1450 года изобрёл станок для книгопечатания.

· Ян Гус – (гг), патриот, первый из чехов стал ректором университета, выступал с критикой церкви (против продажи индульгенций, платы за обряды), требовал реформы церкви. После расправы над ним в Чехии начались гуситские войны.

Источник

МОНАШЕСТВО

Монашество пред­по­ла­га­ет ас­ке­тизм, от­ре­че­ние от ми­ра (от­каз от се­мьи, иму­ще­ст­ва), по­слу­ша­ние ду­хов­ным на­став­ни­кам, ор­га­ни­за­цию жиз­ни по осо­бым пра­ви­лам.

Ре­ли­гии Юж­ной и Во­сточ­ной Азии.

В позд­ней­шей тра­ди­ции («упа­ни­ша­ды от­ре­ше­ния», III-XIII века н. э.) упо­ми­на­ют­ся четыре основные на­прав­ле­ния от­шель­ни­че­ско­го монашества: ку­ти­ча­ка, ба­ху­да­ка, хам­са и па­ра­ма­хам­са (по­след­нее под­раз­де­ля­ет­ся на ту­рия­ти­та и авад­ху­та), раз­ли­чаю­щи­е­ся по спо­со­бам изу­че­ния Вед, омо­ве­ния, бри­тья во­лос, по оде­ж­де, пи­та­нию, на­но­си­мым на лоб сим­во­лам и другими ат­ри­бу­там, об­ра­зу жиз­ни и спо­со­бам пе­ре­дви­же­ния.

В ря­де стран, пре­ж­де все­го с тра­ди­ци­ей тхе­ра­ва­ды (Шри-Лан­ка, Таи­ланд, Бир­ма, Ла­ос), жен­ские мо­на­ше­ские об­щи­ны ис­чез­ли в XIII веке, но со­хра­ни­лись в Ки­тае (в т. ч. ак­тив­но раз­ви­ва­лись в XX веке на Тай­ва­не), Ко­рее, Вьет­на­ме и других стра­нах. Ны­не в стра­нах рас­про­стра­не­ния тхе­ра­ва­ды пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния жен­ских мо­на­сты­рей, на­тал­ки­ваю­щие­ся на со­про­тив­ле­ние кон­сер­ва­тив­но­го мо­на­ше­ст­ва.

Буд­дий­ские мо­на­хи обя­за­ны сле­до­вать 10 пра­ви­лам доб­ро­де­тель­но­го по­ве­де­ния (да­ша-ши­ла): не уби­вать, не брать чу­жо­го, не всту­пать в по­ло­вые свя­зи, не лгать, не ис­поль­зо­вать опь­я­няю­щих на­пит­ков, не есть твёр­дой пи­щи по­сле по­луд­ня, не при­ни­мать уча­стия в тан­цах, пес­но­пе­ни­ях, му­зы­каль­ных и других пред­став­ле­ни­ях, не ук­ра­шать се­бя цве­та­ми, не ис­поль­зо­вать духо́в или ма­зей, не са­дить­ся на си­де­нья, ко­то­рые пре­вы­ша­ют пред­пи­сан­ные раз­ме­ры, не при­ни­мать в ка­че­ст­ве по­дая­ния зо­ло­то и се­реб­ро. Ча­ст­ные пра­ви­ла буд­дий­ских мо­на­сты­рей раз­ных школ мо­гут иметь су­ще­ст­вен­ные от­ли­чия. Так, в китайской шко­ле чань не со­блю­да­лись стро­гие за­пре­ты Ви­наи (в т. ч. за­прет на сельско-хозяйственные ра­бо­ты для мо­на­хов).

Уже во вре­ме­на Ашо­ки (III век до н. э.) буд­дий­ские мо­на­хи счи­та­лись учи­те­ля­ми мо­раль­но­го по­ве­де­ния (ши­ла) и ре­лигиозные док­три­ны (дхар­ма). Ин­сти­тут монашества обес­пе­чи­вал со­хра­не­ние и уп­ро­че­ние буд­дий­ско­го уче­ния; мо­на­хи при­зва­ны бы­ли слу­жить при­ме­ром пра­вед­но­го об­раза жиз­ни и са­мо­кон­тро­ля (бла­го­да­ря за­ня­ти­ям ме­ди­та­ци­ей); счи­та­лось так­же, что ми­ря­не, под­дер­жи­вая буд­дий­ские об­щи­ны ма­те­ри­аль­но, при­об­ре­та­ют ре­лигиозные за­слу­ги. В Ки­тае и Япо­нии ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми прин­ци­па­ми буд­дий­ско­го монашества ста­ли «жизнь в сми­ре­нии», «жизнь в тру­де», «жизнь в слу­же­нии».

