Мониторинг правоприменительной практики что это
Понятие и виды мониторинга правоприменения
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно требуют упорядочения всего комплекса действующих нормативных актов.
Посредством правового мониторинга определяется степень урегулированности соответствующих общественных отношений, выявляются пробелы, устраняются коллизии и противоречия как между нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы, так и между федеральным и региональным законодательством. Следовательно, мониторинг должен способствовать разработке предложений по совершенствованию законодательства, его обновлению и, в конечном счете, обеспечивать внутреннюю согласованность правовой системы в целом.
Мониторинг правоприменения в отличие от мониторинга законодательства заключается в проведении анализа законодательства непосредственно во взаимосвязи с правоприменительной практикой (т.е. с учетом мнения органов государственной власти, судов, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Общественной палаты Российской Федерации, а также институтов гражданского общества, научных, общественных организаций, средств массовой информации).
В частности, вопросы организации мониторинга правоприменения урегулированы следующими правовыми актами:
Мониторинг правоприменения в Российской Федерации – определяется как комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены):
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 утверждена методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, которой установлены правила и определены показатели осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным актом проводятся следующие виды мониторинга правоприменения:
Вышеназванный Указ Президента Российской Федерации № 657 помимо указанных случаев также предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право осуществлять мониторинги по собственной инициативе.
В соответствии с Указом № 657 координирующая функция по осуществлению правового мониторинга федеральными органами исполнительной власти и его методическому обеспечению возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.
Рекомендации по вопросам организации деятельности по мониторингу правоприменения
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНИТОРИНГУ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ, СБОРА ИНФОРМАЦИИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЦЕССУ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
(ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» осуществление мониторинга правоприменения возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые проводят его в соответствии с ежегодным планом, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также вне плана по собственной инициативе, а результаты мониторинга направляют в Министерство юстиции Российской Федерации.
Мониторинг правоприменения согласно Указу Президента Российской Федерации представляет комплексную и плановую работу по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации. Данному виду деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации придан общегосударственный масштаб и системный характер, определен широкий круг субъектов, которые могут принимать участие в проведении мониторинга.
Мониторинг правоприменения должен быть направлен в первую очередь на изучение социальных потребностей в законе и отражение объективной информации о законодательстве и правоприменительной практике, которые будут представлены Президенту Российской Федерации для последующего оперативного устранения недостатков в законодательстве Российской Федерации либо в правоприменении.
Для того, чтобы объективно оценивать правоприменительную практику к деятельности по мониторингу правоприменения, целесообразно привлекать как можно более широкий круг профессиональных юристов, представителей научной школы, правозащитных и общественных организаций, бизнес-сообщества, средств массовой информации.
Только при комплексном изучении оценки общественного мнения, противопоставлении полярных позиций федеральных органов исполнительной власти и профессиональных юристов и представителей иных структур гражданского общества возможно получить объективную информацию о правоприменении закона или группы нормативных правовых актов, регламентирующих определенную сферу правоотношений. Результатом должны быть компетентные квалифицированные доклады федеральных органов исполнительной власти о ситуации правоприменения в определенной сфере, выводы которых могут быть включены в проект доклада Президенту Российской Федерации.
Важно при формировании ежегодного доклада Президенту Российской Федерации и плана мониторинга на последующий год использовать результаты исследований правоприменительной практики, полученные различными методами. Это могут быть итоги социологических опросов, научно-практических исследований, контент-анализа тематических материалов СМИ, работы привлеченных специалистов-экспертов, в том числе на условиях аутсорсинга.
Учитывая вышеизложенное и в целях обеспечения единых подходов к деятельности по проведению мониторинга и для оптимизации работы по сбору, обобщению и анализу информации, полагаем, что процесс мониторинга правоприменения целесообразно организовать путем издания внутреннего распорядительного акта, в котором определить структурные подразделения и лиц, ответственных за проведение мониторинга, конкретные сроки проведения мониторинга правоприменения, круг лиц и организаций, привлекаемых к процессу мониторинга правоприменения.
Осуществление мониторинга правоприменения рекомендуется возложить на отраслевые департаменты федерального органа исполнительной власти по вопросам, относящимся к сферам их деятельности.
В субъектах Российской Федерации во многих случаях головным исполнителем назначается правовая служба, которая проводит мониторинг самостоятельно и подготавливает, в том числе на основании информации отраслевых департаментов, привлекаемых лиц и организаций, итоговый ежегодный доклад о результатах мониторинга правоприменения.
