Монастырь что это такое история 6 класс кратко
Монастырь
Монасты́рь (греч. μοναστήριον ) — религиозная община (см. также монашество) монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Содержание
Христианские монастыри
История
С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельники и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.
Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы (см. Монашество до его распространения на Западе). Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать, и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя.
На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви (см. Западное монашество).
На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.
Буддийские монастыри
Индуистские монастыри
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Монастырь» в других словарях:
МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка
МОНАСТЫРЬ — муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля
Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия
монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов
МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова
МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. • В… … Толковый словарь Ожегова
монастырь — МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Монастырь — (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история
Монастырь — (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия
МОНАСТЫРЬ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия
МОНАСТЫРЬ — Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок
Что такое монастырь?
Все слышали о монастырях и о людях, которые там живут – монахах. Что такое монастырь, зачем он нужен, и как складывается жизнь в них, рассказываем в нашей статье.
Что такое монастырь простыми словами?
Монастырем называют дом для монахов, то место где они живут. А монахами являются члены религиозной общины, которые отказываются практически от всех благ жизни, посвящая свою жизнь церкви и религии. Они ведут аскетическую жизнь в монастырях. При этом это касается не только христианства – монахи есть также в иудаизме, буддизме и других религиях.
Монастырями называют обители, в которых живут монахи. А монашешская община конкретного монастыря – это их семья. Здесь все объединены одним – жить ради бога, служить ему и помнить о нем (в зависимости от конкретной религии).
Монастырь может располагаться как в городе, так и вдалеке от цивилизации. Часто – на скалах, возвышениях. По размерах они могут быть очень разными – маленький домик и крупный монастырь с не одной сотней иноков.
Монастыри обычно делятся на мужские и женские. Но и у них есть общая черта – здесь собираются мужчины или женщины, которые оставили все привязанности и вещи и пошли служить богу.
История возникновения монастырей
Монастыри возникли в Средние века. Тогда процент монахов в числе общего населения был намного больше. Конечно, монахи испытывали потребности в укрытии, так как не все были отшельниками, не все могли вести абсолютно аскетическую жизнь. Сначала они строились похожими на загородные домики или виллы. Во многих из них были скриптории или библиотеки, где писались рукописи. Многие из них дошли до наших времен.
Что такое монастырь и какой порядок жизни в нем?
В каждом монастыре по сути устав разный – где-то немного помягче, где-то строже. Но в каждом монах имеет право выбрать, какого уровня молитвенную жизнь ему прожить. В отличие от церкви, в некоторых монастырях молитвенный круг может идти круглосуточно. Ну и служба ведется гораздо дольше, нежели в церквях.
Что касается распорядка дня, то богослужения здесь проходят обычно 4-5 раз на день. Кроме того монахи имеют право отдыхать, читать книги, в том числе религиозные. Также отдельно установлено время для так называемых «послушаний». Это физическая работа на территории монастыря – уборка, приготовление еды для монах, разные ремонтные работы и так далее.
Кто живет в монастыре?
Несмотря на стереотипы, в монастырях, кроме самих монахов, могут жить и другие люди. Конечно, они являются главным костяком любого монастыря. Также здесь могут пребывать и жить другие люди, а именно:
Послушники– это те, кто учится, готовится стать монахом. Есть также настоятель, который, собственно, и определяет, может ли послушник подняться на следующий ранг. Он и несет за него духовную ответственность.
Есть также трудники. Это люди, которые по тем или иным причинам находятся в иерархии еще ниже послушников. Их распорядок дня тот же, что и у других жителей монастыря.
Часто в монастырь приезжают и временные гости – паломники или гости, которые приехали в рамках миссии.
Строение монастыря
На территории монастыря всегда есть и другие постройки и помещения. Монахи обычно живут в корпусах, число которых зависит от количества иноков, живущих там. Также на территории должен быть храм (центральный, и может быть еще один). В братском корпусе живут послушники и трудники, также есть столовая, церковная лавка, где можно купить книги и свечи. Часто в монастирях есть также гостевые домики, в которых время от времени поселяют паломников или гостей.