В от­ли­чие от брах­ма­ни­ст­ских от­шель­ни­ков, буд­дий­ские мо­на­хи по­сте­пен­но пол­но­стью пе­ре­шли к осед­лой жиз­ни. Воз­ник­ли круп­ные мо­на­стыр­ские цен­тры со свои­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми и биб­лио­те­ка­ми, например Дже­та­ва­на воз­ле р. Са­рас­ва­ти (счи­та­ет­ся, что он был ос­но­ван во вре­ме­на Буд­ды), Сан­чи, Дхам­ма­рад­жи­ка близ г. Так­си­ла, а так­же На­лан­да.

Буд­дий­ское монашество, так же как и хри­сти­ан­ское, сти­му­ли­ро­ва­ло раз­ви­тие нау­ки и куль­ту­ры в ареа­ле сво­его рас­про­стра­не­ния. В мо­на­сты­рях пе­ре­пи­сы­ва­ли ру­ко­пи­си, за­ни­ма­лись кал­ли­гра­фи­ей, бое­вы­ми ис­кус­ст­ва­ми, са­до­вод­ст­вом; буд­дий­ское монашество до­ве­ло до со­вер­шен­ст­ва ис­кус­ст­во бо­го­слов­ских дис­пу­тов (пре­ж­де все­го в Ти­бе­те). В от­ли­чие от хри­сти­ан­ских, буд­дий­ские мо­на­хи, как пра­ви­ло, не за­нима­ют­ся хо­зяйственной дея­тель­но­стью.

В ин­ду­из­ме яв­ле­ние, по фор­ме близ­кое хри­сти­ан­ско­му монашеству, воз­ник­ло около VIII веке, ко­гда Шан­ка­ра ос­но­вал ши­ва­ит­ский мо­на­ше­ский ор­ден (мат­ха), ис­по­ве­дую­щий уче­ние ад­вай­ты-ве­дан­ты. Гла­ва мат­хи но­сит ти­тул шан­ка­ра­ча­рьи. В мат­хах изу­ча­ют­ся и пре­по­да­ют­ся не толь­ко ре­лигиозные дис­ци­п­ли­ны и смеж­ные с ним пред­ме­ты (ло­ги­ка, сан­ск­рит), но и свет­ские нау­ки и ис­кус­ст­ва, по­это­му мат­хи все­гда иг­ра­ли боль­шую роль в жиз­ни индуистского об­ще­ст­ва, яв­ля­ясь цен­тра­ми куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния и нау­ки. Из­вест­ны 4 мат­хи ад­вай­ты (Шрин­ге­ри в Кар­на­та­ке, Двар­ка в Гуд­жа­ра­те, Пу­ри в Орис­се и Джйо­тир-мат­ха в р-не Бод­ри­нат­ха в Ги­ма­ла­ях).

В современной Ин­дии монашество су­ще­ст­ву­ет во всех на­прав­ле­ни­ях ин­ду­из­ма, глав­ные из ко­то­рых ши­ва­изм и виш­ну­изм (мат­хи в тра­ди­ци­ях Ра­ма­нуд­жи, Мад­хвы, Чай­та­ньи, Гау­дия-мат­хи).

Мо­на­хи раз­ных тра­ди­ций раз­ли­ча­ют­ся по цве­ту оде­ж­ды, фор­ме по­со­ха и другой ат­ри­бу­ти­ке. Бро­дя­чих от­шель­ни­ков на­зы­ва­ют сад­ху или сан­нь­я­си­ны, они жи­вут как в го­род­ских хра­мах, так и в от­да­лён­ных пе­ще­рах, ле­сах, ве­дут ас­ке­тический об­раз жиз­ни, по­свя­щая се­бя ду­хов­ным прак­ти­кам. Монашество все­гда поль­зо­ва­лось в Ин­дии выс­шим ду­хов­ным ав­то­ри­те­том.

Монашество по­ни­ма­ет­ся как пол­ное по­свя­ще­ние че­ло­ве­ком сво­ей жиз­ни Бо­гу, как под­виг доб­ро­воль­но­го от­ре­че­ния от ми­ра ра­ди Хри­ста.

