Монарх и президент в чем отличие
Полномочия Монарха и Президента
9 апреля в ресурсном центре НКО состоялась встреча дискуссионного клуба на тему: “Монарх и “. Мероприятие проходило в рамках Волонтерского Проекта “Культурный Воронежец” и программы “Школа исторической грамотности”.
В качестве эксперта выступил Сергей Александрович Подболотов, член Общественной палаты Воронежской области, юрист Ресурсного центра поддержки НКО Воронежской области. В ходе беседы гости узнали, чем отличается круг полномочий Монарха от полномочий Президента.
Президент, в отличие от монарха, является выборным главой государства, наделенный широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Первым президентом России стал Б.Н.Ельцин. 25 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Позже в нее были внесены некоторые поправки.
В соответствии с Конституцией, Президент обладает широким кругом полномочий, как глава государства, связанные с законотворчеством, формированием органов федеральной власти, функционированием органов исполнительной власти и т д. Широкие функции президентской власти предполагают также и ограничения в ней, В противном случае, это приведет к авторитарному правлению.
Действие президента ограничивается Конституцией и принятыми в РФ законах. Также его деятельность ограничена сроком.
Акты президента имеют подзаконный характер. Они не должны противоречить законам, принятым парламентом.
Акты Президента РФ могут быть обжалованы в Конституционном Суде РФ. Наконец, Президент может быть отрешен от должности в порядке импичмента.
При формировании правительства, кандидатуру премьер-министра Президент должен согласовать с Государственной Думой.
Установлен срок, в течении которого Президент РФ должен подписать или возвратить в парламент закон со своими замечаниями(закон вето), он обязан его обнародовать в определенное время, если право вето преодолено.
После избрания Президент должен принести присягу, иначе он не может вступить в должность.
Таковы основные отличия между полномочиями Монарха и Президента.
Разница между главой государства и президентом
Содержание:
Глава государства против президента
Глава государства
В большинстве стран мира есть человек, который считается высшим должностным лицом этой страны. Этот человек называется главой государства и представляет страну на всех саммитах международного уровня. Его имя стоит вверху в списке представителей общественности, и он узаконивает государство в глазах других стран мира. Глава государства имеет множество функций и обязанностей, которые возложены на него в соответствии с конституцией этой страны. Глава государства считается высшим лидером страны, воплощающим дух своей страны на международных форумах. Он является чрезвычайно важным человеком, когда он также является главой правительства, как в Соединенных Штатах Америки, но является всего лишь символической главой, как в случае с Индией, где у президента нет реальной власти, и он наделен властью. Премьер-министр страны.
Президент
Президент страны является высшим лидером этой страны, хотя это не всегда так, как это наблюдается в парламентских демократиях, таких как Великобритания и многие другие страны Содружества. Есть и президенты организаций, но в просторечии это звание зарезервировано за главами государств большинства стран мира. В странах с президентской системой управления президент является главой государства, а также главой правительства, например, в США, но в парламентских демократиях, таких как Индия, президент является лишь церемониальной главой, поскольку бразды правления находятся в руках правительства. руки премьер-министра, который является лидером крупнейшей политической партии с наибольшим количеством мест в нижней палате парламента.
В чем разница между главой государства и президентом?
• В странах с президентской системой управления глава государства и президент занимают две должности, занимаемые одним человеком.
• В таких странах монарх или президент является церемониальным главой государства, тогда как реальная власть принадлежит лидеру кабинета.
• Глава государства является высшим должностным лицом страны и представляет эту страну по духу, независимо от того, является ли он монархом, как в Великобритании, или косвенно избранным лицом, как в Индии.
Несомненным преимуществом президентской должности перед мо-наршей с позиции демократии является то, что на эту должность может быть избран любой гражданин республики в соответствии с его заслугами и достоинствами в глазах соотечественников, отвечающий установленным цензам. Статья 84 Конституции Италии 1947г. устанавливает, что «прези-дентом Республики может быть избран любой гражданин, которому ис-полнилось пятьдесят лет и который пользуется гражданскими и политиче-скими правами». В соответствии со ст. 92 (2) Конституции Республики Болгария «президентом может быть избран болгарский гражданин по рож-дению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране».
В настоящее время в зарубежных странах сложилось несколько спо-собов избрания президентов: прямые, косвенные и внутрипарламентские выборы (см. схему 51). На этом вопросе следует остановиться подробнее, поскольку способ избрания президента имеет большое политическое зна-чение, влияет на взаимоотношения президента с парламентом и правитель-ством.