монастырь
Валаамский монастырь. | Мужской, женский монастырь. | Уйти в монастырь.
В последний путь его провожали всем монастырем.
Стены старого монастыря.
Жизнь несправедлива, и самые лучшие друзья могут подвести человека под монастырь.
Монастырский устав. | Монастырская жизнь.
Полезное
Смотреть что такое «монастырь» в других словарях:
МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка
МОНАСТЫРЬ — муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля
Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия
монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов
МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова
МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. • В… … Толковый словарь Ожегова
монастырь — МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Монастырь — (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история
Монастырь — (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия
МОНАСТЫРЬ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия
МОНАСТЫРЬ — Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок
МОНАСТЫРИ
С возникновением и территориальным распространением буддизма появляются буддийские М. в странах Азии: Индии (2-1 вв. до н. э.), Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.), Монголии (сер. 17 в.). Буддийские М. становятся крупнейшими феод. землевладельцами, принимают активное участие в политич. жизни страны. В дальнейшем, в связи с усилением роли местных религий (индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае), влияние и числ. их уменьшается (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14 вв.). Политич. и экономич. влияние буддийских (ламаистских) М. до недавнего времени сохранялось в Тибете, к-рый в течение длит. времени являлся теократич. гос-вом. До образования Тибетского автоном. р-на в рамках КНР в Тибете имелось до 3 тыс. М. Крупнейшие из них насчитывали от 3 до 10 тыс. монахов каждый.
В исламе М. не имели большого значения. В Коране нет упоминаний о монашестве. Лишь с возникновением (10-11 вв.) в странах Бл. и Ср. Востока мистико-аскетич. направления в исламе (суфизм) появились бродячие монахи (дервиши), временами селившиеся колониями по 20-40 чел. во главе с шейхом.
С развитием феодализма в странах Востока М. сосредоточили в своем владении огромные зем. и ден. богатства. В Византии обогащение М. и связанный с этим рост их политич. роли явились важными причинами иконоборчества (см. Иконоборчество), в результате к-рого сократилось монаст. землевладение (утраченные позиции М. были восстановлены во 2-й пол. 9-10 вв. при поддержке императорской власти). Бежавшие от преследований монахи образовали своеобразную «монашескую республику» на скалах п-ова Афон (ок. Салоникского залива), ставшую с 10 в. гл. центром православного (греко-визант.) монашества. В 962-1542 здесь было осн. ок. 200 М. Общее управление осуществлялось «парламентом» из 20 чел. и четырьмя «президентами», один из к-рых был главным (протос). Свою автономию Афон сохранил и тогда, когда ему пришлось формально подчиниться власти константинопольского патриарха (ок. 1000). С Афоном в значит. степени связано и распространение в 10 в. православных М. в Греции, Болгарии, Чехии, а также на Руси (см. ниже раздел Монастыри в России).
На протяжении всего 19 в. и нач. 20 в. судьба М. тесно переплетается с судьбами политич. реакции. Каждое поражение последней приводило к частичному или общему закрытию М. (в Италии в 1850-55, в Германии во время «культуркампфа» в 1875, во Франции в 1901-06, в Португалии в 1910 и т. п.). Однако в связи с ростом революц. рабочего и демократич. движения в ряде стран бурж. реакция снова обратилась к М. С кон. 19 в. их число стало быстро расти, а их деятельность приобрела широкий размах. В 20 в. нек-рые протестантские церкви (англиканские, нек-рые евангелич. церкви в США и др.), решительно отвергавшие раньше М., изменили к ним отношение и допустили их появление.
В СССР декретами Сов. пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. объявлено нар. достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и др. В наст. время в СССР существует неск. православных М. (с небольшим числом монахов), являющихся чисто религ. орг-циями.