чи­на (сте­пе­ни): ря­со­фор­ные (ещё не при­нёс­шие обе­ты), дей­ст­ви­тель­ные, или ман­тий­ные (при­нёс­шие обе­ты и по­лу­чив­шие ман­тию; т. н. ма­лая схи­ма), и схим­ни­ки, или схи­мо­на­хи (свя­зан­ные обе­том со­вер­шен­но­го от­ре­че­ния от ми­ра и че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва; т. н. ве­ли­кая схи­ма; см. Схи­ма).

Про­об­ра­за­ми хри­сти­ан­ско­го монашества яв­ля­ют­ся опи­сан­ные в Вет­хом За­ве­те ис­ход Ав­раа­ма из зем­ли пред­ков в Зем­лю обе­то­ван­ную, жизнь про­ро­ков Илии и Ио­ан­на Кре­сти­те­ля. От­час­ти про­то­ти­пом монашества счи­та­ет­ся об­раз жиз­ни чле­нов иу­дей­ской сек­ты ес­се­ев (те­ра­пев­тов, II век до н. э. – I век в. н. э.), для ко­то­ро­го бы­ли ха­рак­тер­ны замк­ну­тость, ас­ке­тизм, а так­же со­вме­ст­ный труд, изу­че­ние Пи­са­ния (см. так­же в ст. Кум­ра­ни­сти­ка).

Мо­на­ше­ст­во на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке.

«От­цом» монашества счи­та­ет­ся прп. Ан­то­ний Ве­ли­кий, при ко­то­ром в первой половине IV века оно ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось в Егип­те и Па­ле­сти­не. Пер­во­на­чаль­но монашество вклю­ча­ло раз­ные ви­ды ас­ке­тической жиз­ни: ана­хо­рет­ст­во (от­шель­ни­че­ст­во), кел­ли­от­ст­во [жизнь в оди­ноч­ку, по двое или боль­ше в кел­ли­ях (на­зва­ние мо­на­ше­ско­го по­се­ле­ния в Егип­те), на­хо­див­ших­ся на не­боль­шом рас­стоя­нии друг от дру­га] и др.

К концу IV века круп­ней­ши­ми цен­тра­ми монашества в Егип­те ста­ли оби­те­ли Нит­рий­ская, Скит­ская и Кел­лии под Алек­сан­д­ри­ей, ки­но­вия в Та­вен­ни­си, ос­но­ван­ная прп. Па­хо­ми­ем Ве­ли­ким. В Па­ле­сти­не зна­ме­ни­ты­ми ос­но­ва­те­ля­ми мо­на­сты­рей бы­ли пре­по­доб­ные Ила­ри­он Ве­ли­кий, Ха­ри­тон Ис­по­вед­ник, Ев­фи­мий Ве­ли­кий. Боль­шин­ст­во из­вест­ных под­виж­ни­ков IV века (ав­ва Ам­мон, прп. Ма­ка­рий Ве­ли­кий и др.) пря­мо или кос­вен­но яв­ля­лись уче­ни­ка­ми, ду­хов­ны­ми друзь­я­ми и на­след­ни­ка­ми Ан­то­ния Ве­ли­ко­го.

Мо­на­ше­ский под­виг стал об­раз­цом как для ду­хо­вен­ст­ва, так и для ми­рян, монашество по­влия­ло на раз­ви­тие по­ка­ян­ной дис­ци­п­ли­ны. Мо­на­хи ста­но­ви­лись же­лан­ны­ми кан­ди­да­та­ми на ру­ко­по­ло­же­ние в епи­ско­пы.

В IV-V веках в Ви­зан­тии ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось го­род­ское монашество, об­ла­дав­шее зна­чительным влия­ни­ем в Кон­стан­ти­но­по­ле. В V-VI веках монашество сыг­ра­ло не­га­тив­ную роль в ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии мо­но­фи­зит­ст­ва. На­чи­ная с VI века мощ­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ло па­ле­стин­ское монашество, объ­еди­нён­ное та­ки­ми лич­но­стя­ми, как пре­по­доб­ные Сав­ва Ос­вя­щен­ный, Фео­до­сий Ве­ли­кий.

Литературном от­ра­же­ни­ем это­го раз­ви­тия слу­жат тво­ре­ния пре­по­доб­ных Вар­са­ну­фия и Ио­ан­на, ав­вы До­ро­фея Газ­ско­го (середиа VI века). В VI-VII веках од­ним из главных цен­тров монашества стал Си­най­ский мо­на­стырь Св. Ека­те­ри­ны, где под­ви­зал­ся прп. Ио­анн Ле­ст­вич­ник. По­сле при­ня­тия Трулль­ским со­бо­ром (691-692 годы) (см. Все­лен­ские со­бо­ры) ре­ше­ния об обя­за­тель­ном без­бра­чии епи­ско­пов епи­ско­пат стал со­сто­ять в зна­чительной ме­ре, а за­тем и пре­имущественно из мо­на­ше­ст­вую­щих.