При прямых выборах президента (см. схему 52) (Франция, Австрия, Болгария, Польша, Румыния, Чехия) последний получает мандат на долж-ность главы государства от избирательного корпуса, избравшего его. Это позволяет ему проводить независимый от парламента политический курс, а при определенных обстоятельствах даже действовать вопреки воле парламента.
При косвенных выборах президент избирается без участия парламента.
Косвенные выборы президентов, как и прямые, создают для главы государства возможность быть независимым от парламента. Наиболее ши-роко право «вето» в зарубежных странах используют те президенты, кото-рые стали главой государства в результате прямых либо косвенных выбо-ров (США, Франция, Польша).
Современные системы президентских выборов Выборы прези- Выборы пре- Выборы президента дента парламен- Выборы прези- зидента через на всеобщих пря- том и другими дента коллегией референдум мых выборах представитель- выборщиков ными органами Сирия Франция Италия США Египет Австрия ФРГ Ирландия Швейцария Исландия Греция Португалия Турция Польша Мальта Румыния Венгрия Сербия Чехия Украина Словакия Литва Болгария Эстония Союзная республика Азербайджан Югославия Армения Латвия Туркменистан Молдова Монголия Узбекистан Кипр Кыргызстан Республика Корея Индия Шри-Ланка Пакистан Сингапур Индонезия Мексика Ливан Страны Латинской Тайвань Америки Израиль Страны Африки (не ЮАР все) Финляндия
Выборы Президента прямым всеобщим голосованием (обобщенный вариант)
Основные принципы выборов Президента равные
при тайном голосовании
Участие в выборах граждан, достигших на день выборов 18 лет
добровольность участия граждан в выборах
Внутрипарламентский способ избрания президентов (многостепенные выборы) характерен для парламентарных республик (исключение составляют Австрия, Ирландия, Исландия, где выборы прямые). И если при прямых выборах избиратель выражает свою волю, непосредственно голосуя «за» или «против» президента, если при косвенных его воля опосредствована коллегией выборщиков, то при многостепенных выборах воля избирателей опосредствуется депутатами парламента.
В избрании президента участвуют только депутаты парламента. Такой порядок избрания главы государства закреплен в конституциях Греции, Китая, Израиля, Турции.
Президента избирают депутаты парламента и представители субъектов федерации (такой порядок характерен для некоторых федеративных государств). Так, согласно ст. 54 Основного закона ФРГ Главу государства избирают делегаты Федерального собрания, которое состоит из членов Бундестага (нижняя палата парламента) и равного им числа представителей земель, которые избираются ландтагами (органы законодательной власти земель). Для победы в первых двух турах необходимо абсолютное большинство, а в последующих турах достаточно относительного большинства.
Из вышесказанного следует, что во всех трех вариантах власть президента производна от парламента, поэтому он вынужден согласовать свою государственную политику с парламентским курсом.
Вот почему избранный парламентским путем президент обладает лишь номинальной властью; он не играет существенной роли в государственной жизни страны, как те президенты, что получают мандат от народа или коллегии выборщиков.
Во многих зарубежных странах конституции содержат нормы, ограничивающие возможность занятия президентской должности одним и тем же лицом в течение нескольких сроков. Большинство конституций устанавливает, что «ни одно лицо не должно быть избрано на пост президента более двух раз» (см. XXII поправку к Конституции США 1787 г.; ст. 54 Основного закона ФРГ 1949 г.; ст.95 Конституции Республики Болгария 1991 г.
Сроки президентских полномочий 1 год 4 г. 5 лет 6 лет 7 лет Пожизненно Швейца- Исландия ФРГ Австрия Франция Малави рия Румыния Греция Финляндия Италия Иран Португалия Филиппины Ирлан- Зимбабве Чехия Ливан дия Монголия Словакия Тайвань Турция США Польша Египет Сирия Боливия Венгрия Мали Мадага- Коста- Болгария Аргентина скар Рика Республика Мексика Гондурас Корея Никарагуа Домини Израиль канская Индонезия республи- Мальдивы ка Пакистан Колумбия Индия Эквадор Сенегал Чили Кот-д’Ивуар
Страны, в которых учрежден пост вице-президента Европа Азия Африка Северная и Юж-ная Америка Швейцария Сирия Ботсвана США Болгария Ирак Кения Мексика Иран Танзания Панама Бангладеш Сьерра-Леоне Доминиканская Индия Зимбабве Республика Филиппины Замбия Никарагуа Индонезия Сальвадор Казахстан Гватемала Кыргызстан Суринам
При отсутствии института вице-президента и досрочной вакансии пост главы государства замещается, как правило, председателями верхних палат парламентов (ст. 7 Конституции Франции 1958 г.; ст. 86 Конституции Италии 1947 г.; ст. 57 Основного закона ФРГ 1949 г.; ст. 97 Конституции Республики Болгария 1991 г.).
