Монстрация что это такое
Монстрация: современное искусство или форма протеста?
В преддверии 1 мая мы пообщались с организаторами акции в 8 городах России и узнали, что для них значит Монстрация.
Для справки:
Монстрация – ежегодная акция, проходящая 1 мая в форме демонстрации с плакатами и транспарантами, которые используются участниками монстрации как способ взаимодействия с обществом и формой выражения собственных мыслей и идей.
Действо протекает не по сценарию, обозначается лишь место и время, остальное — это импровизация и самовыражение участников. Поэтому Монстрацию нельзя отнести к флешмобу или перформансу — организаторы относят Монстрацию к хэппенингам (форма современного искусства, действия происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью)
Сергей Самойленко, координатор Сибирского центра современного искусства:«Монстрация как форма паблик-арта располагается в пространстве между художественной деятельностью, социальной активностью и политическим жестом. Подвергая сомнению и травестируя «серьезные» политические демонстрации, Монстрация является отчётливым протестом против отсутствия публичной политики в стране, она не просто маркирует границы гражданских свобод, но и раздвигает эти границы, становясь школой солидарности, творческой активности и гражданской свободы»
Первая акция была организована молодёжью Новосибирска 1 мая в 2004 году и с тех пор проводится ежегодно. В организации Монстраций принимают участие и другие города.
Главная цель монстрантов — выразить себя, выступая с абсурдистскими и одновременно концептуальными плакатами. Акция включает в себя создание костюмов, и импровизированные действия во время шествия. Здесь находят свое отражение как интернет-мемы, так и последние события социально-культурной жизни.
Монстрация в Волгограде
Philippenzo Madonnaro, организатор Монстрации в Волгограде — художник, первооткрыватель жанра асфальтной живописи (мадоннари) в России
В том все и дело, что Монстрация – это форма активности, инициированная исключительно снизу, а не по велению госчиновников. И в каждом городе, где она возникает, это опять же происходит не по задумке какого-то центрального оргкомитета, а по велению сердец местных художников или веселых романтиков. То есть, это даже назвать сетевым проектом, пожалуй, нельзя.
Организаторы едва ли знакомы друг с другом. Тёма Лоскутов с друзьями когда-то зажег эту идею, а потом они уже подхватили ее и стали развивать и нести дальше. И это заключается главным образом в том, что Монстрацию во многом определяют ее участники.Для меня Монстрация это настоящее искусство, гротеск, высмеивающий официоз и весь тот абсурд реальности, с которой мы сталкиваемся все чаще и чаще, и, в какой-то степени, протест против этого: против скуки, зашоренности общественного мышления, подавления свобод.
В отличие от официальных шествий, спущенных сверху, где лозунги совершенно беззубы и не меняются десятилетиями, лозунги Монстрации, несмотря на напускную придурковатость и подчеркнутую аполитичность довольно тонко выражают актуальные тренды и проблемы: культурные, социальные и, да, порой даже политические.
Только происходит это на совершенно ином языке и в иной плоскости, совершенно непонятных людям, привыкшим ходить строем и действовать по инструкциям. Это не вписывается в картину мира чиновников, для которых есть две ценности: выборы и деньги; и тех, кто привык жить с опущенной головой. И, кстати, лозунги, плакаты, транспаранты, кричалки на Монстрации — это чистой воды фольклор. Современный и актуальный.
Монстрация в Хабаровске
Павел Перов,организатор Монстрации в Хабаровске: «Монстрация — это такой смотр тех, кто остался в рядах неформальной молодежи перед летним сезоном»
Во-первых, конечно, есть Новосибирск и наш идейный вдохновитель Артем Лоскутов, человек, который создал Монстрацию. И наш город очень сильно оглядывается на Новосибирск – смотрит, что у них нового, как они в этом году работают и т.д. Конечно, у них все по-другому, на более высоком уровне, но они стараются максимально информацию консолидировать со всей России, и мы можем обмениваться с другими организаторами какими-то идеями. В свое время, когда 6 лет назад, мы в Хабаровск притащили Монстрацию, я спрашивал разрешение у Лоскутова, он нам сказал: «Да, хорошо, проводите». Ну и он тоже периодически за нами присматривает, судя по комментариям к нашим постам.