По­те­ря Ви­зан­ти­ей в ре­зуль­та­те арабских за­вое­ва­ний (VII век) Егип­та, Па­ле­сти­ны и Си­рии при­ве­ла к ос­ку­де­нию там мо­на­ше­ской жиз­ни, пра­во­слав­ное монашество со­сре­до­то­чи­лось пре­имущественно в Ма­лой Азии, Гре­ции, а так­же на юге Ита­лии и в Си­ци­лии. На­чав­шее­ся в VIII веке ико­но­бор­че­ст­во бы­ло на­прав­ле­но столь­ко же про­тив по­чи­та­ния икон, сколь­ко и про­тив мо­на­хов – главных за­щит­ни­ков ико­но­по­чи­та­ния, ко­то­рых вла­сти вся­че­ски пре­сле­до­ва­ли, пы­та­ли и пре­да­ва­ли смер­ти. По­бор­ни­ком ико­но­по­чи­та­ния, вер­но­сти цер­ков­ным ка­но­нам был прп. Фео­дор Сту­дит. Вос­ста­нов­ле­ние ико­но­по­чи­та­ния на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 843 года по­слу­жи­ло уси­ле­нию пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ст­ва.

Сре­ди мно­го­численных оби­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля, тра­диционного цен­тра монашества, вы­де­ля­лись Сту­дий­ский мо­на­стырь, монастырь Мч. Ма­ман­та, где под­ви­зал­ся прп. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов.

Ос­ман­ское за­вое­ва­ние Ви­зан­тии (XV век) ос­ла­би­ло пра­во­слав­ное монашество, лишь в XVIII веке на­ча­лось ожив­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни, в ча­ст­но­сти на Афо­не. Оно бы­ло свя­за­но с тру­да­ми Ев­ге­ния Вул­га­ри­са, прп. Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца и других под­виж­ни­ков мо­лит­вы и ду­хов­но­го про­све­ще­ния, спо­соб­ст­во­вав­ших изу­че­нию и воз­ро­ж­де­нию на­сле­дия свя­тых от­цов.

В XX веке мо­лит­вен­но-ас­ке­тическая тра­ди­ция Афо­на да­ла та­ких стар­цев-под­виж­ни­ков, как Да­ни­ил Ка­ту­на­кий­ский (умер 1929 год), Кал­ли­ник Иси­хаст (умер 1930 год), русские стар­цы Си­лу­ан Афон­ский и его уче­ник схи­ар­хи­ман­д­рит Соф­ро­ний (Са­ха­ров), а так­же Иосиф Иси­хаст (Пе­щер­ник) (умер 1959 год), Паи­сий (Эз­не­пи­дис) (умер 1994 год), Еф­рем Ка­ту­на­кий­ский (умер 1998 год).

Мо­на­ше­ст­во на хри­сти­ан­ском За­па­де.

Западное хри­сти­ан­ст­во по­зна­ко­ми­лось с идея­ми вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­го моашества в IV веке че­рез хри­сти­ан­ских под­виж­ни­ков, пре­ж­де все­го че­рез свт. Афа­на­сия Ве­ли­ко­го. На латинском языке бы­ли пе­ре­ве­де­ны мо­на­ше­ские ус­та­вы прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го и свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.

В IV-V веках моашество рас­про­стра­ни­лось прак­ти­че­ски по всей Ита­лии, а так­же в Гал­лии, Ис­па­нии, на Бри­тан­ских о-вах. Уко­ре­не­нию моашества на За­па­де ак­тив­но со­дей­ст­во­ва­ли свя­тые Мар­тин Тур­ский, Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ав­гу­стин (из­вес­тен ус­тав его име­ни). Про­вед­ший около 10 лет сре­ди египетских ино­ков прп. Ио­анн Кас­си­ан Рим­ля­нин, вер­нув­шись в Ев­ро­пу, де­таль­но из­ло­жил пра­ви­ла жиз­ни восточых мо­на­хов, адап­ти­ро­вав их к западным ус­ло­ви­ям («О пра­ви­лах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей»).