Президент
Монарх
Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране.
Глава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.
Место и роль главы государства в системе власти.
VII. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Во всех современных государствах имеется институт главы государства.
Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).
В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.
Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.
Институт монархического главы государства сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Австралии, Новой Зеландии главой государства является британский монарх, представленный генерал-губернатором.
Особенности правового статуса монарха:
• власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;
• все государственное управление осуществляется от имени монарха;
• власть монарха наследственна.
Существует три системы престолонаследия:
• личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;
• уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;
• монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту:
— атрибуты монархической власти: корона, мантия, трон, скипетр и держава;
— денежное содержание монарха складывается от его личного имущества и бюджетных ассигнований, определяемых парламентом;
— монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат;
— прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.
В странах с республиканской формой правления главой государства является президент.
В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной «потолок» и др.
Особенности правового статуса президента:
• всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;
• роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);
• увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;
• в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.
Новое в блогах
Президент или царь? Или как-то еще. (О демократах, монархистах и не только)
В чем принципиальная разница между президентским и монархическим правлением? Монархисты надеются, что царь будет хорошим и потому менять его не надо и мешать ему не надо. Демократы исходят из того, что президент будет плохим или, по крайней мере, испортится от пребывания во власти и поэтому его нужно периодически менять на другого – тоже плохого или портящегося. (Замечу в скобках – разницы между плохим и портящимся нет никакой: хорошие не портятся.)
Ясно, что из этих двух моделей оптимистичная модель монархистов была бы предпочтительнее, чем обреченная готовность демократов бесконечно возносить на вершину власти все новых и новых прохиндеев, если бы не одно «но». «Но» это состоит в том, что надежды на хорошего царя ничем не подкреплены. Верить в «Божьего помазанника» могут только люди, которые совершенно не знакомы с историей и/или совершенно не понимают, Кто такой (или Что такое) Бог и как Он «работает». Они по-детски уверены, что, имея над собой Такого Начальника, им самим делать ничего не нужно: обо всем позаботится Нянька, в том числе, и поставит им царя. Понятно, что это совсем не так, и потому исторические цари получались часто не очень хорошими, а часто и очень плохими.
Но здесь возникает вот какой вопрос: а нельзя ли нам все-таки каким-нибудь образом поставить над собой хорошего, а не плохого, с тем, чтобы передать ему потом царскую власть? И так, чтобы при этом не предаваться нашему любимому делу – сладким надеждам-мечтаниям, что на этот-то раз нам точно повезет. На первый взгляд, кажется, что этого сделать нельзя вовсе. И действительно, риск обмануться и избрать вместо хорошего плохого очень велик: ведь мы сами не так уж умны, чтобы уметь точно отличать хорошее от плохого. Но все-таки дело это не вполне безнадежное, если придерживаться двух принципов.
Принцип первый. В выборах должны участвовать не все «мы», а только лучшие из нас – самые умные, честные, добрые. Как таких найти? Самых умных, честных, добрых должны избрать из своей среды чуть менее умные, честные, добрые, а тех – еще чуть менее умные, честные, добрые. Может ли такое получиться? Трудно сказать заранее: механизм такого многоступнчатого выбора нужно изобретать, строить, налаживать. Это было бы весьма опасным занятием (как мы знаем по опыту СССР и КПСС). Но здесь может помочь второй принцип.
Кстати, как раз в КПСС и были попытки изобрести похожую систему. Провалились они по разным причинам. Одна из них – стремление иметь главного начальника, генсека, а не чередование (скажем, по несколько месяцев) исполнения роли главного начальника, председателя Президиума (Политбюро). Но на то нам и дается опыт предшественников, чтобы не повторять их ошибок.