Для нашего города Монстрация – это, в первую очередь, такой, своего рода глоток свежего воздуха. У нас все шествия, все митинги, мероприятия для молодежи организовываются только госорганами, практически нет никакой самодеятельности со стороны молодежи. И вот такого вот рода шествие дает возможность ребятам выразить себя, «на других посмотреть, себя показать». Плюс, конечно, как организатор, я ставил для себя цель – вытащить ребят из интернета, из дома и перетащить их на улицу, чтобы они пообщались с такими же людьми, как они, нашли себе новых знакомых и, может быть, это поможет им как-то социализироваться.
Для меня лично Монстрация – это источник вдохновения, источник новых идей и энергии для повседневной жизни. Я берусь её организовывать, зная, что возможны какие-то проблемы с властью, с законом. Но, как опять же показывает практика, все пока что было тихо и спокойно. После этого шествия появляется заряд энергии, чтобы проводить другие мероприятия, другие акции, которые у нас в городе, кроме наших ребят, мало кто проводит. Поэтому перед летним сезоном это такой смотр тех, кто остался в рядах неформальной молодежи. Что касается трендов. На данный момент, да и раньше, каких-то трендов, лозунгов для нашего города не наблюдалось.
Выделить какие-то группы среди участников Монстрации сложно. У нас есть и школьники, и студенты (наверно, это подавляющее большинство 2/3 от всех участников). Есть и взрослые люди, которые работают. Год от года к нам ходит группа людей, примерно 50-60-70 лет им. Они ходят в советской одежде, свои лозунги рисуют. При этом это не коммунистические призывы. Много анимешников к нам приходят на акцию и достаточно хорошо представлена рок-культура, реконструкторы приходят.
Монстрация в нашем городе это не форма протеста, у нас все проходит достаточно мирно. Если бы мы протестовали, то нам бы это не согласовывали никогда. Да, есть люди, которые говорят и показывают свои мысли. И это хорошо, это правильно – люди не должны молчать. Но как только у нас появится какая-то протестная волна в городе, нынешние координаторы, организаторы Монстрации отойдут от дела, потому что не хотят себя марать в политике.
Монстрация в Нижнем Новгороде
Marina Mayantseva, организатор Монстрации в Нижнем Новгороде: «Монстрация — это творчество, это призыв граждан к активному участию в жизни их города, стимуляция гражданской активности»
Нас никто не просил проводить Монстрацию в Нижнем Новгороде. Города сами подхватывают эту идею, и на мой взгляд это неплохо, идея хорошая. У нас движущей силой Монстрации выступила группа наших друзей и просто ребят, заметивших тему в соцсетях, которым идея понравилась настолько, что они решили посвятить ей свое личное время и силы.
Для меня Монстрация — это творчество, это призыв граждан к активному участию в жизни их города, стимуляция гражданской активности, расширение гражданских свобод, пример того, что выражать свое мнение можно и нужно и это может сделать каждый, не оставаясь безучастным в любой ситуации, и это может быть не уныло и не так сложно. В своих плакатах мы делаем акцент на местном колорите, символах, которые прочно ассоциируются с городом, в них же и черпаем вдохновение, всё же это Первая Нижегородская Монстрация.
Символ нашего города (Олень) так или иначе часто встречается на плакатах. Пока какой-то острой негативной реакции мы не встретили. Администрация города пошла нам навстречу, похоже им понравилась идея провести что-то творческое, веселое, с художниками, картинками, плакатами, костюмированное. Но они очень переживали как бы не появилось в акции что-то политическое, протестное или проблемное — слоганы, лозунги, плакаты. Нам помогли выбрать маршрут так чтобы мы никому не помешали, а это было непросто – в центре города в этот день проходит очень много разных мероприятий, которые планировались за месяцы.