Вы­даю­щая­ся роль в фор­ми­ро­ва­нии тра­ди­ций западного монашества при­над­ле­жит св. Бе­не­дик­ту Нур­сий­ско­му, ос­но­вав­ше­му около 530 монастырей. Мон­те­кас­си­но и со­ста­вив­ше­му собственый мо­на­ше­ский ус­тав, ко­то­рый, по­ми­мо трёх обыч­ных обе­тов, пре­ду­смат­ри­вал так­же обет по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния в од­ном мо­на­сты­ре (лат. stabi­litas loci). Этим ус­та­вом, а так­же сфор­му­ли­ро­ван­ным Бе­не­дик­том прин­ци­пом «ora et la­bora» («мо­лись и ра­бо­тай») ста­ли ру­ко­во­дство­вать­ся мо­на­стыр­ские об­щи­ны бе­не­дик­тин­цев и бе­не­дик­ти­нок.

На ру­бе­же IX-X веков западное моашество всту­пи­ло в по­ло­су кри­зи­са, свя­зан­но­го с на­рас­таю­щим об­мир­ще­ни­ем и ос­лаб­ле­ни­ем мо­на­ше­ской дис­ци­п­ли­ны. От­ве­том на этот кри­зис ста­ли Клю­ний­ская ре­фор­ма и про­дол­жив­шая её Гри­го­ри­ан­ская ре­фор­ма, а так­же соз­да­ние ря­да но­вых ор­де­нов (ка­маль­ду­лы, кар­ту­зи­ан­цы, цис­тер­ци­ан­цы, ре­гу­ляр­ные ка­но­ни­ки-ав­гу­стин­цы и др.).

В эпо­ху Про­све­ще­ния, а так­же в хо­де Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции XVIII века в не­ко­то­рых стра­нах мо­на­сты­ри под­верг­лись се­ку­ля­ри­за­ции, ряд ор­де­нов был за­пре­щён. С середине XIX века на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние раз­ру­шен­ных мо­на­сты­рей и соз­да­ние но­вых, бы­ли ос­но­ва­ны кон­гре­га­ции кла­ре­тин­цев (1849 год), са­кра­мен­тин­цев (1856 год), са­ле­зи­ан­цев (1859 год), ком­бо­ни­ан­цев (1867 год), вер­би­стов (1875 год), на­за­ре­та­нок (1875 год), саль­ва­то­ри­ан­цев (1881 год) и мн. др.

В XX веке воз­рос­ла роль жен­ско­го ка­то­лического монашества, дея­тель­ность ко­то­ро­го со­сре­до­то­че­на, пре­ж­де все­го, на бла­го­тво­ри­тель­но­сти и хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии; бы­ло об­ра­зо­ва­но мно­же­ст­во но­вых кон­гре­га­ций, сре­ди ко­то­рых кон­гре­га­ция Мис­сио­не­рок Бо­же­ст­вен­ной люб­ви, ос­но­ван­ная блж. Те­ре­зой Каль­кутт­ской. Ка­то­лическое монашество пред­став­ле­но так­же ор­де­на­ми и кон­гре­га­ция­ми различных восточных об­ря­дов (ан­то­ниа­не, ва­си­лиа­не и др.). Ва­ти­кан­ский II со­бор дек­ре­том «Perfectae caritatis» (1965 год) пред­пи­сал мо­на­ше­ским ин­сти­ту­там ре­фор­му, на­прав­лен­ную на воз­ро­ж­де­ние их из­на­чаль­ной ду­хов­но­сти и бо­лее ак­тив­ное уча­стие в современой жиз­ни Церк­ви. Со­глас­но официальным дан­ным, в 2008 году в ми­ре на­счи­ты­ва­лось около 190 тыс. ка­то­лических мо­на­хов (свя­щен­ни­ков и брать­ев) и около 740 тыс. мо­на­хинь.

В про­тес­тан­тиз­ме ин­сти­тут монашества пер­во­на­чаль­но прак­ти­че­ски был пол­но­стью уп­разд­нён. В середине XIX века в Анг­ли­кан­ской церк­ви под влия­ни­ем идей ка­то­ли­циз­ма про­изош­ло воз­ро­ж­де­ние монашества, к началу XX века су­ще­ст­во­ва­ло несколько де­сят­ков муж­ских и жен­ских мо­на­ше­ских об­щин, чле­ны ко­то­рых за­ни­ма­лись, в ча­ст­но­сти, мис­сио­нер­ст­вом и бла­го­тво­ри­тель­но­стью. В середине второй половины XX века отдельные мо­на­ше­ские об­щи­ны воз­ник­ли в лю­те­ран­ст­ве и не­ко­то­рых других на­прав­ле­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма (Еван­ге­лическое се­ст­рин­ст­во Де­вы Ма­рии в Дарм­штад­те, муж­ской монастырь Эс­тан­бекс-кло­стер в Шве­ции и др.).

