Монографическое обследование предполагает что обследованию подвергаются тест
Тесты по дисциплине «Статистика»
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»
Термин «статистика» в переводе с латинского означает:
а) определенное положение вещей в государстве;
б) количественное отражение чисел;
г) разделение на части
а) статистическая закономерность;
б) статистический показатель;
в) статистический признак;
г) статистическая совокупность
Предметом статистического изучения выступают:
а) статистические закономерности;
б) статистические показатели;
в) статистические признаки;
г) статистические совокупности
При изучении статистических закономерностей действует закон:
а) закон диалектики;
б) закон плотности распределения;
в) закон больших чисел;
г) закон статистического расхождения
К основным методам статистики не относится:
а) диалектический метод познания;
б) метод статистических группировок;
в) метод массового статистического наблюдения;
г) метод главных компонентов
Объект статистического наблюдения – это:
а) единица наблюдения;
б) единица статистической совокупности;
в) совокупность признаков изучаемого явления;
г) статистическая совокупность
Субъект, от которого поступают данные в ходе статистического наблюдения, называется:
а) единица наблюдения;
б) отчетная единица;
в) единица статистической совокупности;
г) объект статистического наблюдения
Программа статистического наблюдения включает:
а) время наблюдения;
б) мероприятия по организации наблюдения;
в) способ и метод наблюдения;
г) систему признаков, подлежащих статистическому наблюдению
Срок статистического наблюдения – это время, в течение которого:
а) заполняются статистические формуляры;
б) обучается кадровый состав для проведения наблюдения;
в) обрабатывается полученный в ходе наблюдения материал;
г) организуется разъяснительная работа с населением
По времени регистрации фактов статистическое наблюдение бывает:
а) специально организованное;
По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает:
б) в виде отчетности;
Способами статистического наблюдения не являются:
в) экспедиционный способ;
Опрос предполагает использование в качестве источника информации:
а) различные документы;
б) слова респондентов;
г) штат добровольных корреспондентов
Перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе наблюдения, называется:
а) статистический формуляр;
б) программа наблюдения;
в) инструментарий наблюдения;
г) отчетная единица
При методе основного массива обследованию подвергаются:
а) все единицы совокупности;
б) случайно отобранные отдельные единицы совокупности;
в) самые существенные, наиболее крупные единицы совокупности, имеющие по основному признаку наибольший удельный вес в совокупности;
г) наиболее мелкие единицы совокупности, имеющие наименьший удельный вес в совокупности
Монографическое обследование предполагает, что обследованию подвергаются:
а) все без исключения единицы совокупности;
б) случайно отобранные отдельные единицы совокупности;
в) наиболее типичные единицы совокупности;
г) единицы совокупности, представляющие новые типы явлений
Статистическая отчетность – это:
а) форма статистического наблюдения;
б) вид статистического наблюдения;
в) способ статистического наблюдения;
г) единица наблюдения
Метод основного массива – это:
а) вид статистического наблюдения;
б) способ статистического наблюдения;
в) форма статистического наблюдения;
г) единица наблюдения
Метод моментных наблюдений – это разновидность:
а) сплошного наблюдения;
б) монографического наблюдения;
в) метода основного массива;
г) выборочного наблюдения
К способам статистического наблюдения не относится:
а) непосредственное наблюдение;
в) экспедиционный способ;
г) выборочное наблюдение
Перепись населения России (2002г) – это:
а) единовременное, специально организованное, сплошное наблюдение;
б) периодическое, специально организованное, сплошное наблюдение;
в) единовременное, специально организованное, выборочное наблюдение;
г) периодическое, специально организованное, несплошное наблюдение
Инвентаризация незавершенного производственного строительства 2000г – это:
а) текущее наблюдение;
б) периодическое наблюдение;
в) единовременное обследование;
г) обследование основного массива
Расхождение между расчетными значениями и действительным значением изучаемых величин называется:
а) ошибкой наблюдения;
б) ошибкой регистрации;
в) ошибкой репрезентативности;
г) преднамеренной ошибкой
Ошибки статистического наблюдения бывают:
а) только ошибки регистрации;
б) случайные и систематические;
в) только ошибки репрезентативности;
г) ошибки регистрации и репрезентативности
Ошибки регистрации возникают:
а) только при сплошном наблюдении;
б) только при несплошном наблюдении;
в) как при сплошном, так и при несплошном наблюдении;
г) только при анкетном способе сбора данных
Ошибки репрезентативности возникают:
а) только при сплошном наблюдении;
б) только при несплошном наблюдении;
в) как при сплошном, так и при несплошном наблюдении;
г) только при анкетном способе сбора данных
Для выявления и устранения ошибок статистического наблюдения не используются:
а) логический контроль;
б) арифметический контроль;
в) проверка репрезентативности;
г) синтаксический контроль
Студенты учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:
Население, проживающее на какой-либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:
а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;
б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;
в) обобщение единичных фактов;
г) объект, характеризующийся цифрами
Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:
Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:
Группировка, построенная по трем признакам, называется:
а) рядом распределения;
Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:
в) факторный и результативный;
а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;
б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;
в) объект, характеризующийся цифрами;
г) обобщение единичных фактов
По технике выполнения статистическая сводка делится на:
а) простую и сложную;
б) централизованную и децентрализованную;
в) механизированную и ручную;
г) сплошную и несплошную
По глубине обработки материала сводка делится на:
а) простую и сложную;
б) централизованную и децентрализованную;
в) механизированную и ручную;
г) сплошную и несплошную
Основанием группировки может быть:
а) атрибутивный признак;
б) количественный признак;
г) атрибутивный и количественный признаки
Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:
Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:
а) по атрибутивному признаку;
б) по количественному признаку;
в) как по атрибутивному, так и по количественному признакам;
г) по непрерывному признаку
Статистическая таблица представляет собой:
а) форму наиболее рационального изложения результатов статистического наблюдения;
б) сведения о чем-нибудь, расположенные по строкам и графам;
в) числовые характеристики, размещенные в колонках таблицы;
г) показатели, характеризующие исследуемый объект
Элементом статистического графика не является:
б) масштабные ориентиры;
в) экспликация графика;
Виды диаграмм, которые используются в форме геометрического образа:
г) статистические карты
Известна динамика числа родившихся в целом по стране. Выберите подходящее графическое изображение этого процесса:
а) секторная диаграмма;
г) статистическая кривая
По способу построения статистические графики бывают:
а) диаграммы, статистические карты;
Конкретный размер абсолютной величины зависит от:
а) степени распространения явления, интервала времени, в течение которого явление наблюдалось;
б) от единицы измерения;
в) степени распространения явления;
г) соотношения отдельных составных частей целого явления
Абсолютные статистические показатели выражаются:
б) в именованных числах;
Для преобразования натуральных единиц измерения в условно-натуральные и наоборот необходимо воспользоваться:
а) коэффициентами опережения;
б) коэффициентами закрепления;
в) коэффициентами перевода;
г) коэффициентами пересчета
Относительными статистическими показателями не могут быть:
а) показатели структуры;
б) натуральные показатели;
в) показатели динамики;
г) показатели сравнения
Относительные статистические показатели выражаются:
а) в стоимостных единицах измерения;
в) в натуральных единицах измерения;
Виды абсолютных величин:
а) индивидуальные, общие;
б) выполнения плана, планового задания;
в) динамики, структуры, сравнения;
г) координации, интенсивности
Относительная величина выполнения плана исчисляется как:
а) отношение планового задания на предстоящий период к фактически достигнутому уровню этого периода;
б) отношение фактически достигнутого уровня к плановому заданию за тот же период времени;
в) отношение фактического показателя отчетного периода к фактическому показателю базисного периода;
г) отношение уровня части совокупности к уровню совокупности в целом
Относительные величины динамики получают в результате сопоставления показателей каждого последующего периода:
б) с первоначальным;
Фактический выпуск продукции хлебозаводом за год составил 6920 тонн, план выпуска – 6725 тонн продукции. Процент выполнения плана определяется:
В отчетном году оборот розничной торговли предприятия составил 26580 тыс. руб., в прошлом году – 25100 тыс. руб. Относительная величина динамики определяется:
Валовой доход фирмы в январе отчетного года составил 1500 тыс. руб., в феврале планируется – 1800 тыс. руб. Относительная величина планового задания определяется:
Средняя арифметическая простая рассчитывается по формуле:
Средняя арифметическая взвешенная рассчитывается по формуле:
Средняя гармоническая взвешенная рассчитывается по формуле:
Средняя арифметическая простая применяется:
а) когда произведения xf одинаковы или равны 1;
в) когда каждое индивидуальное значение признака встречается один или одинаковое количество раз;
г) когда индивидуальные значения признака встречаются много раз
Средняя арифметическая взвешенная применяется:
а) когда произведения xf одинаковы или равны 1;
в) когда каждое индивидуальное значение признака встречается один или одинаковое количество раз;
г) когда индивидуальные значения признака встречаются много раз
Средняя гармоническая простая применяется:
а) когда произведения xf одинаковы или равны 1;
в) когда каждое индивидуальное значение признака встречается один или одинаковое количество раз;
г) когда индивидуальные значения признака встречаются много раз
Средняя гармоническая взвешенная применяется:
а) когда произведения xf одинаковы или равны 1;
в) когда каждое индивидуальное значение признака встречается один или одинаковое количество раз;
г) когда индивидуальные значения признака встречаются много раз
а) чаще всего встречающееся значение признака;
б) серединный вариант, который находится в середине ряда значений, расположенных в порядке возрастания или убывания;
в) различия индивидуальных значений признака;
г) разность между наибольшим и наименьшим значением признака
а) чаще всего встречающееся значение признака;
б) серединный вариант, который находится в середине ряда значений, расположенных в порядке возрастания или убывания;
в) различия индивидуальных значений признака;
г) разность между наибольшим и наименьшим значением признака
Цена за единицу товара в базисном периоде составила 80 руб., в отчетном она возросла до 85 руб. Индивидуальный индекс цены составит:
Агрегатный индекс физического объема рассчитывается по формуле:
а) ∑ p 1 q 1 / ∑ p 1 q 0;
б) ∑ p 1 q 0 / ∑ p 0 q 1;
Индивидуальный индекс цены рассчитывается по формуле:
в) p 1 q 1 / p 0 q 0;
Агрегатный индекс стоимости продукции рассчитывается по формуле:
а) p 1 q 1 / p 0 q 0;
б) ∑ p 1 q 0 / ∑ p 0 q 0;
в) ∑ p 1 q 1 / ∑ p 0 q 0;
По степени охвата индексы бывают:
а) индивидуальные и общие;
б) постоянного состава и переменного состава;
в) агрегатные и средние;
г) структурных сдвигов
В зависимости от формы построения различают индексы:
а) индивидуальные и общие;
б) постоянного состава и переменного состава;
в) агрегатные и средние;
г) структурных сдвигов
Выпуск продукции сократился с 2100шт до 2000шт. Индивидуальный индекс физического объема равен:
а) (2000+2100) / 2 = 2050;
Ряд динамики характеризует:
а) структуру совокупности по какому – либо признаку;
б) изменение характеристики совокупности в пространстве;
в) измерение характеристики совокупности во времени;
г) распространенность явления в присущей среде
Уровень ряда динамики – это:
а) ряд числовых значений статистического показателя в последовательные моменты или периоды времени;
б) абсолютная (относительная, средняя) величина каждого члена динамического ряда;
в) средняя, исчисленная из уровней динамического ряда;
г) относительный показатель, характеризующий величину прироста
Абсолютный прирост исчисляется как:
а) отношение уровней;
б) разность уровней ряда;
в) произведение уровней;
Темп роста представляет собой:
а) разность между отчетным и базисным уровнями;
б) сумма отчетного и базисного уровней;
в) отношение отчетного уровня к базисному;
г) отношение абсолютного прироста к базисному уровню
К методу измерения сезонных колебаний не относится метод:
а) абсолютных разниц;
б) относительных разниц;
в) относительных величин;
г) скользящих средних
Абсолютный прирост представляет собой:
а) разность между отчетным и базисным уровнем;
б) сумму отчетного и базисного уровней;
в) отношение отчетного уровня к базисному;
г) отношение базисного уровня к отчетному
Выберите наиболее распространенные статистические методы, с помощью которых изучается основная тенденция в рядах динамики:
б) метод скользящей средней, укрупнения интервалов;
в) выборочный метод;
г) относительных разниц
Средний уровень интервального ряда динамики определяется как:
а) средняя арифметическая;
б) средняя гармоническая;
в) средняя хронологическая;
г) средняя квадратическая
Средний уровень моментного ряда динамики определяется как:
а) средняя арифметическая;
б) средняя гармоническая;
в) средняя хронологическая;
г) средняя квадратическая
Если сравниваются смежные уровни ряда динамики, показатели называются:
Темп роста рассчитывается как:
а) отношение уровней;
б) произведение уровней;
в) разность уровней;
К моментному ряду, характеризующему динамику, можно отнести ряд:
а) объема реализованной продукции по кварталам;
б) среднего размера доходов по годам;
в) численности студентов (на конец учебного года);
г) объема инвестиций, вложенных в различные отрасли экономики
а) изменение массовых явлений во времени;
б) изменение структуры статистической совокупности в пространстве;
в) изменение значений признака во времени и в пространстве;
г) изменение состава совокупности
Доход предприятия в 2006г составил 1720 тыс. руб., в 2007г – 1820 тыс. руб. Абсолютный прирост определяется:
в) 1820 / 1720 * 100 = 105,8;
г) 1720 / 1820 * 100 = 94,5
Доход предприятия в 2006г составил 1720 тыс. руб., в 2007г – 1820 тыс. руб. Темп роста определяется:
б) 1820 / 1720 *100 = 105,8;
г) 1720 / 1820 *100 = 94,5
Выборочная совокупность – это:
а) совокупность единиц, из которых производится отбор;
б) совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи явлений;
в) совокупность приемов и способов, при помощи которых статистика изучает свой предмет;
г) совокупность отобранных для обследования единиц
Генеральная совокупность – это:
а) совокупность единиц, из которых производится отбор;
б) совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи явлений;
в) совокупность приемов и способов, при помощи которых статистика изучает свой предмет;
г) совокупность отобранных для обследования единиц
Если индекс переменного состава равен 118%, а индекс структурных сдвигов 107%, то индекс постоянного состава равен:
а) 107 / 118 * 100= 90,7;
в) 118 / 107 *100=110,3;
г) (118+100) / 107 = 2,04
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-749796
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сборник задач по дисциплине «Статистика»
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ в г.ОРЕНБУРГ
СБОРНИК ЗАДАНИЙ, ЗАДАЧ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»
Денисова С.В. Учебное пособие.
Рекомендовано к использованию Педагогическим советом ЧПОУ «Башкирский экономико-юридический колледж» Филиал в г.Оренбург
Сборник заданий, задач по дисциплине «Статистика» составлен по важнейшим темам курса, рассчитан на проведение практических аудиторных занятий, а также может быть использован при самостоятельной работе студентов.
Предмет, метод и задачи статистики………………………………………… 4
Статистическое наблюдение…………………………………………………. 5
Статистическая сводка и группировка данных……………………………. 10
Ряды распределения в статистике…………………………………………… 16
Способы наглядного представления данных……………………………….. 17
Абсолютные и относительные величины…………………………………… 20
Показатели вариации в статистике…………………………………………. 29
Структурные характеристики вариационного ряда распределения……….31
Виды и методы анализа рядов динамики……………………………………32
Методы анализа основной тенденции в рядах динамики…………………..37
Модели сезонных колебаний………………………………………………… 39
Способы формирования выборочной совокупности……………………….45
Методы изучения связи между явлениями…………………………………. 46
Список рекомендуемой литературы…………………………………………….50
Тема 1: Предмет, метод и задачи статистики
Термин «статистика» в переводе с латинского означает:
а) определенное положение вещей в государстве;
б) количественное отражение чисел;
г) разделение на части
а) статистическая закономерность;
б) статистический показатель;
в) статистический признак;
г) статистическая совокупность
Предметом статистического изучения выступают:
а) статистические закономерности;
б) статистические показатели;
в) статистические признаки;
г) статистические совокупности
При изучении статистических закономерностей действует закон:
а) закон диалектики;
б) закон плотности распределения;
в) закон больших чисел;
г) закон статистического расхождения
К основным методам статистики не относится:
а) диалектический метод познания;
б) метод статистических группировок;
в) метод массового статистического наблюдения;
г) метод главных компонентов
Объект статистического наблюдения – это:
а) единица наблюдения;
б) единица статистической совокупности;
в) совокупность признаков изучаемого явления;
г) статистическая совокупность
Субъект, от которого поступают данные в ходе статистического наблюдения, называется:
а) единица наблюдения;
б) отчетная единица;
в) единица статистической совокупности;
г) объект статистического наблюдения
Программа статистического наблюдения включает:
а) время наблюдения;
б) мероприятия по организации наблюдения;
в) способ и метод наблюдения;
г) систему признаков, подлежащих статистическому наблюдению.
