Монашеский постриг что это значит

Беседа с сестрами об иноческом и монашеском постригах

Монашеский постриг что это значит. Смотреть фото Монашеский постриг что это значит. Смотреть картинку Монашеский постриг что это значит. Картинка про Монашеский постриг что это значит. Фото Монашеский постриг что это значит

8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, Матушка Ксения провела с сестрами обители беседу о иноческом и монашеском постриге, основываясь на изложении этих вопросов в проекте «Положения о монастырях и монашествующих».

Кто такие иноки, что значит постриг в малую схиму, в чем сходство и различие внутреннего устроения инокини, поднявшейся на первую ступень монашества, и мантийной монахини, принесшей пред Господом невозвратимые обещания, разбирала Матушка с сестрами.

В Русской Православной Церкви первая степень, первая ступень монашества – это иноческий постриг. Иночество, иначе рясофор, (досл. с греч. – носящий рясу). Иноческий постриг совершается над послушницами, прожившими в обители не менее трех лет, как установлено в «Положении о монастырях и монашествующих».

Следующая ступень – мантийный постриг (малая схима). Постригаемая в малую схиму дает обеты послушания, нестяжания и целомудрия, отрекается от мира, а также обещает пребывать в монастыре в постничестве до последнего издыхания, соблюдать монастырский устав, терпеть все скорби «Царствия ради Небесного».

Инокиня и мантийная монахиня. В чем различия? Что общее?

Отличия внешние – в одежде, носят, безусловно, второстепенный характер. Принадлежность облачения мантийной монахини – мантия, а также невидимый постороннему глазу параман, отсутствуют в облачении инокини.

По существу постриг иноческий отличается от монашеского обетами.

То есть уже ясно — в молитвах на пострижение говорится об ангельском житии новопостриженной и о том, что она изведена из мира, избавил ее Господь «от суетнаго мирскаго жития», а если избавил, то возвращение к этому житию это уже грех перед Богом и недопустимо для инокини. И безнаказанным такой шаг для инокини, в отличие от послушницы, остаться не может.

Как мы видим, чин иноческого пострига можно рассматривать как некоторое обязательство которое принимает на себя новопостриженная, обязательство «невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах», о чем будущая инокиня свидетельствует и в предваряющей постриг беседе с игуменией обители.

Иноческий постриг совершаемый с пострижением волос и переменой имени также дает основание относить рясофоров к монашествующим. «Чрез отнятие же и пострижение волос [постригаемый] приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг всё излишнее и мирское» (блаженный Симеон Солунский).

Далее в беседе Матушка остановилась на рассмотрении внутреннего, душевного устроения инокини, стоящей на начальной ступении монашества, и монахини, постриженной в мантию.

Сестры делились своим пониманием этого вопроса, говорили о монашеском молитвенном правиле, о духовных качествах, о том, что благодаря растущему опыту, монахиня приходит к осознанию собственного ничтожества, к смирению, то есть о том, что духовный опыт монахини, превосходит внутренний навык инокини, делающей первые шаги в монашеской жизни.

Матушка отметила, что действительно, можно согласиться с тем, что монахиня должна быть более искусной в духовном делании, за плечами у нее появляется некий багаж духовного делания.

Подтверждением этому служит и то, что в монастырях обычно постригают последовательно — сначала в рясофор, а затем в мантию. Мантийный постриг сейчас разрешен только по достижении 30-летнего возраста.

Иногда случается так, как это произошло в нашей возрождающейся обители — первые сестры приняли сразу монашеский постриг. Но это возможно в связи с тем, что обитель была только что создана.

Не только духовным опытом, искусом по своему устроению монахиня отличается от инокини. Матушка поделилась с сестрами своим видением этого вопроса.

Инокиня находится на стадии подготовки к принятию монашеского пострига. И этот период ученичества, период подготовки к некоему событию неизменно присутствует в жизни каждой инокини. Совершив какой-то неблаговидный поступок, она задает себе вопрос — «какая я буду монахиня, готова ли я к монашеству, готова ли я к тому, чтобы быть постриженной в мантию?». Я все время себя укоряла и признавала негодной к монашескому житию.