В це­лом моашество на За­па­де ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ши­ро­ким мно­го­об­ра­зи­ем ус­та­вов и форм дея­тель­но­сти.

Мо­на­ше­ст­во в Рос­сии поя­ви­лось вме­сте с хри­сти­ан­ст­вом в конце X века. Со­глас­но ус­та­ву князя святого Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча (см. Кня­же­ские ус­та­вы X-XII веков), мо­на­хи от­но­си­лись к ка­те­го­рии «цер­ков­ных лю­дей», под­суд­ных ми­тро­по­ли­ту.

Со вре­мён князя Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го из­вест­ны пер­вые русские мо­на­сты­ри: ма­лые мо­на­сты­ри при кня­же­ских дво­рах и Кие­во-Пе­чер­ский монастырь (бу­ду­щая Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра), ос­но­ван­ный прп. Ан­то­ни­ем Пе­чер­ским.

Русское монашество не­раз­рыв­но свя­за­но с мо­на­сты­ря­ми Афо­на, Кон­стан­ти­но­по­ля и Свя­той зем­ли, а бла­го­да­ря Па­те­ри­кам, Жи­ти­ям, Про­ло­гу оно вос­при­ня­ло так­же тра­ди­ции египетского ино­че­ст­ва.

Вторая половина XV-XVII веков яви­лись пе­рио­дом наи­бо­лее ши­ро­ко­го уча­стия монашества в эко­но­мической и по­ли­тической жиз­ни стра­ны. Хо­тя стро­гие об­ще­жи­тель­ные ус­та­вы прп. Ио­си­фа Во­лоц­ко­го и другие пред­пи­сы­ва­ли пол­ное лич­ное не­стя­жа­ние ино­ков, са­ми мо­на­сты­ри вы­сту­па­ли как кор­по­ра­тив­ные соб­ст­вен­ни­ки: мо­на­стыр­ское хо­зяй­ст­во ве­лось с при­вле­че­ни­ем лю­дей раз­ных ви­дов за­ви­си­мо­сти (главным образом кре­сть­ян, жив­ших на мо­на­стыр­ских зем­лях), чис­лен­ность ко­то­рых зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ла чис­ло мо­на­ше­ст­вую­щих.

Рост мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния, не­из­беж­но­го для об­ще­жи­тель­ной фор­мы монашества на Ру­си, час­то ока­зы­вал­ся ис­точ­ни­ком зло­упо­треб­ле­ний и при­во­дил к сни­же­нию нрав­ст­вен­но­го уров­ня мо­на­ше­ст­вую­щих. Про­тест про­тив об­мир­ще­ния монашества, при­зыв к мо­лит­вен­ной и ас­ке­тической жиз­ни име­ли ме­сто в дея­тель­но­сти и со­чи­не­ни­ях прп. Ни­ла Сор­ско­го, его уче­ни­ка Вас­сиа­на (Пат­ри­кее­ва), прп. Мак­си­ма Гре­ка, игу­ме­на Ар­те­мия. Сто­гла­вый со­бор (1551 год) обос­но­вал не­при­кос­но­вен­ность цер­ков­ных вла­де­ний.

В XVIII-XIX веках русское монашество зна­чи­тель­но ог­ра­ни­чи­ва­лось за­ко­но­да­тель­но, что бы­ло свя­за­но с со­ци­аль­ны­ми пе­ре­ме­на­ми в об­ще­ст­ве по­сле ре­форм Пет­ра I. Силь­ным уда­ром по хо­зяйственой дея­тель­но­сти и ма­те­ри­аль­но­му по­ло­же­нию монашества ста­ла се­ку­ля­ри­за­ция цер­ков­ных зе­мель, на­ча­тая в прав­ле­ние императора Пет­ра III и за­кон­чен­ная императрицей Ека­те­ри­ной II (см. Се­ку­ля­ри­за­ция 1764 год). Чис­ло мо­на­сты­рей и мо­на­ше­ст­вую­щих в Рос­сии со­кра­ти­лось, мо­на­сты­ри бы­ли раз­де­ле­ны на клас­сы, для мо­на­сты­рей ус­та­нов­ле­ны шта­ты. Од­на­ко упа­док хо­зяйственой дея­тель­но­сти под­го­то­вил подъ­ём нрав­ст­вен­но­го и ду­хов­но­го уров­ня монашества.