Монстрация в Пензе
«Гертруда Рихтер», организатор Монстрации в Пензе — левый, состоит в ЛКСМ РФ: «Монстрация — это в какой-то степени протест против того, что 1 мая эксплуатируют все, кому не лень»
Вообще, идея проведения Монстрации конкретно в Пензе моя. Я один из организаторов, но мне очень помогают мои товарищи. У нас пока о Монстрации либо ничего не знают, либо относятся с недоверием. Наша целевая аудитория – это любые творческие люди. В других городах на Монстрациях соседствуют рокеры, анимешники, студенты. Кто угодно.
Лично для меня Монстрация – это небольшой праздник свободы, юмора и абсурда. И в какой-то степени протест против того, что 1 мая эксплуатируют все, кому не лень. Против того, что день борьбы за права стал днём весны и труда. Но это не лейтмотив, протест – не главное в Монстрации.
По поводу лозунгов еще. Это может быть переделанный политический лозунг (Россия без Агутина), фраза из игры, фильма или книги, анекдот или все, что придёт в голову. Хотелось бы понадеется, что все, кто придёт на Монстрацию, уйдут немного счастливее:3
Где Монстрация не состоялась?
Алексей Доманов, организатор Монстрации в Твери: «Лучше не делать ничего, чем, не дай Бог, сделать что-нибудь не так»
Монстрация в Твери Монстрацию в этом году в Твери администрация города нам проводить запретила. По формальной причине. К сожалению, наше законодательство устроено таким образом, что администрация может запретить любое мероприятие, если есть такая задача.
Хотя мы пытались найти к ним и неформальный подход, но решение было принято на уровне главы города, а возможно и губернатора. По всей видимости это связано с предвыборным годом и им удобней перестраховаться на всякий случай и придавить в зародыше любую неконтролируемую ими социальную активность.
Да, я являюсь членом партии «Яблоко», но организатор я как физическое лицо. Просто сама форма Монстрации — это не про политику, лозунги то не серьезные, а смешные и абсурдные. Хотя во многих регионах знаю, что члены Яблока являются активными участниками и организаторами Монстраций. Связано это с тем, что нормальной политики в нашей стране почти не осталось, а в нашей партии много социально-активной молодежи, которой интересен такой формат уличной активности
Мирослав Береза, организатор монстрации в Калининграде: «Монстрация не несёт в себе практического смысла — она просто старается вносить положительный общественный диссонанс»
Монстрация в Калининграде Я бы отметил, что тенденция проведения подобных мероприятий в разных городах РФ носит характер «молодёжного движения» или «субкультуры», если так угодно. Движущая сила монстрации — наша целевая аудитория, которая понимает, что это за действо и для чего оно делается: всегда создавалась в каждом городе по принципу «снежного кома». Здесь многое зависит от правильности преподношения такой акции и правильного её восприятия.
Лично для меня монстрация – это форма безобидного самовыражения молодёжи, а также инструмент, благодаря которому, можно лучше понимать, как меняется её поведение с течением времени. О трендах напрямую сказать сложно: любой «монстрант» выбирает свой лозунг сам, исходя из того, что он хочет показать. Главное, чтобы это имело форму чего-то аполитичного, шуточного и не оскорбляющего чьи-то взгляды на социальную сферу.
Подобные акции всегда воспринимались неправильно среди тех, кто никогда не слышал об этом. Реакция людей делится на «против чего вы протестуете-то?» и «вы сектанты, которые пытаются навязать своё». Ни ту, ни другую цель монстрация не преследует. Отношение к этому, как уже неоднократно говорилось, должно быть как к флэш-мобу или социальной акции. Участниками акции сейчас выступают те, кто правильно понимает суть происходящего (которой нет :)).
Если говорить о какой-то целевой аудитории, то можно смело заявить, что среди «монстрантов» совершенно разношёрстный контингент — есть молодёжь, преследующая абсолютно разные политические взгляды, вероисповедание, национальность, профессию, увлечения и даже пол! Монстрация – это форма протеста против существующих норм проведения шествий и самовыражения.
Монстрация не несёт в себе практического смысла — она просто старается вносить положительный общественный диссонанс, не имея никакой цели или пропаганды.
