Монотипия техника рисования что это
Монотипия — старинная техника печати единичных оттисков: техника, виды и история
Монотипия — (от греческих слов mono — «один» и typos — «отпечаток») — это вид печатной графики. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. Художник вручную наносит краски на идеально гладкую поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге. Изготовленный отпечаток всегда получается в единственном экземпляре.
Монотипия кардинально отличается от других видов печатной техники (офорта, гравюры, литографии, ксилографии) уникальностью созданного изображения. С оригинальной формы можно изготовить только один оттиск, так как большая часть краски при печати безвозвратно переносится на бумагу.
Виды монотипии
Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам:
Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей. Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники:
История монотипии
История монотипии насчитывает почти 400 лет, хотя первые попытки создания уникальных оттисков с печатных досок в Китае датируются еще XI веком. Но древние восточные мастера не развили эту технику, а их потомки быстро утратили к ней интерес.
Изобретателями монотипии современные историки считают сразу двух художников эпохи позднего Ренессанса: голландца Антониса Саллерта (Antoon Sallaert) и итальянца Джованни Кастильоне (Giovanni Castiglione). Оба мастера независимо друг от друга практически в одно время придумали два разных вида монотипии.
Антонис Саллерт в начале 1640-х гг. первым начал рисовать красками на чистой металлической пластине, а затем делать отпечатки изображений на бумаге. В этой технике ему нравилась возможность легко вносить исправления в рисунок во время работы. Произведениям Саллерта присущи жирные мазки с сужающимися линиями.
Джованни Кастильоне в середине 1640-х годов изобрел другую технику. Он закрашивал чернилами пластину и давал ей полностью высохнуть. Затем художник острым инструментом вырезал на черном фоне изображение и делал его оттиск на бумаге. Работы итальянца отличаются тщательной прорисовкой мелких деталей и обилием штриховок.
Но у монотипии был один, по мнению подавляющего большинства художников, серьезный недостаток. Оттиск можно было получить только в единственном экземпляре. Поэтому монотипия долгое время значительно уступала по популярности тиражным печатным техникам — офорту и ксилографии.
В конце XVIII века английский художник Уильям Блейк (William Blake) попытался усовершенствовать метод Саллерта. Он наносил рисунок на металлическую пластину стойким лаком, а потом обрабатывал ее кислотой, которая протравливала незащищенные участки. Так была изобретена цинкография — разновидность выпуклого офорта.
Во второй половине XIX века великий импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) вдохнул новую жизнь в монотипию. Французский мастер очень любил пастель и пытался найти этому материалу новое применение. В результате множества экспериментов Дега научился создавать монотипии пастелью.
Выдающийся гений первым начал использовать прозрачную печатную форму, растирал пальцами краску и вырезал резцом линии. Его энтузиазм повлиял на других живописцев. К технике монотипии в своем творчестве также обращались:
В ХХ веке значительно возрос интерес к монотипии со стороны непрофессиональных художников. Постепенно эта техника стала популярной для обучения детей рисованию, а затем нашла для себя новое оригинальное применение. Современные психологи часто используют всевозможные манеры монотипии в сеансах арт-терапии. С помощью этой старинной печатной техники профессиональные врачи снимают эмоциональное напряжение, развивают воображение и творческое мышление, могут оценить психическое состояние человека по его работам.
Монотипия сегодня вышла далеко за рамки одной из разновидностей графической техники. Она высоко ценится не только художниками, но и людьми других социально важных профессий: учителями и врачами.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может купить картины, рисунки с монотипией и многое другое напрямую у современных художников. Сайт также предоставляет возможность всем желающим принять участие в онлайн-аукционах и приобрести подлинные шедевры антиквариата.
Монотипия – это что такое? Особенности нетрадиционной техники рисования
Монотипия – это удивительный вид творчества, который занимает среднюю позицию между графикой и живописью, психологией и искусством. Монотопия является одним из способов самовыражения и проявления своей индивидуальности. Простая, но в то же время удивительная техника рисования позволит создавать уникальные работы всего за один прием.
Техника создания
Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.
Этот вид искусства без особого труда могут освоить дети младшего дошкольного возраста. Предоставьте им возможность рисовать различных бабочек и цветы, и пусть они «печатают» эти изображения. Малыши будут в восторге от такого творческого процесса, но в то же время они приобщатся к данному искусству и будут овладевать техникой работы с кистями и красками. Главная задача – пробудить в малышах фантазию. Для этого также подойдет техника «монотипия пейзажная». С помощью оттисков получаются уникальные картины и пейзажи, которые помогают развить у детей:
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:
1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.
3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).
4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.
Изобразительное искусство: история создания монотипии
Нетрадиционное рисование «монотипия» было изобретено гравером и художником итальянского происхождения Джованни Кастильоне. Хотя его работы смутно напоминали монотипии художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие мастера, как Эдгар Дега и Уильям Блейк.
Рисование: монотипия пейзажная
Название данной техники говорит само за себя: благодаря ней можно рисовать пейзажи. В работе используют самые разнообразные красители: гуашь, акриловые или масляные краски, акварель и т. д. После того как комбинация из красок будет перенесена с гладкой поверхности на бумагу, нужно дорисовать пейзаж. В данном случае очень важно рассмотреть какой-нибудь рисунок в оттиске, чтобы законченная работа выглядела гармонично.
Монотипия пейзажная – нетрадиционная техника рисования, которая очень проста в исполнении, поэтому ее очень часто применяют для обучения творчеству юных художников.
Как рисовать картины в технике монотипия
Первым делом необходимо подумать над тем, что именно вы хотите получить в итоге, и как будет выглядеть готовая картина. Краски наносятся на стеклянную или другу поверхность, не пропускающую влагу. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).
Монотипия – это творчество, подразумевающее оттиск краски с одной поверхности на другую. Когда картина будет нарисована на стекле, сверху на нее накладывают белый лист, аккуратно руками придавливают и разглаживают.
Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами:
Таким образом монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться.
Монотипия в психологии
Наиболее известные примеры использования монотипии в психологии – это пятна Роршаха. Многие слышали о психологическом тесте, который позволяет исследовать личность. В 1921 году психиатр из Швейцарии Герман Роршах создал десять черно-белых и цветных монотипий. Человеку предлагают взглянуть на них и описать, что же они видят на картинке. Каждый человек интерпретирует картинки по-своему. В данном тесте не существует неправильных ответов, однако психолог, отталкиваясь от описаний испытуемого, может четко представить особенности его психического и эмоционального состояния.
Ассоциации, которые возникают у пациента, могут рассказать о его фобиях, которые создают неразрешимые внутриличностные конфликты, и глубоко скрытых желаниях.
Советы
Интересные факты
Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.
На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.
Увлекательный процесс создания рисунка в технике монотипия
Классические техники рисования труднодоступны для дошкольников. На помощь приходит монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток». Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию.
Польза занятий рисованием
Самый распространенный вид творчества для малышей – рисование. Некоторые методики, такие как, например, рисование пальчиками, доступны для детей с шестимесячного возраста. Детишкам постарше можно осваивать монотипию, с ней прекрасно справляются 4–5-летние малыши, посещающие среднюю группу в детском саду. В этом возрасте они осознанно дополняют рисунки, создают осмысленные сюжеты. Чем более разнообразными нетрадиционными техниками рисования овладевает малыш, тем более творческой натурой он вырастет.
Рисование помогает ребенку:
Творчество развивает воображение, учит ребенка изобретать что-то новое, смотреть на привычные предметы с разных сторон.
Суть монотипии
Это нетрадиционное направление живописи – отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности для дошкольника. Простая техника позволяет создавать оригинальные картинки.
Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.
Материалы для работы
Выбор материалов для рисования методом монотипии очень широк, он ограничен только вашей фантазией.
Вам понадобятся:
Создать отпечаток можно просто руками или использовать подручные материалы – валики, скалки.
Техника создания рисунка
Для детского творчества доступно несколько интересных способов.
Вот, пожалуй, самый простой:
А дальше попробуйте вместе с ребенком отгадать, на что похож полученный рисунок. Если использовать белую, голубую, серебристую краски, можно получить заснеженный лес, запорошенные деревья, волшебный зимний пейзаж. Добавьте несколько звездочек и луну на небосвод – зима готова!
Второй способ основан на принципе зеркальности.
Осталось четче прорисовать ветви – и рисунок готов!