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года монашество, как и вся Русская цер­ковь (на­ря­ду с дугими ре­лигиозными объ­е­ди­не­ния­ми), под­верг­лось ре­прес­си­ям со сто­ро­ны советской вла­сти. Мо­на­сты­ри за­кры­ва­лись, их соб­ст­вен­ность кон­фи­ско­вы­ва­лась, про­во­ди­лись кам­па­нии по вскры­тию мо­щей и над­ру­га­тель­ст­ву над ни­ми, мо­на­ше­ст­вую­щие при­го­ва­ри­ва­лись к различным ме­рам на­ка­за­ния. К 1939 году в СССР не оста­лось ни од­но­го офи­ци­аль­но дей­ст­вую­ще­го мо­на­сты­ря, од­на­ко су­ще­ст­во­ва­ли тай­ные (не­ле­галь­ные) оби­те­ли. В 1960-1970-х годах монашество в основном со­сре­до­та­чи­ва­лось в не­мно­гих от­кры­тых к то­му вре­ме­ни мо­на­сты­рях (Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра, Пско­во-Пе­чер­ский Ус­пен­ский мо­на­стырь, По­ча­ев­ская лав­ра, ко­рот­кое вре­мя Глин­ская пус­тынь); не­смот­ря на го­не­ния, в них со­хра­ня­лись тра­ди­ции ду­хов­но­го ру­ко­во­дства и стар­че­ст­ва.

С конца 1980-х годов в РПЦ на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние монашества; на 2011 год на территории РФ насчитывалось 3233 монаха и 4491 монахиня.

Ор­га­ни­за­ция мо­на­ше­ской жиз­ни.

Мо­на­ше­ст­во и сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра.

В сред­ние ве­ка многие мо­на­сты­ри Вос­то­ка и За­па­да яв­ля­лись цен­тра­ми куль­ту­ры и про­све­ще­ния. В них осу­ще­ст­в­ля­лась пе­ре­пис­ка книг (тво­ре­ний от­цов Церк­ви, а так­же со­чи­не­ний ан­тич­ных ав­то­ров и трак­та­тов по раз­ным от­рас­лям зна­ния), со­став­ля­лись гим­но­гра­фические и жи­тий­ные про­из­ве­де­ния, ве­лось ле­то­пи­са­ние (все наи­бо­лее из­вест­ные русские ле­то­пи­си бы­ли соз­да­ны в мо­на­сты­рях).Не­ко­то­рые мо­на­сты­ри хра­ни­ли ог­ром­ные ар­хи­вы древ­них ру­ко­пи­сей (Си­най­ский монастырь, Афон).

Бе­не­дик­тин­ские аб­бат­ст­ва (Сен-Ри­кьё, Сен-Де­ни, Фуль­да, Санкт-Гал­лен и др.) бы­ли цен­тра­ми хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния в Западной Ев­ро­пе, оча­га­ми куль­ту­ры, где со­з­да­ва­лись биб­лио­те­ки, скрип­то­рии, раз­ви­ва­лись тра­ди­ции цер­ков­ной му­зы­ки и книж­ной ми­ниа­тю­ры. В бе­не­дик­тин­ских аб­бат­ст­вах воз­ник­ли ран­ние об­раз­цы ар­хи­тек­ту­ры ро­ман­ско­го сти­ля и го­ти­ки.

Мощ­ный им­пульс для раз­ви­тия цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры и изо­бра­зителього ис­кус­ст­ва да­ли ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на. Мо­на­ха­ми бы­ли не­ко­то­рые про­слав­лен­ные ико­но­пис­цы и ху­дож­ни­ки (например, прп. Ан­д­рей Руб­лёв, фра Беа­то Анд­же­ли­ко). Мо­на­хи на Ру­си яв­ля­лись пер­во­про­ход­ца­ми в ос­вое­нии но­вых зе­мель, во­круг ос­но­ван­ных ими мо­на­сты­рей воз­ни­ка­ли по­се­ле­ния. Го­род­ские мо­на­сты­ри Кон­стан­ти­но­по­ля, Нов­го­ро­да, Пско­ва ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в по­ли­тической жиз­ни этих го­ро­дов, вы­пол­ня­ли функ­ции со­ци­аль­но­го при­зре­ния. Древ­ние мо­на­сты­ри Вос­то­ка и За­па­да до­ны­не яв­ля­ют­ся цен­ней­ши­ми па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры и ис­кус­ст­ва.