Кроме того, к процессу мониторинга могут привлекаться территориальные органы, подведомственные федеральные службы, агентства, научные и образовательные учреждения, федеральные государственные учреждения, иные подведомственные организации, а также общественные советы или иные общественные органы, созданные при федеральном органе исполнительной власти.
Учитывая, что обсуждение обобщенных результатов мониторинга правоприменения, в том числе с участием научного, юридического сообществ, практикующих юристов, позволит обеспечить всесторонний подход к мониторингу правоприменения и учет межведомственных интересов, возможно создание соответствующих рабочих групп.
По результатам проведения мониторинга могут быть сделаны выводы о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, корректировки правоприменительной практики.
В случае выявления недостатков в правоприменительной практике целесообразно ставить вопрос о подготовке разъяснений правоприменительным органам о применении законодательства в определенной сфере. Кроме того, установление данных фактов может свидетельствовать о необходимости подготовки разъяснений судебными органами по вопросам судебной практики.
В целях наполнения Портала информацией о правоприменительной практике и обеспечения ее актуальности просим направлять в Министерство юстиции Российской Федерации имеющуюся информацию, которая может быть размещена на Портале, в том числе:
— нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы осуществления мониторинга правоприменения;
— информацию о выполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, которые требуют принятия нормативных правовых актов, о ходе разработки необходимых проектов нормативных правовых актов, о реализованных решениях;
— сведения, комментарии, аналитические материалы, разъяснения федеральных органов исполнительной власти, которые связаны с правоприменительной практикой;
— информацию о результатах проведения антикоррупционного мониторинга, включая сведения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, заключения независимых экспертов по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Для размещения на Портале могут быть предоставлены и иные сведения и материалы, которые связаны с правоприменением в Российской Федерации.
Раздел III. Мониторинг правоприменительной практики
Раздел III. Мониторинг правоприменительной практики
Первые шаги в направлении повышения качества правоприменения были предприняты еще в 2005 году, когда в Аппарате Думы стала проводиться работа по установлению «обратной связи» с населением города Москвы через официальный сайт Думы, начали формироваться «паспорта законов города Москвы», содержащие сведения о принятии законов города Москвы, их официальном опубликовании, вступлении в силу, поступивших в Думу актах реагирования Прокуратуры города Москвы, заключениях органов Минюста России, практике рассмотрения законов города Москвы в судах, а также сведения о практике их применения.
Однако со временем потребовалось совершенствование указанной работы, переведения ее на качественно новый уровень.
В настоящем разделе доклада дается обзор судебной практики, актов реагирования Прокуратуры города Москвы и органов Минюста России, а также практики осуществления мониторинга состояния законодательства города Москвы КСП Москвы, Уполномоченным по правам ребенка в городе Москве, различными общественными институтами. Исходя из этих данных можно сделать выводы об уровне защищенности населения (что особенно актуально в сложных кризисных условиях), о недостатках и пробелах правового регулирования (особенно в части обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, снижения уровня коррупционности действующего законодательства и правоприменительной практики).
1. Судебная практика, акты реагирования Прокуратуры города Москвы и органов Минюста России
Важным фактором обеспечения качества законодательной базы города Москвы является правовой мониторинг ее соответствия федеральному законодательству, осуществляемый судами, Прокуратурой города Москвы и органами Минюста России.
Всего с 2005 по 2009 год в суды было предъявлено 47 заявлений, которыми обжаловались 34 закона города Москвы и 4 постановления Московской городской Думы.
Заявителями в судах выступали граждане, юридические лица, органы прокуратуры, органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления. Органами прокуратуры было предъявлено 5 заявлений об оспаривании правовых актов города Москвы, из которых частично было удовлетворено одно заявление.
Предметом судебных споров становились законы города Москвы по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, в частности КоАП Москвы, Избирательный кодекс города Москвы, законы города Москвы, регулирующие жилищные и налоговые вопросы, лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции и т.д. В большинстве случаев причиной судебного спора являлось толкование федерального законодательства в части отнесения того или иного вопроса к компетенции субъектов РФ либо изменение федерального законодательства, вследствие которого вопрос исключался из сферы законодательного регулирования города Москвы.
Не менее важной является деятельность, проводимая Прокуратурой города Москвы, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства закона; формирование единого правового пространства на территории страны; обеспечение согласованности юридических предписаний органов публичной власти.