Использовать технику рисования на стекле могут дети 5–7 лет. Необходимо позаботиться о том, чтобы стекло не имело острых граней, углы были закругленными. Таким способом можно изобразить, например, аквариум с разноцветными обитателями:
Готовый рисунок после просушки можно поместить в рамочку.
Варианты работ
Рассмотрим некоторые рисунки, которые хорошо получаются в технике монотипия.
Бабочка
Для изображения бабочки используйте самые яркие краски:
Бабочка готова. Рисунок несложный, но дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал.
Зимний пейзаж
Используем стекло для выполнения нетрадиционной пейзажной картины. Приготовьте стекло формата А4, бумагу для акварели, кисти, гуашь, мелкие серебристые блестки.
Этапы работы:
На бумаге – арктические дали, чистый морозный воздух, холодное солнце на зимнем небе.
Ваза с цветами
Чтобы сделать натюрморт в технике монотипия, приготовьте лист акварельной бумаги, набор гуаши, емкость с водой, круглую и плоскую кисти, лист линолеума или картона такого же формата.
Творческий процесс:
Осталось окончательно оформить вазу, добавить несколько зеленых листочков, придумать название натюрморту.
Монотипия как школа декора учит детей создавать композицию, выстраивать изображение на листе, пользоваться кистями и красками, развивает координацию, вырабатывает терпение и аккуратность в работе. Сейчас кружки «Волшебные ладошки» организованы в большинстве детских учреждений, они призваны вызвать у малышей интерес к изобразительной деятельности.
Рисуем в технике монотипия
Случалось ли вам в задумчивости разглядывать рисунок обоев или стену, выкрашенную рукой ленивого мастера, которому показалось, что выравнивать поверхность перед покраской совершенно назачем? Из неровностей, бугорков и линий в воображении сразу начинают вырисовываться существующие и несуществующие зверюги, сказочные страны, в общем, все, что подкинет нам наше подсознание (порой неожиданно).
Помимо таких упражнений с подвернувшимися под руку поверхностями, воображение можно развивать и более эстетичным способом — Монотипией или методом отпечатка. Этот метод относится к графике и доступен всем, от малышей до самых взрослых (главное, не очень сурьезных) дядей и тётей. Для меня монотипия стала неисчерпаемым источником творческих идей да и просто самостоятельным способом самовыражения!
Хватит слов, к делу!
Краски разводим водой до полужидкого состояния (естественно, не весь пузырек, а верхний слой).
В произвольном порядке наносим краски (достаточно быстро, чтобы они не высыхали, и относительно плотным слоем). Лист для нанесения красок лучше взять поплотнее, чтобы он не размок.
Сверху нашу, с позволения сказать, композицию, накрываем вторым листом бумаги.
И снимаем листок! Снимать лучше резким движением, начиная с одного края. Поэкспериментируйте — снимайте лист с поворотом, например, тогда изображение получится интереснее.
Проделываем эту процедуру 3-4 раза и получаем разные отпечатки (между отпечатками можно добавлять на исходное изображение новые яркие пятна, поскольку каждый отпечаток смазывает и перемешивает цвета). Получаем.
Отпечатки можно получать и с поверхности пластика или стекла (я использовала оргстекло). Краски должны быть достаточно густыми, чтобы не скатывались в капли на поверхности.
Далее — самое интересное! Рассматриваем со всех сторон получившиеся отпечатки и находим на них образы для дальнейшей отрисовки. Вот что вышло у меня (присмотритесь, у вас наверняка возникнут отличные идеи).
«Птица» (получена отпечатком с оргстекла, обратите внимание на эффект перистости).
А вот еще одна картинка, горизонтально — вижу улитку, вертикально — гриб. Что же выбрать? Да, бывает и такое.
Пришлась мне по вкусу улиточка все-таки, буду ее отрисовывать (черной гелевой ручкой или тушью). Последовательно наношу основные контуры, затем заполняю неокрашенное пространство черным (Ближе к основным линиям рисунка полностью, а дальше только обвожу и подчеркиваю детали — пятнышки).
И готова работа. Осталось только приладить паспарту и рамку и можно вешать на стену.
Вот еще несколько примеров:
Брусничный охотник (отрисована черной гуашью, а не ручкой).
Пьеро (тоже отрисована гуашью).
Ассоль. Ожидание длиною в жизнь.
Развивайте воображение, творите, Удачи вам!