Хри­сти­ан­ское монашество ока­за­ло влия­ние на ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы и раз­ви­тие мис­ти­циз­ма в су­физ­ме. До XX века монашество су­ще­ст­во­ва­ло у эфи­опских ев­ре­ев (фа­ла­ша).

Дополнительная литература:

Chakraborti H. Asceticism in Ancient India in Brahmanical, Buddhist, Jaina and Ajivika societies from the earliest times to the period of sankaraca̅rya. Cаlcutta, 1973;

Bha­gat M. G. Ancient Indian Asceticism. New Delhi, 1976;

Shiraishi Ryokai. Asceticism in Buddhism and Brahmanism. Tring, 1996;

Лы­сен­ко В. Г. Ас­ке­тизм в Ин­дии: его прин­ци­пы и ос­нов­ные фор­мы // Ре­ли­гио­ве­де­ние. 2004. № 1;

Buddhism in practice. Princeton, 2007;

Бон­гард-Ле­вин Г. Н. Древ­няя Ин­дия. Ис­то­рия и куль­ту­ра. М., 2008;

Ост­ров­ская Е. А. Ти­бет­ский буд­дизм. СПб., 2008;

Ер­ма­ко­ва Т. В., Ост­ров­ская Е.П. Клас­си­че­ский буд­дизм. СПб., 2009.

Ка­зан­ский П. Ис­то­рия пра­во­слав­но­го рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва, от ос­но­ва­ния Пе­чер­ской оби­те­ли пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем до ос­но­ва­ния лав­ры Св. Трои­цы пре­по­доб­ным Сер­ги­ем. М., 1855;

Knowles D. Christian mo­nasticism. L., 1969;

Dizionario degli istituti di perfezione / Dir. G. Pellicia, G. Rocca. [Mil.], 1974–2003. Vol. 1–10;

Leyser H. Hermits and the new monasticism: a study of religious com­munities in Western Europe. L., 1984;

Le­segre­tain C. Les grands ordres religieux. P., 1990;

Кар­са­вин Л. П. Мо­на­ше­ст­во в сред­ние ве­ка. М., 1992;

Хольц Л. Ис­то­рия хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ст­ва. 2-е изд. СПб., 1993;

Ио­анн Па­вел II. О по­свя­щен­ной Бо­гу жиз­ни: Vita consecrata. М., 1998;

Си­до­ров А. И. Древ­не­хри­сти­ан­ский ас­ке­тизм и за­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ст­ва. М., 1998;

Си­до­ров А. И. У ис­то­ков куль­ту­ры свя­то­сти. Па­мят­ни­ки древ­не­цер­ков­ной ас­ке­ти­че­ской и мо­на­ше­ской пись­мен­но­сти. М., 2002;

Смо­лич И. К. Рус­ское мо­на­ше­ст­во 988–1917. Жизнь и уче­ние стар­цев. М., 1999;

Си­ни­цы­на Н. В. Рус­ское мо­на­ше­ст­во и мо­на­сты­ри. X–XVII вв. // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т.: РПЦ;

Ус­ков Н. Ф. Хри­сти­ан­ст­во и мо­на­ше­ст­во в За­пад­ной Ев­ро­пе ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2001;

La grande aventure du monachisme entre Orient et Occident. Lethielleux, 2002;

Мо­на­ше­ст­во и мо­на­сты­ри в Рос­сии XI–XX ве­ка: ис­то­ри­че­ские очер­ки / Под ред. Н. В. Си­ни­цы­ной. М., 2002;

Ро­ма­нен­ко Е. В. Нил Сор­ский и тра­ди­ции рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва. М., 2003;

Чит­ти Д. Д. Град Пус­ты­ня: вве­де­ние в изу­че­ние еги­пет­ско­го и па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва в хри­сти­ан­ской им­пе­рии. СПб., 2007;

Фло­ря Б. Н. Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии Церк­ви. Древ­не­рус­ское и сла­вян­ское сред­не­ве­ко­вье. М., 2007;

Во­дар­ский Я. Е., Ис­то­ми­на Э.Г. Пра­во­слав­ные мо­на­сты­ри Рос­сии и их роль в раз­ви­тии куль­ту­ры (XI – на­ча­ло XX в.). М., 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *