Мониторинг и проверка чем отличается
Чем отличается мониторинг от налоговой проверки
Если организация относится к группе низкой степени риска, то промежуток между плановыми проверками может достигать до 5 лет. Но и в этот период никто не застрахован от визитов контролирующих органов. Вас могут посетить с целью внеплановой проверки или мониторинга.
Основные действия при внеплановой налоговой проверке мы уже перечислили в этой статье. В данном материале мы доступно объясним, в чем состоят отличия мониторинга от проверки и каковы ваши права в первом случае.
Мониторинг как форма госконтроля
С 1 октября 2012 года появилась новая форма госконтроля – мониторинг. Он утвержден указом №332.
Основное отличие мониторинга от любой проверки – его направленность на предупреждение правонарушений в ходе предпринимательской деятельности. Такие профилактические меры включают в себя:
Если обнаружены какие-либо нарушения, гос. лицо предоставляет организации письменные рекомендации и возможность избежать штрафов. А вот игнорирование этих предписаний влечет за собой административную ответственность.
Таким образом, новая форма контроля является лояльной по отношению к предпринимателям и позволяет им вовремя предотвратить нарушения.
Мониторинг может проводиться двумя способами:
1.Скрытым
О его ходе вы не узнаете. И только если обнаружатся правонарушения, вас уведомят и направят рекомендации;
Вы участвуете в самом процессе проведения мониторинга.
Права должностных лиц налоговых органов
Сотрудник гос.органов, проводящий мониторинг, не имеет тех же полномочий, которые имеет проводящий проверку.
Проведение мониторинга допустимо как на объекте (визуальный мониторинг), так и вне его. В первом случае представители гос.службы открыто оценивают деятельность субъекта.
Со стороны проверяющих непозволительно:
В его права входит сверка внешней составляющей деятельности объекта с тем, что указано в доступных ему источниках.
На что проверяющие органы имеют право:
В процессе мониторинге может быть выявлено, например, что в налоговых органах показана лишь часть фактической выручки, так как не вся она отражается в отчетности.
Как вести себя в ходе мониторинга
Когда вас коснулся налоговый мониторинг, вы вправе:
При этом нужно знать свои обязательства:
Если вы проигнорируете данные вам рекомендации либо те же нарушения будут обнаружены повторно, возможно применение мер административной ответственности.
Чем отличается проверка от мониторинга?
Кроме того, при условии моратория на проверки малого и среднего бизнеса, это становится одним из механизмов вмешательства государственных органов в работу предпринимателей.
Проблему с представителями регионального Совета НПП «Атамекен» Костанайской области обсудили сотрудники прокуратуры, специалисты отдела образования акимата Костаная, директора дошкольных учреждений. На специальной площадке НПП «Атамекен» разбирали, на что имеют право проверяющие и те, кого они мониторят.
Важно, что диалог состоялся в момент, когда органам прокуратуры вернули надзорные функции по защите прав предпринимателей. В законную силу вступили поправки в закон «О прокуратуре» и теперь надзорный орган имеет право отменять ограничительные меры для бизнеса.
История, которая возмутила бизнес-сообщество началась с того, что все руководители дошкольных организаций получили письмо. Так ГУ «Отдел образования города Костаная» сообщил о проведении мониторинга с 29 сентября по 25 октября. Он направлен цитата: «на исполнение обязательств, при размещении государственного образовательного заказа в государственных и частных дошкольных организациях в 2021-2022 учебном году».
К документу приложена памятка, в которой написано, что будут оценивать, цитата: «нормативно-правовое обеспечение, как формируется набор, какие созданы условия для детей». И многое другое.
Мониторинги начались и сразу повлекли за собой ряд вопросов. Главный из них: мониторинг с посещением дошкольных учреждений, требует, как и проверка регистрации в органах правовой статистики? Есть еще и мониторинг без посещения, он, кстати, регистрации не требует и его можно проводить дистанционно. И все вопросы, обозначенные в мониторинговой памятке, оказалось легко можно проверить именно так.
По словам представителя регионального Совета НПП «Атамекен», директора детского сада «Ак Ерке» Елены Венгерской все дошкольные учреждения тотально прошли цифровизацию. Каждый день все данные можно видеть на площадке «Открытый акимат города Костаная», куда стекаются сведения о посещении дошкольного учреждения, хранятся все табеля, договора, которые заключают с родителями и многое другое. Личные обновляют каждый день. Есть еще и национальная образовательная база данных, там хранятся и обновляются все сведения о воспитанниках, педагогах и методиках ими применяемых в образовательном процессе.
С ней солидарны многие директора дошкольных учреждений. В свою очередь представитель отдела образования города Костаная Лидия Бугатаева отмечает, что это всего лишь форма оказания методической помощи преподавателям и не связана с какими–либо карательными мерами.
При этом, напомним, что по закону мониторинг с проверкой может стать основанием для применения к дошкольному учреждению штрафных санкций.
Органы прокуратуры поддержали предпринимателей, занимающихся частным детским образованием.
Обсуждение проблемы планируется продолжить за круглым столом, проведение которого инициировал отдел образования акимата города Костаная.
Будем следить за развитием событий.
Чем отличается проверка от мониторинга?
Кроме того, при условии моратория на проверки малого и среднего бизнеса, это становится одним из механизмов вмешательства государственных органов в работу предпринимателей.
Проблему с представителями регионального Совета НПП «Атамекен» Костанайской области обсудили сотрудники прокуратуры, специалисты отдела образования акимата Костаная, директора дошкольных учреждений. На специальной площадке НПП «Атамекен» разбирали, на что имеют право проверяющие и те, кого они мониторят.
Важно, что диалог состоялся в момент, когда органам прокуратуры вернули надзорные функции по защите прав предпринимателей. В законную силу вступили поправки в закон «О прокуратуре» и теперь надзорный орган имеет право отменять ограничительные меры для бизнеса.
История, которая возмутила бизнес-сообщество началась с того, что все руководители дошкольных организаций получили письмо. Так ГУ «Отдел образования города Костаная» сообщил о проведении мониторинга с 29 сентября по 25 октября. Он направлен цитата: «на исполнение обязательств, при размещении государственного образовательного заказа в государственных и частных дошкольных организациях в 2021-2022 учебном году».
К документу приложена памятка, в которой написано, что будут оценивать, цитата: «нормативно-правовое обеспечение, как формируется набор, какие созданы условия для детей». И многое другое.
Мониторинги начались и сразу повлекли за собой ряд вопросов. Главный из них: мониторинг с посещением дошкольных учреждений, требует, как и проверка регистрации в органах правовой статистики? Есть еще и мониторинг без посещения, он, кстати, регистрации не требует и его можно проводить дистанционно. И все вопросы, обозначенные в мониторинговой памятке, оказалось легко можно проверить именно так.
По словам представителя регионального Совета НПП «Атамекен», директора детского сада «Ак Ерке» Елены Венгерской все дошкольные учреждения тотально прошли цифровизацию. Каждый день все данные можно видеть на площадке «Открытый акимат города Костаная», куда стекаются сведения о посещении дошкольного учреждения, хранятся все табеля, договора, которые заключают с родителями и многое другое. Личные обновляют каждый день. Есть еще и национальная образовательная база данных, там хранятся и обновляются все сведения о воспитанниках, педагогах и методиках ими применяемых в образовательном процессе.
С ней солидарны многие директора дошкольных учреждений. В свою очередь представитель отдела образования города Костаная Лидия Бугатаева отмечает, что это всего лишь форма оказания методической помощи преподавателям и не связана с какими–либо карательными мерами.
При этом, напомним, что по закону мониторинг с проверкой может стать основанием для применения к дошкольному учреждению штрафных санкций.
Органы прокуратуры поддержали предпринимателей, занимающихся частным детским образованием.
Обсуждение проблемы планируется продолжить за круглым столом, проведение которого инициировал отдел образования акимата города Костаная.
Будем следить за развитием событий.
Инструменты контроля: проверка и мониторинг
Проверка является основным методом финансового контроля.