В зарубежных социалистич. странах вопросы, связанные с церк., в т. ч. и с монаст., землевладением, были решены в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны (в МНР в 1928). В подавляющем большинстве этих стран монаст. эксплуататорское землевладение ликвидировано. Религ. орг-циям, в т. ч. и М., выделены зем. участки в размерах, необходимых для занятия под церк. сооружения, погосты и т. п. Служители религ. культов наделены землей по трудовой норме, на общих основаниях со всеми остальными гражданами социалистич. гос-в, пожелавшими обрабатывать землю своим трудом.
В Албании, согласно постановлению «О некоторых изменениях и дополнениях закона о земельной реформе» от 27 мая 1946, М. могут владеть не более чем 10 га земли. В Болгарии по закону об агр. реформе, принятому Нар. собранием 12 марта 1946, за М. были сохранены (в зависимости от ист. значения М.) зем. владения, не превышающие в среднем 30-40 га. В Венгрии земли М. св. 57 га подлежали изъятию гос-вом за выкуп в соответствии с декретом Врем. нац. пр-ва «О ликвидации системы крупного землевладения и о наделении землей трудовых крестьян» от 15 марта 1945. В ДРВ по закону об агр. реформе от 4 дек. 1953 земли М. подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР на основании закона о зем. реформе от 5 марта 1946 конфисковывались зем. владения св. 5 чонбо (1 чонбо = 0,992 га) у тех М., к-рые сдавали землю в аренду и эксплуатировали батраков и крестьян. В КНР, в соответствии с законом об агр. реформе (июнь 1950), земли М. подлежали реквизиции и вместе с др. конфиск. и реквизиров. землями распределялись между малоземельными и безземельными крестьянами. В МНР монаст. имущество и скот подлежали национализации в соответствии с решением 5-го Великого нар. хурала (дек. 1928) о конфискации крупной феод. собственности. В Польше решение о национализации латифундий католич. церкви и др. религ. орг-ций (в т. ч. М.) было принято в марте 1950. С 75 тыс. га монаст. землевладение сократилось до 9 тыс. га (ок. 5 га у отдельных М.). В Чехословакии в собственность гос-ва перешла земельная (св. 1 га) и др. собственность всех монашеских орденов, конгрегаций и отдельных М. (закон о зем. реформе, постановления от 14 и 18 окт. 1949 об экономич. обеспечении церкви и религ. орг-ций гос-вом и др.). В Югославии на основании закона об аграрной реформе и колонизации (1945) подлежали конфискации зем. владения М. свыше 10 га. За М., имеющими важное ист. значение, было оставлено до 30 га обрабатываемой земли и до 30 га леса из тех земель, к-рыми они владели до реформы. В Румынии (где крупное монаст. землевладение было ликвидировано еще во 2-й пол. 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об агр. реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монаст. землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по агр. реформе (1945) было признано целесообразным не проводить конфискации зем. собственности М.
Б. Я. Рамм. Ленинград.
Что такое монастырь
Монастыри бывают женскими, мужскими и смешанными. Жизнь в монастыре протекает по строжайшему уставу, под руководством духовного настоятеля. В первую очередь желающий всю свою жизнь провести в монастыре обязан принять монашество или монашеский обет. Монашеский обет заключается в отказе от всех благ цивилизации, в обречении себя на безбрачие и, соответственно, на бездетность. Смысл жизни монаха состоит в служении Богу, в просветительской деятельности.
Но перед столь ответственным шагом подавшийся в монастырь человек какое-то время должны быть послушником, затем полумонахом. В течение этого периода он может в любой момент покинуть монастырь. Послушникам позволено трудиться и молиться, читать духовную литературу. За каждым послушником закрепляется духовный наставник, который обязан не допустить легкомысленных, опрометчивых решений послушника.
Монастыри финансируются за счет государственных и частных источников. Кроме того, почти каждый монастырь находится на собственном хозяйственном обеспечении. В монашеских обителях имеются огороды, сады, скотные дворы, ежедневно дарующие монахам пищу. Причем, питание в монастырях достаточно скудное, а все посты должны соблюдаться в полном объеме. Но тех, кто решил посвятить себя службе Богу, не пугают такие ограничения. Ведь монахи по призванию делают выбор в пользу духовной, а не материальной жизни.