Монахиня более глубоко, чем инокиня, осознает ту ответственность, которая на ней лежит, более глубоко переживает свое падение, свой грех, потому что на ней уже лежит бремя обетов. Все согрешения монахини есть нарушение обетов, данных Господу, и поэтому ее переживания гораздо глубже и гораздо тяжелее чем переживания инокини.

О монашеских доспехах Матушка пообещала поговорить в одной из следующих бесед.

Источник

Постриг монашеский

По́стриг мона́шеский – обряд посвя­ще­ния в мона­ше­ство, при кото­ром постри­га­е­мый дает Богу пожиз­нен­ные обеты и к испол­не­нию их полу­чает дар содей­ству­ю­щей Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Монашеский постриг что это значит. Смотреть фото Монашеский постриг что это значит. Смотреть картинку Монашеский постриг что это значит. Картинка про Монашеский постриг что это значит. Фото Монашеский постриг что это значит

Суще­ствует три сте­пени мона­ше­ства – рясо­фор, мантия (малая схима) и схима (вели­кая схима).

Постриг в рясо­фор совер­ша­ется чте­нием опре­де­лен­ных молитв и кре­сто­об­раз­ным постри­же­нием волос, при этом имя или меня­ется на новое, или же остав­ля­ется преж­ним. Постри­га­е­мый обетов не про­из­но­сит, но само его по сво­бод­ной воле вступ­ле­ние на мона­ше­ский путь явля­ется выра­жен­ным обе­ща­нием Богу непо­роч­ного ино­че­ского жития. Ново­по­стри­жен­ный обла­ча­ется в рясу и клобук (отсюда – «рясо­фор») и име­ну­ется «рясо­фор­ным мона­хом», «иноком».

При постриге в малую схиму, или в мантию, постри­га­е­мый дает Богу обеты без­бра­чия, послу­ша­ния (насто­я­телю и братии) и нес­тя­жа­ния. С постри­же­нием волос ему наре­ка­ется новое имя, он обла­ча­ется в мона­ше­ские одежды и име­ну­ется ман­тий­ным мона­хом, или просто «мона­хом».

После­до­ва­ние пострига в вели­кую схиму в глав­ном похоже на чин постри­же­ния в мантию, но отли­ча­ется боль­шей тор­же­ствен­но­стью и стро­го­стью. Постри­га­е­мому дается новое имя, он обла­ча­ется в схим­ни­че­скую одежду – т.н. схиму (куколь) и име­ну­ется «схи­мо­на­хом», «схим­ни­ком».

Совер­ши­те­лем пострига может быть только иерей-монах (иеро­мо­нах, игумен, архи­манд­рит), полу­чив­ший бла­го­сло­ве­ние пра­вя­щего в епар­хии архи­ерея, или сам архи­ерей. В мона­стыре постриг совер­шает насто­я­тель (по согла­со­ва­нию с пра­вя­щим архи­ереем), или, в особых слу­чаях, кто-либо иной, с его бла­го­сло­ве­ния.

Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий: «Духов­ное дей­ствие Божией бла­го­дати в душе совер­ша­ется вели­ким дол­го­тер­пе­нием, пре­муд­ро­стью и таин­ствен­ным смот­ре­нием ума, когда и чело­век с вели­ким тер­пе­нием под­ви­за­ется в про­дол­же­ние вре­мени и целых лет. И дело бла­го­дати тогда уже ока­зы­ва­ется в нем совер­шен­ным, когда сво­бод­ное про­из­во­ле­ние его, по мно­го­крат­ном испы­та­нии, ока­жется бла­го­угод­ным Духу, и с тече­нием вре­мени пока­жет опыт­ность и тер­пе­ние» (Духов­ные беседы. Беседа 9.1).