Соответствующая работа строится на принципах сотрудничества и начинается еще на стадии работы над проектами законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы. Прокуратура города Москвы представляет свои замечания и предложения по их совершенствованию, а ее представители принимают участие в обсуждении проектов на заседаниях комиссий Думы. Именно активная совместная работа на законотворческой стадии значительно снижает количество актов реагирования Прокуратуры города Москвы в отношении уже принятых и действующих законов города Москвы. Так, с 2005 по 2009 год в Думу поступило всего 10 протестов и представлений Прокуратуры города Москвы, по результатам рассмотрения которых Думой принято 6 законов города Москвы.
Следует подчеркнуть, что Прокурор города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы наделен правом законодательной инициативы в Думе. Так, по инициативе Прокурора города Москвы Думой было принято 8 законов, направленных на приведение законов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством.
Однако в оценке состояния законодательства города Москвы помимо правового мониторинга важную роль играет мониторинг практики применения законов города Москвы, поскольку он позволяет выявить как неприменимые, так и неисполняемые нормы.
Согласно информации Председателя Московского городского суда проблем при толковании и применении законов города Москвы у мировых судей не возникало, что свидетельствует о достаточно высоком уровне как непосредственно правового регулирования, осуществляемого соответствующими законами города Москвы, так и юридической техники самих законов, содержащих четкие и недвусмысленные правовые нормы.
Органы прокуратуры также активно применяют законодательство города Москвы и реагируют на факты его нарушения.
Наибольшее количество нарушений выявлено при проверке применения Закона города Москвы от 18 июня 1997 года N 25 «Об обращениях граждан», что указывает на необходимость ужесточения ответственности должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление ответа на обращения граждан, а также проведения работы по повышению прозрачности и ответственности в работе органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Учитывая актуальность проблемы соблюдения прав граждан при принятии градостроительных решений, большое внимание Прокуратура города Москвы уделяет практике реализации законов города Москвы в этой сфере. Постоянный мониторинг применения соответствующих законов города Москвы и выявленные в его ходе недостатки, приводящие к нарушениям со стороны правоприменителей, были учтены при работе над Градостроительным кодексом города Москвы, принятым 25 июня 2008 года.
Прокуратурой города Москвы постоянно проводится работа по проверке применения законов города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» и от 13 апреля 2005 года N 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», поскольку эти законы распространяются на наиболее уязвимые категории жителей Москвы. Органами прокуратуры в городе Москве выявляется значительное количество нарушений, в основном связанных с решением вопроса о сохранении имущества недееспособных граждан. В настоящее время Правительством Москвы и Думой разрабатывается проект нового закона города Москвы «Об опеке и попечительстве в городе Москве», в котором должны быть учтены выявленные недостатки.
В настоящее время наметилась тенденция к росту нарушений жилищных прав граждан при решении вопросов о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и издании главами управ районов города Москвы соответствующих правовых актов либо при предоставлении гражданам жилья в соответствии с законами города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» и от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Имеет место нарушение прав инвалидов, в частности установленных Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы». Сложившаяся ситуация требовала своего разрешения, поэтому в 2009 году, объявленном в Москве Годом равных возможностей, проводилась активная работа по приспособлению и постепенному преобразованию действующей пешеходно-транспортной сети и объектов социальной инфраструктуры города для нужд инвалидов, а также велось строительство новых объектов и сооружений с учетом требований указанного Закона. Кроме того, в соответствии со «Стратегией повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» планируется в течение ближайших 12 лет все возможные строения приспособить для нужд инвалидов.
Вместе с тем практика применения КоАПа Москвы выявила и определенные его недостатки. Например, возникают трудности при привлечении к административной ответственности лиц, размещающих транспортные средства на территории, занятой зелеными насаждениями, в зимний период, также затрудняет правоприменительную деятельность при привлечении к административной ответственности за самовольный сброс и сжигание мусора отсутствие законодательного определения данных понятий и т.д.
Таким образом, выявленные в ходе правоприменительной практики недостатки правового регулирования отдельных видов административной ответственности обусловили необходимость проведения работы по разработке проекта закона города Москвы о внесении изменений в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии с установленными полномочиями органы Минюста России по результатам проведения юридической экспертизы правовых актов города Москвы вносили в Думу экспертные заключения.
По итогам рассмотрения экспертного заключения на Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы», поступившего в 2007 году, комиссия Думы приняла решение о необходимости приведения его в соответствие с федеральным законодательством.
2. Деятельность КСП Москвы по мониторингу законодательства города Москвы
КСП Москвы обеспечивает единую систему контроля за исполнением городского бюджета, формированием и использованием целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, финансовых ресурсов, образование и целевое использование которых регламентировано налоговым законодательством.
В процессе реализации возложенных на нее задач КСП Москвы осуществляет контрольные мероприятия, информационную и иную деятельность, обеспечивая единую систему бюджетного контроля в городе Москве. Работа КСП Москвы осуществляется в соответствии с планами работы на очередной год, утверждаемыми ее Председателем.
КСП Москвы систематически анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств городского бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного процесса и законодательства города Москвы по бюджетным вопросам и представляет их в Думу и Мэру Москвы для рассмотрения.
В рамках действующего законодательства на основании обращений органов законодательной и исполнительной власти города Москвы проведены экспертизы 13 проектов законов города Москвы, 20 городских целевых программ, городских программ.
Замечания и предложения КСП Москвы были учтены при принятии целого ряда законов города Москвы, постановлений Правительства Москвы и иных нормативных правовых актов, в том числе при утверждении и актуализации городских целевых программ. В первую очередь это относится к принятию Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».
По результатам контрольных мероприятий выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 30405658,30 тыс. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 73860,0 тыс. рублей, неэффективное использование средств на сумму 5098730,5 тыс. рублей и иные нарушения на сумму 25233067,8 тыс. рублей, а также расходование бюджетных средств на цели, не относящиеся к расходным обязательствам муниципальных образований, на сумму 5503,1 тыс. рублей.
При выявлении нарушений КСП Москвы не только давала рекомендации об их устранении в являвшейся объектом проверки организации, но и обращала внимание на принятие комплексных мер в соответствующей отрасли (подотрасли) городского хозяйства по предотвращению таких нарушений (приложение 12).
3. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве по мониторингу законодательства города Москвы
В соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве, их признания и соблюдения в 2001 году в Москве была учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве. За время функционирования в городе института Уполномоченного стала очевидна необходимость подобных институтов для защиты прав граждан и заинтересованность в них москвичей.
Примечательно, что на указанные сайты поступили обращения не только из Москвы, но и из 34 регионов Российской Федерации. География поступающих обращений обширна: Московская, Ленинградская, Ростовская, Новосибирская, Мурманская, Калининградская, Вологодская, Тамбовская области; Пермский, Краснодарский края; республики Карелия, Калмыкия, Хакасия и другие регионы, а также страны ближнего зарубежья (Казахстан, Украина, Таджикистан).
По сравнению с предыдущим годом в 2008 году отмечался рост на 25% количества обращений, поступивших в электронном виде. По всем заданным вопросам сотрудниками аппарата Уполномоченного даны разъяснения и рекомендации в интерактивном режиме (приложение 13).
На 32 личных приемах, проводимых Уполномоченным еженедельно, были приняты 147 человек, поступило к рассмотрению 96 жалоб и заявлений, в 51 случае даны подробные консультации и разъяснения действующего законодательства.
Уполномоченный 79 раз по собственной инициативе принимал участие в разрешении ситуаций, связанных с нарушением прав детей.
В целях защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов ребенка специалисты аппарата Уполномоченного приняли участие в 42 судебных процессах. Кроме того, в 5 случаях была оказана юридическая помощь в составлении процессуальных документов, в 29 случаях изложена позиция Уполномоченного для представления в судебном процессе.
Наибольшее количество обращений поступило по жилищным вопросам. Не уменьшается количество жалоб на нарушения прав детей на общение с отдельно проживающими родителями и другими родственниками, обращений по спорам об определении места жительства ребенка, а также жалоб на злоупотребление родительскими правами.
На рассмотрение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа Уполномоченным было вынесено 43 дела, из которых по 35 принято положительное решение о предоставлении в 2008 году отдельных квартир по договору безвозмездного пользования.
По состоянию на 1 января 2009 года на контроле Уполномоченного оставалось 290 письменных обращений, что составляет 28,3% от общего количества поступивших в 2008 году.
В 2008 году Уполномоченный принял участие в рассмотрении 28 нормативных правовых актов Правительства Москвы, Думы, а также в разработке и согласовании 8 проектов законов города Москвы путем представления замечаний и предложений по некоторым из них.
Наряду с этим проводилась работа по анализу федерального законодательства в части защиты и охраны прав детей. По 2 проектам федеральных законов были даны соответствующие заключения.
По инициативе Уполномоченного Дума приняла обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву от 16 июля 2008 года N 7 «О необходимости подписания и ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии».
В 2008 году Уполномоченный внес в Думу 3 законодательные инициативы:
1) проект закона города Москвы «О внесении изменений в статьи 3 и 8 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка»;
2) проект постановления Московской городской Думы «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (11 марта 2009 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении);
3) проект постановления Московской городской Думы «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (13 февраля 2009 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении).
Уполномоченный уделял значительное внимание проблемам, возникающим при улучшении жилищных условий семей, воспитывающих детей-инвалидов. Для их решения он обращался к Мэру Москвы с предложениями по обеспечению жилыми помещениями семей с детьми-инвалидами. По поручению Мэра Москвы Комплекс социальной сферы города Москвы рассмотрел указанные предложения. Решено каждое учетное дело по данной категории выносить на рассмотрение Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы. Подобные дела уже рассматриваются указанной Комиссией.
4. Деятельность Молодежной палаты по мониторингу законодательства города Москвы
Молодежная палата была создана в соответствии с постановлением Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265 «О Молодежной палате при Московской городской Думе» и начала свою работу в 2007 году.
Молодежная палата является экспертным и консультативным органом (экспертным советом) для обсуждения проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы в области прав и законных интересов молодежи. Одной из функций, осуществляемых Молодежной палатой, является мониторинг состояния законодательства города Москвы в сферах, затрагивающих интересы молодежи города.
Функции в области мониторинга законодательства и правоприменительной практики по вопросам молодежной политики в городе Москве, предоставленные Молодежной палате, она реализует на своих заседаниях и в ходе работы 10 профильных секций.
В 2008 году состоялось 7 заседаний Молодежной палаты и около 20 заседаний профильных секций. В ходе работы Молодежной палатой подготовлены предложения в комиссию Думы по экологической политике об ужесточении ответственности юридических лиц за оборот моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, а также о введении мер дополнительного контроля за правом использования экологического знака на АЗС города Москвы.
Члены Молодежной палаты приняли участие в обсуждении проекта закона города Москвы «О занятости населения в городе Москве», внесли в него на стадии разработки ряд принципиальных предложений.
Особое внимание Молодежной палатой было уделено работе над проектом нового закона города Москвы «О молодежи», который наряду с Концепцией был в мае и сентябре 2008 года рассмотрен на заседаниях Молодежной палаты. Члены Молодежной палаты внесли более 20 поправок, предложений и дополнений, часть из которых была учтена в ходе дальнейшей работы над документами.
В 2008 году секция Молодежной палаты по общественной безопасности рассмотрела вопрос о законе города Москвы о единой системе профилактики правонарушений в городе Москве и по результатам обсуждения направила соответствующее заключение в комиссию по безопасности.
Молодежная палата провела мониторинг исполнения Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» и постановлений Правительства Москвы о приспособлении городской инфраструктуры и жилищного фонда города для жизнедеятельности инвалидов.
С этой целью было организовано обследование объектов социальной сферы, в частности центров социального обслуживания населения, а также городского транспорта на предмет их оснащенности специальными приспособлениями для инвалидов. Результаты обследований были рассмотрены на 2 «круглых столах», проведенных Молодежной палатой совместно с комиссией по социальной политике и трудовым отношениям.
В феврале 2009 года Молодежная палата, обсудив проект закона города Москвы «О физической культуре и спорте в городе Москве», предложила внести в него ряд поправок.
Молодежной палатой подготовлен проект обращения Московской городской Думы по вопросу выплат пособий по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в соответствии с федеральным законодательством, направленный на защиту прав и интересов семей с детьми-инвалидами. После рассмотрения соответствующего вопроса на комиссии по социальной политике и трудовым отношениям обращение было вынесено на заседание Думы и 18 февраля 2009 года принято.
Вопросы молодежной политики и их законодательное регулирование имеют межведомственный характер, поэтому Молодежная палата помимо законов города Москвы и федеральных законов рассматривает акты Правительства Москвы, уделяя особое внимание различным целевым программам, затрагивающим интересы молодежи города.
Члены Молодежной палаты постоянно принимают участие в заседаниях комиссий Думы и «круглых столов».
5. Механизмы установления «обратной связи» с населением города Москвы и привлечения общественности к процессу законотворчества, работа с обращениями граждан
Для повышения социальной стабильности общества, обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти большое значение имеют работа с обращениями граждан и создание различных механизмов установления «обратной связи», позволяющих выявлять мнение москвичей по наиболее актуальным вопросам жизнедеятельности города.
Граждане могут обращаться лично в приемные органов государственной власти, направлять письменные обращения по почте либо через Интернет, пользоваться телефонами «горячей линии», направлять свои вопросы на специальные пейджеры.
Например, депутаты Думы ведут прием населения по общему графику в Приемной Думы, а также в приемных, находящихся в округах. Результаты личных и письменных обращений граждан ежемесячно обобщаются в справках о правоприменительной практике законов города Москвы по результатам приема граждан депутатами Думы и внимательно анализируются.
Наиболее острые и часто задаваемые вопросы размещаются на официальном сайте Думы вместе с подробными ответами. Для этого функционирует специальная рубрика «Вопрос-ответ».
В целях информирования Интернет-пользователей о принятых законодательных актах и взаимодействия с общественностью на официальном сайте Думы также организованы Интернет-рубрики «Обращения в Думу», «Ваше мнение».
Интерактивные опросы в рубрике «Ваше мнение» проводятся с 28 февраля 2006 года для выяснения мнения жителей Москвы о городском законодательстве. Участниками интерактивных опросов стали Интернет-пользователи, посещавшие официальный сайт Думы и пожелавшие ответить на поставленные вопросы. Средняя продолжительность каждого опроса составляла один календарный месяц. Темами опросов стали законы города Москвы, представляющие общественную значимость для населения и затрагивающие такие важные сферы жизнедеятельности, как образование, здравоохранение, условия проживания, экология, социальная защита, льготы и т.п.
В результате проведенных интерактивных опросов получено более 3 тыс. ответов. Число полученных ответов за один опрос варьировалось в зависимости от его темы и количества сформулированных вопросов.
Для участников опросов, не знакомых с обсуждаемым законом города Москвы, на сайте размещался его текст.
Интерактивные опросы являются одной из разновидностей взаимодействия с городским сообществом, имеющей целью привлечь население к участию в правотворческой деятельности Думы и позволяющей учесть общественное мнение о действующем законодательстве.
Вместе с тем результаты опросов представляют собой совокупность индивидуальных мнений респондентов, представляющих определенную группу населения, имеющую доступ к Интернету, что в свою очередь предполагает наличие соответствующего образования и определенного уровня дохода. Поэтому данная выборка не является репрезентативной.
В органах исполнительной власти города Москвы также особое внимание уделяется повышению качества рассмотрения обращений граждан, о чем свидетельствует рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Правительства Москвы. На нем была дана оценка деятельности префектур города Москвы по приему населения, рассмотрению письменных обращений граждан, информированию жителей округов по важным вопросам и т.д. В результате такого обсуждения в САО с апреля 2009 года начала работу «выездная приемная префекта». Это позволило жителям разных районов округа дополнительно раз в месяц встречаться с префектом в пределах «шаговой доступности» от места жительства.
Тенденция сближения власти с населением должна продолжаться. Необходимо обеспечить согласованность в деятельности всех органов власти города Москвы, повысить уровень работы по информированию жителей, привлечению их к обсуждению управленческих и нормотворческих решений.
Важным направлением этой работы является привлечение к законотворческой деятельности, в частности к мониторингу состояния законодательства города Москвы, различных общественных объединений, научных и учебных заведений. Так, уже много лет подобные организации привлекаются депутатами Думы в качестве независимых экспертов для подготовки законопроектов или проведения экспертизы действующего законодательства, выявления вопросов, требующих законодательной регламентации (приложение 14). Кроме того, при комиссиях Думы функционируют экспертные советы, одной из задач которых является рассмотрение и оценка поступающих предложений по совершенствованию законодательства.
С 2009 года в Думе существует практика обращений в различные организации с просьбой предоставить информацию и высказать свое мнение о практике и проблемах реализации законов города Москвы. Так, на подобные обращения ответили Совет муниципальных образований города Москвы, Московский городской совет общественных пунктов охраны порядка, Московская федерация профсоюзов, Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Общественная палата по образованию в городе Москве, Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), чья информация была использована в подготовке настоящего доклада.
В ближайшее время новым направлением участия граждан в законотворчестве должно стать проведение независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов. Необходимая для этого основа заложена в федеральном законодательстве*(86) и конкретизируется в Законе города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 «О правовых актах города Москвы».
В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты законов города Москвы и постановлений Думы о законодательной инициативе в Государственной Думе размещаются на официальном сайте Думы. Срок, в течение которого принимаются заключения, определяется Думой, но не может быть меньше срока представления поправок к проекту. Заключение, подготовленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению, а выявленные коррупционные нормы должны быть устранены из проекта. Неучтенные замечания с обоснованием их отклонения указываются в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта либо в иных материалах, прилагаемых к нему.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.