В ходе проверки контролирующий орган проверяет, соответствует ли деятельность организации требованиям законодательства. При этом контролирующий орган обладает законодательно закрепленными полномочиями для пресечения выявленных нарушений, устранения их вредных последствий. Проверка может проводиться только уполномоченными на то государственными органами, их структурными подразделениями и иными организациями. Кроме того, вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим органом, должны соответствовать компетенции этого органа.
Главные правила проверок
Для всех видов проверок действуют следующие правила:
1. Контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги). В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.
2. Проверка должна проходить в соответствии с принципами законности, открытости и доступности информации о проверке, равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов, ответственности контролирующих (надзорных) органов за нарушение законодательства пи исполнении своих полномочий, а также в соответствии с презумпцией добросовестности и невиновности проверяемого субъекта.
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок и формы проводимых проверок, является Указ № 510.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 03.12.2014 (далее – Указ № 510).
Справочно:
координационные планы проверок формируются на каждое полугодие. С координационными планами проверок на 1-е полугодие 2015 г. можно ознакомиться на сайте КГК www.kgk.gov.by.
Плановая проверка
Существуют 2 вида проверок: плановые и внеплановые.
Плановой является проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. По общему правилу, такая проверка может быть проведена по истечении 2 лет со времени регистрации организации (иного момента начала деятельности для других проверяемых субъектов) в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска, а также на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.
Важно!
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление должно содержать информацию о том, кто будет поводить поверку, когда, какие периоды будут проверяться, основание проведения проверки, а также перечень вопросов, подлежащих проверке.
Проверка может проводиться по так называемому чек-листу – исчерпывающему перечню требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах своей компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении.
Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляют справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки. Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов.
Периодичность проверок зависит от группы риска субъекта
Высокая группа риска – проверка субъекта не чаще 1 раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, то следующую плановую проверку этого субъекта данный контролирующий (надзорный) орган назначает не ранее чем через 2 года.
Средняя группа риска – организации, отнесенные к данной категории, проверяют не чаще 1 раза в 3 года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 5 лет.
Для организаций низкой группы риска проверка назначается по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет.
Организации, которые добросовестно исполняют обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеют фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), подлежат проверке одним и тем же контролирующим (надзорным) органом не чаще 1 раза в 5 календарных лет. Кроме того, Указ № 510 может освободить организацию средней или низкой группы риска от проверки в случаях, если данные контролирующего (надзорного) органа свидетельствуют об отсутствии признаков, указывающих на нарушения законодательства, а также если на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В последнем случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.
Кроме того допускается так называемая совместная проверка, т.е. проверка субъекта в течение календарного года, осуществляемая несколькими контролирующими (надзорными) органами в рамках одной плановой проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
Исчисление календарных периодов для назначения плановой проверки
Календарные периоды для назначения плановой проверки исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). Иными словами, если в организации средней группы риска была проведена плановая проверка в феврале 2013 г., то следующая проверка по общему правилу не может быть проведена ранее февраля 2016 г.
Справочно:
порядок установления сроков проведения совместных проверок определяет Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК).
Внеплановая проверка
Внеплановой является проверка в отношении проверяемых субъектов без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.
Подобные проверки назначаются:
– по поручениям Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь;
– Председателем КГК и его заместителями, председателями комитетов госконтроля областей, начальниками управлений Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской области и г. Минску в пределах их компетенции;
– Генеральным прокурором и его заместителями, прокурорами областей, г. Минска и приравненными к ним прокурорами в пределах компетенции;
– руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа (например, если наблюдается заметное увеличение показателей аварийности или ухудшения транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки, то проверка проводится контролирующими (надзорными) органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о транспортной деятельности, обеспечением безопасности дорожного движения).
Виды внеплановых проверок
Перечислим виды внеплановых проверок:
1. Внеплановая тематическая оперативная проверка. Она осуществляется в пределах компетенции органами КГК, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, МНС Республики Беларусь, Минприроды Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами, Минздравом Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, Минторгом Республики Беларусь. Проверка проводится, когда возникает необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.
2. Встречная проверка. Ее проводят для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.
3. Дополнительная проверка. Ее проводят для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.
4. Контрольная проверка, которая проводится для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.
Основания назначения отдельных видов внеплановых проверок уже были указаны выше.
Основания назначения внеплановой проверки
Основаниями назначения внеплановой проверки являются:
– наличие у контролирующего (надзорного) органа какой-либо информации, свидетельствующей о нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Информация должна быть подтверждена документами или фактами;
– использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
– существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга; невыполнение предписания Нацбанка; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов, а также по иным основаниям, указанным в подп. 9.1 п. 9 Указа № 510 или определенным Нацбанком, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе.
Пункт 5 Указа № 510 также содержит основания и круг лиц, которые могут назначать (поручать назначение) внеплановой проверки в 2-летний срок со дня начала регистрации организации (иного момента начала деятельности для других проверяемых субъектов), который, по общему правилу, запрещен для проведения подобных проверок. В частности, такая проверка может быть назначена:
– по поручению Президента Республики Беларусь;
– по заявлению проверяемого субъекта;
– КГК (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, или совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1 000 базовых величин;
– по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности;
– при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Такие проверки могут назначаться только при наличии оснований и с соблюдением определенных условий, установленных в Указе № 510;
– в целях проверки соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
– Нацбанком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе, и по другим основаниям.
Сколько дней длится проверка?
Срок проведения плановой проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной (не более 3 рабочих дней), контрольной (не более 5 рабочих дней) и дополнительной (не более 10 рабочих дней) проверок, не может превышать при проведении проверок:
– индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, – 15 рабочих дней;
– иных проверяемых субъектов – 30 рабочих дней.
Мониторинг
Мониторинг – это форма контроля (надзора), заключающая в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей. Он применяется контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок (п. 2 Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом № 510).
Обратите внимание! Мониторинг является не способом проверки, а мерой профилактического и предупредительного характера, поэтому он не может проводиться с использованием способов, применяемых при проверках.
Важно!
Мониторинг не является проверкой, поэтому не вносится в книгу проверок.
Решение о проведении мониторинга принимает руководитель контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченный заместитель. При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и объекты – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
В результате проведения мониторинга составляется аналитическая (информационная) записка. На ее основании руководитель или заместитель руководителя контролирующего органа может принять одно из следующих решений:
– учесть результаты мониторинга – если не было выявлено нарушений законодательства;
– направить в адрес проверяемого субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений;
– применить меры ответственности в отношении субъекта в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений либо повторного выявления нарушений, установленных в ходе предыдущего мониторинга.
Последние два варианта решения рассмотрим подробнее.
Если в ходе мониторинга должностное лицо обнаружило нарушения или недостатки, не создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, то оно вручает субъекту хозяйствования рекомендации по устранению нарушений.
Субъект хозяйствования, получивший такие рекомендации, вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган в определенный им срок. При добровольном устранении нарушений или недостатков в установленные сроки меры ответственности в отношении субъекта и его должностных лиц не применяются.
Если в ходе мониторинга обнаруживаются такие нарушения, которые создают угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, то должностное лицо праве вынести требование (предписание) о приостановлении или запрете деятельности самого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств.
В этом случае субъект обязан устранить выявленные нарушения и письменно сообщить контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это требование (предписание) об их устранении в пределах срока, установленного в требовании (предписании).
Если сроки соблюдены, то должностное лицо контролирующего органа не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о возобновлении деятельности проверяемого субъекта либо назначает контрольную проверку устранения субъектом выявленных нарушений, по итогам проведения которой не позднее 2 рабочих дней со дня ее окончания должно быть вынесено решение о возобновлении деятельности проверяемого субъекта. В случае неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений контролирующий орган может назначить внеплановую проверку.
Справочно:
порядок приостановления, запрета и условий возобновления деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств установлен п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510.
Таким образом, мы настоятельно рекомендуем субъектам хозяйствования внимательно относится к рекомендациям по итогам мониторинга (несмотря на то, что сами по себе рекомендации не являются обязательными для исполнения), добровольно их исполнять, соблюдая все предписанные сроки. Это позволит избежать возможного наступления ответственности и дополнительных проверок.
Маргарита Полевая, юрист