Постри­же­ние

Постри­же­ние всегда было одним из основ­ных рели­ги­оз­ных обря­дов: сим­во­лом послу­ша­ния и жертвы. С неза­па­мят­ных времен люди чув­ство­вали в воло­сах нали­чие «маны», сосре­до­то­че­ние в них силы и энер­гии чело­века. При­ме­ром может слу­жить биб­лей­ское повест­во­ва­ние о Сам­соне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохра­ня­ется в посто­ян­ной оза­бо­чен­но­сти людей по поводу своих волос и при­че­сок. Они оста­ются выра­же­нием, сим­во­лом чело­ве­че­ской кра­соты, сим­во­лом наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти (напри­мер, стиль при­че­сок «Афро»), даже сим­во­лом неко­то­рых глу­бо­ких пато­ло­ги­че­ских откло­не­ний в чело­веке. Короче говоря, суще­ствует «тайна волос» как одного из основ­ных средств само­вы­ра­же­ния, само­утвер­жде­ния и харак­тер­но­сти. Поэтому хри­сти­ан­ский обряд постри­же­ния волос (кото­рый, помимо чино­по­сле­до­ва­ния кре­ще­ния, встре­ча­ется в постри­же­нии в мона­ше­ский чин и в посвя­ще­нии в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рас­смат­ри­ваться как один из многих других «освя­щен­ных древ­но­стью» обря­дов, совер­ша­е­мых неиз­вестно почему и при­ни­ма­е­мых в каче­стве неотъ­ем­ле­мой части нашего «насле­дия». В Церкви все всегда дей­стви­тель­ное, насто­я­щее. Каждый сим­во­ли­че­ский акт сим­во­ли­чен именно потому, что он являет саму Реаль­ность, те глу­бо­чай­шие и «неиз­ре­чен­ные» ее пласты, с кото­рыми мы обща­емся посред­ством сим­во­лов и обря­дов. После­кре­щаль­ное «постри­же­ние власов» начи­на­ется тор­же­ствен­ной молит­вой, кото­рая под­во­дит итоги зна­че­нию таин­ства: вос­ста­нов­ле­ние чело­века как самого совер­шен­ного, самого пре­крас­ного Божьего тво­ре­ния. Как будто Цер­ковь, совер­шив работу по вос­ста­нов­ле­нию, смот­рит на чело­века и вос­кли­цает радостно и лику­юще: как ты пре­кра­сен! Вла­дыко Гос­поди Боже наш, иже обра­зом Твоим почти­вый чело­века, от души сло­вес­ныя и тела бла­го­леп­наго устро­и­вый его: яко да тело служит сло­вес­ной души: главу убо на высо­чай­ших поло­жи­вый, и в ней мно­жай­шая чувств водру­зи­вый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно наса­ди­вый, да всеми бла­го­да­рит Тя Изрядно художннка… Чело­век есть образ Боже­ствен­ной неиз­ре­чен­ной славы и кра­соты, и созер­цать чело­ве­че­скую кра­соту и радо­ваться ей – значит воз­но­сить бла­го­да­ре­ние Самому Богу. Как и все в мире сем, кра­сота была затем­нена, уни­жена, иска­ле­чена, пре­вра­щена в падшую кра­соту. И неко­то­рые склонны просто-напро­сто отка­заться от нее как от дья­воль­ского иску­ше­ния. Однако не таково вос­при­я­тие кра­соты Цер­ко­вью. Несмотря на всю ее дегра­да­цию, кра­сота всегда оста­ется боже­ствен­ной как Божий знак и печать на тво­ре­нии. Чело­век пре­кра­сен, и он должен быть вос­ста­нов­лен в своей кра­соте, должен воз­ра­до­ваться этой кра­соте и воз­не­сти бла­го­да­ре­ние Богу за нее, как это сделал святой еги­пет­ский монах, по чистоте сердца уви­дев­ший боже­ствен­ную кра­соту даже в блуд­нице. В нашем падшем мире путь к вос­ста­нов­ле­нию боже­ствен­ной кра­соты лежит через послу­ша­ние и жертву. И таким обра­зом, жизнь начи­на­ется с при­не­се­ния жертвы Богу, т. е. с при­не­се­ния Ему с радо­стью и бла­го­дар­но­стью того, что в этом мире стало сим­во­лом чело­ве­че­ской падшей кра­соты. Таков смысл после­кре­щаль­ного постри­же­ния волос: это первая сво­бод­ная и радост­ная жертва чело­века Богу. Осо­бенно «точным» и живым это зна­че­ние ста­но­вится при кре­ще­нии мла­ден­цев: дей­стви­тельно, ребе­нок, не может пред­ло­жить Богу ничего дру­гого, и поэтому мы отре­заем у него несколько скуд­ных воло­си­нок с головы! Слав­ное уни­чи­же­ние: начало един­ственно истин­ного пути к насто­я­щей кра­соте, радо­сти и пол­ноте жизни…