Тема 2: Статистическое наблюдение
Срок статистического наблюдения – это время, в течение которого:
а) заполняются статистические формуляры;
б) обучается кадровый состав для проведения наблюдения;
в) обрабатывается полученный в ходе наблюдения материал;
г) организуется разъяснительная работа с населением
По времени регистрации фактов статистическое наблюдение бывает:
а) специально организованное;
По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает:
б) в виде отчетности;
Способами статистического наблюдения не являются:
в) экспедиционный способ;
Опрос предполагает использование в качестве источника информации:
а) различные документы;
б) слова респондентов;
г) штат добровольных корреспондентов
Перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе наблюдения, называется:
а) статистический формуляр;
б) программа наблюдения;
в) инструментарий наблюдения;
г) отчетная единица
При методе основного массива обследованию подвергаются:
а) все единицы совокупности;
б) случайно отобранные отдельные единицы совокупности;
в) самые существенные, наиболее крупные единицы совокупности, имеющие по основному признаку наибольший удельный вес в совокупности;
г) наиболее мелкие единицы совокупности, имеющие наименьший удельный вес в совокупности
Монографическое обследование предполагает, что обследованию подвергаются:
а) все без исключения единицы совокупности;
б) случайно отобранные отдельные единицы совокупности;
в) наиболее типичные единицы совокупности;
г) единицы совокупности, представляющие новые типы явлений
Статистическая отчетность – это:
а) форма статистического наблюдения;
б) вид статистического наблюдения;
в) способ статистического наблюдения;
г) единица наблюдения
Метод основного массива – это:
а) вид статистического наблюдения;
б) способ статистического наблюдения;
в) форма статистического наблюдения;
г) единица наблюдения
Метод моментных наблюдений – это разновидность:
а) сплошного наблюдения;
б) монографического наблюдения;
в) метода основного массива;
г) выборочного наблюдения
К способам статистического наблюдения не относится:
а) непосредственное наблюдение;
в) экспедиционный способ;
г) выборочное наблюдение
Перепись населения России (2002г) – это:
а) единовременное, специально организованное, сплошное наблюдение;
б) периодическое, специально организованное, сплошное наблюдение;
в) единовременное, специально организованное, выборочное наблюдение;
г) периодическое, специально организованное, не сплошное наблюдение
Инвентаризация незавершенного производственного строительства 2000г – это:
а) текущее наблюдение;
б) периодическое наблюдение;
в) единовременное обследование;
г) обследование основного массива
Расхождение между расчетными значениями и действительным значением изучаемых величин называется:
а) ошибкой наблюдения;
б) ошибкой регистрации;
в) ошибкой репрезентативности;
г) преднамеренной ошибкой
Ошибки статистического наблюдения бывают:
а) только ошибки регистрации;
б) случайные и систематические;
в) только ошибки репрезентативности;
г) ошибки регистрации и репрезентативности
Ошибки регистрации возникают:
а) только при сплошном наблюдении;
б) только при не сплошном наблюдении;
в) как при сплошном, так и при не сплошном наблюдении;
г) только при анкетном способе сбора данных
Ошибки репрезентативности возникают:
а) только при сплошном наблюдении;
б) только при не сплошном наблюдении;
в) как при сплошном, так и при не сплошном наблюдении;
г) только при анкетном способе сбора данных
Для выявления и устранения ошибок статистического наблюдения не используются:
а) логический контроль;
б) арифметический контроль;
в) проверка репрезентативности;
г) синтаксический контроль.
Задание 1. С целью изучения уровня и динамики розничных цен на розничных торговых предприятиях области необходимо провести статистическое наблюдение за изменением цен на непродовольственные товары.
Составьте проект организационного плана и программы наблюдения, определите объект наблюдения, единицу совокупности.
Задание 2. Определите перечень вопросов программы проведения статистического наблюдения:
выборочного обследования заработной платы работников учреждений образования;
2) выборочного обследования текучести работников в предприятиях потребительской кооперации;
3) выборочного обследования занятых работников в сфере здравоохранения данного региона по уровню образования и специальностям;
обследования работников предприятия, имеющих в течение календарного года периоды временной нетрудоспособности, по причинам и срокам.
Задание 3. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
А) переписи предприятий в сфере предоставления услуг населению;
Б) переписи торговых предприятий и предприятий общественного питания;
В) переписи научных учреждений и техникумов;
Г) переписи коммерческих банков, осуществляющих кредитование населения;
Д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;
Е) переписи школ и детских садов.
Задание 4. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
— жилого дома (для жилищной переписи);
— предприятия общественного питания.
Задание 5. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении обследования:
— семьи с целью изучения доходов и расходов;
— промышленного предприятия с целью изучения текучести рабочей силы;
— работы городского транспорта с целью изучения маршрутов и графиков движения;
— студентов техникума с целью изучения бюджета времени?
Задание 6. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования:
— предприятий розничной торговли непродовольственными товарами;
— фирм, выпускающих детское питание;
Задание 7. Торговая фирма поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, необходимого ассортимента товаров, используемых методов расчета и форм организации торговли, необходимости дополнительных услуг (предоставление кредитов, парикмахерская, химчистка и т.д.). Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
Задание 8. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса и исследовательской деятельности студентов в техникуме, где вы обучаетесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
— объект и единицу наблюдения;
— признаки, подлежащие регистрации;
— вид и способ наблюдения;
— разработайте формуляр и напишите краткую инструкцию к его заполнению;
— составьте организационный план обследования;
— проведите наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представьте в виде таблиц.
Задание 9. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования пользователей мобильных телефонов в сети Билайн. Разработайте программу и формуляр данного обследования.
Задание 10. На оптовый склад поступила партия лекарственных препаратов. Для проверки их качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии, и путем тщательного осмотра каждой упаковки лекарства определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование?
Задание 11. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такое наблюдение?
Задание 12. Администрация универмага, желая выяснить мнение покупателей об организации торговли, качестве продукции, ассортименте и выявить их пожелания по улучшению работы универмага, предлагает покупателям при входе в магазин заполнить анкету. Как называется в статистике такое наблюдение?
Задание 13. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
А) фамилия, имя, отчество – Иванова Наталья Владимировна;
Г) стаж работы – 2 года;
Д) состоит ли в браке в настоящее время – да;
Е) родной язык – русский;
Ж) образование – высшее;
З) место работы – школа;
И) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
Задание 14. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от техникума:
А) всего студентов в техникуме – 546;
Б) в том числе: на первом курсе – 176, на втором – 158; на третьем – 125; на четвертом – 85;
Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?
Тема 3: Статистическая сводка и группировка данных
Студенты учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:
Население, проживающее на какой-либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:
а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;
б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;
в) обобщение единичных фактов;
г) объект, характеризующийся цифрами
Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:
Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:
Группировка, построенная по трем признакам, называется:
а) рядом распределения;
Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:
в) факторный и результативный;
а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;
б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;
в) объект, характеризующийся цифрами;
г) обобщение единичных фактов
По технике выполнения статистическая сводка делится на:
а) простую и сложную;
б) централизованную и децентрализованную;
в) механизированную и ручную;
г) сплошную и не сплошную
По глубине обработки материала сводка делится на:
а) простую и сложную;
б) централизованную и децентрализованную;
в) механизированную и ручную;
г) сплошную и не сплошную
Основанием группировки может быть:
а) атрибутивный признак;
б) количественный признак;
г) атрибутивный и количественный признаки.
Задача 1. С целью изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и объемом произведенной продукции произведите группировку предприятий по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав три группы предприятий с равными интервалами.
По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:
среднегодовую стоимость основных производственных фондов – всего и в среднем на одно предприятие;
стоимость продукции – всего и в среднем на одно предприятие;
размер продукции на один рубль основных производственных фондов (фондоотдачу).
Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Сделайте выводы.
Данные 25 предприятий потребительской кооперации:
Задача 2. За изучаемый период имеются следующие данные о работе предприятий отрасли:
Произведено продукции, тыс. тонн
Сумма затрат на производство продукции, тыс. руб.
С целью изучения зависимости между объемом произведенной продукции и затратами на ее производство произведите группировку предприятий по объему произведенной продукции, образовав пять групп предприятий с равными интервалами.
По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:
объем произведенной продукции – всего и в среднем на одно предприятие;
сумму затрат на производство продукции – всего и в среднем на одно предприятие.
Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Сделайте выводы.
Задача 3. За отчетный период имеются следующие данные о реализации товаров и издержках обращения по предприятиям торговли, тыс. руб.:
С целью изучения зависимости между объемом оборота розничной торговли и издержками обращения сгруппируйте предприятия по объему оборота розничной торговли, образовав четыре группы предприятий с равными интервалами.
По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:
1) число предприятий;
2) объем товарооборота – всего и в среднем на одно предприятие;
3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на одно предприятие;
относительный уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек обращения к объему оборота розничной торговли).
Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Сделайте выводы.
Задача 4. Оборот розничной торговли магазинов потребительского общества характеризуется следующими данными:
Сгруппируйте магазины по величине оборота розничной торговли в четыре группы с равными интервалами. По каждой группе определите количество магазинов и сумму оборота розничной торговли. Результаты оформите таблицей, сформулируйте заголовок, назовите подлежащее, сказуемое таблицы, вид группировочного признака. Сделайте вывод.
Задача 5. Оборот розничной торговли магазинов потребительского общества характеризуется следующими данными:
Определите степень выполнения плана оборота розничной торговли. Сгруппируйте магазины в три группы: не выполнившие план, выполнившие план, выполнившие и перевыполнившие плановый показатель оборота розничной торговли. По каждой группе подсчитайте число магазинов, показатели оборота розничной торговли, средний процент выполнения плана. Результаты оформите таблицей с учетом требований к построению статистических таблиц.
Задача 6. Имеются данные о количестве торговых работников в 50 обследованных розничных магазинах:
1. Постройте дискретный вариационный ряд – распределения 50 магазинов по количеству торговых работников.
2. Изобразите ряд графически с помощью полигона распределения.
Задача 7. Имеются данные о тарифных разрядах 50 рабочих одного из цехов завода:
Постройте вариационный ряд по распределению 50 рабочих по тарифным разрядам. Изобразите ряд графически.
Задача 8. Имеются данные об однодневном обороте розничной торговли в 40 обследованных магазинах потребительской кооперации:
Постройте интервальный вариационный ряд с равными интервалами, выделив 6 групп магазинов по величине оборота розничной торговли. Изобразите ряд графически с помощью гистограммы распределения.
Задача 9. По группе грузовых автотранспортных предприятий города имеется следующая информация за отчетный год:
Проведите группировку грузовых автотранспортных предприятий по размеру грузооборота, выделив следующие группы: до 20 млн. т/км; 20-40 млн. т/км; 40 млн. т/км и более. По каждой группе определите: число предприятий, общий объем грузооборота, общую сумму затрат на перевозки, среднюю величину затрат на 10 т/км. Представьте решение в форме статистической таблицы. Сделайте выводы.
Задача 10. По годовым отчетам промышленных предприятий района получена следующая информация:
Выполните группировку промышленных предприятий по стоимости основных фондов, положив в основание группировки стоимость основных фондов: до 10 млн. руб.; 10-15 млн. руб.; 15-20 млн. руб.; 20 млн. руб. и выше. Определите по каждой группе число предприятий, объем продукции, среднесписочное число работников, объем продукции в расчете на 1 тыс. руб. стоимости основных фондов. Оформите результаты расчетов в виде статистической таблицы. Сделайте выводы.
Тема 4: Ряды распределения в статистике
Задача 1. Имеются следующие данные об успеваемости 24 студентов группы по статистике: 5,4,2,4,3,4,5,3,4,3,4,3,2,5,2,5,3,2,3,5,5,4,4,3.
— ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных за экзамен;
— ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие (3 балла и выше);
— укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов.
Задача 2. Известны следующие данные о результатах сдачи абитуриентами вступительных экзаменов на 1 курс техникума (баллов): 9,7,7,9,8,6,9,8,7,8,6,10,7,8,10,6,6,8,8,9,9,7,8,8,9,9,8,6.
— ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив четыре группы абитуриентов с равными интервалами;
— ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в техникум, учитывая, что проходной балл составил 8 баллов.
Укажите, по какому группировочному признаку построен каждый из этих рядов распределения: атрибутивному или количественному.
Задача 3. Чистая прибыль предприятий одной из отраслей экономики составила, тыс. руб.:
Постройте интервальный ряд распределения предприятий по чистой прибыли. Изобразите ряд распределения графически в виде полигона и кумуляты распределения.
Задача 4. Стаж работы 25 рабочих бригады характеризуется следующими данными:
— Постройте ранжированный ряд по возрастанию стажа.
— Постройте интервальный ряд распределения работников по стажу, выделив пять групп.
— Изобразите графически ряд распределения, построив полигон частот, гистограмму, огиву и кумуляту распределения.
Задача 5. Имеются данные о распределении торговых работников предприятий потребительской кооперации по среднесписочной численности работников:
Изобразите графически ряд распределения, построив полигон частот, гистограмму, огиву и кумуляту распределения.
Тема 5: Способы наглядного представления данных
Статистическая таблица представляет собой:
а) форму наиболее рационального изложения результатов статистического наблюдения;
б) сведения о чем-нибудь, расположенные по строкам и графам;
в) числовые характеристики, размещенные в колонках таблицы;
г) показатели, характеризующие исследуемый объект
Элементом статистического графика не является:
б) масштабные ориентиры;
в) экспликация графика;
Виды диаграмм, которые используются в форме геометрического образа:
г) статистические карты
Известна динамика числа родившихся в целом по стране. Выберите подходящее графическое изображение этого процесса:
а) секторная диаграмма;
г) статистическая кривая
По способу построения статистические графики бывают:
а) диаграммы, статистические карты;
Задача 1. Определите вид приводимых ниже таблиц, их подлежащее и сказуемое.
А) Группировка предприятий по объему продукции:
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала,
Б) Выполнение плана оборота розничной торговли по торговой сети потребительского общества за сентябрь:
В) Распределение численности работников потребительского общества по возрастным группам:
Численность работников, % к итогу
Г) состав работников предприятия (человек)
Задача 2. Выпуск продукции по предприятию следующий, тыс. руб.: 2006г. – 12300; 2007г. – 18750;
2008г. – 21000. Из общего объема продукции было предназначено на экспорт, тыс. руб.: 2006г. – 5080; 2007г. – 9270; 2008г. – 12280.
Представьте приведенные данные в виде статистической таблицы. Укажите тип таблицы.
Задача 3. Перевозка грузов автотранспортным предприятием характеризуется следующими данными, тыс. тонн: 2006г. – 2238,9; 2007г. – 2175,8; 2008г. – 2485,5, в том числе на договорной основе: 2006г. – 1308; 2007г. – 1025,5; 2008г. – 1390,7.
Представьте приведенные данные в виде статистической таблицы.
Задача 4. Имеются данные о численности и составе населения России (на начало года, млн. чел). Все население: 2005г. – 147,1; 2006г. – 146,7; 2007г. – 146,3; 2008г. – 145,6; в том числе мужчины составили: 2005г. – 69,9; 2006г. – 68,8; 2007г. – 68,6; 2008г. – 68,2.
Постройте статистическую таблицу, характеризующую динамику численности и состава населения России.
Задача 5. Изобразите графически изменение структуры численности работников, занятых в розничной торговле потребительского общества на основании данных таблицы:
Распределение по полу численности работников, занятых в розничной торговле потребительского общества
Задача 6. Изобразите с помощью фигурной диаграммы данные об обороте общественного питания Сорочинского райпо.
Оборот общественного питания Сорочинского райпо
Задача 7. По данным о структуре потребительских расходов населения одного из регионов России постройте диаграммы, изображающие структуру. Укажите, к какому виду графиков они относятся.