Ольга Мишуринская, организатор Монстрации в Пятигорске: «Возможности для творчества иногда приходится отстаивать»
Монстрация в Пятигорске Не знаю, как насчёт других городов — у нас решение провести монстрацию было спонтанным. Идея показалась нам интересной, и мы подключились. Лично для меня — это способ творческого выражения. Как и у любого вида творчества, у монстрации есть свои сторонники и есть те, кому она не нравится. Возможности для творчества иногда приходится отстаивать. История знает массу примеров того, когда то, что непонятно, пытались уничтожить.
Я не в курсе, есть ли какой-то лидер в этом движении. Монстрация — это действо, основанное на импровизации участников. Идеи приходят отовсюду — до абсурда довести можно ведь, что угодно, а абсурд — это основная тема лозунгов. Как и всё новое: кто с удовольствием подключается, кто с недоверием и осторожностью относится. Но когда разбираются, что к чему, негатива идея не вызывает, так как люди понимают, что это шуточное действо. Определить — значит ограничить (с) Я не могу выделить какие-то особые группы, в каждом человеке есть творческое начало. Протест против скуки, разве что.
Константин Серов, организатор Монстрации во Владивостоке: «Мы пытались потом всех ещё раз собрать, расшевелить, но так как все постоянно были заняты своими делами все провалилось»
Монстрация во Владивостоке Да уж, даже стыдно рассказывать, потому что мы облажались. Начал всё Алексей Кузьмин, собрал нас 5 или 6 человек в ДаунТауне, сказал давайте делать. Цель его была собрать долбанутых в хорошем смысле людей и просто потусить, познакомится, и, возможно, в будущем что-то делать вместе, другие проекты. Но все, кроме меня, ничего после этой встречи не сделали.
Матвей Ананьев сделал нам лого, я зарегистрировал все соцсети, выложил немного контента, и всё. Мы пытались потом всех ещё раз собрать, расшевелить, но так как все постоянно были заняты своими делами все провалилось.
Значение слова «монстрация»
По большей части содержание транспарантов выглядит предельно абсурдизированным и аполитичным, однако они имеют многозначность. Это действо не по сценарию, дата известна заранее (1 мая каждого года), автор обозначает лишь место и точное время начала, остальное — это импровизация участников действа. В связи с этим организаторы относят Монстрацию не к флешмобу или перформансу, а к хэппенингам. Первая Монстрация в Новосибирске состоялась в 2004 году и собрала около 80 человек, с тех пор проводится ежегодно. Об актуальности Монстрации свидетельствует не только рост числа участников, но и появление подобных и одноимённых акций в других городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Петрозаводск, Красноярск, Томск, Омск, Хабаровск, Ярославль, Тюмень, Кандалакша, Нижний Новгород и др.) и ближнего зарубежья (Рига, Кривой Рог, Кишинёв, Пекин, Паттайя).
Координатор Сибирского центра современного искусства Сергей Самойленко оценил художественную значимость Монстрации следующим образом:
— Текст Сергея Самойленко для конкурса «Инновация-2010»
монстра́ция
1. неол. то же, что Монстрация ◆ На первых плакатах в 2004 году были фразы «Ах[!]», «Как-нибудь так[!]» и прочее. Политика не лезла в нашу жизнь так агрессивно, как лезет сейчас. Пропаганда не лезла в наши головы так, как льётся сейчас с [из] телевизоров. Это очень разные ситуации. Конечно, каждый год мы реагировали на контекст. Например, был такой плакат на зеркале, нёс его художник Иван Дыркин, который как раз придумал слово «монстрация» в 2004-м — «Смысл задаётся контекстом», то есть вокруг нас какой-то контекст всё-таки существует, мы на него ориентируемся. Валентин Барышников, «Монстрация нашего ада», Артём Лоскутов — о мире, где абсурдные лозунги начинают верно описывать реальность // «svoboda.org», 26 апреля 2015 г.
Монстрация
1. неол. массовая художественная акция-хэппенинг в форме ежегодного шествия 1-го мая с лозунгами, плакатами и транспарантами с нелепыми, абсурдными, смешными слоганами ◆ С инициативой провести 1 мая уличную акцию «Монстрация» выступило в 2004 году новосибирское творческое объединение CAT (Contemporary Art Terrorism), с которой сотрудничал Лоскутов, предтеча творческой группы «Бабушка После Похорон» (БПП). «Суд арестовал новосибирского художника Артёма Лоскутова» // «РИА Новости», 20 мая 2009 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Артём опроверг и тот факт, что задержание могло быть связано с его творчеством, он считает, что причина тому ― Монстрация 1 мая, на которой его не было. Вера Сухушина, «Монстранта под замок» // «Известия», 24 мая 2009 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Монстрации», карнавальные дефиле, пристраивающиеся к «серьёзным» протестным демонстрациям под абсурдистскими лозунгами («Ы-ы-ыть!»), концептуализировались их участниками как «критика практики Протеста и тех форм, которые Протест принял в Новосибирске». Анна Зайцева, «Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией» // «Неприкосновенный запас», 2010 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исполнительство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«Аресты и запреты ничто. Слово художника закон». Что такое Монстрация и почему «монстранты» не участвуют в главном первомайском шествии
В Перми в шестой раз прошла Монстрация. Как и в предыдущие годы, шествие состоялось в Мотовилихе по улице Крупской. Мы попытались осмыслить это явление, поговорили с участниками и организатором Монстрации о том, зачем Перми эта акция, про что она — про политику, искусство или про развлечения, и стоит ли «монстрантам» заявляться в главную первомайскую колонну.
Что такое «Монстрация»
Пермские СМИ называют эту акцию «альтернативным праздничным шествием», «шуточным мероприятием», «комедийным шествием», «карнавалом-шествием». В главной (Новосибирской) группе «Монстрации» её определяют как «близкое к хэппенингу игровое действо без готового сценария, массовую художественную акцию в форме демонстрации с лозунгами, которые придумывают участники проекта».
Фото: Диана Корсакова
«Монстрация как форма паблик-арта располагается в пространстве между художественной деятельностью, социальной активностью и политическим жестом. Подвергая сомнению и травестируя „серьёзные“ политические демонстрации, Монстрация является отчётливым протестом против отсутствия публичной политики в стране, она не просто маркирует границы гражданских свобод, но и раздвигает эти границы, становясь школой солидарности, творческой активности и гражданской свободы», писал координатор Сибирского центра современного искусства Сергей Самойленко.
В Перми «Монстрация» впервые прошла в 2010 году, тогда её организовывал стрит-арт художник Александр Жунёв. Он называл Монстрацию «абсурдной антиполитической акцией в рамках первомайской демонстрации».
Фото: Диана Корсакова
«Вам интересны лозунги и мотивы политических акций хоть одной партии? Вы думаете, что можете влиять на жизнь страны, если возьмете в руки транспарант чужого богатого дяди? Если да, то эта акция не для вас. Предлагаем поглумиться над тщетностью многолетних псевдодейственных актов гражданской активности и ПРОВЕСТИ СВОЮ, В КОРНЕ АБСУРДНУЮ деМОНСТРАЦИЮ. Суть акции создание изначально абсурдных лозунгов, изготовление транспарантов с ними и шествие вместе с демонстрантами 1 мая», писал Жунёв.
Как «монстранты» ушли из центра
Когда Александр Жунёв организовывал первую «Монстрацию», ему удалось официально договориться с пермским отделением КПРФ и пройти в их колонне. В 2010 году «монстранты» встречались в Сквере Уральских добровольцев и вместе с колонной коммунистов шли по маршруту Куйбышева-Пушкина-Компрос-Ленина-Драмтеатр.
Фото: Диана Корсакова
В следующем, 2011 году «Монстрация» тоже проходила легально. Тогда акцию согласовали с организаторами первомайской демонстрации пермским Крайсовпрофом. «Монстранты» собирались на площади у ДК Солдатова и шли с колонной Свердловского района. Тогда Крайсовпроф, разрешив «монстрантам» участие в демонстрации, поставил условие лозунги не должны противоречить лозунгам профсоюзов, оскорблять чьё-либо достоинство и призывать к свержению власти. Жунёв опубликовал список лозунгов, которые тогда рекомендовал Крайсовпроф.
Фото: Диана Корсакова
«Думаю, что идея Монстрации не противоречит этим лозунгам, а только обратит на них еще большее внимание общественности и властей. Прелесть Монстрации в том, что, прикрывшись шутливыми лозунгами, и пользуясь арт-иносказательностью, можно сказать даже то, на что не всегда осмелишься», тонко намекал художник.
Шествие прошло хорошо, и в следующем, 2012 году всё было по такому же сценарию. Это был последний раз, когда колонна Монстрации участвовала в главном первомайском шествии. После этого Крайсовпроф перестал согласовывать проведение акции в составе главной колонны. Монстрации не было в Перми четыре года.
Фото: Диана Корсакова
В 2017 году Монстрацию решили провести члены пермского отделения молодёжного демократического движения «Весна» во главе с Борисом Хохловым. Они пытались согласовать проведение акции в составе главной колонны, но несколько месяцев переговоров с Крайсовпрофом ни к чему не привели. Им отвечали, что «лозунги не соответствуют теме мероприятия». Шествие провели по улице Крупской. В 2018 году организаторы акции вели переговоры с пермским отделением КПРФ о том, чтобы присоединиться к их колонне. Им отказали с такой же формулировкой, и Монстрацию вновь провели на Крупской.
Фото: Диана Корсакова
«Раскинут чёрный парус времени»
В 2017 году главным лозунгом Монстрации была фраза «Мы вам не они», пародирующая название фильма-расследования Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон». В 2018 году «монстранты» шли под лозунгом «С прокси не те ощущения», намекающим на блокировку Telegram Роскомнадзором. Оба лозунга были выбраны путём голосования и напечатаны на красном фоне.
Фото: Диана Корсакова
В этом году неожиданно для всех Борис Хохлов развернул чёрную ткань с надписью «Раскинут чёрный парус времени». Этот лозунг он придумал самостоятельно, участники узнали о нём непосредственно на мероприятии. Фраза отсылает к манифесту футуристов «Труба марсиан», который был издан в 1916 году в виде свитка с подписями Хлебникова, Асеева, Петникова, Синяковой и Божидара.
Фото: Диана Корсакова
«В этом году Артём Лоскутов издал Указ о подготовке к Монстрации-2019, рассказывает Борис Хохлов. Он постановил мэру Новосибирска обеспечить комфортные условия сбора участников Монстрации, предоставить выставочное пространство „для самых классных плакатов“. А также постановил мэрам других городов рассмотреть возможности проведения Монстрации. Лоскутов сделал это в форме постановления, а не уведомления, и это натолкнуло меня на мысли о воле художника и о том, как художник может руководить государством. Я вспомнил футуристов с их Обществом Председателей Земного шара. Это общество организовал поэт Велимир Хлебников в 1916 году. Он объявил, что Правительство Земного шара уже существует, и состоит из 317 избранных председателей художников и поэтов. Также лозунг можно интерпретировать как „чёрные времена“, в которые мы живём ограничение интернета, цензура, всевозможные запреты, задержания и репрессии, реабилитация сталинизма».
Шествие посвятили Александру Жунёву, который скончался 10 августа 2018 года. Он тоже интересовался творчеством футуристов, в рамках проекта «Стена почёта» Александр Жунёв нарисовал портрет Василия Каменского на стене девятиэтажки по адресу Каменского, 4. Художник писал, что «во время изучения материалов о Каменском и работы над рисунком он так проникся историей его жизни, что стал ассоциировать себя с ним и находить параллели событий столетней давности с нашим временем».
Фото: Диана Корсакова
Участники шествия прошли путь вдвое длиннее, чем в предыдущие два года от Ушинского до площади Дружбы. Они скандировали: «Как тебе такое, Илон Маск?», «Бей как девчонка!», «Акция мирная! Мы пришли с миром!», «Мы за магию вне Хогвартса!», «Это всё постирония!», «Часики-то тикают!», «Нас мало, но мы няшки!»
Мы спросили у нескольких «монстрантов», как они понимают смысл Монстрации и почему участвуют в ней.
Глеб Фадеев Фото: Диана Корсакова
Глеб: Сюда пришли люди с разными ценностями и интересами, разных политических взглядов. Пришли ребята из штаба Навального, экоактивисты, веганы. Я думаю, что Монстрация это смесь политического и неполитического активизма. Для каждого смысл Монстрации свой, но нас всех объединяет то, что 1 мая мы выходим в хорошую погоду просто покричать и показать людям, что у нас хорошее настроение. И сказать то, что для нас важно.
Геля и Илья: Мы пришли повеселиться и заявить о снятии с себя ответственности. Потому что я сказочнее сказочного. Мне кажется, здесь люди высказывают своё мнение, мысли, которые их волнуют, в щадящей форме.
Процитировать
Татьяна: Монстрация это такое „проявление бессознательного“ у всех, кто хочет высказаться. А я сюда пришла, чтобы сказать, что у всех одно дыхание. И что все мы должны жить, и не обязаны умирать.
Александра: Монстрация это форма выражения граждан, которую придумал художник из Новосибирска. В моём плакате есть политический контекст, я делаю это каждый год. Для меня это свобода выражения мнений, а не просто какое-то веселье. Конечно, оно тоже должно быть, и я в этом ничего плохого не вижу.
Мария: Для меня Монстрация это прежде всего акция свободы. Свободы хотя бы говорить всякую ерунду, но говорить. Здесь много метафорических и аллегорических высказываний. Это свобода.
Яна и Сергей: Это способ самовыражения граждан Перми. Люди хотят выразить скрытый протест, который никто не запретит, ну и поднять кому-то настроение.
Фото: Диана Корсакова
Замыкает шествие колонна веганов. У них свой отдельный транспарант с лозунгом „Веганский мир не за горами“, свой мегафон, свои кричалки. Веганы примкнули к „монстрантам“, потому что им тоже не удалось согласовать своё участие в главном шествии. Организатор веганской колонны Вероника Шалагинова рассказала, что написала в пермское отделение КПРФ, и её пригласили в офис. Там организаторы колонны коммунистов сняли копии кричалок, примерных надписей на плакатах и лозунга на баннере. Через несколько дней Веронике написали, что КПРФ берут веганов в свою колонну, но нужно ещё раз обговорить баннер и количество человек. Ещё через несколько дней Вероника узнала, что все их кричалки зачеркнули, и веганов пустят в колонну только с одним лозунгом „Труду да, насилию нет“. В таком случае смысл веганского блока терялся, и Вероника решила примкнуть к Монстрации. В это же время Галя Море организовывала „Большое первомайское шествие в защиту животных“. Веганы могли примкнуть к нему, но отказались.
Вероника Шалагинова Фото: Диана Корсакова
„Эта колонна якобы зоозащитная, объяснила Вероника. Но мы считаем, что рациональная зоозащита начинается с веганства, потому что нельзя защищать права одних животных и при этом нарушать права других. Я считаю, что только веганы и веганки являются частью зоозащитного движения, потому что нельзя защищать животных, нарушая их права. Блок Гали про различные узконаправленные акции, которые говорят, что одна эксплуатация хуже других. Мы не против отдельно цирков, шуб и всего подобного, мы против любой эксплуатации животных. Мы за веганство, а любая вариация не веганства это эксплуатация животных“.
Впрочем, когда зоозащитники пришли на демонстрацию, им сказали убрать все плакаты и молчать, „иначе хуже будет“. Веганам удалось выразить свою позицию на Монстрации. Борис Хохлов сказал, что специально сформулировал цель акции так, чтобы каждый мог выразить то, что хотел („Свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внутренней и внешней политики“). После того, как Монстрация закончилась, Борис сказал, что считает акцию политической, и что „любое публичное действие это уже политика“. Он намерен добиваться того, чтобы Монстрация вернулась в центр.
Фото: Диана Корсакова
„Дело даже не в том, чтобы идти вместе с главной колонной, а в том, чтобы просто иметь право пройти в центре. Возможно, не в главном шествии, а после него, как делают в Новосибирске. Почему одни граждане имеют более приоритетное право самовыражения, чем другие? У нас же есть закон, у всех должны быть равные права“.