Источник

Постриг в монахи — почему, зачем, как

Православный монастырь

В православном монастыре живут и трудятся верующие, добровольно избравшие для себя монашеский образ жизни. Они добровольно избрали путь духовного и нравственного совершенствования. Существуют отдельно мужские и женские обители. Христиане, принявшие постриг в монахи или только готовящиеся к нему, называются братией/сестричеством, или насельниками обители.

Во время советской власти многие монастыри в России закрыли. Например, к 1965 году в Советском Союзе осталось всего 16 монастырей, хотя до революции их насчитывалось 970. Но монашество не исчезло, оно скрывалось преимущественно в приходских храмах. Там собирались небольшие общины из 2-3 (иногда более) тайных монахов или монахинь.

Возрождение монастырской жизни в России началось в конце 1980-х годов. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви насчитывалось 1012 монастыря, 972 из которых — непосредственно на территории России.

Зачем уходить в монастырь?

В Православии монашеский путь рассматривается как особый духовный дар и образ жизни некоторых членов Церкви. Они полностью посвящают себя служению Господу, не имея в душе иных привязанностей. Идти этим путем способны далеко не все, хотя поступить в монастырь находится немало желающих. В сознании невоцерковленных людей сложились неверные представления о монашестве.

Распространено, например, мнение, что монастырь — это место, куда «уходят» из семьи, города, мира. Причинами такого «ухода» считают неразрешимые личные проблемы, надоевшую суету, житейскую усталость и тому подобное. Однако в основе этих мотивов лежит не истинное монашеское призвание, а желание человека устраниться от решения проблем. Люди с подобными устремлениями и понятиями в монастырях не задерживаются. Ведь чтобы остаться в монастыре, в него нужно не «уйти», а прийти, оставив за спиной то, что называется житейскими узами. Таково исполнение евангельских слов: «Не можете служить Богу и маммоне» (Евангелие от Матфея, 6:24). Христианин, желающий полностью посвятить себя Богу, разрывает прежние привязанности с миром, удаляется в монастырь.

«Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая — что говорю легкая — неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих. Потому Господь и сказал возлюбленным ученикам: не бойся, малое мое стадо! Яко изволи Бог даровать вам — что? — думаешь, отраду? богатство? наслаждение? Нет! — Царство. Царство это — Царство всех веков, перед которым все величайшие царства мира сего — дым, смрад! И в том-то Царстве света и веселия тебе уготовано, и всем возлюбившим Господа Иисуса, царское место» (преподобный Анатолий Оптинский, 1855-1923).

Ложное и правильное представление о монашестве

Невоцерковленные люди часто поддаются влиянию сложившихся ложных стереотипов о монашестве.

Издавна существовало мнение, что постриг в монахи сам по себе спасителен. То есть для человека будет достаточно лишь произнести монашеские обеты и облачиться в монашеское одеяние, чтобы сразу выделиться из среды обычных мирских христиан и встать на верный путь спасения. В этом некоторые видят объяснение стремлению русских князей на смертном одре принять монашество. Пусть даже за час до смерти — чтобы это «засчиталось» им в особую заслугу для спасения души. Это ложное представление опровергал преподобный Максим Грек (1475-1556), говоря, что

«одни монашеские обеты, черные ризы, посты и молитвы, без деятельного исполнения заповедей Божиих, не могут спасти монаха».

Многие полагают, что, раз монахи часто творят молитву, постоянно посещают церковные службы, читают разные каноны, постятся, то этим одним они непременно спасут свои души. На самом деле

«не пост и молитва сами по себе создают высокое нравственное настроение, спасающее человека, а только живое деятельное исполнение заповедей Христа. Причем пост и молитва — это форма и выражение нравственного высокого настроения, а не причина его. Не количество молитв и воздержаний от яст, а сопровождающая их внутренняя нравственная настроенность, которая только одна и придает истинную цену посту и молитве, так что между монахом и мирским человеком, с этой стороны, нет никакого существенного различия» (профессор, русский историк Церкви Николай Федорович Каптерев, 1847-1917).

Для чего не нужно принимать постриг в монахи

Некоторые считают, что в монастырь уходят люди, у которых не сложилась мирская жизнь, например, не смогли создать семью. На самом деле в монахи уходят самые разные люди, разных возрастов и социального положения. Много здесь можно встретить молодых и интеллигентных людей, вполне успешных в “прошлой жизни”.

Также есть мнение, что в монастырь уходят для душевного успокоения, чтобы укрыться от грешного мира за монастырскими стенами, куда мирские грехи и пороки не могут проникнуть. Об этом неверном понимании монашеской жизни предупреждал отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006):

«Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преподобного отца нашего Сергия: “Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. Потому уверяю вас: Ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными».

А преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) часто приговаривал:

«Если в миру скорбей воз, то в монастыре их целый обоз».

Что такое православное монашество?

Жизнь в монастыре построена на исполнении послушания, совершении постоянной молитвы, уважении к старшим и заботе о ближних.

Для воспитания послушания Господу монахи сначала учатся этому в послушании старшим в монастыре. «Послушанием» в обители еще называется обязательное исполнение какой-либо работы каждым насельником. Послушание зависит от уклада жизни монастыря.

По мнению святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) «прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином». Однако заблуждением будет считать всех приходящих в монастырь праведниками, почти готовыми святыми. Монахами становились и грешники, которые с течением времени являлись для других образцом покаяния. Как, например, святой Моисей Мурин (330-405), который был разбойником и пьяницей, но раскаявшись, ушел в монастырь.

Монах – это «предавший себя Богу и избравший монашескую жизнь; тот, кто властвует над гневом, и завистью, и сребролюбием, и сладострастием, и прочими пороками, постоянно имея в виду и заботясь, как бы не допустить душу подпасть под власть гнусных страстей и не предать разум в рабство этой тяжкой тирании, но всегда соблюдать ум выше всего, поставив над страстями страх Божий» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).

Кто может принять монашеский постриг

До 20 века в Русской Православной Церкви для желающих принять постриг в монахи были установлены определенные ограничения. Постричься в монашество было нельзя при наличии жены (мужа), детей, престарелых родителей, оставленных в миру. Препятствием служили также долги, нахождение под судом, прохождение военной или государственной службы. Мужчины могли принять монашество не ранее 30, а женщины — не ранее 40 лет. Важным было получение родительского благословения на уход в монастырь.

В наши дни монахом можно стать по достижении совершеннолетия. Отсутствие родительского благословения не служит препятствием для поступления в монастырь. За исключением того случая, когда больные, престарелые родители нуждаются в уходе и средствах к существованию.

«Выбор между супружеской и монашеской жизнью христианин делает сам, по велению сердца, в зависимости от того, к чему призывает его Господь. Другое дело, если человек связан необходимостью помогать действительно нуждающимся в сыновней заботе родителям. Лучше всего решать этот вопрос совместно с духовником. Все зависит лишь от одного: от воли Божией.

Если Господу угодно, чтобы выбрали для себя стезю монашества, то Он, видя устремление, Сам устроит все обстоятельства жизни так, что они будут способствовать этому и ничто не сможет воспрепятствовать. Нужно молиться словами Псалмопевца: Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142, 8) и стараться жизнь свою сделать практическим исполнением заповедей Евангелия, ибо именно к этому призван всякий христианин, а тем более — монах» (епископ Саратовский и Вольский Лонгин).

Постриг в монахи: подготовка

Что такое постриг в монахи? Так в Православии называется посвящение в иноческий образ (монашество). Это священнодействие не принадлежит к числу церковных Таинств. С другой стороны, оно занимает исключительное место среди остальных церковных священнодействий. При постриге христианином даются обеты, то есть обещания Богу. Давать эти обеты можно только один раз в жизни. Если монах самовольно отказывается от обетов и уходит из монастыря, он совершает тяжкое духовное преступление. Ведь тем самым он нарушает торжественное обещание, лично данное Господу. В царской России такой человек не имел права на церковное погребение после своей смерти.

Поэтому перед принесением обетов у послушника всегда есть время. До принятие малой схимы (пострига в монахи) может пройти от одного года до 10 лет. Это время, которое нужно потратить на размышления, на трезвую оценку своих духовных и физических сил. Хватит ли их для несения монашеского подвига до конца своих дней? В этот период еще можно поменять свое решение, отказаться от монашества и покинуть монастырь. В таком шаге не будет никакой трусости, это не позор. Лучше заранее понять, что монашество не по силам, чем затем нарушить обеты.

Монашеский постриг

«Преподобный Иоанн Лествичник указывает на сокрушение о прежде содеянных грехах как на одно из трёх (наряду со всецелой любовью к Богу и желанием Царства Небесного) оснований для прихода в монастырь. Но, во всяком случае, приход этот должен быть выверенным, а не спонтанно-эмоциональным решением. Для человека, не способного жить в уединении, а главное, не любящего, не желающего молиться сама жизнь в обители может оказаться искушением, приводящим, в конце концов, к жизненной трагедии. Как спецназ в армии не для всех, так и монастырь не для каждого… Но даже если у вас твёрдое намерение всю свою жизнь посвятить Богу, необходимо испытание (пребывание в монастыре в качестве паломника или трудника некоторое время), и только после этого принятие окончательного решения в этом весьма непростом вопросе» (игумен Даниил Гридченко).

Чин пострижения в монашество содержится в Великом Требнике. Для каждой степени монашества совершается определенный чин. Отдельно имеется Последование во одеяние рясы и камилавки. Есть Последование малой схимы и Последование Великой схимы (высшая степень монашества).

В русском монашестве посвящение в рясофор служит как бы подготовительной стадией для перехода собственно в монашество (схиму). При пострижении в малую схиму монах даёт обеты послушания, нестяжания и девства. При пострижении в великую схиму монахом даются те же обеты, но для совершенного отчуждения от мира ради единения со Христом он обещает их более строгое исполнение.

Монашеские обеты

При постриге монах дает обещания Богу до самой смерти строго соблюдать целомудрие, послушание, нестяжание. По учению Церкви, отменить их невозможно, даже если человек решил покинуть монастырь.

Обет целомудрия заключается в том, что монах отказывается от семейной жизни. Это свидетельствует о стремлении служить всей душой только Господу, а не отдельным людям. Для монаха обязательным является соблюдение девства, то есть безбрачия.

Но обет целомудрия не сводится только к безбрачию. Слово «целомудрие» имеет более глубокий смысл. Оно говорит о том, что монах должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руководствоваться «мудростью, сходящей свыше».

В миру каждый человек самостоятельно принимает решения. Монах же отказывается от этой самостоятельности, «отсекает» свою волю, разум и чувства и предоставляет душу и тело Богу. То есть под послушаем понимает стремление максимально приблизить свою волю к воле Божией. Послушания не бывает без смирения, под которым понимается доброе отношение к Богу, готовность во всём следовать Его заповедям.

Обет нестяжания означает, что монах отказывается от владения личным имуществом и не привязывается ни к чему земному. Это делается ради достижения духовной свободы и более полного выражения любви ко Господу.

«Нестяжание можно понимать по-разному. Речь может идти о полной добровольной нищете, когда человек отказывается от всех земных благ, от всякой собственности. Но в большинстве случаев речь идет о том, что монах, обладая теми или иными материальными благами, относится ко всему, что имеет, так, будто это взято взаймы. Монах и к жизни должен относиться так, будто она дана ему взаймы. В «Лествице» и других памятниках аскетической литературы говорится о добродетели странничества, когда человек понимает, что не имеет здесь, на земле, «пребывающего града, но грядущего взыскует», потому что его духовная родина – Небесный Иерусалим. И именно к нему устремлен духовный взор монаха» (митрополит Волоколамский Иларион).

Основные этапы пострижения

Пострижение совершается в храме настоятелем обители в присутствии братии. На принимающем постриг в монахи должна быть только длинная белая рубаха (символ чистоты и смирения). Человек ползком двигается от притвора к алтарю храма. Настоятель помогает ему подняться на ноги и задаёт ему вопросы. Утвердительные ответы на эти вопросы и представляют собой обеты Богу. Дается обещание жить в данной обители до конца своих дней. Отрекающимся от мира человеком даются обеты девства (безбрачия), послушания, нестяжания.

Всем мирским монах жертвует ради достижения победы в духовной борьбе преодоление греха и искушений ради достижения Небесного Царства. Поэтому монашеские обеты приносятся словно воинская присяга — в присутствии «дружины иночествующих» братьев.

Затем совершается пострижение волос. Это действие символизирует послушание и жертву. Так монах выражает свой отказ от собственной воли и от всего мирского. Церковь учит, что пострижение совершается Самим Господом, Который незримо присутствует при этом.

Постригаемый трижды подает ножницы настоятелю. Настоятель со словами: «От руки Христовой принимаешь их», кладет их на Евангелие. Затем крестообразно постригаются волосы на голове посвящаемого «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В это время монах получает новое имя. Принятие монашества является изменением внутреннего состояния христианина, его духовным перерождением. Он становится по сути другим человеком — поэтому ему необходимо и иное имя. Каким будет новое имя, решает совершающий постриг настоятель обители, нередко это делает епископ. Монашеское имя может начинаться с той же буквы, что и мирское имя человека. Распространена традиция давать имя в честь святого угодника, память которого приходится на день пострига.

Облачение при постриге

Пострижение волос и наречение имени заканчиваются одеванием (облачением) постригаемого в монашеские одежды. Настоятель в определенном порядке подает вещи, при этом объясняет их духовное значение. Одежда монахов — как доспехи у воинов, идущих на поле боя. Монах также вступает в битву, только духовного характера кожаным поясом обретается «сила истины». Мантия выступает в роли «брони праведности». Клобук — это «шлем спасения». Чётки — «меч духовный, который есть слово Божие». Сандалии выступают знаком того, что он «отправляется» свидетельствовать о Христе.

Каждая новая ступень восхождения к Богу (то есть последовательные иноческие степени) дает монаху больше «средств» для духовной борьбы. Это находит отражение и в его внешнем виде. Иноческое одеяние предельно простое по покрою. Его черный цвет призван напоминать о смерти, смирении, уединении и покаянии.

«Облачение в монашеские одежды — это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни» (старец Иосиф Афонский, 1898-1959).

Постриг в монахи: завершение

Завершается постриг в монахи братским целованием. Таково взаимное приветствие, при котором присутствующие в церкви подходят к новопостриженному с вопросом: «Как твое имя, брат?» Инок, назвав свое новое имя, трижды полуобнимается с подошедшим, соединив с ним руки в рукопожатии.

Далее, чтобы монах побыл «наедине» с Господом, его могут на несколько ночей оставить одного в храме для молитвы.

Как происходит постриг в монахини? Пострижение в женской обители совершается тем же порядком. Единственное отличие — пострижение совершается не настоятельницей монастыря, а иеромонахом (монахом, имеющим сан священника).

«Желающему монашества необходимо довериться Богу, от Которого зависит успех всякого дела, и просить Его помощи, чтобы не сойти с узкого и тернистого пути монашеской жизни. Господь неслучайно сказал, что узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь, поэтому немногие идут ими. Монашество называется еще бескровным мученичеством, потому что человек отсекает свои страсти, которые с ним сроднились и стали его второй природой, страдает и за других людей. Как сказал один подвижник: «Молиться за людей – это кровь проливать». Глубоко убеждена в том, что никого нельзя привлекать и зазывать в монастырь. Пусть обитель начнется с немногих, но истинных монахов. Но они станут примером для многих, и вокруг них будут спасаться тысячи» (игумения Викторина Перминова, настоятельница Богородице-Рождественского женского ставропигиального монастыря в Москве).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *